Актуальность темы курсовой связана с тем, что в каждом новом обществе и поколении народ испытывает потребность и настоятельную необходимость заново совершать работу демократии, а именно творчески вбирать политико-правовые принципы прошлого и развивать их в практике изменяющейся эпохи и трансформирующегося социума.
Как отмечал еще Марк Аврелий: «Время есть река возникающего и стремительный поток Марк Аврелий. К себе самому. / Пер. В. Б. Черниговского. М., Алетейа-Новый акрополь, 1998. 224 стр. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое, и вновь на виду первое».
Сокращение дистанции «человек-власть» призвано способствовать становлению «правовой личности». Фундаментом формирования последней должно стать широкое развитие комплексного института теории права и государства, которое проявляется в парадигме «Право и личность».
Пространство этого правового института определяется в первую очередь, такими ориентирами, как поиск путей к более последовательному, глубинному демократизму и гуманизму, к системно-гармоническому сочетанию прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, солидарности частного и общих интересов; к всестороннему развитию личности. В этой сфере нельзя сбрасывать со счетов богатый интеллектуальный и практический опыт, накопленный предшествующими эпохами.
Особая актуальность этой проблемы вытекает из ее прямой взаимосвязи с утверждением правовой государственности, насущной необходимости реальной имплементации в жизнь основополагающего принципа, закрепленного в статье 2 Конституции Российской Федерации:
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Состояние научной разработанности темы. Комплексный характер исследуемой проблемы предопределяет обращение к различным отраслям юридических знаний, а также к широкому спектру научных работ: философских, психологических, политологических, социологических, экономических, педагогических, исторических и других.
Сформулированные в работе вопросы могли быть разрешены при условии обращения к глубинным теоретическим и методологическим источникам права и теории личности, ее юридического статуса, народовластия, которые органично вытекают из общей проблематики генезиса личности права и государства, российского конституционализма, истории политических и правовых учений в трудах С.А. Авакьяна, Е.В. Аграновской, С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, В.Ю.Багдасарова, М.В. Баглая, М.И. Байтина, В.М. Баранова. П.П. Баранова, П.Д. Баренбойма, Ю.Я. Баскина, Ю.М. Батурина, А.А. Белкина, НА Бобровой, С.Н. Братусь, В.В. Бутнера, Ю.А. Веденеева, В.Г. Графского, Ю.И. Гревцова, В.Е. Гулиева, ИЛ. Дюрягина, С.А. Егорова.
Личность,государство,право
... между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ...
Актуальные проблемы прав и свобод личности обстоятельно разработаны главным образом в исследованиях М.В. Баглая, А.Г. Бережнова, В.В. Бойцовой, Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, Ю.А.Дмитриева, И.А. Ледях, Е.А. Лукашевой, Г.В. Мальцева, Н.И. Матузова, В.А. Патюлина, И.В. Ростовщикова, Ф.М. Рудинского, В.А. Рыбакова, М.С. Строговича, И.Е. Фарбера, Б.С. Эбзеева и др.
Цель данной работы состоит в системном анализе общих закономерностей взаимодействия, взаимозависимостей и имманентных взаимосвязей между правом и личностью, которые проявляются как в процессе историко-генетического и социально-правового становления, так и в нормативно-юридической регламентации и в последующей реализации данных институтов в пространстве и времени демократических преобразований российского общества.
Исходя из этого, формулируются и конкретные задачи:
- раскрыть содержание институтов прав и свобод личности, определить возникновение и развитие теории прав и свобод;
- показать сущность соотношения права и личности.
В качестве методологической базы исследования использовались актуальные методы познания как общенаучного характера (историко-логический, системно-аналитический, социологический, диалектический), так и специальные (сравнительно-правовой, историко-юридический, нормативный, логический, структурно-функциональный, индукции и дедуктивный, восхождения от абстрактного к мысленно-конкретному и другие).
Структура работы. Работа включает в себя введение, три параграфа, заключение и список использованной литературы.
право личность свобода институт
1.Понятие личности. Правовой статус личности
Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт homo sapiens, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа, так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.
Личность, как и человек, является продуктом общества, его исторического развития. Личность отражает более высокий уровень познания сущности человека, это, прежде всего определенный социальный тип человека. Каждый относительно устойчивый человеческий конгломерат, каждый класс, каждая социальная группа вырабатывают в своей среде специфические социальные черты, типичные для человека, принадлежащего к этой группе.
Понятия “человек” и “личность” отличаются друг от друга не по объему, а по содержанию в том смысле, что второе из них характеризуется переходом старого содержания на новый уровень самообогащения. Деятельность — вот что является самым существенным в индивидуальном процессе становления каждой личности. Причем не столько сама деятельность, сколько способность к ней, выступающая как способность жить и проявлять себя во всем как социальное существо. От человека зависит, как он использует предоставленные ему обществом возможности, каким образом он реализует эту свою способность к деятельности.
Оценка личности и деятельности Петра I
... он сыграл в русской историографии. Н. В. Карамзина I. Оценка личности и деятельности Петра I с точки зрения В.О. Ключевского 1. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, ... блуждающим глазам резкое, иногда даже дикое выражение, вызывавшее невольную дрожь в слабонервном человеке. Многолетнее безустанное движение развило в нем подвижность, потребность в постоянной перемене мест, ...
К. Маркс определял сущность человека не как абстракт, присущий отдельному индивиду, а как совокупность общественных отношений. В этой связи понятия “человек” и “личность” фиксируют исторически различный характер общественных отношений, выражают различные этапы становления человека как субъекта, различные ступени формирования его общественно-исторической сущности.
Мир природы, природных объектов (вещей, событий, явлений и т.п.) существует независимо и в процессе своей эволюции создает человека, который является его частью. В процессе развития природного мира возникают новые объекты, многие отжившие исчезают бесследно. В своей научной и производственной деятельности человек стремится познать законы природы и использовать их в общественной и личной жизни.
Мир социума развивается и функционирует по сравнению с миром природы по существенно иным законам, имеющим иные детерминации и взаимоотношения, отличные от природных, хотя человек и общество в целом в своей деятельности используют законы природы и многочисленные ее аспекты. Социальный мир — это мир новых потребностей живых существ, объединяющихся для организации производства (материального и духовного), образующих различные коллективы, но не утрачивающих при этом своей самобытности и индивидуальности. Это мир общественных субъектов, имеющих способность к особой форме чисто человеческого мышления, познания, общения на основе языка и к творческой деятельности: научной, изобретательской, художественной, религиозной, организационно-практической, предпринимательской и др.; это мир, где жизнь индивида погружена в той или иной степени в прошлый опыт человечества См.: Горский Д.П. Учение Маркса об обществе (Критический анализ).
М., 1994. С. 89.
Личность есть индивид, который в своей общественно-исторической деятельности развит до уровня субъекта действительности. Иначе говоря, индивид становится личностью, когда достигает самостоятельности в своей деятельности, когда он уже не растворен в той или иной социальной организации, в своей социальной общности. Личность, рассматриваемая в политико-правовом ракурсе, т.е. подпадающая под действие законов и подзаконных актов государства, приобретает определенные правовые свойства, четко зафиксированные в законодательстве.
В юридической литературе справедливо отмечается, что понятие “личность” в праве и понятие “личность” в философии не совпадают. Дело в том, что в философии не каждый человек признается личностью, в частности дети и умалишенные, как не обладающие разумностью и свободой воли, не считаются личностями. Иначе обстоит дело в праве, где каждый признается носителем прав и обязанностей, юридической личностью или субъектом права.
В системе понятий “личность” — “гражданин” первое (со структурной точки зрения), несомненно, шире по объему, так как включает политико-правовые связи личности с государством: гражданство, политико-правовую связь лица без гражданства, иностранного гражданина, лица, которому предоставлено убежище.
Личность и государство
... работы актуальной. Целью работы является рассмотрение конституционных основ взаимоотношения государства и личности в РФ Задачами работы является как рассмотрение теоретических аспектов вопроса личности в теории государства ... индивидуальный статус; статус физических и юридических лиц; статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; статус российских граждан, находящихся ...
Гражданство в советской литературе определялось по-разному. В науке государственного права обычно под гражданством понимают правовую или политико-правовую принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и вне ее пределов. Рассматривая гражданство как принадлежность лица к конкретному государству, обычно уточняют: правовая принадлежность, закрепляемая законом принадлежность, постоянная правовая принадлежность. Иногда гражданство понимается как политическая (или социально-политическая) принадлежность лица к соответствующему государству, но в то же время обязательно отмечается ее правовой характер.
Очень часто в литературе гражданство рассматривается как особая связь личности с государством. В одном случае содержание правовой связи личности с государством рассматривается как совокупность прав и обязанностей лица, определяемых государством. В другом случае содержание гражданства как правовой связи личности с государством усматривается в наличии взаимных (государства и лица) юридических прав и обязанностей, что соответствует пониманию гражданства как правоотношения, субъектами которого выступают и личность, и государство.
В данном случае, гражданство рассматривается непосредственно как правоотношение, что фактически сводится к характеристике гражданства как правового статуса гражданина в государстве. Содержание гражданства составляют специфические права и обязанности лица по отношению к государству.
С.В. Черниченко гражданство определяет как двустороннюю правовую связь, складывающуюся из взаимных прав и обязанностей лица и государства, причем это относится к любому государству.Черниченко С.В. Гражданское право: современные теоретические проблемы. — М.: Юрид. лит., 2013. — 387 с. По мнению ученого, содержание гражданства как правового явления охватывает права и обязанности государства и лица в отношении друг к другу и относится к сфере внутригосударственного права. Однако простая совокупность соответствующих прав и обязанностей не составляет содержания гражданства. Лишь определенное их сочетание, образующее единую правовую связь, характеризующуюся особыми качествами, позволяет говорить о гражданстве.
Н.В. Витрук определяет гражданство как правовую связь по принадлежности лица к определенному государству, подчеркивая, что чисто внешне гражданство как правовое явление ближе всего стоит к общей юридической связи и может быть охарактеризовано как определенное правовое состояние. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М» 2013
В юридической литературе высказывались мнения о гражданстве как членстве в государстве. Такая точка зрения имеет право на существование по той причине, что государство представляет собой не только аппарат власти, но и определенную общность (организацию) большей части населения, юридически оформленную в виде института гражданства. Гражданство как членство в государстве понимается, прежде всего, не как союз всех, а как союз личностей, находящихся в устойчивой, постоянной, специально оформленной политико-правовой связи с государством.
Основные права личности
... жизни, достоинства и свободы человека. К личным правам обычно относят: 1) право на жизнь; 2) право на свободу и личную неприкосновенность; 3) право на достоинство личности; 4) право на неприкосновенность частной ... профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); 9) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионов страны (Крайний Север, ...
Действительно, государство не является союзом всего населения, ибо такое понимание означало бы представление его, как союза всех лиц, постоянно, или временно проживающих на территории данного государства. Граждан нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на территории государства, ибо по этому признаку последние образуют население страны — демографическую, а не политико-правовую категорию.
Граждане — это также не совокупность лиц, на которых распространяется власть государства, ибо эта власть обязательна в равной мере и для иностранных граждан, и для лиц без гражданства, проживающих на его территории. Правами и обязанностями в государственно-организованном обществе наделены все лица, постоянно или временно проживающие на его территории. Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении.
Следовательно, рассматривая государство как организацию личностей, правомерно говорить и о членстве в этой организации, ибо личность как член политической общности — государства всегда выступала в особом специфическом “гражданском” качестве. Каждый гражданин в ассоциации — государстве выступает полноправным носителем суверенитета народа, полноправным субъектом государственной власти.
Каждую из разновидностей правового статуса личности необходимо рассматривать как неразрывное единство общего, особенного и единичного. Так, например, следует различать общий, специальный и индивидуальный статус иностранного гражданина.
В Декларации прав и свобод человека и гражданина отмечено: “Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан Российской Федерации, за изъятиями, установленными Конституцией, законами и международными договорами Российской Федерации”.
Правовой статус личности нужно рассматривать как родовое понятие, состоящее из четырех разновидностей:
а) правового статуса гражданина;
- б) правового статуса иностранного гражданина;
- в) правового статуса лица без гражданства;
- г) правового статуса лица, которому предоставлено убежище.
Принятие Закона о гражданстве Российской Федерации позволило отразить разнообразие в какой-то мере всех категорий личностей.
Представляется необходимым, более детальное закрепление правового статуса лиц без гражданства, а также лиц, которым предоставлено убежище, хотя бы потому, что последние бывают как иностранными гражданами, так и лицами без гражданства.
Государство по отношению к личности обладает правами, которым корреспондируют обязанности, лежащие на личности, гражданине. В то же время у личности по отношению к государству есть права, а на государстве лежат обязанности по отношению к личности, гражданину. Тем самым между государством и гражданином создаются очень сложные содержательные отношения, юридическим аспектом которых являются правовые отношения между личностью и государством, складывающиеся на началах равенства и справедливости. В настоящее время эта концепция получила право на существование. Правовой статус представляет собой систему правовых норм, фиксирующих права, свободы и обязанности, выступающую как важное средство регулирования взаимоотношений личности и государства, а также личностей между собой.
«Человек, индивид, личность»
... который по своему содержанию определяется социальными условиями и происхождение, структура и форма имеет индивидуальный характер. Сущность личности раскрывается в личности конкретного человека, его способность быть самим собой в рамках социальной системы. Целостная система, сформированная ...
Закрепляя в праве меру свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях, берет на себя обязательство обеспечить справедливость в отношениях с каждой личностью. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.
На праве основана ответственность личности перед государством. Любое применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Права и свободы человека — это его социальные возможности в различных сферах жизни: экономической, политической, социальной, культурной, личной. Их объем, и характер раскрывают уровень демократизма гражданского общества.
В цивилизованном обществе личность стоит на первом месте среди всех общественных ценностей, но не как объект попечения со стороны государства, лишенный самостоятельности, а как субъект, наделенный реальными правами и возможностями.
Долгое время в нашей стране права человека не рассматривались как самостоятельно существующая правовая категория, хотя уже определились мировые стандарты прав человека. Достаточно сослаться на Всеобщую декларацию прав человека, в которой выделены так называемые элементарные права и свободы:
- на жизнь;
- свободу и неприкосновенность личности;
- свободу от рабства;
- запрет пыток или жестокого бесчеловечного обращения или наказания;
- равенство перед законом;
- ряд прав, касающихся процессуальных моментов;
- защита от произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию;
- неприкосновенность жилища;
- тайна переписки.
Вторую группу составляют гражданские права:
- право личности на признание ее правосубъектности;
- свобода передвижения и выбора места жительства;
- право на убежище;
- право на гражданство;
- право владения имуществом.
Третью и четвертую группы составляют политические права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права.
За рубежом под правами человека понимают личные права и свободы, а под правами гражданина — политические права и свободы. Представляется, что категория “права человека” носит интегративный характер, это требования личности, обусловленные уровнем развития общественных отношений и направленные на пользование определенными благами, необходимыми для обеспечения природно-социальных свойств человека.
К. Маркс писал, что так называемые права человека, в отличие от прав гражданина, суть не что иное, как права члена гражданского общества. Ни одно из прав человека не выходит за эти пределы См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 400-402..
Другими словами, в рассматриваемом контексте гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство — права гражданина.
В обоих случаях речь идет о правах личности: в первом случае — о ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т.д., а во втором — о ее политических правах.
Очевидно, что в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Оно утверждается на признании права индивидуальной, личной свободы См.: Гаджиев К.С. Политическая наука: Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. М., 1994. С. 76-77..
Основные права, свободы и обязанности граждан РФ
... человека и общества Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально необходимы людям и государству. То есть основные права и свободы. Для человека они служат необходимыми источниками обеспечения условий достойного существования личности; ...
И.Е. Фарбер справедливо подчеркивал, что между правами человека, гражданина и лица нет абсолютных граней См.: Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 42.. Основные права человека должны закрепляться в конституциях, становясь тем самым правами гражданина, а реализуются как права лица в правоотношении.
Права человека, рассматриваемые как социальные возможности вне государственного регламентирования, так и остаются в потенции, ибо только после государственного признания они становятся реально действующими. Без государственного признания даже в самом общем виде невозможно не только обладание, но и пользование ими.
В Конституции Российской Федерации высшей ценностью провозглашается человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы, а их обеспечение осуществляется согласно положениям Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина — главная обязанность государственной власти.
Права и свободы личности неотделимы от обязанностей. В Конституции России закрепляется, что личность обязана не нарушать права и свободы, законные интересы других лиц; не допускать пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, национальную или религиозную ненависть и вражду; не допускать экономической деятельности, направленной на монополизацию или недобросовестную конкуренцию; не наносить ущерба окружающей среде; получить основное общее образование; заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; платить законно установленные налоги и сборы; защищать Отечество.
2.Права и свободы личности. Возникновение и развитие теории прав и свобод
Конституция России 1993 г. содержит каталог прав и свобод человека и гражданина, в целом соответствующий международным стандартам.
По содержанию они подразделяются на: личные, политические, экономические, социальные, культурные права и свободы.
Личные права и свободы — возможности, позволяющие индивиду свободно и самостоятельно без чьего-либо вмешательства (включая и государства) решать все вопросы личной, семейной и иной частной жизни.
Зарождение идеи прав человека возникает в V — IV вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), проявление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе, отмечалось в трудах Аристотеля. Неравномерность распределения прав между различными классовыми структурами было неизбежной частью для тех этапов развития общества.
Каждая новая ступень добавляла новые качества правам человека, распространяла их на все более широкий круг субъектов. Происходило это не стихийно, а в результате постоянной борьбы и в течении долгого периода времени.
Права человека — сложное, многомерное явление, в значительной мере зависящее от генезиса правовых норм (в которых они сформулированы).
Появившись сначала, как мононорма, позднее трансформировалось в норму права. Большой вклад в развитие гражданских прав и свобод, через совершенствование норм права, внесли римляне.
Человек — личность — общество
... гипертрофирование отдельных компонентов в структуре человеческой личности (по сути, в понимании человека вообще как такового) имеет место ... жизни из всех живых существ. Вне общества нельзя стать человеком. Известны случаи, когда в силу несчастных ... иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось ...
В период средневековья свобода была крайне ограничена т.к. феодальное общество — общество всеобщей зависимости. Но уже были попытки ограничения прав монархов н. п. в Англии в 1215 г. была принята «Великая Хартия Вольностей». Согласно хартии ограничивался произвол королевских чиновников, судьями выбирались знающие законы люди, наказание применялось к свободному человеку только по закону и по законному приговору равных. Уже в 1628 г. «Петиция о праве» возлагала на короля определенные обязанности по защите прав поданных.
Дальнейшим шагом на пути обеспечения прав человека явился «Хабеас корпус акт » 1679 г., который ввел понятие «надлежащей процедуры», установил гарантии неприкосновенности личности, презумпцию невиновности.
«Биль о правах » (1689 г.) — как компромисс между буржуазией и правящими кругами, установил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия отменять законы.
Дальнейшее развитие идеи прав человека происходило в США. Большое влияние имела теория естественного права Томаса Пейна и Джефферсона. «Декларация прав Вирджинии» 1776 г. провозгласила: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенным врожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние — не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу, на стремление к счастью и безопасности, и их приобретение». В 1789 г. были предложены 10 первых поправок к Конституции США, в которых закреплялся перечень прав и свобод.
Идеи Руссо, Гроция, Локка, Монтескье стали мощным фактором Великой Французской Революции, а также дальнейшее развитие идей прав человека, яркий тому пример — «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.
Современное воплощение идей прав человека представлено в «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), «Международном пакте о гражданских и политических правах» (1976 г.), «Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах» (1976 г.).
Утяшев М. М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности / М. М. Утяшев// История государства и права. — 2010. — №7. — С. 12.
Подводя итог данному параграфу, можно отметить, что развитие теории прав человека происходило в четыре этапа:
1. Античность. Утверждение права индивида на частную собственность и семью (Аристотель).
2. Средневековье. Права личности объявлялись привилегиями, дарованными определенным сословиям Богом или монархом.
3. В Новое время возникает теория естественного права. Право коренится в стремлении индивида к разумному и спокойному общению с себе подобными. Дж. Локк утверждает, что права человека на жизнь, свободу и собственность не могут быть отчуждены ни при каких обстоятельствах.
Либеральная идеология провозгласила политическое равенство всех граждан, разработала концепцию прав и свобод личности.
4. XX век. Принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах (1966).
Конституционно-правовой статус личности — человека и гражданина РФ
... сущность вопроса конституционно- правового статуса личности - человека и гражданина РФ. Поставленная цель решается посредством - исследовать сущность правового статуса человека и гражданина; дать характеристику и классификацию прав и свобод человека и гражданина; рассмотреть конституционные обязанности человека и ...
3.Соотношение права и личности
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.
Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы.
Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых.
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации. Право — на смену обычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественных нравов, религиозных воззрений и взглядов.
А в силу коренных изменений в экономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели к разложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытными обычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
Так, в хорошо известных «Институциях» римского юриста II в. н. э. Гая прямо закреплялось имущественное и социальное неравенство людей словами «Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди — или свободные или рабы». Далее уточнялось: «Из свободных людей одни — свободнорождённые, другие вольноотпущенные. Свободнорождённые суть те, которые родились свободными, вольноотпущенные — это те, которые отпущены на волю из законного рабства».
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения).
В нем последние достигают своей конечной цели — «благое жизни» — и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.
Правовая власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Договорная теория (теория договорного происхождения права) объясняет происхождение права общественным договором — результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V — IV веках до н. э.
Обосновывая договорную теорию Руссо отмечает: «Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как неразделимую часть целого» Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938, с.13
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождения права следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту.
Сторонники других концепций происхождения права, как правило, относятся к теории общественного договора критически, находят в ней существенные изъяны.
Сторонники договорной теории различают два вида права. Одно- естественное, предшествующее обществу и государству. Второе — позитивное право — является порождением государства. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общества и государства. Позитивное же право основывается на требованиях естественного права.
Теория насилия принадлежит к числу относительно новых теорий права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других. Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления — это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.
Психологическая теория права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 — 1931 гг.).
Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что право есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей — рабовладельцев и рабов.
Наибольшее развитие и распространение расовая теория права получила в конце XIX — первой половине XX в. Эта теория легла в основу фашистской политики и идеологии.
Содержание расовой теории составляли развиваемые тезисы о физической и психологической неравноценности человеческих рас. Материалистическая (классовая) теория. Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право — обычаям. Основные положения материалистической теории представлены в работах К. Маркса и Ф. Энгельса.
Демократия неразрывно связана с принципами свободы личности. В свою очередь право как мера социальной свободы личности неразрывно связано с последней. Перефразируя один из тезисов «эсхатологической метафизики» Н.А. Бердяева, можно сказать и о таких двух путях отношения личности к праву, как:
1) подчинение человека праву в качестве одного из его субъектов;
2) человек вбирает в себя право, и право становится как бы частью юридического типа личности.
В контексте формирования базового принципа нового подхода к единству и целостности системы «Право и Личность», в соответствии с которым именно юридический поступок выступает ведущим элементом, своего рода «квантом» правовой самореализации человека и гражданина, это представляется в достаточной мере обоснованным. Правовая самореализация личности содержит в себе не только потенциальную готовность и возможность для индивида обеспечить как можно полное проявление и утверждение своего правового статуса в обществе, но и действенное юридически значимое (правомерное) поведение, причем с высокой степенью правовой активности.
Полагаем также, что пора поставить и вопрос о постулировании правовой ментальности личности и ее правовом менталитете. В первом случае речь может идти о глубинном понимании корней правовой автономии личности в смысле ее духовно — правовых и интеллектуально -правовых истоков (возможностей).
Во втором случае в качестве правового менталитета, по-видимому, следует понимать реальный уровень развитости правосознания и правовой культуры, присущий определенному индивиду, социальной группе и иной общности людей.
Правовой менталитет связывается с правовой ментальностью через реальные, конкретные личности посредством и благодаря их деятельности.
При этом исходным и наиболее древним (филогенетически) духовным образованием является правовая ментальность личности в ее квазисоциальных (зародышево-социальных) связях, затем уже постепенно дифференцируются правовые менталитеты. На наш взгляд, именно на изучении этих явлений и процессов должна с самого начала сосредоточиться антропономия права в качестве научной дисциплины, исследующей многогранный спектр взаимоотношений права и личности.
В периоды кризисов личность зачастую обращается в поисках опоры к своим собственным силам и решениям, к своему самосознанию и своей самоотверженности. Нельзя не отметить, что громадную роль в достижении подлинно демократичной правовой самореализации личности в России должно сыграть преодоление такой, прежде и теперь еще весьма характерной, черты менталитета российского общества, которой является правовой нигилизм, повсеместно и всегда отрицающий любые нравственно — правовые и социально — юридические регуляторы жизнедеятельности людей.
Он обусловливается низким уровнем развития правосознания и правовым бескультурьем, незнанием либо весьма поверхностными представлениями о своих правах и свободах возможностями правовой самозащиты, равнодушием и элементарным пренебрежением правовой автономией личности.
С начала девяностых годов завершающегося тысячелетия в России происходит переориентация прежнего менталитета на более прогрессивный по отношению к ценностному восприятию права и его значения в становлении и жизнедеятельности индивида (личности).
Однако утрата четких социальных целей и гарантий, определенная растерянность и напряженность правосознания, экономические и политические, социально — психологические и нравственные стрессы в общественном бытии существенно затрудняют переход к новой парадигме в отношениях личности и права.
Предстоит довольно сложный и длительный путь к утверждению подлинно гармоничных связей человека и государства, личности и права, правового государства в целом. Однако мы убеждены в том, что союз права и личности, равно как и формирование подлинно правового типа личности, не только возможны, но и, в определенной мере, неизбежны.
Заключение
На основании всего вышеизложенного можно заключить, что государство, право и личность на протяжении практически всех исторических эпох находились в центре внимания ученых и философов.
Государство эволюционирует от деспотического, служащего интересам локальных групп (а иногда и конкретному историческому субъекту — «исторической личности») к демократическому, служащему интересам всего социума, защищающего личность, как от злоупотреблений самого государства, так и от иных преступных по своей сути посягательств на суверенитет личности, неприкосновенность собственности.
Степень свободы личности в государстве определяется её правовым статусом, который состоит из комплекса прав и свобод, а также обязанностей, которые предъявляет государство к своим гражданам. Права и свободы неотделимы от ответственности, которая является прямым следствием реального обладания личностью правами и свободами. Путем установления равной для всех ответственности за девиантное поведение государство уравнивает граждан в правах и создает равные предпосылки для комплексного развития личности, детерминирует общественный прогресс, вследствие чего возникает реальная возможность появления и развития гражданского общества.
Россия выделяется на фоне развитых стран Запада слабостью гражданского общества (По мнению некоторых публицистов, гражданское общество в России вообще невозможно построить в силу исторических, этнокультурных традиций).
Вследствие слабости и неразвитости данной формы общественного контроля над деятельностью государства возникает реальная возможность узурпации государственной власти некоторыми недобросовестными политиками, результатом которой может стать ущемление прав и свобод личности, фиктивность государственных социальных гарантий, преследование инакомыслящих.
Именно социальная активность является наглядным примером того, что общество достигло зрелого уровня развития и способно обезопасить себя от покушения на автономию личности.
Не стоит забывать, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/prava-i-svobodyi-lichnosti-obschaya-harakteristika/
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к [Электронный ресурс] Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // режим доступа: справочно-правовая система Консультант Плюс.
2. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения / Под общ. ред. В. А. Туманова,. М., 2015.
3. Абдулаев М. И. Права человека: историко-сравнительный анализ. — СПб.: Питер, 2012. — 432 с.
4. Бережнов А. Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М.: Академия, 2014. — 256 с.
5. Витрук Н. В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. — 2011. — №4. — С.23-24
6. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М.: ЮРИСТЪ, 2012. — 314 с.
7. Керимов А.Д. О пороках демократии / А.Д. Керимов // Гражданин и право. — 2010. — №3. — C. 20-27.
8. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. В.В. Сапова. — СПб.: РХГИ, 1999. — 800 с. — (Русская социология XX века).
9. Лившиц Р. З. Теория государства и права. — М.: Гарант — Пресс, 2009.
10. Малюсин П.А. Общая теория прав человека. — М.: Издательско-Полиграфический комплекс Российского Университета Дружбы Народов, 2014. — 564 с.
11. Новиков В.Ф. Права человека и межнациональные отношения. — М.: Лабиринт — Пресс, 2015. — 400 с.