Введение
Актуальность.Возникновение и развитие языка знаменует собой появление новой особой формы отражения действительности и управления ею. При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление, то есть выход за пределы непосредственного отражения действительности, происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.
Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения).
Язык–это орудие, средство общения.Речь — это психологический, развернутый процесс, вид психической деятельности, тип по ведения (словесного, или вербального), использующий язык в качестве своего орудия, внешнего средства.
Особое значение речи в человеческой психике обусловлено ее специ-фическими и очень широкими функциями. Это: конкретное обозначение предметов и явлений, передача опыта, в том числе в аспекте общечеловече-ском, историческом, реализации общения, а также внутреннее опосредствование человеческой психики.
В онтогенезе человеческой психики наступает условный момент «перекрещивания» формирующейся речи со всеми другими психическими функциями. В результате они в той или иной мере вооружаются речевыми знаками и приемами. Такая добавка речи качественно преобразует всю психику: от простейшего ощущения до вершин познания и переживания, до глубин сознания. Поэтому речь становится внутренним орудием, а также особым средством формирования не только познания, интеллекта и общения, но и всей психики и личности.
Разработанность.Проблемами онтогенеза речи занимались различные ученые (Л.С. Выготский, А.Е. Лурия, В.К. Орфинская, Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Г.Л.Розенгард-Пупко, А.Н. Леонтьев, Н.С. Жукова,О.Е. Громова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, С.Н. Цейтлин и др.).
При этом ученые по-разному рассматривают онтогенез речи, выделяют разные его периоды.
Между тем, знание закономерностей развития и становления речи может помочь в решении вопросов коррекции нарушений речи у детей. Поэтому актуальным является анализ развития речи в онтогенезе.
Цель исследования: изучение развития речи в онтогенезе.
Объект исследования: речь как психический познавательный процесс.
«Система работы воспитателя по развитию речи дошкольников» ...
... языку на специальных занятиях может дать устойчивый развивающий эффект. 2. Принцип преемственности в развитии речи дошкольников В дошкольном учреждении система занятий по развитию речи создана на базе комплексного подхода. В ... обучения в детском саду» объединяет работу по развитию речи с работой по ознакомлению детей с ... в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. ...
Предмет исследования: развитие речи в онтогенезе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, виды и функции речи.
2. Проанализировать физиологические основы речи.
3. Изучить развитие различных сторон речи в онтогенезе.
4. Сделать выводы.
Фрагмент работы для ознакомления
Сложноорганизованной является и система называния предметов и устной речи. Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов премоторной области левого полушария, где локализован центр Брока. Нарушения в этой области приводят к застреванию на каком-нибудь слоге, перестановке букв, многократном повторении предыдущей артикуляции. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на то, что основные речевые центры расположены в левом полушарии, правое тоже вовлекается в речевую функцию. При поражении правого полушария страдают нелингвистические компоненты речи: интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска. Структуры, управляющие голосовыми реакциями, тесно связаны на разных уровнях с лимбической системой мозга, что и привносит в звучащую речьэмоциональный компонент. Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.3. Онтогенез речиА.Н. Леонтьев под онтогенезом детской речи понимает сложное взаимодействие процесса общения взрослых и ребенка, процесса поэтапноразвивающегося, усложняющегося, совершенствующегося, и специализированных функциональных систем, поэтапно формировавшихся и сменяющих друг друга в психике ребенка.
В онтогенезе речь выступает не только как средство деятельности, познания окружающего мира, но и как результат активной познавательной деятельности ребенка и в конечном счете зависит от последней. Естественный онтогенез речевой моторики складывается из двух фаз: первая фаза — морфологическое созревание центральных нервных элементов: происходит миелинизация проводящих путей, которая заканчивается в основном к 2 — 3 годам; вторая фаза — это функциональное дозревание и накапливание работы координационных уровней. В этой фазе развитие речевой моторики идет не всегда прогрессивно — в некоторые периоды могут происходить временные отставания и даже регресс. Речевая деятельность ребенка формируется постепенно и проходит несколько этапов своего становления.Вербальное развитие субъекта представляется последовательно реализуемым процессом в трех периодах речевого онтогенеза. Доречевой период длится от рождения до приблизительно двух лет и характеризуется доминированием невербального общения и стадийностью голосового развития ребенка. Следующий за ним когнитивно-языковой период речевого онтогенеза (условно от двух до шести лет) отмечен взаимозависимым развитием мышления и языка, вербального интеллекта, формированием когнитивно-языковых структур в сознании языковой личности.
Третий период речевого онтогенеза – собственно речевой – есть развитие текстовой деятельности человека, характеризуемое функционированием когнитивно-речевых механизмов понимания и продуцирования речи (текстов) и выявляющее своеобразие речевого поведения языковой личности.Первый период вербального развития ребенка – доречевой – является реализацией в развитии субъекта языкового механизма как психофизиологически обусловленной интеллектуальной способности овладеть средством общения социальной среды. Отдельной исследовательской проблемой встает вопрос природы языкового механизма. Варианты его рассмотрения как механизма врожденного, наследственно детерминированного и социального (в отечественной науке), принятые полувека назад, так и не сняли дискуссионности вопроса. В доречевом периоде отмечается особая связь развития речи и движения. Маленький ребенок начинает поворачиваться – в речи появляется гуление – параллельно. Начинает сидеть, ползать – появляется лепет. Начинает ходить к 1 году – появляются первые слова. Во время двигательного развития ребенок познает мир, формируется восприятие себя в пространстве, параллельно формируется речь. На 1 году жизни общение со взрослым осуществляется при помощи тактильно — мимических экспрессивно-голосовых, зрительных и предметно-действенных средств. Развивается слуховое и зрительное восприятие, формируется предметная игровая деятельность. В доречевом периоде также выделяют несколько этапов. В первый период помимо криков, к голосовым реакциям относят звуки при сосании, зевании, кашель, чихание.Во втором этапе доречевого развития появляется гуление и смех, развиваются сенсорные системы (2-5 месяцев).
Методика развития речи у детей
... речевой функциональной системы и различных психических функций. Иногда их называют эволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития. У детей 4-го года жизни широко используется разговорная форма речи. ... ребенка. Система занятий по развитию речи -один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания дошкольников. 1. Периодизация развития речи у детей Речь ...
Ребенок уже следит глазами за предметами, удерживает их взглядом. Развивается тактильная чувствительность, которая имеет важное значение для возникновения автохватания и обследования предметов.В третьем этапе появляется лепет (от 4-5 месяцев до 7-12 месяцев).
Ротовая полость ребенка увеличивается в размерах. К 5-6 месяцам сочетание губных согласных и гласных звуков (ба, ма), а так же передне-язычных согласных и гласных (та).Четвертый этап доречевого развития – расцвет лепета, стадия канонической вокализации (от 5-7 месяцев до 12.5 месяцев).
Появляется начальное понимание обращенной речи. В 5 месяцев появляется акт хватания. Хватание осуществляется под контролем зрения. На основе акта хватания развивается манипулятивная деятельность. Манипуляции приобретают функцию общения. Хватание способствует сидению. На пятом этапе отмечается продолжение канонической вокализации (от 9 до 18 месяцев).
Развивается моторика, восприятие, память, внимание. Признаки риска на 3-5 этапах является отсутствие лепета, избирательного предметно-действенного общения со взрослым, не выполнение простых словесных просьб, отсутствие подражательных игровых действий. В 8 месяцев ребенок реагирует на свое имя, вступает в игровое общение со взрослым. В 10-11 месяцев появляются первые лепетные слова (мама, ту-ту), подражательные движения рук (Ладушки, до свидания).
Понимает слово «нельзя». Понимает названия отдельных предметов, выполняет действия с ними по словесной инструкции (открой, закрой).
Выполняет простые поручения (дай куклу).
Совершенствуется манипулятивная деятельность. Переход речевого развития ребенка в следующий период — когнитивно-языковой, определяется особенностями генезиса мышления и языка человека. Мышление и язык имеют разные генетические корни и до определенного момента развития субъекта существуют независимо друг от друга. Наступление когнитивно-языкового периода знаменуется началом взаимозависимого и взаимовлияющего развития языка и мышления: речь становиться интеллектуальной, а интеллект – вербальным, формируется «языковая организация человека». В сознании ребенка образуются: фонетический компонент его языковой организации (как ментальная подсистема эталонов звуков языка), его лексикон, грамматический компонент как комплекс процедурных знаний морфологической и синтаксической связности слов в речи. Формирование лексикона непосредственно связано с развитием генерализации в детской речи, что представляется фазным процессом: однозначность – сверхгенерализация – обобщение по схеме «куча» – обобщение по схеме «комплекс» и т. д. Итогом развития генерализации выступает формирование вначале псевдопонятий (младший школьный возраст), а затем истинных понятий (ближе к раннему подростковому возрасту).
Использование дидактических игр в работе по автоматизации звуков ...
... приложений. ГЛАВА I. Теоретические основы использования дидактических игр в работе по автоматизации звуков 1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста и причины нарушений звукопроизношения Речь является врожденной функцией и усваивается каждым ...
Отдельно выделяется семантический компонент языковой организации человека как хранение в сознании альтернативных моделей речевого поведения с учетом контекста ситуации, социальной роли и статуса языковой личности. Наличие такого языкового знания определяет, например, где, когда, кого и какими словами мы будем приветствовать («Привет», «Добрый день» или «Здравствуйте»).
Формирование семантического компонента языковой организации человека, его содержание и специфика определяют своеобразие вербального поведения формирующейся языковой личности. Особенностями когнитивно-языкового периода онтогенеза являются: функционирование эгоцентрической речи ребенка, ситуативная и диалогическая направленность детской речи, детское «языкотворчество». Создание «детских неологизмов» («накрывальце», «пальчатки», «копатка») есть показатель сложной интеллектуальной работы сознания по овладению ребенком системой языка: ее единицами, правилами, нормами. Итогом такой работы выступает формирование некого «лингвистического архива» в сознании, т. е. языковой организации человека в комплексе компонентов (фонетический, лексический, грамматический, семантический).Завершение когнитивно-языкового периода знаменует достижение некоторой языковой компетентности субъекта или формирование уровня фоно-лексико-грамматической правильности. Следующий период речевого онтогенеза – собственно речевой – представляет собой функционирование речевого механизма (третьего аспекта языковой способности человека).
При этом речевой механизм рассматривается как реализация человеком его языковой способности для целей коммуникации и мышления, которая осуществляется в процессах порождения (продуцирования) и восприятия и понимания речи (текстов).
Начиная с 6-летнего возраста, ребенок по Н.И. Жинкину «выходит в открытый текст как космонавт в космос», что знаменует его дальнейшее речевое развитие в рамках текстовой деятельности. Речевое развитие субъекта представляется сложнейшим ментальным процессом, неограниченным как во времени, так и в качественном показателе уровня развития вербального интеллекта. Следует рассмотреть онтогенез отдельных сторон речиРазвитие и становление в онтогенезе фонетической и фонематической сторон речи Фонетика 0 – 1 год. Развитие восприятия: возникновение различных реакций ребенка на звуки и речь; различение интонации; восприятие основных фонологических противопоставлений родного языка. Развитие продуцирования: крик (новорожденный), гуление (1-3 мес.), лепетные слоги (4-6 мес.), лепетные цепи (6-8 мес.), лепет с расподобленными слогами (8-12 мес.); имитация некоторых звуков.1 – 2 года: становление фонематического слуха, усвоение системы гласных фонем; усвоение многих согласных фонем. Лепет с интонацией предложения. Фонетические ошибки: слоговая элизия (сокращение количества слогов в слове: носки — ки; голова — гавá; магазин — зин/масин); пропуск отдельных согласных, добавление гласных (тенденция к конечному открытому слогу), ассимиляция в области гласных и согласных; упрощение любых стечений согласных (кластеров), замена гласных и согласных, в том числе и нетипичная; метатезис (перестановка звуков или слогов в слове: зайка — казяй; петух — типух, пакетик – капетик).2 – 3 года. Фонетические ошибки: слоговая элизия только в 4-5-сложных словах, ассимиляция в области гласных и согласных, пропуск отдельных согласных (до 2,6).
Артикуляционные и акустические признаки согласных звуков
... ЗВУКОВ РЕЧИ Фонетическое описание предполагает характеристику звуковых единиц с трех точек зрения: как они произносятся, т. е. артикуляционный аспект речи; какие при этом возникают звуки, т. е. акустический аспект речи; и как эти звуки ... ил и т.д., кажется очень подходящим. Однако на самом деле это не так — во-первых, далеко не все согласные в русском языке возможны в абсолютном конце слова, ...
Упрощение многих стечений согласных (к 3 годам упрощаются в основном только группы из щелевых согласных); замена согласных, сложных для артикуляции (ц, ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`).
К 3 г. – в основном типичные замены; метатезис.3 – 4 года. Типичные замены некоторых согласных, сложных для артикуляции (ч ,ш,ж,щ, р, р`,л, л`), метатезис.4 – 5 лет. Типичные замены отдельных согласных, сложных для артикуляции, метатезис 5 – 7 лет. Метатезис в речи леворуких детей и амбидекстров.С.Н. Карпова показала вариативность ориентировки в фонематических отношениях детей старшего дошкольного возраста и выделила несколько групп детей. 1. Дети за словами не видят звуков, которые надо выделить, то есть воспринимают семантику слова («Какой первый звук в слове мак? – Мак – это цветок.»).
2. Дети заменяют звуковой анализ буквенным. 3. Дети с трудом выделяют гласные, особенно в середине слова, сливают гласный звук с предшествующим согласным звуком. 4. Дети более успешно выделяют первый и последний согласный звуки, затем возвращаются к выделению гласного звука. Таким образом, фонематическое восприятие испытывает влияние двух факторов: акустические свойства звуков и возможность появления их в произношении. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит овладение произношением звуков. Сравнение звукового состава детского лепета, содержащего более 100 артикулем и звукового состава первых слов указывает на артикуляционную бедность последних. Во время перехода к овладению произношением слов отбрасываются определенные группы звуков, которые присутствовали в лепете, но которые не адекватны русскому языку (носовые гласные, полумягкие согласные и т.д.).
В речи закрепляются те звуковые проявления ребенка, которые совпадают по звукопроизношению со словами взрослого. Усвоение фонетики определяется состоянием речедвигательной сферы, зависит от артикуляционной сложности звуков и от умения четко различать на слух заданный от звука реально произносимого ребенком. Новые звуки появляются группами, объединенными какой-либо артикуляционной работой, но усвоение нового звука в большинстве случаев происходит не сразу, а постепенно, через промежуточных звуки – субституты. Гваздев А.Н. отмечал, что «…система субституций (замещений) базируется главным образом на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования». Таким образом, уже к пяти годам фонетико-фонематическая система достигает своего высокого уровня развития и в дальнейшем она только совершенствуется. К моменту поступления в школу у ребенка сформировано звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.СловообразованиеК 2 (2,6) годам появляются первые словообразовательные инновации (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности).
Развитие инициативной речи детей 3 года жизни
... аспекты детской речи. 2. Рассмотреть развитие речи ребёнка 3 года жизни. 3. Изучить развитие инициативной речи у детей от 2-х до 3-х лет. 4. Провести экспериментальное исследование педагогических условий развития инициативной речи у детей 3 года жизни. 5. ...
Овладение некоторыми словообразовательными моделями.3 – 4 года. Увеличение количества словообразовательных инноваций.4 – 5 лет. Овладение различными словообразовательными моделями.5 – 7 лет. Рост числа инноваций в речи детей референциального речевого стиля.Лексика0 – 1 год. 8-9 мес. — первые слова в пассивном лексиконе, 8-12 мес.- первые слова в активном лексиконе. К 1 году — 1-5 слов в активе; 30 — 60 — в пассиве. Разрыв между пониманием и говорением к 1 году — соотношение актива и пассива 1:10/20.1 – 2 года: Начальный лексикон (протослова, слова языка нянь, нормативные слова, застывшие фразы).
Значительный разрыв между пассивным и активным словарем (соотношение 1:10) до возникновения лексического взрыва (соотношение 1:4), а после лексического взрыва исчезающий (в возрасте от 1,9 до 2,6 лет).
Лексико-семантическая сверхгенерализация (распространение сферы использования слова: ава (собака) – все четвероногие; дяка (ягода) — яблоко, персик, слива; дай — возьми; требование сделать что-нибудь: тдай бай-бай мама (дай спать мама, т.е. хочу спать с мамой).
Детская омонимия — совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие несовершенства артикуляторных возможностей ребенка: ми — мишка, мышка, мыло; така — травка, трактор; тя — чай, ставь; мака — маленький, масло, мясо. Игровые переименования — сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся или: 1) комментариями ребенка относительно сходства предметов, 2) следствием игры с использованием предметов-заместителей: цветок — о кожуре открытого банана; шапочка — о стаканчике, надетом на голову. 2 – 3 года. Исчезновение слов языка нянь, протослов и застывших фраз. Исчезновение лакуны между пассивным и активным лексиконом. Значительный рост словаря. Развитие лексического значения. Лексико-семантические инновации. Появление синонимов, антонимов, многозначных слов; выстраивание родо-видовых иерархий.3 – 7 лет. Количественный и качественный рост словаря: усвоение родо-видовых отношений, развитие синонимии, антонимии, появление абстрактных существительных, освоение многозначности и омонимии, освоение фразеологизмов. Лексико-семантические инновации (расширение и сужение значения, образование переносных значений путем метафорических и метонимических переносов и др.; ассоциативные замены — смешение паронимов, антонимов и др.Морфология 1 – 2 года: Появление различных частей речи: существительных, качественных прилагательных, местоимений различных разрядов, наречий, кратных страдательных причастий прошедшего времени, первых числительных.К 2 годам — появление первых грамматических: падеж, число сущ., время, число, лицо, род глагола; первые формообразовательные инновации: окказиональное конструирование основы глагола; унификация основы сущ. и глаг.: сохранение неподвижности ударения; устранение чередований согласных; устранение беглых гласных; устранение супплетивизма; устранение наращений основы.2 – 3 года. Усвоение различных частей речи, в том числе служебных (предлогов, союзов).
Философско-методологические основы педагогики и образования
... образа роли человека в этом мире производства. 11. Под педагогикой профессионального образования или под профессиональной педагогикой следует понимать такую область теоретического и практико-ориентированного научного ... теории и практики в XVII веке привело к основанию учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась в качестве учебной дисциплины. Первые учебные ...
Усвоение плана содержания следующих грамматических категорий: рода и скл. сущ. (муж. и жен. р., 1 и 2 скл.), вида глагола. Устранение сущ. ср.р., 3 скл.; «перевод» из одного скл. в другое; смешение одушевленных и неодушевленных сущ.Инновации при усвоении формальной стороны грамматических категорий: унификация основы; смешение окончаний сущ. (им.п. мн.ч., род.п.мн.ч., тв.п.ед.ч.,пр.п. ед.ч.) – экспансия флексий, смешение оконч. сущ. р.п. мн.ч. и предл. п. мн.ч.; образование недостающих форм числа; ошибки в словосочетаниях с числительными.3 – 5 лет. От 3 до 4 лет – рост количества инноваций в речи детей референциального речевого стиля при усвоении формальной стороны различных грамматических категорий, связанных с унификацией основы и с неверным выбором формообразующего аффикса: внутрипадежное смешение оконч. сущ. разных склонений, ненормативное склонение несклоняемых и разносклоняемых сущ.; окказ. образование родовых пар у сущ.; окказиональное образование сравнит. степени прилаг. и наречий; смешение оконч. глаголов, суффиксов императива; суф. причастий; окказиональное образование видовых пар глагола.5 – 7 лет. Уменьшение количества инноваций в речи детей.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/ontogenez-i-dizontogenez-rechevogo-razvitiya/
1. Богин Г.И. Типология понимания текста. – М., 2002. – 164с.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев — СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 472с.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М: Наука, 1982. – 156с.
5. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. – Сара-тов,1986. – 180с.
6. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – Изд. 3-е. – М., 2003. – 287с.
7. Леонтьев А.А. Психолингвистика // Психологический словарь. Изд. 2-е. – М., 1996. – 196с.
8. Петровский А.В. Психология. – М., 2005. – 496с.
9. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. – М.: Римис, 2008. – 448 с.
10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 448с.
11. Псеунок А.А. Возрастная анатомия и физиология: Лекции. – М., 2008. – 270с.
12. Рубинштейн С.Л. Основыобщейпсихологии– СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
13. Смирнов В.М. Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности : учеб.пособие для студ. вузов / С.М. Смирнов, С.М. Будылина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Академия, 2007. – 336с.
14. Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 423 с.
15. Ступак Л.В. Онтогенез диалогической речи // Специальное образование. — 2012. — № 3. – С. 109 – 113.
16. Уланович О.И. Языковая личность в контексте моделирования рече-вого онтогенеза // Психология когнитивных процессов: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции (сборник статей).
» ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ...
... речи у детей с ОНР . Объект исследования: Предмет исследования : процесс формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня. Гипотеза: мы предполагаем, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной монологической речи у детей ...
Смоленск, 2 – 3 октября 2008 г. – Смоленск: Универсум, 2008. – С. 197 – 201.
17. ХомскийН.Языкимышление. – М.: Изд-во Московского университета, 1972. – 126с.
18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи : учеб.пособие для студ. высш. учеб заведений / С.Н. Цейтлин. — М.: Владос, 2000. – 240с.
19. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками. Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Г.Р.Шашкина, Л. П.Зернова, И.А. Зимина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240 с.
20. Швецов А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
21. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 1974. – 427с.