Проблема социального и биологического в развитии человека и, шире, в его определении — длительно- постоянная в сфере философии, психологических, социальных, биологических, исторических и других знаний, но при периодических вспышках активизации внимания к ней, что связано с определенными подвижками в сфере знаний или возникновением соответствующей исторической ситуации, когда эта проблема дискутируется особенно остро. Проблема социального и биологического в развитии человека становится все глубже, шире, и формируются новые проблемные поля ее рассмотрения. Так, в современных условиях, значительно отличных, например, от общей исторической обстановки 70-х гг. (1972—1975), когда соотношение социального и биологического в развитии человека дискутировалось достаточно активно и жестко (см., например, [2; 3; 14 и др.]), эта проблема приобретает новый оттенок, в частности, в связи с последними достижениями в области молекулярной биологии и, прежде всего, генной инженерии, которая способна вторгаться в генетический код, изменять психику и организм человека, а потому и его поведение. Этому также способствовали новые технико-технологические достижения, в частности различного рода кибернетические устройства, компьютерные технологии, информационные сети, «саморазвивающиеся» системы. Человек в своем социальном движении как бы «зажимается» между проблемными полями биологическое и технологическое в решении будущего своей жизни. И не породит ли человек силы, уничтожающие его человеческое вследствие отчуждения от него, в частности, информационной технологии, саморазвивающихся, кибернетических и других технико-технологических систем? Как сохранятся и сохранятся ли возможности его самоопределения и его человеческого самовоспроизводства? И что такое собственно человеческое, которое подлежит сохранению?
Именно поэтому, как представляется, стоит вопрос не только о социальном и биологическом в человеке и в определении человека, но и о рассмотрении социального и биологического в контексте места человека в Универсуме бытия, о системной целостности рода человек и условиях его осуществления и воспроизводства как особого феномена. Вопрос о возникновении человека в мире Природы и об «отграничении — разграничении» человека в этом мире становится все более актуальным. Стоит вопрос о человеке как сущем всеобщего бытия, как сущем социального бытия и о сущем человеческого в человеке.
Вопрос о природе и сущности человека, в том числе о соотношении в нем социального и биологического, обсуждается в следующих позициях.
Социальная сфера:проблемы и перспективы
... — его социальной сферы. Главным признаком, на основе которого выделяется социальная сфера, являются общности людей. Общность- совокупность людей, объединенная исторически сложившимися, устойчивыми социальными связями и ... проблем. Именно это и является главной задачей написания моего реферата, а также выявление основных перспектив дальнейшего развития социальной сферы. Глава 1. Социальная сфера: ...
1.Человек — это, прежде всего существо, собственно биологическое, его природа, сущность являются биологическими, его поведение, развитие определяются в основном биологическими законами (биологизаторская
позиция).
2.Человек — существо социальное, его природа и сущность могут определяться как социальные лишь по существу, и в основе его существования и развития в качестве действующих лежат социальные законы и закономерности При этом сохраняется необходимость учитывать биологические характеристики и возможности человека в процессе его развития и воспитания в онтогенезе, но свойственные ему как существу социальному. Соответствующие крайние формы этой позиции, исключающие действие биологических факторов, называются социологизаторскими.
3.Человек — существо биосоциальное, и характеристики его функционирова ния и развития определяются как биологическими, так и социальнымизаконами и закономерностями. Позиция эта поддерживается многимивидными учеными, по-разному решающими эту проблему. Она достаточноглубоко аргументируется имеющимися данными психологических, психофизиологических, нейрофизиологических и других исследований, но так же, как и первые две, вызывает у оппонентов много вопросов и принципиальные возражения, в частности, в связи с пониманием социального и биологического, емкостью их содержания и характера взаимодействия, а также самого термина «биосоциальное».
Однако рассмотрение существующих точек зрения не является и не может стать в данном случае предметом обсуждения. В то же время представляется возможным отметить, что существует много объективных причин такого разногласия, связанных не только с общим уровнем наших знаний о человеке и характером понимания его, знаний, еще недостаточных для однозначных и глубоко аргументированных общепринятых позиций, снимающих важные вопросы, возникающие при решении этой проблемы, но и с особенностями методологических подходов к осуществлению ее исследования, недостаточной разработкой ряда теоретических аспектов, значимых для ее исследования, соответствующего понятийного аппарата, и недостатком (при всей широте и глубине имеющихся исследований) эмпирического материала, а также источниковых данных.
Все вышесказанное и определяет актуальность данной работы.
Объект исследования — развитие личности.
Предмет исследования — роль биологического и социального факторов в развитии личности.
Цель исследования — определение первичности и второстепенности биологического и социального.
Гипотеза — мы предполагаем, что биологическое и социальные начала имеют равностепенное значение в развитии личности человека.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ литературы, в контексте данной темы.
2.Определить характерологические особенности понятий «биологическое» и «социальное» в личности человека.
3. Определить значение биологического и социального в развитии личности человека.
Методологическая основа работы: в основу работы положены труды ученых, занимающихся разработкой данной проблемы. Среди них классики психологии Фрейд З., Маслоу А, Юнг Г., Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Деркач А.А.
Социальные и биологические факторы аномального развития
... психическое развитие; 4. дефицитарное психическое развитие; 5. искаженное психическое развитие; 6. дисгармоническое психическое развитие. 2. Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений у детей Как биологические, так и социальные факторы вносят значительный вклад в развитие человека. Перечислим биологические факторы дизонтогенеза: психический нарушение ...
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава 1.Понимание личности в различных концепциях.
1.1.Психоаналитический подход З.Фрейда.
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. При таком подходе считается, что неосознаваемые конфликты контролируют поведение человека.
Концепция неосознаваемых психических процессов являлась в теории З.Фрейда центральной в описании личностной организации. Фрейд выделял три основные структуры: ид, эго и суперэго. Фрейд называл их процессами личности — сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго и суперэго действует на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.
Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.
Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу
эго решает при помощи вторичных процессов представления.
Суперэго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супеэго состоит из двух структур
- совести и эго – идеала.
2.2.Психогенетический подход Ч. Тойча
Его представления заключаются в том, о том, что генетический код еще до рождения человека определяет большую часть перспектив его жизни и основные паттерны поведения, постепенно получает признание в научных кругах.
Молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенности к определенным болезням, но и код, определяющий определенные модели поведения, склонность к определенным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное основное внутреннее направление (ОВН).
Это соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет свои роли, независимо от сознательных реакций и интерпретаций.
Сознательные и бессознательные мысли в физическом плане представляют собой энергетическое излучение, энергетическую волну. Как предполагают физики, мысль — это волна виртуальных фотонов, мельчайших ядерных частиц. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Энергетические волны мыслей каждого человека имеют свою специфическую амплитуду, интенсивность, диапазон частоты. Психическое взаимодействие между людьми происходит на неосознаваемом уровне, поскольку информационно-энергетическое излучение мыслей одного человека способно проникнуть в бессознательную часть психики другого и оказать |на нее влияние. Особенно тесно бессознательное взаимодействие происходит между людьми, у которых энергетические излучения мыслей имеют похожие или совместимые амплитудно-частотные характеристики. Как правило, это родственники, родители и дети, супруги, близкие друзья. Таким образом, каждый человек неосознанно в большей или меньшей степени отражает подсознание другого, в результате и происходит бессознательное энергоинформационное взаимодействие.
Характеристика методов и методик изучения конфликта, поведения ...
... можно наблюдать в исследовании поведения в конфликте. Выделяются особенности: -Стратегия поведения у старшеклассников, имеющих демонстративный тип личности, который характеризуется ... методов и методик изучения конфликта, поведения в конфликтной ситуации 3.1. Личностная агрессивность и конфликтность Е.П.Ильина, П.А.Ковалёва Шкалы обидчивости и мстительности Цель: определить склонность человека ...
Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного индивида в бессознательное другого (ребенка, супруга, друга, коллеги) и даже животных. Животные отражают психическое состояние своих владельцев. Окружающие человека предметы, его дом сохраняют волны своего хозяина, и частота их может угнетать или стимулировать нового их обладателя.
Таким образом, и сознательные и бессознательные желания, убеждения, переживания, мысли, помимо субъективного внутреннего состояния, всегда получают и объективное выражение. Оно обретает разные формы:
- энергетическое излучение (волна);действия человека;осознанные мысли, желания человек может внешне выразить и в словах;мысли могут выражаться внешне и через предметы (например, мысль конструктора в конце концов воплощается, объективируется в конкретном предмете, изделии, изобретении).
Другой человек способен принять не только слова и действия собеседника: на бессознательном уровне происходит прием энергетического мысленного излучения. Сильнее всего воспринимается именно «энергетическая волна бессознательных желаний и установок собеседника», хотя эта информация не осознается человеком-«приемником», даже если она может оказать то или иное воздействие на его состояние, поведение. В редких случаях, когда интенсивность энергетического излучения мысли была велика и совместима, полученная информация может дойти до уровня сознания (например, вы почувствуете, что с вашим близким родственником в другом городе случилось что-то опасное).
Тойч отмечает, что этот естественный механизм бессознательного энергоинформационного взаимодействия между людьми в ряде случаев приводит к «заражению» бессознательными проблемами другого. Исследователь указывает, что можно выделить три способа реагирования:
Внутричеловеческий. Человек сталкивается с какой-то неразрешимой и болезненной для него проблемой, которую стремится «выгнать из сознания», поскольку она неприятна или запретна, тогда это «подавленная» проблема превращается в бессознательный комплекс, который постепенно может проявляться как недомогание, злость, переедание, пьянство, болезни, смерть и другие формы, являющиеся генетически предсказуемыми.
2. Межчеловеческий. Проблема человека — регрессора «загоняется» в бессознательную часть его психики. Однако этот комплекс проявляется в виде энергетической волны и передается бессознательному другого человека. (это может быть ребенок, супруг, друг).
И тогда второй может ощущать подсо- знательно и выражать внешне (через свою злость, болезни, пьянство и пр.) чужой стресс, записанный в подсознании репрессора, кажущегося спокойным, здоровым и необеспокоенным. Таким образом, человек оказывается неволь-ной жертвой чужих проблем, расплачиваясь за них порой здоровьем и жизнью, первоисточник и виновник проблем — остается здоровым и спокойным. Недаром концепцию Тойча называют концепцией виктимологии 3. Генетический». Если существенная проблема не преодолена человеком и подавлена в «бессознательное», то возможна ее передача посредством генетического механизма на бессознательном уровне потомкам. И этот процесс передачи будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет случайная модификация (где-то после седьмого поколения) либо пока один или несколько потомков не смогут решить эту проблему, не предпримут сознательную попытку все понять и преодолеть навязчивый паттерн проблем и поведения. Чем серьезнее проблема, чем она «греховнее», тем быстрее переходит к потомкам. Неустраненный стресс предка будет развиваться, так как он передается из поколения в поколение и усиливается новыми ситуациями. Этот бессознательный процесс может быть преодолен только путем внутреннего познания и сознательных действий человека. Таким образом, в ряде случаев человек неосознанно повторяет проблемы и судьбу своих предков, расплачиваясь своим здоровьем и судьбой за их ошибки, становясь невольной жертвой, имеющей специфическое ОВН.
Проблема соотношения биологического и социального в человеке
... биологическое начало в человеке доминирующим, второй – стремится к социальному идеалу человека, считая природные признаки второстепенными. Существуют следующие закономерности соотношения биологического и социального в человеке: Во-первых, социальное возникает из биологического, являясь при этом качественно новым уровнем развития ...
«Излучение» ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Жертва не может существовать без Преследователя, образ которого принимают люди, болезни, несчастный случай или смерть. Невысказанные команды, бессознательные ожидания, спрятанная враждебность, вина, страх или желание смерти «включают» потенциальных партнеров. Бесполезно решать конкретный конфликт: он будет проигрываться снова и снова в биографии Жертвы и ее потомков, определяя историю семьи до тех пор, пока ОВН Жертвы остается прежним. Нежелание человека повторить незадачливую судьбу своих родителей, страх, что в его собственной судьбе повторятся те же беды и конфликты, не спасает его, а, напротив, вызывает, провоцирует появление именно того, чего он опасается. Еще 3. Фрейд писал о том, что страх — это подавляемое желание. Так, например, страх жены, что ее муж станет алкоголиком, как когда-то в детстве алкоголиком был ее отец, или ее страх, что муж окажется не тем человеком, о котором она мечтала, сочетается с желанием поймать супруга на неблаговидном поступке, уличить его в злоупотреблении спиртным, что, в конце концов спровоцирует частые выпивки мужа.
Таким образом, конфликты могут передаваться «по наследству», переходить из родительской генетической семьи в собственную, из поколения в поколение. Реальность этого признается все большим числом психологов и медиков.
Генетический подход Ч. К. Тойча позволяет выявить и осознать подобные унаследованные конфликты и проблемы, анализируя реальные биографические факты как самого человека (с его раннего детства) и особенности его воспитания, так и факты биографии его родителей, бабушек и дедушек, дядей и тетей, выявляя устойчивые, наследуемые, повторяемые па1теркы поведения, повторяющиеся семейные проблемы и конфликты, своеобразный «генетический семейный код». Доктор Тойч утверждает, что человек во многом — жертва генетического кода.
Выводы
Биологизаторская концепция человек, созданная З.Фредом, резко разрывала индивидуальное и общественное, игнорируя тот факт, что человек- это общественное существо.
Философия Фреда – его учение об инстинктах, о влечениях. Он оказался на позиции, биологизирующей человека. Он видит источник этой активности, этой деятельности в том, что заложено в дочеловеческой еще эволюции, в ее ранних фазах.
Формирование и развитие социальной активности у подростков
... людьми: социальная активность, социальная пассивность, псевдосоциальная активность и антисоциальная активность. В группе людей всегда есть и активные, и пассивные элементы [6]. Именно социальная активность в большей степени отражает суть социального развития человека ... возрасте во многом детерминируется именно потенциалом социальной активности подростков, которая и определяет его содержание и ...
Концепция Ч.Тойча основана на том, что проблеме, сохраненные в генетическом коде человека определяют его дальнейшую судьбу. От того, как человек сумеет осознать свои проблемы, как сумеет с ними справиться зависит то, как сложиться его дальнейшая жизнь и судьба его потомков. Так биологическое определят социальную направленность.
2.1.Целостная природа человека: соотношение социального и биологического.
В основу попыток выяснить, что же именно в человеке есть биологическое, а что социальное, кладутся различные основания. Наибольшее распространение получило деление по признаку: организм человека — биологичен, а личность — социальна. Разделение на организм и личность проводится как в актуальном, так и генетическом аспектах: человек в момент своего рождения мыслится как индивид, человеческий организм, который лишь на определенном этапе своего развития под влиянием социальных факторов становится личностью.
Не трудно заметь, что содержание социально – биологической проблемы по прежнему сводится к вопросу о соотношении внешних (средовых) и внутренних ( генетически) детерминант своего развития. Направленность по этому пути порождает вновь дилемму «природа- воспитание».
Данные генетики позволяют сделать вывод, который звучит следующим образом: способность к обучению, в частности к образованию условных связей, так же как и любой другой признак организма, детерминирована генотипом. При этом организмы передают потомкам не признаки кК таковые, а только потенциальную способность к развитию этих признаков, при наличии соответствующей внешней и внутренней среды. Представление об однозначном предопределении поведения со стороны генотипа находятся в очевидном противоречии с современной физиологией высшей нервной деятельности, утверждающей, что врожденные рефлексы могут угасать и корректироваться в онтогенезе.
Решение проблемы видится представителям социологии в идее двойного наследования: биологическая наследственность передается при помощи генов, культура наследуется посредством обучения и воспитания.
Таким образом, человек может быть охарактеризован как имеющий два типа наследственности, биологическую и культурную; все другие организмы обладают только биологической наследственностью.
В отечественной научной литературе эта идея нашла поддержку у Н. П. Дубинина, которыйв 1971 г. ввел в научный оборот термин «социальное наследование» [9. С. 41—59; 10. С. 62—74], обозначающий программу передачи от поколения к поколению социального опыта. Понятие социального наследования было широко интерпретировано в отечественной философской науке в связи с тем, что этот термин допускал понимание индивида в качестве tabula raza — реципиента для обучения и моделирования, исключая целый комплекс процессов (оценки опыта, экспериментирования, выбора стратегии и решения), которые характеризуют индивида как свободного и активного субъекта своего человеческого поведения. Поэтому предлагается концепция преемственности (Э. Баплер, Ф. Исмаилов, В. Рубанов, А. Стерты) как философская категория для обозначения закономерной связи между различными этапами поступательного развития, при которой определенное содержание и функции одного этапа сохраняются и развиваются в другом на качественно новом уровне.
Здоровье человека — социальная ценность
... представляет собой динамическое состояние или процесс развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни. Здоровье человека можно рассматривать как характеристику социально-демографическую, ...
Однако концепция такого наследования не встретила единодушного одобрения среди социобиологов. По мнению американского антрополога М. Флинна и биолога Р. Александера, эта концепция «обрекает ее сторонников на путанный язык и ложные дихотомииПрежде всего вызывает возражение само разделение «наследственных программ на том основании, что культурные черты передаются посредством подражания и обучения, а биологические — при помощи генов, а также то, что в сочетании этих двух типов «инструкций» усматривается принципиальное отличие человека от всех других живых существ. Как справедливо отмечают М. Флинн и Р. Алек-сандер, два типа инструкций присутствуют в развитии всех черт у всех организмов.
Выйти за предел контроверзы «природа — воспитанник» возможно, по мнению В. В. Орлова, лишь отказавшись от самой предпосылки дизъюнктивного…расчленения детерминант и «включения» биологического в сущность человека. «Механизм» такого включения раскрывается концепцией интегрально социальной природы (сущности) человека
Входя в содержание понятия сущности, по мысли В. В. Орлова, биологическое не превращает ее в двойственное, дуальное образование, т. к. присутствует в сущности не как рядом положенная с социальным сторона или часть, а как включение в целостную основу, как уровень интегрально-социального целого, как диалектическая противоположность, опосредующая становление и функционирование социального качества. Сущность человека с таких позиций есть результат всего предшествующего развития материи, аккуму-лят его основных этапов. Высшее, содержа в себе низшее и подчиняя его себе, в то же время существует как интегральная целостность, обладающая единой природой.
Социальная сущность в этом случае является не непосредственной и одномерной, плоской, а многопланово опосредованной, многоуровневой и интегральной.
Можно сказать, считает В. В. Орлов, что социальное создает биологическое, прежде всего, в силу того, что биологическая жизнедеятельность человека может воспроизводиться только социальным способом, через производство необходимых для жизни предметов. Кроме того, социальное придает биологическому определенную форму, «социализирует» его. И наконец, общественное бытие постоянно дает биологии человека импульс для дальнейшего развития, совершенствования, усложнения. Своеобразный «парадокс развития состоит в том, что низшая форма материи достигает наибольшего развития, лишь будучи включенной в состав более высокой ступени развития. Биология человека, во-первых, «сохраняет свою общую биологическую природу, т. е. основные свойства и закономерности живого. Во-вторых, она представляет собой высшую разновидность биологического, универсальную биологию [23. С. 20].
В свою очередь, биологическая жизнедеятельность человека объективно постоянно обеспечивает социальную. Производство средств к жизни oобусловлено «телесной организацией» индивидов. Социальное является ведущей силой. Поэтому момент порождения «своего другого» выражен здесь отчетливей и ярче.
Человек представляет собой своеобразный «сплав» социального и биологического. Выделить из него одно из этих определений можно лишь абстрагируясь от другого и тем самым теоретически уничтожив его.
Ошибка крайнего биологизма и социологизма заключается в том, что он останавливаются на этапе абстрагирования. В результате человек представляется как предмет, от которого его абстрагируют, в его абстракции. т.е. в данном случае либо как «чисто социальное», либо как «чисто биологическое» существо. Концепция интегрально-социальной сущности человека позволяет сделать вывод о том, что не существует социальных процессов, нейтральных по отношению к биологии человека, также как нет сфер общественной жизни, свободных от влияния биологической жизнедеятельности.
Развитие социального PR в общеобразовательной школе
... создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; ·академическую мобильность обучающихся; ·развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; ·подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, ...
Поэтому человеческая биология предъявляет серьезные требования в вы боре средств решения социальных проблем, а социальная жизнедеятельность санкционирует лишь определенные способы удовлетворения естественных потребностей биологических инстинктов. Другими словами, человеческая биология нуждается для своего самосохранения в социальных механизмах. Эту диалектику социальной значимости биологического и биологической значимости социального концепция интегрально-социальной сущности человека высвечивает наиболее ярко: биологической мерой социального прогресса является повышение биологического качества жизни человека, обобщающими критериями которого являются уровень здоровья, средняя продолжительность жизни населения (для детей — достаточно выраженный психофизиологический потенциал, обусловливающий быструю адаптацию к социуму, социально-компетентное поведение, активное начало и т. д.).
Социальная значимость биологического может быть обобщенно выражена понятием способности (возможности и готовности) человеческой биологии участвовать в жизнедеятельности общества. Этот аспект социальной значимости биологического имплицитно заложен в самом понятии основы, т. е, опоры, фундамента, на котором строится жизнь общества.[9]
Вышеизложенное приводит к выводу о необходимости более глубокого анализа такого сложного процесса реализации социальной сущности человека (в том числе новорожденного), каким является социализация. В этом плане социальный статус ребенка человеческого индивида представляет собой вышеозначенную индивидуальную способность (возможность и готовность) воспринимать социализирующие воздействия. Эта индивидуальная социальная сущность, с одной стороны, обеспечивает возможность взаимодействия индивида и общества, с другой стороны, подвергается дальнейшему развитию в процессе человеческого взаимодействия.
Социализация выступает реальным способом связи биологического и социального в целостной природе новорожденного человеческого индивида. При этом индивидуальное и социальное представляют собой внутренние моменты человеческой индивидуальности.
В этом процессе, социальное, являясь высшим уровнем материи, не адаптируется в низшему (биологическому) уровню и тем более не создает его заново. Процесс развития заключается в новообразовании, в качественной перестройке ранее существовавшего, в результате которой содержание биологического достигает высокого структурного и функционального уровня, что было бы невозможно на основе только природных процессов[12].
Интеграция социальной формой предшествовавших ей природных форм материи составляет фундаментальное содержание социального прогресса самой человеческой природы. Поэтому единство биологического и социального в родовой природе человека предстает, как динамическое состояние. Динамизм, как известно, характеризуется не простым воспроизведением, а поступательным развитием. Это позволяет предположить, что наследственность человека проявляется как сохранение способности и возможности овладения и преобразования содержания социального опыта.
Тема 2.1. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции
... новый уровень — уровень организации общественной жизни. Темпы развития ускорялись, но уже на’другой — цивилизацией ной основе. Таким образом, природа человека понимается как продукт биологической^ социальной и культурной эволюции. Сознание Сознание – это форма психического ...
Такая способность (возможность и готовность) детерминируется, на наш взгляд, социальностью как феноменом специфического выражения природы человека на индивидуальном уровне. Одной из целей социальных институтов поэтому является не только трансляция социального опыта (культурного, идеологического, религиозного и др.), но и развитие социальной интенции, выступающей в качестве условия к саморазвитию, самосовершенствованию человека как субъекта своей жизнедеятельности.
Сложный и хрупкий характер человеческой (в вышеприведенном ее понимании) социальности, легко подвергающийся деформации, требует направленного гуманистического развития, суть которого состоит в понимании человека как неисчерпаемой индивидуальности. Это, во-первых, предполагает осмысление таких форм взаимодействия между субъектами социализации, которые существуют между субъектами как индивидуальностями и исключают любой биологизаторский и социологизаторский подходы к ребенку. Во-вторых, требуется глубокий анализ всего многообразия социокультурных условий, поскольку одна из центральных характеристик человека обусловлена его потребностью и способностью жить в культурной среде.
Культурная среда как жизненное пространство человека ставит последнего постоянно перед выбором, формируя и реализуя его субъектные качества, его самость [22. С. 141 — 147].
Биологическая надежность индивидуального развития обеспечивается не только высоким приспособительным эффектом гетерохронного формирования функциональных систем, но и такими свойствами живой системы, как избыточность элементов, их дублирование, взаимозаменяемость и компенсация, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев системы. Это взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального, конвергенция которых выражается в отдельной фазе человеческой жизни и в генетических связях между фазами («психические новообразования») — не просто взаимосвязь и тем более не сумма связей, а диалектическая целостность — интеграция, в которой биологическая и социальная составляющие представляют собой звенья единого процесса развития человека: биологическая компонента выступает как предпосылка развития социального; социальная компонента — как условие развития биологической основы. Социальное не устраняет биологического (натурального, природного), а «снимает» его — включает в новые системы связей и отношений, создавая возможность для дальнейшего развития[18].
2.2.Интеграция биологического и социального в человеке (социализация)
В первом приближении под социализацией будем понимать «процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» [9. С. 373] «развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества» [12. С. 351].
Рассмотрим некоторые важные моменты интеграции биологического и социального в человеке — их встречи, пласты, узоры и узлы, — которые достаточно часто так или иначе отражаются в анализе становления психики и психического; в которые завязываются и переплетаются линии биологического и социального в эволюции человечества в целом, отдельных социальных групп и индивидов, линии, в оценках которых разные ученые довольно единодушны. Содержательно различные эффекты линий взаимодействия биологического и социального (интеграция, синтез, сопряжение, согласование, уравновешивание) в данной работе не рассматриваются дифференцированно, равно как и их разные проявления (антагонизм/синергия).
1. Одним из первых ключевых моментов интеграции двух начал можно считать становление речи и сознания. Чаще ученые выделяют два основных атрибута этих явлений — совместную деятельность и использование орудий (А. Н.Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Примечательно, что если появление психики понимается как «фундаментальная биологическая функция… без которой не может идти дальше процесс биологической эволюции» (А. Н. Леонтьев), то становление речи и сознания расценивается именно как интеграция, как синтез биологического и социального, как принципиально новая ступень в становлении психического — «язык удваивает воспринимаемый мир» (А. Р. Лурия).
Тема альтернатив, возможных аналогов с лучшей структурой и функциями, психологами обычно не рассматривается — в силу доминирования классической научной парадигмы («история не знает сослагательных наклонений») и оттого, что возможности психики и сознания представляются настолько грандиозными, что вопрос об альтернативах им, уже состоявшимся, кажется излишним. Так, в психологической литературе, как правило, не рассматриваются отрицательные следствия асимметрии больших полушарий головного мозга и следующие из этого дифференциации функций, определяющих, с одной стороны, колоссальные возможности развития отдельных способностей людей и широчайший спектр индивидуально-психологических вариаций, а с другой — психологическую неустойчивость и нестабильность отдельных личностных типов (Е. П. Ильин, К. Леонгард, А. В. Шувалов и др.).
Второй ключевой момент интеграции биологического и социального очевидно просматривается в разных концепциях периодизации развития ребенка. А. Адлер, Л. С. Выготский, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, 3. Фрейд, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин и др. с большим или меньшим акцентом выделяют такие моменты сочетания, согласования, взаимодействияили противодействия, как естественное биологическое развитие ребенка, особенностиконтактной социальной среды, в которую он погружен, культурно-исторических условий жизни сообщества, сословия, класса, семьи, роли близких, семейной иерархии, типа ведущей деятельности. Как правило, все эти условия или факторы развития чаще рассматриваются как позитивные, а само развитие — как некоторый магистральный путь, которым должен проследовать каждый маленький человек в процессе своего взросления.Третьим и самостоятельным моментом можно считать изучение факторов развития человека на протяжении всего его жизненного пути и связанную с этим периодизацию (В. А, Бодров, Ш. Бюлер, Е. А. Климов, Т. В. Кудряцев, Д. Левинсон, Д. Ловингер, Д. Сьюпер, Г. Шихи,Р. Хейвигхерст, Э. Эриксон и др.).
В таких работах еще более выражена взаимная зависимость как биологических процессов, так и «вех» социального становления человека, а также частных процессов, например детерминированности стадий профессионального развития исторически заданными социальными условиями (средняя продолжительность жизни, уровень социальной поддержки учащейся молодежи и пожилых людей, профессиональные достижения субъекта, семейный статус и благополучие и т. п.).
Концепции ученых часто сходятся в следующем: жизнь человека достаточно четко разделяется на несколько самостоятельных стадий; успешное прохождение предыдущих — условие вступления в следующую фазу и залог ее успешного прохождения; финал жизненного движения чаще представляется как две альтернативы — положительный (все было «правильно») и отрицательный (на одной из стаций человек пошел вторым, худшим, а не первым, лучшим, путем).
Сопоставляя разные концепции, нельзя не видеть зыбкости и условности хронологических границ представляемого развития человека, а также завязанности самой хронологии на определенные социальные стандарты (прекращение кормления ребенка грудью, время начального, среднего и высшего обучения, возраст вступления в брак и призыва на службу в Вооруженные силы и т. п.).
Очевидность факта хронологического и количественного расхождения этапов развития в разных концепциях периодизации еще одно сильное свидетельство постоянного фонового воздействия социума на человека на протяжении всей его жизни, иначе — очевидная процессуальность интеграции линий социального и биологического.
4. Концепции самоактуализации А. Маслоу, самоподкрепления и самоэффективности А. Бандуры, локуса контроля Дж. Роттераи им подобные обозначают еще один уникальный эффект сопряжения биологического и социального в человеке, а именно независимость на определенных ступенях развития его поведения и деятельности от его собственной биологии и окружающей социальной среды. Ученые утверждают, что люди не управляются прямо интрапсихологиче- скими, интрасоциальными или интербиологическими силами, а выступают активными участниками событий своей жизни. Развитие, поведение, деятельность и жизнь есть процесс непрерывного взаимодействия биологии, психики и социума.
В таких воззрениях отражена возможность формирования метаумений, метаценностей, особой смысловой сферы у людей, находящихся в зрелом возрасте и накопивших, собравших, впитавших определенный социальный, в частности профессиональный, опыт. В результате уникальных процессов трансформации накопленного жизненного опыта могут формироваться своеобразные метаспособности, по существу переводящие людей в новые отношения с жизнью — из режима жесткого следования ее предписаниям в режим более свободных отношении, из отношений детерминации в отношения (само) становления. Это трансформации, обеспечивающие человеку сравнительно независимый и качественно более высокий уровень
социального и биологического функционирования, чем тот, который задается и предопределяется социальным окружением. Механизмы таких качественных перестроек и трансформаций не ясны, но нам крайне интересны выделяемые учеными их условия (средний возраст, наличие некоторого профессионального и иного жизненного опыта, драматизм жизненного пути, профессиональный неуспех, социальный конфликт, своеобразие жизненных целей, ценностей и пр.).
Но именно при таких условиях человек способен на каком-то этапе жизни качественно перестроить, изменить отношение к ней, выйти на соответствующем уровне из диктата биологии и социума, а первоначально жесткую зависимость от них преобразовать в некоторую спонтанность, не предусмотренную и не санкционируемую «правилами» ни биологии, ни социума.
5.В работах Б. Г. Ананьева, К. А. Абульхановой- Славской, А. Г. Асмолова, А. В. Брушлин-ского, С. А. Огнева, А. В. Петровского, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна отражен пятый важный момент интеграции биологического и социального в человеке — образ жизни, жизненный путь, жизненная позиция, становление человека как субъекта. Если в работах предыдущих трех планов человек рассматривался как более или менее «дисциплинированно» и законопослушно следующий согласно некоторому жесткому социальному расписанию и распорядку к своей конечной станции, то в вышеназванных работах это движение понимается как становление самого человека, а последнее — как процесс с неоконченным финалом, процесс, отдельные звенья которого могут возобновляться и повторяться, а самодвижение допускает даже моменты регресса и противостояния человека своему социальному окружению и пр.
Новым в таких работах видится отражение гибкости становления социального индивида, ряда моментов самодетерминации его развития, возможность повторения отдельных циклов в процессе становления субъектное, допустимость ветвящихся цепочек становления человека как личности и как субъекта. Онтогенез понимается уже как двусторонний процесс, как бидетерминация биологического социальным и ответно — социального биологическим, отражающаяся, в частности, в генезе некоторых психофизиологических и психических функций. Это есть многократно отраженный социум в онтогенезе человека, в его биологическом росте и развитии в том числе. Это есть многократное отражение в его биологической линии исторических условий, опыта человечества, особенности жизненного пути личности, жизненная позиция человека, а также особенности его отношения к себе и обстоятельствам свей жизни, его действенная роль и позиция как активного субъекта. Более того, в процессе социального развития человека может происходить смена «естественных» основных психических функций (память, внимание и пр.) на профессионально детерминированные, или, вернее, усиление основных функций их профессионально-специфическими «дублерами» (Б. Г. Ананьев).
6.В качестве уникального феномена интеграции биологического и социального в человеке, видимо, следует признать и возрастную сензитивность — повышенную чувствительность и восприимчивость организма и психики к определенным социальным, культурным воздействиям, в частности проявляющуюся как повышенная способность к обучению (овладению родным языком и иностранными языками).
Одни ученые считают этот феномен атрибутом исключительно детского возраста (Н. С. Лейтес), другие — латентно присущим человеку на протяжении значительного возрастного периода (Б. Г. Ананьев).
К ряду таких феноменов можно отнести и эффект «зоны ближайшего развития» (ЗБР) ребенка (Л. С. Выготский).
И сензитивность, и ЗБР образуют единое феноменологическое поле. Но если в сензитивности акцент смещен на полюс биологии, то в ЗБР — на полюс социума, который представлен «взрослым», т. е. другим человеком с обретенным им ранее социальным знанием (арсеналом).
7.Ряд новых феноменов онтогенеза и новые механизмы в развитии людей рассматриваются в акмеологии, новой научной дисциплине, активно формирующейся с начала 1990-х гг. Ее предметная область — достижение человеком вершины своего развития (акме), гармоничная жизнь и полнота самореализации в разных жизненных сферах, достижение высшего профессионализма в труде (А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина и др.).
Согласно акмеологическому подходу все позитивные линии онтогенеза возможны лишь при определенном социальном контексте, прежде всего: профессиональном труде, высоком профессионализме и успешности человека как субъекта труда, его особом отношении к профессии, способствующими большей согласованности индивидуальности человека с разными сферами его бытия. Достижение акме может происходить где-то в середине жизненного пути при условии и в процессе становления человека как профессионала и как активного субъекта своей жизнедеятельности. Детерминантами качественных изменений социального и биологического функционирования человека могут выступать акме-условия — значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности, и акме-факторы — основные причины, движущие силы, главные детерминанты прогрессивного развития личности (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин), Все психологические механизмы этих процессов пока не ясны; ключевые акме-условия и и акме-факторы пока не выявлены и не описаны. Однако постулируется, что реальные изменения жизни человека предполагают первоначальное изменение им восприятия, оценки определенных событий своей жизни и отношения к ним как к особенным, рубежным, как к «акме-событиям». В качестве акме-событий могут выступать довольно обычные для многих людей обстоятельства их жизни (тяжелая болезнь, служебный конфликт, семейный конфликт, нарушение жизненных планов и мн. др.) — обстоятельства, на которые люди чаще реагируют типично, стереотипно. Но лишь при некотором особенном отношении к ним и может последовать обновление, возрождение, преобразование, восхождение личности, В современной акмеологии рассматриваются возможности преобразования социальной и биологической жизни не отдельных выдающихся личностей, не лиц, попавших в экстремальные условия и т. п.
8.В область анализа входят и концепции стиля, прежде всего индивидуального стилдеятельности (Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, В. С. Мерлин, В. И. Морссанова, В. А. Толочек, М. Р. Щукин и др.).
Примечательны основные положения этих концепций а) у разных людей могут формироваться разные стили, различие последних чаще не определяет и не ограничивает профессиональную и социальную успешность людей;
- б) как уникальные психологические системы индивидуальные стили способствуют проявлению способностей человека отчасти компенсируют слабо выраженные способности (Е. П. Ильин, Е. А. Климов).
Формирующиеся адекватные стили способствуют качественно лучшей организации и взаимодействию отдельных качеств человека — становлению его «интегральной индивидуальности», определяющей его социальное и биологическое функционирование (В. С. Мерлин);
- в) биологически обусловленные задатки способностей человека биполярны, и каждый полюс их выраженности связан с набором разных, нередко противоположных по содержанию способностей (Э. А. Голубева, В. Д. Небылицын, Б. М. Теплов);
— г) посредством индивидуального стиля человек способен в значительном объеме перестраивать и изменять элементы трудовой деятельности, создавая своеобразное «пространство деятельности» под себя, с учетом своей индивидуальности и индивидуальности своих партнеров (В. А. Толочек):
д) одним из ключевых условий формирования психофизиологически адекватного стиля выступают идеальные образования (цели, смыслы, ценностные ориентации).
Эффективная психологическая система формируется только у человека, «стремящегося к наилучшемосуществлению данной деятельности», к «наиболее высоким достижениям в труде» (Е.А.Климов).
Другими словами, добросовестное исполнение трудовых функций субъектом, безусловное следование им стандартам, правилам, предписаниям не является «необходимым и достаточным» условием для формирования эффективных интегральных психологических систем, для наилучшего ее согласования биологической природы человека с социальной средой. По существу, речь идет о своеобразной «надситуативной активности» личности (по В. А. Петровскому), воплощающейся в профессиональной сфере.
Отдельной и самостоятельной темой в последние годы становятся вопросы профессионализации человека как субъекта труда. Наряду с позитивными траекториями его развития (профессионализм, компетентность, личностно-профессиональное развитие и др.) ученые выделяют и негативные варианты — профессиональные деструкции,профессиональные деформаци:личности, профессиональные заболевания (В. Г. Зазыкин, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова и др.; Примечательно, что такие негативные траектории профессионализации человека наиболее характерны именно для социономических профессий, профессий типа «человек — человек» по Е. А. Климову. Именно в тех случаях, когда человек не только живет в обществе себе подобных но и вынужден активно взаимодействовать с людьми в силу прямых профессиональных обязанностей, вероятность деформаций, деструкции и заболеваний наиболее высока. Именно здесь в последние десятилетия появились новые психологические и соматические расстройства работника (изнашивание, выгорание, хроническая усталость).
Примечательно также и то,что достижение людьми вершины власти или профессионализма часто связано с разными психическими и психологическими аномалиями или акцентуациями (В. Г. Зазыкин, К, Леонгар?А. В. Шувалов и др.).
Показательно, что и другой полюс социального статуса человека — его со стояние как безработного — столь же мощно активизирует процессы, разрушающие и психику и сому (Г. Н.Гончарова, С. Л. Дановский, А. Н.Демин, А. Ю. Шпикалов, В. С. Хомутов и др.).
Выводы
Проблема соотношения социального и биологического в человеке является очень глубокой, важной и всеобъемлющей. Она волнует людей начиная с глубокой древности. Древнегреческие трагедии и другие эпические произведения часто построены на противопоставлении воли, действий и судьбы героя и какой-то таинственной непреодолимой силы и «воли», которые разрушают все его намерения. Обычно это противодействие принимает вид воли богов, но можно понять это и как наличие в самом человеке или в природе некоего начала, противостоящего социально и культурно обусловленным желаниям и возможностям человека. Эта проблема не разрешена и по сей день, хотя ее контуры вырисовываются все яснее.
Отсюда ясно, что проблема построения общества будущего, выбора путей и методов конструирования наиболее отвечающего современному человеку политического, социального и экономического устройства с учетом возможного некоторого изменения самой сущности большинства людей в будущем зависит от правильного, научного, а не пропагандистского понимания соотношения биологического и социального в природе человека. Надо уяснить, какие конкретные черты характера, темперамента, личности человека и насколько определяются воспитанием, культурой, и что в человеке останется неизменным при любых обстоятельствах.
Заключение
Обобщая обзор литературы по данной проблеме, необходимо отметить, что в современной науке достаточно много исследований, посвященных соотношениям биологического и социального, в них прямо или косвенно отражены различные аспекты взаимодействия биологического и социального. Можно констатировать следующие положения:
— тема интеграции биологических и социальных факторов с большей или меньшей полнотой отражается в изучении разных сторон становления, проявления, функционирования и развития психического. В объеме предмета психологии рассматриваются множество аспектов такого взаимодействия от зарождения самой жизни и от эпохи появления вида Homo sapiens до настоящего времени, и далее — как прогнозирование и моделирование будущего человечества.
-многие эффекты интеграции биологического и социального в человеке проявляются многократно, на протяжении всей жизни. Можно также предположить, что подобная множественность эффектов присуща разным формам интеграции: первичные следствия интеграции выступают в качестве предпосылок на последующих стадиях развития выступают в качестве предпосылок, в качестве условий для вторичной интеграции.
- жизни отдельного человека социум скорее всего вступает многоаспектно: как естественная среда обитания, как направляющий культурный фон, как прямые требования, санкции и критериальные условия, как подсознательные стереотипы и нормы.
— к середине 20 века одно из двух социальных оснований человека разделяется, раздваивается. Социальное порождает самостоятельную, быстро развивающуюся реальность — профессиональную сферу. По действенности влияния на развитие человека во второй половине 20 века профессиональная сфера становится в один ряд с его биологией и социальной средой в широком смысле.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/problemyi-sotsialnogo-razvitiya-cheloveka/
1.Акмеология / Под общ. ред. А. А. Деркача — М.: РАГС, 2002. — 650 с. 2.Брушлинский, А. В. Проблема субъекта в психологической науке / А. В. Брушлиский//Психологический журнал. 1991. Т. 12, № 6.
3.Деркач, А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека / А. А. Деркач. — М; РАГС, 2000. — Кн. 2. — 536 с.
4.Деркач, А. А. Акмеология / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003. — 256 с.
5.Дубинин, Н. П. Философские и социологические аспекты генетики человека /Н. П. Дубинин // Вопросы философии. 1971. № 2.
6.Дубровинская, Н. В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. В. Дубровинская,Д. А.Фарбер, М. М. Безруких. М.: Владос, 2000. 144 с, ил.
7.Илгунова, О. Е. Динамика становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры государственных служащих: Авторф. дне.. . канд. психол наук / О. Е. Илгунова.—М.: РАГС, 2005. -24с. 8.Кроник, А. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. — М: Смысл, 2003. — 284 с.
9.Пелипенко, А. А. Смыслогенез и структуры сознания (культурологический подход) / А. А. Пелипенко // Мир психологии. — 1999. — № 1.
10.Семенюк, Э. П. Идея информологии в контексте современного развития науки и социальной практики / Э. П. Семенюк // Проблемы взаимодействия. — Новосибирск, 1993.
11.Талочек, В. А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества /В. А. Толочек, О. В. Онищенко// Мир психологии. — 2001. — № 2. — С. 140—149.
12.Толочек, В. А. Акме, профессионализм и социальная адаптация человека.» периодизация развития и типология социальной активности / В. А. Толочек // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: Матер. YIII—X симпозиумов. — М.,2004.-4. 1.-С. 172-180.
13.Толочек, В. А. Современная психология труда / В. А. Толочек. — СПб.:Питер, 2005.
14.Толочек, В. А. «Квазидиагностика» и проблема целостного изучения человека/ В. А. Толочек//Мир психологии. 2004. №4. С. 100—111.
15.Толочек, В. А. Организационная психология: Управление персоналом ЧОП и СБ /В. А. Толочек. М: НОУ ШО «Баярд», 2005. 176 с.
16.Толочек, В. А. Профессиональная пригодность субъекта: ретроспектива и перспективаоценки/ В. А. Толочек//Акмеология. 2005. №. 6.
17.Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды /Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ: Флинта, 1999. 672 с.
18.Филиппова, Л. В. Философско-педагогические основы валеологии / Л. В. 19.Филиппова, Ю. А. Лебедев, Е. Ю. Горбунова. Н. Новгород, 2000.
20.Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М., 1990.
21.Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М.: Прогресс. 1990 22.Фрейд, 3. Сновидения / 3. Фрейд, — Алма-Ата, 1990.
23.Фрейд, 3 Введение в психоанализ: Лекции / 3. Фрейд. М., 1991