В настоящее время в Российской Федерации остро стоит проблема создания в семье благоприятного климата не только для детей, но и для родителей. В последнее десятилетие теоретический и методический инструментарий педагогической психологии существенно обновился. Появились новые направления исследований законов психического развития ребенка: генетическая, дифференциальная и возрастная психология. Наследственные механизмы психики и поведения ребенка являются предметом исследования генетической психологии. Дифференциальная психология направлена на изучение индивидуальных различий между людьми, а также процессов их образования. В возрастной психологии рассматриваются вопросы психического развития личности.
Вместе с тем центральное место в структуре педагогической психологии, наряду с психологией обучения, психологией учебно-воспитательной работы с трудными детьми, психологией учителя, занимает психология воспитания. Однако в настоящее время вопросам психологии воспитания родителей уделяется недостаточно внимания. В результате в российском обществе велик процент неблагополучных семей, старшие члены которых страдают такими пороками, как, например, алкоголизм, наркомания, беспорядочная половая жизнь и др., постоянно прирастает процент детей, оставшихся без попечения родителей (так называемых «отказных»).
Например, в результате исследования, проведенного в образовательных учреждениях г. Благовещенска в 2000 году, было установлено, что только 29% детей проводят свободное время с родителями, а успехами детей в школе интересуются 12% родителей[1].
Ректор Московского Гуманитарного Университета, профессор И.М.Ильинский называет в качестве причин, актуализирующих проблему воспитания, следующие: возникновение в России катастрофической педагогической ситуации, разрушение системы традиционных ценностей, появление феномена бездуховности, активное навязывание обществу западных ценностей, низкая оценка роли воспитания в становлении личности современных детей[2].
Проблемой воспитания родителей занимался Д.Я. Райгородский, объединивший на страницах хрестоматии «Родители и дети»[3] основные концепции проблемы воспитания родителей, а также различные модели воспитания детей. На примере финского опыта развития указанной проблемы Ю. Хямяляйнен раскрыл существо этого вопроса, наметил основные закономерности[4].
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПАТРИОТИЗМА В ПРОЦЕССЕ
... ознакомлению родителей с достопримечательностями города. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу и обосновать теоретические основы воспитания патриотизма у детей 6- ... дошкольного образования детей особо подчеркивается необходимость организации в дошкольном образовательном учреждении работы по воспитанию основ патриотизма у детей. Патриотическое воспитание является одной ...
Исследованиями проблемы воспитания родителей занимались также А.Адлер, Б.Ф. Скиннер, Т. Гордон, М. Джеймс, Д. Джон-гард, Х.Джинот, И.В. Гребенников, К. Юнг, Ле Шан, Ф.В. Клайн, Д.Ф. Фэй, М. Швейцер, А.Баркан, К. Бютнер, Ю.П. Азаров, Р. Кэмпбелл и др.
В настоящее время можно также наблюдать создание отечественных методик воспитания детей. В 1999 г. Министерством образования принята программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы[5].
В частности, разработчики обратили внимание на необходимость укрепления взаимодействия образовательных учреждений и семьи, содействия участию родителей в организации процесса обучения детей, усиления роли семьи в воспитании подрастающего поколения. Создатели указанной программы также констатировали важность психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания детей.
Таким образом, проблема воспитания родителей является актуальной, требующей дополнительных исследований.
В связи с изложенным, целью данной работы является рассмотрение основных концепций воспитания родителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть этапы развития семьи и функции ее членов;
- раскрыть существо проблемы психологического консультирования родителей;
- рассмотреть основные модели воспитания родителей.
Объект исследования: научные разработки по проблеме воспитания родителей.
Предмет исследования: адлеровская модель воспитания родителей, учебно-теоретическая модель, модель чувственной коммуникации, иные модели воспитания.
Глава 1. Теоретические аспекты психологического воспитания родителей
1.1 Развитие семьи: периоды, функции ее членов Как известно, семейное воспитание имеет свои особенности. Семья на сегодняшний день является важнейшим фактором развития личности. Именно здесь ребенок появляется на свет, познает мир и получает защиту.
Кроме того, семья представляет собой разновозрастную социальную группу, объединяющую представителей двух, трех, а нередко и четырех поколений. Каждое из них обладает собственными ценностями, различными идеалами, убеждениями и т.п.
Семейное воспитание охватывает значительный промежуток времени, продолжаясь всю жизнь человека вне зависимости от времени года, суток и т.д. Вследствие этого важно установить перечень направлений деятельности семейного коллектива.
В научной литературе существует множество концепций определения функций семьи.
Э.Эйдемиллер предлагает выделять следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая[6].
По мнению И.В. Гребенникова, основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная[7].
М.С. Мацковский предлагает выделять также социально-статусную функцию, сферы первичного социального контроля, сферы духовного общения[8].
Распространена также концепция выделения среди направлений деятельности семьи специфических и неспецифических. Например, к специфическим функциям семьи относятся следующие: репродуктивная, содержания детей, их воспитания[9].
К неспецифическим функциям А.Г.Харчев относит функции, связанные с приобретением и распоряжением собственностью, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению[10].
Роль семьи и школы в воспитании и развитии ребенка
... детьми; Правовое просвещение родителей; Предоставление родителям помощи в семейном воспитании; Совместная организация социальной защиты детей; Организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе. ... положение семьи еще не гарантирует надлежащего выполнения ею воспитательной функции. ... членами семей, сколько на основе его отношения к ребенку. Поэтому направленность учителя на родителей ...
Рассмотрим основные функции семьи и ее членов.
Функция продолжения рода (репродуктивная) означает, что особи человеческого рода объединяются в единую группу в целях воспроизводства себе подобных. В настоящее время вопросами репродукции заинтересовались не только ученые, но и государственные деятели. Развитие современной медицины позволяет использовать все новые и новые способы воспроизводства в целях улучшения демографической политики в России. В свою очередь, государство предпринимает меры к повышению качества жизни детей и их родителей, устанавливая дополнительные материальные стимулы рождения детей (например, финансирование материнского капитала при рождении в семье второго ребенка).
К сожалению, государство участвует не во всех сферах жизнедеятельности членов общества. Свидетельством тому может служить распространение такого направления, как чайлдфри, когда люди сознательно, без каких-либо весомых причин (состояние здоровья, возраст, наличие полового партнера) отказываются от воспроизводства потомства, либо проходят стерилизацию.
Безусловно, указанными проблемами должно заниматься прежде всего государство в лице своих органов.
Не менее важным направлением деятельности семьи является материальное обеспечение ее членов. Как известно, рождение ребенка, его воспитание, обеспечение предметами первой необходимости, обучение, медицинское обслуживание требуют существенных затрат, которые может позволить себе далеко не каждая российская семья. Остро стоит и проблема обеспечения молодых семей, способных к воспроизводству, жилыми помещениями.
Можно констатировать, что многие достижения советского периода развития российского государства в социальной сфере утрачены. Вопросы обеспечения семей жилой площадью отнесены к компетенции местного самоуправления. Однако бюджеты многих муниципальных образований в настоящее время носят дотационный характер, то есть отсутствуют средства для строительства нового жилья либо предоставления вторичного семьям с детьми. Вследствие этого молодые супруги вынуждены проживать совместно со своими родителями, бабушками, дедушками и т.д., что не всегда положительно сказывается на микроклимате в семье и воспитании ребенка.
Важное значение отведено и хозяйственной функции. Она должна реализовываться всеми членами семьи, а не была отведена только жене. Справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, младшим и старшим поколениями представляется наиболее благоприятным условием для нравственного и трудового воспитания детей.
Функция организации досуга охватывает вопросы обеспечения здоровья членов семьи, удовлетворения различных духовных потребностей. Во многих семьях отмечается подавленное состояние родителей, ощущение ими безысходности, однообразия жизни, отсутствие перспектив. Сегодня стала очевидной необходимость восстановления стабильности в семье для всех ее членов, в том числе путем поиска способов совместного проведения времени, интересных всем.
Роль и влияние родителей на воспитание ребёнка
... Воспитание и развитие в семье - это та же жизнь и наше поведение, и даже наши чувства к детям. Эти чувства сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители ... ённый характер, он ... в современной российской семье выполняет одну из самых ярких ролей в воспитании ... в воспитании и как эти особенности могут учитываться психологом в его работе. Отцовству как психологическому феномену посвящено немного работ ...
Восстановительная роль семьи обеспечивается созданием взрослыми членами семьи благоприятного климата для ребенка. Эмоциональное состояние маленьких ее членов зависит от родителей, бабушек, дедушек и т.п. Ребенок должен ощущать заинтересованность родителей его проблемами, будь то отношения с ровесниками, или успеваемость в школе.
Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Свободное время, проведенное с ребенком, должно носить и познавательный характер, и быть направленным на поддержание здоровья. В связи с этим необходимо развивать интерес ребенка к спорту, активному отдыху, путешествиям, познанию чего-то нового путем чтения, знакомства с новинками кинематографа и т.д. Однако организация досуга – это и большая ответственность. Родители должны с особым вниманием подходить к подбору литературы для ребенка, фильмов, телепрограмм и т.п.
Воспитательная функция также относится к важнейшим функциям семьи и заключается в духовном воспроизводстве населения. Когда рождаются собственные дети, понимаешь, что воспитание как предмет требовалось вводить еще в школе наряду с алгеброй, русским языком, химией. Однако воспитание – это процесс, который формируется «на собственных ошибках». Достижением современной научной литературы, безусловно, является наличие разнообразных концепций и исследований в сфере организации воспитания детей.
И.В. Гребенников выделяет три аспекта воспитательной функции семьи[11].
Во-первых, формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача старшим поколением накопленного опыта общения, развитие чувства прекрасного, умения находить общий язык с иными членами общества. Во-вторых, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. В-третьих, постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.
Успех реализации этой функции во многом обусловлен так называемым «воспитательным потенциалом семьи», который объединяет комплекс мер, определяющих педагогические способности семьи. Содержание комплекса определяют такие факторы, как образование членов семьи, уровень их духовного развития, жизненный опыт. Особое значение отведено сложившимся в семье традициям, личному примеру отца и матери.
Основные направления деятельности семьи определяют и периодизацию ее развития. В 40-х годах ХХ века в социологии, а затем и в психологии появилась идея выделения жизненных циклов в развитии семьи. Авторами введения в научный оборот понятия «цикл развития семьи» стали американские ученые Э. Дювалль и Р. Хилом, которые в 1948 году сделали доклад о динамике семейного взаимодействия на общенациональной американской конференции по проблемам семейной жизни. По их мнению, каждая семья проходит 24 жизненных цикла. Впоследствии эта теория трансформировалась, и в 60-х годах прошлого века стали выделять 7-8 стадий развития семьи.
В частности, Э. Дювалль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст): формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет; детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет; семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет; семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет; семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год; семья, «отправляющая» детей в жизнь; супруги зрелого возраста; стареющая семья[12].
«Проблеммы воспитания одаренного ребенка в детском саду ...
... затрагивающих эту тему. Правда, все они всего лишь капля в море психологических проблем, появляющихся у учителей и родителей одаренных детей в наше время, когда информация меняется каждые пять лет, ... неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера и требований деятельности, которой занимается человек, а также от условий жизни и особенно воспитания. Задатки и сами развиваются, ...
Так, например, Ю.Хямяляйнен предлагает выделять такие этапы семейных отношений, как: формирование семьи; семья, ждущая ребенка (с младенцем); семья с ребенком дошкольного возраста, семья школьника; семья с ребенком старшего школьного возраста; семья со взрослым ребенком, входящим в мир; семья среднего возраста; постаревшая семья[13].
А.Чугуева исследует такие этапы развития семьи, как: период ухаживания; совместная жизнь без детей; семья с маленьким ребенком; зрелая семья; семья со взрослыми детьми; выросшие дети покидают родителей; выход на пенсию[14].
В отечественной литературе наиболее распространенной является периодизация, предложенная Е.К. Васильевой[15].
Она выделяет 5 стадий развития семьи:
- зарождение семьи (с момента регистрации брака до появления потомства);
- рождение и воспитание детей (ограничен периодом трудоустройства первого ребенка);
- окончание выполнения семьей воспитательной функции (завершается при трудоустройстве последнего из детей);
- дети живут с родителями (до создания самостоятельной семьи хотя бы одним из детей);
- супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Таким образом, исследование проблем функционирования современной семьи и этапов ее развития является первостепенной задачей ученых и представителей общественности. Вместе с тем не вызывает сомнений тот факт, что определение содержания основных направлений деятельности семьи находится в прямой зависимости от уровня развития отдельно взятой страны.
1.2 Зарубежный опыт воспитания родителей: постановка проблемы В зарубежных странах активно развивается такое направление научных исследований, как «воспитание родителей». В конце прошлого столетия в США и ряде европейских стран назрела необходимость обучения родителей навыкам воспитания жизнеспособных поколений. Тогда в научный оборот и было введено понятие «воспитание родителей». Существо воспитания родителей неразрывно связано с развитием в отдельно взятой стране психологического консультирования. Процесс воспитания предполагает взаимодействие старших членов семьи со специалистами, специализирующимися на вопросах создания в семье благоприятного климата.
На первом этапе развития системы воспитания родителей им формально сообщались сведения о специфике воспитания младших членов семьи.
В настоящее время процесс воспитания родителей объединяет разнообразные знания в сфере педагогики, психологии, экономики, права, медицины, этики и т.д. Вследствие этого специалисты в указанной сфере за рубежом используют различные подходы: курсы, тренинги, семинары, аудиокниги, видеозаписи, посещение религиозных мероприятий и др.
Процесс воспитания родителей за рубежом имеет постоянный характер и продолжается в течение всего периода существования семьи. В результате совершенствуется личность родителей, а на их примере, положительное развитие получает и ребенок.
Р.В. Овчарова справедливо отмечает: «Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им обрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей»[16].
Психологическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии
... критериями готовности родителей к коррекционно-ориентированному воспитанию детей с нарушением являются: педагогическая грамотность, активное участие в воспитательном процессе, ценностное отношение к ребенку. 2. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии. , Общие аспекты ...
В научной литературе распространены европейские программы воспитания родителей: адлеровская модель, учебно-теоретическая модель, модели чувственной коммуникации, основанные на транзактном анализе, групповых консультаций, христианского воспитания родителей и др. Объединяет указанные модели воспитания родителей постулат – родители могут самосовершенствоваться, что является залогом успешного воспитания детей.
Т.А. Куликова является автором довольно полного исследования американского опыта воспитания родителей[17].
В США функционируют различные программы воспитания родителей, носящие комплексный характер, поскольку включают знания в сфере психологии, социологии, педагогики и др. Указанные программы направлены на повышение образовательной и педагогической культуры родителей.
В США распространен дифференцированный подход к разработке программ воспитания родителей в зависимости от особенностей семейных отношений. Например, проект «Хэд Старт» имеет целью обеспечить предоставление образовательных, медицинских услуг детям из малообеспеченных семей[18].
Начиная с 1965 года в программе приняли участие более 5 миллионов детей. В рамках программы родители привлекаются к планированию работы образовательных учреждений; приобретают навыки организации успешного домашнего образования; посещают различные психологические тренинги, помогающие им в решении различных семейных проблем. Родители занимаются с детьми как самостоятельно, так и под наблюдением специалистов. Кроме того, они принимают активное участие в образовательных мероприятиях с участием детей (посещение музеев, выставок, проведение спортивных мероприятий и т.д.).
В США также актуальны программы привлечения мужчин к процессу воспитания детей, где отцы учатся правилам гигиены ребенка, поощряется работа в качестве воспитателя или школьного учителя.
А. Пулич описала собственные наблюдения за процессом воспитания в японской семье[19].
Особенностью японского воспитания является то, что главная роль в нем отводится матери. В Японии действует принцип «ребенку все разрешено» в целях формирования свободной личности. Задача матери – предупредить малыша о негативных последствиях тех или иных действий.
Воспитанием родителей в Японии занимаются прежде всего учителя их детей, которые, например, строго следят за тем, чтобы матери выполняли их рекомендации по приготовлению здоровой пищи ребенку.
Глава 2. Основные концепции проблемы воспитания родителей
Воспитание родителей – сложный, многоаспектный процесс, включающий различные направления их деятельности по самообразованию. В нем находят отражение особенности социального и религиозного развития общества, традиции конкретной семьи и т.д. Вследствие этого в науке разработаны разнообразные концепции воспитания родителей, создатели которых стремились в той или иной мере отразить необходимый для успешного воспитания полноценного ребенка комплекс знаний и навыков.
2.1 Адлеровская модель Концепция А.Адлера направлена на воспитание уникальной личности, развитие ее эстетических свойств. Приоритетом данной модели является формирование именно у ребенка отношения к родителям и другим членам семьи. Автор концепции разработал лишь ее теоретическую базу, а практическое применение ей нашли его ученики.
Методика педагогической поддержки в воспитании трудных детей
... данной работы ставились следующие задачи : Рассмотреть понятие «труднее дети»; Причины появления трудных детей; Изучить методику педагогической поддержки в воспитании трудных детей для родителей и ... с ребенком: незнание педагогом, условий жизни у ребенка в семье; недостаточная работа с родителями, не учёт индивидуальных особенностей ребенка; отсутствие гуманного типа общения педагога с ребенком; ...
Можно выделить основные постулаты адлеровского воспитания родителей:
- человек живет в социуме и является его неотъемлемой частью;
- организация взаимодействия людей в обществе является основным мотивом их жизнедеятельности;
- совершая действия, каждый человек преследует определенные цели, поэтому важно понять, что лежит в основе его деятельности;
- человеку присущи собственный комплекс знаний, умений, навыков, представлений о стиле, образе жизни, религиозных ценностях, которые определяют его место в социуме;
- в семье права одних ее членов корреспондируют обязанности других;
- в семье должен соблюдаться принцип равенства.
Развитие ребенка в семье определяют созданная в ней атмосфера, традиции, моральные ценности, уклад. Дети воспринимают окружающий мир через призму, созданную их родителями. Поэтому залогом воспитания гармоничной личности является счастливая семья.
В системе адлеровского воспитания можно выделить принципы семейной жизни:
- каждый член семьи должен четко представлять свое место в ней и выполняемые функции;
- родители должны своим поведением создавать благоприятный климат для ребенка;
- в семье все равноправны и должны уважать мнение каждого ее члена;
- родители должны использовать в воспитании принцип убеждения, а не силы;
- на примере родителей ребенок должен осознавать последствия тех или иных совершенных ими действий.
В рамках учения А.Адлера лежат такие понятия, как «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». Равенство членов семьи вместе с тем не предполагает тождества их прав и ответственности. Родители должны развивать уникальные способности своих детей, их личностные особенности, но дети не могут рассматриваться в качестве их собственности.
Воспитание родителей в рамках настоящей концепции имеет в своей основе расширение педагогических знаний. Необходимо оказать родителям помощь в понимании детей, их поступков и образа мыслей, а также в самостоятельном развитии родителями способов воспитания ребенка.
Предпосылками семейного взаимопонимания согласно позиции А.Адлера являются политика невмешательства родителей в конфликты между детьми, понимание каждым членом семьи обязанностей по содержанию своего места (комнаты, пространства) и личных вещей в чистоте и порядке, совместное участие в домашних делах.
2.2 Учебно-теоретическая модель Автором учебно-теоретической модели воспитания является Б.Ф.Скиннер. В основу концепции были положены результаты экспериментальных исследований, преследовавшие цель определить влияние поведения родителей на ребенка.
Б.Ф. Скиннер исходил из постулата о том, что создание климата в семье зависит от генетически запрограммированного поведения родителей. Изменить его можно только путем переучивания.
Таким образом, центральное место в теории принадлежит организации учебного процесса воспитания родителей. Основной целью воспитания родителей является обучение их навыкам техники поведения.
Воспитание приемного ребенка
... не имевшие своих детей, перед тем как взять на воспитание приемного ребенка, изучают много статей, брошюр, однако смотрят на все только «теоретически», с определенной тревогой за практику. Первый приемный ребенок ставит перед родителями гораздо больше ...
Благодаря постоянному осмыслению родителями собственного поведения и поведения детей оно меняется, оказывая влияние на ребенка. С течением времени родители приходят к пониманию факторов, влияющих на микроклимат в семье, что помогает им управлять семейными отношениями.
Посредством общения с родителями ребенок может научиться адекватно вести себя в обществе. Однако и родителям предстоит приложить усилия, чтобы понять принципы социального обучения.
Практическая значимость рассматриваемой модели воспитания состоит в приобретении родителями навыков управления собственным поведением и поведением детей и по мере необходимости коррелировать его.
В процессе подготовки родители должны научиться диагностировать собственное поведение и особенно – поведение ребенка по следующим критериям: не делает ли человек что-то ненужное; достаточно ли он делает; насколько человеку трудно выполнять общепринятые действия.
Родителям разъясняют необходимость социального наблюдения, помогают обучиться принципам теории и применению этих принципов в воспитании детей (усвоение теории и ее практическое применение); родители получают навыки по оценке поведения ребенка, что позволяет вовремя его изменить.
Для этого нужно научиться ставить три вопроса:
- что происходит (определение поведения);
- что произошло перед самым взрывом (связь);
- что последует далее, к чему привело данное поведение (последствия).
Вследствие этого целями учебно-теоретической модели являются привитие родителям социальных навыков поведения, позволяющих индивиду успешно взаимодействовать с окружающей средой. Родители таким образом развивают в детях умение приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.
2.3 Модель чувственной коммуникации Автором модели чувственной коммуникации, получившей широкое распространение по всему миру, является Томас Гордон.
Вдохновителем Т.Гордона был К.Роджерс, создавший теорию личности. Модель воспитания родителей Т.Гордона заимствовала способы работы с пациентами. К.Роджерс рассматривал человека как позитивную личность, способную меняться в лучшую сторону.
Концепция К.Роджерса сводится к поиску способов самовыражения личности, являющихся мотивами поведения человека.
К.Роджерс полагает, что человеку присущи две потребности: потребности позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок ощущает понимание и поддержку окружающих, и потребности самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между «Я» идеальным (представление о том, как тебя любят) и «Я» действительным (уровнем любви).
Центральное место в концепции Т.Гордона отведено семейным отношениям и навыкам общения, то есть передаче чувств от человека к человеку. Этим и обусловлено ее название – теория чувственной коммуникации.
Для практической реализации постулатов теории необходимо ориентировать работу психолога на установление двусторонней коммуникации, когда человек чувствует понимание со стороны партнера и понимает его сам. В семье должны проявляться не только позитивные, но и негативные чувства, что способствует раскрепощению ее членов. Необходимо проявлять искренние чувства, чтобы это приводило к внутреннему удовлетворению. Важно уважать каждого члена семьи как самостоятельную личность, принимая их естественность.
Роль семьи в развитии личности ребенка
... В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание. Семейное воспитание - это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности ... ребенку). ? открытое эмоциональное отвержение ребенка. 2.2 Роли матери и отца в развитии ребенка Родители ...
Раскрепощение поможет членам семьи освободиться от негативных чувств и стать доброжелательнее к поведению остальных. Таковы цели воспитания родителей согласно концепции Т.Гордона. Родители в процессе обучения должны овладеть следующими навыками: активного слушателя, чтобы ребенок чувствовал сопричастность родителей к его судьбе; доступности выражения собственных чувств; поиска компромисса в результате разговора с ребенком.
Родители должны оказывать помощь ребенку в поиске самостоятельного решения им своих проблем, чтобы по мере его взросления ответственность за принимаемые им решения нес сам ребенок. И наоборот, ребенку необходимо прививать чувство сострадания, желания помочь родителям в кризисной ситуации.
Все семейные проблемы должны решаться сообща по следующим направлениям:
- опознается и определяется сама проблема;
- продумываются варианты ее разрешения;
- взвешивается каждый вариант;
- подыскиваются способы решения проблемы;
- производится оценка возможного успеха.
Таким образом, созданная усилиями родителей дружелюбная атмосфера в семье должна стать залогом свободы самовыражения ребенка, умения преодолевать жизненные трудности.
2.4 Иные концепции воспитания родителей Довольно распространенной в научных кругах является модель, основанная на транзактном анализе (М. Джеймс, Д. Джонгард).
Согласно теории транзактного анализа Э. Берна личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я»: восприятие индивидуумом окружающего мира, анализ полученной информации и реагирование на нее. Человек может это делать по-разному. Преобладание в личности «ребячества» связано с развитием интуиции и творческих способностей.
«Взрослый» в личности привык действовать осмысленно, взвешивая все «за» и «против», рационально. В развитии личности с областью «взрослый» связано все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторного уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логического мышления[20].
Судьбу ребенка определяет именно родительское программирование посредством транзакций (единиц общения), которые могут привести к взаимопониманию, стать причиной конфликтов либо искажать информацию в ходе общения.
Родителям надлежит обучить членов семьи поиску компромиссов и их применению в других отношениях. Они должны научиться понимать потребности своего ребенка, устанавливать с ним контакт.
Модель групповой терапии (X. Джиннот) предполагает обучение родителей навыкам изменения своих потребностей, ориентируясь на потребности ребенка. В ее основу положен принцип рассмотрения проблемных ситуаций с участием детей.
Воспитание родителей по Джинноту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре личности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей)[21].
Во время группового обучения родители делятся опытом общения с детьми, переживаниями, находят друг в друге понимание и поддержку. Это помогает им более объективно воспринимать семейные отношения.
В рассмотренных моделях обучения родителям прививаются навыки, необходимые для выполнения ими воспитательных функций, разработки индивидуальной концепции взаимодействия с детьми.
Заключение Проблема воспитания родителей на современном этапе развития российского общества приобрела особое значение. Стремление руководства страны стимулировать рождаемость не должно оставлять без внимания вопросы развития коммуникативных навыков общения родителей с детьми, устранения правового нигилизма. На должном уровне надлежит проводить образовательную политику по созданию условий привлечения потенциальных родителей к обучению навыкам общения с будущим потомством.
Привлечение внимания общественности к проблеме поиска институционального выхода из сложившейся ситуации неприятия рождения и воспитания детей позволит инициировать новые исследования в области воспитания родителей и детей, адаптации выполняемых членами семьи функций современным принципам взаимодействия в социуме, а также стимулировать интерес родителей к получению навыков создания гармоничной семьи с благоприятным микроклиматом. Это позволит упростить процесс социализации ребенка.
Воспитание родителей в России должно носить комплексный характер, охватывая не только значительный временной период, но и участие в этом процессе специалистов различных отраслей знаний.
Необходимо менять существующую концепцию воспитания в пользу обращения к религиозным ценностям прежде всего на примере старших членов семьи. Привитие ребенку исконных православных ценностей позволило бы адаптировать его развитие к современному состоянию общества, упростить его взаимодействие с другими членами социума.
Исследование зарубежного опыта воспитания родителей позволяет определить существующие в российской системе образования пробелы и предпринять попытки к их устранению, поскольку перспективы развития России напрямую зависят от потенциала молодого поколения, который заложен в семье.
Список использованных источников Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001, утв. Приказом Минобразования России от 18 октября 1999 года №574 // URL: http://www.dvgu.ru/umu/mo_rf/orders/uchprocАндреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.Гребенников И.В. Основы семейно жизни: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991. — 256 с.Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений // URL:http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.phpИскусство быть родителем: научно-практический сборник. /Под ред. Е.В. Шишмаковой. – Благовещенск, 2000.Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-232 с.Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.: Наука, 1989. – 116 с. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – 496 с.Пулич А. Самураи против белых ворон // URL: Родители и дети. Хрестоматия. Редактор-составитель: Д.Я.Райгородский – Самара: Бахрах-М, 2002.Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. – Л.:Знание, 1968. – 187 с.Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993.-112 с.Чугуева А. Стадии и этапы развития семьи // URL: . Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.Жизненный цикл развития семьи. Основные этапы (стадии) жизненного цикла семьи и их психологическое содержание // URL: http://beauty-women.ru/cgi-sys/suspendedpage.cgi Педагогика для экспертов // URL: http://www.studyexperts.ru/stdds-341-1.html
[1] См.: Макарьева Н.П. Состояние и основные проблемы воспитания детей в современных условиях: Искусство быть родителем: научно-практический сборник. /Под ред. Е.В. Шишмаковой. – Благовещенск, 2000.
[2] См.: Ильинский И.М. Основы концепции воспитания жизнеспособных поколений // URL:http://www.ilinskiy.ru/publications/sod/konts-vosp-5.php
[3] См.: Родители и дети. Хрестоматия. Редактор-составитель: Д.Я. Райгородский – Самара: Бахрах-М, 2002.
[4] См.: Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993.-112 с.
[5] См.: Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001, утв. Приказом Минобразования России от 18 октября 1999 года № 574 // URL: https://www.dvfu.ru/
[6] См.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008.-С. 38.
[7] См.: Гребенников И.В. Основы семейно жизни: учебное пособие. – М.: Просвещение, 1991. – С. 79.
[8] См.: Мацковский М.С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. – М.:Наука, 1989. – С. 8-9.
[9] См.: Харчев А.Г. Быт и семья в социалистическом обществе. –Л.: Знание, 1968. – С. 16-17.
[10] Там же. С. 18-19.
[11] См.: Гребенников И.В. Указ. соч. – С. 79.
[12] См.: Жизненный цикл развития семьи. Основные этапы (стадии) жизненного цикла семьи и их психологическое содержание // URL: http://beauty-women.ru/cgi-sys/suspendedpage.cgi [13]См.: Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы: Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1993.
[14] См.: Чугуева А. Стадии и этапы развития семьи // URL: .
[15] См.: Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 45.
[16] Цит. по: Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. – С. 336.
[17] См.: Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-232 с.
[18] Там же. — С. 190.
[19] См.: Пулич А. Самураи против белых ворон // URL:
[20] См.: Овчарова Р.В. Указ. соч. — С. 340.
[21] См.: Овчарова Р.В. Указ. соч. — С. 340-341.