Социальные и биологические факторы аномального развития

Дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению нормального хода общего развития, считаются аномальными. Различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных возможностях. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития ребенка, другие подлежат лишь коррекции или компенсации.

Одними из важнейших задач современного практического психолога являются психологическая диагностика и коррекция отклонений детского поведения и вневрачебная помощь трудным детям. При исследовании ребенка с отклонениями в развитии необходимо выявить структуру и оценить степень выраженности его психических расстройств с учетом отклонения от стадии возрастного развития на которой находится ребенок, т.е. особенности дизонтогенеза вызванного болезненным процессом, его последствиями.

В 1927г. Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая с его помощью отклонения внутриутробого формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушения онтогенеза,включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (Ушаков).

Основную модальность психического дизонтогенеза определяют проявления патологического воздействия на незрелый мозг, которые различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространения и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а так же социальных условий, в которых находится больной ребенок.

В отечественной литературе применительно к дезонтогениям принят термин «аномалии развития». Основными типами психического дизонтогенеза считаются регрессии, ретардации и асинхронии психического развития.

Развитие аномального ребенка, подчиняясь в целом общим закономерностям психического развития детей, имеет целый ряд собственных закономерностей.

1. Типы нарушений психического развития

Существуют различные классификации дизонтогенеза. Г. Е. Сухарева различает три вида дизонтогенеза:

1) задержанное;

2) поврежденное;

3) искаженное развитие.

Близкой к рассмотренной является еще одна классификация нарушений психического развития:

6 стр., 2723 слов

Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского

... роль в формировании различных видов асинхронного развития. 2. Классификация психического дизонтогенеза В.В. Лебединского Классификация психического дизонтогенеза предложенная В.В. Лебединским имеет следующий вид: Общее психическое недоразвитие; Задержанное психическое развитие; Поврежденное психическое развитие; Дефицитарное психическое развитие; Искаженное психическое развитие; Дисгармоничное ...

1. Необратимое недоразвитие (связано с олигофренией).

2. Дисгармоническое развитие (связано с психопатией).

3. Регрессирующее развитие (связано с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией).

4. Альтернирующее развитие (наблюдается при различных соматических и психических патологиях).

5. Развитие, измененное по качеству и направлению (при шизофреническом процессе).

Г. К. Ушаков и В. В. Ковалев предложили выделить основные клинические типы дизонтогенеза:

1. ретардация — это заторможенное психическое развитие или устойчивое психическое недоразвитие;

2. асинхрония — дисгармоническое психическое развитие.

Клинические формы дизонтогенеза можно классифицировать следующим образом:

1. умственная отсталость;

2. пограничные и парциальные задержки психического развития;

3. искажения психического развития;

4. аутистические расстройства;

5. акселерация;

6. инфантилизм;

7. соматопатии.

Наиболее распространенной считается следующая классификация дизонтогенеза:

1. психическое недоразвитие;

2. задержанное развитие;

3. поврежденное психическое развитие;

4. дефицитарное психическое развитие;

5. искаженное психическое развитие;

6. дисгармоническое психическое развитие.

2. Соотношение социального и биологического в возникновении психических нарушений у детей

Как биологические, так и социальные факторы вносят значительный вклад в развитие человека. Перечислим биологические факторы дизонтогенеза: психический нарушение дизонтогенез поведение

1) генетические факторы (наследственные болезни, хромосомные аберрации, генные мутации, эндогенные заболевания и т. д.);

2) внутриутробные нарушения (токсикозы, инфекции, интоксикации и т. д.);

3) патология родов;

4) ранние заболевания с поражением центральной нервной системы (прогрессирующие гидроцефалии, опухоли головного мозга, энцефалиты и т. п.).

К социальным факторам дизонтогенеза относятся:

1) различные виды эмоциональной и социальной де-привации;

2) разного рода социальные психологические стрессы. Проблемой влияния социальных и биологических факторов на онтогенетическое развитие человека занимается и клиническая психология, а точнее, специальный раздел клинической психологии — возрастная клиническая психология. В сферу интересов возрастной клинической психологии входят:

1) психические процессы и состояния;

2) анализ протекания возрастных кризов;

3)психосоматические взаимовлияния на различных этапах развития человека.

На формирование индивидуально-психологических качеств человека большое влияние оказывают как биологическая, так и социальная составляющие развития. Без соответствующего «материального обеспечения» (наличия высокоразвитой нервной системы, головного мозга) любые попытки добиться соответствующего воспитания и обучения оказались безуспешными. То же касается и социальной составляющей: выпадение даже самого хорошего «материала» из социума в раннем детстве приводит к полному подавлению развития ребенка (например, «дети-маугли»).

10 стр., 4874 слов

Нарушение психического развития детей

... дошкольники с нарушением психического развития зачастую самостоятельно Эмоционально-волевая сфера При нарушении психического развития замечается слабость словесной регуляции действий. Дети У детей с ... психологического и тем самым социального развития ребёнка в конкретные периоды его взросления, но и с ... точкой и в тоже время целью развивающей работы с человеком, самостоятельно от нрава имеющихся у ...

Но конкретный ребенок находится не в социуме вообще, а взаимодействует с конкретными людьми, которые обладают индивидуальными характерами, имеют определенную культуру, интеллект и т.д. В процессе развития к началу каждого возрастного периода между ребенком и окружающей его социальной микросредой складываются определенные отношения. Эти отношения и есть суть социальной ситуации развития ребенка. При анализе процесса развития ребенка следует учитывать, что для каждого периода характерным является новый тип отношений между ним и окружающей его социальной средой. Становление психики ребенка возможно только при вовлечении в мир социальных взаимоотношений.

Возрастные психологические кризисы — это особые периоды онтогенеза, которые длятся относительно недолго и характеризуются резкими психологическими изменениями.

В ходе психического развития каждая функция в определенное время проходит через сенситивный период, который характеризуется не только наибольшей интенсивностью развития, но и наибольшей уязвимостью и неустойчивостью по отношению к вредности. Сенситивные периоды характерны не только для развития отдельных психических функций, но и для психического развития ребенка в целом. Выделяются периоды, в которые большинство психофизических систем находятся в сенситивном состоянии, и периоды, для которых характерны достаточная устойчивость, баланс сформированных и неустойчивых систем с преобладанием первых. К таким основным сенситивным периодам детства относятся возрастные периоды до 3 лет и 11-15 лет. В эти периоды особенно велика возможность возникновения психических расстройств.

Особенностью детского возраста является, с одной стороны, незрелость, а, с другой — большая, чем у взрослых, тенденция к росту и обусловленная ею способность к компенсации дефекта (Сухарева, Гелльниц).

Поэтому при поражениях, локализованных в определенных мозговых центрах, длительное время может не наблюдаться выпадения функций. При локальном поражении компенсация, как правило, значительно выше, чем при дефицитарности функции, возникшей на фоне общемозговой недостаточности, наблюдаемой при диффузных органических поражениях центральной нервной системы. Имеет значение интенсивность повреждения мозга. При органических поражениях мозга в детском возрасте, наряду с повреждением одних систем, наблюдается недоразвитие других, функционально связанных с поврежденными. Сочетания явлений повреждения с недоразвитием создает более обширный характер нарушений, не укладывающихся в четкие рамки топической диагностики.

Заключение

В возникновении психических заболеваний играют роль как социальные, так и биологические факторы, которые тесно взаимосвязаны и оказывают постоянно меняющееся влияние на динамику психических заболеваний.

При выявлении у ребенка поведения, отличающегося от других детей, психолог организует более тщательное наблюдение за ним.

При квалификации наблюдаемых особенностей поведения ребенка как отклонений психолог руководствуется следующими критериями:

9 стр., 4325 слов

Педагогическая психология : Роль семьи в воспитании детей Стиль ...

... российской семьи: невротизм детей, одиночество, неумение общаться, разобщенность. И самое страшное, по мнению психологов — отсутствие понимания между детьми, родителями и стариками. Внутренние коллизии оказывают на семью очень ... не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности. В период социально-экономических преобразований в ...

1) изменение поведения ребенка в общем;

2) несоответствие поведения ребенка возрастным нормам развития;

3) длительность отмечаемых особенностей поведения;

4) частота наблюдаемых симптомов;

5) особенности возникновения той или иной черты в поведении, указывающие на социальный характер ее возникновения;

6) склонность к выполнению однообразных действий с предметами;

7) отсутствие привязанности к близким взрослым и т.д.

Выяснив причины нарушений в развитии ребенка, психолог разрабатывает перспективный план его развития и коррекции. Он обязательно проводит специальную работу с родителями по разъяснению особенностей данного периода в жизни ребенка и оптимальных методов взаимодействия с ним.

В качестве базового развивающего и коррекционного метода психологами широко используется игровая деятельность. При ярко выраженном отставании и отсутствии положительного темпа в развитии игровой деятельности проводят доскональное обследование ребенка с учетом выяснения причин данного отставания. При этом, как правило, привлекаются другие специалисты (педагоги, врачи и т.д.).

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kontrolnaya/sotsialnyie-faktoryi-narusheniy-v-psihicheskom-razvitii/

1. «Клиническая психология» Учебник для ВУЗов. 4-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. — СПб.:Питер,2011. — 864 с.

2. «Клиническая психология. Шпаргалки.» Ведехина С. А.