Нарушение психического развития детей

I . Теоретический аспект изучения

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением психического развития

Дети с нарушением психического развития (НПР) — это дети

Физиологические особенности

В дошкольном возрасте у детей с НПР выявляется отставание в раз­

Жестких двигательных расстройств у детей с нарушением психического развития нет, но, тем не менее, физи­ ческое и моторное развитие ниже, чем у их нормально развивающих­ ся сверстников.

Особенности визуального восприятия

Для

Особенности сенсорного восприятия

Сенсорное развитие различается качественной оригинальностью.

Ребенок с отклонениями в психическом развитии за определенное время воспринимает меньший объ­ ем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отста­вание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освое­ нии чтения, нарушению различения сходных по написанию букв и цифр (например, дети путают цифры 3 и 8, 1 и 7, 6 и 9; буквы А и Л, Н и П и т.п.).

Пространственное восприятие

Установлено, что пространственное восприятие формируется в про­

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, на­

Особенности анализирования

Сенсорный опыт детей данной категории долго не обобщается и не

Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок испытывает трудности

У детей с НПР наблюдается замедленный процесс развития межанализаторных связей, которые располагаются в основе сложных видов деятельности: недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительной моторной координации, которые выражаются в несформированности чувства ритма, в возникающих трудностях при ориентировке в простран­ стве и на плоскости. В дальнейшем все выше описанные недостатки, возможно, будут становиться преградой на пути к овладению чтением, письмом, счетом.

13 стр., 6043 слов

Выявление эффективных методов и приемов развития музыкального ...

... детей и особенности восприятия в видах музыкальной деятельности; 2) описать методику развития музыкального восприятия в условиях дошкольной образовательной организации, отдельно рассмотрев вопросы особенностей музыкального восприятия у детей разных возрастов, представив характеристику музыкального репертуара для детей дошкольного возраста и описав методы и приемы развития музыкального восприятия ...

Вербальная память

В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР осо­

В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом

Следует отметить, что наглядный материал запоминается лучше

Мыслительная деятельность

Отличие наблюдается и в формировании мыслительной деятельности,

— в крайне низкой познавательной активности, боязни интеллекту­ ального усилия вплоть до отказа от задания. Среди дошколь­ ников с ЗПР часто встречаются дети, которые не любят учиться читать, долгое время не могут научиться элементарному счету, не выказывают желания ходить на занятия, отказываются от выпол­нения домашних заданий, не любят, когда им читают и т.д.;

— в отсутствии надобности назначать перед собой цель, располагать

— в изменении динамических сторон мыслительных процессов;

— в несформированности умственных операций анализа, синтеза, а

У дошкольников данной категории позднее, чем у их нормально раз­

Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним

Научные теоретики отмечают сложность формирования целого из частей и выделения частей из целого, нелёгкости в пространственном опери ровании образами. Замедлен процесс формирования мыслительных операций. Начальным этапом полноценной мыслительной деятельно­ сти является ориентировочный этап, основная функция которого состо­ит в анализе условий задания и в самом предварительном составлении общего плана решения, в определении стратегии поиска. У детей с за­ держкой в развитии недостаточный уровень сформированности мысли­тельной деятельности отчетливо проявляется уже на ориентировочном этапе. Это обнаруживается на занятиях, когда они приступают к реше­нию, не проанализировав всей совокупности данных и не наметив пла­ на решения. На логопедических занятиях у таких дошкольников наблюдается замедленный темп работы, в отличие от нормально развитых сверстников. Таким детям необходимо многократное повторение вопроса, а также использование наводящих вопросов, чтобы добиться элементарного ответа.

Следующим важнейшим условием решения интеллектуальных задач

Анализ

Деятельность детей с задержкой в развитии при анализе зрительно вос­

Установлено, что успешное овладение учебным материалом суще­

14 стр., 6765 слов

Развитие психической деятельности животных в онтогенезе

... Развитие психической деятельности в раннем постнатальном периоде Постнатальный период развития организма начинается после его рождения (вылупления из яйца). Рождение - поворотный пункт в развитии животного. ... этим показателям зрело- и незрелорождающиеся животные различаются только сроками приобретения этого опыта. Инстинктивное поведение. В онтогенезе инстинктивные движения проходят стадии ...

Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей

Отсюда вытекает, что дошкольники с нарушением психического развития зачастую самостоятельно

Эмоционально-волевая сфера

При нарушении психического развития замечается слабость словесной регуляции действий. Дети

У детей с НПР происходит слабый интерес к игре и игрушкам, у них с трудом воз­

Несформированность эмоционально-волевой сферы детей с НПР определяет

Нравственно-эстетическая сфера

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-эстетической

Анализ особенностей психического развития данной категории де­

— нарушение психического развития (НПР) затрагивает всю

— выраженность повреждений и степень несформированности

психических функций может быть различной, этим и определяет­

дошкольном возрасте.

Отклонения в здоровье нервной системы детей сказываются на по­

Поэтому важное место в структуре коррекционно-педагогического процесса занимает диагностика. Только на основе глубокого всесто­ роннего обследования каждого ребенка возможно построение индиви­ дуального маршрута развития.

1.2 Понятие «норма», предъявляемое к модели психического развития

Каждый ребёнок имеет свой путь развития, свои индивидуальные особенности. Наличие более или менее определённых критериев для оценки зрелости ребёнка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о существовании возрастной нормы. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что понятие нормы вообще и возрастной в частности определить и операционализировать, т.е. представить в доступной для изменения форме, весьма сложно.

В настоящее время понятие «норма» по отношению к развивающемуся ребёнку, к динамичному изменению не только отдельных психических процессов, состояний, но и к изменению показателей их взаимодействия подвергается большому сомнению. Как совершенно справедливо отмечал К.М. Гуревич, «проблема нормативности диагностики развития далека от своего разрешения и смыкается с проблемой нормативности психического развития в разные возрастные периоды, а она очень сложна и мало разработана» [6, с.176].

Понятие «норма» должно быть соотнесено не только непосредственно с уровнем физического, психологического и тем самым социального развития ребёнка в конкретные периоды его взросления, но и с требованиями, которые окружающий ребёнка социум предъявляет к нему. Выделяется несколько научных подходов к определению нормы развития.

Статистическая норма — степень психосоциального становления человека, который соответствует средним (количественным) показателям, приобретенным при обследовании представленной группы людей 1-го и такого же возрастного спектра, пола, культуры и т.д.

15 стр., 7095 слов

«Игра как средство развития всех сторон речи детей дошкольного ...

В работе затронута проблема развития речи детей посредством игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности ...

Функциональная норма понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс, определяющий функциональный оптимум деятельности человека. Психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которой сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптированное реагирование на факторы внешней среды.

Это собственно персональная норма становления, которая считается исходной точкой и в тоже время целью развивающей работы с человеком, самостоятельно от нрава имеющихся у него индивидуальностей, когда в процессе автономного становления, изучения нужно равновесное взаимоотношение, гармонический баланс между личностью и обществом. При этом удовлетворяются главные необходимости личности, и лицо всецело удовлетворено притязанием, которые социум в ней предъявляет.

Подобный расклад разрешает заново подойти к истолкованию мнения общепризнанных мерок и гарантирует теоретическую интерпретацию его содержания и различие от статистической общепризнанной мерки. Впрочем, аналогичное объяснение содержит очень обобщенный нрав и нуждается в конкретизации.

Такой подход позволяет по-новому подойти к толкованию понятия нормы и обеспечивает теоретическую и интерпретацию его содержания и отличие от статистической нормы. Однако подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации.

Социально-психологический норматив (СПН) разработан группой ученых под руководством К.М. Гуревича [6] и определяется как система требований, которые общество предъявляет психическому и личностному развитию каждого из его членов. Требования, составляющие содержание СПН, являются идеальной моделью требований социальной общности к личности. Такие требования закреплены в виде правил, норм, предписаний. Они присутствуют в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении учителей. Воспитателей, родителей. Такие нормативы историчны, они меняются вместе с развитием общества. Время их существования зависит от отнесённости к той или иной сфере развития, с одной стороны, и от темпов развития общества с другой. В соответствии с этим критерием оценка развития должна проводиться по степени близости к данному для этого времени культуры, географическому положению, социально-психологическому нормативу, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах.

Совершенная норма (идеальный онтогенез) — несуществующее в действительности воспитание, имеющее самая теоретическую значимость как объект, владеющий набором качеств и свойств, находящихся там, в сознании 1-го человека или же группы лиц. Совершенная норма (модель нормы) не имеет возможность работать аспектом оценки возможно протекающих процессов или же состояний психики, собственно, что разрешает вычленить беспристрастные закономерности психологического становления, нужные и достаточные обстоятельства для обеспечивания удачливости их формирования.

24 стр., 11691 слов

Развитие эмоциональной сферы детей раннего возраста

... (мамы). Теоретические подходы к проблеме развития эмоциональной сферы детей раннего возраста 1 Общая характеристика психологического развития детей раннего возраста В настоящее время внимание многих психологов ... раннем возрасте происходит активное овладение собственным телом. Общее овладение телом, прямохождение, дифференцированные ручные действия - достижения в психическом и физическом развитии, ...

Аналогичная модель работает целям самая абстрактного «программного» описания становления. Она разрешает квалифицировать ту сделку, начиная с которой станет «отсчитываться» вначале личный вариант нормативного становления (условно-нормативное становление), а вслед за тем «на выходе» характеристик психологического становления его элементах из области «условно-нормативного развития» (той области, которая задаётся притязаниями социально-психологического норматива).

Похожую совершенную норму, совершенную модель становления идет по стопам рассматривать как «программу развития» ребёнка в безупречных социокультурных критериях. В реальной практике оценки психологического становления ребёнка аналогичная совершенная норма необходима для сотворения методологической базы, включающей универсальные основы и расклады к оценке совокупных закономерностей психологического становления.

1.3 Условия, необходимые для нормального психического развития

Гениальную лепту в исследование аномалий детского становления внёс Л.С. Выготский [4].

В рассматриваемом нами контексте необходимо квалифицировать облики воздействий, влияющих на появление всевозможных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. Возможно, отметить главные 4 обстоятельства, которые важны для обычного становления ребёнка.

1-ое важное обстоятельство — обычная работа головного мозга; при наличии патологических состояний, образующихся вследствие всевозможных патогенных воздействий, нарушается обычное соответствие раздражительных и тормозных процессов, затруднено воплощение трудных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие меж блоками мозга, отвечающими за всевозможные нюансы психологической работы человека.

2-ое условие — обычное телесное становление ребёнка и связанное с ним сбережение обычной работоспособности, обычного тонуса нервозных процессов.

Третье условие- сохранность органов эмоций, которые обеспечивают обычную ассоциация ребёнка с наружным миром.

Четвёртое условие- систематичность и очередность изучения ребёнка в семье, в детском саду и в образовательной школе.

Перемена, какого-либо из этих критерий приводит к отклонениям обычного хода становления. Например, неверно созданные изучение и образование имеют все шансы быть предпосылкой социально отклоняющихся разновидностей становления. Абсолютное выпадение общественных связей в детском возрасте вызывает возникновение «маугли» — биосущества людского облика с несформированной специфичной возможностью психологического реагирования. Это единый вариант психологических отклонений, который не поддается корректировки, например как социально-личностные свойства не складываются абсолютно. Во всех других случаях своевременное вмешательство в психологически негативные обстоятельства разрешает довольно благополучно выправить отклоняющийся ход становления.

1.4 Дизонтогенез как отклонение от психического развития в целом

Нарушение строения и функционирования мозга приводит к более стойкому дефекту развития — дизонтогенезу. Для адаптации лиц, имеющих дизонтогении развития, необходимо длительное специально организованное педагогическое воздействие.

34 стр., 16834 слов

Театрализованная игра как средство развития творческих способностей ...

... творчество ребенка в игре, они опираются на свой опыт и интуицию и часто делают ошибки. Это обусловливает актуальность темы нашего исследования. Тема: Театрализованная игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. ...

Таким образом, проанализировав основную культурно- историческую теорию онтогенетического развития, можно сказать, что дизонтогенез — это стойкое отклонение от нормы хода психического развития, обусловленное нарушением строения и функционирования ЦНС.

В систему разработки структуры дизонтогенеза легла теория Л.С. Выготского [5] о недостатке становления, в которой рассматривается ход нарушения онтогенеза. Л.С. Выготский отмечает « при дизонтогенезе недостаток становления психики развёртывается постепенно.

На исходном рубеже появляется «Первичный дефект» — бионесоблюдение. Оно бывает в облике повреждения клеток ЦНС и функционирования» [5, с.166]. Выделяют 2 главные типы оснований, которые приводят к нарушениям на данном уровне становления: эндогенные, то есть внутренние (генетические), и экзогенные — наружные (факторы среды).

Повреждение ЦНС имеет возможность появиться на всяком уровне. Несоблюдение конкретных отделов вызывает нефункциональности надлежащих психологических функций.

При нарушениях психологического нрава к экзогенным основаниям, возможно, отнести негативные обстоятельства

общественной среды, которые травмируют психику ребёнка, собственно, что отображается в поведении.

Вместе с первичными бионарушениями в процессе становления появляется «вторичный дефект» — психологические нарушения. Изъявляются признаки и синдромы неблагополучного функционирования психологических процессов. Появление 2 значения недостатка в обязательном порядке и неразрывно связано с первым.

В прогрессивной особой психологии разрабатывается теоретическое обоснование, владеющее механизмом формирования дизонтогенеза. Предоставленная концепция опирается на познание закономерностей становления психики в онтогенезе:

1. Развитие психологических функций случается помаленьку и поочередно во времени.

2. Все функции имеют личный сензитивный этап развития.

3. Любая дальнейшая функция складывается на базе предыдущей.

В определённый этап становления психологическая функция имеет возможность не возникнуть по причине дерзкого повреждения клеток мозга, которые отвечают за ее реализацию. Данный дефект психики именуют ядерным нарушением. Он определяет целый дальнейший ход нарушения становления. Вместе с ним на надлежащем возрастном рубеже не появляется весь ряд функций, сензитивно связанных предшествующей. Данное проявление ориентируется как системное недоразвитие психики. Хитросплетение ядерного нарушения и системного недоразвития оформляет структуру дизонтогенеза. При данном обстоятельстве всевозможные ядерные нарушения вызывают различные формы дизонтогенеза.

Ядерные нарушения предполагают собой недостаточно обратимые конфигурации в параметрах работы, что или же другой функции под конкретным воздействием патогенного фактора. Системные недоразвития имеют обратимый процесс, т.е. поддаются корректировки.

Чем ближе та или же другая функция связана с первично нарушенной, что больше воплощенным станет её аномалия. И напротив, чем «дальше» функция размещена от ядра нарушения, что больше она сохранна. Конфигурации в работе функций, именно не связанные с первично повреждённой, определяются как необычные нарушения.

3 стр., 1468 слов

Психические нарушения при инфекционных заболеваниях

... психических нарушений при инфекционных заболеваниях Психические нарушения при инфекционных заболеваниях весьма различны. Это связано с природой инфекционного процесса, с особенностями реагирования на инфекцию центральной нервной системы. Психозы, ... расстройство сознания, как правило, возникает внезапно с развитием эпилептиформного возбуждения, галлюцинациями и отрывочными бредовыми идеями. ...

Исходя из того, что процесс становления это перемена отношений между различными компонентами психики, можно обобщить, что комплект вторичных нарушений (при одной и что же первично повреждённой функции, у 1-го и такого же человека) с возрастом станет изменяться. Точно также как и то, что одно и то же первичное несоблюдение (у различных людей) в разнообразном возрасте имеет возможность приводить к разным по нраву тяжестям вторичных отклонений.

Глава II . Изучение особенностей психического недоразвития детей как модели психического развития в целом

    1. Практическая часть исследования

Цель: выявить характерные черты психического недоразвития детей.

Задачи:

— исследовать особенности психического недоразвития детей

— апробировать исследование диагностики психического недоразвития детей как модели в норме психического развития

— сопоставить итоги экспериментирования и их рассмотрение на основе проведённого исследования.

Экспериментальный этап из двух этапов:

1) исследование

2) анализ итогов

Структура проведения: детям были представлены всевозможные задания, игровые упражнения. По итогу проделывания результаты фиксировались в таблице. На основе чего был проведён анализ подведения итогов.

2.2 Комплекс диагностических методик (описание)

Разностороннее исследование детей 1,5 — 3 лет

Н.А. Рычковой [17] был разработан план проведения диагностики детей раннего возраста с признаками отклонения в психическом развитии.

1. Диагностика становления познавательного значения

При обследовании отмечается осознание инструктажа, стремительность, корректность выполнения, адекватность воздействия, заинтригованность, принятие поддержке, аппарат на итог, степень усвоения, влечение.

Цветовой гнозис (4 цвета: алый, голубой, желтоватый, зеленый)

Нормативы:

сличение от 1,5—2 лет;

выбор по наименованию — в 2—3 года;

самостоятельность наименования — в 2,5—3 года.

Оборудование: цветные наборы дидактических игр «Цветочек и лепесточек».

Руководство к выполнению:

1) «приложи к любому цветочку благоприятный по цвету лепесточек»;

25 стр., 12041 слов

Особенности методов арт-терапии в работе с детьми с задержкой ...

... детей с задержкой психического развития; охарактеризовать методы арт-терапии, используемые в работе с детьми с задержкой психического развития; выделить особенности методов арт-терапии при работе с детьми с задержкой психического развития. ... клиентов к самостоятельной творческой деятельности, в то время как пассивная терапия полагается на использование существующих произведений искусства посредством ...

2) «укажи, где алый (синий, желтоватый, зеленый) лепесточек»;

3) «обозначь, какого цвета данный цветочек».

Аналогично предъявляются иные поручения.

Конфигурация

Нормативы:

сличение — от 1,5—2 лет;

выбор по наименованию — в 2 года;

самостоятельность наименования — в 3 года.

Оборудование: круг (шарик), квадрат (кубик), прямоугольник (кирпичик), треугольник (крыша) по 2 комплекта 4 ведущих цветов.

Руководство к выполнению:

1) «дай подобную» (форма и краска совпадают);

2) «представь, где кубик»;

3)«назови какой формы».

Предметный гнозис

Оборудование:10—12 карточек с изображением своих людей предметов (лото малышам).

Руководство к выполнению:

1) «представь, где нарисован …»;

2) «что изображено?» или же «что это?»

Аспекты:

В 1,5—2 года именуют 4—5 иллюстраций.

В 2,5 года показывают на почти все предметы из групп: игрушки, посуда, одежка, меблировка.

В 3 года малыши понимают и именуют все предметы, их качества и свойства, в пассивном словаре выработаны кое-какие обобщающие мнения: игрушки, одежка, меблировка, обувь.

2.Диагностика способов деятельности

Складывание пирамидки. Складывание матрешки

Стимульный материал:

Нормативы:

снимают кольца с пирамидки — в 1 год;

составляют пирамидку без учета размера колец — в 1,5—2,5 года;

составляют пирамидку с учетом размера колец и установки на результат без проб и примеривания — в 3—3,5 года; работа зрительным сопоставлением.

Итоги:

1) необычные манипулятивные воздействия (ребенок стучит о посуду, подносит к уху, гремит, берет в рот и др.).

Данные поступки считаются неадекватными;

2) несложное манипулирование (специфическая манипуляция);

3) силовое тестирование (например, малыш кладет малую матрешку в нижнюю долю большой и, напротив, прикладывает усилие (вдавливает), не акцентируясь на качестве предмета);

4) целеустремленное тестирование (ребенок личные промахи корректирует и ищет надежный способ решения);

4 стр., 1911 слов

Острый герпетический стоматит у детей. Клиника. Диагностика. Принципы лечения

... первый рецидив герпетического стоматита наступает менее чем через год после перенесенной острой инфекции. Факторы риска развития рецидивирующей герпетической инфекции: наследственная слабость иммунитета к герпетической инфекции; отягощенный внутриутробный и грудной периоды развития ребенка; частые ...

5) соотнесение (ребенок ещё не имеет возможность сопоставить предметы на расстоянии и подносит их приятель к приятелю, подметив несоответствие, заменяет их);

6) зрительное соответствие (ребенок незамедлительно верно ищет решение, визуально соотнося элементы).

Малыши 3 лет с нормой в психологическом развитии имеют все шансы трудиться зрительным соотнесением, используя промеривание или же целеустремленное тестирование. Недоступность данных методик к 3 годам удостоверяет о дефектах психологического становления. До 2,5 лет правомерно воспользоваться усилием.

3.Диагностика становления игры

Ребятам предлагается сыграть со своими любимыми игрушками.

Тест значения становления игры:

1) неадекватные воздействия с игрушкой;

2) манипуляция с предметами — до 2 лет;

3) процессуальные игровые воздействия — с 2 лет (например, возит, машину, надевает и раздевает куколку и т.п.);

4) процессуальная игра с веществами плана — от 2—3 лет (например, нагружает кубиками машину, катает куколку и т.п.);

5) сюжетная игра — к 3 годам.

4.Диагностика становления двигательной сферы

Общая моторика.

Статическая и динамическая координация уточняется по общепринятым характеристикам:

1 год — независимая ходьба;

1,5—2 года — подымается и спускается по лестнице, держась за поручень; перешагивает сквозь преграду на полу; возникает на лавку 20 см от пола;

2,5 года — подпрыгивает, одновременно отделяя от земли обе ноги, с поддержкой; перешагивает сквозь некоторое количество преград; нагибается за предметом;

3 года — подымается ввысь по лестнице в 10 ступеней высотой 12—15 см, попеременно становит ноги на любую ступеньку; подпрыгивает на 2-ух ногах без помощи, стоит на одной ноге в направление 10 с раскрытыми очами.

Оценивается уровень разграничения перемещений и вероятность поступков с маленькими предметами.

Нормативы:

2 года — дублируют штришки, изображают круги;

2,5—3 года — рисуют прямые части, круги по показу; имеют все шансы нарисовать человека — «головонога».

5.Исследование памяти

Воспроизвести по памяти серию инструкций: встать, открыть дверь, присесть за столик, открыть коробку, взять карандаш.

Нормативы:

1,5 года — осуществляют 3 действия;

2 года — осуществляют 3—4 действия;

3 года — осуществляют 5 действий.

Игра «Что изменилось — чего не стало»

Ребенку показывают 4 рисунка, которые он называет. Вслед за тем малышу требуется не подглядывать, а исследователь убирает 1 из иллюстраций и заменяет иной, или переставляет их. Обращается с пожеланием к ребенку найти отличия.

Невыполнение поручения говорит о проблемах на рубеже проигрывания.

2.3 Результаты исследования и их анализ на основе проведённой диагностики

Для рассмотрения проделанного исследования мы использовали таблицу с итогами экспериментирования. Воспользовавшись нормами, описанными в исследованиях Н. А Рычковой, обозначили следующие итоги:

1.Исследование формирования познавательного уровня:

Рассмотрение итогов обнаружило, что лишь 2 из 6 ребят решили задания без особенных трудностей, действовали проворно, чётко, с особым интересом, приступили к выполнению задания после однократного повторения способа выполнения.

2.Методика исследования вариантов деятельности.

У других ребят реакция была немного замедлена и лишь только при повторе с 3-4 раза начинают выполнять задания. Испытывали нужду в помощи воспитателя, при сопоставлении цветов применяют слечение, что не отвечает возрастным особенностям.

Исследователь приглашает поиграть с пирамидой. Пирамидка считается универсальной методикой обследования, с ее содействием мы можем узнать какое решение примет ребёнок, согласованность его действий: как проворно надеваются колечки, как выполняется захват. Основная масса ребят осилило поручение налегке: 3 детей справились с заданием без измерения радиуса колец и без помощи исследователя. Гена М. собрал пирамидку без учета размера колец, что отвечает возрастным нормам, но мальчику была предложена помощь и она была одобрена. У 3 из 6 детей: Гены, Максима, Даши наличествует ладонный захват, мелкая моторика слабо сформирована, движения некоординированы, нет подобающей силы захвата.

3.Диагностика становления игры.

Ребятам было посоветовано сыграть со своими любимыми игрушками.

Все малыши совладали с упражнениями в согласовании с общепризнанными мерками.

3. Некоторые из ребят владеют опытом процессуальной игры (катание куколок в машинках, погрузка кирпичей в машину, усаживают кукол на кукольные диваны.)

4. Методика формирования двигательных навыков /мелкой моторики.

Двигательные навыки детей развиты в сочетание с возрастными особенностями.

Но все-таки у 2 детей были отмечены несвойственные движения: Гена М.- сосание пальца. Максим А. — постоянное движение, трудно концентрируется на исполнении задания, что удостоверяет о мышечной гипертонии.

Слабый уровень созревания мелкой моторики, лишь Маша А. и Богдан А. продемонстрировали степень формирования мелкой моторики в норме.

5.Диагностика памяти.

Ребятам было предложено исполнить по памяти серию руководств: встать, обнаружить дверь, присесть за столик, обнаружить коробку, взять карандаш.

Величина объёма памяти анализировался как малый. Дети не справлялись, ожидали поддержки исследователя. 2 из 6 детей обладают соответствующим объемом памяти. Продублировали 3-4 поступка без каких-либо трудностей: Богдан А., Маша А.

Итак, при рассмотрении итогов было установлено, что 3 детей: Гена М., Максима А., Даша П. могут быть подвергнуты нарушению психического развития.

При анализе ситуации в семье, установлено, что у детей с нарушением психического развития, у Гены М. один родитель, неполноценность внимания, так как мама работает больше времени, ребенок зачастую бывает у тети. У Даши П. можно обозначить обстоятельство нехватки материнского внимания, так как мама целый год не проживает с ребенком, не участвует в жизни дочери. Девочку растит папа и бабушка. Максим А. зачастую находится с бабушкой, мама работает и потому надлежащего внимания адресовать сыну нет возможности.

Базируясь на полученные данные можно отметить, что дети способны к эмоциональным стрессам, недостаток внимания, а в следствие состояние психической нестабильности повергло к такому низкому уровню психического развития детей.

3 других детей продемонстрировали уровень психического развития в норме. Семейная характеристика оценена как успешная для развития ребенка. Аномалий у детей не установлено.

Заключение

Сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышеуказанным. Процесс психического развития не является чем-то одногодным, он имеет много сторон. Прежде всего, это возрастные изменения психики, временные масштабы которых измеряются годами. Но между периодами возрастных сдвигов психика не остается неизменной. Возрастные изменения постепенно подготавливаются путем накопления более мелких изменений, обозначаемых понятием «микрогенез», т.е. изменениями в процессе непосредственного функционирования психики в данный момент. Нарушения на уровне микрогенеза в виде соотношений первичных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез как сторона развития психики всегда страдает вторично. Отклоняющееся развитие- это обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности. Вследствие этого устойчиво изменяются параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики.

Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического навыка в процессе общения и работы, собственно, что формирует обстоятельства для сдерживания возрастного становления и возникновения отклоняющегося поведения. Это оформляет становление третьего значения недостатка по Л.С. Выготскому [4].

Личные нарушения, которые складываются под действием не очень благоприятных моментов общественного влияния. Более ярко проявления личных конфликтов начинают выслеживаться к моменту совершения формирования психики- завершения подросткового возраста. Когда лицо покупает главные черты нрава. И в случае если малыша с патологией ЦНС появляются девиантные формы поведения, то выправить их буквально нельзя, например как асоциальное поведение считается средством компенсации недостатка.

С точки зрения психической науки объектом интереса надлежит быть медиарешение становления как таковое, а малыш отягощенный данным дефектом. Недостаток не лишь только затрудняет становление ребёнка, но и выделяет импульс к выработке общественной компенсации. Высочайшие именно людские формы компенсации обеспечивают способности полновесного становления личности. Это способности как овладения познаниями почв наук и трудовыми способностями, например и формирования миропонимания, моральных свойств личности. Л.С. Выготский [4] считал, что компенсаторные способности индивида всецело открываются лишь только при условии, что недостаток делается осмысленным. Данная степень компенсации ориентируется, с одной стороны нравом и степенью недостатка, запасными силами организма, а с иной стороны, наружными социальными критериями.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/narusheniya-razvitiya-rebenka/

1. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 1994.– 320 с.

2. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968. – 238 с.

3. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. М., “Класс”,1998.– 256 с.

4. Выготский Л.С. Основы дефектологии. — СПб.: Лань, 2003. – 654 с.

5. Выготский Л.С.

6. Гуревич К.М. Психолого-педагогическая диагностика.

7. Князева Н.Н. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие / Н. Н. Князева, О. М. Ешукова ; Омск. гос. пед. ун-т. — Омск: ОмГПУ, 2006. — 112 с. (75экз)

8. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте., 1984. – 119 с.

9. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991– 236 с.

10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М., Просвещение, 1983.- 285 с.

11. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. – 311 с.

12. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. — М., 1956. – 382 с.

13. Мацинковская Т.Д Детская практическая психология. М .,2000– 192 с.

14. Пашина О.Г. «Психологический журнал» № 2 1995– 138 с.

15. Психическое развитие воспитанников детского дома. //Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской. — М.,1990. – 76 с.

16. Психология развития: Учеб. для студ. вузов / Под ред. Т. Д. Марцинковской . — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : AcademiA, 2008. — 528 с.

17. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция и психопрофилактика: Практическое пособие для воспитателей и логопедов. М., Гном и Д, 2001.- 48 с.

18.Сарычев, С.В.Педагогическая психология: краткий курс / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — СПб. : Питер , 2006. — 223 с.

19. Шаграева О.А, КозловаС.А «Детский практический психолог» 2001. М.,– 120 с.

20. Шипицына Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. Методическое пособие/под ред. Л.М.Шипициной. – СПб: Речь, 2008.- 48 с.

21. Штерн В. Психология раннего детства. — Петроград,1922– 83 с.