Актуальность. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Можно приводить многочисленные примеры высказываний авторитетных людей, в которых книга и чтение рассматриваются как одно из главных средств социализации человека — его духовного, интеллектуального, творческого развития. Специалисты различных отраслей, в том числе психологи, педагоги, социологи, доказали, что не читающий ребенок — это не только препятствие к социально успешной реализации личности, но и огромный риск для общества.
Риск пополнения людей с атрофированным чувством сочувствия; риск увеличения людей, не способных воспринимать и усваивать элементарную информацию, людей со сниженными возможностями к адаптации. Если добавить к этому еще и тотальное увлечение детей новыми технологиями, то можно утверждать, что чтение зачастую становится только одним из средств получения информации, т.е. технологическим и рациональным процессом.
Что же нужно сделать, чтобы обеспечить, поддержать и стимулировать чтение юного поколения?
Прежде всего, необходимо обеспечить доступность качественного начального образования для каждого человека; обеспечить доступ к печатным источникам через институт бесплатных библиотек; более активно организовывать и поддерживать со стороны государства системы мер, стимулирующих обращение к книге и чтению; увеличить законодательную и финансовую поддержку книгоиздания; организовывать чтение для всех возрастных и социальных групп.
Возникает вопрос: кто же в состоянии обеспечить и поддержать детское чтение, качественно, вовремя и доступно предоставлять информацию, стать учреждением, призванным удовлетворять запросы, связанные с разносторонней деятельностью человека? Библиотека является единственным незаангажированным учреждением, призванным и способным предоставлять материалы, отражающие различные точки зрения и подходы, теории, концепции, взгляды на тот или иной предмет, явление, событие.
Детские библиотеки, которые имеют хорошо подготовленных специалистов, применяют разнообразные методики привлечение ребенка к книге, чтению, учитывая его индивидуальные особенности, часто адаптируя для этого социальные, школьные и клубные формы работы.
Изученность. Тема широко изучена специалистами библиотечного дела. Ганзикова Г. С. в своей статье «Играть, творить, читать» показывает важность рекомендательной библиографии для детей. Е. Ф. Рыбина в пособие «Библиография литературы для детей и юношества» рассматривает основные направления развития библиографии для детей: организация справочно — библиографического аппарата, библиографическое информирование, воспитание библиотечно — библиографической культуры. Огромный вклад в разработку вопросов, в области детского чтения, внесли такие исследователи как Л. А. Береснева, Н. И. Бочкарева, Е. С. Гобова, С. А. Денисова, Д. И. Латышина, М. Мокина, А. Панфилов, М. Перова, М. М. Светловская, И. М. Тимофеева, Ф. И. Урман, Д. Чаликова, С. Янина.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
... отмечаются отклонения в развитии звуковой стороны речи. Иногда неправильное звукопроизношение связано с дефектной речью окружающих, ребенок говорит плохо, подражая неправильной речи взрослых. Нарушение звукопроизно-шения может быть следствием педагогической запущенности, ...
Цель работы: изучить и выявить существующие проблемы современного детского чтения и предложить возможные пути их решения.
Задачи:
- определить роль детского чтения в развитии общества;
- рассмотреть формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста;
- выявить актуальные проблемы в области поддержания и развития детского чтения в библиотеке средствами библиографии на примере НОДБ им.
М. Горького.
Объект : рекомендательная библиография.
Предмет: развитие детского чтения средствами библиографии.
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе «Поддержка чтения — стратегически важный элемент культуры» были рассмотрены проблемы детского чтения и пути их решения, детская библиотека — социокультурный институт воспитания и духовного развития личности; формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста.
Во второй главе «Поддержка и развитие чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького» проанализирована работа НОДБ имени А. М. Горького по продвижению чтения средствами библиографии.
Глава 1. Поддержка чтения — стратегически важный элемент культуры, .1 Проблемы детского чтения и пути их решения
Падение интереса к чтению — общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам. Многочисленные социологические исследования в России фиксируют перемещение чтения в структуре досуга детей на 4-6 место. Это подтверждают проведенные социологические опросы. По их данным, в структуре досуга людей на первое место выходит обращение к СМИ (телевидение, радио, пресса) [28, 7]. Значительно снизился социальный статус книги.
Сегодня юный читатель — качественно новый тип читателя. Изменились предпочтения детей, их познавательные и читательские интересы, источники получаемой информации. Одной из основных тенденций детского чтения сегодня стало доминирование «делового» чтения над чтением «для души». Ученики не стремятся охватить тему целиком, рассмотреть ее с разных сторон, прочитать что-то дополнительно. Ребенок не перестает читать — просто его чтение становится другим, а именно: более индивидуальным, прагматичным, информационным и поверхностным.
Одним из «виновников» отлучение детей от досугового чтения называют компьютер — это непревзойденный компаньон в играх и поиске интересной информации. Впрочем, библиотекари уже пришли к выводу, что лучше не обвинять ЭВМ в вытеснении книги, а использовать его в пользу чтению. Компьютер для библиотекаря — это средство и инструмент быстрого, точного, полного получения информации. Благодаря компьютеризации стало более очевидно, что библиотека — центр сохранения и распространения не только самих документов информации, но и ориентир для читателей в поиске информации о документах, даже тех, которых нет в наличии [10, 4]. Кроме того, компьютер — это привлекательное для детей техническое средство, еще один из путей привлечения в библиотеку, средство пробуждения интереса к книге, к познанию. Ведь от найденной с помощью компьютера информации читатели затем переходят к книжным полкам. Такой своеобразный мост между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, сочетая старые формы с новейшими информационными технологиями, превращая библиотеку в особую интеллектуальную среду, побуждающую к получению знаний.
Использование детского фольклора для развития речи детей раннего возраста
... формы фольклора, как средства развития речи детей раннего возраста. Задачи работы: дать определение общению и его формам; охарактеризовать развитие речи детей раннего дошкольного возраста; раскрыть значение общения для детей раннего возраста; выявить сущность детского фольклора; изучить влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста; охарактеризовать роль ...
Библиотекарь в системе «пользователь-компьютер» должен быть активным, технологически подготовленным профессионалом, психологом и педагогом. Сегодня миссия библиотекаря заключается, прежде всего, в том, чтобы помочь пользователям сориентироваться не только в безграничном пространстве книг и традиционных носителей информации, но и в мире электронной информации [8, 74].
Несмотря на основные задачи: информационное обеспечения учебного процесса, работа с учителями — информирование о новой методической и педагогической литературе, подбор дополнительной литературы к урокам и классным мероприятиям, работа с родителями, библиотекарь играет важную роль в первичном привлечении детей к чтению.
Поскольку личность в значительной мере формируется в детские и школьные годы, то потребности, навыки и интересы чтение взрослого, в основном, зависят от его отношения к книге в детстве. Если мы хотим, чтобы завтрашний читатель увлекался книгой и чтением, имел разносторонние интересы, то сегодня мы должны уделять внимание, детям, их отношению к книге и библиотеки. Родители, как организаторы детского чтения должны стать союзниками по возрождению престижа чтения у детей и подростков.
Из всего выше сказанного можно сказать, что для привлечения детей к книге родителям, учителям, библиотекарям необходимо совместно действовать в воспитании интереса к чтению. В библиотеках наряду с традиционными формами работы активно использовать новейшие информационные технологии, проводить различные интересные мероприятия, направленные на привлечение детей к чтению, руководителям детского чтения заниматься самообразованием.
На государственном уровне необходимо принятие конкретных практических мер: создание правительственных программ, обеспечивающих издания и распространения книг для детей и подростков; проведение цикла воспитательных мероприятий в детских дошкольных учреждениях, средних и высших учебных заведениях, библиотеках, магазинах-клубах; создание специальных теле и радиопрограмм, целевое использование СМИ, в первую очередь «книжных» газет и журналов.
1.2 Детская библиотека — социокультурный институт воспитания и духовного развития личности
Несомненная ценность детской библиотеки сегодня заключается в отношении к каждому ребенку как к уникальной, неповторимой личности. Детская библиотека с ее материальными и духовными ресурсами является идеальной средой для духовной поддержки современного ребенка, предоставляя каждому читателю возможность в определении его личностных перспектив в образовании, развитии и культуре.
По специальной психологии «Нейропсихологический подход к ...
... последние годы активно занимается изучением проблем диагностической, профилактической и коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении, а исследование состояния речевых ... по сравнению с животным локализационным принципом, благодаря которому он и стал мозгом человека, органом человеческого сознания» (Л.С.Выготский) , завершающее его известные тезисы «Психология ...
Высокая миссия детской библиотеки — в укреплении веры ребенка в справедливость, утверждении в его сознании позитивной картины мира. Важно воссоздать и сохранить пространство общения, в котором особое место занимает библиотека.
В течение многих веков педагогическая мысль вела научный поиск путей и методов приобщения подрастающего поколения к миру книжной культуры с целью воспитания целостной гармонично развитой личности. Параллельно закладывалась и педагогика детского чтения, система научного знания про воспитательную направленность литературы для детей и юношества.
Практически нет ни одного образованного человека, который бы обошел детскую, школьную, районную, городскую, университетскую библиотеку. Сегодня это неисчерпаемая сокровищница, животворный источник, который обеспечивает непрерывное духовное развитие общества, это и инфраструктура, на которой базируется система образования, эстетического и нравственного воспитания, научной, технической информации, формируется культурно-информационное пространство страны, реализуются права граждан на всестороннее развитие личности [7].
В своей деятельности библиотеки для детей выходят из принципиальных положений защиты детства, в соответствии с которыми общество и государство проявляют особую заботу о детях.
Детские и школьные библиотеки пытаются решить следующие педагогические задачи [5, 30]:
- обеспечение научно-обоснованного взаимодействия детей и подростков с книгой, пробуждение и развитие интереса к чтению, использование книги и других источников информации с целью образования и воспитания;
- содействие читательскому развитию и доступу к объективной и всесторонней информации;
- развитие и формирование личностно значимых мотивов обращения к литературе, потребности в чтении, самообразовании;
- воспитание литературного вкуса, эстетического восприятия произведений литературы и искусства;
- формирования библиотечно-информационной культуры юного читателя и его творческих способностей;
- воспитание культуры общения;
- развитие рекреационного и реабилитационного потенциала библиотек;
- осуществления педагогического просвещения родителей в области детской литературы и детского чтения.
Для выполнения этих задач библиотеки используют современные технологии в библиотечно-информационной деятельности. В современных условиях складывается новый образ детской библиотеки и детского библиотекаря. Современная детская библиотека — это центр детской книги и детского чтения, центр общения и досуга, центр развития интеллектуальных и творческих способностей детей, это уникальное информационное пространство и комфортная среда для ребенка, где можно играть, читать, это место, где детям уютно и интересно вместе с книгой и библиотекарем.
И здесь на первый план выступает педагогическое начало в формировании запросов, интересов детей (и именно этим — целенаправленным воздействием на характер и содержание чтения, отличается библиотека для детей от библиотек для взрослых, где удовлетворяются запросы взрослых пользователей).
Теоретическое обоснование проблемы речевого развития детей с ...
... результате травмы) происхождении отклонения. Сравнительные исследования семей с детьми, страдающими ранним детским аутизмом, и семей с детьми, обладающими другими нарушениями развития, показали, что аутичные дети пережили не больше психотравмирующих ситуаций, чем ...
Детское чтение включает известный в библиотечной практике, так называемый, элемент руководства чтением — существенная часть педагогического процесса и систематического целенаправленного влияния на содержание и характер чтения, на выбор литературы и усвоение прочитанного [2, 75]. Библиотекарь должен учиться постоянно. Знание детских книг может конкретизировать разговор о чтении с детьми. Только библиотекарь читающий может сделать читающим и ребенка. Следует укреплять в себе качества, без которых не может выживать развивающаяся личность: духовность, справедливость, доброжелательность, уважение к своему труду и труду других. Без таких качеств нельзя говорить об общей культуре библиотекаря. От них зависит, какой будет библиотека. И современный детский библиотекарь — это уверенный в себе профессионал, нацеленный на сотворчество с читателем, эрудит, хороший собеседник, умелый наставник, «человек с открытой душой и добрым сердцем». Для библиотекаря-профессионала характерно много направлений деятельности: приобщение детей к книжной культуре, различным видам искусств, формирование круга чтения в соответствии с возрастными потребностями детей, реализация программ развивающего чтения, воспитания чувств и развитие литературно-художественного творчества и др. Сотворчество библиотекаря и юного читателя — еще один важный аспект в решении проблемы самовыражения растущей личности.
Находясь в постоянном поиске новых нетрадиционных форм работы с читателями, детская библиотека тем самым стимулирует внутренние силы личности ребенка для самовоспитания, обеспечивая всестороннее развитие, и таким образом создается современный имидж детской библиотеки, конечной целью которого является формирование положительного отношения к библиотеке, привлечение внимания к ее роли и значимости [3].
Хотя первый читательский опыт — это не единственный смысл духовного самосознания, он во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка. Детская библиотека — социальный институт воспитания и духовного развития личности, который обязан обеспечить соблюдение прав ребенка на творчество. Библиотекари несут ответственность перед обществом за обеспечение детей всех возрастных категорий литературой, которая побуждает к творчеству.
Сегодня библиотеки целенаправленно выполняют просветительские, информационные функции, пытаясь, несмотря на финансовые трудности соответствовать своему назначению социального института. Накопленный потенциал педагогических идей в области руководства детским чтением успешно используют и развивают современные библиотекари-профессионалы. У нас крепкая читательская традиция, которая является частью генетической памяти.
1.3 Формы и средства развития читательских интересов у детей школьного возраста
Поддержка чтения — это стратегически важный элемент культуры, инструмент повышения интеллектуального потенциала нации, творческого развития личности и социальной активности общества.
Современный учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание ученика — субъекта культуры и собственного жизнетворчества. Школа, учитель, классный руководитель должны обеспечить развитие и саморазвитие личности, научить воспитанников искусству творить себя и свою жизнь.
Детское чтение, как педагогическая проблема
... том, что происходит в чтении детей и как на него влияют процессы, идущие в сфере издания и распространения детских книг и журналов. В органах управления ... На страницах печати, в журналах «Домашнее воспитание», «Школьная библиотека», «Детская библиотека», «Родительское собрание по детскому чтению», «Русская ассоциация чтения», «Начальная школа», «Этносфера», «Начальное образование», «Первое сентября», ...
В этом процессе большую роль играет книга. Поэтому пропаганда чтения, воспитания информационно — библиографической и читательской культуры, формирование умения пользоваться библиотекой, ее услугами, книгой — приоритетные направления совместной деятельности педагогов, библиотеки, родителей.
Формирование языкового образования, так как только это образование способно сделать человека личностью, самодостаточной в культурно — эстетическом плане — является основной целью чтения в раннем возрасте [16, 45].
Для речевого развития, так называемые «окна» закрываются, примерно, в 10 лет, для развития способностей к чтению в 13 -14лет, и пока эти «окна» открыты, способности можно развивать.
Среди таких факторов, которые влияют на уровень чтения ребенка, можно выделить следующие:
- Экономические (обеднение среднего класса населения, высокая цена издательской продукции).
- Технико-технологические (степень овладения ребенком новейшими информационно — компьютерными технологиями, ускоренные темпы формирования так называемого «мультимедийного поколения»).
- Социокультурные (состояние книгоиздания, библиотечного дела, уровень образованности и информационной культуры детей — читателей; разумное планирование их времени; семейные традиции чтения, воспитание сызмальства любви к книге и чтению) [30, 29].
Первой и главной проблемой детского чтения являются высокие темпы информации и компьютеризации современного общества. Падение показателей подросткового чтения и увеличение времени, которое они проводят у телевизора или компьютера.
Характерно, что сейчас, молодежь, которая владеет компьютерной грамотностью, не испытывает потребности в чтении, происходит вторичная неграмотность, восприятие текста становится более поверхностным, по характеру «клиповым». Оно формируется у ребенка через мгновенную и неожиданную смену образов в визуальных источниках информации.
Другая важная проблема заключается в том, что чем старше становится ребенок, тем меньше времени он уделяет чтению. Со временем чтение начинает носить более деловую форму [27, 6].
В результате исследования кризиса детского чтения можно выделить несколько путей преодоления:
- Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения.
- Создать благоприятные условия для привлечения ребенка к чтению дома это: возрождение традиций семейного чтения;
- формирование домашних библиотек;
- воспитания читательской культуры не только у детей, но и у их родителей, которые могли бы ежедневно подавать пример чтения.
— Становится вопрос о разработке научно обоснованного учебного плана для детей и подростков от пяти до семнадцати лет с учетом временных и психологических возможностей восприятия ими объемов информации, предусматривающий нормированное распределение ими времени на классное, внеклассное чтение и работу с компьютером с целью гармоничного воспитания личности.
Чрезвычайно важным является проведение системной государственной политики поддержки детского чтения, важными направлениями которой должны быть:
- проведение социологических исследований о состоянии и приоритетов чтения детей и различных мероприятий по его поддержке, изучение тенденций развития отечественной и зарубежной детской литературы во всех аспектах: — разработка и реализация долгосрочной Национальной программы поддержки чтения, к которой должны быть привлечены авторы, издатели, библиотекари, педагоги, исследователи;
- целевое финансирование программ издание качественной детской литературы, комплектования детских и школьных библиотек;
- усиления внимания отечественных писателей к необходимости создания качественных детских книг.
Эти задачи должны устремиться на пробуждение у ребенка интереса к чтению, на преодоление так называемого «феномена ненавистного чтения», изменение внешней установки «нужно читать» на внутреннюю «хочу читать».
Социально-культурная деятельность сельской библиотеки
... деятельность сельских библиотек, работ по исследованию социально-культурных функций современных сельских библиотек недостаточно. Между тем сельская библиотека является центром общественной и культурной жизни местного сообщества. Объектом исследования является сельская библиотека. Предмет исследования - социально-культурно деятельность ...
Чтобы сформировать интерес к книге, нужно, чтобы родители понимали, что «чтение — средство контакта ребенка с широким миром». Книгу называют учителем жизни. Общение с книгой — не такое простое дело.
В будущем обществе чтение и «человек, который читает», — без сомнения, будут рассматриваться, как национальная ценность.
чтение детский библиотека культура
Глава 2. Поддержка и развитие чтения детей в Новосибирской областной детской библиотеке им. М. Горького
1 История создания и развития Новосибирской областной детской библиотеки им. М. Горького
Официальное открытие областной детской библиотеки состоялось 27 августа 1956 года.
Сейчас библиотека находится на ул. Некрасова, в центре города, занимает специальное помещение площадью 2000 кв.м. на 2 этажах, имеет фонд более 240 тысяч экземпляров.
Библиотека исповедует принципы открытой, доступной библиотеки, в которой дети — не гости, а хозяева, организует работу по двум основным направлениям:
библиотека — центр по проблемам детства и детского чтения,
библиотека — центр досуга, раннего интеллектуального развития и дополнительного образования.
Ежегодно ОДБ обслуживает более 17 тысяч читателей, выдает более 310 тыс. книг и других документов, проводит 5 — 7 областных творческих конкурсов, более 1,5 тысяч массовых мероприятий различной формы и тематики, издает более 15 методических материалов.
ОДБ участвует в целевых программах «Библиотеки Новосибирской области», «Дети Новосибирской области», является грантополучателем средств от государственных структур и общественных благотворительных фондов [6].
ОДБ имеет постоянных партнеров: Областной центр информационных технологий, Новосибирские отделения Российского детского Фонда и Общества книголюбов, Новосибирское книжное издательство, Новосибирский Союз писателей и др., а также спонсоров. С чего все начиналось. Областные детские библиотеки как методические центры в нашей стране начали создаваться в пятидесятых годах XX столетия. В числе первых была открыта Новосибирская областная детская библиотека им. А.M. Горького.
В 1956г., когда возникла настоятельная необходимость в упорядочении библиотечного обслуживания детского населения, Новосибирским областным исполнительным комитетом депутатов трудящихся было принято решение о создании в г. Новосибирске областной детской библиотеки, которая наряду с обслуживанием детей книгой осуществляла бы и методическое руководство детскими и школьными библиотеками, расположенными на территории области. Приказом № 210 по Новосибирскому областному управлению культуры от I мая 1956 г. такая библиотека была создана на базе одной из детских библиотек города.
Московский государственный областной университет
... и права психологии специальной педагогики и психологии русской филологии физической культуры технологии и предпринимательства Общеуниверситетские кафедры педагогики философии истории России и ... залов, абонементов. Электронный читальный зал библиотеки МГОУ является частью библиотеки МГОУ и предназначен для использования читателями библиотеки электронных библиотечных ресурсов (учебных мультимедиа ...
Как библиотека вообще она имеет более давнюю историю. В инвентарных книгах первая запись сделана 14 декабря 1946 года. Называлась она тогда 1-й районной детской библиотекой им. М. Горького.
Журнал «Библиотекарь»(№ 3 за 1948 год) рассказывал о том, что в трудные послевоенные годы библиотека им. М. Горького устраивала викторины, конкурсы, утренники, областные праздники — недели детской книги, встречи с московскими писателями и новосибирскими деятелями искусств, на которые приглашались читатели — дети из самых удалённых уголков нашей области. Проходили эти праздники во Дворце культуры им. Л.М. Кагановича (знатоки истории города, наверное, помнят, что непродолжительное время так назывался Дом культуры Октябрьской революции).
Бессменным организатором праздников книги вместе с библиотекарями был писатель Юрий Сальников.
Официальное открытие Областной детской библиотеки состоялось в 11 ч. утра 27 августа 1956г. Несмотря на дождливую погоду и дальность расстояния от центра города, на открытие библиотеки пришло много народа. Газеты писали: «Задолго до назначенного часа в фойе собрались юные читатели и гости — учителя, родители, шефы. Ровно в 11 часов разрезается алая лента. Вход в библиотеку открыт! Как здесь хорошо и уютно!..» Рядом с залом абонемента — читальный зал на 100 мест. Библиотека будет обслуживать учащихся 1-10 классов. За четыре месяца организационной подготовки небольшой коллектив библиотеки сделал многое. Работники библиотеки выезжали для оказания методической помощи в Каргат и Сузун. Была налажена связь по обмену опытом с детскими библиотеками семи областей.
В день открытия библиотеки записалось более 200 человек, которым было выдано 439 книг. На конец 1956 года книжный фонд насчитывал 41607 экземпляров книг. Из них 30253 тома было принято из районной детской библиотеки и 7062 книги были отобраны из фондов Областной научной библиотеки.