Психология познания

Психология всегда была частью мировоззрения человеческих сообществ, играла важную роль в миропонимании, а также в преобразовании окружающего мира. Первые представления людей о мире были мифологическими. Особенность их была в том, что все вокруг наделялось свойствами живых существ (субъектов).

Следовательно, наиболее архаические представления людей были неизбежно сильно психологизированы – сам мир мыслился как построенный по законам чьих-то чувств, желаний, намерений, отношений.

Донаучная психология. Действительно, все мифы творения предполагают первых создателей – творцов мира и вселенной. Это были: Брахма (Индия), Ормузд (Иран), Один, Вили и Ве (Скандинавия), Эвринома и Офион (Древняя Греция периода матриархата), Гея и Уран (Древняя Греция периода патриархата), Йоруба (Западная Африка), Ра (Египет), Инь и Ян (Китай), Идзанаки и Идзанами (Япония) и многие другие у различных народов.

Во всех мифах обнаруживаются важные первоначальные затруднения: грехопадение (Библия, Талмуд), нарушение запрета (например, индейская история Пойа), трудный выход из-под земли (североамериканские индейцы), убийства (Древня Греция, Скандинавия, Библия), кражи (полинезийский Мауи, древнегреческий Прометей), излишнее любопытство (Пандора).

В основе каждой из таких трудностей лежат те или иные мотивы мифологических героев – ясно видно, насколько хорошо люди уже представляли себе психологические механизмы человеческих поступков, их многообразие и сложность.

Особенная мифологическая тема – любовь. Тема по истине бесконечна, порой кажется, что любовь в различных ее версиях и события вокруг нее составляют основное содержание ранней культуры.

Житейская психология. Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова “житейская” можно говорить также “повседневная психология” или “обыденная психология”. Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания. Сведения психологического характера и психологические умения мы обнаруживаем буквально на каждом шагу.

Во-первых, это народные пословицы и поговорки, в которых собраны многочисленные наблюдения и сформулированы житейские закономерности: Яйца курицу не учат, Стерпится – слюбится, Что город, то норов, что деревня, то обычай, Лицом хорош, да душою непригож, Не силен – не борись, не богат – не сердись, Попал в стаю – лай не лай, а хвостом виляй, Рука руку моет, Любовь не тетка, придет – не выгонишь, У кого много причин, тот много врет, Старые дураки глупее молодых, Седина в бороду – бес в ребро. Как видим, в них зафиксированы зависимости между характером и поведением человека, указания на желательное поведение, динамика человеческих устремлений.

3 стр., 1327 слов

Психология житейская, научная, прикладная и практическая: значение, ...

... его деятельности должна быть научная и практическая психология. психология прикладной практический житейский Список литературы [Электронный ... практическом плане, проводит научные исследования, осуществляет практическую помощь людям в решении жизненных проблем или обучает психологии. Важно подчеркнуть, что только люди, получившие специальное образование в области научной и практической психологии, ...

Во-вторых, это тексты по гуманитарным знаниям, а также по технике и естествознанию. В первую очередь – художественная литература, в которой мы находим множество тонких психологических наблюдений. Любое произведение подлинного искусства содержит идеи судьбы, течения и построения событий жизненного пути, поступков людей, т.е. самых важных и высших проявлений их психического склада, личностных качеств.

В-третьих, психологические знания и умения могут содержатся и в несловесной форме. Они опредмечиваются, материализуются во множестве продуктов, которые производит человек. Например, даже в простых орудиях труда (скажем, молотке) не только заложена специфическая операция, но и содержится способность человека этим орудием воспользоваться – это важная характеристика его уровня развития. Кстати, уровень психического развития ребенка мы также определяем часто в зависимости от того, какими орудиями и насколько успешно он умеет пользоваться (ложка, одежда, карандаш…)

Главные особенности житейской психологии: а) укорененность в культуре, мифологическое наследство, б) зависимость от исторического прошлого и национальных особенностей народа, в) высокая зависимость (в словесных выражениях) от господствующих в обществе идей – научных, политических, художественных…

Научная психология. Психология – очень старая и одновременно очень молодая наука. Как самостоятельная научная дисциплина существует чуть более ста лет, с тех пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего мира. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX века Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает ‘psyche’ – душа, ‘logos’ – наука, учение. То есть – «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.

Предметом психологии является психика человека и животных, включающая в себя различные субъективные явления. Одни из них, такие как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек использует, чтобы познать мир и самого себя в нем. Поэтому их называют познавательными процессами. Другие явления определяют направленность активности человека, его отношения к миру и людям, управляют поступками человека, их называют мотивационными процессами – к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы. Есть такой класс явлений, которые определяют процесс протекания деятельности человека, задают его исполнительский репертуар. Это умения, навыки, привычки, стиль («индивидуальный почерк») деятельности, темперамент – вместе они составляют инструментальную сферу человека. Существуют также такие интегральные явления (характеристики), которые имеют дело с целостным человеком, его индивидуальными особенностями, и которые выражаются в его взаимоотношениях с миром, регулируют его общение с людьми. Их называют психическими свойствами и состояниями – к ним относят волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание, личность, индивидуальность, характер. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

14 стр., 6543 слов

Воспитание и обучение детей раннего возраста «Проблема диагностики ...

... психического развития ребенка. Раннее выявление и коррекция проблем в развитии ... психического развития ребенка является предметная деятельность, ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику общения ребенка с окружающими людьми. ... специальной психологии и педагогики доказывают, что определяющими для развития ... Формирование перцептивных действий по отношению к разному ...

Первое, что потребуется вам для решения своих профессиональных задач, это умение различать объективные факты и психические (психологические, субъективные) факты. Главный признак последних в том, что они субъективны. Это означает, что они могут меняться в зависимости от того, о каком субъекте идет речь. Если субъектом являются отдельные люди, то факты способны меняться от человека к человеку, если субъектом является группа, то различные группы могут порождать различные факты. Предлагаемый критерий довольно точен – вам достаточно спросить себя: если бы здесь был другой человек, получили бы мы то же самое событие (явление, мысль, поступок, действие, операцию, суждение, отношение и проч.) или нет. Если ответ отрицателен, то это и означает, что вы имеете дело с психическими фактами. Они могут быть сколь угодно субъективны, но это и есть психические факты. В приведенных ниже примерах вы увидите, как различаются объективные и субъективные факты.

1. Некий человек говорит о ком-то другом гадости – это факт объективный (говорит) и одновременно субъективный (он именно так говорит).

2. Человек жалуется на плохую память («не помню, как это произошло, у меня вообще трудности с памятью») – объективно фиксируется факт жалобы или отказа вспоминать. Субъективно же это может быть все, что угодно: действительно жалоба, просто нежелание, боязнь свидетельствовать, недоверие собеседнику и пр. В последнем перечне все это психические факты, поскольку у разных людей мотивы приведенного высказывания могут быть различны.

3. Некто выглядит расстроенным, рассеянным, подавленным, говорит негромко, часто отвлекается от сути разговора – вы можете предположить, что он чем-то расстроен, опечален, обеспокоен и т.п. Как объективный факт вы можете зафиксировать только то, как выглядит его поведение, а то, что вы предположили – это ваше заключение о причинах его поведения. Чтобы ваши предположения стали фактом, их необходимо еще проверить. Практическая проблема состоит в том, что психические факты, в отличие от объективных, не только трудно фиксировать, но еще труднее – подтверждать или проверять.

Таким образом, мы выяснили, что объективные факты – это то, что можно наблюдать со стороны, а психические факты – то, что составляет субъективный опыт человека. Что такое внутренний, или субъективный опыт, вы поймет, если обратите взор внутрь себя. Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства. Так, вы видите помещение, в котором находитесь, пытаетесь понять данный текст, вам в данный момент может быть грустно или скучно, вы что-то вспомнили, чего-то хотите… Все перечисленное – элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.

2 стр., 835 слов

Предмет, задачи, методы медицинской психологии

... работы являлось определение задач, предмета, методов медицинской психологии. На основе данной работы можно сделать следующие выводы ["https:// ", 20]. Клиническая (медицинская) психология — это наука, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, методы и способы диагностики ...

Важнейшая особенность психических фактов (явлений) – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим и т.п.; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами, и зрителями. Поскольку события на этой сцене видит лишь один зритель – именно сам актер, то фактами эти события в строгом смысле слова являются только для самого человека. Для внешнего же наблюдателя, такого рода внутренние события принято называть явлениями, процессами и т.п.

Психология как наука и как вид практики имеет дело в первую очередь именно с такого рода психическими явлениями, процессами, их содержанием, протеканием, структурой и т.п. – со всем тем, что составляет психику. В общем виде психология есть наука о закономерностях происхождения, функционирования и развития психики во всех ее проявлениях. Более детальное раскрытие того, что есть психология, может быть дано через описание решаемых психологией задач. Мы совместим это с указанием на некоторые разделы психологии.

Разделы психологии по отраслям знаний: общая психология, социальная психология, психология труда, инженерная психология, возрастная психология, педагогическая психология, психофизиология, юридическая психология, психология управления, экономическая психология и многие другие. Разделы психологии по видам решаемых задач:

Психодиагностика – область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Пожалуй, не специалисты в психологии наиболее часто сталкиваются именно с психодиагностикой в виде тестов и опросников. Для решения ряда важных прикладных задач используется психологическая экспертиза – квалифицированное официальное заключение специалиста-пси­холога, отвечающее на поставленные заказчиком вопросы. Наиболее распространенные виды психологической экспертизы: судебно-психологическая, психолого-медицинская, психолого-психиатрическая, психолого-педагогическая.

Психотерапия – область практики, в которой ведется комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах. Условно различают клинически ориентированную психотерапию (основной специалист – врач-психотерапевт) и личностную (психолог-кон­сультант).

Последняя часто носит название психологическая коррекция, но в общем, область эта по задачам несколько шире, чем личностно ориентированная психотерапия. В ее рамках решаются также проблемы коррекции познавательных процессов, поведения и др.

Психотехника – область психологической практики, которая ориентирована на усовершенствование тех или иных психических функций (внимания, памяти, воображения, точности восприятия), развитие умений с заданными характеристиками (для задач в спорте, театре и т.п.).

2 стр., 919 слов

Активные формы обучения и возможности их использования в преподавании психологии

... несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. 1. Методы обучения психологии Методы программированного обучения предполагали перестройку традиционного обучения ... ученик поднимет руку; 3) систематически спрашивать тех, кто не проявляет активности, поощряя их в случае удачного выступления. Опыт показывает, что при ...

Описанные разделы психологии, выделенные по характеру решаемых задач, составляют стремительно развивающуюся отрасль – практическую психологию.

Как всякая самостоятельная наука и область практики, психология располагает специфическим набором методов – средств решения научных и прикладных задач.

Методы психологии можно разделить на три больших класса: методы исследования, методы обследования (диагностики) и методы преобразования (целенаправленного воздействия).

Методы исследования, в свою очередь, делятся на описательные, такие как наблюдение, опросы, беседа, изучение отдельных случаев, и экспериментальные, направленные на проверку важных для теории предположений. В большинстве случаев используются большие выборки испытуемых и специальные схемы сбора и обработки данных, чтобы минимизировать вероятность ошибки. Основная задача этих методов – получить новые знания, выявить новые закономерности, получить более полное или точное понимание.

Методы обследования направлены на выявление фактического состояния психического мира человека, наличных его характеристик. Это такие как тесты, беседа, наблюдение (беседа и наблюдение оказываются в разных группах в зависимости от задач, для решения которых они привлекаются).

Методы преобразования не поддаются перечислению, поскольку количество их очень велико и продолжает постоянно увеличиваться. Основное их назначение – решить задачу по внесению изменений: откорректировать, улучшить, перестроить и т.п.

1. Деятельность человека – основа психического отражения

Перед человеком в той или иной форме стоит несколько фундаментальных проблем. Во-первых, как всякому живому существу, ему просто необходимо жить. Это, в общем-то, эволюционно (биологически) определенная задача – выжить самому и продолжить свой род. Люди, с одной стороны, искажают ее, уничтожая себе подобных и окружающую среду, насилуя свою биологическую природу, порой убивая себя. С другой стороны, эта потребность пробивает себе дорогу в культуре как гуманность: через признание человеческой жизни высшей ценностью, а человека – целью цивилизационного развития и усовершенствования.

Живое существо и в дикой природе не может получить гарантию того, что в следующий момент оно не погибнет. У человека же в силу указанной двойственности само существование оказывается под сомнением, так что в каждый момент времени каждому приходится для себя подтверждать свое существование (перепроверять этот факт).

Данная тенденция выражается в стремлении выделить себя из окружения, найти границу между «Я» и «не–Я». Это во-вторых.

И, в-третьих, перед каждым человеком стоит необходимость обнаружить ориентиры в окружающем мире (в природе и среди людей), научиться этими ориентирами пользоваться. Другими словами, научиться жить в тех условиях, которые он имеет.

Решить эти проблемы человек может только посредством собственной активности (как субъекта деятельности) – путем исследования и преобразования окружающего мира. Чтобы обозначить в терминах эту закономерность, в отечественной психологии используют понятия «потребность» и «деятельность».

6 стр., 2954 слов

Мир глазами ребенка с проблемами в развитии

... в себе и добрым человеком, и будет дарить любовь другим детям. А ещё наш мир-мир несправедливости, ненависти, алчности. Мы ... помощи соответствующей техники, фотограф или рисует необходимый ему образ искуственным или натуральным светом(при помоще зонтов и отражателей, ... той же, только древний человек учился лучше — от этого зависела его жизнь. ПРИРОДА МИр моими глазами Автор фотография по большому ...

Потребности – это состояние психики, вызванное каким-либо недостатком в организме или внутреннем мире человека. Указанные выше проблемы формируют соответствующие им потребности: жить, удостоверяться в существовании, ориентироваться в мире. На их основе формируется огромное разнообразие более частных потребностей. Кроме того, по ходу развития человечества у людей возникают все новые и новые потребности, прямо не связанные с биологическими, но которые обладают теми же характеристиками, что и биологические. Во-первых, потребности властно «требуют» своего удовлетворения. Во-вторых, после удовлетворения на какое-то время как бы исчезают, уходят на задний план, но актуализируются каждый раз, когда возникает соответствующий им недостаток.

Такое требование субъективно ощущается как некоторое напряжение, стремление что-то сделать, произвести какие-то изменения – формируется потребностное состояние. Его характеризуют готовность к активности, направленной на разные предметы (явления, вещи, люди).

Это состояние (требование) стремится проявиться в поведении человека, ищет свое внешнее выражение. Как только будет найден предмет, способный удовлетворить данную потребность, его образ встает пред нашим взором, направляет и организует активность к удовлетворению данной потребности.

Деятельность – это целенаправленная активность, реализующая потребности субъекта. Это есть такая активность, которая организуется образом желаемого будущего, достигнув которого, человек удовлетворит ту или иную свою потребность. В соответствии с базовыми и с некоторыми другими потребностями, можно указать на ряд особенностей человеческой деятельности.

1. Деятельность позволяет человеку жить, в ней сама жизнь находит свое выражение– деятельность составляет ее сущность. Удовлетворение всех потребностей возможно в первую очередь потому, что актуализированная (обостренная, требующая) потребность приводит человека в состояние активности, направленной на ее удовлетворение. Эта активность (по определению) и есть деятельность. Стоит разладить механизм перевода потребности в деятельность, или механизм поддержания деятельности, немедленно возникает угроза жизни человека (как организма, как члена общества или как личности).

2. Деятельность обеспечивает человеку и возможность удостовериться в собственном существовании. Психика и человеческое сознание рождается и поддерживается на границе между «Я» и «не–Я» – там, где активность встречает сопротивление предметов или явлений окружающего мира. Именно на острие своей активности человек (бессознательно) удостоверяется в том, что он существует: как я действую на предметы, явления или людей, так и они действуют на меня, выделяя из окружения, обозначая границы возможностей моего Я, следовательно, подтверждая тем и сам факт моего существования.

3. В деятельности же человек (ребенок) открывает для себя внешний мир, ориентируется в нем. В экспериментах показано, что достаточно обездвижить (зафиксировать в корзинке, не позволяя двигаться) котят на пару недель в момент, когда они начинают прозревать, чтобы сделать их на долгое время функционально слепыми. Несмотря на то, что орган зрения остался неповрежденным, слепота устраняется очень медленно, поскольку прошел момент, когда активные движения в наилучшей степени формируют способность глаз ориентироваться в пространстве.

4 стр., 1542 слов

Эмоции, стресс и психологическое здоровье

... психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенное известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека ...

Если в подобное положение попадают младенцы (например, в доме малюток), они также сильно отстают в своем психическом и даже физическом развитии, что также можно рассматривать как доказательство жизнепорождающей силы активности, деятельности.

4. Ориентировка в мире происходит в соответствии со связями, которые устанавливает ребенок с миром. А любая активность ведет к образованию связей человека с миром. Такие связи образуются там, где активность наталкивается на сопротивление, т.е. опять-таки на границе между «Я» и «не–Я». Поскольку всякое столкновение несет в себя как возможности, так и угрозы, такие связи небезразличны для человека. В этом свете ясно, что мир будет познан лишь в той степени, в которой это имеет для него смысл, приобретает жизненно важное значение. С другой стороны, познанию подлежит все, что небезразлично для человека.

Вся совокупность небезразличных для человека связей с миром составляет его жизненные смыслы. Человек, как и всякое живое существо, живет благодаря таким связям, поскольку в них оказываются схвачены как особенности мира, так и интересы (потребности) самого человека. Всю совокупность таких связей человек постоянно «носит с собой» в виде субъективных структур, которые он использует в качестве объяснений, теорий, схем, моделей поведения и пр. В этих структурах находит отражение (фиксацию) опыт взаимодействия с миром: желания, впечатления, понимания, стратегии взаимодействия. В сумме они составляют смысловые структуры человека (часть из них осознается, часть же нет).

В них содержится одновременно описание внешнего мира, в который погружен человек, и переживание самого себя в этом мире. Все это создается человеком в результате своей активности, все это и составляет суть его психику, его сознание. Так образуется уникальное психическое образование – Образ мира.

2. Образ мира – объяснение мира и руководство к действию в нем

Образ мира – это мир образов, с помощью которых человек описывает окружающий его мир и самого себя. Эти образы содержат в себе далеко не только изображения, полученные с помощью органов чувств. В них содержатся также усилия, которые при этом были затрачены, проблемы, которые возникали, интересы, ради которых обследовалось окружение, достигнутые успехи, а также и эмоции, сопровождавшие весь этот процесс. Короче, образы содержат взаимодействия с миром, деятельности в нем, которые совершались в ходе овладения своими силами и преодоления сил, с которыми сталкивался ребенок в своем окружении: другие люди, законы физики и пр.

Если присмотреться поближе, то можно понять, что образ мира складывается из двух источников. Вопреки обыденным представлениям, он содержит не одни только представления о внешнем мире как таковом. В нем также властно представлены собственные действия и переживания человека. Таким образом, мир образов возникает там и тогда, где и когда встречаются две тенденции. Первая – это стремление человека выразить себя в мире, занять собой некоторую территорию в нем (не только физическую, но и символическую).

Вторая – требования внешнего мира, его диктат.

Создание образа мира в раннем детстве.

Можно наметить примерную последовательность, в соответствии с которой происходит формирование образа мира.

10 стр., 4847 слов

Вызывает у человека скуку; рассогласование выражений различных ...

... в своей книге «Психология взаимопонимания. Неправда, ложь, обман» уделяет внимание таким категориям лжи, как: Обман обещаниями - этот тот вариант обещания, который даётся человеком только для того, чтобы ... все попытки скрыть это. Одним из способов сокрытия переживаемых чувств является имитация эмоций, не испытываемых на самом деле. И порой такая имитация действительно помогает скрыть ...

1. Первые элементы будущей картины мира закладываются в дородовой период. Ребенок в утробе матери еще не может иметь знаний об окружающем мире, существуют только ощущения, которые и дают первоначальные представления о нем. Это и есть его мир: «Мое ощущение и есть мой внутренний мир». Весь внешний мир представлен почти исключительно в виде телесных ощущений (некоторую долю, вероятно, вносит слух).

Характеристики мира поэтому вначале задаются через состояние самого себя (хорошо ли, плохо ли мне).

Внешний мир начинает познаваться на языке собственных ощущений, описываться через внутреннее состояние. В специальных экспериментах (Ч. Осгуд) выяснено, что в основе образа мира людей лежат три базовых измерения: оценка (хорошо/плохо), сила (позже это будут: могу/не могу, легко/тяжело) и активность (позже это будут: быстро/медленно, громко/тихо, много/мало).

2. При рождении возникает необходимость овладеть миром через новые ощущения. Ребенок начинает осваивать окружающее его пространство. В той степени, в котором ребенок овладевает им, оно становится, собственно его миром. Физическое пространство входит в нас через мое ощущение его в ходе активного взаимодействия с ним.

3. По мере того, как ребенок овладевает миром, он помечает мир собой («Я обслюнявил, обрисовал, обцарапал все вокруг себя»), покоряя его не только физически, но и символически. Этим ребенок не столько помечает собой мир, он скорее погружает его в себя, почти буквально – через рот. Постоянно «съедаемый» и «обкакиваемый» мир становится роднее, ближе, понятнее. Но одновременно он же приносит все новые и новые сюрпризы – удивления, разочарования, боль. Создаваемый в ходе собственной активности внутренний мир, как и мир внешний, оказывается постоянно меняющимся – как только мы начинаем понимать мир, он начинает меняться. Результат познания начинает изменять то понимание нашего мироустройства, которое было сформировано изначально. Оба мира – внутренний и внешний – перетекая друг в друга, становятся зоной с непредсказуемыми изменяющимися условиями.

4. Внутренний (как и внешний) мир заметно усложняется, когда оказывается, что окружающие люди тоже помечают мир собой, своими символами, своими смыслами. Поэтому ребенок продолжает осваивать, теперь уже, миры других людей, которые наслаиваются, взаимно пересекаются, взаимно накладываются друг на друга. Происходит наложение своих смыслов на смыслы других, происходит осмысление мира других. Общение с папой, мамой, другими родственниками и людьми приходится менять в зависимости от того, какие смыслы обнаруживаются в этом общении: опасность/безопасность, уверенность/неуверенность, способность/неспособность и др.

Ограничение на свой субъективный мир, которое накладывается со стороны субъективных миров других людей, является ударом по самолюбию, так как разрушаются ощущение собственной уникальности. Ребенок одновременно радуется общению с другими и при этом переживает себя зависимым от них же. Раньше или позже встает проблема выделить себя из других, стать независимым – так рождается личность, складывается индивидуальность. Вся дальнейшая история жизни – это напряженный поиск баланса между: а) субъективным стремлением себяполагания в мире, самовыражения, произвола индивидуальности и б) объективной необходимостью подчиниться диктату реальности, учесть произвол других людей.

4 стр., 1929 слов

Жизненный мир человека

... с ситуацией – человек пытается создать для себя новый мир, в котором он попытается восстановить целостность. Жизненный мир – место пребывания сознания (которое есть местообразование всех возможных смысловых оформленностей жизненного мира). Жизненный мир – мир человеческого, повседневного ...

Таким образом, внутренний мир, образ мира – это совокупность связей, которыми мы связаны с внешнем миром. Мы продолжаем жить с другими, мы остаемся в мире, даже оставаясь наедине с собой, так как мы содержим их (его) внутри себя, они представлены в нас. Когда я веду внутренний диалог, это ведут диалог «перенесенные» внутрь люди и обстоятельства.

Использование образа мира.

Образ мира – это инструмент, с помощью которого человек (ребенок) объясняет мир. Причем начинает делать это задолго до того, как приобретает способность к рассуждению и доказательствам. Способ объяснения прост и сложен одновременно. Это толкование – приписывание миру свойств на основе своего опыта проживания в нем. В качестве языка, на котором описывается окружающая действительность, используются собственные ощущения, переживания, устремления и проблемы. Результаты толкования принимаются на веру. Несмотря на то, что объективно они представляют допущение, предположение, набор гипотез, субъективно все же воспринимаются как самоочевидность, поскольку добыты были собственными усилиями. Следовательно, каждый из нас обладает картиной мира, имеющей множество неточностей, иллюзий. Искушенный в психологии человек умеет их обнаруживать, исправлять или использовать.

Образ мира является также инструментом, с помощью которого человек ориентируется в мире. Куда бы мы ни передвигались, мы всегда поддерживаем связи с контекстом, постоянно находимся в системе многомерных координат: пространственных, символических, смысловых. Потеря таких координат есть потеря сознания, утрата знания, где мы сейчас находимся, кто мы такие, с кем в данный момент встречаемся. То, что мы привыкли считать потерей памяти есть нарушение процесса извлечения содержания из образа мира в необходимом порядке – извлекается, да не то. Такого рода нарушения составляют часть болезненной симптоматики, указывающей на серьезные нарушения психики. В норме они тоже случаются: каждый из вас способен припомнить случаи, когда он как бы терялся, утрачивая на какое-то мгновение ориентир в мире. Это иногда бывает в момент пробуждения после ночного сна, или если сон сморил во время длительной поездки, а взгляд в окно в первый момент не позволяет понять, где именно вы сейчас находитесь, какую местность проезжаете. В таких случаях приходится искать какие-то зацепочки, позволяющие восстановить знакомую картину, определиться, где я в данный момент нахожусь, где что находится и пр.

Образ мира есть также инструмент, благодаря которому человек производит изменения в мире. Всякое изменение сначала задумывается, производится в плане воображения (т.е. в пространстве образа мира), испытывается на идеальной модели, и лишь затем претворяется в мир. Если бы такой возможности не существовало, нам, во-первых, было бы гораздо труднее избегать опасностей, и, во-вторых, сделало бы невозможным прогресс человечества.

Таким образом, мы выяснили, что человек есть создатель и владелец индивидуального (субъективного) мира, организованного как образ мира внешнего. Особенность его в том, что он создается с нуля на основе своих переживаний, а затем постепенно приводится в соответствие с законами окружения. Опорой образа мира являются жизненные смыслы, которые связывают потребности человека с особенностями среды обитания – природной и социальной.

3. Эмоции и чувства – субъективные индикаторы смысла

В психике человека есть особенные специфические процессы, обеспечивающие быструю оценку происходящих в мире событий. Это – эмоции. Их задача – сигнализировать, насколько важны те или иные события, происходящие в окружающем мире, и в которые оказывается (или может быть) вовлечен человек. Другими словами, эмоции сообщают нам о том, какой жизненный смысл имеют события. Именно эмоции отражают личную значимость познания через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес. Происходит это, в общем, по тем же базовым измерениям, которые сложились еще в дородовой период: оценка, сила и активность. В пределах каждого измерения эмоции колеблются между крайними полюсами (соответственно): удовольствие/неудовольствие, напряжение/раз­рядка и возбуждение/успокоение (В. Вундт).

Если наложить эти субъективные переживания на содержание воспринимаемых событий, то мы получим огромное количество возможных оттенков эмоций и чувств. Учтем также, что эмоции постоянно сканируют события, мгновенно оценивая их. Скорость такого оценивания столь велика (в пределах 0,22-0,35 сек), что происходит еще до того как мы успеем осознать, в какое именно событие мы оказались вовлечены.

Эмоции сопровождают буквально каждый момент нашей жизни. Даже если нам кажется, что никаких чувств мы не испытываем, работа по отслеживанию значимости событий не прекращается. То, что эмоциональные реакции малозаметны, свидетельствуют лишь о том, что происходящие события, условия нашей деятельности (даже если это бездействие) не требуют специального внимания, то есть, малозначимы для нас.

Следовательно, основная функция эмоций – дать ориентировку в жизненных смыслах, указать приоритеты, согласно которым следует строить свое поведение. Однако это не единственная «работа», которую выполняют эмоции. Другие функции не менее важны.

Эмоции выступают силой, которая фиксирует образы – основной строительный материал субъективного мира человека (образа мира).

Разнородные по содержанию, происхождению и внешним признакам образы восприятия, памяти, воображения, результаты мыслительной деятельности стремятся ассоциироваться между собою на основании общего эмоционального впечатления, которое с ними связано. Более того, в образ мира интегрируется (включается) в первую очередь то, что помечено эмоциями. Новые образы «вшиваются» в образ мира благодаря сходству эмоционального тона. Эмоциональные связи выступают средством гибкого соединения фрагментов опыта между собой.

Важная работа эмоций состоит также в том, чтобы готовить к предстоящему виду активности организм, психические процессы и душевное состояние. Эмоции способны предвосхищать события, на основе интуитивной логики улавливая тенденции их развития. Вообще, эмоции являются эволюционно первой системой текущего анализа опыта, выделения из него информации, на основе которой можно сделать прогноз. Мудрость эмоциональных реакций, их высокая информативность, похоже, пока не оценены по достоинству. То, что эмоции тесно связаны с физиологическими и мышечными процессами, делает их в ряде случаев даже более надежными индикаторами, указывающими желаемое и полезное развитие событий (в режиме бессознательного сканирования), чем рациональный анализ.

Эмоции – это общий термин для всех указанных процессов. Существует немало других понятий, которые также обозначают различные виды эмоциональных явлений. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Наиболее мощная эмоциональная реакция – аффект. Он полностью захватывает психику человека, как бы сплавляя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными и тем самым образуя обобщенный аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом, включая сопутствующие ассоциации и движения. Отличительные черты аффекта – ситуативность, обобщенность, значительная интенсивность и малая продолжительность. В аффекте резко изменяется внимание, снижается его переключаемость, и в поле восприятия удерживаются только те объекты, которые в связи с переживанием вошли в комплекс. Все остальное осознаются недостаточно, и это одна из причин практической неуправляемости аффектом. Кроме того, нарушается концентрация внимания, человеку трудно сосредоточиться и предвидеть результаты своих поступков, меняется мышление, разрушается целесообразность поведения.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, — более длительные состояния. Это реакция не только на события свершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые. Если аффекты возникают к концу ситуации, то эмоции смещаются к началу действия и предвосхищают результат. Они носят опережающий характер, отражая события в форме обобщенной субъективной оценки.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это тоже эмоции, но они отличаются большей тонкостью, детализированностью переживаний, в которых видное место занимают эстетические и моральные компоненты. Сравните: мы говорим «эмоция страха», но «чувство тревожности», чем подчеркивается различие в интенсивности (силе) эмоционального явления. Или: «чувства ненависти, любви», указывая на небиологических характер переживаний. Чувства выражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым).

Настроение – самое длительное или эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Известно, например, что одна и та же работа при разных настроениях может казаться то легкой и приятной, то тяжелой и удручающей. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. Более того, источник, определяющий то или иное настроение, далеко не всегда осознается.

наиболее мощное проявление эмоций, вызывающее комплексную психологическую и физиологическую реакцию, направленную на борьбу с неблагоприятными для психики и организма факторами. С помощью стресса организм мобилизует себя целиком на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. Стресс является составной частью жизни каждого человека, и его нельзя избежать так же, как еды и питья, он даже создает «вкус к жизни». Вместе с тем длительное или запредельно сильное стрессовое состояние разрушает организм, нарушает психические процессы.

Таким образом, эмоции отражают отношение человека к событиям внешней и внутренней среды. Эмоции усиливаются при информационном дефиците и способствуют его преодолению, повышая чувствительность системы восприятия. При этом открываются шлюзы для приема дополнительной информации. Однако чрезмерное повышение чувствительности при неблагоприятных условиях может способствовать развитию соматических и нервных заболеваний. Важно уметь осознанно регулировать уровень своей эмоциональной возбудимости, чтобы эффективно решать задачи на фоне физического и психического здоровья.

4. Сознание, язык и речь. Бессознательное

У животных психика формируется и развивается в процессе приспособления к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Это возможно в той степени, в которой человеческая психика – сознание – приобретает качественно новые характеристики. Нам необходимо кратко обозначить их, указать, чем сознание отличается от психики животных. Основные характеристики (свойства) сознания таковы:

Знаковость – использование знаков как носителей содержания. Всякое содержание сознания устроено так, что использует искусственные (культурно выработанные) средства. Такими средствами и являются знаки – искусственные указатели на некий фрагмент реальности. Искусственные, значит изобретенные человеком, не существующие в природе сами по себе. С помощью того или иного знака мы указываем на соответствующий ему фрагмент внешнего мира, тела или психики человека. Самые привычные знаки – слова, жесты, символы, другие графические или поведенческие обозначения. Они то и становятся элементарными единицами содержания сознания, которые в различных соединениях составляют знания человека. Это зафиксировано в самих словах: сознание, обозначение и пр.

Орудийность – использование в работе сознания орудий как искусственных (культурно выработанных) средств и стратегий воздействия на тот или иной фрагмент внешнего мира, тела или психики человека. Понятие орудия охватывает не только материальные средства, усиливающие или расширяющие возможности тела человека (молоток, нож, кирпич…), но и идеальные, усиливающие и расширяющие возможности его психики (способы счета, ориентации на местности…).

Главный элемент процессов сознания, т.о. – это орудийное действие.

Предметность – обязательная отнесенность знака (значения) или орудия (действия) к некоторому фрагменту внешнего мира, тела или психики человека. Даже фантазия, и та или уже имеет соответствующий предмет (желание, например), или этот предмет будет создан в будущем (изделие, художественное произведение и пр.).

Благодаря свойству предметности деятельность человека не теряется в глубинах психических процессов, а соотносится с жизненными явлениями, оказывает на них преобразующее действие.

Категориальная организация – такое устройство сознания, при котором содержание сознания организованно в классы, подклассы и т.д., образуя сложнейшую иерархию, соподчиненность. Особенность такой организации состоит в высокой подвижности (в норме), в способности гибко перенастраиваться на характер решаемой задачи, на особенности условий с учетом возможностей человека. Категориальный принцип организации сознания позволяет создавать такую сложную систему, которую мы выше называли образом мира.

То, что сознание «соткано» из знаков и орудий, имеющих свои предметы (возможность приложения к внешнему миру), и организованных между собой в сложную систему категорий, характеризует его как продукт общественно исторического опыта, который усваивается ребенком в общении со взрослыми. Человек овладевает знаковой формой отражения (сознанием) в процессе реального включения в жизнь общества: как человек он не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность. И только в этом смысле сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Но «высшесть» отнюдь не означает, будто более высокой формы отражения действительности, чем сознание, нигде в мире не существует – мы не можем этого знать или утверждать на данный момент исторического времени.

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. Язык – это особая система знаков, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. В языке знаки (знания о мире) становятся орудиями воздействия на других людей, организации их совместной деятельности, познания окружающей действительности. Будучи усвоен конкретным человеком, язык становится реальным содержанием и средством организации сознания этого человека.

Процесс усвоения языка неотрывен от овладения речью. Речь – это тот же язык, но озвученный, свою жизнь получающий в момент актуального перевода мысли в ее словесное (знаковое) выражение. Речь по своим закономерностям близка тому, как функционирует сознание – это живое (в настоящий момент происходящее) оперирование знаками как орудиями выражения своей мысли, намерения или впечатления, как орудиями преобразования знаний, намерений, состояний и т.д.

Осознание – это процесс приведения содержания сознания в такую форму, когда оно может быть передано кому-нибудь другому. Осознанное содержание – это содержание, о котором можно рассказать кому-нибудь. Осознание может происходить в форме зрительных, слуховых или иных образов, которые находятся в поле внимания и о которых мы в состоянии рассказать. Однако не обязательно другому человеку. Можно и себе самому – это и означает отдавать себе отчет о происходящем. В этом смысле сознание есть осознанное бытие.

Однако далеко не все содержание сознание находится в осознаваемом состоянии. Оно до поры до времени покоится как бы во мраке, не освещенное вниманием. Некоторые разделы образа мира, продолжая активно работать в качестве модели мира, остаются практически недоступны для осознавания. Такие отделы нашей психики мы называем бессознательным. Это не значит, что они обладают другими чем описанные выше базовыми характеристиками, чем сознание. Просто они способны работать без контроля с помощью осознания.

Бессознательное – это такие разделы сознания человека, которые не предполагают (не требуют или плохо поддаются) непосредственной актуализации в поле внимания – осознания. Разумеется, степень осознанности/неосознанности у различных частей образа мира различается. В этом смысле можно говорить также и о предсознании (и даже о надсознании).

В зоне ясного сознания находит свое отражение лишь малая часть всех одновременно поступающих из внутренней и внешней среды сигналов. Сигналы, попавшие в зоны ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные также используются для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. С точки зрения современного понимания сознание и бессознательное работают в режиме гармоничного единства. Когда перед нами возникают обстоятельства, затрудняющие выбор стратегии поведения или требующие нового способа решения, эти обстоятельства попадают в зону ясного сознания. Но как только решение принято, стратегия найдена, управление поведением передается в сферу бессознательного, а ресурсы внимания освобождаются для решения новых задач. Несмотря на то, что в каждый данный момент лишь малая часть всех процессов регулируется осознанно, сознание может оказывать определенное влияние и на неосознаваемые процессы. Бессознательное объединяет все те факторы, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия внимания.

Многие исследователи считают, что в область бессознательного входят также: психические явления, возникающие во сне; ответные реакции, которые вызываются неосознанными раздражителями; движения, ставшие автоматизированными; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели и др. Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно связано с ним.

Кроме понятия индивидуального сознания, которое мы до сих пор обсуждали, в практической работе можно использовать и понятие обыденного (массового) сознания. Обыденное сознание – это часть общественного сознания, характеризующая тем, что оно присуще большому количеству людей, является носителем культуры данного народа, его характера. Его особенности состоят в том, что в нем большое место занимают иррациональные моменты: мифы, суеверия, предрассудки (не как отрицательные понятия), наряду с рациональным знанием и логикой. Особенная смесь мифологического и научного мировоззрений создают систему, которая оказывается терпима к противоречиям, предоставляет возможность «доказать» почти все что потребуется, верить во все, что привлекательно. В этом залог гибкости и устойчивости обыденного сознания – оно способно выдержать, поглотить самые неожиданные политические или культурные перепады. Здесь же кроется и причина консервативности обыденного сознания, обеспечивающей преемственность национально-культурных особенностей.

В характеристиках обыденного сознания находят объяснение многие феномены, такие как мода, смена идеологических ориентиров, устойчивость религиозных представлений, необычное влияние обаяния лидеров и пр. Опора на веру характерна не только для архаических обществ, но и для современного. Так, мы привыкли доверять квалификации других людей (например, ученых).

Доверяем настолько, что многим из них доверяем свои жизни: наше доверие пилоту пассажирского самолета, пожалуй, даже сильнее, чем у первобытного человека своему шаману. Разница здесь лишь по внешнему оформлению, а не по сущности.

Например, выпускники экономических факультетов покидают университет, обладая научным экономическим мышлением, но далеко не каждый из них способен стать успешным предпринимателем – лишь те, кто за рациональным знанием не потерял способность интуитивно (иррационально, почти магически) чувствовать конъюнктуру и тонкие рыночные законы. Скорее наоборот, успешными чаще становятся те, кто экономического образования не имеет – за счет последующего дообразования они повышают успешность уже позже. То же можно сказать и о психологах: образованный. еще не значит эффективный. Возможно, психолог успешен, если он немного шаман, а предприниматель – если он немного авантюрист.

Подводя итог этой лекции, подчеркнем, что вся психика человека (сознание) организована как сложная подвижная модель мира (образ мира), которая возникает в месте встречи активности самого человека (деятельность) и свойств окружающей среды, в которой важнейшую роль играют люди. Однако сколько бы ни старались окружающие люди, овладение человеческими качествами зависит от активности самого ребенка. Активность эта порождается в соответствии со связями, которые возникают между ним и окружающим миром (жизненные смыслы).

Насколько такая активность успешна с точки зрения потребностей человека, мгновенно сигнализируют эмоции, которые собой «прошивают» всю жизнедеятельность человека.

Заключение

В процессе деятельности прежде всего необходимо затронуть проблему акселерации, выражающуюся в интенсивном физическом росте подрастающего организма, более раннем физическом и половом созревании молодых людей. Исследования, проводившиеся во многих странах мира (Tanner J. M. Phisical Growth. In : Carmichael’s Manual of Child Phisychology. New York: Wiley, 1970; Rodney Stark. Sociology. Belmont, California, 1989).

Показывают, что столетие назад большинство людей достигало своего взрослого веса и роста не ранее 25-летнего возраста. Сегодня же большинство людей завершает свой рост к 18 годам, а половой зрелости достигают в 12-13 лет по сравнению с 17-18 годами столетие назад. Ученые пытаются выяснить причины акселерации, однако нас в большей степени волнуют их последствия, оказывающие влияние на образовательный процесс.

В первую очередь, последствия раннего созревания сказываются на изменении сексуальных норм. Если в прежние времена возраст половой и социальной зрелости практически совпадал, а регуляция социальных сексуальных норм осуществлялась посредством брака, то увеличение возрастного разрыва биологического и социального созревания до 10 лет и более приводит к тому, что традиционный образ действий в отношениях “сексуальная зрелость — свадьба” становится все более неприемлемым. Результатом этого явился великий сдвиг в сексуальных нормах. Предсупружеское сексуальное поведение сейчас широко распространено и уже завоевало значительное социальное признание как во всем цивилизованном мире, так и у нас в стране.

Может возникнуть вопрос: какое отношение имеет сексуальная революция к воспитательно-образовательной сфере? На наш взгляд, прямое. Если раньше сексуальные отношения были свойственны исключительно “взрослому” возрасту, а на сексуальные отношения накладывалось определенное “табу” до момента взросления, имеющего четко определенные границы, то теперь, когда граница нарушена, размыта, размываются и нормы “взрослости”. Взрослые раньше имели определенные преимущества, а следовательно, обладали большим авторитетом и властью над детьми, которым некоторые вещи были категорически запрещены. Изменение сексуальных норм приводит к потере преимуществ, а, следовательно, к потере власти над детьми. Непререкаемость и властность становятся все менее характерными во взаимоотношениях “взрослый — ребенок”.

Акселерация приводит не только к изменению сексуальных норм. Нельзя забывать еще об одном немаловажном факторе, а именно о том, что согласно традиционным представлениям, когда человек становится достаточно большим ( по росту и комплекции), полагают, что он достаточно взрослый и по годам. По этой причине невысокие взрослые имеют определенные проблемы по поводу своей взрослости. Однако сегодня молодые люди достаточно высоки задолго до того момента, когда их в действительности можно считать взрослыми. Это опять же создает проблему авторитета взрослых, поскольку он для детей всегда основывался на том, что взрослые выше и сильнее. Многие проблемы авторитета в школах и семьях, по данным М.Трузи (Truzzi M. Liliputians in Gullivers Land: The social role of the Dwarf. In : Sociology and everyday life. Englewood Cliffs. N.J. 1968), обостряются именно потому, что подростки сейчас по внешнему виду не отличаются от взрослых.

Таким образом, трансформация социальных условий жизни, приводящая к изменению фенотипа человека, самым кардинальным образом сказываются и на изменении воспитательно-образовательной сферы, по крайней мере, в той ее части, которая касается отношений “ребенок- взрослый”. На смену взаимоотношениям, основанным на безукоснительном и безоговорочном выполнении требований взрослых, авторитете, зиждившимся исключительно на внешних признаках, постепенно приходят взаимоотношения, в основе которых совсем другие принципы поведения. Это вовсе не означает, что авторитет силы и безграничной власти над детьми окончательно ушел в прошлое, его проявления можно наблюдать и сегодня, однако наряду с ним гораздо большую популярность завоевывают другие виды авторитета. Очевиден переход от примитивного — авторитетен тот, кто сильнее (физически), до более цивилизованного и более полифоничного авторитета. Авторитет единый для всех практически перестал существовать, на его место приходит многоликий авторитет, множественность различных видов авторитета, плюрализм в принятии или непринятии определенного авторитета. С одной стороны, это свидетельство цивилизованного роста свободы человека, признание прав личности, прав ребенка, а с другой — приспособиться к изменившимся “правилам игры” многим людям довольно непросто.

К чему приведут последствия этих ухудшений в образовательно-воспитательной сфере можно только предполагать. С одной стороны, уменьшение количества детей в семье, ухудшение их здоровья не может не привести к усилению тенденции более щадящего отношения к детям, в том числе и в учебно-воспитательных учреждениях. С другой стороны, резкое и довольно сильное расслоение общества на бедных и богатых, необходимость пробивать себе путь молодому поколению не может не привести к определенной стратификации образовательных систем, к ужесточению конкурентных условий, в которые вынужден будет включаться молодой человек при получении образования. Вспышки агрессии и жестокости не только в подростковой и молодежной среде, но и со стороны взрослых (зачастую родителей и учителей) по отношению к детям являются все более частым явлением. Нередко это способ “разрядки” , снятия психологического напряжения, психологической защиты от невыносимых условий существования, в которые поставлена немалая часть взрослого населения.