Формирования словаря детей дошкольного возраста

С первых дней жизни малыша родители, задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т.д. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и др.

Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка. [29, с. 24]

Одной из основных задач педагогов является формирование социальной компетенции дошкольников на основе самостоятельного выбора вида деятельности, обогащение знаний детей о профессиональной деятельности взрослых. Необходимо показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребенку накопить социальный опыт, понять своё место в этом мире [28, c.124]

Труд – центральное социальное явление. Это содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте [21, с.15].

В.И. Логиновой в исследованиях отмечено, что знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада [11, с.23].

Разнообразная действительность позволяет ребенку непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения со взрослыми, основанные на совместных действиях. Эмоциональный и речевой контакт является центральным звеном, формирующим у ребенка мотивы для деловой формы общения. Общение и деятельность служат школой чувств и передачей социального опыта жизни среди людей. Ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять свое отношение к окружающему, проявлять свои способности. [17,с.32]

18 стр., 8524 слов

Формирование навыков конструктивной деятельности у детей старшего ...

... деятельности для детей, поскольку связано с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых [36]. Для конструктивно-технической деятельности взрослых ... способностей детей в ... конструкторского мышления является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов [33]. Что касается деятельности ... ребенка в первые шесть-семь лет жизни относятся к двум видам деятельности: ...

Трудовому воспитанию, то есть привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во развитии личности ребенка, в ближайшем будущем ученика школы. Главная цель трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста — это формирование у них нравственных ориентиров, трудолюбия, осознанности труда [17, с.32].

Так, в работах С.М. Котляровой указывается на то, что процесс формирования у детей представлений о труде взрослых является одним из средств воспитания уважения и любви к труду [7, с.45]. В ряде других работ также отмечается, что обогащение знаний детей о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, об отношениях, возникающих в процессе труда, способствует воспитанию положительного отношения к труду (А.М. Виноградова, Г.Н. Година, С.А. Козлова и др.) [14, с.19].

Исследования М.В. Крулехт посвящены изучению социального становления личности дошкольника. По мнению М.В. Крулехт, социальное становление происходит в ходе формирования системных знаний (об общественных явлениях, о жизни и трудовой деятельности людей и т. п.), что оказывает большое воспитательное воздействие на усвоение нравственных норм поведения, в том числе и на осознанное отношение к окружающему миру, к труду [8, с.26].

Кроме того, как отмечает А.Ш. Шахманова, формирование представлений о труде взрослых повышает у детей интерес к трудовой деятельности, вызывает желание быть похожими на тружеников, подражать им [30, с.31]. Вместе с тем, в исследованиях Г.П. Лесковой доказана возможность усвоения дошкольниками элементарного понимания общественной значимости труда и необходимость формирования таких знаний именно в дошкольном возрасте. Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд [10, с.14].

Таким образом, ознакомление с профессиями ставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить к нему интерес. Одновременно решается задача воздействовать на поведение детей – вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Зачастую дети имеют весьма смутное представление о мире профессий взрослых, особенно, если процесс труда недоступен для наблюдения (например – труд шахтера) или результат труда не выражен материально (например – труд экономиста, бухгалтера).

Даже если ребенок называет профессию мамы и бывал у нее на работе, он не всегда понимает суть ее профессиональной деятельности, не отделяет трудовые процессы от нетрудовых.

Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и старший дошкольный период. Большое влияние на старших дошкольников оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и дальнейшее формирования словарного запаса старших дошкольников.

14 стр., 6772 слов

Особенности общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности

... деятельности со взрослым и успешность освоения детьми новых игровых умений. Таким образом, данная курсовая работа посвящена исследованию особенностей общения детей со взрослыми в процессе игровой деятельности. Актуальность работы обусловлена недостаточным общением между воспитателем и детьми в процессе игровой ...

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребёнка. Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с трудом взрослых являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Развитие словаря понимается как длительный процесс овладения словарным запасом, накопленным народом в процессе его истории.

Актуальность проблемы формирования словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых на социально-педагогическом уровне продиктована также тем, что социальный заказ государства в образовании направлен на развитие социально активной и ответственной личности ребенка дошкольного возраста, любящей труд, способной к преобразованию окружающего мира, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании», в «Концепции дошкольного воспитания» и других нормативно-правовых документах страны. В них указано, что трудолюбие необходимо рассматривать как одно из базовых нравственных качеств личности, определяющих в будущем ее успешность и удовлетворенность жизнедеятельностью.

Обращаясь к актуальности исследования на научно-методическом уровне, следует отметить, что в настоящее время в практике работы дошкольных образовательных учреждений уделяется недостаточное внимание планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию словаря в процессе ознакомления с трудом взрослых.. В ДОУ предметно-развивающая среда не обеспечивает должного уровня обогащения словарного запаса дошкольников с учетом современных требований к личности ребенка на всех периодах дошкольного детства.

Существует востребованность в методических пособиях, рекомендациях для воспитателей, родителей по организации различных форм работы взрослых и детей, направленных на формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых.

противоречия

1) социальным заказом общества на выполнение функций, связанных с воспитанием социально активной личности, любящей труд и способной к преобразованию окружающего мира, и существующими традиционными подходами в дошкольных образовательных учреждениях, не всегда обеспечивающими должный уровень трудолюбия у детей;

7 стр., 3053 слов

Методы исследований социально-экономических процессов в регионе

... математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально-экономических и производственных процессов. В имитационных расчетах изучаемые социально-экономические и производственные процессы описываются в ...

2) необходимостью формирования словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и недостаточной разработанностью педагогических условий для обеспечения этого процесса;

3) стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых и отсутствием разработанных методических рекомендаций в практике педагогов.

Сформулированные противоречия обусловили актуальность проблемы, связанной с поиском модели, направленной на формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых

Важность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы исследования: «Формирование словаря в процессе ознакомления старших дошкольников с трудом взрослых».

Цель исследования, Объект исследования, Предмет исследования

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические вопросы формирования словаря старших дошкольников;

2. Проанализировать состояние проблемы ознакомление дошкольников с трудом взрослых;

3. Выявить сформированность представлений у детей о профессиях в ДОУ., Основу исследования, Методы исследования, Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап — изучение и анализ литературы по теме исследования. Формулировка проблемы, поиск основных направлений исследований, выработка объекта, предмета исследования, определение целей и задач эмпирического исследования.

Второй этап — проведение эмпирического исследования., Третий этап — обобщение и теоретическое осмысление полученных данных, оформление работы., Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРУДОМ ВЗРОСЛЫХ

1.1 Формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста

Ребенок, не владеющий словарным запасом, испытывает большие трудности, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Скупость словаря делает речь бесцветной, однообразной, а нередко непонятной для слушателя.

Именно в детском саду, где закладываются основы развития мышления и речи и создаются предпосылки для образования отвлеченных понятий, словарная работа должна приобретать особое значение [12, c.31]

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное усвоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [2, с.43].