Проблема нравственности в истории зарубежной педагогики

1.1 Предпосылки возникновения проблемы нравственности в зарубежной педагогике

зарубежный педагогика нравственность воспитание

Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения относятся к числу тех, которые изначально находятся в центре внимания ученых и философов.

Сама идея духовно-нравственного воспитания восходит к античной философии и ярко отражается в трудах мыслителей древности, таких как Аристотель, Платон, Сократ, Декарт, Демокрит, Авиценна.

Философы прошлого считали, что понимание природы человека немыслимо без понимания норм и ценностей человеческой жизни. Так, Демокрит (460-370 гг. до н.э.) вопросы умственного развития тесно связывал с нравственным воспитанием. Он считал, что нравственный человек должен быть мужественным, господствовать над собственными страстями, стремиться к добру, не предаваться праздности, легкомысленному образу жизни, стремится к гармоничности и умеренности своих желаний, сообразуя их с реальными возможностями [ ]. Систематические упражнения в нравственных поступках он считал лучшим средством для совершенствования нравственных качеств человека. Платон (427-347 гг. до н.э.) главной задачей педагогики считал передачу потомкам принципов добродетели и укрепление тем самым разумной части души [ ]. Аристотель (384-322 гг. до н.э.), выделял три типа воспитания: физическое, нравственное, умственное (именно в таком порядке, т.е. развитие, воспитание духовности ставил впереди обучения наукам. Целью воспитания Аристотель считал развитие высших сторон души — разумной и волевой. Принципы нравственного воспитания Аристотель выстраивал исходя из собственных философско-этических воззрений, определяя добродетель как подчиненную требованиям разума деятельность. Нравственное воспитание детей, как и Платон, он основывал на постоянных упражнениях в добрых поступках. Даже физическое воспитание ставил на службу духовно-нравственному, т.к. считал, что физическое воспитание должно развивать красивое, сильное, ловкое тело и способствовать укреплению духовно-нравственного начала в человеке. Аристотель подчеркивал высочайшую значимость воспитания нравственности определяя духовно развитого человека как нравственно прекрасного, совершенного достоинства [ ]. Самым загадочным из всех философов античности считается Сократ (ок. 469-399 гг. до н.э.).

Сократ, по свидетельству его ученика Аристотеля, занимался вопросами о нравственных добродетелях. Ксенофонт в своих «Воспоминаниях» сообщает нам о Сократе, то, что он исследовал, что благочестиво и что нечестиво, что прекрасно и что безобразно, что справедливо, что несправедливо, что благоразумие и что неблагоразумие, что храбрость и что трусость. Философия Сократа в некоторой степени была ориентирована на этические проблемы т.к. одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа он считал единство знания и добродетели [ ]. В понимании Сократа философия не сводится только к теоретической деятельности, но и включает в себя и практическую часть — благие поступки и мудрость. А мудрость и есть добродетель, т.е. знание о добре, которое побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.

27 стр., 13314 слов

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

... на нравственное воспитание. Цель исследования: изучение возможностей духовно – нравственного воспитания младших школьников в процессе учебной деятельности. Предмет исследования – духовно – нравственное воспитание младших школьников в процессе учебной деятельности. Объект исследования - развитие духовно – нравственных качеств личности младшего школьника . В ...

Главной задачей воспитания мудрый Луций Аней Сенека (ок. 4 ? 65 гг. н.э.) считал моральное совершенствование человека, а ведущим методом воспитания — самодвижение к божественному идеалу. Предложил основное средство духовно-нравственного воспитания — назидательные беседы, проповеди с наглядными примерами из жизни и истории. Сенека считал, что долгий путь наставлений менее убедителен, чем краткий путь примеров [ ].

Прогрессивную для своего времени мысль о том, что школа должна давать обязательную нравственную основу в обучении высказал Марк Фабий Квинтиллиан (42-118 гг. н.э.) в своем труде «Воспитание оратора». Квинтиллиан решительно возражал против телесных наказаний т.к. они, по его мнению, оскорбляют чувство чести, достоинства, не помогают обучению, губят душу ученика [ ]. Исповедуя принципы гуманистической педагогики, он разработал систему требований к учителю. Квинтиллиан считал, что учитель должен быть прост в преподавании, терпелив в работе, старателен, не раздражителен, служить во всем образцом и примером, а также испытывать родительские чувства к своим воспитанникам.

В средние века (V — XVII) облик западноевропейского общества, его культуры, педагогики и образования существенно изменился по сравнению с античной эпохой. Это объяснялось и утверждением нового типа социально-экономических отношений, и новыми формами государственности, и трансформацией культуры на основе на основе проникновения религиозной идеологии христианства.

Падение Западной Римской империи 476г. привело к возникновению новых варварских государств, крушению рабовладельческих отношений, кризису культуры. Упадок городов привел к упадку школы: античное образование на Западе, за редким исключением, перестало существовать.

Вместе с гибелью древней культуры исчезла и языческая религия. На смену ей пришло христианство. Новую религию признали как в Византии, так и германские племена, захватившие всю Западную Европу. Крушение античного общества, упадок греко-римской культуры и образованности, укрепление позиций христианства способствовали к выработке новых подходов к постановке и решению педагогических проблем.

Античному идеалу соревновательности и самоутверждения христианство противопоставляло сложившуюся традицию сомоограничения, послушания, служения. Христианский гуманизм утверждал новые в европейской культуре представления о человеке через идеал Богочеловека, его деяния и заветы. Языческий Космос вытеснялся образом единого Всемогущего и Всеблагого Создателя, сотворившего человека по образу подобию своему, даровав ему свободу и способность к творчеству, определив те законы, которые достойны отношений человека к человеку (главный из них: «возлюби ближнего своего…»), законы милосердия, всепрощения и любви.

4 стр., 1610 слов

Структура воспитания культуры безопасности

... фактором воспитания культуры безопасности. Деятельность педагога и школьников объединяет основные компоненты воспитания культуры безопасности: цели воспитания (стремление школьников научиться быть безопасными и цели учителей помочь им овладеть культурой безопасности), содержание воспитания (в личности и деятельности, отношениях, общении ...

Христианство было обращено к внутреннему миру человека, было ориентировано на «труд души», на ее «освобождение» от внутреннего духовного рабства, на ее одухотворение высокими моральными нормами, на аскетизм как преодоление «плоти».

На протяжении V — XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными учреждениями Европы. Они являлись важным инструментом религиозного воспитания. Основными предметами изучения являлись: Библия, богословская литература и сочинения «отцов церкви». Сквозь сито христианства просеивался весь учебный материал.

В XII — XIII веках в Западной Европе появляется необходимость подкрепить религию философией, не верить слепо, «но понять то, во что верят». Эту задачу выполняет схоластика, которая пытается примирить веру и разум, религию и науку.

Схоластика (в переводе с греч. — scholasticos — школьный) -средневековая школьная философия, представители которой — схоласты — стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение. Для этого они использовали идеи античных философов Платона и особенно Аристотеля, взгляды которого схоластика приспосабливала к своим целям.

Философско-педагогическая мысль раннего средневековья основной своей целью ставила спасение души. Главным источником воспитания считалось, прежде всего, Божественное начало. Носителями христианской педагогики и морали являлись служители католической церкви.

В педагогике раннего средневековья господствовал элемент авторитарности и усредненности верующей личности. Аскетизм, усердное чтение религиозной литературы, устранение пристрастия к земным благам, самоконтроль желаний, мыслей и поступков — вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания.

Однако ученый мир раннего Средневековья не вычеркнул полностью античные традиции. Они были использованы религиозными и педагогическими деятелями XII — XIII вв. при обосновании иной системы обучения и воспитания.

В XII — XIII вв. в западноевропейской педагогической мысли происходят заметные сдвиги, отражающие общую динамику Западной цивилизации. На фоне религиозного и педагогического фанатизма раннего средневековья выделяются мыслители, которых можно считать провозвестниками эпохи Возрождения. К таким фигурам можно отнести Фому Аквинского, Гуго Сен-Викторского, Пьера Абеляра, Винсента де Бовеи других.

В XIII в. своего расцвета достигла схоластика. Фома Аквинский (1225 — 1274) — средневековый философ и богослов. Изучал в Неапольском университете свободные искусства. Во время пребывания в Италии познакомился с трудами Аристотеля. В 1323 г. был причислен к лику святых.

Согласно мнению Фомы Аквинского, между наукой и верой нет противоречия, так как истина откровения выше разума, но не противоречит ему. Следуя за Аристотелем, Фома Аквинский полагал, что Бог является первопричиной и конечной целью всего сущего, «чистой формой».

Предпосылкой нравственного поведения средневековый богослов считал свободу воли. Воспроизведя четыре традиционные греческие добродетели (мудрость, отвагу, умеренность и справедливость), он добавил к ним веру, надежду и любовь. Смысл жизни Фома Аквинский видел в счастье, которое он понимал как любовь к Богу и созерцание Бога.

6 стр., 2694 слов

Русские народные сказки как средство воспитания нравственных ...

... нравственно-эстетические чувства, так как в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания, просьбы, свидетельствующие об уважительном отношении ... народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Через художественные образы устанавливаются эмоциональные отношения ... опорой для прослеживания событий. Традиционная форма занятий дополняется элементами ...

На смену раннему средневековью в Западную Европу пришла новая эпоха позднего европейского Средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения (конец XIV — начало XVII вв.).

Это было время интенсивного развития экономической жизни и производства, зарождения буржуазных отношений, небывалого расцвета науки и искусства, мощного духовного подъема.

Эта эпоха была ознаменована высочайшим уровнем развития культуры и искусства: Петрарка, Данте, Боккаччо, Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Уильям Шекспир, Пауль Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Эль Греко и мн. др.

Деятели эпохи Возрождения — гуманисты провозглашали человека главной ценностью на земле и прокладывали новые пути его воспитания, стремясь раскрыть в человеке все самое лучшее. Возрождение, оставаясь в строгих рамках христианской идеологии, дававшей духовной жизни прочный религиозно-нравственный стержень, универсальный для всех носителей западной культуры, повернулось лицом к человеку, увидело в античном наследии достойный подражания и культивирования идеал высокой гражданственности. Внимание гуманистов к педагогической проблематике во многом объяснялось их стремлением исправить и улучшить человека и общество, а это, если не исключительно, то преимущественно, связывалось с воспитанием и обучением.

В рассматриваемую эпоху произошел уникальный синтез античной традиции, и традиции средних веков с характерной для нее религиозной обращенностью к интимным глубинам человеческой души, все обладатели которой, будучи «венцом творения», были равны перед Богом.

Гуманистический идеал образованного человека включал в себя представления о человеке культурном, умеющем хорошо говорить, убеждать собеседника. Гуманисты призывали к нравственному воздействию на ум воспитанников, и на их сердце, чувства, волю. Свои идеи педагоги-гуманисты отыскивали не только в классическом наследии. Они взяли много от рыцарского воспитания, когда говорили о физическом совершенстве человека. Отвечая на вызов времени, педагоги-гуманисты ставили задачу формирования общественно полезной личности.

В этот период в Западной и Центральной Европе развернулось широкое социально-религиозное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Главная цель Реформации — замена авторитета церкви, авторитетом Библии. Всякий христианин обладал правом самостоятельного толкования Писания, поэтому священник и церковь являлись лишними связующими звеньями между Богом и простым христианином.

Ведущим принципом Реформации был принцип «самости» человека, несущего личную ответственность перед Богом. Его сторонники стремились переместить в центр воспитания человеческую личность, приобщить воспитанников к национальной культуре, языку, литературе, поощряли светскую образованность. Наиболее яркими представителями периода Реформации являлись — Мартин Лютер (1483 — 1546),Филипп Меланхтон (1497 — 1560), Иоганн Штурм (1507 — 1587), Матюрьен Кардьер (1479 — 1564), Жан Кальвин (1509 — 1564) и др.

В целом Реформация способствовала утверждению на Западе педагогических идеалов, направленность которых существенно отличалась от устремлений гуманистов Возрождения. На смену идеальному образу развитой, преданной общечеловеческому делу личности пришел деловой человек-прагматик, сочетающий христианскую добродетель со служением собственному интересу.

17 стр., 8014 слов

Религия и воспитание человека

... 2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога ... разному и порой очень противоречиво. Религию связывают с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости ... воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия ...

1.2 Сущность понятия нравственности в педагогике

Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря, нравственность — это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению — хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма — это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Воспринимая требования морали как правила жизни, общество вырабатывает понятие нравственного идеала, т.е. образец нравственного поведения, к которому стремятся взрослые и дети, считая его разумным, полезным, красивым.

Моральные нормы, причины, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания. Вместе с тем мораль — это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания, так как человеку присущи свои особенности духовного склада, особенности его представлений, чувств, переживаний. Эти личные проявления всегда окрашены общественным сознанием. Усвоенные и принятые личностью нравственные нормы, принципы, категории, идеалы в то же время выражают ее определенные отношения к другим людям, к себе, к своему труду, к природе.

Содержание воспитательной работы учителя, классного руководителя по формированию нравственной культуры учащихся и составляет формирование названных групп отношений. Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований.

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, ... идеологические, нравственные и другие установки. обучением 1.3 ...

Формирование основ нравственной культуры школьников осуществляется в системе нравственного воспитания в условиях школы, семьи, общества. Одно из центральных мест в системе нравственного воспитания школьников занимает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения. Дисциплина предполагает организованность, порядок в той или иной области, жизнедеятельности людей. Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека правилам и нормам, сложившимся в обществе. Дисциплинированность как качество личности характеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности и проявляется в выдержанности, внутренней организованности, ответственности, готовности подчиняться и личным, и общественным целям, установкам, нормам и принципам.

Школьная дисциплина — одна из форм проявления дисциплины общественной. Это принятый порядок в стенах учебного заведения, это соблюдение учащимися правил взаимоотношений с учащимися и учителями, это обязательность выполнения всеми членами коллектива принятых правил и предписаний. Являясь составной частью нравственности, дисциплина учащихся состоит в знании правил поведения, установленного порядка и их сознательного выполнения. Закрепившиеся правила поведения определяют действия и поступки личности. Школьная дисциплина готовит ребенка к социальной деятельности, которая невозможна без соблюдения дисциплины. Она является результатом нравственного воспитания, неслучайно поэтому А. С. Макаренко рассматривал дисциплину как нравственное и политическое явление, несовместимое с недисциплинированностью, неуважением к общественному порядку.

Нравственное воспитание, одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложилось 4 основные традиции: 1) патерналистская (как обязательное почитание старших); 2) религиозно-церковная (как поддержание авторитета веры); 3) просветительская (как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума); 4) коммуникативная (как процесс формирования чувства коллективизма).

Многообразные концепции, в которых воплощались (не всегда, разумеется, в чистом виде) эти традиции, имели, как правило, философский статус — ограничивались постановкой вопроса о принципиальной возможности и общем направлении нравственного воспитания. В тех случаях, когда в них (как например, у Платона, Ж. Ж. Руссо) содержались развёрнутые нравственно-воспитательные программы и конкретные методики, они оказывались утопическими.

Сложность трансформации общей идеи воспитания в конкретные педагогические рекомендации и рационально организованные действия, в ходе которых достигался бы заранее планируемый нравственный результат, свидетельствует об условности понятия нравственного воспитания. Попытки интерпретировать нравственное воспитание как некоторое особое направление, наряду с физическим, эстетическим и т. д., иными словами, профессионализированную сферу педагогической деятельности, рано или поздно наталкиваются на ряд неразрешимых трудностей [ ].

5 стр., 2149 слов

Нравственные привчки. нравственные привычки. «Воспитание ...

... создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок. создание у детей практического опыта общественного поведения, 1. Воспитание нравственных привычек ; 2. Пример взрослого или других детей; 3. Целенаправленные наблюдения за трудом ...

Воспитательный процесс предполагает наличие воспитателей — людей более сведущих, компетентных, чем воспитуемый, в области, которая является предметом соответствующих воспитательных усилий, в частности выделяющихся своими моральными качествами. Однако одной из отличительных особенностей подлинно нравственного человека является осознание им собственного несовершенства, чувство недовольства собой, в результате чего он не может безоговорочно принимать на себя роль учителя морали. Если же человек рассматривает себя достойным такой роли, то это как раз доказывает, что он менее всего к ней пригоден. Противоречивы представления об объекте нравственного воспитания. В традиционной теории воспитания индивиды подразделяются на две группы — воспитателей и воспитуемых: первые учат вторых, целенаправленно передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т. д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии; нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать нравственное воспитание как своеобразное «повивальное» искусство (Сократ, И. Кант).

Нравственное воспитание не укладывается в логику рациональной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом — регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства»; как нет средств, которые ведут к нравственности, так и сама нравственность не может быть средством, ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых и ответственных за дело нравственного воспитания, исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнего греческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды по той причине, что все учителя (музыки, гимнастики, математики и т. д.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив, государство и др.) точно так же наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное формирующее воздействие на вовлечённых в них индивидов. Процесс воспроизводства нравственности в обществе вписан во всё многообразие социальной деятельности и осуществляется попутно. В целом он протекает стихийно и поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания, самосовершенствования. Никто не имеет особых преимуществ, полномочий выступать от имени нравственности, представлять интересы общества в данной сфере. Каждый человек обладает этой привилегией и обязанностью и как социально-деятельное разумное существо несёт полную ответственность за собств. нравственное становление и развитие.

6 стр., 2869 слов

«Коммуникативная компетентность педагогов как фактор развития ...

... коммуникабельность. Существенным признаком педагогической коммуникабельности является личностная аттракция (от лат. аttrachere – привлекать, притягивать) учителя как предпосылка переживания радости общения с детьми [10]. Кроме того, коммуникативную компетентность педагога ... все люди представляют ... процессе обучения должна ... структуру, прогнозировать развитие межсубъективных отношений, использовать ...

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера[ ]. Поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Нравственное воспитание может также приобретать крайние, превращённые формы — морализаторство и моральный террор. Морализаторство переоценивает добрую волю индивида, подменяет педагогические, экономико-хозяйственные и иные практические проблемы моральными, а решение последних связывает с назиданием, проповедью. Морализаторство — один из источников лицемерия, социальной фальши. Моральный террор недооценивает добрую волю человека. Его суть — навязывание окружающим через жёсткую регламентацию определённых внешних норм поведения, нравственная значимость которых сама по себе не вызывает сомнения. Нравственные предписания выступают в данном случае как скрытое средство для подавления и унижения личности. Моральный террор свойствен структурам тяготеющим к открытому тоталитаризму.

Существует буквальное понимание нравственного воспитания как обучения нравственности, что является не вполне адекватным: обучить нравственности нельзя; нравственное воспитание выражает потребность общества сознательно влиять на процесс, являющийся предельно индивидуализированным и в целом протекающий стихийно.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. В этом случае речь идёт о диктуемых культурой формах поведения индивида в различных ситуациях и отношениях — от поведения за обеденным столом и до ритуалов почитания богов. Люди разных эпох и обществ отличаются друг от друга не тем, что они делают, а тем, как они поступают, — нормами, задающими критерии подобающего и неподобающего поведения, хороших манер. Эти предписания приучают человека смотреть на себя как бы со стороны и самокритично, вырабатывают в нём чувство уважения к себе и другим. Было бы большой ошибкой отрывать этику от этикета, недооценивать роль последнего. Приличное, достойное поведение, хорошие манеры, то, что ёмко именуется воспитанностью, культурностью, ещё нельзя считать нравственностью (добродетелью), но является её необходимой и надёжной составляющей. В отдельные эпохи нормы воспитанности в обществе были строго кодифицированы (например, «Домострой» или «Юности честное зерцало» в России), в современном обществе они более размыты и индивидуализированы.

3 стр., 1025 слов

Воспитание на основе потребностей человека

... обучение приемам самопознания, саморегуляции, самоуправления и самовоспитания как основополагающим умениям для благополучной социализации и самореализации человека в грядущей взрослой жизни (реализация потребности в самореализации); — воспитание (развитие) чувств, привитие оптимистического мировосприятия, научение (и ...

1.3 Основные идеи и концепции нравственного развития и воспитания в зарубежной педагогике

В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах.

Эпоха нового времени отмечена творчеством педагогов, вошедших в ряд классиков науки о воспитании и образовании. В их числе следует прежде всего назвать И. Г. Песталоцци, И. Ф Гербарта, Ф. В. А. Фрёбеля, Ф. А. Дистервега.

Особый, не типичный для французских просветителей, взгляд на ребенка и на смысл его воспитания провозгласил Жан-Жак Руссо (1712-1778) — известный французский философ и общественный деятель, предложивший концепцию свободного воспитания . И его последователем является швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), один из основоположников дидактики начального обучения, окончивший два курса коллегиума Каролинум, вел активную просветительскую деятельность, организовал ряд приютов для детей из беднейшей среды, где сироты жили и учились. И.Г. Песталоцци был автором произведений, в которых нашли отражение его педагогические идеи: «Лингард и Гертруда» (1781-1787), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Лебединая песня» (1826).

Педагогическое наследие Песталоцци анализировали А.П. Пинкевич, E.H. Медынский, В.А. Ротенберг и др.

Разрабатывая идею о взаимосвязи воспитания, обучения и развития, педагог исходил из признания решающей роли воспитания в становлении личности ребенка с момента его рождения. Сущность развивающего и воспитывающего обучения была выражена И.Г. Песталоцци в его теории «элементарного образования», которая предназначалась для начальной ступени обучения. Элементарное образование подразумевает такую организацию обучения, при которой в объектах познания и деятельности выделяются простейшие элементы, что позволяет постоянно двигаться от простого ко все более сложному, доводя знания детей до возможного совершенства. Цель обучения И.Г. Песталоцци определяет как возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие их познавательных способностей, выработку у них умения логически мыслить и кратко выражать словами сущность усвоенных понятий. Педагог считал, что речь надо развивать планомерно и последовательно, начиная со звуков и их сочетаний в слогах, через освоение различных речевых форм при одновременном обогащении и углублении представлений ребенка об окружающем мире. Идею о развивающем обучении К.Д. Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци». Выделение развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил.

Трактовка идеи развивающего обучения в трудах И.Г. Песталоцци до сих пор не утратила своей актуальности. Разрабатывая идею развивающего обучения и элементарного образования, педагог стал одним из основоположников формального образования: изучаемые предметы рассматривались им больше как средство развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Такую точку зрения Песталоцци поддерживали Ф.А. Дистервег и К.Д. Ушинский. Метод «элементарного образования» позволил упростить методику начального обучения, расширить его возможности.

Приоритетное значение И.Г. Песталоцци отводил воспитанию, он считал, что воспитание должно дать детям из народа хорошую трудовую подготовку и одновременно развить их физические и духовные силы, что в дальнейшем поможет им избавиться от нужды. Воспитание должно быть природосообразным, т. е. строиться в соответствии с естественным ходом развития самой человеческой природы, начинаться с младенческих лет. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения», — настаивал Песталоцци. Он считал, что общую цель воспитания в наибольшей степени способна решить его нравственная составляющая.

Среди задач нравственного воспитания педагог выделял развитие у детей высоких моральных качеств, формирование у молодого поколения нравственного сознания, убеждений, выработка их путем непосредственного участия в добрых и полезных делах. Стараясь быть последовательным, И.Г. Песталоцци, говоря о воспитывающем обучении, выделяет первоначальный элемент гуманистических чувств человека. Первым ростком нравственности, по мысли педагога, является самое первое и самое естественное чувство человека — доверие, любовь к матери. При помощи воспитания круг объектов детской любви должен постепенно расширяться (мать — сестры и братья — учителя — школьные товарищи — народ).

Таким образом, по Песталоцци, школьное воспитание успешно лишь в том случае, когда сотрудничает с семейным. Таким образом, И.Г. Песталоцци впервые выдвинул тезис об активности ребенка в процессе обучения.

Последователь Песталоцци, педагог Фридрих Фребель (1782-1852) в 1838 г. создал первое учреждение дошкольного образования — детский сад. Педагог считал, что внутренний мир человека посредством воспитания перетекает в мир внешний, поэтому цели воспитания — раскрытие в себе божественного начала и актуализация его в творческой деятельности. Большое внимание Ф. Фребель уделял творчеству в процессе развития детской личности, эти идеи были изложены в его главном педагогическом сочинении — «Воспитание человека» (1826).

Педагог считал, что главное в человеке — это его творческое начало, которое присутствует в каждом ребенке, и воспитание должно развивать эти творческие задатки. Ф. Фребель был уверен, что ребенок в своем творческом развитии повторяет исторические этапы генезиса человеческого сознания, эту его идею разделял и К.Д. Ушинский. Центром педагогической теории Фребеля является теория игры. Детская игра, по мысли педагога, — это «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира», где обнаруживается связь ребенка с внешним миром.

Впервые в истории мировой педагогики Ф. Фребель разработал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему дошкольного воспитания. В содержание детского образования он включал знания из области искусства, естествознания, обучение «способам использования природных ресурсов» и «простой и более сложной обработки», элементарные знания естественной истории, истории человечества и отдельных стран, математики, языков.

Немецкий педагог и просветитель, автор около 400 педагогических работ Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866) учился в Гейдельбергском, Герборнском и Тюбинг-ском университетах, получил степень доктора философии, был учителем классической гимназии, директором учительских гимназий. За огромный вклад в развитие народного образования и стремление к объединению немецкого учительства он был назван «учителем немецких учителей». По мысли исследователей наследия Ф.А. Дистервега (В.А. Ротенберг, С.А. Фрумов, А.И. Пискунов и др.), достоинство его теории состоит не в особой оригинальности, а в блестящей интерпретации и популяризации идей Ж.-Ж. Руссо и И.Г. Песталоцци. Основной педагогический труд Ф.А. Дистервега — «Руководство к образованию немецких учителей» (1835), в нем педагог теоретически обосновал и усовершенствовал идеи развивающего и воспитывающего обучения. Дистервег настойчиво выступал за светскую школу и невмешательство церкви в образовательный процесс, выдвинул требование единой народной (национальной) школы.

По мнению Ф.А. Дистервега, в организации процесса воспитания ведущую роль играют три принципа — природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Использование принципа природосообразности в педагогике предполагает признание ценности и целесообразности природной организации человека. Дистервег подчеркивал, что, только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей, видел в психологии «основу науки о воспитании», полагал, что человек обладает врожденными задатками, которым свойственно стремление к развитию, включал в задачи воспитания обеспечение этого самостоятельного развития. Педагог рассмотрел воспитание как историческое явление и сделал вывод, что состояние культуры народа каждого периода времени тоже влияет на развитие личности воспитанников.

Таким образом, принцип культуросообразности означает, что в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых человек родился и где ему предстоит жить, ибо педагогика-часть человеческой культуры. Требование культуросообразности у Ф.А. Дистервега означает необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитательный идеал общества.

К всеобщим воспитательным принципам педагог отнес принцип детской самодеятельности в процессе развития. С именем Ф.А. Дистервега связывают создание основ развивающего обучения. Хорошим, по мысли педагога, можно считать только такое обучение, которое стимулирует задатки и самодеятельность человека, развивает его умственно, нравственно, физически. Соблюдение этого принципа обеспечивает развивающий характер обучения. Самодеятельность Дистервег понимал как активность, инициативу и считал ее важнейшей чертой личности. В развитии детской самодеятельности он видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования, определял ценность отдельных учебных предметов исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся. Педагог считал, что успешное обучение носит воспитывающий характер.

Ф.А. Дистервег разработал правила, охватывающие все стороны процесса обучения в школе, обратил внимание на решающую роль учителя в реализации развивающих задач обучения, призывал учителя бороться за высокую культуру речи учащихся и постоянно заниматься самообразованием, освобождаться от рутинных приемов преподавания, работать творчески, никогда не отказываться от самостоятельности мышления.

Немецкий философ, педагог, психолог, математик Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Закончив университет, Гербарт читал лекции по философии и получил звание профессора. Его основные педагогические труды: «Первые лекции по педагогике» (1835), «Общая педагогика» (1806).

Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности. По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом — «добродетель». Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутреннюю гармонию»; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил».

Основой воспитания И.Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени. Первая ступень — «память воли», на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям; вторая ступень — «выбор», когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится; третья ступень — «принцип», здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения; четвертая ступень — «борьба», на этой ступени «выстраивается» нравственное сознание.

В результате нравственное развитие должно привести к свободе и создать гармонию между волей и интересами воспитанников.

К нравственному воспитанию в теории И.Ф. Гербарта тесно примыкает управление, задача которого состоит в выработке внешней дисциплины и приучении детей к порядку. Основными средствами управления педагог называл надзор, приказание, запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка. Вспомогательную роль в управлении он отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь — матери. Во второй половине XIX в. односторонняя трактовка гербартинского управления была использована сторонниками авторитарного образования.

Основа воспитания, по И.Ф. Гербарту, составляет выработка характера. Рассматривая характер как облик воли, он объяснял этим побуждение к действию, осуществляемому в соответствии с принятым решением. Воспитание должно создать необходимые предпосылки для становления нравственного характера, который впоследствии обнаруживается в «нравственной решительности», в устойчивой нравственной деятельности.

Детям свойственна слабая устойчивость воли, и забота о ее развитии — предмет постоянной заботы воспитателя. Решая поставленную задачу, И.Ф. Гербарт рассматривал характер как психологический феномен и выделял в нем две стороны — объективную и субъективную. К объективной стороне характера он относил темперамент, склонность, желание, привычки, аспекты, которые формируют первичную волю и определенные черты характера; субъективная сторона характера представляет собой результаты самонаблюдения и самоанализа, иначе говоря, рефлексии широко понимаемой нравственности. Взаимодействие объективной и субъективной сторон характера должно вызывать в воспитуемом дисгармонию, создавать конфликт с самим собой, ибо он сам должен себя воспитывать, таков путь движения к «нравственно обоснованному» характеру.

Анализ И.Ф. Гербартом структуры характера человека как психологического феномена позволил ему теоретически осмыслить перспективы самодвижения, самодеятельности, самовоспитания и самоопределения личности в процессе обучения как путь ее восхождения по ступеням нравственности.

Последовательность общего хода нравственного воспитания, намеченная И.Ф. Гербартом, была обусловлена его пониманием самого характера нравственности.

И.Ф. Гербарт в нравственном развитии ребенка, как и в развитии его интереса, выделял четыре ступени:

  • первая — «память воли» — связывалась им с необходимостью выработки твердого характера по отношению к внешним условиям;
  • вторая — «выбор» — предполагала осмысление субъектом положительных и отрицательных сторон, к чему он стремится, учет условий, необходимых для достижения желаемого;
  • третья — «принцип» — связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и действий;
  • на четвертой ступени нравственного развития воспитанника, по терминологии И.Ф.

Гербарта, — «борьба» — складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании.

Нравственное развитие, по его убеждению, в конце концов должно вести к свободе, к свободному движению воспитанника по направлению к добродетели. Можно в связи с этим утверждать, что И.Ф. Гербарт не мыслил воспитания вне гуманного отношения воспитателя к детям, поскольку он считал, что воспитатели должны входить в переживания своих питомцев и присоединяться к ним с необходимым тактом.

Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Педагог был убежден, что постоянно возбуждаемый и поддерживаемый «энергичным преподаванием» многосторонний интерес создает перспективу для всестороннего развития личности. Излагая мысли о воспитывающем обучении, Гербарт старался отграничить логику воспитания и логику обучения. Это не единый процесс: специфические по своим функциям, обучение и воспитание взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика. В этой связи педагог предложил возможную классификацию интереса в его взаимодействии с познавательной деятельностью.

Гербарт выделил шесть видов интереса: эмпирический — к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) — к причинам вещей и явлений; эстетический — к прекрасному; симпатический — к близким людям; социальный — ко всем людям; религиозный. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Таким образом, можно утверждать, что И.Ф. Гербарт первым из педагогов попытался дать философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания, вследствие чего педагогика была представлена систематически развитым и в то же время строго дифференцированным единым целым. В научно-теоретическом обосновании и логически выдержанном изложении и состоит основная его заслуга в истории педагогической мысли. Вот почему можно утверждать, что с именем И.Ф. Гербарта связана первая попытка создания научной системы знаний о воспитании и образовании, представления о педагогике как самостоятельной науке.

Говоря о И.Ф. Гербарте, можно утверждать, что он был первопроходцем в области приведения обучения в соответствие с законами мышления. Разработка психологических начал обучения позволила ему осуществить дальнейший шаг в развитии дидактики. В конкретно-дидактическом плане его идеи в отличие от дидактических идей И.Г. Песталоцци и Ф.А.В. Дистервега обращены преимущественно к среднему образованию, что и следует иметь в виду.

Педагогические идеи И.Ф. Гербарта — в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методов, приемов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, — оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах.

Значительный вклад в развитии педагогической науки в США в XIX в. внес Хорас Манн (1796-1859) — общественный деятель, руководитель Бюро народного образования США. С его деятельностью связан значительный подъем начального образования в середине века. Х. Манн отстаивал идею улучшения социальных отношений через образование, выступал за государственный контроль над деятельностью школ, в воспитании считал приоритетным развитие нравственных качеств человека. При его непосредственном участии был принят первый закон в США о бесплатном начальном образовании.

Интересным явлением в образовательной практике изучаемого периода стали вальдорфские школы. В 1919 г. в г. Штутгарте Рудрольф Штайнер (1861-1925) открыл первую вальдорфскую школу. В ее основе лежало представление о развитии человека как результате взаимодействия телесных и душевных факторов. Основываясь на опыте работы данного учебного заведения, Р. Штайнер создал вальдорфскую педагогику как совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанную на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Главное действующее лицо в вальдорфской школе — классный учитель. В его обязанности входит организация почти всей учебно-воспитательной работы со своими учащимися в течение первых 8 лет обучения (наполняемость класса — около 30 человек).

Классный учитель разрабатывает и преподает основные общеобразовательные предметы, создает и поддерживает в интересах воспитания тесное взаимодействие между учащимися и учителями, между школой и родителями. Учитель не работает по жесткому плану. Циклы метаморфоз, по Р. Штейнеру, делят развитие человека на семилетия, хронологически не совпадающие для различных сфер: телесности, мышления, чувств и воли. Перед педагогом ставится задача точно прослеживать эти метаморфозы, создавать благоприятные условия для их протекания. Вальдорфская педагогика исключает прямые воздействия на волю, полагая, что воля развивается здоровым образом только в результате правомерных косвенных воздействий.

Общий принцип осуществления этих воздействий: «сначала художественное, затем из него интеллектуальное», поэтому в вальдорфских учреждениях большое внимание уделяется художественному воспитанию, ориентированному на развитие именно живого мышления и прочной воли, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. Искусство здесь рассматривается как наилучшее средство формирования черт личности, способной находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира.

В Западной Европе и США период между Первой и Второй мировыми войнами характеризуется повсеместным проведением школьных реформ. Перед школой стояла задача реализации идей активизации методов обучения, выдвинутых реформаторской педагогикой. Для этого разрабатывались и внедрялись новые системы организации учебной работы в школе. Однако в практике образования наметились проблемы: утилитаризм, ранняя специализация, гиперболизированная идея адаптации школьного обучения к жизни. Идея национальной исключительности некоторых народов вступила в противоречие с общечеловеческими целями и идеалами воспитания и образования. В XIX в. в педагогической мысли возникают теории обучения и воспитания, которые становятся классическими педагогическими теориями и базой для дальнейшего развития науки и практики образования во всех странах.

Таким образом, рассмотрение целей нравственного воспитания детей и юношества во второй половине XIX — начале XX вв. показывает, что существовали различные направления в формулировке целей нравственного воспитания: научное, житейское и религиозное. Они отражали интересы важнейших социальных институтов: государства, семьи и церкви. В рамках научного направления в процессе постановки и реализации цели основополагающим признаком считался нравственно- развитый человек. Цели нравственного воспитания подрастающего поколения рассматривались с позиций общечеловеческого, деятельностного, системного и мировоззренческого подходов.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1 Проблемы нравственного развития и воспитания в зарубежной педагогике

Элементы новых социальных отношений, подходов к человеку, воспитанию и обучению исподволь зарождались в недрах феодализма в XIV — XVII в., о чем свидетельствовали Возрождение и Реформация.

В преддверии нового времени (XVII — начало XVIII в.) в духовной сфере постепенно происходит переход от богословско-религиозной к светской аргументации. Как писал Ф. Энгельс, «место догмы, божественного права заняло право человека».

Каждому учителю известно имя великого швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827).

Для И.Г. Песталоцци целью всякого воспитания является нравственный человек. Он стремится к благу, любви, уходит корнями в религиозную веру и отбрасывает в сторону свой эгоизм, если это возможно. Он чувствует себя в душе свободным, хочет благо, и поэтому является «творцом своих рук».

Песталоцци И.Г. утверждает: нелегко жить нравственным человеком, потому что в человеческой природе существует напряженность. С одной стороны действуют естественные стремления и эгоизм, потому что «чувственная, животная природа» велит человеку стремиться к удовольствию и избегать отвращения. С другой стороны ему противостоят совесть и убеждение. Они являются выражением «более высокой, вечной и божественной природы» и заставляют человека осознавать, что тогда, когда он позволяет животной природе свободное движение, то возникают спор, борьба, равнодушие, война и бедность и жизнь остается без истинного исполнения. Это является одним из самых основных убеждений И.Г. Песталоцци, что индивидуум только благодаря воспитанию может оценить по достоинству свое высшее назначение и пробудить в себе нравственную жизнь. В нравственном воспитании великий швейцарский педагог выделял три основные задачи: