БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………………………………………………………27
Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности дееспособности и деликтоспособности16.
Однако надо различать гражданина как субъекта права социального обеспечения и как субъекта конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Так гражданин, имеющий право на пенсию по инвалидности, является субъектом права социального обеспечения. В то же время пока он не проявит инициативу на реализацию своего права на пенсию, он не будет субъектом пенсионного правоотношения по инвалидности.
Заслуживает внимания точка зрения, которая выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей — постоянную и переменную.
Поскольку Конституция РФ относит права в области социального обеспечения к основным правам человека, которые принадлежат каждому от рождения, то любого человека можно рассматривать в качестве потенциального субъекта правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспособности.
Содержание переменной части правоспособности граждан в социальном обеспечении персонифицировано в зависимости от состояния здоровья, возраста, уровня доходов, наличия детей и других личных обстоятельств. Объем его содержания меняется на протяжении всей жизни человека. С помощью переменной части правоспособности за конкретным лицом закрепляется совокупность юридических возможностей быть носителем субъективных прав на стадии конкретного обладания.
Дееспособность физических лиц в социальном обеспечении характеризуется рядом особенностей. Во — первых, в отдельных правоотношениях (например, пенсионных) у различных групп населения она возникает в разное время. Во — вторых, в рамках одного типа правоотношений у разных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.
Общая дееспособность складывается из следующих юридических возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять своими действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.
Происхождение права и его социальное назначение
... понятия происхождения права и его теорий; исследование социального назначения права; рассмотрение ценностей, функций и принципов права. В соответствии ... ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы ... природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных ...
Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспечению выступает государство и лице государственных органов, учреждений и иных уполномоченных государством лиц. К ним относятся:
1) территориальные отделения ПФР и территориальные отделения ФСС РФ;
2) органы Министерства здравоохранения и социального развития;
3) органы министерств и иных федеральных органов власти (обороны, внутренних дел и др.);
4) учреждения здравоохранения и социального обслуживания;
5) работодатели и др.
Такое большое количество государственных органов обусловлено большим объемом распределяемых государственных средств в целях социального обеспечения и самой большой масштабной вовлеченностью населения в систему социального обеспечения.
В процедурных правоотношениях принимают участие такие специфические для данной отрасли права субъекты, как бюро медико — социальной экспертизы (установление факта инвалидности, причин инвалидности и т.д.), клинико — экспертные комиссии, лечащие врачи (установление факта временной нетрудоспособности), а также суды (установление факта безвестного отсутствия, факта нахождения на иждивении и т.д.) и другие.
В процессуальных отношениях соответствующим субъектом будут выступать вышестоящий по отношению к принявшему спорное решение орган, прокуратура, а также суды общей юрисдикции.
Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т.д.), предусматривающим его права и обязанности по социальному обеспечению.
2.2. Объект правоотношений по социальному обеспечению
Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. Разным видам правоотношений соответствуют разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, то есть получения какого — либо блага17.
В процедурных правоотношениях по реализации права на получение благ по социальному обеспечению (назначение пенсий, пособий и т.д.) объектом является юридическое действие по установлению права на данный вид обеспечения и назначение его или юридическое действие по установлению необходимого определенного юридического факта.
Каждый вид социального обеспечения (пенсия, пособие, компенсация, услуга) имеет ряд характерных особенностей, которые позволяют ограничивать их от выплат и услуг, имеющих иную правовую природу.
Пенсия — это ежемесячная выплата, которая предназначена для материального обеспечения граждан, достигших пенсионного возраста, ставших инвалидами или длительное время занимавшихся определенной деятельностью, а также нетрудоспособных, потерявших кормильца18.Пособие — это выплата гражданам в установленных законом случаях ежемесячно или единовременно с целью возмещения утраченного заработка или оказания материальной поддержки19.
Услуга — это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан.
Понятие и социальная обусловленность принципов права
... общего представления об объективном и субъективном в праве. Целью настоящей работы является исследование демократии как принципа права. Поставленная цель определила следующие задачи: 1) Изучить понятие и социальную обусловленность принципов права и их виды. 2) Рассмотреть понятие, ...
В основных материальных правоотношениях объектом выступает реализация прав на данный вид обеспечения, то есть получение его деньгами или в натуральном виде.
В процессуальных правоотношениях объектом является юридическое действие по рассмотрению спора в области социального обеспечения по поводу нарушенного права.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.
Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности, но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является получение пенсии по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение соответствующей пенсии по старости или инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Аналогично и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии20.
Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то их объектом является обеспечение реализации данного права, то есть назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
3.1. Судебная защита прав граждан на социальное обеспечение
Спор по вопросам социального обеспечения, заявленный гражданином и переданный на рассмотрение юрисдикционного органа, следует называть спором, связанным с защитой права на социальное обеспечение. Возникает указанный спор при заявлении гражданина о наличии правоотношения по социальному обеспечению между спорящими субъектами о том, что органом социального обеспечения нарушено или оспорено его право на определенный вид социального обеспечения.
Характерными признаками спора по защите права на социальное обеспечение являются:
1.Возникает из правоотношений, возникающих в связи с распределением части Валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения;
2.Предметом спора является материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке социального обеспечения в денежной или «натуральной форме»;
Всеобщность права на социальное обеспечение
... права на социальное обеспечение гражданству не должно придаваться первостепенного значения. Статья 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение, а также на ... по гражданскоправовым договорам, и др. Работа по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности ведется постоянно. Примером развития ...
3.Сторонами спора выступают с одной стороны физическое лицо, а с другой стороны – орган социального обеспечения.
При этом в качестве органа социального обеспечения всегда выступает государственный либо любой другой допускаемый государством орган, обязанный предоставить социальное обеспечение. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., закрепила право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г, развил эти положения, закрепив право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование. Одной из важнейших задач современной России является создание социального демократического государства, гарантирующего реализацию прав и свобод человека и гражданина. Социальное обеспечение является одной из форм социальной защиты граждан со стороны государства. Исходя из семантического понимания социальное обеспечение можно определить, как предоставление со стороны общества достаточных материальных средств, к жизни. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Ст.7 Конституции РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека21. Конкретизация этого положения содержится в ст.39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права, в том числе гарантии защиты нарушенных прав в этой области. П.П.Глущенко определяет социально-правовую защиту как «установленный законом порядок совершения юридических действий, обеспечивающий восстановление социальной справедливости и нарушенных социальных прав и свобод человека и гражданина». Всеобщая декларация прав человека закрепляет: «Каждый человек имеет право на восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» (ст. 8).
Государственно–правовое обеспечение социальной защиты государственных ...
... дипломной работы является исследование государственно - правового обеспечения социальной защиты государственных служащих Российской Федерации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты государственных служащих ... и защищать права и законные интересы человека в нашей стране. В настоящее время проблемы социальной защиты государственных служащих в ...
Положение Всеобщей декларации прав человека воспринято и Конституцией РФ, ст. 46 которой гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Это означает признание в России верховенства судебной власти в системе государственной защиты прав граждан, подтверждение того, что предназначение судебной власти – защита прав и свобод человека и гражданина. Вступив в Совет Европы, и ратифицировав в марте 1998 г. Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод, Россия присоединилась к Европейской системе охраны прав человека, включающей в себя не только обязанность охранять и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы, но и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека. В связи с этим физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах юрисдикции Российской Федерации, была предоставлена дополнительная возможность по защите своих прав. Кроме того, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод наделяет их правом непосредственного обращения в Европейский суд по правам человека, что также соответствует п. 3 ст. 46 Конституции РФ, в которой говорится о праве каждого в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Право на судебную защиту является одним из важнейших прав российских граждан, их логическим завершением, предопределенным исходной концепцией Конституции РФ, ориентирующей весь политический механизм на охрану и защиту интересов личности. Значение права на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод граждан определяется тем, что право на судебную защиту является одной из самых существенных юридических гарантий всех других конституционных прав и свобод. Следует согласиться с мнением Председателя Верховного Суда В. М. Лебедева, отмечавшего, что «главной функцией судебной власти, ее основным предназначением, является защита права». Содержание защитной функции суда складывается из следующих элементов:
- а) предупреждение нарушения прав;
- б) восстановление нарушенного права;
- в) отмена подзаконных нормативных актов в случае их противоречия за кону (признания их недействительными);
- г) возмещение ущерба и морального вреда, причиненного гражданину;
— д) решение вопроса об ответственности нарушителя прав гражданина. Представляется, что предупреждение нарушения права является одной из целей гражданского судопроизводства (ст.2 ГПК РФ), а остальные указанные элементы являются способами защиты гражданских прав. Поэтому более верным представляется включать в содержание защитной функции суда в гражданском процессе применение предусмотренных законом способов зашиты гражданских прав. В. М. Жуйков объясняет особое значение права на судебную защиту тем, что данное право никакой угрозы основам конституционного строя, нравственности, здоровью, правам и интересам других лиц, обороне страны и безопасности государства представлять не может, поэтому оно и не может быть ограничено. Право на судебную защиту Конституция РФ закрепляет не в качестве самого по себе, как другие права, а в качестве гарантии всех прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 46), поэтому ограничение этого права означало бы ограничение федеральным законом действия положения ст. 46 Конституции РФ, что является недопустимым в силу верховенства Конституции над всеми иными нормативными правовыми актами. Конституционное право на судебную защиту обусловлено интересом граждан иметь судебную защиту наиболее ценных прав, свобод и благ, которыми располагает человек. К числу таких благ, на мой взгляд, относится, в первую очередь, право на социальное обеспечение. Конституционное право на судебную защиту включает в себя право каждого заинтересованного лица на беспрепятственное обращение в суд за защитой своих прав, свобод или охраняемых законом интересов, на рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным и независимым судом и на исполнение судебного решения. Механизм осуществления права судебной защиты – это условия и факторы, а также процессуально-правовые средства, которые совокупно воздействуют на деятельность субъектов непосредственно реализацией этого права. При анализе теоретико-правовых основ судебной защиты А. П. Вершинин выделяет в структуре специальных юридических понятий такие основные категории, как «средства», «способы», «формы» судебной защиты.
Правовое обеспечение социальной работы
... в правовой статус входит конституционное право граждан на защиту своих субъективных прав и законных интересов, в реализации которого важную роль играют специалисты социальной работы. Но специалисты в области социальной работы, реализуя функции социальной защиты ...
3.2. Способы защиты прав граждан на социальное обеспечение
БИБЛИОГРАФИЧЕСКЙ СПИСОК
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pravootnosheniya-po-sotsialnomu-obslujivaniyu/
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон от 15.12.2001 №166 — ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»//СЗ;
3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173 — ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»//СЗ;
4. В.С. Андреев. Право социального обеспечения в России: учебник.- М., 2016.
5. М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. Право социального обеспечения: Учебник. М., 2014. С 18-19.
6. А.В. Горшков. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Омега-Л 2015. С 160
7. К.Н. Гусов. Право социального обеспечения России.- М.: Издательство Проспект , 2016. С 640
8. В.П. Галаганов. Право социального обеспечения: учебник. — М.: КНОРУС, 2014. С 512
9. К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская, Право социального обеспечения.- М.: Издательство Книжный мир , 2015. С 510
10. А.Д. Зайкин. Правоотношения по пенсионному обеспечению. — М., 2015
11. М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России. М.: Издательство БЕК, 2016.
12. Р.И. Иванова. Правоотношения по социальному обеспечению. — М., 2015
13. Е.Е. Мачульская. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт , 2015. С 576
14. Е.Ю. Николаева. Право социального обеспечения.- М.: Издательство РИОР , Инфра-М, 2016
15. В.К. Субботенко. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении.- Томск, 2015
16. В.Г. Сулейманова. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт ,2014
17. В.А. Тарасова. Юридические факты в области пенсионного обеспечения.- М., 2015
18. В.Ш. Шайхатдинов. Право социального обеспечения.- М.: Издательство Юрайт, 2016
19. В.Ш. Шайхатдинов. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения.- Свердловск: Уральский университет, 2014
20. Г.Р. Державина. Право социального обеспечения: учебное пособие. Тамбов: издательский дом ТГУ, 2015
Экономические и социальные права человека
... курсовой работы заключается в определении правовой природы экономических и социальных прав, ... прав человека в РФ провести анализ понятия и видов социальных прав человека в РФ рассмотреть особенности экономических прав ... права социального обеспечения России. Автореф. дис. … канд. юрид. наук / Зеленина А.Ю. — С.-Пб., 2013. — 30 c. 30.Ныскогуз Н.Б. Субъектный состав правоотношений пенсионного обеспечения ...