Гражданско-правовое воспитание младших школьников

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.(22.278с)

1.2. Особенности гражданско-правового воспитания детей младшего школьного возраста

Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества.

Исследования и опыт большинства педагогов, психологов и юристов свидетельствуют о том, что в воспитании гражданина особое внимание следует уделять формированию гражданско-правового сознания, которое необходимо начать в младшем школьном возрасте. Именно в этот период происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности. Ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. Формируются такие черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, активность и инициативность к самостоятельной деятельности, умение бережно относиться к результа-там труда людей, желание посильно помогать им. Важно развивать эти качества, учитывая то, что ребёнок живёт в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом.(1.209с)

Задачи правового воспитания подрастающего поколения состоят в усвоении каждым молодым человеком основных принципов и направленности правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении не только знаний основ законодательства, но и в формировании глубокого уважения к праву, превращающегося в личное убеждение, потребность и привычку соблюдать закон. Характерной особенностью младших школьников является повышенная динамичность, исключительная восприимчивость, «открытость» для всего интересного и нового. Воспитываясь в обстановке торжества общественного правосознания, дети осваивают важнейший принцип поведения людей в обществе — коллективизм. Но коллективность, товарищество порой выступают в глазах школьников как самоцель, а подчеркнутая «независимость» от старших сочетается с жестким конформизмом внутри самих юношеских групп, где действует принцип «быть таким, как все».(1.213с)

4 стр., 1542 слов

Правовое воспитание школьников

... поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные. Вырабатывать активную гражданскую позицию у школьников нетерпимость к нарушениям правопорядка. Т.о правовое воспитание ... всякая попытка грубого вмешательства в развитие личности есть оскорбление самих основ природы. Закон справедливых отношений между людьми таков: никто не властен ...

Гражданско-правовое воспитание младших школьников — сложная и многоаспектная деятельность педагогов, родителей, общественности. Важнейшим условием ее успеха является создание детям возможности при помощи общественных организаций, семьи, школы и государства в целом посильно и сознательно участвовать в практической деятельности. В воспитании детей решающее значение принадлежит рациональному выбору воспитательных форм, средств и приемов. Система форм и средств, которые могут быть применены в современных условиях для развертывания широкой работы по правовому воспитанию младших школьников, должна определяться в зависимости от обстановки и окружения, в которых протекает учеба или деятельность, уровня их образования и культурного развития.(6.29- 32с)

Необходимо, чтобы педагоги строили учебно-воспитательный процесс на основе рационально-эмоционального подхода: предлагали анализировать проблемы реализации прав и свобод человека, давали возможность учащимся выражать свои чувства и эмоциональные переживания. При этом ориентация гражданско-правового образования на позитивные аспекты, не должна подменять критический подход к явлениям, происходящим в обществе, сглаживать углы, приукрашивать действительность или уходить от социальных реалий, несмотря на то, что речь идет о гражданско-правовом воспитании младших школьников.(21.166с)

К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.(7.120с)

В соответствии с требованиями ФГОС на ступени начального общего образования в процессе работы, направленной на развитие гражданского воспитания и правовой культуры школьников, должны решаться следующие задачи: 1

  1. воспитание личности, осознающую достоинства человека, терпимость; 1
  2. формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем; 1
  3. воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения; 1
  4. формировать уважительное отношения к жизни, осознание права каждого на жизнь; 1
  5. формировать гражданственную позицию ученика: «Я — россиянин»; 1
  6. развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного села, города, других народов. 1

Эффективность правового просвещения младших школьников обеспечивается выполнением следующих условий(25.85-94с): 1

1. Правовое обучение в начальной школе должно представлять собой первую ступень целостной, непрерывной, преемственной системы правового образования учащихся; 1

2. Интегрирующим звеном правового обучения младших школьников должен быть факультативный или элективный курс. Связано это с тем, что не во всех образовательных программах предполагается изучение обществознания и требуется объединение разрозненных правовых представлений, знаний в целостную систему; 1

10 стр., 4753 слов

Правовое положение несовершеннолетних детей (стр. 1 )

... детей" на конкретные и более содержательные нормы о правах детей корреспондируется с нормами и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, ...

3. Содержание правового просвещения учащихся начальных классов не должно ограничиваться только обучением правам ребенка.Анализ различных программ для начальной школы свидетельствует о том, что, в основном, изучаются статьи 1 Всеобщей декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка, что существенно снижает эффективность правового просвещения и воспитания. Вариативные программы по правовому обучению для начальной школы должны разрабатываться под единый стандарт и иметь необходимую концептуальную основу. 1

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль гражданско-правового образования граждан. Это вызвано усложнением экономических и политических процессов, социальных отношений, ростом ответственности человека за свою судьбу. (3.96с) (((

Сочетание различных форм, методов и технологий обучения и воспитания младших школьников. Применение совокупности форм и методов должно основываться на принципах: 1

  • свободы и ответственности, равенства, партнерства, сотрудничества, охраны и защиты прав личности на полноценное воспитание, образование и развитие как основы социализации и гражданского становления, провозглашенных во 1 Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Национальной доктрине образования в РФ; 1
  • целостности педагогического процесса, интеграции воспитательных усилий, предполагающей осуществление правового просвещения младших школьников в единстве воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной и внешкольной работой, семейным воспитанием;
  • социального закаливания детей (27.95-101с), предполагающем включение воспитанников в ситуации, требующие волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработки 1 определенных способов этого преодоления, социального иммунитета в отношении националистических и шовинистических настроений. 1

Преобладание словесных методов обедняет процесс правового просвещения, приводит к отрыву теории1 от реальной жизнедеятельности, в связи с чем, необходимо применять формы и методы, стимулирующие социальную активность детей(11.314с): 1

  • ситуативные (рассмотрение реальных ситуаций); 1
  • дискуссионные (обсуждение реальных проблем, обмен идеями, мнениями); 1
  • рефлексивные (самоанализ, осмысление и оценка собственных действий);
  • игровые (моделирование реальных ситуаций «Пешеходы», «В автобусе», «На перемене»);
  • общественно значимые (выполнение общественно значимых поручений, проведение экологических акций, акций милосердия, помощи различным категориям населения; развитие системы самоуправления в классном коллективе с разработкой законов детской жизни, Конституции класса); 1
  • творческие (выставки творческих работ «Страна моей мечты», «Мы – граждане многонационального государства» и др.);
  • проектные и исследовательские (конференции «Как защитить права ребенка», «Гражданин. Кто это?», «Мои права и обязанности», «Как сделать наш город красивым» и др.).

    1

Реализации задач правового просвещения и воспитания младших школьников на факультативных занятиях будет способствовать соблюдение ряда условий(10.134с):

  • создание на занятиях атмосферы доброжелательности, откровенности, взаимоуважения и доверия, т.к. занятия по правовому просвещению – не обычные уроки, а откровенные беседы, касающиеся личности ребенка, его отношения к людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей;
  • единство прав и обязанностей, слова и дела, т.е. 1 включение школьников в различные виды деятельности, которые помогут на практике понять, как строить отношения в обществе, опираясь на нравственно-правовые нормы; 1
  • учет психолого-возрастных особенностей, уровня развития младших школьников; 1
  • опора на жизненный опыт детей, связь с реальной практикой применения получаемых знаний;
  • максимальное использование игровых форм, что создает благоприятные условия для понимания и усвоения детьми правовых и нравственных норм. 1

Приоритетное место в работе по гражданско-правовому воспитанию отводится раскрытию ценностей гуманистической этики и формированию у обучающихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла. Обладание правовыми знаниями способствует накоплению опыта добрых дел и поступков, гуманных отношений со сверстниками и взрослыми. (13.180с)

17 стр., 8208 слов

( ) «Педагогические условия патриотического воспитания детей ...

... дипломного исследования сформулирована следующим образом: процесс воспитания патриотизма у младших школьников будет эффективным, если: будут определены и обоснованы общие теоретические основы патриотического воспитания школьников; будут проанализированы особенности развития детей в младшем ... нравственная, правовая, трудовая, эстетическая, физическая, экономическая, правовая, политическая ...

Становление гуманистических ценностных ориентаций должно способствовать формированию у младших школьников таких свойств личности, как(10.44с): 1

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  • требовательность к себе, ответственность; 1
  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  • протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь; 1
  • жизнестойкость, уверенность в себе;
  • самообладание при промахе, ошибке;
  • умение не падать духом при неудачах;
  • умение радоваться жизни; 1
  • вера в добро, в справедливость. 1

Гражданско-правовое воспитание имеет ярко выраженную практическую направленность, способствуя адаптациимладших школьников к новым формам жизнедеятельности и к новым социальным ролям. (14.84-87с)

Сегодня школа обязана обучать правовой культуре, как обучающихся, так и родителей. Учитель должен формировать уважение к чужим правам и взглядам, проявлять терпимость и способность к компромиссам, а также уметь создать такую обстановку, в которой каждый ребенок чувствует себя личностью с ее индивидуальностью и неприкосновенностью. Школьников надо знакомить с механизмом правового регулирования общественной и личной жизни, их правами и обязанностями, учреждениями, в которые можно обратиться в случае нарушения их законных интересов.(5.87с)1

Без любви к своей стране и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, положительные качества личности, а любовь к Родине воспитывается, прежде всего, через любовь к родному краю, родным местам. Любовь к родному селу, городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка.

Работа по гражданско-правовому воспитанию младших школьников через урочную и внеурочную деятельность помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

2 стр., 998 слов

Гражданско-правовой статус личности

... праве. Методы исследования., Структура работы. 1. Гражданско-правовой статус личности 1.1 Понятие правосубъектности физических лиц в цивилистике Традиционно в правовой теории субъекты права рассматриваются ... гражданские правоотношения бессмысленны, беспредметны, а, скорее всего, невозможны. Данная дипломная работа посвящена, как раз, гражданам как субъектам гражданского права. Не природа, ...

  1. коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
  2. честен, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; 1
  3. способен к сознательному управлению своим поведением;
  4. гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества; 1
  5. уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, положительной самооценкой. (15.102с)

Глава 2. Содержание работы по гражданско-правовому воспитанию младших школьников

2.1 Диагностика уровня гражданско-правовой осведомленности младших школьников

Главным показателем воспитания человека как гражданина является гражданственность. Она «предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, Отечеству, планете Земля и включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество».