Педагогические традиции христианства

Сегодня в России как никогда остро стоит вопрос о судьбе подрастающего поколения. Долгие годы господства атеизма, репрессий и гонений на веру, которые пришлось пережить нашему народу, не прошли бесследно. Воинствующими атеистами было уничтожено большинство видных церковных деятелей и лучших людей нашей многострадальной Родины, были отвергнуты истинные духовно-нравственные и культурообразующие ценности. Тема педагогических традиций православия особенно актуальна сейчас, когда, освобождаясь от атеистического диктата, все большее число людей приходят к осознанию того, что фундаментом Российского национального жизненного уклада и традиций, в том числе и в сфере педагогической, является православное мировоззрение, исповедуемое многими поколениями делателей русской культуры, науки и истории. Поэтому представляется целесообразным обеспечить более глубокое знакомство родителей, педагогов и учащихся с православной традицией.

Наибольший интерес для нашей темы представляют педагогические взгляды святителя Феофана Затворника, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, С.А.Рачинского и протоиерея Василия Зеньковского. В своих трудах все эти замечательные отечественные педагоги единодушно определяют главные начала педагогического процесса: воспитание и образование, прежде всего, должно иметь традиционную христианскую основу.

Для улучшения педагогического дела свт. Феофан Затворник предлагал перестроить все воспитание — домашнее и школьное — на истинных христианских началах. «Всякая преподаваемая христианину наука должна быть пропитана началами христианскими, и притом православными, — писал К.Д.Ушинский. — Воспитание, прежде всего, должно быть христианским». «Для нас нехристианская педагогика — вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади и без результатов впереди. Все, чем человек как человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается только, прежде всего, и в основу всего положить вечные истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высшую цель всякому воспитанию» [16, с. 8]. Об этом же говорил и Н.И.Пирогов: «Мы — христиане, и, следовательно, основой нашего воспитания должно служить Откровение» [14, № 1].

В педагогической системе С.А. Рачинского особое значение в обучении получили церковнославянское чтение и церковное пение, открывающие доступ к познанию богослужебного круга и вместе со Священным Писанием и житиями святых дающие постоянную пищу уму, воображению и нравственной жажде человека.

6 стр., 2699 слов

«Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции ...

... педагогической мысли античного мира Квинтилиан создал первый специальный педагогический труд «О воспитании оратора», в котором нашли отражение и общепедагогические проблемы. Квинтилиан внес свой вклад в понимание вопроса о роли природы человека ...

Многие отечественные педагоги указывали на необходимость личностно-уважительного подхода к детям. «Воспитание должно быть приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого», — писал Н.И.Пирогов [9, c. 145]. А для этого воспитатели должны посвятить себя изучению духовной стороны детей. На необходимость личностного характера воспитания указывал и прот. Василий Зеньковский: ничего нельзя привить ребенку помимо его личности, его свободы, поэтому дело педагога приобретает характер межличностного общения.

Прекрасно умел осуществлять этот принцип на практике св. прав. Иоанн Кронштадтский: он чувствовал настрой всякой детской души, видел малые и большие печали своих воспитанников и мог утешить каждого. В то же время он умел быть суровым, если кто-то из учеников восставал против Истины, но по слову Господа гневался, не согрешая, в самом гневе проявляя бережность к детской душе. Любя детей, св. прав. Иоанн не закрывал глаза на греховную поврежденность их природы и призывал родителей и воспитателей искоренять из детских сердец греховные плевелы. «Семена всех грехов есть и в детях, — говорил он. — Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов пред вами», ибо «каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу» [12, с. 95].

Возможности реализации православных традиций в современном мире отражены в размышлениях современных иерархов русской православной церкви: Архиепископ Костромской и Галичский Александр, Архимандрит Геннадий (Гоголев), Игумен Вениамин (Новик), Игумен о. Владимир (Перевертайло), Игумен Георгий (Е. В. Шестун), Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Протоиерей Василий (Попов), Протоиерей Михаил (Ходанов), Священник Владимир (Вигилянский).

Современное осмысление традиций православного воспитания представлено в работах Б. Ничипорова, А. Рогозянского, Л.В. Суровой, И.Н. Мошковой, В.А. Беляевой, М.В. Захарченко, H.A. Зелевской, протоиерея Артемия Владимирова, протоиерея Глеба Каледы.

Проблема исследования нашей работы – каковы педагогические традиции православия.

Объект исследования – традиции.

Предмет исследования – педагогические традиции православия.

Цель исследования – раскрыть влияние педагогических традиций православия в контексте современной концепции педагогической деятельности.

Исходя из цели, ставим перед собой следующие задачи:

  • раскрыть сущность, значение православного воспитания;
  • показать специфику православной педагогики;
  • дать общее представление о православных традициях;
  • проанализировать процесс духовно-нравственного становления личности в православной традиции.

В нашей работе используются методы психолого-педагогических исследований, такие как:

1. Эмпирический метод исследования, основанный на опыте, практике, эксперименте, обработке литературы и документов.

2. Теоретический метод исследования, связанный с абстрагированием от чувственной реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого. Теоретическое знание и используемые для его добывания методы связаны с отвлечением от опыта, фактов, то есть от эмпирической базы, и с мысленным проникновением в сущность процессов.

Глава 1. Православная педагогика как общественное явление.

1.1. Православная педагогика- сущность, значение.

«Век живи, век учись», — говорит народная поговорка. Вся наша жизнь есть учебно-воспитательный процесс, ибо все ее содержание воспитательно-поучительно, исполнено примеров добрых и злых, спасительных и пагубных.

2 стр., 975 слов

Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация

... Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, ... 480с. 4.Справочник. Психология. М., 2006. 5.Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие ... в человеке, в ходе которого человек совершенствует ... 1)имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) ...

Любое педагогическое действие обращено к живой и уникальной человеческой душе, стремится породить в ней определенный отзвук. Поэтому педагогика является искусством воспитания, и не просто искусством, но, по словам выдающегося педагога XIX века К.Д.Ушинского, «первым и высшим из искусств», ибо «она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека» [9, c. 160].

Предмет наших интересов — христианская педагогика, православное воспитание, развитие и обучение детей. Попытаемся осмыслить эти понятия, согласуя достижения современной психологии и педагогики с учением и жизнью Православной Церкви.

Термин «христианская педагогика» имеет историческое звучание и означает своеобразную педагогическую систему, сложившуюся внутри христианской . Отличие христианской педагогики от любой другой педагогической системы заключается в том, что она готовит человека не только для полноценного земного существования, но, прежде всего для жизни будущего века. С христианством началась новая, третья онтологическая эпоха (1-я — хаос, 2-я — космос, 3-я — Церковь).

Христианство не просто комплекс неких идей, овладевших умами, а новая жизнь, новый человек, свидетельствующий о своих новых ощущениях, чувствах и мыслях.

Церковь — это именно собрание новых людей, делящихся друг с другом своим духовным опытом. Митрополит Антоний (Храповицкий), величайший пастырь и педагог ХХ столетия, называет Церковь «собранием человеческих совестей» [11, с. 12]. Новые люди обрели и новое призвание: по словам апостола Павла, — все мы призваны к святости. В христианстве жизнь человека обретает особый смысл и значение.

Отсюда и христианская педагогика опирается не на какую бы то ни было философскую идею, а на само бытие Церкви как нового богоданного союза человека и Бога . Основанием ее стало, с одной стороны, христианское учение, а с другой — духовный опыт Церкви, то есть многообразные человеческие пути к святости. Из всего этого и вытекает, что содержание православной христианской педагогики – это, прежде всего, введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни.

Кроме того, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения.

И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и нравственности.

Таким образом, христианская школа отличается от других прежде всего тем, что не может не ставить задачу организации христианской жизни детей, в которой они приобретают новый опыт общения : общения в любви. Этот фактор является, пожалуй, самым значительным и вместе с тем не поддается никакому рациональному регулированию. На первом месте стоит в христианской педагогике воспитание. Но и воспитание здесь не есть вырабатывание определенных норм поведения и стереотипов отношения, а живая духовная реакция на происходящее. В христианской педагогике мы не имеем жесткого свода нормативов и примеров, под которые нужно подогнать ребенка, жизнь каждого ценна именно своим личным путем и личным трудом, на это педагог и должен ориентироваться.

6 стр., 2871 слов

Повседневная жизнь советских людей по материалам советской прессы

... СССР как самого прогрессивного общества развитого социализма. 3. Образ в СМИ передового советского человека и его жизни в индустриальном городе Жизнь советского человека ... положительного образа советского человека, вместе с тем поддерживая негативное освещение западного мира, что отразилось на характере ... давно граждане СССР пережили столкновение с разрушительной силой войны, многие из детей оказались ...

Само вслушивание и созерцание — это большой труд. Можно сказать, что христианская педагогика — это не система тех или иных правил, а, прежде всего, вопрошающий христианский педагог. Педагог, который стоит рядом с ребенком и помогает ему среди общего шума жизни различать слова Божии.

Христианский педагог всегда находится на перекрестке трех тайн:

  • личностные особенности развития ребенка, его психологическая индивидуальность;
  • промысел Божий о ребенке, о его духовном пути;
  • чувство времени, как разворачивающееся в человеческой истории Божественное Домостроительство.

Наше Христианское время принципиально отличается от Ветхозаветного. Если в книге «Второзаконие» содержится очень подробный перечень законов, которые необходимо выполнять, и разъяснений к ним, то в христианстве мы, прежде всего, сталкиваемся с законом любви. Высшими заповедями становятся, по словам Спасителя, заповеди: «Любите Бога и любите ближнего», «Душу свою положи за други своя», «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Именно эти заповеди являют нам конечную цель и задачу христианского воспитания. Правда, задача эта осуществляется не только школой, но школой совместно с Церковью. По сути, христианская педагогика — это введение в Церковь, она готовит ребенка к духовной жизни, но сама не должна претендовать на духовное руководство.

Христианская педагогика опирается как на свою незыблемую идейную основу на то, что составляет основу и Православного богословия, и богослужебной практики Церкви, и домашнего благочестия:

  • на Священное Писание,
  • на жизненную силу Таинств Церкви,
  • на Священное Предание.

Но педагогу нужно всегда помнить, что кроме Священного Предания Церкви есть и предания исторические, «предания старины глубокой». В жизни они тесно переплетены, и педагогу нужно научиться их различать, чтобы не впасть в догматизацию исторических, этнических или культурных особенностей бытия Церкви.

Учить детей нужно, прежде всего, содержанию , а не форме. Это применимо ко всем областям знаний и человеческого опыта, но особенное значение это имеет для правильного развития и становления духовной жизни ребенка: научение внешним формам благочестия никогда не приводит к правдивости и духовной глубине. Формальные знания опасны тем, что при определенном количестве они начинают восприниматься как сущностные. Пожалуй, это главная опасность православной педагогики, ее постоянное искушение.

Нужно различать священное и историческое, священное и талантливое, священное и то, что нам нравится. Нельзя не вспомнить здесь слова прот. Георгия Флоровского: «Два соблазна зачаровывают русскую душу. Соблазн священного быта, это соблазн Древней Руси, соблазн старообрядчества… И соблазн пиэтического утешения, очарование душевного уюта» [15, c. 502]. В полной мере эти соблазны искушают православную школу: стремление воспитать у детей чистую правильную веру часто оборачивается воспитанием обрядоверия.

8 стр., 3981 слов

Воспитание и формирование личности

... жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами. 1. Воспитание и формирование личности воспитание личность семейное школьное Процессы ... непосредственности внуков, без общения с ними. В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой ...

Чем больше мы углубляемся в живой опыт Церкви, тем яснее становится, что содержанием христианской педагогики являются не столько знания и мировоззренческие установки, сколько сам метод преподавания, метод уже вводящий, приучающий детей к вопрошанию как форме бытия.

Развитие — это поиск и обретение ребенком новых форм интеллектуального, эмоционального и духовного бытия в традиции и Предании Церкви [17].

Таким образом, православные традиции призваны обеспечить воспитание в душе ребёнка терпимости, человеколюбия, послушания, патриотизма, т.е. те духовные качества, которые в современном мире, с учетом возросшего потока информации и увеличения научных сведений для изучения, часто остаются без должного внимания.

Специфика православной педагогики заключается, во-первых, в основании и цели. Общая, светская педагогика, не имеющая твердого исторического основания и преемственности, несомненного авторитета и вечной, непреходящей цели, подобна дому на песке. Православная же педагогика сильна именно тем, что имеет многовековую историческую преемственность и простирающуюся в вечность цель – спасение через доброделание; строит свое здание на незыблемом основании, имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви. Все Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного учителя благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами Православия, но, прежде всего, воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь.

Во-вторых, специфика православной педагогики состоит в понимании детства как особого этапа духовного становления человека. «Таковых есть Царство Небесное» — сказал Господь о детях [6, Мф. 19, 14]. Для любого учителя очевидно, что столь высокая оценка детей не связана с их моральным совершенством. Особая благодатность детства заключается в реальности веры детей, их чистоте, простоте, искренности, незлобии и смирении. В то же время Православие не идеализирует ребенка, не считает, что от рождения человек всецело устремлен к добру и лишь обстоятельства жизни портят его. Оно знает, что природа любого человека повреждена первородным грехом, а потому состояние детской души нуждается в исцелении, в восстановлении его в прежнем достоинстве, в раскрытии богодарованных талантов и совершенствовании личности.

Ребенок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается в том, чтобы развить и укрепить в добре силы, находящиеся в детской душе, оградить ребенка от духовных опасностей и соблазнов и тем самым подготовить его к восприятию опыта духовной жизни. Иными словами, воспитание готовит к самопознанию и к самовоспитанию, что и приведет к утверждению в добре и спасению.

Третья особенность православной педагогики заключается в понимании того, что чрезвычайно трудные задачи воспитания не достижимы одними человеческими силами. «Бог — Помощник наш, — писал св. прав. Иоанн Кронштадтский. — Наше дело усердно напоять: взращивать будет Бог Споспешник и Возраститель всего доброго» [13, 1 Кор. 3, 6]. Православная педагогика понимает, что истинным Педагогом является Бог Отец, через Сына и Мать-Церковь в Духе Святом воспитывающий человечество в целом и каждого человека в отдельности. Православный педагог может и должен молитвенно обращаться к Нему за помощью в своем многотрудном деле.

17 стр., 8014 слов

Религия и воспитание человека

... [2,27] В духовной жизни человека трудно найти фактор, который играл бы более важную роль, чем религия. В поисках бога ... воспитание человека. 1. РЕЛИГИЯ, ЕЕ ИСТОРИЯ И МНОГООБРАЗИЕ Не существует народов, на каких бы стадиях развития они не находились, без религии и магии. [1,360] Религия ... и руководство опытных наставников. В ней нет сложной иерархии, как в христианской церкви. Сангхой можно назвать и ...

Особенность православной педагогики состоит еще и в том, что она носит глубоко личностный характер и обращена к свободе воспитанника. И здесь православному педагогу необходимо понимание своего места и роли в процессе воспитания — как смиренного соработника Божия и слуги маленького человека, тянущегося к Богу и Церкви. Православный педагог призван помочь ребенку войти в жизнь Церкви так, чтобы эта жизнь стала его жизнью; помочь духовному росту детской души на пути, свойственном именно ей, по предвечному замыслу о ней Творца. Воспитание есть начальный этап на пути достижения цели жизни — спасения посредством богоуподобления вплоть до святости. Путь к богоуподоблению лежит через исполнение христианских заповедей, исполнение которых обеспечивает воспитание необходимых добродетелей и уничтожение греховных наклонностей и пороков. Поэтому православная педагогика стремится воспитать в человеке те необходимые добродетели, которые сделают его достойным гражданином и земного, и небесного Отечества.

Высшая цель православной педагогики постоянна и неизменна, ибо находится в тесной взаимосвязи с целью христианской жизни по замыслу Божию о человеке. Она заключается в помощи детям в освобождении их от власти греха и порока через благодатное восполнение дарами Церкви и содействии раскрытию образа Божия в них. Иными словами, эта цель есть исцеление, восстановление, укрепление и возможно более полное совершенствование подрастающей личности.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», но существенно отличается от него по смыслу. Приставка вос- придает смыслу направленность вверх, к горним высотам, к миру духовному. Таким образом, питание есть насыщение тела земным, а воспитание есть насыщение души духовным. По мнению блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского, «Бог ведет воспитание к нашей пользе, не с тем, чтобы получить от нас что-нибудь, но чтобы еще более приобщить нас к Его святости, т.е. к чистоте Его, так чтобы мы сделались способными к восприятию благ Его» [2].

Итак, воспитание есть приобщение к святости.

Вместе с тем, само слово «образование» наполнено богословским смыслом: оно восходит к понятию «образ». Образ Божий был дан человеку Творцом, но человек вследствие грехопадения не сохранил своей первозданности. Для восстановления образа Божия человеку необходимо: а) опытное познание того, как и чем преодолевается грех, б) усилие на этом пути и в) помощь Божия. Только при сочетании Божественной и человеческой воли (синергии) возможно истинное образование, как приведение в соответствие с образом Господа, создавшего нас.

Такое образование мы получаем более всего в Церкви, в ее Таинствах, благодаря просвещающему действию благодати Святого Духа. Поэтому все наши воспитательные системы и методики должны быть взаимосвязаны с учением Церкви и устремлены к полноте раскрытия образа Божия в человеке.

5 стр., 2431 слов

Традиции воспитания детей раннего и дошкольного возраста в иудаизме

... период у евреев не существовало особых образовательно-воспитательных институций. Воспитание детей осуществлялось в семейных и клановых рамках. В религиозной традиции система еврейского образования (существует не менее ... сердце твоем, И научи им детей своих». 1.традиции воспитания ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИУДАИЗМЕ Создание детей и их подготовка к жизни (воспитание) – не является той ...

Глава 2. Становление личности в православной традиции

2.1. Общее представление о православных традициях

История школьного образования свидетельствует, что педагогическая мысль всего мира всегда считала нравственное воспитание основой формирования личности ребенка. Такие педагоги, как Ян Каменский, Иоанн Песталоцци, Николай Иванович Пирогов, Константин Дмитриевич Ушинский и другие, утверждали, что быть человеком — значит воспитать в себе лучшее, высшее, то, что делает человека венцом творения, образом и подобием Божиим.

Если мы желаем иметь школу, воспитывающую подлинного гражданина нашей Родины, подлинного семьянина и подлинного труженика, то в этом случае, православное начало должно стать определяющим началом школьного образования. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, «школа, выпавшая из традиции, школа, в которой не соблюдают преемственности поколений и не передают нравственных начал, способствует только дальнейшему разрушению общества, а не созиданию его. Взрывчатое вещество растления, будучи заложено в школу, может оказаться для народа более гибельным, чем любые теракты» [5].

В наиболее обобщенном понимании традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Рассматривая её как способ жизнеустроения, мы выделяем прежде всего нравственные заповеди и культовые установления, определяем, что является ценным, какие обычаи, правила, нормы, выработанные в ходе истории, продолжают быть востребованными в наше время, становятся формой управления человеком как членом социума или, как принято говорить в христианстве, управления «внешним человеком».

Система образования наряду с семьёй должна обеспечить полноту вхождения каждого человека в многообразный мир различных традиций. Опираясь на многовековой опыт России, мы выделяем три обязательных элемента культурно-образовательного пространства:

  1. Национальная традиция: освоение национальной культуры, родного языка, национального уклада жизни, родной веры, опыта духовной жизни, практическое освоение нравственных предписаний;

  2. Народная, или цивилизационная, традиция: освоение общей для всех государствообразующей культуры, единого языка, социальных отношений, правовых и этических норм, общих для всех цивилизаций; знание уклада жизни государствообразующего народа, его ценностей и веры;

  3. Формирующая трациция мирового сообщества: освоение языка, этикета и знаний, необходимых для вхождения в мировое сообщество.

Мы переживаем время, когда традиции разрушаются и исчезают с поражающей быстротой, как будто чугунный каток катится по земному шару, разрушая своей тяжестью культурные и духовные ценности народов, и превращая людей в какую-то однородную массу. Православие – одна из самых традиционных по сущности и форме вероисповеданий; оно хранит в целостности то, что апостолы слышали от Христа и передали Церкви. В Православии содержание неотделимо от формы, и сама форма является не внешней оболочкой, а символическим языком, через который усваивается содержание того, что выше слова. Образы и ритуалы Православной Церкви — не узаконенные обычаи, не придуманные аллегории, не мимическая инсценировка священных событий, а таинственный язык Церкви, духовные каналы, через которые человек соединяется с метафизическим миром. Православие тождественно себе самому в аспекте времени и истории; оно не эволюционирует, не прогрессирует, не развивается как от меньшего к большему, от низшего к высшему. Религиозное образование и воспитание молодежи важно прежде всего для государственной школы, которая, к сожалению, не справляется с задачей морального, правового и патриотического воспитания.

22 стр., 10711 слов

Использование этнопедагогических традиций в процессе воспитания ...

... работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений. Глава I . Теоретические основы использования народных традиций в воспитании детей ... воспитания детей старшей группы ДОУ с использованием этнопедагогических традиций. Предмет исследования: этнопедагогические традиции как средство воспитания детей ... регулирующие такие стороны жизни людей, как национальная одежда, ...

Как говорит Игумен о. Владимир (Перевертайло) для православной церковной традиции характерно опытное и сознательное восприятие духовной жизни. Совершенство личности достигается в самоотдаче, в раскрытии себя навстречу другой личности. Восхождение к Богу может быть только сознательным и добровольным, оно лишено мрака и неведения и принудительной необходимости [8 с. 81].

2.2. Духовно-нравственное становление личности в православной традиции

«Воспитание — самое святое из всех святых дел».

Святитель Феофан Затворник

Как пишет Священник Виктор Грозовский «Проблема духовно-нравственного воспитания детей стоит с такой остротой, что общество, натыкаясь на неё, кровоточит и вопиет» [18, с. 20]. Рассмотрим духовно-нравственное становление личности в рамках православной традиции, являющейся национальной основой большинства россиян. Она воплощается в двух типологических формах – как традиция культурно-историческая и как церковное Предание.

Культурно-историческая традиция представляет собой светский компонент православной традиции. Она устанавливает начальную границу нравственного совершенствования личности, целью которого является обожение человека, и связана в Православии со способом выражения Богооткровенной истины.

В качестве конфессиальной традиции Православие осознается как церковное Предание (или традиция церковная).

Жить по преданию – значит жить церковной жизнью. Предание – обращение к свидетельству святых, усвоение их духа.

Православная традиция признает изначальную духовность человека.

С точки зрения педагогики, сопряжение определений «нравственный» и «духовный» в понятии «духовно-нравственное становление» наиболее близко отражает богословное понятие «совершенство-устремление». Оно определяется как характеристика такого типа энергического образа человека, при котором все без изъятия энергии согласно направляются к Богу.

Духовно-нравственное становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития, которое захватывает все силы и способности человека.

Опыт православного воспитания показывает, что духовную жизнь в человеке нельзя пробудить, сохранить и взрастить только через развитие его психофизических функций. Одухотворение души благодатию происходит в определённых условиях. Православное воспитание направлено на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и её развитию.

В основе православного подхода лежит понимание того, что знания не берутся, а обретаются в процессе обучения, когда эрудиция дополняется интуицией, живым опытом Богообщения.

Процесс духовного пробуждения и духовного становления личности объединяет три уровня, связанных между собой вертикальной связью: нравственность, благочестие и благоговение.

9 стр., 4290 слов

Философское понятие смысла жизни человека

... в различные эпохи; 2. Определить значение ценности жизни для человека; 3. Проанализировать мнения русских философов о смысле жизни человека. 1. Понятие смысла жизни человека в разные эпохи Рассматривая вопрос о смысле человеческого существования, можно сказать, что в различные эпохи ... ориентирует на понимание того, что жизнь не имеет смысла, как не имеет его природа. В лучшем случае смысл жизни можно ...

Рассматривая процесс становления личности в православной традиции, мы изучаем два основных типа единой модели православного воспитания: ветхозаветный и новозаветный. В православной педагогике их взаимодействие можно определить как соединение закона и благодати, ветхозаветного закона и новозаветной заповеди любви. В жизни отдельного человека в различных обстоятельствах сочетание этих типов имеет свои особенности.

Основой духовно-нравственного становления в православной традиции является воспитание в православной семье. Показательно, что наиболее крепкой преемственностью отличаются не те семьи, где много рассуждают о лучшем распорядке и дисциплине, где специально культивируют многочисленные нормы взаимоотношений и поведения. Правильная укладность устанавливается сама по себе там, где люди живут полнотой общих интересов и чувств. Домашняя дисциплина способна держаться и на авторитарном решении. Однако по-настоящему устойчивая и преемственная укладность возникает как русло для наиболее естественного выражения полноты отношений и чувств в доме. И, что важнее всего, именно такой распорядок обладает преимуществом не просто удерживать детей от их дурных намерений, но создавать простую, ненадуманную, уравновешенную, уютную, доброжелательную атмосферу взаимности и спокойной уверенности друг в друге, столь необходимую и питательную для юной души.

Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Являясь хранительницей духовно-нравственной традиции, она более всего воспитывает детей укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что осталось нам от предыдущих поколений, она «призвана передавать знания о своей вере детям» [9, с. 90]. В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.

Огромное воспитательное влияние имеют на ребёнка церковные праздники. Вот что говорит об этом Ушинский: «У ребёнка на всю жизнь остаются воспоминания о тех мирных, сияющих торжествах, о тех то грустных, то торжественных молитвах, которые предлагает православная церковь в дни великих праздников.

Для ребёнка Светлый Праздник и весна, Рождество и зимний пейзаж, Спас и спелые плоды, Троица и зелёные берёзки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. В праздничные дни и одежда детей должна по возможности отличаться от обычной. Нарядность в одежде будет празднично настраивать детей и умерять резкость их порывов и движений. К семейным и большим церковным праздникам следует приурочивать выдачу детям подарков. Здесь следует вспомнить один прекрасный обычай. Это преподнесение взаимных подарков на Рождественской елке и в семейные праздники виновнику торжества.

Церковь со своими тожественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными обычаями и весёлостями – вот три элемента, озаряющие в памяти ребёнка каждый праздник.

Обряды православной церкви имеют великое воспитательное влияние уже и потому, что они сами собой, без посредствующих объяснений обнимают детскую душу святым религиозным чувством, настраивающим её на возвышенный, торжественный лад» [9, с. 177].

Для каждого ребёнка из православной семьи в школе происходит встреча Церкви и жизни. Здесь может состояться, а может и не состояться опыт преобразования жизни в духе Церкви, что является важным моментом в процессе духовно-нравственного становления человека. Вопрос о взаимоотношении Церкви и школы в православной традиции ставится шире, нежели преподавание религиозного учения или совместная деятельность в образовательной сфере.

Для того чтобы общество могло выжить и сохранить свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных, ценностных ориентиров, на которых оно держалось на протяжении сотен лет.

Задача обеспечения исторической преемственности поколений сформулирована среди главных приоритетов Национальной доктрины образования. В связи с этим цель освоения традиции является иерархически главенствующей по отношению к цели передачи новым поколениям основных знаний, умений и навыков, воспроизводящих всю совокупность цивилизационной жизни.

Освоение традиции в формах образования предполагает три элемента – знание традиции, опыт её освоения и построение личного бытия на основе этого опыта. В образовательном процессе необходимо обеспечить освоение, кроме знаний, умений и навыков, также других содержательных элементов, таких как:

  • опыт трудовой деятельности;
  • опыт творческой деятельности;
  • ценности и смыслы традиции;
  • опыт межчеловеческого общения на основе ценностей и смыслов традиции;
  • опыт духовной жизни, условия обретения которого передаются в формах традиции.

Выполнение этих задач связано с переосмыслением роли учителя. Характер учительского труда отражает идея православного служения. Труд педагога направлен на духовно-нравственное становление детей, то есть на открытие в душе ребёнка образа Божьего.

Основная наша ошибка в отношении детей заключается в том, что мы считаем детскую душу во всем схожей с нашей, исходим из мысли, что в детской душе имеют место те же движения, что и у нас, — только еще недоразвитые, слабые. Детская душа, с этой точки зрения — это душа взрослых в миниатюре, это ранняя стадия в ее развитии. Как часто и горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети!

Дети по природе своей склонны к подражанию и восприимчивы ко всему, что их окружает. Они много заимствуют от людей, с которыми находятся в постоянном общении. Воспитание состоит не в одних наставлениях. Наставник обычно гораздо сильнее действует на ребёнка безмолвным поучением своих дел, чем словами. Учитель имеет большое влияние на личность ребенка, но влияние это сложнее и тоньше, чем нам обычно представляется. «В воспитательном процессе необходимо учитывать, что ребёнку можно передать только то, что он способен и готов принять. Определяется это индивидуальными особенностями ребёнка, а также мерой его открытости и доверия к воспитателю» [19, с. 22].

На призвание учителя следует смотреть, как на дар Божий. Этот дар проявляется уже в детях стремлением помогать учиться другим, делиться с ними знаниями, помогать слабым. Обнаруживается он и в способности просто вразумительно рассказывать, с терпением и добротою руководить другими. Учителя призваны научить детей не только совокупности внешних правил православной жизни. Совершенно недостаточно просто объяснить им, что можно делать, а что — нельзя; главное — возжечь в их душах огонь веры и любви. Верным признаком дара учительства, с точки зрения православной традиции, служат: искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.

Еще одна проблема, которая стоит перед учителями, — это создание единого педагогического православного пространства для детей.

В пути человека обнаруживается своя — для каждого человека особая закономерность, которую зовут судьбой, которая в христианстве именуется крестом. В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет, — иначе говоря, они могут и должны быть решены в любых условиях жизни.

Заключение

Лучшее наследство, которое могут родители передать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. Воспитание ребёнка в контексте традиционных религиозных ценностей, в атмосфере православной церкви — задача сверхсложная.

Имеется огромный корпус христианской литературы, а в том числе и передающей опыт христианского воспитания детей. Но слишком часто оказывается, что традиционные методы, при всей их несомненной верности, сегодня должным образом не действуют: настолько быстро и резко меняются условия жизни.

Мнение о том, что в государственной школе дитя непременно испортится, а в православной обязательно станет добрым и верующим, по меньшей мере нужно назвать наивным. На самом деле, в государственной школе многие дети проявляют себя гораздо лучше, чем в православной гимназии. Взрослые должны допускать мысль, что не всем детям показано обучение в православной школе, должны постоянно заботиться о том, чтобы у детей в стенах школы было некое пространство для подвига, для выражения своих чувств и взглядов.

Православное воспитание призвано формировать личность, свободно следующую по путям правды, которые она любит и вне которых себя не мыслит. В детях нужно воспитывать волю, направленную к добру. В каждом случае интуиция и рассуждение, диктуемые любовью и поддерживаемые Божией помощью, должны подсказать родителям меру свободы и меру разумного принуждения и надзора. Там, где этой меры нет, последствия бывают печальными.

Воспитание в детях сознания того, что они принадлежат к особому церковному организму и к особой культуре, не должно вызывать у них презрения или осуждения других; оно должно определяться только любовью и преданностью своей Церкви. Такие чувства можно воспитать не столько наставлениями, сколько установленным в доме порядком, семейной атмосферой, которая питалась бы православными обычаями и установлениями.

Для христианина неизбежна теснота жизненного пути. Родители должны подготовить детей к такому пути и избавить их от опасности: начинать учить как можно ранее, вести учение на примерах и вести его непрерывно с последовательно возрастающей нагрузкой.

Лучшее образование, которое может дать детям и молодежи школа — это образование в них доброго и благого нрава, воспитания в духе преданности родителям и Отечеству, в духе жертвенной любви к страждущим.

Лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь Христова Православная — это чистота совести, милующее сердце и спасение души, как залог вечного спасения человека.

В нашей работе мы достигли цели — раскрыли влияние педагогических традиций православия в контексте современной концепции педагогической деятельности. Традиционная для России система образования была крепка православным укладом воспитания детей в общеобразовательной школе. Отсюда родители учились смотреть на детей, как на дар Божий. Отсюда дети учились с почтением относиться к своим родителям. Отсюда нравственный авторитет педагога и доверие родителей к школе. Традиционное воспитание делает человека патриотом, любящим свой народ и Отечество. Церковь, семья и школа, помогая друг другу, решали самую трудную на земле задачу — задачу правильного воспитания детей и молодежи. Церковь учила детей чтить отца и мать, а в школе обучением умножать таланты, данные от Бога. Семья воспитывала чувство благоговения к Церкви, ко всякой святыне и чувство ответственности перед школой, дающей знания, умения и навыки к дальнейшей благоуспешной жизни. А школа, в свою очередь, давая детям религиозно-нравственное воспитание, помогала и семье, и государству воспитывать молодое поколение граждан России добрыми сынами и дочерьми Церкви и Отечества.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagogicheskie-traditsii-hristianstva/

  1. А. Декоппет «Проповеди для детей». Общество любителей православной литературы. Издательство им. Свт. Льва, 2002. — 152с.

  2. Архиепископ Дмитрий «Российская православная традиция и воспитание подрастающего поколения ». Сибирская православная газета №5, 2004.

  3. В какой школе учиться ребёнку? Под. Ред. А. В. Блинского. Издательство «САТИСЪ», 2007. – 64с.

  4. Вишленкова Е. А. «Заботясь о душах подданных: православная школа в России первой четверти XIX в.». Журнал «Педагогика», № 2, 2002. – с. 49-53.

  5. Диакон Вадим Гупало «Знание о православии – в основы образования». Образование и православие, 2007.

  6. Евангелие от Матфея [электронный ресурс]

  7. Игумен Георгий (Е. В. Шестун) «Духовно-нравственное становление личности в православной традиции». Журнал «Педагогика», № 4, 2006. – с. 53-61.

  8. Игумен о. Владимир (Перевертайло) «Методологические основания духовно-нравственного воспитания в православной педагогике». Журнал «Педагогика», № 5, 2007. – с. 76-84.

  9. Куломзина С. С. «Наша церковь и наши дети». – М., Мартис, 1993. – 190с.

  10. Куприна Л. С., Бударина Т. А., Маркеева О. А., Корепанова О. Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники. – Владимир, 1995. – 184с.

  11. Митрополит Антоний (Храповицкий).

    Чтения по пастырскому богословию. — Белград, 1935. — с. 12.

  12. Педагогическая деятельность о. Иоанна Кронштадтского. В кн. Опыт православной педагогики. — М., Молодая гвардия, 1993. -95- 105с.

  13. Первое послание к Коринфянам Святого Апостола Павла 1 Кор. 3, 6.

  14. Петрунина Т.А. Рукописный журнал общества ревнителей русской философии, № 1, 2001.

  15. Протоиерей Георгий Флоровский. Пути русского богословия. -Paris, YMCA-PRESS, 1981. -502с

  16. Святой Феофан Затворник «Основы православного воспитания». Общество любителей православной литературы. Издательство им. Свт. Льва, папы Римского, 2001. — 29с.

  17. Священник Алексий Уминский. Размышления о школе и детях. [Электронный ресурс].

  18. Священник Виктор Грозовский «О православном воспитании и книгах». Издательство «Сатисъ», 2007. – 64с.

  19. Священник Михаил Шполянский «Поприще, дарованное нам Богом». Христианское воспитание детей в современном мире. – М., ОБРАЗ, 2005. – 128с.

  20. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий «Беседы о православном воспитании детей». Свято-Елсаветинский женский монастырь, г. Минск, 2004. – 79с.

  21. Янушкявичюс Р. В., Янушкявичене О. Л. Основы нравственности: Учебное пособие для школьников и студентов. – 4-е изд. – М., ПРО-ПРЕСС, 2002. – 456с.