В настоящее время можно отмечается повышенный интерес к проблеме способностей, позволяющий рассматривать человека как мощный естественный ресурс развития общества, так как в современных, быстро меняющихся условиях возрастает потребность в личностях творческих, профессионально и социально мобильных, открытых новому опыту и умеющих находить решение в нестандартных ситуациях.
Проблеме способностей посвящено немало работ, однако в современной психологической науке данный феномен не имеет однозначной интерпретации. Способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности человека, выражающий его готовность к овладению определёнными видами деятельности и их успешному выполнению.
В теоретической разработке проблематики способностей до сих пор имеется мн ого белых пятен и нерешенных вопросов, которые и определяют стратегические задачи психологической науки в аспекте избранного направления.
В частности, нерешенным остается вопрос о том, что представляют собой человеческие способности. Различные исследователи вкладывают различное содержание в определение самого понятия. Так, с одной стороны под способностями понимаются такие качества, свойственные всем людям, как ощущение, мышление, восприятие, способность к речи и труду, с другой – только те качества, которые свойственны тем или иным людям индивидуально. Под способностями в равной степени понимают как психологические, так и социальные образования. Не существует единой позиции исследователей о границе между формированием способностей в процессе жизни человека и функционированием уже сложившихся у него способностей. Все это говорит о том, что структура способностей очень сложна и требует всестороннего анализа различных их форм. Поэтому, в качестве главной проблематики исследования выносится вопрос о психологической характеристике способностей человека.
Объект исследования – способности человека.
Предмет исследования – основные направления изучения и формирования способностей.
Цель исследования – анализ психологической характеристики способностей человека.
Для решения поставленной целисформированы следующие задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к сущности понятия «способности» и основным закономерностям развития в психологической науке.
2. Раскрыть особенности развития способностей у дошкольников.
Психологические особенности развития личности детей дошкольного ...
... дипломной работы - исследовать психологические особенности развития личности детей дошкольного возраста, воспитывающихся в родной семье и детском доме. Объект исследования - дети дошкольного возраста. База исследования - детский сад и детский дом. Предмет исследования - психологические ...
3. Провести экспериментальное исследование особенностей развития способностей у детей дошкольного возраста.
4. Разработать рекомендации по коррекции и развитию способностей детей-дошкольников.
Теоретическо-методологической основой исследования. Контекст научного рассмотрения проблемы способностей был реализован через основные положения психологии деятельности. В деятельности человек, как субъект, проявляет свойства своей психики, направленные на успешную реализацию определенной деятельности. Первым, кто раскрыл понятие способность, как главный критерий успешности деятельности, является Б. М. Теплов.
Научной разработкой проблемы способностей занимались такие отечественные авторы, как Бодалев А.А., Артемьева Т.И. рассмотрела методологический и личностный аспекты проблемы способностей, Ломов Б. Ф. — методологические и теоретические проблемы психологии.Психодиагностика способностей нашла свое отражение в работах Дружинина В.Н.Особое внимание вопросу теории одаренности уделено в работах Бабаева Ю.Д. и Теплова Б.М., развивавших идею о ее динамичности.
Целостный взгляд на проблему содержится в работах таких авторов, как ПетровскийА.В., Гамезо М. В., Герасимова В. С., Машурцева Д. А., Орлова Л. М.,Гоноболин Ф.Н.,Лукацкий М. А. Остренкова М. Е., Маклаков А. Г.,Немов Р.С. и др.
При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация, экспериментальные – наблюдение, опрос, тестирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, методики диагностики креативности П. Торранса и Е. Туник.
База экспериментального исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе детской школы г. Москвы. Занятия с детьми проводились в двух группах: адаптивная школа кратковременного пребывания «Малышаня» (2-3 года) и школа раннего развития «Почемучки» (4-5 лет).
В исследовании приняло участие 20человек: 10 девочек и 10 мальчиков в возрасте 2-5 лет.
Структура и объем работы. Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 45 наименований и 7 приложений
Общий объем работы – 70 страниц. Основной текст работы – 53 страницы, включая 6 таблиц, 2гистограммы.Приложения занимают 10 страниц.
Фрагмент работы для ознакомления
1.2 Классификация способностей человека Сложность с определением феномена человеческих способностей, а также известная размытость границ их понимания и большое колличество известных сегодня способностей требуют во-первых их развернутой классификации, и во-вторых определения их структуры.Психологическая наука неоднократно предпринимала более или менее успешные попытки классифицировать существующие способности. Большинство из известных классификаций следовало за историческими попытками дать определение понятию «способности» и различало, таким образом, природные, то есть биологически обусловленные способности, и специфически человеческие способности, то есть обусловленные средой. Основанием данной классификации, таким образом, как видно является степень естественности способностей.Природные способности в такой трактовке являются общими как для человека, так и для животных и не отличаются от психических процессов (функций).
Влияние эмоций на деятельность человека
... курсовой работы: эмоция воздействие деятельность человек 1) Рассмотреть понятие и сущность эмоций человека. 2) Изучить виды и функции эмоций человека. 3) Рассмотреть механизмы влияние эмоций на деятельность человека 4) Изучить концепции исследователей, изучавших проблемы воздействия эмоций на деятельность человека. Метод исследования ...
К ним относятся элементарная коммуникация, мышление, память, восприятие и т.д. Мы уже говорили о том, что описание специфики протекания того или иного процесса и его предназначение не может считаться способностью, так как она определяется успешностью той или иной деятельности, обеспеченной интенсивностью какого-то качества. То есть особая организация или когнитивный стиль психических функций, их специфика и способность мобилизовать силы становятся способностью. Такой подход позволяет во-первых обнаружить связь способностей с врожденными задатками, во-вторых провести четкое различие между задатками человека и задатками животного (у человека на базе задатков формируются способности), в третьих подчеркнуть временной характер способностей и их тенденцию к развитию в процессе обретения опыта, а также воспитания и обучения. Таким образом, природные или биологические способности это основа для развития специфических человеческих способностей.По ходу усложнения классификации специфические человеческие способности можно разделить на две большие группы: Общие.Специальные.Высшие интеллектуальные способности.Под общими способностями понимают самые базовые способности, которые человек приобретает в первые годы жизни в обществе.
Данные способности по сути определяют степень социализации личности, которая во многом определяет в дальнейшем успешность деятельности в самых разных областях, то есть они являются социально обусловленными. Так, например, к способностям данного рода можно отнести способность к коммуникации, пониманию речи, мелкую моторику рук, мыслительные способности и др. Известные случаи воспитания детей стаями животных показали не сформированность у них базовых общих способностей, что делало их совершенно непригодными к жизни в обществе, не способными решать стоящие перед ними задачи. Иными словами, воспитанный среди волков ребенок, возвращенный в общество спустя какое-то время, так и останется волком, ведь без речи как средства общения, без восприятия социальных стереотипов поведения, человек не может адаптироваться в обществе, правильно воспринимать поступки других, взаимодействовать с ними ради достижения общих целей. Эти базовые способности потому и названы общими, что должны быть свойственны всем представителям рода человек. В отличие от общих способностей, которые определяют успешность социализации индивида и его деятельности в разных областях жизни, специальные способности осуществляют ту же функцию в отношении специфических видов человеческой деятельности, овладение которыми требует развития задатков особого рода, свойственных не всем людям.
Это музыкальная одаренность, художественно-творческие, спортивные, лингвистические, технические, математические, литературные и другие способности. Очевидно, что наличие общих, базовых способностей не исключает развитие у человека специальных способностей, хотя высокое развитие базовых способностей совсем не обязательно свидетельствует о таком же высоком уровне развития способностей специальных. Данные способности сосуществуют, дополняя друг друга, что, по мысли ряда исследователей, связано с тем, что общие способности выступают в качестве основы для развития специальных. Другие исследователи указывают на тесную связь общих и специальных способностей, подчеркивая размытость границ между ними, как в случае способности к счету, приобретаемой еще в начальной школе практически каждым человеком и математических способностей, находящихся на высоком уровне математического таланта, доступных лишь немногим. Противоречие во многом снимается, если в отдельную группу выделять высшие интеллектуальные способности, как раз и соотносящиеся с понятиями таланта и гениальности.Высшие интеллектуальные способности можно классифицировать по ряду их характеристик, связанных с областью их применения. Так, например, можно выделить следующие виды таких способностей:Теоретические и практические.Учебные и творческие.Репродуктивные и продуктивные.Теоретические и практические способности различаются по степени склонности человека к абстрактно-теоретическим размышлениям или к конкретным практическим действиям.
Виды и развитие человеческой деятельности
... пользуются словосочетанием «речевая деятельность». Следовательно, всякая деятельность — это соединение внутренних и внешних, психических и поведенческих действий и операций. 2.Виды и развитие человеческой деятельности 2.1.Виды деятельности человека. Общение — первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют ...
Чаще всего они не сочитаются друг с другом. Так, например, люди, обладающие развитым абстрактным мышлением, нередко страдают от определенных сложностей в отношении конкретных практических действий и наоборот. Случаи равного развития обоих типов способностей находящихся на высоком уровне крайне редки. Учебные и творческие способности связаны в первую очередь со способностью человека к восприятию информации и ее переработке в первом случае и со способностью ее использования на более высоком уровне, для создания чего-то принципиально нового в материальной и духовной культуре. Репродуктивные способности связаны прежде всего со скоростью усвоения человеком знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления стандартных видов деятельности, тогда как продуктивные способности позволяют человеку проявить свой творческий потенциал и опять же создать принципиально новый продукт Таким образом, в самом общем виде классификацию способностей можно представить в виде схемы.Схема 1. Классификация способностейСПОСОБНОСТИ Социальные (специфические) Природные (естественные) Продуктивные и репродуктивныеУчебные и творческиеТеоретические и практическиеСпециальные Общие Высшие интеллектуальные Однако, это лишь один из подходов к классификации способностей, существующий в современной науке.
На наш взгляд другим удобным для теоретических изысканий вариантом классификации является генетическая классификаиция способностей, которая делает упор на поступательное развитие способностей в процессе жизни человека, о важности чего мы уже говорили в предыдущем параграфе настоящего исследования. Если схематически предыдущая классификация представляла собой дерево, то данная классификация будет иметь форму пирамиды или конуса способностей, что подчеркнет эволюционный статус каждой способности.Схема 2. Пирамида способностей. В рамках данной классификации первые различия, которые лягут в ее основу, будут физиологическими. Так, уже на стадии развития плода люди разнятся по многим анатомо-физиологическим параметрам, которые принято называт задатками. Из определения задатков, которое было дано ранее, очевидно, что несмотря на то, что они по сути еще не являются способностями, они являются естественной предпосылкой их развития и потому могут быть внесены в классификацию способностей .Как и в первом случае, данная классификация дает понятие о том, что задатки человека не тождественны задаткам животного, поскольку животное, даже будучи помещено в человеческую среду обитания отнюдь не становится человеком, тогда как практика показывает, что человеческие дети, воспитанные животными, перенимают их характеристики.
Возрастные периоды развития человека
... индивидуального развития человека. 1. Основные этапы индивидуального развития человека При изучении развития человека, его индивидуальных и возрастных особенностей в анатомии и других дисциплинах руководствуются научно обоснованными данными о возрастной периодизации. Схема возрастной периодизации развития человека, ...
Следующий уровень развития способностей – общие способности – является более сложным и более специфическим по отношению к задаткам. Общие способности, о которых мы уже говорили в рамках предыдущей классификации, развиваются в первые месяцы и годы жизни человека. Это и есть те самые базовые способности, свойственные человеку как виду – способность говорить, видеть, слышать, ходить, использовать руки, мыслить, сопереживать, общаться с другими людьми. Общие способности становятся основой для развития специальных, которые представляют собой третий уровень пирамиды способностей. Специальные способности указывают нам на дифференциацию в степени развития общих способностей, что в свою очередь указывает на наличие особых задатков, а также на благоприятные или не благоприятные условия социальной среды, в которой они формировались.Так, например, рано или поздно все здоровые дети участся говорить, но одни делают это раньше других и на качественно более высоком уровне по сравнению с ними. То же самое происходит и в отношении способности к счету, чтению, мышлению, чувству ритма, способности определять высоту звука, интенсивность и составные части цвета и т.д. Способностей такого рода великое множество .Логичным образом специальные способности приводят к развитию групповых (художественные, музыкальные, технические, спортивные и т.д.).
Это происходит от того, что ряд способностей формируется на основе более мелких, входящих в них составной частью. Например, музыкальная одаренность складывается из показателей чувства ритма, звуковысотного слуха, гармонического слуха и т.д. Эту группу способностей подробно изучил Б.М.Теплов . Данные виды способностей формируются в дошкольном и раннем школьном возрасте, а дальнейшее их развитие обычно связано уже с их совершенствованием и усложнением, вызванным тем опытом, который ребенок получает в процессе своей жизни, а также усилиями воспитателей. В то же время имеет смысл говорить об особом, еще более быстром формировании отдельных способностей, который связан с моментом профессионального самоопределения личности. В это время процесс формирования личности завершается, человек начинает уже более ясно осознавать свои сильные и слабые стороны и решает развивать отдельные способности в течение всей последующей жизни. Естественно, что развитие способностей в это время происходит уже не так, как оно происходило на более ранних периодах, что связано главным образом с тем, что подход к их развитию становится осознанным. На степень осознанности индивида в процессе обретения им профессиональных способностей влияет его возраст, а также уровень его ожиданий, то есть мотивация: повысится ли его социальный статус после максимального развития определенных способностей, какие корпоративные права и обязанности он приобретет и т.д. Такой подход показывает нам, что профессиональные способности по отношению к специальным гораздо более узкое и специфическое понятие, которое нуждается в том, чтобы быть выделенным в отдельную группу. Исходя из данной классификации мы видим, что результат успешности той или иной деятельности человека на самом деле представляет собой венец долгого пути эволюционного развития человеческих способностей от задатков, к групповым и профессиональным способностям. На каждом из уровней способности взаимодействуют друг с другом, оказывают друг на друга определенное влияние, обуславливают друг друга. Таким образом, данная классификация дает нам понятие об онтогенезе человеческих способностей. Понятие об онтогенезе человеческих способностей, в свою очередь, позволяет нам перейти к рассмотрению структуры способностей и их психологической характеристике.1.3 Структура способностейВ ходе исследования мы выяснили, что понятие о способностях тесно связано с таким понятием, как деятельсность в различных ее видах. Именно деятельность, которой занимается человек, обуславливает и поддерживает в нем развитие тех или иных способностей, изначально находившихся лишь в стадии задатков. Овладение каким-то видом деятельности на дейтствительно высоком уровне предъявляет такие же высокие требования к психологическим качествам человека, то есть к его интеллекту, воле и др. Очевидно, что только одна какая-то способность, пусть даже самая важная и нужная в реализации данного вида деятельности, не может в полной мере удовлетворить запросов личности и заменить собой все недостающие у него способности и психологические качества. Таким образом, способности на высоком уровне развития всегда представляют собой совокупность психических качеств, находящихся друг по отношению к другу в определенных структурных отношениях. Естественно, что для различных видов деятельности структура способностей также будет различна, ведь очевидно, что математическое дарование требует иного набора способностей, чем, например, спортивное. Аналогично, особый специфический характер будет иметь структура музыкальных, технических, медицинских, педагогических и других видов способностей. В отечественной литературе данным видам способностей посвящен целый ряд работ, среди которых можно выделить работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова о летных способностях, Н.Д. Левитова, Н.Ф. Гоноболина, Н.В. Кузьминой о педагогических способностях, В.И. Киреенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях, П.М. Якобсона, М.Г. Давлетшина о технических способностях и др.Даже учитывая определенную родственность многих из видов способностей, а также замеченную еще Б.М.Тепловым способность к компенсации одних более слабых способностей другими, более сильными, для педагога, занимающегося развитием тех или иных способностей важно понимать специфические особенности структуры того или иного вида способностей, так как только это позволит формировать у ребенка необходимые для наиболее полной реализации его способностей качеств. В качестве примера рассмотрим схематически сравнительную структуру математических и литературных способностей.Схема 3. Сравнительная струтура математических и спортивных способностей.СПОСОБНОСТИЛИТЕРАТУРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ способность к обобщению математического материала высокий уровень развития эстетических чувств способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий наличие ярких наглядных образов памяти чувство языка глубокий интерес к психологии людей потребность в самовыражении способность обратимости мыслительного процесса богатая и хорошо развитая фантазия гибкость мыслительных процессов при решении задач Из данной схемы видно, что структура каждого блока способностей является особой, индивидуальной и специфической по отношению к другой. С другой стороны, если бы мы продолжали список вспомогательных качеств, мы бы увидели, что некоторые из них оказываются присущи как математическим, так и литературным способностям, например, свобода мышления или усидчивость. Что еще важно, так это то, что конкретный психологический взгляд на структуру способностей позволяет выделить среди вспомогательных качеств основные, отвечающие требованиям одного вида деятельности, одной структурной единице способностей, и наиболее общие, которые отвечают двум и более единицам. Кроме того, если бы мы проводили анализ структуры способностей конкретного индивида мы бы выявили, что ряд таких общих качеств может быть выражен очень ярко, что будет свидетельствовать о разносторонних способностях у данного человека и о том, что он одинаково успешно может заниматься несколькими близкими или не очень близкими видами деятельности. С другой стороны, для отдельного индивида можно выделить также тот общий набор способностей, который, объединяя отдельные частные умения в единую систему, будет отвечать за их реализациию. Так, для математика такой ведущей способностью будет способность уловить порядок, для спортсмена – воля к победе, для художника – эстетическое отношение к действительности и так далее.Таким образом, некоторые свойства в единой структуре способностей занимают ведущее положение, тогда как другие – вспомогательное. Но и те и другие являются составной частью общей структуры, единство которой обеспечивает успешность той или иной деятельности, а также реализации потенциальных способностей и задатков личности.Анализ существующих точек зрения на структуру способностей показывает, что вопрос о том, как следует понимать соотношение общего и различного в анализе способностей является особенно актуальным. Способности представляют собой психологическое явление, которое одновременно свойственно всем людям и вместе с тем различает их между собой. Отсюда вопрос: как соотносятся между собой общее и различное в структуре способностей, какое мето индивидуальное занимает в составе способности? В попытке ответить на этот вопрос была выдвинута идея о типах людей, каждый из которых обладает своим набором индивидуально-психологических качеств и особой структурой способностей. Это такие типы, как:1.Художественный.2.Мыслительный.3.Смешенный.К отличительным особенностям художественного типа относятся такой набор способностей в его структуре, который обуславливает более яркое и образное восприятие мира, живое впечатление, сильные эмоции. Для мыслительного типа, напротив, характерно преобладание логики, теоретизирование и абстрактные построения. Смешенный тип характеризуется в равной степени теми и другими способностями в их общей структуре.Важно понимать, что человек художественного типа вовсе не является несмособным к интеллектуальной деятельности, также как представитель мыслительного типа не является не способным к глубоким эмоциональным реакциям. Различие коренится в относительном преобладании одних компонентов психики над другими, что обуславливает потенциально более быстрое развитие и освоение соответствующего вида деятельности. Есть основания полагать, что различия в типологии способностей связаны с функциональной асимметрией полушарий головного мозга, где правое полушарие соотносится с образным мышление, а левое – с символическим.Таким образом, можно сделать вывод, что структура каждой способности как потенциальной готовности личности к той или иной деятельности отличается сложностью и включает в себя комплекс качеств, среди которых есть ведущие и вспомогательные, общие и специальные.Выводы по I главеВыделяют этимологический, житейский и научный подход к пониманию способностей. Этимологически термин определяется через соотношение с успехом в деятельности и приравнивается к понятию «умный». В бытовой сфере для объяснения случаев, когда при равных условиях люди добиваются различных результатов и деятельность одного человека оказывается гораздо успешнее деятельности другого.Научный подход предлагает три основных трактовки понятия:Способности – это свойства души человека, которые понимаются как совокупность различных психических процессов и состояний.Способности – это достаточно высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, который обеспечивает успешное выполнение различных видов деятельности.Способности – это то, что обеспечивает быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование знаний, умений и навыков, в то же время не сводясь к ним.Большой вклад в понимание сути способностей ввел российский психолог Теплов Б.М., который сформулировал такие основные признаки способностей:Способность представляет собой индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого. Способность представляет собой не все особенности индивидов, а только те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности. Способность не отождествляется с теми знаниями, умениями и навыками, которые уже выработаны у индивида, но объясняет легкость, основательность и быстроту их приобретения.Из данных признаков следует, что способности не могут быть только врожденными, поскольку представляют собой продукт развития человека и формируются в процессе какой-либо деятельности. Задатки – это врожденные, устойчивые анатомо-физиологические особенности нервной системы человека, которые служат основой для формирования способностей.
«История развития психологии как науки»
... талантливых ученых, которые после революции пришли в науку, психологию не постигла судьба генетики и кибернетики (хотя во многом история развития этих наук в нашей стране похожа). Это Сергей Леонидович ... Воображение Мышление Речь Эмоции и чувства Воля Направленность Темперамент Характер Способности Кроме этого, предметом общей психологии являются психические образования, т.е. все то, что связано с ...
Задачи социальной психологии как науки и проблемы современного общества
... представителями других наук – социологами, политологами, педагогами, этнографами, антропологами и др. Таким образом, задачи социальной психологии охватывают огромный теоретический и практический пласт, касающийся личности в обществе и психологии социальных групп. Эти задачи многочисленны и разнообразны. Проблема политического лидерства ...
Актуальные проблемы современной психологии развития
... из данного круга вопросов, перед психологией развития стоят важные задачи и определен круг проблем, которые она в состоянии разрешить, ... Снижение рождаемости привело к увеличению доли стариков в современном обществе, и вызванный интерес к старческому возрасту позволил ... работе был рассмотрен круг вопросов той или иной степени глубины, с помощью которых можно обозначить контуры обсуждаемой проблемы. Но ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/psihologicheskaya-harakteristika-sposobnostey-cheloveka/
1. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. — Издательство «Наука». Москва, 1977. – 204 с.
2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. — М., 1997. – 109 с.
3. Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками: дисс. докт. пед. наук. – Ярославль, 2000. – 248 с.
4. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
5. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследованиятворческих способностей // Психологический журнал. – 1995. – т.16. – № 5 – С. 49–58.
6. Брежнева Е. А., Брежнев Н. В. Коррекционная педагогика. Часть 1. Мир вокруг / Брежнева Е. А., Брежнев Н. В. М.: Владос. – 2006. — 137 с.
По психологии «Проблема наследования способностей»
... Леонтьев и др. В сжатом виде позицию, сложившуюся в отечественной психологии, можно охарактеризовать так: способности человека по своей природе биосоциальны. (12)Таким образом, наследственность имеет ... -5 лет, считая, что дорога каждая минута и мозгу нельзя позволять «бездельничать». (11)В отечественной психологии проблемой способностей занимались такие видные ученые, как Борис Михайлович ...
7. Буланов В., Катайцева Е. Человеческий капитал как форма проявления человеческого потенциала // Общество и экономика. – 2011. — № 1. – С. 13 – 22.
8. Введение в психологию / Под общ.ред. проф. А. В. Петровского. Москва: Издательский центр «Академия», 1996. – 468 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М.:Просвещение, 1991. – 93 с.
10. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М. : Педагогика, 1960. – 445 с.
11. Гребенщикова Т. В. Педагогическая поддержка эмоционально-экспрессивного развития детей в дошкольном образовательном учреждении: дисс. … канд. пед. наук. – Новокузнецк, 2011. – 170 с.
12. Данилушкина С.Н. Развитие творческих способностейстудентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дисс…. канд. пед. наук: 13.00.02. – Омск, 1999. – 216 с.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб: Питер, 2002. – 368 с.
14. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественноготворчества. – М.: Академиический проспект, 2003. – 304 с.
15. Запорожец А.В., Венгер Л.А. и др. Восприятие и действие. – М., 1967. – 196 с.
16. Карелина И.О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний: дисс. … канд. пед. наук. – Ярославль, 2004. – 200 с.
17. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука,1984. – 568 с.
18. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 568 с.
19. Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. — М.: Просвещение, 1989. — 159 с.
20. Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. – М.: Академическийпроспект, 2004. – 560 с.
21. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. – 375 с.
22. Нечаев Н. Н., Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы // Вопросы психологии. –2006. – № 3. – С. 3325.
23. Общая психология/ Под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова — М: Просвещение, 2001. – 362 с.
24. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 398 с.
25. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е. И. М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 400 с.
26. Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А. В. Карпова. – М.: Гардарики, 2002. – 417 с.
27. Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого какмеханизм формирования креативности у детей: дисс. …канд. психол. наук: 19.00.01. – М., 1999. – 240 с.
28. Платонов К. К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – 312 с.
29. ПономарёвЯ. А. Психология творчества. – М.: Наука, 1976. – 303 с.
30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. – М.: АСТ: [и др.], 2006. – 479 с.
31. Психология / Под ред. проф. К. Н. Корнилова, проф. А. А. Смирнова, проф. Б. М. Теплова. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Учпедгиз, 1948. – 412 с.
32. Ретер Д. Способность к обучению у взрослых // Вопросы психологии. — 1985. — №1.
33. Римашевская Н.М. Качественный потенциал населения России, взгляд в XXI век // Проблемы прогнозирования. 2001. № 3. С. 34–35.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Изд-во «Питер», 2001. – 720 с.
35. Современный словарь по педагогике / Составитель: Рапацевич Е.С. – М.: Современное слово, 2001. – 928 с.
36. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. — М.: Педагогика, 1989. — 197 с.
37. Теплов Б. М. Избранные труды: в 22х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1985. – 328 с.
38. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 543 с.
39. Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. – М.: Знание, 1986. – 80 с.
40. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. – М.: Логос, 1994. – 315 с.
41. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность» // Психологический журнал. — 1983. — Т.4. — № 5. — C.14-19.
42. Штепина И. С. Технологическая характеристика организации психолого-диагностического эксперимента и диагностический инструментарий для оценки познавательной активности младших дошкольников // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 374-377.
43. Щебланова Е. И. Одаренность как психологическая система: структура и динамика в школьном возрасте: дисс… д-ра психол. наук : 19.00.01. – М., 2006. – 311 с.
44. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М.: Флинта, 1997. – 224 с.
45. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. — 1990. — №5. — С.72-81.