Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего

Изучение морально-психологического состояния личного состава, принятие мер по поддержанию здорового морального климата в воинских коллективах, их сплочению, воспитанию военнослужащих в духе дружбы и войскового товарищества — это полномочие органов воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждено Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». К таким органам относятся в том числе и заместители командира подразделения по воспитательной работе и их подчиненные и равные им — то есть для нас, выпускников Военной кафедры ГУ-ВШЭ особенно важно понимать, каким же образом собственно производить это изучение. Наиболее важным элементом изучения морально-психологического состояния личного состава является изучение личностных качеств и особенностей военнослужащего.

Для того, чтобы говорить об изучении личностных качеств и особенностей военнослужащего, необходимо, прежде всего, определить компоненты объекта исследования.

Предметом такого изучения выступает, соответственно, военнослужащий, а также, хотя это и не указано в названии темы работы, безусловно, и воинский коллектив в целом, его отдельные группы, отношения между военнослужащими. Если рассматривать военнослужащего как атом, то воинский коллектив — это сложная молекула, в которой все единицы взаимодействуют и оказывают друг на друга взаимное влияние. Поэтому изучение лишь этой единицы — военнослужащего — в отрыве от изучения коллектива и референтных групп, в которые он входит, недопустимо. Итак, это предмет изучения, то есть реально существующий предмет материального мира, который является не научной категорией, а категорией, относящейся к действительному миру. Объектом же изучения являются личностные качества и особенности этого предмета (военнослужащего).

И если относительно таких понятий как качества и особенности разногласий или непонимания быть не может, то с понятием личность всё же необходимо разобраться посерьезнее.

«Психологическая наука проблему личности решает с позиций понимания общественной сущности человека, которая есть совокупность всех общественных отношений» Учебно-методическое пособие по ОГП. Пацук И.Я., Нуртаев Т.С., ред. Разумовский П.А. ГУ-ВШЭ..

С другой стороны, в криминологии достаточно много понятий личности, которые, в конечном счете сводятся к тому, что личность следует рассматривать в двух принципиально важных аспектах:

27 стр., 13040 слов

Воспитательная работа в инновационных школах

... дипломной работы обусловлена тем, что в педагогической науке Казахстана на сегодня не в достаточной степени исследованы проблемы моделирования воспитательных систем организаций образования, выявления их особенностей, управления воспитательной работой в школах ... школы, имеющие классы с углубленным изучением предмета); б) системная работа школы над единой темой, которой подчинена работа ...

1. внутренний — внутренние характеристики человека, его психологические качества, физиологические (биологические) — то есть те факторы, которые относятся непосредственно к фигуре конкретного человека (военнослужащего);

2. внешний — связи индивида в обществе, то есть совокупность тех отношений, которые существуют между этим человеком и любым другим человеком, с которым он имеет какие-то отношения либо односторонние либо двусторонние (например, если военнослужащий ставит в качестве личного примера поведение А.В. Суворова, это не означает, что военнослужащий общался с ним, однако отношения, пусть и вневременные и носящие односторонний характер между этими двумя личностями существуют; и другой пример — отношения между двумя сослуживцами — это взаимоотношения).

Только в системе общественных отношений человек обретает свою социальную сущность. Он не может существовать и развиваться как человек не в биологическом, а в человеческом гуманитарном смысле этого слова, вне этой системы. Ситуативные или консекутивные, свойственные обществу характеристики, так или иначе, отражаются в психологических особенностях конкретных людей. Психологические свойства личности вне системы общественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют. Следовательно, для того, чтобы глубоко понять истоки тех или иных особенностей человека, его поведения, отношения к труду, своим функциональным обязанностям, необходимо всесторонне изучить систему его связей с другими людьми, как в прошлом, так и в настоящем. Следует учитывать влияние, как широкой социальной среды, так и среды непосредственного окружения — семьи, учебного, производственного коллектива, стихийно сложившейся микрогруппы и т.д. Широкая социальная среда оказывает влияние на личность через среду непосредственного окружения, которая может усиливать или ослаблять это влияние, извращать его.

Однако психологические особенности обусловлены не только социальной системой. Человек выступает и как природное существо. Его биологическая природа остается необходимым условием его существования и развития, формирования социально обусловленных психологических свойств и качеств. Биологическое в человеке — это состояние здоровья, уровень физического развития, телосложение, рост, вес, мускульная сила, объем легких и другие показатели, которые характеризуют его как биологическую сущность.

В этом смысле необходимо понимать, что лишь в единстве социального и биологического и раскрываются сущностные черты любого человека, в том числе военнослужащего. Причем если для большинства людей физическое состояние может иметь второстепенное значение или даже стоять не на второй, не на третьей, а на более низких ступенях в его иерархии ценностей с точки зрения самоидентификации, то для военнослужащего физическое состояние является фактором, фактически наравне с психологическим и интеллектуальным уровнем, определяющим его развитие, состояние. Особое значение, естественно, биологические черты человека проявляют себя в экстремальных условиях при наибольших нагрузках: так, например, в стрессовых ситуациях, когда военнослужащий не может спокойно вдумчиво без волнения решить задачу на интеллектуальном уровне, его организм пытается решить эту задачу, прибегая к более инстинктивным механизмам, либо начинает себя проявлять с совершенно другой стороны. Так, военнослужащий на занятии и в реальной боевой ситуации может решить задачу практически двумя разными способами лишь из-за повышенного пульса, нервной возбудимости и т.д. Поэтому биологические показатели необходимо знать и учитывать руководителю в работе с людьми. Физические показатели также влияют на его возможность учиться, усваивать материал, решать трудные задачи как в обучении, при взаимоотношениях с другими военнослужащими, так и в бою, наконец, под влиянием физиологических характеристик человека формируются и индивидуальные психологические и интеллектуальные свойства его личности.

3 стр., 1390 слов

Профессиональное становление личности

... трудовая деятельность человека прекращается. Модели становления профессиональной деятельности Проблема профессионального становления личности непосредственно связана с вопросами освоения профессиональной деятельности, с вопросами развития и реализации личности на различных этапах ее профессионального пути. В современной психологической литературе процесс профессионального становления ...

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО: ОБЩИЕ МОМЕНТЫ

Воспитание военнослужащих является сложным, многоплановым процессом, который безусловно составляет одну из основных обязанностей профессиональной деятельности сержантов (старшин) подразделения. Эффективность такого подхода во многом определяется способностью младших командиров обеспечить индивидуальный подход к каждому подчиненному.

Авторы и ученые выделяют несколько компонентов личности человека, которые следует рассматривать как наиболее общие его характеристики. Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность личности военнослужащего проявляется в общих и частных целях воинской службы, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах поведения, профессиональной подготовки, военно-профессиональной деятельности, целеустремленности при достижении значимых для военнослужащего жизненных целей.

Что же касается темперамента военнослужащего, то его выделяют на основании еще античного деления на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков, и определяется он типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим или флегматическим) и проявляется в его подвижности или усидчивости, общительности, эмоциональности.

Показателями проявления характера военнослужащего являются: сила; отношение к коллективу, командиру (начальнику), себе, товарищам, военно-профессиональной деятельности; целеустремленность; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность при решении военно-профессиональных задач, выполнение социально-значимой работы; отношение к материальным и моральным стимулам.

Способности военнослужащего отражаются в овладении им различными видами военно-профессиональной и другой деятельности.

Представленные психические свойства личности военнослужащего проявляются преимущественно в сфере его межличностных отношений. Однако они также находят свое отражение в виде индивидуально-психологических качеств и в его военно-профессиональной деятельности. Наиболее существенными являются интеллектуальные и познавательные качества. Они в значительной степени характеризуются способностью к анализу, обобщению, сравнению; склонностями к конкретному виду военно-профессиональной деятельности; ведущими интересами и их направленностью (что читает, чем увлекается); методическими навыками в самостоятельной работе по самосовершенствованию; уровнем внимания и наблюдательности; характеристиками памяти и др.

9 стр., 4069 слов

Психологические свойства личности военнослужащих, их развитие ...

... личность военнослужащий военная служба Глава 1. Психологические свойства личности военнослужащего 1.1 Психологические свойства личности военнослужащего и их характеристика Под психическими свойствами личности понимаются устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность личности и характеризующие ...

Не менее существенными для военнослужащего являются волевые качества. К числу профессионально важных из них относятся целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность.

Весьма сильное влияние на полноту и качество профессиональной деятельности военнослужащего оказывают его эмоциональные качества. Они отражаются во внутреннем (эмоциональном) отношении военнослужащего к явлениям и объектам окружающего мира, побуждая его к активности, преодолению трудностей. Эмоциональные качества характеризуются направленностью переживаний, сформированностью чувства профессионального долга, способностью управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.

Чрезвычайно важным для изучения характера и качеств личности военнослужащего, его особенностей, являются привычки военнослужащего — это тоже его индивидуально-психологические качества. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. К положительным относятся профессиональная аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных задач военно-профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, воинской службы, социально-значимой работы; непримиримость к недостаткам и т.д. К отрицательным -невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность и др.

Дисциплинированность (индивидуально-психологическое качество военнослужащего) рассматривается как совокупный (интегральный) показатель. Она отражает уровень военно-профессиональной воспитанности подчиненного, а также то, насколько он способен управлять своим поведением в соответствии с требованиями уставов. Признаками дисциплинированности выступают знание и выполнение уставных требований, наличие и характер взысканий и поощрений, организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность.

Следует отметить, что изучение индивидуально-психологических качеств подчиненных — сложная, но весьма важная задача младшего командира (в первую очередь заместителя командира подразделения по воспитательной работе) Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждено Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации». От ее решения во многом зависит эффективность его воспитательной деятельности. Следовательно, он заинтересован в овладении соответствующими «инструментами» получения необходимой ему информации. Ими являются методы изучения (диагностики) индивидуально-психологических качеств военнослужащих. Как показывает практика, преимущественными из них в работе сержантов (старшин) выступают методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы и анализа результатов деятельности.

Авторы высказывают позицию, что существует некий алгоритм действий, который направлены на осуществление психолого-педагогических действий.

15 стр., 7276 слов

«Воспитание гражданских качеств личности при изучении обществоведческих ...

... воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств. Особенностью воспитания Гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей в гражданском воспитании ... учащихся по изучению конституционного механизма нашего общества: дискуссии, вечера, творческие работы и т.д. Так или иначе качественные особенности в воспитании Гражданина оказывает ...

Первым элементом алгоритма выступает определение тех профессионально-значимых (важных) качеств личности подчиненного, которые будут положительно влиять на результативность его военно-профессиональной деятельности. Эта задача решается специалистами-психологами, составляющими профессиограммы конкретных воинских специальностей.

В рамках второго элемента осуществляется диагностика (изучение) индивидуально-психологических качеств военнослужащего с последующим уточнением, накоплением и систематизацией их показателей. Для решения этой задачи используются рассмотренные выше методы диагностики. Здесь же определяется соответствие их уровня профессиограммным требованиям и формируются цели воспитания, в которых находят отражение ответы на три вопроса: Какие качества личности необходимо у подчиненного сформировать? Какие развить до нужного уровня (совершенствовать)? Какие следует расформировать (изжить) или снизить до их допустимого значения?

Третий элемент алгоритма предполагает выбор наиболее целесообразных (эффективных) для конкретного военнослужащего форм, методов, средств и приемов воспитательного взаимодействия (воздействия).

В ходе решения задач четвертого элемента осуществляется собственно индивидуальное воспитательное взаимодействие с учетом результатов и решений, принятых в рамках второго и третьего элементов.

Заключительный пятый элемент алгоритма предусматривает анализ результативности проводимой индивидуально-воспитательной работы, а также внесение при необходимости соответствующих корректив (уточнение или изменение целей воспитания, форм, методов, средств и приемов индивидуально-воспитательного взаимодействия и др.).

Анализ предложенной схемы показывает, что практически каждый из ее элементов связан с другим, что позволяет учитывать изменения, гибко реагировать на новую психолого-педагогическую информацию, касающуюся подчиненного. К тому же поддержание постоянной связи между элементами алгоритма обеспечивает непрерывность ее проведения.

Достижение поставленных целей воспитательной работы возможно лишь в рамках ее конкретной формы. По своей сути формы индивидуальной воспитательной работы — это организационная сторона воспитательной деятельности, отражающая ее место, продолжительность, характер и особенности педагогического взаимодействия с подчиненным. Анализ войсковой и флотской практики позволяет определить, что ее наиболее характерными формами в отделении, расчете, экипаже выступают беседа, задания и поручения, а также индивидуальная помощь военнослужащему.

Младшим офицерам стоит понимать, что все указанные методы тесно взаимосвязаны и должны применяться комплексно. К тому же опытные младшие командиры в каждом из них используют воспитательные приемы, которые также позволяют повысить эффективность индивидуального воспитательного взаимодействия. Их арсенал достаточно широк, вследствие чего будут названы лишь основные из них. Это проявление сочувствия, внимания и заботы о подчиненном; просьба; высказывание доверия; прощение и психологическая (эмоциональная) поддержка.

Таким образом, систематическое и целенаправленное изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих является важной педагогической задачей сержантов (старшин).

18 стр., 8686 слов

Индивидуальные различия психологической готовности детей к обучению в школе

... контрольной работы «Индивидуальные различия психологической готовности детей к школе» актуальной. 1.1 Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один ...

Ее успешное решение выступает важным условием эффективности индивидуально-воспитательной работы, проводимой в отделении, расчете, экипаже, взводе.

Изучение подчиненных достигается, как правило, двумя взаимосвязанными путями:

Первый — сбор и анализ различных данных о жизни, учебе, службе и поведении военнослужащего (анализ документов и беседа).

Второй — наблюдение за подчиненными в ходе повседневной жизнедеятельности.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ПОМОЩЬЮ ИЗУЧЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Работа с документами — процесс, который позволяет выработать предварительное представление о военнослужащем. Анализируются документы личного дела (автобиографии, заявления, анкеты, характеристики, карты профессионального психологического отбора), различные справки, отзывы, дневники, письма, фотографии, служебные карточки, листы индивидуальных собеседований, медицинские книжки. Их изучение позволяет:

  • во-первых, выявить социальные предпосылки к преимущественному формированию и закреплению у военнослужащего тех или иных индивидуально-психологических качеств, способствующих или тормозящих нормальную адаптацию к военной службе, последующее профессиональное становление;
  • во-вторых, выделить в учебной и производственной деятельности юноши до призыва в армию конкретные проявления (факты), свидетельствующие об устойчивости определенных интересов, ценностных ориентаций черт характера, направленности;

— в-третьих, определить общее направление и состав методических приемов для дальнейшего исследования личностных особенностей военнослужащего. Важные сведения о познавательных способностях, уровне нервно-психической устойчивости, военно-профессиональной направленности и отдельных профессионально важных качествах военнослужащего можно получить из карты профессионального психологического отбора призывника, в которую заносятся результаты социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования в период приписки и призыва.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ

Наиболее доступным и широко применяемым методом является наблюдение. Это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях военно-профессиональной деятельности. Оно предполагает систематическое накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личностных особенностей подчиненного, позволяющее сделать выводы об уровне развития и направленности его индивидуально-психологических качеств. Вместе с тем внешняя сторона поведенческой активности (жесты, речевые особенности и др.) является только эмпирическим, исходным материалом, а действительным предметом изучения служит психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильное толкование психологического смысла внешне наблюдаемых явлений.

Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии подчиненного дополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, а также физиогномикой — проявлением личностных особенностей в мимике. Известно, что информационная нагрузка словесного общения занимает менее 35 %, а более 65 % передается с помощью невербальных средств общения (мимика, жесты, взгляд, интонация голоса и др.).

3 стр., 1159 слов

Развитие отечественной психологической службы образования

... а также создание системы психологической службы образования. В процессе эксперимента разрабатывались две основные модели: 1) школьная психологическая служба; 2) психологический центр. В результате были сформулированы цели и задачи психологической службы, определены содержание и формы ...

Вот почему так важно научиться невербальному изучению подчиненного, определению его состояния по внешнему проявлению.

Метод наблюдения позволяет командиру получить наиболее объективную информацию. Он систематически изучает групповую деятельность военнослужащих в целях выявления и анализа фактов, характеризующих воинский коллектив (формы, частоту и содержание межличностных взаимоотношений; распределение «ролей» среди военнослужащих; каналы распространения официальной и неофициальной информации; наличие традиций, ритуалов).

Предмет наблюдения: межличностные контакты членов коллектива, их количество, длительность, характер, активность, приспособление, инициатива, доминирование. Наблюдение помогает изучить индивидуальные особенности военнослужащих. При наблюдении предметом изучения являются практические действия (поступки) отдельного человека. При определении отношения к военной службе следует обращать внимание на соблюдение норм и правил, регламентированных уставами ВС РФ, на выполнение распорядка дня, функциональных обязанностей, на дисциплинированность, исполнительность, взаимоотношение с командирами.

Информацию о качествах характера, способностях военнослужащего и степени его нервно-психической устойчивости дают действия в сложных и опасных ситуациях, требующих выдержки, самообладания и психологической закалки. Скорость, точность и качество выполнения различного рода нормативов и заданий по боевой и специальной подготовке дают возможность оценить уровень сформированности индивидуально-психологических качеств. Особое внимание следует обратить на развязное поведение, раздражительность, вспыльчивость, нетерпеливость и суетливость, театральность, демонстративность, стеснительность, замкнутость, плаксивость, неловкость, угловатость и резкость движений, скованность позы, неудобную посадку, немотивированные движения руками и ногами, частое моргание, подергивание век и щек, закусывание губ, покраснение кожных покровов лица и шеи, повышенную потливость. Эти признаки свидетельствуют о той или иной степени выраженности нервно-психической неустойчивости военнослужащего, существенно затрудняющей нормальное прохождение военной службы. При выявлении их у военнослужащего его следует проконсультировать у психолога воинской части. При необходимости углубленного изучения военнослужащих следует обращаться к психологу воинской части или специалисту центра (пункта) психологической помощи и реабилитации.

В то же время практика показывает, что не всегда можно судить о военнослужащем только по его внешнему виду или отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. Порой по одному ошибочному (несознательному) поступку подчиненного либо его взгляду младший командир оценивает его «неспособным», «пассивным», «недисциплинированным» и др.

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого сержантом (старшиной) изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные личностные проявления подчиненного, а полученные результаты уточняются с помощью других психолого-педагогических методов. Войсковая и флотская практика показывает, что эта задача достаточно успешно решается в ходе индивидуальной беседы с военнослужащим, которая предусматривает достижение как диагностической (изучение индивидуально-психологических качеств), так и воспитательной цели.

3 стр., 1495 слов

Организация службы психологической помощи на предприятии

... работы службы психологической службы на ОАО «ЭФКО». 1. Основные понятия и сущность службы психологической помощи на предприятии 1.1 Место и роль службы психологической помощи в организации рабочего ... вид трудовой деятельности. Рабочую деятельность службы можно разделить на несколько этапов: 1. Подготовительный этап заключается в изучении отраслевой деятельности предприятия, его структурного ...

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БЕСЕДЫ

Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой информации, оценочных суждений и т.д.) на заранее определенный перечень вопросов. Это также один из доступных, важных и действенных методов изучения. В ее ходе младший командир имеет возможность не только глубже узнать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на военно-профессиональное совершенствование, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Индивидуальная воспитательная беседа также нередко рассматривается некоторыми авторами как конфиденциальный словесный обмен сержанта (старшины) и военнослужащего личными идеями, убеждениями, моральными ценностями и другой информацией с целью формирования у подчиненного необходимых личностно-значимых военно-профессиональных качеств. Она выступает основной, наиболее широко применяемой и результативной формой воспитательного взаимодействия с подчиненным. Анализ педагогической практики сержантов (старшин) ряда воинских подразделений показывает, что если принять все формы воспитания за единицу, то ее вес в структуре индивидуальной воспитательной работы колеблется в пределах 0,45-0,55.

Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним относятся: четкое понимание младшим командиром, что ему необходимо узнать о подчиненном; тщательную подготовку к беседе; активность беседы со стороны командира; непринужденность, допустимую откровенность, принципиальность.

Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий сержанта (старшины).

Их формирование может быть облегчено использованием некоторых психолого-педагогических советов:

  • целесообразно избирать тему для начала диагностической беседы обязательно с учетом интересов подчиненного. Это могут быть служебные или социально-бытовые вопросы, проблемы здоровья, взаимоотношений с близкими и многое другое;
  • беседуя с подчиненным, важно проявлять искренний интерес к нему как личности, его взглядам, суждениям и т.д.;
  • необходимо поощрять стремление подчиненного рассказывать о себе. Чем чаще младший командир это делает, тем более полными и достоверными могут быть результаты диагностической беседы.

Индивидуальная беседа является одним из важнейших и наиболее действенных методов изучения личностных особенностей военнослужащих. Следует помнить, что беседа не должна сводиться к беспредметном разговору. Она является целенаправленной формой изучения военнослужащих и требует соблюдения определенных условий проведения.

Во-первых, до начала беседы требуется четко определить основную цель, продумать последовательность постановки задаваемых вопросов. изучить всю имеющуюся информацию, в том числе результаты изучения документов. Во-вторых, необходимо позаботиться, чтобы собеседование проходило в спокойной и доверительной обстановке, при отсутствии посторонних лиц и не прерывалось. Все вопросы должны быть простыми и понятными, ставить их нужно так, чтобы они способствовали развертыванию единого целостного рассказа военнослужащего о себе, своей жизнедеятельности, трудностях прохождения военной службы. Беседа не должна превратиться в простой опрос. Предварительно намеченные вопросы не могут ограничить содержание разговора — они лишь основные ориентиры его общей направленности. Вместе с тем целесообразно придерживаться определенного плана, особенно молодому офицеру.

19 стр., 9009 слов

Понятие воспитательной работы. Роль и место воспитательной работы ...

... интересов. Воспитательная работа в органах внутренних дел - это целенаправленная деятельность руководителей всех рангов, сотрудников кадровых и воспитательных аппаратов, общественных институтов по формированию у личного состава высоких гражданских, морально-психологических ...

При умелом проведении беседы командир может не только оценить потребности, мотивы, склонности, интересы, черты характера, познавательные процессы, но и выявить глубоко личные переживания воина, в той или иной мере затрудняющие прохождение военной службы, его мнение о положении дел в воинском коллективе, о сослуживцах, командирах. Всю полученную информацию об особенностях личности обследуемого, свои выводы следует записывать только после проведения беседы. Следует помнить, что в результате беседы важно не только почерпнуть нужную информацию о военнослужащем, но и оказать на него положительное психолого-педагогическое воздействие. В завершение беседы целесообразно высказать пожелания, дать полезные советы, облегчающие адаптацию к условиям военной службы.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ОСОБЕННОСТЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНЫХ МЕТОДОВ

Следующим методом изучения подчиненного, рекомендуемым для применения сержантами и старшинами, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его военно-профессиональной деятельности. Он предусматривает учет младшим командиром действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод о направленности личности подчиненного (его потребностях, мотивах и целях), особенностях его характера, уровне сформированности жизненной позиции и др. В то же время анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях, навыках, умениях и привычках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и т.п.

Кроме изложенных основных методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих в этой сфере профессиональной деятельности младших командиров применяются и ряд других. Среди них не менее эффективными являются метод независимых характеристик (предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении лиц) и биографический метод, суть которого заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.

Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих дает младшему командиру достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и профессиональных возможностях подчиненных. Однако каждый вывод в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии комплексного (совместного) применения полученной информации, что служит обязательным условием эффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы.

Под индивидуальной воспитательной работой понимается целенаправленное психолого-педагогическое взаимодействие младшего командира и подчиненных с учетом их индивидуальных особенностей и с использованием наиболее целесообразных в конкретной воспитательной ситуации форм, методов, средств и приемов воспитания. Ее главной целью является создание таких условий для подчиненного, которые бы обеспечили формирование всесторонне развитого и качественно подготовленного военнослужащего, способного эффективно решать свои профессиональные задачи в любой обстановке.

Индивидуально-воспитательная работа в отделении, расчете, экипаже, взводе организуется в соответствии с требованиями Устава внутренней службы ВС РФ, в котором ее проведение всеми категориями командиров определено в качестве их прямой обязанности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении ставятся две цели:

1. привести интересные с научной точки зрения результаты исследования сравнительных характеристик психологических особенностей кадровых военных и военнослужащих срочной службы, проведенного Е.В. Васильченко Васильченко Е.В. «Сравнительная характеристика психологических особенностей военнослужащих срочной службы и кадровых военных»;

2. суммировать сказанное выше в курсовой работе и сделать выводы.

Достигая первой цели, приведем исследования сравнительной характеристики психологических особенностей кадровых военных и военнослужащих срочной службы.

Е.В. Васильченко ставила перед собой следующие задачи:

1) Выявить личностный профиль военнослужащих..

2) Проанализировать уровень субъективного контроля 2 групп военнослужащих..

3) Изучить адаптационные возможности офицеров и солдат.

4) Выявить степень стрессоустойчивости и уровня социальной фрустрированности в исследуемых группах.

5)Провести структурный анализ психологических характеристик военнослужащих офицеров и солдат.

В качестве предмета исследования Васильченко Е.В. выступали психологические особенности как уровень субъективного контроля, адаптивность, стрессоустойчивость, фрустрированность и уровневые показатели свойств личности..

Объектом исследования были 30 солдат срочной службы (средний возраст-19,5 лет) (возраст 18-22 года), 30 офицеров, средний возраст-27,5 лет (22 — 35лет) мужского пола.

Автор поставила перед собой следующие гипотезы, которые подлежали доказыванию и подтверждению путем эмпирических исследований.

Гипотеза 1.Общий уровень субъективного контроля у офицеров выше чем у солдат срочной службы.

Гипотеза 2. В связи с тем, что в армии существуют неуставные взаимоотношения у военнослужащих срочной службы будут преобладать такие психологические характеристики, как доминантность, неподчинение, жестокость.

Актуальность темы заключалась в том, что «выявление психологических особенностей личности имеют большое значение для военно-профессиональной адаптации и сохранения профессионального здоровья военнослужащих» Васильченко Е.В. «Сравнительная характеристика психологических особенностей военнослужащих срочной службы и кадровых военных».

Е.В. Васильченко в своей работе использовала различные психодиагностические методики, опросники, методики диагностики:

1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность».Разработан доктором психологических наук А.Г. Маклаковым и С.В. Черняниным.

2. 16-факторный личностный опросник Кеттелла (форма-С-105)

3. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана.(Модификация Бойко В.В.)

4.Опросник для изучения уровня субъективного контроля (УСК)

5.Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Основные результаты, которые были сделаны после получения итогов исследования Е.В. Васильченко: психологическое исследование позволило выявить индивидуально-психологические особенности кадровых военных и военнослужащих срочной службы. Для кадрового состава характерны такие психологические качества как:

1. общительность;

2. склонность к добродушию;

3. эмоциональному выражению, они готовы к сотрудничеству, предпочитают ту деятельность, где есть занятия с людьми, ситуации с социальным значением.

Первая группа военнослужащих более интеллектуально развита, чем 2 группа военнослужащих, но как показало исследование, их склонность к осторожности, и все усложнять приводит к стереотипности мышления. Они менее доминантны, чем солдаты срочной службы. У солдат срочной службы выделены следующие психологические качества:

1. они также легки в общении, но участвующие аффективно,

2. низкие значения интеллекта,

3. склонны завышать свои возможности и способности,

4. более независимы, агрессивны и упрямы.

5. склонны проявлять суровость, жестокость, черствость к окружающим.

На основании этих различий в психологических характеристиках военнослужащих 2 групп, можно предположить, что могут возникать трудности во взаимодействии между ними, а именно неподчинение, трудности в выполнении уставных и служебных требований со стороны военнослужащих срочной службы.

Анализ изучения уровня субъективного контроля показал, что кадровым военным характерна интернальная направленность, то есть у них развито чувство личной ответственности за происходящие с ними события. Военнослужащим срочной службы характерна напротив, экстернальная направленность, то есть они не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни и полагают, что большинство событий и поступков являются результатом случая или действия других людей, не могут активно формировать свой круг общения, имеют пассивную позицию по отношению к своему здоровью. Иначе это можно охарактеризовать как несамостоятельность и социальная незрелость. Характеристики, свойственные для экстерналов затрудняют процессы обучения и адаптации. В различии уровней интернальности, видна еще одна проблема во взаимодействии для кадровых военных, так как последние должны обладать не только профессиональными навыками, но и педагогическими знаниями, терпением, выдержкой.

Анализ адаптационных возможностей показал сниженный уровень адаптивности, как у кадровых военных, так и у солдат срочной службы.

Анализ стрессоустойчивости и уровня социальной фрустрированности, показал, что военнослужащие 2 групп имеют высокую степень сопротивляемости стрессу. Уровень фрустрированности кадровых военных соответствует пониженному, а солдат срочной службы очень низкому уровню социальной фрустрированности.

Анализ взаимосвязей психологических характеристик в структуре личности военнослужащих показал, что личностный адаптационный потенциал имеет наибольшее количество по числу и силе взаимосвязей с психическими характеристиками военнослужащих исследуемых групп. Сниженный уровень адаптивности характеризуется выраженностью личностных изменений (в первую очередь негативные изменения в толерантности к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности в межличностных отношениях, требованиях к морально-нравственной сферы и низким уровнем поведенческой регуляции).

Выявленные низкие показатели личностного адаптационного потенциала указывают на высокий риск развития различных болезней у исследуемых групп военнослужащих, поэтому их можно использовать при отборе лиц, нуждающихся в проведении психологической и медико-психологической коррекции.

Нельзя не заметить, что сказанное выше частично находит подтверждение и в Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: «Существенно изменился социальный портрет армии. Значительно снизился образовательный уровень среди молодого поколения, поступающего на военную службу. Резко ухудшилось состояние физического и психического здоровья молодежи. Устойчивы пацифистские и антиармейские настроения. Более трети призывников приходит в армию с негативными установками на военную службу. Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждена Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

Приведенное выше исследование характеризует важность анализа и изучения личностных качеств и особенностей военнослужащих, причем не только с точки зрения «атомистической», о чем писалось во введении, то есть не только рассматривая военнослужащего как единицу независимую, но и в более широком плане, путем обобщения данных о всех военнослужащих как единицах для составления единой картины. Естественно, это уже ближе к социологическим, нежели психологическим методам. Тем не менее, показательно известное высказывание, что социология — психология общества. Потому психология в принципе может выступать как более общее по сравнению с более частным — социологией. Следовательно, в показанном выше примере психологические методы и выводы психологической науки легко можно распространять на воинские коллективы в различных масштабах.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что:

  • знать психологические качества каждого офицера и прапорщика (мичмана) воинской части, всех военнослужащих отдельных подразделений воинской части, а также военнослужащих, требующих повышенного психолого-педагогического внимания;
  • организовывать и проводить социально-психологическое изучение и психологическое обследование военнослужащих воинской части;
  • организовывать и проводить психологическую работу при выполнении боевых (учебно-боевых) задач, выполнении задач боевой подготовки, боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней (дежурной и вахтенной) служб, повседневной деятельности воинской части;
  • изучать социально-психологические процессы в воинской части и подразделениях, осуществлять прогноз их развития, вырабатывать предложения и принимать участие в формировании здорового морально- психологического климата в воинских коллективах

— всё это обязанности Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части, утверждены Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» психолога в воинской части. Именно поэтому тема данной курсовой работы еще более актуальна и имеет первостепенное значение для выпускников Военной кафедры Государственного университета — Высшей школы экономики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ (НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА)

личностные качества военнослужащий

1. Приказ Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

2. «Основные обязанности должностных лиц органов воспитательной работы воинской части», утверждены Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

3. «Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утверждена Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

4. «Положение об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации», утверждено Приказом Министра Обороны от 11.03.2004 № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»

5. Учебно-методическое пособие по ОГП. Пацук И.Я., Нуртаев Т.С., ред. Разумовский П.А. ГУ-ВШЭ.

6. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / Под общей редакцией И.А. Алехина. — М.: ВУ. 2003

7. Васильченко Е.В. «Сравнительная характеристика психологических особенностей военнослужащих срочной службы и кадровых военных»