Социальная защита

социальный защита пожилой военнослужащий

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

Как профессиональная деятельность социальная работа за более чем вековую историю накопила огромный эмпирический материал, теоретическое осмысление, обобщение и систематизация которого открывает новые перспективы перед практикой с точки зрения повышения ее эффективности и результативности.

Одна из основных задач социальной работы в настоящее время -дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

При написании данной работы была поставлена цель: раскрыть сущность методов и механизмов социальной защиты населения.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

  • дать понятие социальной защиты населения;
  • раскрыть функции и принципы социальной защиты населения;
  • рассмотреть факторы формирования и развития социальной защиты населения;
  • рассмотреть методы социальной защиты населения.

Объект исследования- методы и технологии социальной защиты.

Предмет исследования- социальная защита населения.

Методами, применявшимся при написании работы, являются:

  • общенаучные методы;
  • частнонаучные методы (сравнительно-аналитический и др.).

Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются сущность, принципы, функции социальной защиты населения. Во второй главе рассмотрены методы социальной защиты, структура органов социальной защиты. В третьей главе раскрываются технологии социальной защиты отдельных групп населения. В четвертой главе раскрываются проблемы и перспективы развития социальной защиты в России.

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены функции и принципы социальной защиты, проблемы и перспективы развития социальной защиты. Проанализированы модели и технологии социальной защиты разных категорий населения.

13 стр., 6061 слов

Органы социальной защиты населения

... в России в формировании принципов гуманизма, патриотизма ... методах и организационном оформлении. Исходя из вышесказанного, актуальность курсовой работы заключается в расширении представлений о месте, роли и значении истории становления и развития органов социальной защиты населения ... по всем казначействам. Во главе ревизского, питейных сборов и ...

Ключевые слова, Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Понятие, функции и принципы социальной защиты населения

Социальная защита населения — система принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельностного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупность мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие; комплекс государственных мер социально-экономического и правового характера по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований (переход к рыночным отношениям) и связанного с этим снижения их уровня жизни.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности.

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения — избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

Составным элементом социальным защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или в натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Она выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь (поддержка) осуществляется за счет местных органов власти, предприятий (организаций), внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности — проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Эффективность работы органов социальной защиты населения выражается в разрешении проблем экономического, социально-политического и духовного развития, обеспечении стабилизации общества. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления — органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерство, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы).

10 стр., 4914 слов

Подготовка населения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций

... и индивидуальный подход в обучении; выработка морально-психологической стойкости. Качество обучения населения гражданской обороне зависит ... ­ский состав. Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным действиям в очагах пораже­ния ... подготовке каждому обучаемо­му дается определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном использовании всех средств и спо­собов защиты ...

Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения — совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей. Основные уровни органов социальной работы: республика (Федерация), регион, трудовой коллектив, негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне: организация пенсионного обслуживания и обеспечение пособиями; социальное обслуживание; медико-социальная экспертиза, реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; социальная помощь семье и детям; подготовка законодательства по социальной защите населения; внешнеэкономическое и международное сотрудничество, а также разработка положений по основам социальной политики, анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения, подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ, разработка социальных нормативов и т.д.

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности включают: обеспечение и решение производственно-экономических задач, плановую и финансово-экономическую деятельность, создание различных фондов социальной помощи, решение экономических проблем и др.

Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых установках и международных пактах о правах и свободах граждан.

Социальная защита населения включает социальное обеспечение, социальное страхование и социальную поддержку (помощь).

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основными предпосылками ее развития является изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирования новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, медицинского обслуживания и т.д.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы защиты прав и свобод человека.

9 стр., 4379 слов

Реферат социальная защита населения экономические и гуманитарные критерии

... социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и другое. Использование тех или иных организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные социальные и экономические ... слова «социальная защита», таких как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты субъектов ...

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

1.2 Факторы формирования и развития, механизмы социальной защиты населения

В настоящее время система социальной защиты населения складывается как социальный институт, характеризующийся совокупностью социальных норм, принципов, учреждений и организаций и определяющий устойчивые формы социального поведения и действия людей.

Институт социальной защиты можно рассматривать как комплексную систему, формирующуюся в обществе для решения многочисленных, взаимосвязанных социальных проблем, обусловленных необходимостью помощи социально уязвимым слоям и группам населения. Формирование и развитие такого института происходит на основе создающейся законодательной и нормативно-правовой базы, творческого использования исторического опыта, под влиянием политической, социально-экономической, духовно-нравственной обстановке в обществе, существующих представлений о характере и формах социальной помощи людям. На его развитие как механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственный отношений в обществе влияют многочисленные факторы: политические, экономические, идеологические, нравственно-психологические, факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности, и др.

Законодательными и исполнительными органами власти принимаются конкретные меры по противодействию многим потенциальным и реальным угрозам, которым подвергаются жизненно важные интересы России по:

  • преодолению бедности;
  • замедлению снижения уровня жизни населения, социальной дифференциации общества;
  • ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций.

Важным является внедрение экономических, рыночных механизмов в распределительные каналы и ресурсное обеспечение социальной защиты.

Рост накоплений и инвестирования в социальную защиту позволяет осуществлять достойное страхование по безработице и пенсионное страхование, материальное обеспечение нетрудоспособных граждан, укрепить материально-техническую базу учреждений социального обслуживания; сокращение текучести рабочей силы и закрепление ее на предприятиях мерами социальной защиты — это отражение влияния экономических факторов на состояние и развитие системы социальной защиты.

Налаживание взаимодействия между людьми, оказание им помощи в социальной функционировании — это сфера интересов института социальной защиты.

Таким образом, на развитие системы социальной защиты населения активно влияют факторы, связанные с ее более глубоким воздействием в качестве механизма регулирования всей совокупности социально-экономических, политических, духовно-нравственных отношений в обществе.

Факторы, связанные с социальной работой как профессиональным видом деятельности. Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Становясь профессиональным видом деятельности, социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего того, что может предоставить социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего на мезо- и микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы, где она выполняет свои цели и задачи, реализует свойственные ей основные функции. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов, повышение уровня профессионализма в работе с клиентами, возросшее умение обеспечивать взаимодействие в деятельности по оказанию помощи и поддержки людям с государственными организациями и общественными объединениями — все это повышает эффективность мер по социальной защите.

28 стр., 13637 слов

СОВРЕМЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ УСЗН

... -правовые проблемы функционирования системы социальной защиты населения на примере Управления социальной защиты населения (далее сокращенно – УСЗН) московского района Дорогомилово. Целью представленной дипломной работы является комплексное исследование основных проблем системы социальной защиты населения (на примере дорогомиловского УСЗН). ...

Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, нуждающихся в социальной защите.

Особенность социальной политики государств в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места. Социальная защита на ближайший кризисный период представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по оказанию материальной помощи старым людям, осуществляемых за счет федерального м местных бюджетов, а также специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, сверх средств, выделяемых этими фондами, и помимо социальных гарантий, традиционно реализуемых системой социального обеспечения.

В последние годы наблюдается значительный рост общественных и благотворительных организаций, активизация их участия в осуществлении мероприятий по социальной защите населения.

Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-материальные и кадровые.

1.3 Структура органов социальной защиты населения

Система социальной защиты каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь.

Социального обеспечения в России включает в себя следующие виды:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные):
  • пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
  • содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах):

профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов:

4 стр., 1564 слов

Риск: индивидуальный и социальный. Методы определения риска

... часть в той либо другой форме является платой за риск и отменно различается от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы. Представитель германской классической школы XIX в. ... схожих событий посредством уменьшения риска, к примеру, методом его объединения в форме страхования. 1. Понятие неопределенности и риска 1.1 Понятие риска Как отмечают Р. Хеберт и А. Линк, американские ...

  • протезно-ортопедическую помощь

врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов

  • льготы и преимущества инвалидам.

И хотя всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности.

Эффективность работы социальной системы во многом зависит от продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов).

В итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего, в государственной службе и в фонде социального страхования.

Существующая система социальных служб включает государственную(см.Приложение), муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.

В зависимости от ориентации социальных служб различаются функции ими осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:

  • а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся и т. д.;
  • б) функция консультирования включающая консультации специалистов по различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
  • в) функция информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд;
  • г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.

Следует отметить важность следующих четырех принципов:

  • принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
  • принципа опоры на общественное участие:
  • принципа территориальности:
  • принципа информированности: означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.

Также необходимо отметить для успешного функционирования системы социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В настоящее время управление социальной службой осуществляется органами социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами. В перспективе большую помощь по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.

14 стр., 6548 слов

Социальная защита многодетных семей в Российской Федерации

... по социальной работе с многодетными семьями. В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи: 1. рассмотреть понятие и правовое регулирование социальной защиты многодетных семей в РФ; 2. проанализировать меры по социальной поддержке многодетных семей; 3. выявить актуальные проблемы в социальном обеспечении многодетных семей ...

Глава 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

2.1 Организационно-распорядительные методы социальной защиты населения

Административные (организационные) методы имеют большое значение в практике управления. В системе управления используется достаточно большое число методов административного воздействия, которые могут классифицироваться по нескольким критериям.

Если в качестве критерия рассматривать функцию, которую выполняют способы административного воздействия в реальном управлении, то можно выделить три большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.

Распорядительные методы — это жесткий тип воздействия. С их помощью создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.

Организационные методы. Применяются при необходимости создания той или иной социальной системы, при проектировании организационной структуры предприятия, учреждения.

Дисциплинарные методы. В социальной работе, когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей немыслимо без соответствующего порядка и правил дисциплины. Имеется в виду не только соблюдение трудовой дисциплины, но и установление личной и профессиональной ответственности перед клиентами, коллективами, группами. Правильное сочетание различных видов ответственности повышает эффективность и действенность организационных методов управления.

Классифицируются методы и по функциям управления. Понятие «функции» в социальной практике связано с деятельностью, обязанностями, работой социальных служб и учреждений.

Одна из важнейших функций социального управления — планирование. Планирование предполагает: определение целей деятельности, выбор средств осуществления поставленной цели, определение формы организации жизнедеятельности и социальной помощи, создание программы достижения поставленной цели, учет результатов деятельности, корректировку принятых программ, научно обоснованное предвидение результатов реализации программы, постановку новых задач и целей, появляющихся после реализации программы.

Прогнозирование — научное предвидение будущего, определение конечного состояния клиента на перспективу, ее переходных состояний.

Моделирование — идеальная разработка различных ситуаций и состояний развития объекта в течение всего планируемого периода.

Программирование — выявление этапов последовательного перехода в новое состояние. Сюда входит разработка самого алгоритма функционирования системы, определение необходимых ресурсов, выбор средств и методов деятельности социальных учреждений, служб и специалистов.

Главная задача социальной работы как процесса управления в системе социальной защиты населения — помочь развить творческий, жизненный потенциал, заключенный в каждом индивиде, посредством полномочий и административных методов, обезопасить социально ущемленные слои населения от негативного воздействия стихийных рыночных отношений, негативных последствий социально-экономических реформ в обществе.

32 стр., 15505 слов

Социальный статус семьи и образовательные результаты учащихся

... социально-психологического и социально-ролевого статуса семей школьников возможно через специальные мероприятия, включенные, в частности, в «Матрицу возможностей по компенсации социального неравенства». Практическая значимость работы ... с его целями: быть мощным в защите государства и в нападении на врагов. ... место идее необходимости просвещения для всех людей, повсюду, на всех ступенях общественного ...

2.2 Социально-экономические методы социальной защиты населения

Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует создания целостной, многообразной и эффективной системы социальной защиты, включающей экономические и правовые гарантии обеспечения основных прав граждан — законодательно закрепленные государственные формы и уровни удовлетворения потребностей разных групп населения.

Методы социальной защиты должны строится на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Важнейшим среди социальных нормативов является минимальный потребительски бюджет. Он представляет собой систему социальных нормативов, выражающих сложившиеся в обществе представления о минимальном общественно необходимом уровне потребления, обеспечивающем удовлетворение наиболее насущных потребностей. Его общий объем соответствует уровню номинального дохода, который дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне минимальных физиологических норм потребления, покрывающих энергетические затраты и потребность организма в основных питательных веществах, необходимых для жизнедеятельности взрослых, для роста и развития детей. Доходы также должны быть достаточными для обеспечения минимальных потребностей в необходимых предметах одежды, обуви, предметах культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, основных видах услуг.

Создаваемая в настоящее время система социальной защиты населения во многом базируется на опыте наиболее развитых зарубежных стран с рыночной экономикой. Однако если в России ее основные элементы создаются одноразово, на законодательной основе и в основном на государственной экономической базе, то в большинстве других стран система социальной защиты явилась результатом достаточно длительного развития и отличается множеством форм и экономических источников. В то же время системы социальной поддержки имеют и общие, обусловленные основными особенностями социализированной экономики характеристики, что позволяет творчески заимствовать опыт других стран.

Минимальный потребительский бюджет — нормативная основа системы социальной защиты населения. С какими же конкретными функциями это связано?

1) Прежде всего, объем минимального потребительского бюджета является той границей, которая очерчивает уровень малообеспеченности. Все лица, уровень дохода которых ниже его, автоматически должны быть объектами социальной защиты и иметь право на помощь общества, т.к. они попадают в категорию бедности.

Черта бедности — минимальный уровень реальных доходов, позволяющий гражданам данной страны в данный период времени при данном уровне цен покрывать расходы на удовлетворение самых основных материальных потребностей, т.е. обеспечить прожиточный минимум. Прожиточный минимум — минимальный набор продуктов питания, промышленных товаров и услуг, необходимый для обеспечения основных физиологических потребностей человека.

В настоящее время в социальных науках сложилось две технологии определения бедности.

а) Абсолютный подход. Основан на понимании бедности как абсолютной категории. Уровень бедности определяется на основе прожиточного минимума. При этом подходе границы бедности определяются экспертно, путем изучения уровня удовлетворения социальных потребностей семей разного типа и размера дохода.

19 стр., 9452 слов

Анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения

... могут обеспечить свое существование с помощью участия в труде. Социальная защита населения, как органическая часть социальной политики, базируется на системе законодательных, экономических, социальных и других гарантий населению, обеспечивающих социальную справедливость различным его категориям ...

б) Относительный подход. Бедность рассматривается как относительная категория. Бедными считаются семьи, доходы которых в значительной степени отстают от принятого в данном обществе стандарта благосостояния и не позволяют вести образ жизни, наиболее распространенный в обществе.

В данном случае за основу может быть взят показатель «среднедушевой доход семьи». К бедным будет отнесен такой слой людей, которые имеют доход, составляющий половину среднедушевого дохода в данной стране за данный период. К нищим будут, относится люди, чьи доходы составляют половину дохода бедных, или лишь четверть среднедушевого дохода по стане.

На практике широко распространено «административное» определение бедных. В этом случае прожиточный минимум практически не играет роль ориентира в социальной политике, а статусом «бедных» наделяются отдельные категории населения с наибольшим риском обнищания (многодетные семьи, матери-одиночки, пенсионеры).

Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день измерение бедности осуществить чрезвычайно трудно. Нет четкой информации о жилищных условиях, наличии предметов длительного пользования, неизвестен удельный вес второй работы, реальные доходы и т.д.

Проблема бедных — одна из самых сложных для любого правительства. С одной стороны, степень цивилизованности страны прямо определяется тем, насколько сносные условия существования она может обеспечить своим беднякам. С другой — чрезмерная забота о бедных ослабляет стимулы к труду наиболее одаренных, трудоспособных и трудолюбивых граждан и грозит снижением общего уровня экономического развития страны. Это реальное противоречие экономики.

Поддержка нетрудоспособных граждан, например, инвалидов детства, многодетных и неполных семей — всех, кто по объективным причинам просто не в состоянии заработать себе хотя бы прожиточный минимум, осуществляется за счет налоговых и других поступлений в бюджет государства.

Государство при этом выступает, в роли перераспределителя доходов между различными группами граждан (такие перераспределения обычно называют трансфертными платежами — от английского слова «transfer» -перемещение, передача).

2) Вторая важнейшая функция минимального бюджета — собственно функция нормативной основы социальной защиты. От минимального бюджета зависят размеры законодательно устанавливаемой минимальной зарплаты, а от нее, в свою очередь, — размеры всех пенсий, пособий, стипендий и прочих выплат, устанавливаемых как процентное отношение к размеру минимальной зарплаты.

Уровень бедности может обеспечить только самые необходимые потребности — в питании и некоторых услугах. Обычно размер социального пособия составляет 20-30% уровня средней зарплаты.

Нормативы минимального потребительского бюджета являются также основой для установления и пересмотра норм потребления в учреждениях сферы социально-культурных услуг, действующих на бесплатной основе: больниц, детских дошкольных учреждений и учреждений социальной защиты.

3) И, наконец, третья функция. «Потребительская корзинка» — набор предметов, входящих в состав минимального потребительского бюджета, — служит основой для регистрации индекса цен на товары и услуги, что в свою очередь, является важнейшим элементом формирования системы социальной поддержки населения.

Индексация должна соответствовать текущему росту цен. Для регистрации ее создается служба наблюдения за ценами. С этой целью выбирается около тысячи товаров-представителей и около сотни услуг.

Индексация представляет собой механизм корректирования денежных доходов населения с учетом индекса уровня потребительских цен. Механизм индексации состоит из индекса, на величину которого корректируются доходы, из видов доходов, которые подлежат индексации, и частоты их регулирования.

Основными направлениями социальной политики государства в области доходов с 1993 г. и по настоящее время стало регулирование минимального уровня доходов различных категорий населения (заработной платы, пенсий, пособий).

Главным инструментом такого регулирования является показатель «прожиточный минимум», который представляет собой минимально допустимую норму потребления одним человеком 19 важнейших продуктов питания.

При проведении индексации обычно допускаются следующие манипуляции:

  • «в корзину» включаются, как правило, самые дешевые и недоброкачественные товары с разной возможностью роста цен;

* объем потребления определяется по физиологическому минимуму

* и нередко бывает даже значительно ниже этого минимума;

  • индексация доходов осуществляется со значительным опозданием и отставанием от фактического роста цен, открывая возможности дополнительно «прикарманивать» доходы населения.

Таким образом, опыт проведения мероприятий социальной защиты показывает, что они могут являться действенным инструментом поддержания жизненного уровня, однако вводимые в настоящее время основные элементы новой системы не носят абсолютного характера, и некоторые из них, к примеру, индексация доходов, в условиях реформирования экономики применяются в крайне ограниченных и неэффективных формах.

В настоящее время приводится в жизнь система адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Основными отличиями программы адресной социальной защиты от принятых ранее являются: исключение массовых «уравнительных» льгот для больших групп населения с различными уровнями доходов; планирование помощи (адресность материальная, натуральная и др.) только социально незащищенным группам населения с уровнем душевого дохода ниже стоимости продуктовой корзины минимального потребительского бюджета. Методы воздействия на социальные и экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

3.1 Технология социальной защиты пожилых людей

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли пожилых. Сегодня каждый пятый житель России — пенсионер по возрасту. Практически во всех семьях хотя бы один из членов семьи — пожилой человек. Проблемы людей третьего поколения можно считать всеобщими. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства, и представляют собой специфический объект социальной работы.

Цель государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения — это устойчивое повышение уровня и качества жизни пожилых людей на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдение баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых и других ресурсов.

Социальная защита реализуется через профилактику и реабилитацию, имеющие своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив факторы риска; через поддержку, представляющую собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности; и через представительство, т.е. защиту интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени для оказания необходимой помощи. Социальная защита стратегического уровня — это направления государственной социальной политики в отношении пожилых людей. Особенностью ее на современном этапе является перенос центра тяжести непосредственно на места (адресность, «участковый принцип»).

Это могут быть как учреждения социальной защиты и социального обслуживания, так и семья пожилого человека.

Социальная защита и социальное обслуживание реализуется на государственном, муниципальном уровнях и в секторе негосударственного социального обслуживания.

Для обеспечения достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым и инвалидам адаптироваться в тяжелой жизненной ситуации.

В последнее десятилетие активно стали обновляться стационарные учреждения для пожилых людей: дома-интернаты и геронтологические центры. Появилась система стационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся жилые многоэтажные дома, в которые вселяются только пожилые и старые люди. Более активными стали клубы социальной взаимопомощи пожилых. Боязнь одиночества, утрата многих производственных и дружеских контактов приводят к тому, что многие пенсионеры принимают участие в организациях, основанных на возрастной общности с целью регулирования как внутри, так и вовне этой социально-демографической группы.

3.2 Технологии социальной защиты и социального обслуживания семей

Применительно к семьям различных категорий клиентов : инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. — используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи , цель которых — сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.

Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функциональных связей, нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.

Так, работа с “трудными” детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возможным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; социально-правовое консультирование, которое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей).

Большое значение имеют также психокоррекционные мероприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважительного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность содержит и собственно социальные компоненты — например, оказание помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит прежде всего от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте).

3.3 Технологии социальной защиты военнослужащих и их семей

Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется кит непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста военнослужащих срочной службы аналогична социальной работе с другими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую работу в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых находятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденности своего пребывания на военной службе, невозможностью изменить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба — это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с военной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длительности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с военной службы, степени решенния их социальных проблем.

Непредсказуемость отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в гражданских условиях. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, — социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами и возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из важных функций социальной работы — развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества).

С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции наиболее распространены в работе с большими группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Глава 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

4.1 Перспективы развития социальной защиты

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним российским правительством, включает предложения по развитию отдельных отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, занятость, социальная защита, спорт и др.).

Общие ориентиры здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

В основу реформы социальной защиты положены следующие принципы:

1) Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

Переход к адресному порядку предоставления помощи может значительно улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России, категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения. Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в оплату труда.

2) Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций.

Потребности регионов в финансировании социальной помощи должны определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения, включая разработку методик и типовых нормативных документов.

3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере — расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Некоторые из этих предложений включены в «План действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг.», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1072 (июль 2000 г.).

Основные задачи в области социальной поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных категорий государственных служащих, военнослужащих и работников правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия; расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.