Последствия развода для психики детей

Каждый год в России регистрируется 500-600 тыс. разводов, в результате чего от 400 до 600 тыс. детей остаются с одним из родителей, в подавляющем большинстве с матерью -№ 5, с. 15. Жизнь и условия воспитания ребенка без отца имеют явную специфику и существенно отличаются от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается восполнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, она, в принципе, не может реализовать одновременно обе родительские позиции — материнскую и отцовскую. Есть все основания полагать, что эти весьма специфические условия жизни ребенка будут отражаться на особенностях его личностного развития: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям -№ 6, с 90.

Было проведено немало клинических наблюдений, которые свидетельствуют о травмирующей роли развода на маленького ребенка. Факт развода вызывает такие тяжелые последствия, как неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении (озлобленность, агрессивность ребенка) и т.д. Однако вопрос о том, являются ли эти отклонения временными или сохраняются спустя несколько лет после расторжения брака, остается открытым.

В настоящее время с увеличением числа разводов возросла актуальность психологических исследований в области детско-родительских отношений в ситуации развода. Актуальность данной темы и определила выбор заявленной темы курсовой работы.

Цель работы: рассмотреть влияние развода на дальнейшую жизнь ребёнка.

Гипотеза моего исследования: если брак уже не выносим стоит ли ради детей терпеть отношения между мужем и женой.

Задачи:

1 рассмотреть причины пост-разводного травматизма детей;

2описать основные последствия развода, а также детские реакции на развод родителей и помощь взрослых;

  • проанализировать долгосрочное влияние развода на психическое развитие ребёнка;
  • обозначить роль отца в жизни ребёнка после развода, а также в жизни детей рождённых вне брака;
  • рассмотреть исследование влияния ситуации развода на детей.

развод психика дети ролевой

Глава 1. Последствия развода для психики детей

1.1 Причины «пост-разводного» травматизма детей

Многие страны сегодня очень обеспокоены уровнем разводов, регистрируемых в их государствах. Например, в США более половины зарегистрированных браков заканчиваются разводом. В книге под названием «Причины успехов и неудач в браке» Джон Готтмен (John Gottman) проводит обзор двадцати лет исследований в области состоявшихся и разрушившихся браков в Америке. По его словам, «если брак является вторым, дела обычно обстоят похуже — 60 процентов таких браков заканчиваются разводом.

14 стр., 6762 слов

Развод как социальное явление

... работе использован ряд статей и электронных ресурсов, приведенных в списке литературы. Историческая справка Развод как социальное явление существует столько же, сколько и институт брака. ... жизни, некоторые применимы только в определенных случаях. В данной работе развод рассмотрен в свете социологического учения согласно тематике курсовой работы, ... проблему развода оказался близок ... манипулируют детьми, ...

При расхожем мнении обществоведов, говорящих о стабилизации уровня разводов к 80-м годам нашего века, новые данные свидетельствуют об обратном: с течением времени уровень разводов растёт.

Добавим к этому, что дети разведённых родителей, взрослея, испытывают гораздо больше проблем в сфере формирования здоровых и полноценных взаимоотношений с людьми. Наблюдается значительно меньше проблем во взаимоотношениях у выходцев из крепких и благополучных семей. Расторжение брака неизбежно влияет на весь процесс взросления ребёнка. В одном исследовании, посвященном факторам, толкающим молодёжь в Советском Союзе на правонарушения, даётся описание социально экономического статуса 620 молодых людей, вступивших в конфликт с законом (Юркевич, 1979).

Число выходцев из неполноценных семей в этой группе значительно превышает количество «детей развода» среди их сверстников, не провинившихся перед законом. Расторжение браков неизбежно отражается на способностях детей формировать и поддерживать здоровые взаимоотношения с людьми во взрослом возрасте, а значит, ослабляет и всё общество в целом.

Институт семьи является основной ячейкой общества и нации. Ещё в 50-е годы, обычная семья состояла из мужа и жены, находящихся в первом браке и имеющих 2-3 детей. Начиная с 70-х, такая семья перестала быть типичной. Наиболее типичными с этого времени в нашем обществе стали повторные браки. В обычной семье теперь, по меньшей мере, один из супругов разведён и имеет детей как от первого, так и от второго брака. Вторым наиболее типичным типом семьи является та, в которой только один родитель. Это в большинстве случаев женщина, выполняющая обе родительские роли и содержащая одного и более детей. Чаще всего такие семьи живут в нищете. Матери и жены, оставленные отцами и мужьями, вынуждены нести на себе ношу воспитания детей, в то время как мужья имеют свободу искать новые возможности.

Причины распада семей зависят от разных факторов, которые не всегда раскрываются в специальной литературе. Некоторые исследования, привели к целому ряду открытий, прослеживающих взаимосвязь между разводом родителей и будущим потенциальным семейным благополучием их детей. Во-первых, подтвердились высказанные ранее предположения, что дети разведенных родителей более склонны к разводу. Во-вторых, было обнаружено, что опасность развода особенно высока, если оба супруга воспитывались в разведенных семьях. Особенно это типично в ситуациях, где развод родителей произошел, когда дети были в возрасте двенадцати лет и младше, или же когда брак детей разведенных родителей продлился недолго. В-третьих, дети из разведенных семей к моменту достижения ими зрелого возраста уже имеют сложившееся мнение и установку — и чаще всего принимают решения, ведущие к распаду их собственной семьи. Например, среди детей разведенных родителей больше случаев ранних браков (в 20 лет и раньше), а подобные браки дают наибольший процент разводов. Они также более склонны вступать в добрачные отношения с партнером, что, опять же, делает развод более вероятным. Наконец, молодые люди, чьи родители были разведены, сталкиваются с трудностями в отношениях с окружающими: они чаще испытывают раздражение, зависть, обидчивость, проблемы в общении, проявляют неверность. Другими словами, в своих родителях они не нашли хорошего примера, как строить здоровые взаимоотношения с окружающими. Именно пример родителей может подтолкнуть их к решению расторгнуть брачные отношения, если в них возникли какие-либо проблемы. Недавний опрос 2625 мужчин и 5118 женщин, представляющих 39 стран и 6 континентов, привел исследователей к следующим заключениям: дети, пережившие развод своих родителей, имеют более низкие показатели удовлетворённости жизнью, чем их сверстники из благополучных семей. (Гом, Ойши, Дарлингтон и Дайнер; Май 2002).

19 стр., 9328 слов

Влияние семьи на становление личности

... человека. В течение дошкольного периода дети все лучше начинают понимать себя и то, какое место принадлежит им в конкретном социальном окружении. Они узнают, чего от них ждут члены их семьи и ...

Согласно результатам этого исследования, семейные конфликты отражаются на общей картине жизни детей. Это утверждение оказалось истинным и в коллективистских, и в индивидуалистических культурах. При этом в коллективистских культурах травма от развода родителей хоть отчасти погашается за счёт эмоциональной и психологической поддержки со стороны представителей клана или других родственников. Обнаружилось также, что общее число разводов в стране не оказывает влияния на степень «пост-разводного» травматизма отдельного ребёнка. Все опрашиваемые говорили о потере чего-то очень важного во время и после развода их родителей.

Интересным также представляется сравнительный анализ уровня неудовлетворённости жизнью у детей, переживших развод родителей, и тех, кто воспитывался одним из супругов по причине смерти второго. Показатели уровня удовлетворённости жизнью последних были такими же, что и у «детей развода». Это наблюдение ещё раз подтверждает, что детям необходимы оба родителя. Вдвоем они способны обеспечить ребёнка необходимой эмоциональной поддержкой, явить им пример здорового общения и даровать ощущение безопасности и защищенности. Каждый из супругов наделён уникальными составляющими, необходимыми для благополучия семьи а, значит, и для общей удовлетворённости детей, воспитывающихся в этих семьях.

Данные о благополучии детей были получены в исследовании, проводимом в четырёх странах, а именно — в Швеции, США, Западной Германии и Италии. Цели исследования включали проверку гипотезы Дейвида Попноу (1988, 1993) согласно которой «падение института семьи напрямую связано с серьёзной угрозой благополучию детей». Результаты опросов подтверждают мысль, что крепкие семьи, состоящие из взрослых, никогда прежде не бывших в браке, создают наиболее благоприятную атмосферу для роста детей. Италия — страна с более низким количеством разводов, — имеет самые высокие показатели благополучия детей. Один из опросов, входящих в исследование, касался сферы правонарушений среди подростков. Анализ данных, полученных во всех четырех странах, подтверждает допущение о том, что дети из благополучных семей ведут более здоровый образ жизни. Исследователи также отметили, что в Швеции, где детству уделяется больше внимания со стороны государства, влияние разводов на последующую жизнь детей в некоторой степени нивелировано.

Интересной представляется и прослеживаемая связь с проявлением насилия в семьях. Согласно некоторым публикуемым данным, рукоприкладство в семьях пост-советской России является весьма серьёзной проблемой. Согласно им, случаи насилия в России встречаются в 4-5 раз чаще, чем в семьях Западных стран. Автор одного из таких исследований говорит: «Согласно данным из отчёта комитета по социальной защите населения России и Статистическому Справочнику Российской Федерации за 1999 год, в 1998 году 14 500 женщин погибло от рук мужчин, с которыми они проживали. Ещё 56 400 (из 331 815 пострадавших) женщин получили телесные повреждения. Отсюда следует, что 22% всех преступлений против женщин в России было совершено их мужьями, сожителями и любовниками. Для сравнения — примерно в это же время, подобной категорией населения в США было убито 1 432 женщины (цифры взяты из сообщений Министерства Юстиции США).

14 стр., 6729 слов

Уголовно-правовая характеристика подмены ребенка в Казахстане и России

... и т.п. Целью курсовой работы является рассмотрение подмены ребенка в уголовном праве Казахстана и России. Задачи курсовой работы: дать общую характеристику преступлениям против семьи и несовершеннолетних; -рассмотреть ... «ребенок» (читай - «несовершеннолетний») означает любого ребенка, независимо от того, состояли ли его родители в браке или нет. Согласно ст. 1 Конвенции о правах ребенка «ребенком ...

Насилие в семьях редко ограничивается личностью супруги. Жертвами разборок становятся и дети. Семья, со страхом ожидающая всплеска насилия со стороны хозяина-мужчины, не может создать климат, необходимый для успешного развития детей. Семья, для которой характерно насильственное поведение, не способна удовлетворить психологические, интеллектуальное, духовные, социальные и физические нужды каждого из её членов. К тому же, моделирование насилия в родительском доме неизбежно вдохновляет детей (особенно мальчиков) на повторение цикла насилия в их последующем браке и, вообще, в их взаимоотношениях с женщинами.

Одной из проблем разводов связывается с алкоголем. Наличие связи между семейными неурядицами и употреблением спиртного в контексте семьи упоминается в различных работах. Стэк и Ганковский попытались проанализировать эту связь и в других социо-экономических условиях, а, именно в России . Опрашивалось 374 жителя Москвы и Подмосковья. Самому младшему из респондентов было 16 лет. Согласно полученным данным, случаи использования спиртного действительно учащаются с появлением семейных проблем. Столкнувшись с такой проблемой, мужчины прибегают к алкоголю в 6 раз чаще представителей слабого пола. Согласно утверждений иссследователей — от 20-ти до 50-ти процентов всех разводов в России связаны (в той или иной степени) с употреблением алкоголя.

Несчастные семьи и их потомство удивительно похожи в том, как они переносят боль от происшедшего и как взаимодействуют с окружающими. В противовес этому, счастливые семьи отличаются огромным многообразием отношений, обеспечивающих семью всеми необходимыми эмоциональными, интеллектуальными и духовными ресурсами.

Всякое проявление неверности напрочь перечёркивает обещания, произносимые всяким вступающим в брак. При этом измена понимается шире, чем факт физического нарушения супружеской верности. Чаще всего прелюбодеяние берёт начало в сердце человека и касается не только другого мужчины или женщины, но всего, что может занять место, отводимое для взаимоотношений в браке. Существует три измерения, описывающие брачные взаимоотношения: 1) личностное измерение, где человек посвящает себя семье и начинает воспринимать отношения в ней как наиболее серьёзные отношения в своей жизни; 2) заветное измерение, в котором человек начинает воспринимать нужды, упования и страхи своего супруга как свои собственные; и 3) публичное измерение проявляемое в уникальной церемонии бракосочетания, при которой жених и невеста прилюдно заявляют о своей посвященности друг другу и напоминают присутствующим о неприкасаемости членов семьи извне.

На практике подтверждается мысль о том, что дети постигают искусство создания благополучных семей, наблюдая за своими родителями. Любое проявление неверности со стороны одного из родителей воспринимается детьми как угроза их безопасности. Возникающее в этом случае чувство страха впоследствии всплывает в виде всевозможных проявлений деструктивного поведения. В дополнение к этому, личный пример родителей становится той моделью межличностных отношений, согласно которой выстраивается дальнейшее поведение ребёнка. Находясь в окружении, где является нормой посвященность себя всем членам семьи, дети обретают то чувство безопасности, без которого невозможно формирование здоровой и ответственной личности. Очень часто об этом приходится только мечтать; и тогда дети продолжают идти по стопам своих родителей, принимая при этом ещё менее рассудительные решения.

18 стр., 8522 слов

Поддержка детей в детских домах

... ребенка, оставшимся без попечения родителей, в установленном порядке. Дом ребенка – в этом учреждении проживают дети от рождения до 3 лет. По достижении возраста 3 лет дети – сироты переводятся в детские дома для детей ...

1.2 Последствия развода. Детские реакции на развод родителей и помощь взрослых

Исследования показали, что последствиями развода могут стать неврозы, депрессивные состояния и различные нарушения в поведении — озлобленность, агрессивность, совершение неадекватных поступков. Эти отклонения могут носить как временный, так и постоянный характер, проявляясь на протяжении даже нескольких лет после расторжения брака.

По результатам долговременных психологических исследований, почти половина детей из разведенных семей в период взросления проявляют обеспокоенность, подавленность, неуверенность в своих способностях, а иногда и озлобленность. В своей самостоятельной жизни они обостренно боятся провала в личных отношениях, чаще опасаются супружеской неверности, тяжелее переживают разрыв отношений. Если им приходится переживать развод в своей новой семье, то он становится одним из тех событий, которого они так страшатся и избегают. Они страстно желают любви, но боятся никогда не обрести ее. Подобное самоощущение и такие сложные переживания приводят к тому, что дети из разведенных семей, повзрослев, чаще испытывают трудности в браке.

Дети боятся, что не смогут больше общаться с отцом или матерью, с теми членами семьи и друзьями, к которым они привыкли (бабушкой, дедушкой, двоюродными сестрами и братьями).

Одним из самых больших опасений детей являются грядущие с разводом изменения. Детям, вероятно, придется приспосабливаться к другому режиму дня, к другим домашним обязанностям. Если же при разводе ребенок меняет место жительства — это тоже может стать для него дополнительным стрессом. Тяжело переживается детьми и расставание с любимыми животными.

Испытанное ребенком ощущение потери одного из родителей, перерождается в страх потерять и второго. Возрастает опасение, что его могут отдать в детский дом. Дети перестают чувствовать себя в безопасности, их волнует, кто будет заботиться о них и забирать после школы.

Споры и напряженность между родителями могут привести к тому, что дети будут чувствовать себя виновными в том, что произошло. Попытка вовлечь детей во взрослый конфликт может привести к отторжению их от обоих родителей и к возникновению чувства одиночества.

Детские реакции могут быть различны, в зависимости от возраста и от некоторых факторов, которые сопровождают развод, таких, например, как открытость обсуждения развода с родителями, степени конфликта между ними, экономических затруднений. Другими дополнительными стрессовыми факторами являются переход в другую школу, переезд и повторный родительский брак. Очень важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы своевременно заметить и устранить проявления, сигнализирующие о психологическом неблагополучии. Приведем некоторые наиболее частые реакции детей разного возраста, вызванные после разводным стрессом.

6 стр., 2831 слов

Развод как социально-психологический феномен

... больше внимания и сочувствия - то не исключено, что развода супругов удастся избежать. РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в ... % - поступай, как хочешь; 40 % - разводись; 14,7 % - «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6 % - «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери ...

В грудном возрасте ребёнок, конечно, не понимает сути происходящего, но на уровне энергетики улавливает настроение родителей. Дети не могут высказать того, что они чувствуют, поэтому их частые заболевания становятся ответом на происходящее. Возможные детские реакции на стресс:

  • Потеря аппетита;
  • Расстройства желудка;
  • Беспокойное поведение;
  • Диатез.

Меры, которые следует предпринять родителям в таких случаях, помимо борьбы с появившимися недомоганиями детей следующие. Постарайтесь придерживаться установленного режима дня, чаще общайтесь с ребенком, улыбайтесь, разговаривайте. Отдыхайте сами, в те часы, когда младенец спит, а если есть возможность, воспользуйтесь помощью родственников и друзей. Особенно это важно для матерей, которые больше всего общаются с младенцами, кормят их грудью, а значит, находятся с ним в более тесном контакте.

В возрасте от 2 до 4 лет дети уже понимают, что один из родителей не будет находиться с ними все время, но не могут понять, почему. Возможными детские реакциями могут стать:

  • Проблемы со сном;
  • Внезапные приступы крика, плача и гнева без видимых на то причин;
  • Возврат к младенческому поведению (регрессия развития);
  • Проявление агрессивности (ребенок может кусаться, драться) ;
  • Возникновение панического страха, если родителя нет рядом.

Выделите специальное время для общения с ребенком, поиграйте вместе, почитайте любимую книжку. Радостная детская улыбка и вас самих отвлечет от существующих проблем. Порой, некоторые дети начинают вести себя так, как будто растеряли все ранее приобретенные навыки. Не наказывайте их за попытки вернуться к младенческому поведению, но мягко останавливайте, когда это заходит слишком далеко. Все действия производите спокойно, размеренно, привлекайте к общению с ребенком других близких родственников. А главное, расскажите ребенку, в доступной для него форме, почему папа (мама) больше не будет постоянно с вами проживать, чтобы ребенок не начал сам строить догадки, ведь, как известно — у страха глаза велики.

Помню, одна женщина, расставшаяся со своим мужем, задавала вопрос, объяснять ли своей двухлетней дочери то, что папа больше не будет жить с ними. Девочка уже понимала, что в семье произошли некоторые изменения, и спрашивала: «Когда ко мне придет папа?». Думаю, в этом случае не стоит затягивать с откровенным разговором о том, что мама и папа не могут больше жить вместе, не вдаваясь при этом в подробности. Надо заверить девочку, что они по-прежнему любят её и, папа будет навещать ее так часто, как только сможет. Говорить о встречах с отцом стоит только в том случае, если вы заранее обсудили это с вашим бывшим мужем.

Дошкольники (5-7 лет), как правило, понимают, что одного из родителей не будет рядом, и начинают догадываться, почему. В этом возрасте возможны такие детские реакции:

  • Приятные и неприятные фантазии;
  • Появление неуверенности относительно будущего;
  • Ощущение ответственности за произошедшее;
  • Желание наказания;
  • Повышенный травматизм;
  • Появление агрессивности, направленной против родителя, с которым он живет;
  • Ночные кошмары.

В данном случае родители помогут ребенку, поощряя разговоры о том, что его беспокоит, что он чувствует. Объясните, что в произошедшем нет его вины и убедите, что будете заботиться о нем вне зависимости от сложившихся обстоятельств. Организуйте встречи с родителем, оказавшимся вдали от ребенка (если это по какой-либо причине невозможно, то постарайтесь наладить общение хотя бы по телефону).

3 стр., 1040 слов

Влияние развода родителей на психическое состояние детей

... всего разрыв отношений происходит как раз в гражданских браках. Связь между разводом родителей и взрослой жизнью ребенка, безусловно, существует. Но она, опять же, зависит от многих факторов: от ... Семейные обстоятельства в области финансов, предшествующие разводу оказывают значительное влияние на ребенка и на уровень его доходов в будущем, но сам по себе развод может увеличить риски, которые до ...

Каждый день уделяйте ребенку время для бесед и общих занятий. Постарайтесь не разлучать ребенка с любимым животным. Иногда общение с четвероногим другом (хомячком, птичкой) может помочь детям преодолеть, навалившееся на него чувство одиночества.

Дети младшего школьного возраста понимают, что такое развод, и знают, что их родители не будут жить больше вместе, потому что они не любят друг друга. В связи с этим, возможно возникновение реакций как физического, так и психологического характера:

  • Жалобы на головные боли или боли в желудке;
  • Появление тревожных снов;
  • Потеря аппетита, проблемы с засыпанием, диарея, частое мочеиспускание;
  • Ребенок чувствует себя обманутым;
  • надежда, что родители еще будут вместе;
  • Чувствует себя брошенным тем родителем, который уехал;
  • Игнорирует школу и избегает дружбы.

Родителям желательно отвечать на все вопросы относительно изменений, произошедших в семье, а не отделываться отговорками, вроде: «Ты ещё ничего не понимаешь!», «Сейчас не до тебя!». После таких ответов дети вряд ли захотят обратиться к вам с новыми вопросами, и будут искать ответ у кого-нибудь другого. Мама восьмилетнего мальчика интересовалась, что ответить ребенку, когда он спрашивает, будут ли они с папой снова жить вместе (родители разошлись год назад).

Если родители не планируют вновь восстанавливать семью, лучше честно сказать мальчику об этом. Неискренность может привести к тому, что ребенок перестанет доверять взрослым и в дальнейшем может быть глубоко разочарован, если после долгого ожидания его желанию не суждено сбыться. Естественно, что в разговоре такие выражения, как «С твоим отцом невозможно жить вместе!» или «Ни за что на свете я не соглашусь на это!», употреблять не стоит. Внимательно отнеситесь к признакам проявления депрессии, и если есть опасения, что она затянулась или стала интенсивней, обратиться за профессиональной помощью к врачу. Уважайте личные тайны ребенка, но в то же время интересуйтесь его внутренним миром. И, конечно, не вовлекайте ребенка в свои взрослые проблемы. Обрушивая непосильный груз на детские плечи, вы ещё больше перегружаете его нервную систему.

Дети от десяти лет и подростки понимают, но не принимают развод. Со свойственной им категоричностью они протестуют против сложившейся ситуации, становясь грубыми, не управляемыми. Возможные детские реакции:

  • Ребенок чувствует разочарование, обиду;
  • Манипулирует родителями, используя сложившуюся ситуацию;
  • Становится «идеальным», или, наоборот, ведет себя вызывающе, прогуливает школу и занимается тем, что связано с риском (наркотики, кражи в магазинах и т.д.);
  • Чувствует себя брошенным тем родителем, который не живет с ним рядом;
  • Игнорирует одного или обоих родителей;
  • У ребенка возникает чувство неспособности иметь долгосрочные отношения.

С пониманием отнеситесь к резким выпадам подростков, стараясь сгладить острые углы в отношениях, но настаивайте на своем в принципиальных вопросах, объясняя мотивы своих требований. При относительной свободе, не помешает контроль с вашей стороны. Вы должны знать, чем занимается ваш ребенок в свободное время, с кем дружит, и что его интересует, при этом оставляя ему право на самоопределение. Постарайтесь заинтересовать детей каким-нибудь занятием (спортивные секции, творчество).

7 стр., 3414 слов

Причины и социальные последствия развода

... ненависти к детям. Вывод : развод – это серьезная социальная проблема, в настоящее время распадается каждый третий брак. Основные причины разводов – измены и алкоголизм. 2. Социальные последствия развода 2.1 Стресс и невроз - последствия развода В жизни каждого человека ...

Увлечение наполнит их жизнь новыми интересными впечатлениями и поможет избежать зацикливания на возникшей в семье проблеме. Еще один важный момент — не допускать в адрес бывшего супруга (супруги) негативных высказываний, ругательств. Если вам что-то не нравиться в поведении ребенка, в моменты гнева и недовольства старайтесь воздерживаться от фраз: «Ты такой(ая) же как твой отец(мать)!», «От тебя никакого толка, как и от твоего отца(матери)!» и т.д. Потерять контакт легко, а восстановить бывает очень трудно.

Конечно, мы рассмотрели далеко не все реакции и способы борьбы с ними. В каждом конкретном случае родители применяют те методы, которые подходят именно его ребенку в данной ситуации. Иногда мы недооцениваем интенсивность влияния развода на неустойчивую детскую психику и слишком беспечно относимся к этому влиянию. Если же вы чувствуете, что не справляетесь с решением возникших проблем, обратитесь к психологу.

1.3 Долгосрочное влияние развода на психическое развитие ребёнка

В случае «развода» речь идет не о результатах в психологическом смысле и не о периоде, который захватывает собой один или два года жизни. Скорее всего, если говорить о детях, можно охарактеризовать развод, как судьбу, которая порой дает о себе знать уже в раннем возрасте, а порой даже до рождения в силу того, что между родителями образуется «трещина», которая рано или поздно приводит к тому, что отец и мать не смогут больше жить вместе. За «внутренним разводом» в данных общественных отношениях чаще всего следует пространственный (и юридический) развод, который в известной степени в «третьем акте» ведет к новой форме существования — разведенной семье. На происшедшее накладывает отпечаток то обстоятельство, что теперь во внешних жизненных условиях объекты, продолжающие существовать в психическом в неразрывных отношениях, вдруг относятся к разным мирам. «Судьба» предполагает также, что жизненная дорога детей развода с этого момента становится еще трудней. Именно в том смысле, что на каждой ступеньке развития — как и в биографическом развитии «драмы развода» — при более сложных обстоятельствах разыгрываются нормальные, неизбежные психические конфликты или они провоцируют дополнительные психические конфликты, что означает для ребенка минимальный шанс преодоления этих барьеров без ущерба для психического здоровья и прежде всего для будущего развития.

Исследователи различают неспецифические и специфические долгосрочные последствия развода. Установлено, что сложные условия развития ребенка перед, вовремя и после развода (в узком смысле) повышают вероятность патогенных процессов обороны. Результатом таких процессов обороны являются острые психические нарушения (симптомы, черты характера) и прежде всего повышенная диспозиция для позднейших невротических заболеваний. Эти невротические диспозиции можно назвать неспецифическими долгосрочными последствиями, потому что развод можно оценить, как важный этиологический фактор в конфликтах, которые ребенок подсознательно вынашивает в себе всю жизнь. Конкретные же картины болезни дополнительно к этим диспозициям могут объять всю палитру невротических проявлений. Среди этих страданий, обладающих особенно чеканящим воздействием, есть некоторые, чрезвычайно часто встречающиеся у взрослых, которые в свое время, будучи детьми, пережили развод родителей, и происходят они из подсознательных конфликтов, с коими связаны переживания и чувства детей развода в типичных аспектах судьбы. Неспецифические невротические диспозиции могут быть приобретены на каждом этапе психического развития. Чем раньше появляются психические конфликты и травматические переживания, угрожаемость которых перегружает способности детского «Я» к действиям и интеграции, тем выше можно оценить вероятность, что однажды дело дойдет до срыва психического равновесия, и тем массивнее окажется ущерб, нанесенный данной человеческой жизни. Это «раньше» понимается вовсе не в биографически — хронологическом смысле. Как раз после разводный кризис ясно говорит о том, что «ранние нарушения» могут появиться из — за регрессивных деструктивных процессов, итак, из прошлого перейти в будущее. Могут также, наоборот, уже появившиеся патогенные образцы снова оказаться вызванными к жизни посредством этих процессов, если ребенку в нужный момент не будет оказана необходимая помощь. На этом основании можно определить момент, в который можно сделать первые прогнозы по поводу длительных невротических обременений переживаниями развода, и это приблизительно через полтора года после психологического момента развода.

10 стр., 4582 слов

Ревность и измены как феномены супружеской жизни

... жизни может потерять психическое равновесие и только боль, как заноза будет ныть в сердце. Надо сказать, что измена - суровое испытание для любого человека, для любого супружеского ... о разводе по причине неверности жены). Если измена вызвана ... год после появления ребенка, распадается по инициативе ... измену совершает только безнравственный человек. Если в семье ненормальные отношения, подозрения, ревность, ...

С некоторой долей вероятности можно рассчитывать на то, что дети к этому времени восстановят первое равновесие, т. е. состояние, относительно свободное от страхов. Прогнозы в первую очередь ориентируются на тот факт, являются ли страхи, которые следовали за разводом или были вновь активированы им, в действительности переработанными или они были отражены; во — вторых, насколько эти подсознательные или подсознательно измененные страхи массивны. Спектр распространяется таким образом от почти (немногих) не обремененных детей до таких, которым грозит в будущем опасность тяжелых нарушений их психического развития. Но возможные долгосрочные последствия еще окончательно не определены. Ребенку предстоит добрая часть «третьего акта» его детской жизни с «сепаратными объекто — отношениями», в течение которого его прогностический статус может стабилизироваться или измениться.

Все особые приметы разведенных семей указывают на то, что шансы преодоления и нового активирования психических конфликтов детьми без применения патогенных механизмов обороны в этих условиях заметно снижаются: они испытывают больше разочарований, у них меньше возможностей для бесстрашного преодоления агрессивности, кроме того, назревают нарциссические проблемы вместе с затрудненной сексуальной идентификацией, обостряется реальность с братьями и сестрами, растет чувство вины по отношению к опекающему родителю, на него обрушиваются большие нагрузки и меньшая вероятность проникновенности со стороны одинокого родителя (например, отсутствие партнерской «ревизии», большая личная уязвимость, педагогизация отношений с ребенком) и выпадает облегчающее колебание между объектами. при том, что у детей, которые вынуждены были в течение долгих месяцев после развода отражать массивные страхи конфликтов, все же в семье с одним родителем возросла общая перегрузка конфликтами, но зато семейная ситуация после развода предложила настолько ; больше безопасности, что они при стечении обстоятельств смогли позволить себе несколько расслабить оборону (особенно, если дети не достигли еще переходного возраста).

Таким образом, их душевной жизни опять доступны столь полные значения для психического развития ребенка влечения, возбуждения чувств и определенные переживания.

К «невыгодным стечениям обстоятельств», которые могут ухудшить долгосрочные прогнозы ребенка, относятся, однако, не только более или менее открытые конфликты между разведенными родителями, но и вообще обрыв контактов с недопекающим родителем. Также многие, часто «тихие» особенности посттравматического треугольника отношений <мать — отец — ребенок> могут в определенных комбинациях, в известной степени, значительно уменьшить шансы развития ребенка.

Из «невыгодных» после разводных отношений представленные являются экстремальными случаями, в которых психические нагрузки на ребенка настолько огромны, что дело доходит до посттравматического срыва равновесия, т. е. до воскрешения невыносимых страхов, которые мучают ребенка в результате развода. Или возьмем такие случаи, в которых послеразводный кризис распространяется далеко за пределы обычного для него времени. Положение принимает такой характер развития особенно тогда, когда развод не ведет короткой дорогой к новой, относительно константной семейной ситуации, а родители в долгой схватке сражаются друг с другом за право опеки или эта борьба разражается вновь за пересмотр уже принятого решения. Проблема, вытекающая отсюда для детей, является двойной: во — первых, разлука с одним из родителей превращается из полного боли события в процесс, который может длиться месяцы или повторяться множество раз, из — за чего ребенок то «навсегда» остается жить с отцом, то «навсегда» с матерью и т. д. Но что остается неизменным, это следующее: дети становятся не только объектами родительских конфликтов, но более или менее прямо видят себя призванными или соблазненными принимать решение самим. Желание ребенка остаться с матерью или с отцом вообще ничего не говорит о том, в ком из них он наиболее нуждается для своего дальнейшего развития. Но что еще хуже, так это то обстоятельство, что ребенок принимает на себя ответственность, а вместе с ней и вину за свое предпочтение. Это очень большая разница, виноват ли я как ребенок перед отцом, так как радуюсь, что могу жить с мамой, или я перед родителями или перед судом должен ясно сказать: «Я не хочу к папе, я хочу остаться с мамой!>. Еще хуже, если на основе поведения или желаний ребенка право на опеку будет передано другому родителю. Таким образом, фактически дело оборачивается новым разводом и именно тем разводом, в который ребенок активно вложил свой вклад. Катастрофические последствия такой борьбы заключаются не только в конфликтах лояльности и чувстве вины у детей, но и в муках переживаний и растерянности, к которым приводят родителей такие решения. Как такой ребенок и такая мать (отец) снова смогут найти дорогу к «продолжающимся и интенсивным любовным отношениям».

Втягивая ребенка в спор за опеку, родители вкладывают ему в руки нож, которым тот в отчаянии при стечении обстоятельств убивает в своем внутреннем мире одного из родителей, т. е. совершает нечто, за что он будет мстить, может быть, себе самому и другим на протяжении всей жизни.

Своего рода промежуточную позицию между неспецифическими и специфическими долгосрочными последствиями развода занимают проблемы обихода с агрессиями. Конфликты вместе с агрессивными возбуждениями принимают участие почти во всех невротических образованиях. И все — таки, кажется, что дети разводов более всего склонны к агрессивным конфликтам: обиды, отказ в главных потребностях, регрессивные процессы и процессы разделения, процессы идентификации (когда ссорятся родители) и отражение чувства вины неизбежно приводят к возрастанию агрессивной стороны детского объектоотношения к одному или к обоим родителям. Возросшие агрессивные аффекты, желания, действия или фантазии вступают в конфликт с возникающими в дальнейшем любовными побуждениями и желаниями ребенка по отношению к родителям и с его зависимостью от них. Результирующие страхи становятся сильнее, если дети не располагают соответствующими моделями преодоления страха, и разрыв родителей грубо показал опасности агрессивности. Страхи, чувство вины и нарцисстические проблемы в заключение вызывают необходимость в отражении этих конфликтов. Результат такой (невротической) переработки конфликтов может, конечно, выглядеть у разных детей по — разному. Ребенок может направлять страх на собственные агрессии, что, вероятно, создаст ему проблемы в дальнейшей жизни так, что он будет бояться показать раздражение или гнев по поводу пережитых неудач и несправедливости; может быть, он и раздражается, но не осмеливается проявлять свое раздражение и активно защищать свои интересы; другие дети, опять же, могут направить агрессивность против своей собственной персоны и постоянно чувствовать себя виноватыми или отражать чувство вины депрессивными настроениями; может быть, также, что изначальный конфликт окажется вытесненным, но образуется склонность к своего рода «перманентной агрессивной готовности к упреку», так что для этих людей даже безобидное разочарование будет приобретать формы изначальной («травматической») неудачи, и они будут реагировать на него (для стороннего наблюдателя) непомерной агрессивностью; вытеснение может также коснуться любовных побуждений. Эти и другие невротические решения конфликтов агрессивности могут сменять друг друга, комбинироваться и стать общими чертами характера; результирующий из этого образец объект отношений может ограничиться персонами родителей или оказаться перенесенным на другие персоны; некоторые дети делят свой мир на хорошие и злые объекты и одним показывают преимущественно дружественные, а другим только отклоняющие чувства и сохраняют такой же стиль жизни, став взрослыми.

1.4 Роль отца в жизни ребёнка после развода, а также в жизни детей рождённых вне брака

Считается, что две основных угрозы вовлеченности отцов — внебрачное рождение ребенка и развод. По статистическим данным в процентном соотношении внебрачные рождения повысились от 4 % от всех рождений в 1940 до 31% в 1999.

Приблизительно в 90% случаев после развода дети проживают с матерью. Исследование констатировало уменьшение присутствия не опекающих отцов после развода с течением лет. Исследования показывают, что, спустя два года после развода, приблизительно половина из детей школьного возраста не видела своего отца в течение года. Более свежее исследование, использовавшее данные исследования дохода и программ участия 1999 года, сообщило, что приблизительно одна треть разведенных отцов не проводила время со своими детьми в предыдущем году. Эти данные подтверждаются исследованиями в нашей стране. Проводимыми Т.А.Гурко -№ 2, с. 72.

Большая часть исследования вовлеченности отцов в жизнь их детей после развода сосредоточилась на выявлении ее влияния на состояние ребенка. Хотя некоторые исследования обнаружили, что более высокий уровень вовлеченности отца в жизнь ребенка коррелирует с большей психологической само регуляцией среди детей, другие исследования не подтвердили эти выводы. Множество ученых, которые не обнаружили эффекта вовлеченности отца, предположили, что, хотя, в принципе, контакт с обоими родителями желателен, польза вовлеченности отца для ребенка может быть уменьшена, если существует существенный конфликт между родителями.

Amato и Rezac (1998) проверили эту гипотезу, используя непосредственно данные исследования семей и домохозяйств. Они обнаружили, что более высокий уровень родительской вовлеченности без постоянного совместного проживания, измеренный частотой контактов, коррелировал с меньшими поведенческими проблемами детей, только если между родителями не было сильного конфликта.

В целом в настоящее время существует множество барьеров, для присутствия отца в жизни ребенка, если он не живет с ним в одной семье. Однако, один только статус живущего в семье отца, конечно, не может изменить ситуацию. Хотя существует недостаток исследований в этой области, матери, не живущие со своими детьми, более включены в жизнь своих детей. Например, больше таких матерей, чем отцов живут в том же государстве, что и их дети и имеет больше контактов с детьми, чем отцы в подобной ситуации. Таким образом, оказывается, что существуют личные, культурные барьеры, барьеры отношений, а также юридические барьеры, которые мешают присутствию отца в жизни детей, с которыми он не живет в одном домохозяйстве.

Для нашей страны данная тема является особенно актуальной в силу исторических причин, особенностей влияния тоталитарного государства на мужскую роль вообще и отцовство в частности, и одновременно с этим почти не изученной-№ 2, с. 79.

В почти 100% случаях, дети, рожденные вне брака, проживают с их матерьми. Если отцы не живут с матерью и ребенком, их присутствие в жизни ребенка является часто малым, и даже когда оно активно какое-то время, имеет тенденцию сокращаться в течение долгого времени. В 1999 году Lerman, используя данные представительной группы более чем 600 не состоящих в браке отцов, обнаружил, что три четверти молодых отцов не проживают с детьми с рождения, и никогда не жили в одном домохозяйстве с ними. Приблизительно 50% из этих отцов посещали ребенка один раз в неделю, но приблизительно 20% никогда не посещали или посещали один раз в год. С течение времени контакт уменьшался, поскольку дети становились старше. Были выявлены расовые различия в данных: не состоящие в браке отцы афроамериканцы имели тенденцию жить близко от детей и видеть их более часто, чем были белые и испаноговорящие отцы. Процентное соотношение отцов, которые редко или никогда не посещали своих детей, было следующим: афроамериканцы (12%), испанцы (30%), и белые (37%).

Афроамериканские не состоящие в браке отцы также немного чаще выплачивали детское пособие.

Множество качественных исследований констатировало, что матери и бабушки часто препятствуют присутствию отца в жизни ребенка, и что современная практика социальных институтов создает барьеры в этом, особенно для молодых отцов. Многие из этих отцов прекращают участвовать в жизни ребенка, и многие, кто пробует остаться вовлеченным в жизнь своего ребенка, сталкиваются с сильными общественными препятствиями.

В целом, оказывается, что существует сильное отрицательное влияние внебрачного отцовства на отношения отца и ребенка. Даже в случае, когда родители не женаты, но сожительствуют, хотя отцы намного больше присутствуют в жизни своих детей, но исследования указывают, что сожительствующие пары имеют высокий процент разрыва, и те, кто в последствии женятся, имеют более высокие проценты разводов. Поэтому, даже когда отец живет с матерью и ребенком, его продолжительное присутствие в жизни ребенка часто не гарантировано.

Глава 2. Исследование влияния ситуации развода на детей старшего дошкольного возраста

2.1 Цель и задачи исследования особенностей влияния ситуации развода на детей

В работе Е.О. Смирновой, В.С. Собкина, О.Э. Асадулиной, А.А. Новаковской «Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье» авторы уделяют большое внимание вопросу особенностей влияния ситуации развода на мальчиков и девочек в возрасте 5-7 лет. Исследование проводилось в детских садах Москвы. В нем принимали участие 623 ребенка, из них 543 воспитывались в полных семьях (285 мальчиков и 258 девочек), 80 — в неполных (32 мальчика и 48 девочек).

Анализ рисунков «Моя семья» показал существенные различия между мальчиками и девочками из неполных семей в их отношении к близким взрослым (эмоциональное состояние у мальчиков из неполных семей является более низким и угнетенным, чем у девочек; одно фигурные композиции семьи и схематичное изображение себя свидетельствуют о том, что мальчики из неполных семей чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении в семье, чем девочки или их сверстники из полных семей).

Авторы сделали вывод, что для мальчиков из неполных семей характерны сниженный эмоциональный тонус, трудности в общении, чувство одиночества и отверженности, негативное самоощущение. Эти мальчики составляют особую проблемную группу, которая нуждается в пристальном внимании не только родителей, но и психологов, педагогов № 7, с. 189.

Целью данного экспериментального исследования было изучение влияния развода на развитие образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании принимали участие 24 ребенка подготовительной группы двух московских детских садов Юго-Западного и Восточного округов (10 мальчиков и 14 девочек).

Из этих детей была составлена экспериментальная группа — 12 человек (дети разведенных родителей) и контрольная группа — 12 человек (дети из полных семей).

2.2 Методики, используемые в исследовании

В исследовании использовались следующие методики:

1) проективные методики «Моя семья», «Автопортрет», «Рисунок папы, мамы», целью которых служит выявление особенностей восприятия и переживания ребенком внутрисемейных отношений, определение отношения ребенка к каждому члену семьи, исследование образа себя и образа родителей у детей старшего дошкольного возраста -№ 4, с. 62.

2) личностные тесты: методика «Лесенка», направленная на исследование самооценки и представления ребенка о том, как его оценивают другие люди; методика «Три желания» для исследования осознания мотивационных предпочтений -№ 8, с. 98.

3) «Письмо папе» (модификация методики «Почта» Е.П. Арнаутовой) для выявления ощущения уверенности — неуверенности ребенка в родительской любви -№ 1, с..58.

Для изучения позиции матери, особенностей поведения в ситуации развода, а также отношения ребенка к разводу нами было разработано интервью. В качестве испытуемых выступили 12 матерей в возрасте от 25 до 35 лет, переживших развод.

2.3 Экспериментальное исследование и анализ результатов

Экспериментальное исследование включает в себя анализ рисунков детей экспериментальной и контрольной групп, анализ результатов личностных тестов детей, а также качественный и количественный анализ интервью с матерями, пережившими ситуацию развода.

I. Анализ рисунков детей

Результаты исследования формирования образа себя и образа родителей по проективным методикам представлены в табл. 1.

Данные табл. 1 позволяют сделать определенные выводы.

1. Методика «Моя семья».

Во всех рисунках детей контрольной группы присутствует мама, более чем в 90% случаев рисунок четкий, яркий, прорисованы все детали, все рисунки выполнены цветными карандашами. Папа встречается более чем в 90% рисунков. Рисунки яркие, четкие, часто присутствуют украшения, выделение цветом. В основном папа и мама расположены на рисунках рядом.

Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по результатам проективных методик «Моя семья», «Автопортрет», «Портрет папы, «Портрет мамы» (%) (таб. 1).

Примечание. 1 — экспериментальная группа; 2 — контрольная группа. В 2 балла оценивались яркие, четкие рисунки, с прорисовыванием всех деталей; В 1 балл — схематичные рисунки; в 0 баллов — отсутствие рисунка.

Сам ребенок встречается более чем в 70% рисунков. Чаще всего это яркие фигуры, расположенные либо между фигурами родителей, либо рядом с одним из них. Иные показатели характерны для экспериментальной группы. Папа отсутствует в половине рисунков, в 10% представлен схематически. Только небольшое число детей (32%) нарисовали папу четко (в эту группу входит один ребенок, мама которого вышла замуж повторно, а также дети, которые часто встречаются со своими отцами).

Мама присутствует во всех рисунках, однако увеличился процент схематичности рисунков (25% в экспериментальной и 8,5% в контрольной).

Сам ребенок встречается более чем в 60%. Процент схематичности также вырос (25 и 16% соответственно).

Анализ рисунков детей, а также интервью с мамами показали, что дети, встречающиеся с папами часто, рисуют их более четко. Если папа видится с ребенком редко или не встречается с ним вообще, то либо он представлен на рисунке схематично, либо не нарисован вовсе. Можно сделать вывод, что ситуация развода повлияла на образ Я ребенка. Уменьшилось число четких, ярких рисунков, появилось больше схематичности. Если дети контрольной группы выполняли рисунок цветными карандашами в 75% случаев, то этот показатель у экспериментальной группы равен 58%. Также можно отметить тот факт, что рисунки детей из экспериментальной группы, выполненные цветными карандашами, отличаются бледностью красок, в то время как рисунки детей из контрольной группы сделаны яркими цветами, сильным нажимом карандашей, тщательно закрашены.

2. «Портрет папы».

Данный рисуночный тест позволил выявить следующие особенности.

Все дети контрольной группы нарисовали папу. Менее чем в 10% случаев рисунок был схематичным. Этот показатель у детей экспериментальной группы оказался больше почти в 2 раза. Папа не нарисован в половине рисунков в экспериментальной группе. Если яркие, четкие рисунки составляют 91% в контрольной группе, то в экспериментальной этот показатель равен 34%. Данная методика ярко показывает влияние ситуации развода на психологическое состояние ребенка. Анализируя рисунки детей, можно отметить тот факт, что если папа встречается с ребенком, то, как правило, ребенок изображает его на рисунке. Следовательно, отец является немаловажной фигурой в его жизни, принимает участие в его воспитании. Если папа общается с ребенком нечасто либо не общается вовсе, на рисунках он отсутствует.

3. «Портрет мамы».

На всех рисунках обеих групп присутствуют мамы. В контрольной группе процент ярких, четких рисунков больше, чем в экспериментальной (90 и 67% соответственно).

Уровень схематичности рисунка в экспериментальной группе больше, чем в контрольной. Таким образом, сравнивая показатели табл. 1, можно сказать, что ситуация развода повлияла и на образ мамы.

4. «Автопортрет».

Данные табл. 1 показывают, что все дети обеих групп нарисовали себя. Однако здесь, так же как и в других методиках, можно отметить рост схематичности рисунков. Если в контрольной группе он равен 17%, то в экспериментальной — уже 26%. Можно говорить о нарушении постоянства образа себя у ребенка, пережившего развод. Еще одной особенностью рисунков детей экспериментальной группы является то, что 41% детей нарисовали себя вместе с мамой (тем самым не выполнив инструкцию).

В контрольной группе этот показатель равен 8,3%.

Таким образом, можно заключить, что в ситуации развода теряется стабильность образа себя, образа мамы, образа папы, что отражается в росте схематичности рисунков. В тех случаях, когда папа участвует в воспитании ребенка, он представлен на рисунке четко и ярко, с хорошо прорисованными деталями (это оценивалось 2 баллами).

Такая ситуация положительно влияет на образ как папы, так и мамы, а также и на образ ребенка. Рисунки в таких случаях яркие, цветные, имеют четкие линии, много деталей, украшений.

II. Анализ результатов личностных тестов детей

1. Методика «Лесенка» (исследование самооценки).

Данные сравнительного анализа контрольной и экспериментальной групп представлены в табл. 2.

Данные табл. 2 показывают, что оценивание себя детьми контрольной группы носит более дифференцированный характер.

В оценке себя показатели по высоким баллам (6 и 7) у двух групп равны. Никто из детей экспериментальной группы не поставил себя на первую или вторую ступеньку (в контрольной группе этот показатель равен 8,5%).

Дети разведенных родителей ставили себя с третьей по пятую ступеньку в 2 раза чаще, чем дети из полных семей (17 и 8,5% соответственно).

Результаты оценивания себя папой в группе разведенных детей носили идеализированный характер (96% поставили себя по мнению папы на шестую — седьмую ступеньки).

Исключение составил один мальчик, который так и не сказал, на какую ступеньку, по его мнению, поставил бы его папа. Этот же показатель в группе детей из полных семей составил 75%. Оценивание мамой было более дифференцированным. 17% детей экспериментальной группы поставили себя по мнению мамы на четвертую и пятую ступеньки, в контрольной группе этот показатель равен 8,3%. Однако в экспериментальной группе никто из детей не поставил себя по мнению мамы на первую или вторую ступеньку, а в контрольной группе этот показатель превышает 17%.

Таким образом, можно сделать вывод, что самооценка детей экспериментальной группы носит менее дифференцированный характер, а оценивание папой идеализируется.