Личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, общественных и природных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям.
Человек выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Но это развитие происходит под чьим-то непосредственным руководством. Таким руководителем является педагог. Он работает над формированием и внедрением передовых технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.
Поэтому можно считать, что педагоги — это люди особые. И здесь не имеется в виду «урокодатель», приходящий в аудиторию с определенным запасом знаний и умений, необходимых для проведения урока, а за дверями учебного заведения забывающий об учениках и проблемах учебного заведения.
Педагог — это состояние души. Он учит детей всему, что сам знает и умеет, он общается с ними и с коллегами по работе, организуя школьную жизнь своих воспитанников, закладывает интеллектуально-нравственный потенциал будущего нашей страны. Он делает все это потому, что обучен профессионально, компетентно осуществлять педагогическую деятельность, т.е. решать многочисленные и сложные педагогические задачи.
Все это можно сказать про педагога-творца, подвижника, живущим своим творчеством, как живут им люди настоящего искусства. Для настоящего творца не важно, какие социальные катаклизмы происходят в обществе. Для него важен сам процесс творения, создания произведения, отражающего его сущность, мысли, видение мира.
Поэтому и является актуальностью на данном этапе развития общества то, что педагог не только организатор образования, но и воспитания социально-значимой личности.
Для написания курсовой работы была использована следующая литература:
Педагогическое творчество учителей и воспитателей является одним из основных направлений совершенствования современной системы образования и главным условием повышения ее эффективности. В сборнике научных статей «Формирование творческой личности учителя» помещены статьи, посвященные методологии педагогической деятельности, проблемам педагогических знаний и педагогических умений, технологии и культуры педагогического труда. В публикациях педагогов-исследователей освещается опыт работы по формированию творческой личности учителя и ученика.
Огромный интерес представляет учебное пособие В.А. Мижерикова и М.И. Ермоленко «Введение в педагогическую деятельность». Пособие относится к числу актуальных и современных учебных книг, выходящих в связи с переходом на новое содержание педагогического образования и введением в действие новых государственных стандартов педагогического образования, отражает современные требования к одноименному курсу.
Изучение психолого-педагогических особенностей личности тренера
... Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика личности тренера 1 Понятие о личности Существующие понятия "личность" и "человек" ... личности тренера? Как воспринимают личностные особенности тренера его воспитанники? Какими важными чертами должен обладать тренер как педагог? Изучение личности тренера ... понимания материала учениками зависит от энергичности учителя и его манеры изложения материала; ...
В учебнике для студентов высших учебных заведений «Педагогическая психология» освещается современные подходы к психологическим проблемам воспитания и обучения, выражающиеся в характеристике предмета, задач, принципов и методов педагогической психологии как науки и сферы практической деятельности. Большое внимание уделяется связи образования и культуры, философско-психологическим основам и принципам построения образовательного процесса, роли психолога, работающего с детьми, педагогами, управленцами, родителями.
Огромное внимание следует уделить учебному пособию «Введение в педагогическую деятельность». Здесь раскрывается сущность педагогической деятельности, ее гуманистическая природа, социальная роль и образовательные функции; определяются профессионально значимые качества личности педагога. Читатель узнает о различных видах педагогических учебных заведений, о возможностях получения образования, профессионально-личностного роста педагога и его творческой самореализации.
В пособии М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой «Организация воспитательного процесса в школе» раскрываются основы организации воспитательного процесса и технология воспитания учащихся в современной школе. В книге нашли отражение как теоретические вопросы, так и формы и методы воспитательной работы с учащимися. Особое внимание уделяется методике работы педагога, классного руководителя, являющихся ключевыми фигурами в воспитательном процессе.
В данной курсовой работе были рассмотрены две статьи из периодической печати. Это — В.А. Адольф «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя» и И.И. Бондарь «Учитель — это состояние души», а также многие другие книжные издания.
Цель исследования — изучить личность педагога как организатора и воспитателя личности учащегося и определить состояние его профессиональной компетентности.
Объект исследования — педагогический процесс, который включает в себя обучение и воспитание.
Предмет исследования — личность педагога, его профессиональные качества.
Задачи исследования:
- показать, что педагог является центральной фигурой в образовании учащегося;
- рассмотреть взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога;
- охарактеризовать воспитание как специально организованную деятельность педагога по достижению цели образования учащихся;
- разработать профессионально значимые модули в профессиональной подготовке учителя;
- раскрыть профессиональную компетентность педагога, занимающего главное ведущее место в условии учебного учреждения.
Глава 1. Теоретические основы педагогической организации образования и воспитания личности учащегося
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ...
... воспитания. Исследование окажет практическую помощь классному руководителю, организатору внеклассной работы, школьному психологу, учителю в организации и проведении нравственно - правового воспитания. Этапы исследования: I этап. Изучалась проблема исследования правового воспитания старшеклассников в деятельности школьного педагога 1) анализ психолого-педагогической ...
1.1 Педагог как центральная фигура в образовании учащегося
Учитель в рамках традиционного подхода к образованию, обучению и воспитанию рассматривался всегда как субъект педагогической деятельности. Ведь деятельность педагога прямо либо опосредованно влияет на постигающего содержание образования учащегося, на развитие его личности. До недавнего времени отношения в системе «учитель — ученик» характеризовались только как субъект — объектные. Учитель учит, воспитывает, то есть воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности, основной функцией которой является пропаганда культуры, знаний, приобщение к ним подрастающих поколений. Ученик — воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Однако, как показывают специальные исследования и наблюдения за педагогической практикой, результаты, казалось бы, правильных педагогических воздействий одного и того же учителя на разных учащихся тоже разный и не всегда эффективный. Развитие психолого-педагогической теории создало предпосылки для понимания важного положения о том, что «всякое знание может быть только субъективным, личностным, охватывать не только образ мира, но и образ действий в этом мире»[8, с. 9].
Иными словами, ребенок как растущий человек, формирующаяся личность не может быть пассивным объектом, в который как бы «вливают» содержание образования и приучают к тому или иному типу поведения. Всякий человек учится сам. Знания, истины, мировоззрение не передаются в готовом виде, они должны пройти через сознание приобщающегося к образованию человека и стать его частью, внутренним содержанием его духовного мира. Поэтому каждому педагогу важно осознать сегодня основной постулат нового педагогического мышления — ребенок не только и не столько объект, сколько субъект обучения и воспитания. Для него как для субъекта педагогического процесса, в котором он образовывается, должна быть создана естественная здоровая среда, в которой не разрушалась бы его биологическая и психическая натура и в которой он мог бы сформироваться в целостную нравственную и творческую личность. Этой средой являются отношения в системе «учитель — ученик», которые характеризуются как «субъект — объект — субъектные». Образование человек получает сам — он овладевает знаниями, умениями и навыками, творческими способностями, нравственно-эстетическими взглядами, мировоззрением. Но этот процесс осуществляется через его отношения с другими людьми (в школьной системе образования в основном — с педагогами), через общение с ними, через диалог. Ведь культура всегда персонифицирована в другом человеке: родителях, старших братьях и сестрах, и особенно — учителях. Учитель — это человек, которого общество уполномочило профессионально осуществлять образовательную деятельность, способствовать личностному развитию ребенка как потенциального гражданина, предоставило возможность специальной подготовки к осуществлению этой жизненно важной для всех живущих на Земле профессии.
Обучение как способ организации педагогического процесса
... особенно актуальными. 1. Обучение как способ организации педагогического процесса Обучение – самый важный и надёжный способ получения систематического образования. Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемой педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное ...
Поэтому процесс обучения учащихся в школе протекает под руководством учителя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Учитель ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым, обеспечивая поступательное движение мысли ребенка по пути познания. Он же и создает необходимые условия для успешного протекания учения: отбирает содержание в соответствии с поставленными целями; продумывает и применяет разнообразные формы организации обучения; использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся.
Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирование, организацию, регулирование (стимулирование), контроль, оценку и анализ результатов.
Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Составлению планов предшествует длительная кропотливая работа. Она в себя включает: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, состояния материальной базы и методического оснащения, своих личных профессиональных возможностей; определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач, исходя из дидактической цели урока и сформированности класса как коллектива; отбор содержания: продумывание форм и методов ведения урока, конкретных видов работ и т.п.
Педагог, организовывая деятельность учащихся, ставит перед ними учебные задачи, в которые включает и создание благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др. Современная дидактика рекомендует правила выдвижения познавательных задач (М.А. Данилов):
Ø познавательная задача должна вытекать из предметного содержания, чтобы сохранялась система знаний и логика науки;
Ø необходимо учитывать актуальный уровень развития учащихся и их подготовки, чтобы создавались реальные условия для выполнения задачи;
Ø задача должна содержать в себе информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов;
Ø к осуществлению предметной деятельности учащихся необходимо расположить (создать положительную мотивацию);
Ø нужно научить учащихся решать задачу, вооружить их необходимыми способами, сначала вместе с учителем, затем в коллективной работе, постепенно переводя в план самостоятельных индивидуальных действий [11, с. 195].
Мотивация деятельности личности в организации
... объясняют поведение и активность человека. Рассмотрению всех этих факторов и посвящена данная работа. 1. Мотивация деятельности личности в организации 1.1 Формы и факторы мотивации персонала в организациях Мотивационная ... творчества, терпимость компании к риску и потенциальным ошибкам, наличие вероятности обучения. Сотрудник мотивирует повышение квалификации возможностью увидеть новые грани. Такой ...
Учитель должен регулировать и корригировать процесс обучения на основе непрерывного текущего контроля, т.е. получения информации о ходе научения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Результаты текущего контроля, осуществляемого в форме простого наблюдения, устных и письменных опросов, проверки классных и домашних самостоятельных работ и с помощью других приемов и методов, учитываются педагогом как непосредственно на данном занятии, так и в перспективе. Это могут быть замедление или ускорение темпов учебной работы, уменьшение или увеличение объема предлагаемых видов работ, внесение изменений в порядок изложения материала, наводящие вопросы и дополнительные разъяснения, предупреждение затруднений и т.п. Особое место на этом этапе деятельности учителя занимает стимулирование активности и самостоятельности учащихся.
Регулирование и корригирование процесса обучения с использованием средств стимулирования обеспечиваются не только продуманной системой оценивания, предполагающей подбадривание, воодушевление, вселение уверенности в собственных силах и учебных возможностях, увлечение перспективами, порицание и т.п., но и использованием системы отметок, срабатывающей особенно на начальном этапе обучения. Большие стимулирующие возможности заложены и в формах, и методах педагогической деятельности (учебные дискуссии, конференции, обсуждения рефератов, парно-групповые способы обучения, взаимопроверки и т.п.).
Неотъемлемыми структурными компонентами педагогического воздействия на ученика являются действия контроля, оценки и анализа результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ, которые осуществляют учащиеся в процессе обучения, формируются на основе наблюдения аналогичных обучающих действий педагога. Формированию этих действий способствуют приемы привлечения учащихся к наблюдению деятельности своих сверстников, организация взаимоконтроля, взаимооценки и взаимоанализа результатов деятельности на основе установленных критериев [11].
И завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Он осуществляется с позиций достижения в единстве образовательных, воспитательных и развивающих целей, а также способов и условий их достижения. При этом необходимо исходить из требований принципа оптимальности, учитывая, что требуемый результат может достигаться и за счет перегрузки как учащихся, так и педагога. Анализ должен выявить причины недостатков в обучении и основания успехов, наметить пути дальнейшего педагогического взаимодействия в рамках процесса обучения.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что центральной фигурой в образовании учащихся является педагог. Учитель учит, воспитывает, и тем самым воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности. Ученик — воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, и у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Целенаправленное воздействие педагога на личность ребенка, благотворно сказывается не его умственное развитие и его образованность.
Воспитание и развитие личности ребенка
... свойств и качеств. В других же работах слово «воздействие» как неблагозвучное и якобы ассоциирующееся со словом «понуждение» опускается и воспитание трактуется как руководство или управление развитием личности. ... ином возрасте, нельзя хорошо осуществлять воспитание. В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ...
2 Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагога
Четыре тезиса постоянно прослеживаются в мировой педагогической литературе ХХ века: обучение — это и есть хорошо организованное воспитание; целью обучения является воспитание гармоничной личности; развивающее обучение — условие и результат воспитывающего обучения; активность личности в обучении основывается на активности ребенка в его собственном воспитании (ребенок — объект и субъект воспитания в такой же мере, как объект и субъект обучения).
Одновременно в мировой педагогической литературе провозглашаются и реализуются идеи, которые раскрывают взаимосвязь обучения и воспитания.
А. Дистервег в основу воспитывающего обучения положил идею самоуправляемости и саморазвития личности воспитанника: «Главным же средством, ведущим к этому, является самодеятельность, благодаря которой человек развивает свои внутренние силы и формируется» [5, с. 64].
Идея активного руководства воспитанием личности в обучении постепенно заменяется концепцией активной позиции ребенка в его становлении и развитии. Теория рефлексивной педагогики и бихевиоризма заменяется концепцией мотивационной педагогики. Предельная идеализация обучения в США, увлечение интеллектуальной стороной обучения свели воспитывающее обучение к формировании культуры умственного труда, целенаправленному воспитанию наблюдательности, такта, мышления и других сторон интеллекта.
В настоящее время можно определить опорные позиции обучения и воспитания с учетом ориентации на мировую педагогическую мысль: целью образования можно считать воспитание творческой личности с развитыми дарованиями и способностями, которая может в дальнейшем самостоятельно развивать и воспитывать себя. Отсюда и вытекают основные педагогические установки:
- Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося.
- Активность воспитанника в обучении и воспитании должна строится на педагогике сотрудничества в обучения, на взаимосвязи воспитания и самовоспитания в воспитательной работе.
- Естественные науки служат формированию творческого мышления, а гуманитарные — воспитанию гуманизма, ответственности, демократизма, самокритичности и требовательности к себе, обеспечивать самопознание и самотворчество.
- Обучение и воспитательная робота имеют общий стержень — формирование интегративных качеств личности, совокупность которых отражена в соответствующих картах воспитанности учащихся.
- Ведущими условиями, связывающими обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразие деятельности, психологический подход в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами. Но одновременно педагог четко определяет отрицательные факторы, которые мешают воспитанию целостной, гармоничной личности:
- «свободное предпринимательство не имеет ничего общего с моралью» [1, с. 65];
- главный тезис рынка отрицает главный принцип гуманистической морали;
- рынок не способен обеспечивать ни гармоническое, ни гуманистическое развитие личности;
- пути экономического развития в развитых странах противоречат интересам развития всей цивилизации.
Таким образом, опираясь на теоретические работы в мировой педагогике, можно создать модель факторов, обусловливающих эффективность учебно-воспитательных процессов в национальной школе.
Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся
... какие виды труда необходимо вовлекать учащихся? трудовая деятельность учащихся, связанная с учебными занятиями. Значительное место в трудовом воспитании и обучении занимает ручной труд в начальных ... В.А. Сухомлинским, А.А.Шибановым, М.У.Пискуновым. В педагогике детально раскрывается функции трудового воспитания в развитии личности и её нравственном формировании. Частности, обращается внимание на ...
Первая группа факторов — это факторы, которые необходимо использовать, создавая национальную систему образования и воспитания.
Вторая группа — это педагогические факторы, которое необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе. Естественно, что первая и вторая группы факторов связаны между собой логически и содержательно, а поэтому воспитательный процесс в учебном заведении обязан учитывать социальные факторы, но не переносить их механически, а обеспечивать их педагогическое применение в конкретной жизни школы.
Главною функцию развития духовного мира учащегося несут гуманитарные дисциплины, причем каждый учебный предмет имеет свое основное воспитательное назначение при этом история играет роль интегрирующего предмета, объединяющего воспитательное значение других гуманитарных дисциплин, связывающую обучение и воспитание. Литература обеспечивает цельное восприятие личности другого человека, побуждая к самопознанию, сравнению себя с другими, выступает как мотивированный компонент самовоспитания и самообразования. Цикл эстетических дисциплин развивает общую эмоциональную восприимчивость и на этой основе учит наблюдательности, культуре обучения, восприимчивости переживаний людей, побуждает к сопричастности, сопереживанию, состраданию.
Весь эстетический цикл связывается с естественным через анатомию и физиологию человека и внеклассную работу по предмету. Однако необходимым элементом гуманизации образования является курс психологии, лежащей в основе современного человекознания. А это обеспечивается через воспитательную работу.
Для воспитания личности в процессе обучения необходим диагностический подход. В этом отношении можно использовать разные виды диагностики обучаемости и воспитанности учащихся.
Педагог должен быть поставлен в позицию исследователя, тогда, естественно, он начинает ориентировать свою учебную работу на воспитание личности учащегося [1, с. 66].
«Музыкальное развитие ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство ...
... развитии Определить важность музыкального развития ребенка в ДМШ и ДШИ, как средство гармоничного воспитания его личности. ... воспитания ребенка, она положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение ... ребенком творческие задания, то возникает поисковая деятельность, требующая умственной активности. Например, в пении ребенок ...
Поэтому упущения в учебно-воспитательном процессе порождают трудновоспитуемость, а затем она становится доминирующей. Необходимо в человеке воспитывать стержни противостояния злу, негативным влияниям. Это достигается через имеющиеся качества человека.
Возникает необходимость изучения воспитанности учащегося. Само изучение можно разбить на несколько этапов:
-й этап — осмысление педагогом целей и задач воспитания, конкретизация их, анализ программы и процедуры изучения. На этом этапе необходимо проводить научно-методические семинары, на которых педагоги знакомятся с сущностью и методикой диагностического подхода к изучению воспитанности учащихся.
-й этап — составление предварительной характеристики воспитанности учащихся классным руководителем.
-й этап — привлечение к анализу воспитанности самих учащихся, актива класса, родителей и педагогов, побуждающие учащихся к самоанализу, к самооценке и самоконтролю. Здесь формируется общественная самооценка и согласовываются позиции всех участников учебно-воспитательного процесса [14, с. 67].
Можно вести педагогические дневники, в которых записываются отдельные наблюдения над воспитанниками и случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализ явлений кризиса и переломов, которые могут быть у ребят.
Классные руководители пытаются на основании изучения делать предварительные прогнозы, планируя в ходе воспитательной работы осуществить перевод учащихся с одного уровня воспитанности на другой. В целях воспитания недостающих признаков нравственного поведения привлекают к совместной деятельности педагогов, родителей, актива учащихся и самого ученика.
Однако из вышеизложенного надо отметить, что содержание деятельности классных руководителей убеждает в том, что многообразие деятельности детей, а также форм и методов воспитания используется педагогами недостаточно и это необходимо учесть впредь при организации самообразования педагогов и проведения с ними методической работы.
Основными условиями, которые связывают обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразная их деятельность, психологический подход педагога к учащемуся в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами.
.3 Воспитание как специально организованная деятельность педагога по достижению цели образования учащихся
В педагогической теории давно идет спор о том, является обучение частью воспитания ребенка или нужны какие-то специальные средства, чтобы обучение носило воспитывающий характер. Я.А. Коменский, признавая огромную воспитывающую роль обучения, не разделял обучение и воспитание. Ж.-Ж. Руссо считал основной задачей естественное воспитание и одним из средств этого считал обучение, ставя его как бы в подчиненное положение к воспитанию. И.Ф. Гербарт ввел понятие «воспитывающее обучение», рассматривая обучение как основное средство воспитания [13, с. 18].
Современный педагог системы специального образования: социальная ...
... деятельности педагога системы специального образования. 1.1Система специального образования в России. Система специального образования в России,основывалась на идеях Л.С. Выгодского, создавалась как система, ... личности педагога, так как ребенок с проблемами в развитии нуждается в постоянной психологической помощи. Оказание помощи в процессе педагогической деятельности связано с умением педагога, ...
Разрешение данного спора зависит от того, как понимать смысл воспитания. Если воспитание предполагает освоение ребенком социального опыта, то обучение является главной составляющей воспитания. Если же мы рассматриваем воспитание с позиции освоения человеком комплекса социальных ролей, то обучение — лишь средство, которое способствует этому. И чтобы расширить возможности влияния на этот процесс, необходимо при обучении постоянно уделять внимание реализации воспитывающих целей. В последние годы в педагогике в связи с этим подходом распространилось понятие «воспитывающие функции» обучения.
Целостность проявляется в единстве процессов обучения и воспитания: в процессе обучения происходит воспитание, а в процессе воспитания — обучение.
Считается, что личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не пассивное существо, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике. Оно употребляется в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой [11, с. 227].
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства, воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [15, с. 165]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другое воспитание. Целенаправленное управление процессом развития личности обеспечивает научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды; ослабляются отрицательные и неблагоприятные воздействия внешней среды; достигаются единство и согласованность всех социальных институтов; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.
Современные научные представления о воспитании сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей.
Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, которая в различных формах продолжает существовать и в настоящее время. Одним из ярких представителей этой теории был немецкий педагог И.Ф. Гербарт, который сводил воспитание к управлению детьми. Цель этого управления — подавление дикой резвости ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону»; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Гербарт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения [11, с. 228].
Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникает теория свободного воспитания, выдвинутая Ж.-Ж. Руссо. Он и его последователи призывали уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. Эта теория также нашла своих последователей в различных странах мира как теория стихийности и самотека в воспитании. Она оказала определенное влияние и на отечественную педагогику.
Поэтому в настоящее время опыт лучших учителей и педагогических коллективов, основополагающие документы ориентируют педагогов на гуманизацию воспитания детей, на развитие их самостоятельности и самоуправления.
Сейчас интенсивно развивается педология, дающая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создает условия для дифференциации обучения и воспитания. Поэтому устремления воспитательных учреждений вызывают восхищение и привлекают внимание всего мира. Но гуманистический расцвет педагогики не может продолжаться долго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начинают преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.
Таким образом, воспитание является организованной деятельностью педагога по достижению цели образования учащихся. Так как в проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.
Глава 2. модель современного учителя, требования к нему
2.1 Профессионально-значимые модули в профессиональной подготовке учителя
педагог воспитание профессиональный компетентность
Личность, организующая и реализующая учебно-воспитательный процесс в школе, это учитель. Можно сказать и так: учитель (педагог, преподаватель, наставник, мастер) — человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью. Здесь следует обратить внимание на слово «профессионально». Непрофессионально педагогической деятельностью занимаются почти все люди, но только учителя знают, что, где и как нужно делать. Для рассмотрения профессиональной подготовки учителя можно представить модель современного учителя, которая будет отражать все модули профессиональной подготовки учителя (См. Приложение).
Объективно-необходимый модуль.
Для продуктивной педагогической деятельности каждый педагог должен владеть конкретными знаниями, а также для его работы необходимы определенные умения и навыки.
Знания — это результат процесса познания человека, определяющий фактор культуры его труда, особенно труда педагогического. Современному учителю необходимо в совершенстве владеть преподаваемыми дисциплинами, знать их теорию, основы теории смежных предметов.
Он должен обладать общенаучными знаниями, физиологическими, психическими, педагогическими и методическими .
К общенаучным знаниям относятся философские, экономические, социально-правовые, этические, определяют методологическую основу предметных знаний и углубляют их.
Физиологические и психологические знания предполагают довольно обширные представления учителя о возрастных особенностях развития организма школьника, познания закономерностей школьников старшего возраста, сензитивных и критических периодов возрастного развития, знания особенностей воспитания и обучения, психологических особенностей педагогической деятельности и психологии личности самого учителя.
Педагогические и методические знания включают в себя хорошее владение вопросами истории педагогики, вопросами философии педагогики, особенностями теории воспитания и обучения, школоведения. Особенно важны нормативные знания педагогики, определяющие сущность учебно-воспитательного процесса, основные категории педагогической науки, закономерности и принципы деятельности учителя.
Продуктивная деятельность педагога, как уже было отмечено ранее, включает в себя также умения и навыки. К ним относятся познавательные умения, организаторские, информационные, конструктивные, коммуникативные и исследовательские [4].
Познавательные умения, Информационные умения., Конструктивные умения
Аналитические умения — это один из критериев педагогического мастерства, ибо с их помощью извлекаются знания из практики. Через аналитические умения проявляется обобщенное умение педагогически мыслить. Такое умение состоит из ряда частных умений: расчленять педагогические явления на составляющие элементы (условия, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.); осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами; находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы. Закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления; правильно диагностировать педагогическое явление; находить основную педагогическую задачу и способы ее оптимального решения.
Прогностические умения представляют собой выдвижение педагогических целей и задач, отбор способов достижения педагогических целей, предвидение результата возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического процесса, распределение времени, планирование совместно с учащимися жизнедеятельности. Их, в зависимости от объекта прогнозирования, можно объединить в три группы: 1) прогнозирование развития коллектива: динамики его структуры, развития системы взаимоотношений, изменения положения актива и отдельных учащихся в системе взаимоотношений и т.п.; 2) прогнозирование развития личности: ее личностно-деловых качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии личности. Трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками и т.п.; 3) прогнозирование педагогического процесса: образовательных, воспитательных и развивающих возможностей учебного материала, затруднений учащихся в учении и других видах деятельности; результатов применения тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания и т.п.
Проективные умения включают: 1) перевод цели и содержания образования и воспитания в конкретные педагогические задачи; 2) учет при определении педагогических задач и отборе содержания деятельности учащихся их потребностей и интересов; 3) планирование индивидуальной работы с учащимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии их способностей, творческих сил и дарований и т.д.
Рефлексивные умения имеют место при осуществлении педагогом контрольно-оценочной деятельности, направленной на себя. Для эффективного осуществления контроля педагог должен быть способен к рефлексии, позволяющей разумно и объективно анализировать свои суждения, поступки и в конечном итоге деятельность с точки зрения их соответствия замыслу и условиям.
Коммуникативные умения
Перцептивные умения: 1) воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению, получаемых в ходе совместной деятельности; 2) глубоко проникать в личностную сеть других людей; устанавливать индивидуальное своеобразие человека; на основе быстрой оценки внешних характеристик человека и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека; 3) определить, к какому типу личности и темперамента относится человек; по незначительным признакам улавливать характер переживаний. Состояние человека, его причастность или непричастность к тем или иным событиям; 4) находить в действиях и других проявлениях человека признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом; 5) видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека.
Умения педагогического общения . На этапе моделирования предстоящего общения педагог опирается прежде всего на свою память и воображение. Он должен мысленно восстановить особенности предыдущего общения с классом и отдельными учащимися, при этом помнить индивидуальные особенности, проявляющиеся в их реакциях и поведении. Воображение на этом этапе проявляется в умении ставить себя на место другого человека.
Организация непосредственного общения требует владения умением осуществлять коммуникативную атаку, т.е. привлекать к себе внимание. В.А. Кан-Калик описывает четыре способа привлечения внимания другого субъекта общения: речевой вариант (вербальное обращение к учащимся); пауза с активным внутренним общением (требованием внимания); двигательно-знаковый вариант (развешивание таблиц, наглядных пособий, запись на доске и т.д.); смешанный вариант, включающий в себя элементы трех предыдущих [4].
Педагогическая техника представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых для педагогического стимулирования активности, как отдельных учащихся, так и коллектив в целом: умения выбрать правильный стиль и тон в общении с воспитанниками, управлять их вниманием, чувство темпа и др.
Кроме названных умений и навыков педагогической техники, необходимо отнести следующее: управлять своим телом, снимать мышечное напряжение в процессе выполнения педагогических действий; регулировать свои психические состояния; вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.; владеть техникой интонирования для выражения разных чувств (просьба, требования, вопроса, приказа, совета, пожелания и т.п.); располагать к себе собеседника; образно передавать информацию и др.
Исследовательские умения —
Таким образом, объективно-необходимый модуль, который включает в себя знания, умения и навыки, необходим каждому профессионально-творческому педагогу. Знания закладывают прочную основу для развития умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности, а также модули личностных качеств учителя, потому что знания способствуют повышению не только профессионального, но и общекультурного уровня педагога, а следовательно, и развитию его личности.
Культурологический модуль,
«Культура (лат. cultura — возделывание, обрабатывание) — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.» [6, с. 68].
Культура личности складывается из знаний, умений, ценностных ориентаций, потребностей и проявляется в характере ее общения и созидательной деятельности. Культура личности — это гармония культуры знания, творческого действия, чувств и общения. Культура человека — это гармония его внутреннего мира и внешней деятельности.
По своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры, и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида.
Внутренняя культура, Внешняя культура
Одним из составных элементов общей культуры является профессиональная культура личности. Под профессиональной культурой понимается определенный уровень способностей, знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения специальной работы. Профессиональная культура включает в себя общие представления о социальной значимости конкретного вида труда, представление о профессиональном идеале, путях и средствах его достижения, развитое чувство профессиональной гордости, профессиональной чести и ответственности. Общая культура и профессиональная культура личности взаимосвязаны и влияют друг на друга.
Педагогическая культура — это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса. Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей.
Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.
Культура педагогического труда — является неотъемлемой частью общей культуры. Компонентами культуры педагогического труда являются: а) учет психологических аспектов урока, б) характер требований учителя к учащимся, в) создание эмоционально-интеллектуального фона урока, г) темп урока, д) самоконтроль урока, ж) качественная сторона урока, з) чувство юмора [4].
Таким образом, учитель является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности.
Модуль качеств личности.
Данный модуль включает следующие качества личности педагога: личностно-этические, индивидуально-психологические и профессионально-педагогические.
Личностно-этические качества, Индивидуально-психологические качества, Профессионально-педагогические качества
Таким образом, модель современного профессионального учителя складывается из нескольких модулей: объективно-необходимого, культурологического и модуля качеств личности. В свою же очередь, они представляют профессионального педагога как всесторонне развитую, организованную, культурную личность, которой присущи совокупность многочисленных качеств, таких как: коммуникативность, педагогический такт, педагогический долг, ответственность и др., а самым главным из них будет педагогическое призвание. Основой педагогического призвания есть любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств педагога.
.2 Профессиональная компетентность педагога, занимающего главное ведущее место в условии учебного учреждения
Компетенция — категория педагогическая. Педагог, ею обладающий, — это специалист, имеющий основательные знания в каком-либо предмете школьного курса обучения. Компетенция будущего педагога формируется в процессе профессиональной подготовки и специализации в определенной области знаний — основ той науки, которую ему предстоит преподавать [2, с. 72].
Необходимо отметить важное значение стандартизации высшего педагогического образования. Проблема эта заслуживает особого внимания, так как на базе стандартов создается новое методическое обеспечение по всем учебным дисциплинам. Анализ первых вариантов стандартов показывает, что при всем желании составителей наполнить их гуманистическим содержанием преобладает все же сциентистская направленность, т.е. ориентация на систему научных знаний. При создании же механизма оценки соответствия педагога, скажем, нормам математического образования (предметной, методической компетентности) принимается во внимание только способность его «доказывать что-либо» или «давать определение понятию» и т.п.
Психологические предпосылки такой деятельности, а также достижения педагога в развитии психических познавательных процессов или базового пространственного опыта (психолого-педагогической компетентности) обычно не учитываются или даже игнорируются. Приходится констатировать, что психолого-педагогические знания, которые могли бы помочь учителю в его преподавательской работе, не дают желаемого результата, ибо не обогащены современными теоретическими представлениями, не подкреплены инновационными подходами к содержанию образования, технологиям и методам учебно-воспитательной деятельности.
Технологии обучения занимают промежуточное положение между теорией и практикой. Своим появлением они обязаны необходимости решения усложнившихся задач, что предполагает инструментальное систематизирование способов и средств педагогического управления учебным процессом Теория обучения раскрывает связи между закономерностями познания и организацией этого процесса.
Гуманизация педагогического образования требует поиска таких технологий обучения, овладев которыми педагог сумеет занять позицию субъекта обучения. Это способствует становлению личности, самостоятельному определению своего образовательного пути и выбору сферы профессионально-педагогической деятельности, что невозможно без персонализации профессиональной подготовки [3].
Формируя профессиональную компетентность на основе новых технологий, можно руководствоваться такими требованиями:
) альтернативность действий педагога и учащихся, свобода выбора;
) возможность выбора целей, содержания, средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности в качестве учителя педагога-исследователя и др.;
) оптимальность, т.е. соответствие выбора целям профессионально-педагогической подготовки, осознанность профессионально-личностного развития педагога в процессе самообучения, определенность условий и сферы выбора, способствующая самопознанию профессионально-педагогических способностей, интересов и самораскрытию творческого потенциала;
4) наличие вариантов для реализации целей профессионально-педагогического образования;
) возможность переориентации в выборе путей профессионально-педагогической подготовки;
) системность, реализуемая в последовательности актов выбора и действий по реализации принятого решения [12, с. 147].
Цель предлагаемой технологии обучения — не только усилить самостоятельность педагогов и стимулировать их профессионально-педагогическое и личностное самоопределение, творчество, но и повысить ответственность за самообучение, педагогическую деятельность, стимулировать процесс самостановления нестандартного педагога-профессионала, интересного для детей человека, т.е. развить компетентность в общении.
На основании выше сказанного можно сформулировать принципы организации учебного процесса в условиях выбора:
) избыточность и вариативность содержания образования в зоне актуальных ценностных ориентаций педагогов и запросов педагогической практики;
) преемственность в усложнении требований путем расширения границ выбора возможностей выхода за его пределы;
) свободный, но ответственный выбор образовательно-профессионального «маршрута» в рамках обучения отдельной учебной дисциплине [2, с. 73].
Особая роль в формировании компетентности педагога принадлежит современным информационным технологиям. Объясняется это огромным информационным потоком, обрушившимся на современное сообщество, и необходимостью уметь выбрать из массива знаний то, что нужно как для учащегося, так и для педагога.
В профессиональной подготовке надо использовать такие педагогические информационные технологии, которые интегрируют идеи информатизации учебного процесса, а также моделирования процессов использования новых информационных технологий (НИТ) и профессиональной деятельности специалиста. Умение использовать НИТ в педагогической деятельности — это не только общественная ценность, но и личностно значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотивационное стимулирующее значение. Обладатель этой интеллектуальной собственности должен стремиться к выработке навыков ориентации в информационной среде. Таким образом, «информационные умения» отодвигают на задний план традиционные «трудовые навыки».
Важное значение имеют самоорганизация информации, а также наличие вариантов ее использования. Суть в том, чтобы обучаемый научился преобразовывать постоянно идущие от внешних источников управляющие команды с учетом самоорганизации собственной системы мышления, опираясь на свои внутренние силы. Цель организации обучения на таких принципах состоит в том, чтобы перевести решение типовых профессиональных задач с медленного многошагового сознательного уровня на условно-рефлекторный, динамичный, когда эти задачи решаются за один шаг работы памяти. В таком случае продуктом деятельности мышления становится системно-структурированное актуальное информационное поле. Основная задача его создания состоит не в разделении объектов на классы, а в обнаружении и узнавании отдельного объекта на фоне контрольно-обучающей программы [7, с. 42].
Обучаемый должен быть готов к встрече с задачей любой сложности, прибегая к локальному синтезу механизма инвариантов, проявляя организующую роль. Таким образом построенная учебная деятельность в рамках установки на ведущую деятельность не привносится извне, а является объектом выбора, результатом собственной деятельности. Такой системный подход способствует формированию познавательной и профессиональной активности и позволяет развивать функциональную (предметную, психолого-педагогическую, методическую) компетентность педагога.
Возможный вариант реализации данного подхода может быть представлен следующими процедурами:
- исследовательская культурно-историческая ориентировка, в которой раскрывается и выявляется инвариант на основе выходной идеи развития дисциплины;
- доказательство теорем на трех уровнях: первый — уровень современных научных достижений; второй — использование научных достижений в прикладной науке; третий — научный анализ и объяснение различных явлений в природе и обществе;
- выбор педагогов уровня для дальнейшей углубленной самостоятельной проработки, способствующей включению в действие мотивационной сферы и актуализации собственной целевой установки;
- индивидуально-коллективная деятельность педагогов, реализующая одну из выбранных идей учебной деятельности, сопровождающаяся особым вербально-графическим моделированием учебной информации путем ее свертывания в орбитальную модель [16, с. 521].
Данная схема может быть реализована по-разному: на различных типах индивидуальных занятий; при помощи системы учебных вопросов, развивающих активность мышления; средствами педагогической техники и т.п.
Повышение качества подготовки педагога в определенной степени зависит от их умения анализировать альтернативные педагогические технологии (этапы) — информационные, операционально-деятельностные, игровые, ролевые и пр.
Чтобы эффективнее использовать информационные технологии, следует решить ряд задач, среди которых можно выделить главные. Прежде всего, необходимо программно-методическое обеспечение учебного процесса в едином информационном пространстве. Предстоит объединить аудиовизуальные и другие средства в компьютерный комплекс. Далее следует усилить деятельность ученых и практиков по созданию общего информационного пространства и формированию тезауруса, что должно привести к более детальному рассмотрению проблем, связанных с содержанием образования.
Из всего выше сказанного следует, что пора переходить на преподавание с использованием информационных технологий. Такой переход предполагает разработку информационно-компьютерной поддержки учебных курсов. При этом в едином информационном пространстве происходит естественное объединение понятийного аппарата, что позволяет глубже усваивать материал, рассматривать его во всех связях и зависимостях.
Предмет специального обсуждения — формирование профессиональной готовности педагога к работе в единой информационной среде. Здесь важно, чтобы он имел представления об информатизации образования и о возможностях использования информационных технологий в учебном процессе, а также разумно использовал традиционные и новые способы, действия, приемы, характерные для учения.
Степень готовности к использованию новых информационных технологий может быть различной: элементарная готовность, функциональная и системная грамотность [10].
Таким образом, можно сказать, что профессиональная компетентность педагога, который занимает одно из ведущих мест в условии учебного учреждения, зависит от организации учебно-познавательной деятельности самого педагога. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы он, работая в соответствии со своими способностями, особенностями личности, мог успешно овладевать теми знаниями, умениями и навыками в области новых информационных технологий, которые составляют педагогический стержень профессиональной компетенции педагога и с большим интересом умел все свои знания преподнести учащимся.
Заключение
Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цель исследования — изучить личность педагога как организатора и воспитателя личности учащегося и определить состояние его профессиональной компетентности, была достигнута.
В процессе исследования были решены поставленные задачи, в которых мы пришли к следующим выводам:
- центральной фигурой в образовании учащихся является педагог. Учитель учит, воспитывает, и тем самым воздействует на ребенка как на объект своей профессиональной деятельности. Ученик — воспринимает это воздействие, усваивает учебный материал, и у него вырабатываются определенные культурные нормы поведения и деятельности. Целенаправленное воздействие педагога на личность ребенка, благотворно сказывается не его умственное развитие и его образованность;
- обучение и воспитание взаимосвязаны между собой. Творческий поиск педагога заключается в индивидуальном подходе к каждому учащемуся. Обучение должно воспитывать творческую личность, опираясь на индивидуальные возможности, особенности и способности каждого учащегося. А основными условиями, которые связывают обучение и воспитание, являются творческая деятельность педагогов и учащихся, разнообразная их деятельность, психологический подход педагога к учащемуся в обучении и воспитании, диагностическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, а также изучение основ современной педагогики и психологии родителями, их детьми и самими педагогами;
- воспитание является организованной деятельностью педагога по достижению цели образования учащихся, так как в проводимой педагогом воспитательной работе основное место занимает организаторская деятельность, в которой он реализует весь комплекс соответствующих функций: целеполагание, планирование, координация, анализ эффективности и т. п.;
- модель современного профессионального учителя складывается из нескольких модулей: объективно-необходимого, культурологического и модуля качеств личности. В свою же очередь, они представляют профессионального педагога как всесторонне развитую, организованную, культурную личность, которой присущи совокупность многочисленных качеств, таких как: коммуникативность, педагогический такт, педагогический долг, ответственность и др., а самым главным из них будет педагогическое призвание. Основой педагогического призвания есть любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств педагога;
- профессиональная компетентность педагога, который занимает одно из ведущих мест в условии учебного учреждения, зависит от организации учебно-познавательной деятельности самого педагога. Необходимо так организовать эту деятельность, чтобы он, работая в соответствии со своими способностями, особенностями личности, мог успешно овладевать теми знаниями, умениями и навыками в области новых информационных технологий, которые составляют педагогический стержень профессиональной компетенции педагога и с большим интересом умел все свои знания преподнести учащимся.
Таким образом, из всего выше сказанного, очевидно, что прекрасным педагогом может стать только тот, чей педагогический талант будет дополнен специальным педагогическим образованием и получит развитие в практической педагогической деятельности. Настоящим педагогом может и не стать тот, кто полагается на свой педагогический талант или только на полученное им педагогическое образование.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/pedagog-kak-organizator-obrazovaniya-i-vospitaniya-lichnosti/
1.Абишева Г.Г. Взаимосвязь обучения и воспитания в творческом поиске педагогического коллектива // Формирование творческой личности учителя: Сборник научных статей. — Мн., 1993. — С. 62-71.
2.Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. — 1998. — №1. — С. 72-75.
.Бондарь И.И. Учитель — это состояние души // Адукацыя і выхаванне. — 2001. — №11. — С. 6-9.
.Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.
.Дистервег А. Избранные произведения. Сочинения, — М.: Просвещение, 1956.
.Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
.Кондратенков А.Е. Труд и талант учителя. — М.: Педагогика, 1989.
.Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. — Минск: НИО РБ, 1994.
.Мижериков В.А., Ермоленко М.И. Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений. — М.: Пед. общество России, 2002.
.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1993.
.Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М.: Школа-Пресс, 2000.
.Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.В. Клюевой. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
.Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. — М., 1993.
.Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Універсітэцкае, 1998.