Государственная молодежная политика Республики Беларусь на современном этапе

молодёжь социальный политика

Проблема формирования молодежной политики приобретает особую актуальность для каждого государства в современных условиях, поскольку молодое поколение воспроизводит общество не только биологически, но и социально.

Молодежь как социально-демографическая группа включает людей в возрасте от 16 до 30-31 года. именно на эти годы приходятся основные «социально-демографические» события жизни человека: получение среднего и высшего образования, выбор и приобретение профессии, начало работы, женитьба, рождение детей.

Молодежь — это главный ресурс общества, это его будущее. Но он не сможет выполнить свою миссию, если определенные гарантии не будут предоставлены обществом. Прежде всего, она нуждается в гарантиях приобретения знаний, соответствующей общественным потребностям профессиональной подготовки возможностей для вхождения в самостоятельную жизнь, создания условий для образования семьи

Успешная государственная реформа возможна только при активном участии молодежи, что требует новых подходов к разработке и реализации молодежной политики. В связи с этим необходимо периодическое исследование молодых людей, собирающее достоверную информацию об их жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положении молодежи может быть реализована молодежная политика.

Выделение молодежной политики как самостоятельного направления государственной деятельности в различных странах мира отражает одну из закономерностей современного этапа развития человеческой цивилизации. Ведь молодежь — это «мост», по которому настоящее страны идет в будущее. Направление социального, научно-технического прогресса будет зависеть от того, чем он станет.

Молодежная политика является частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Республики Беларусь. Его реализация — одно из приоритетных направлений деятельности белорусского государства.

Реализация государственной молодежной политики представляет собой целостную систему мер правового, организационно — управленческого, финансово — экономического, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для их ответственного участия в жизни и развитии белорусского общества.

11 стр., 5446 слов

Социальная политика в государственном и муниципальном управлении

... ”. Функции федерального уровня власти по решению социальных вопросов также определены в Федеральном конституционном законе “О Правительстве Российской Федерации”(1997г.). Согласно этому закону Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики, реализацию ...

Целью государственной молодежной политики является создание благоприятных экономических и политических условий, правовых гарантий, способных улучшить качество жизни молодежного населения.

Субъектами государственной молодежной политики являются:

  • а) молодые граждане в возрасте до 31 года;
  • б) молодые семьи, в которых один из супругов находиться в возрасте до 31 года;
  • в) молодежные общественные объединения.

Государственная молодежная политика — это интеграция отдельных молодежных программ и проектов в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

В Республике Беларусь, несмотря на то, что развитие экономики происходит в условиях экономического и политического давления со стороны других стран и требует максимальной приверженности со стороны государства, проблемы молодежи не остались незамеченными. Кроме того, реализация государственной молодежной политики является одной из приоритетных задач.

Данная тема является одной из самых интересных и мало-затронутых тем современного общества, но актуальность ее, с нашей точки зрения, заметно растет вместе с самосознанием своих прав самой молодежи и разумением реальной силы, способной оказать реальный вклад в становление современного общества.

1. Молодёжь как социальная группа общества. Политическая социализация молодёжи

Молодежь — это социально-демографическая группа, которая переживает период становления социальной зрелости, вхождения во взрослый мир, адаптации к нему и его будущего обновления.

Границы этой группы размыты и гибки, но к молодежи обычно относят население в возрасте от 14 до 30 лет.

Нижний возрастной предел определяется, в частности, тем, что физическая зрелость начинается с 14 лет и открывается доступ к работе. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей [1].

Возрастная дифференциация (стратификация молодежи) — процесс объективный и многомерный. Со всей определенностью можно сказать, что переход от детства к зрелости охватывает большой период и длится примерно около 10 лет (от 12 — 13 до 23 — 24 лет).

Кроме того, этот переход условно можно разделить на несколько промежуточных периодов.

Первый период — подростковый (от 12 до 14 — 15 лет).

Этот период является фазой первичной социализации индивида. Подростки характеризуются рядом общих социально-психологических и физиологических характеристик, которые отличают их от других возрастных групп молодежи. Процесс роста — первичная социализация — самый сложный и чреват различными социальными последствиями. Для подростков очень характерны неадекватное восприятие и усвоение норм общественной жизни, а также социальное формирование, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Кроме того, девочки-подростки намного быстрее адаптируются в социальной среде, несмотря на то, что большинству из них трудно испытывать собственное физическое развитие. Осознание своего места и роли в обществе, а также осознание своей социальной значимости, приобщение к другим возрастным и гендерным группам молодежи явно влияет на дальнейшую социализацию молодежи. Поэтому, как никто другой, к подростку нужно очень правильное отношение со стороны взрослых. Несмотря на сложность подросткового возраста, большинство молодых людей быстро адаптируются к социальной среде и переходят на новый этап — стадию отрочества.

16 стр., 7928 слов

Молодёжь и общество: проблемы социальной адаптации в современном мире

... переходном обществе придается программам содействия социальной адаптации молодежи. Следует различать адаптацию как процесс и адаптированность как результат, итог процесса социальной адаптации. Существуют субъективные и объективные критерии ... не только для молодых, но и для старших поколений. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в ...

Второй период — юношество (от 14 — 15 до 18 лет).

Он наступает, как правило, к 14 — 15 годам. В этот период завершается физическое созревание, хотя социальные качества личности полностью не сформированы. Период отрочества характеризуется большой самостоятельностью во всех сферах жизни: в повседневной жизни, в учебе, а также в посильном труде. При этом этот период находится на пороге взрослой жизни, ведь уже с 16 до 18 лет молодые люди могут выполнять профессиональные и трудовые функции на законных основаниях. Как известно, законодательство определяет соответствующие ограничения и льготы для этой категории молодых людей в контексте работы. Однако это отнюдь не означает, что молодые люди в этом возрасте не обязаны работать. Напротив, именно в этом возрасте реально проявляются способности, наклонности, интересы и другие ценные качества, с помощью которых можно определить, в какой конкретной сфере трудовой деятельности может в будущем работать, реализовать себя как личность молодой человек. Искусственное навязывание молодежи той или иной профессии, будь то бизнес или творчество, или военная, гуманитарная или техническая, может привести в будущем к негативным результатам. именно на этом этапе необходимо использовать самые современные методы изучения карьерной ориентации молодых людей на основе социально-психологических и физиологических характеристик и их интеллектуальных данных.

Третий период (от 18 до 23 — 24 лет) — наиболее важный период социализации молодежи, ибо он связан с профессиональным и гражданским становлением, дальнейшим физическим и интеллектуальным развитием личности. Молодой человек становится объектом социализации с гораздо более ярко выраженными социальными качествами, поэтому общество вправе не только оказывать ему всевозможную поддержку, но и рассчитывать на его ответственное отношение к выполнению своих обязанностей. Несмотря на то, что молодые люди в этот период еще получают адекватные профессии, завершая учебу в среднем, среднем специальном и высшем образовании. учебных заведениях, или проходят службу в армии, большинство из них имеют более четко выраженные ценностные ориентации и жизненные ориентиры, связанные со своим будущим: трудом, местом жительства, социальным положением и др. Молодые люди этой возрастной группы обладают большей степенью самоконтроля, они более осознанно выполняют определенные функции. Однако им по-прежнему присуща большая эмоциональность и чрезмерная критичность по отношению к событиям и людям. Иногда завышенная самооценка преобладает над реальными возможностями реализовать себя как личность. Большинство молодых людей не признают навязанные авторитеты, но, тем не менее, они склонны создавать кумиров и сосредотачиваться на тех из них, кто наиболее соответствует их ценностным ориентациям.

Освоение профессиональных знаний в этом возрасте происходит сравнительно несложно, поскольку, как правило, связано с научением, стажерством, т.е. с продолжением обучения без большой личной ответственности за результаты труда. Они по-прежнему считают, что имеют право на ошибку, и этот психологический барьер им трудно преодолеть. Молодые люди этой возрастной группы по-прежнему рассчитывают на снисходительное отношение к себе как в учебе, так и на работе, и в семейной жизни. Между тем, если именно в этот период не сформировался высокий процент личной ответственности за сделанное, то в старости сформировать ее уже сложно.

10 стр., 4600 слов

Период зрелости человека

... достаточно сформированная духовная зрелость, которая побуждает человека к поиску интимной психологической близости, к единению против изоляции и одиночества (Эриксон Э., 1996). Вступая в самостоятельную жизнь, молодой человек в возрасте 20 ...

Четвертый период (от 25 до 30 лет).

для него характерна большая независимость личности во всех сферах жизни. Большинство молодых людей вступают в брак в этом возрасте и имеют своих наследников, детей, которым они обязаны передать свой жизненный опыт и должным образом их обучить. В то же время этот период самый сложный в профессиональном и социальном развитии. Получив соответствующую профессию в системе образования, молодые люди участвуют в трудовой деятельности, стремятся создать необходимые материальные и жилищные условия для себя и своей семьи. Однако далеко не всем это удается, поскольку у разных социальных групп разные стартовые экономические возможности. По данным социологических исследований, лишь около 10% опрошенных молодых людей обходятся без материальной помощи родителей и ближайших родственников; 75% из них получают ее постоянно и около 15% — периодически. Размеры этой материальной помощи, безусловно, неравнозначны. Поэтому процесс социализации в этот период связан не только с передачей социального опыта пожилым людям, но и с реальной материальной помощью. В связи с этим многие молодые люди всерьез задумываются о своем дальнейшем пребывании в определенных регионах, городах, поселках городского типа, селах, на определенных работах. Более половины, согласно социологическому исследованию, проведенному в 2003 году, хотели бы уехать из Беларуси на временную работу или постоянное место жительства на льготных условиях. В основном это связано с относительно низким уровнем заработной платы, который не позволяет молодым людям покупать дорогие товары длительного пользования и, прежде всего, строить собственные дома. Несмотря на реальную поддержку со стороны государства (гарантированное предоставление первого рабочего места, льготные кредиты, материальная поддержка предприятиями и т.д.), тем не менее, по мнению молодых людей, эти реальные виды государственной помощи трудно получить, и ее бывает недостаточно для реализации первоначальных жизненно важных целей. Таким образом, значительная часть молодежи находится перед альтернативой или искать дополнительные заработки, порой связанные с нелегальным бизнесом, или искать возможность выехать за пределы страны с целью создания материальных условий для жизни молодой семьи. К сожалению, эти причины часто становятся иллюзорными, недостижимыми, поскольку за рубежом ближняя и дальняя молодежь сталкивается с множеством трудностей, с которыми трудно справиться, и процесс социализации, адаптации к новым условиям жизни затягивается. В этой связи, несомненно, необходима более эффективная политика, направленная на поддержку молодежи страны, создание благоприятных условий для реализации их образовательного и интеллектуального потенциала дома. Конечно, молодые люди могли оставаться на прежних местах жительства при условии, что им были предоставлены перспективы карьерного и профессионального роста, перспектива создания благоприятных материальных и социальных условий жизни. Ситуация усугубляется тем, что молодые пары с детьми нуждаются в гораздо большей поддержке, чем внебрачные. Однако брак мальчиков и девочек связан с определенной тревогой за будущее и, прежде всего, возможностью содержать семью, обеспечивать ее материально и растить детей. Поэтому многие молодые люди поневоле откладывают время вступления в брак до достижения определенных целей, получения образования, приобретения жилья и др.

13 стр., 6378 слов

Здоровый образ жизни, как условие гармоничного развития детей, ...

... к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни не придерживаются здоровой и разнообразной пищи, в которую нужно включать побольше фруктов и ... ритм сна и бодрствования. Чередование сна и бодрствование - необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма.На первом месяце жизни ребенок обычно спит от 17 до 20 часов в сутки и ...

Следовательно, указанные периоды возрастной стратификации имеют некоторые особенности в процессе адаптации и социализации молодежи. Молодежь как в городах, так и в селах сильно зависит от условий социально-экономического развития страны и отдельных регионов, от реальной помощи государства в их гражданском и профессиональном развитии, в создании благоприятных условий для жизни. [2, с. 157].

Молодые люди — это группа общества, которая участвует во всех без исключения социальных процессах напрямую или через свои семьи. Духовные ценности молодых людей, их мнения, моральные качества оказывают все более очевидное влияние на общество, на политические и социальные программы, на экономические процессы. Молодежь составляет почти четверть населения республики — это существенная часть избирательного корпуса, значительная часть трудового потенциала страны [1].

Молодежь — это главный ресурс общества, это его будущее. Но он не сможет выполнить свою миссию, если определенные гарантии не будут предоставлены обществом. Прежде всего, ему нужны гарантии получения знаний, отвечающие социальным потребностям, профессиональная подготовка, возможности для самостоятельной жизни и создание условий для создания семьи. Молодежь как социальная группа отличается тем, что в раннем возрасте сталкивается с серьезными трудностями, прежде всего с трудоустройством; молодежи приходится острее решать жилищные и материальные проблемы. На современном этапе усложнились проблемы психологической адаптации молодежи, затруднены механизмы вовлечения молодежи в систему социальных взаимосвязей. Во многих международных документах, докладах и научных исследованиях подчеркивается, что практически во всех странах мира молодежь является наиболее уязвимой группой общества [3, с. 326].

Социальная структура молодежи неоднородна настолько, насколько неоднородно общество. Так, в молодёжной среде существуют стратификационные группы сообразно уровню доходов, образования, престижа, власти. Современное общество, например, не стремится обеспечить значимость образования в качестве фундаментальной ценности в молодёжной среде и тем самым подавляет потребность в самореализации.

Снижение значимости фундаментальных ценностей в молодежной среде влечёт за собой и криминализацию сознания молодых людей на почве престижного потребления. На этой почве возникает конфликт поколений, когда дети обвиняют родителей в неумении жить «как все», в неумении жить по стандартам, навязанным средним или высшим классом. Неудивительно, что у бедных и малообеспеченных молодых людей чаще, чем у представителей других слоев, начало трудовой карьеры связано с нелегальным бизнесом [1].

Все политические институты государства влияют на политическое поведение граждан, стремятся контролировать его с помощью специальных механизмов. Политические и государственные структуры стремятся к воспроизводству типа поведения, лояльного к данной политической системе, к данным политическим ценностям и нормам. Возникает закономерный вопрос: как молодежь вовлекается в политику; как овладевает теми или иными политическими ролями; как формируются ее политические ценности и убеждения; ведь человек не рождается ни с коммунистическими, ни с фашистскими убеждениями. И ученые, и политики-практики утверждают, что политическая социализация неизбежно связана с усвоением личностью социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, групповых ценностях, политических и правовых нормах, нормах политического поведения. Политическая наука определяет политическую социализацию как усвоение индивидом системы политических знаний, ценностей, норм, которые позволят ему участвовать в политической деятельности в качестве полноправного субъекта. Политическая социализация — это совокупность процессов становления политического сознания и поведения, принятия и исполнения политических ролей. Понятие «политическая социализация» шире, чем понятие «политическое воспитание» и «политическое просвещение», ибо включает в себя не только целенаправленное воздействие государственной идеологии, но и стихийное влияние, собственную политическую активность индивида. В современном обществе процесс политической социализации начинается достаточно рано. Дети трех-четырех лет уже различают символы своего государства, тех или иных политических деятелей. Детский сад, школа, родители, телевидение очень рано вовлекают детей в экономическую и политическую жизнь, хотя, конечно, главным образом со школы начинается накопление знаний о политике, формируется определенное отношение к ней. Этот процесс называется первичной социализацией. На этом этапе происходит 328 первоначальное восприятие человеком политических категорий, формирование индивидуального отношения к явлениям политической жизни. Процесс политической социализации продолжается в течение всей жизни, он не заканчивается с получением паспорта или какого-либо диплома. Происходит постоянное накопление опыта, так как человек участвует в течение своей жизни во многих политических событиях, организациях, движениях. Он может не только обретать, но и утрачивать определенные представления, взгляды, ценности. В процессе политической социализации участвуют многие субъекты, влияние которых обеспечивает определенные политические ориентации граждан, их политическое поведение, ценностные ориентиры [3, с. 327].

13 стр., 6380 слов

Творчество как фактор и условие развитие личности

... рассмотреть роль творчества и развитии личности.. 3. рассмотреть творческую личность и развития творческих способностей. Структура работы включает в себя введение, первую часть (понятие творчества, творческий потенциал, личность, роль творчества как фактор и развития личности, творческий учитель и ученик.), вторую ...

Организационно-правовые и концептуальные основы государственной молодёжной политики. Принципы молодежной политики

В новых условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой и целями развития белорусского общества.

После принятия в 1965 году Генеральной Ассамблеей ООН «Декларации о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами» социальные проблемы молодежи стали особым направлением в ее деятельности. Под эгидой ЮНЕСКО с 1985 году действует Всемирный конгресс по вопросам молодежи, «Круглый стол» по теме: «Молодежь. Образование. Труд». К изучению молодежных проблем и их разрешению подключились Международная организация труда, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).

В нашей республике проблема формирования новой политики в отношении молодежи стала особенно актуальной в конце 80-х — начале 90-х годов ХХ века. Глубокие изменения в судьбе Белоруссии, которыми отмечены эти годы, сказались на всех сферах жизни, в том числе на положении молодежи. В новых условиях важнейшей задачей молодежной политики стала адаптация молодого поколения белорусов к новым экономическим и социальным реалиям. В этих условиях формирование молодежной политики возможно только на основе взаимосвязи с теми процессами, которые происходят во всей общественной системе, в соответствии с логикой развития белорусского общества.

7 стр., 3187 слов

Особенности социальной политики в Республике Беларусь

... главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения. Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих ...

В задачи молодежной политики входят: выявление потребностей и интересов молодежи; создание благоприятных условий для реализации этих потребностей и интересов; регулирование отношений между молодежью и обществом, между молодежью и иными социальными группами общества; регулирование отношений внутри молодежи как особой социально-профессиональной группы общества; создание условий для профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров; содействие молодежной занятости; поддержка молодых семей, создание условий для строительства жилья, воспитания детей; формирование политических взглядов и навыков политического участия молодежи в политической жизни общества в условиях политического плюрализма; формирование новой концепции воспитания молодежи [3, с.330].

Законодательство Республики Беларусь устанавливает следующие принципы государственной молодежной политики:

  • защиты прав и законных интересов молодежи;
  • сочетания государственных, общественных интересов, прав и свобод личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • обеспечения молодежи правовых и социально-экономических гарантий, компенсирующих обусловленные возрастом ограничения ее социального статуса;
  • научной обоснованности и комплексности;
  • гласности;
  • привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании и реализации государственной молодежной политики;
  • приоритета конкурсных механизмов при реализации программ в сфере государственной молодежной политики [4, ст. 4].

Очень большую роль в формировании и реализации молодежной политики играет Совет Министров, а также местные распорядительные и исполнительные органы республики.

Значительную роль играют такие органы, как: Министерство образования республики Беларусь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство культуры.

Основную роль в формировании и реализации молодежной политики играет Департамент по делам молодежи Министерства образования Республики Беларусь. Рассматривая те организации и институты, которые участвуют в формировании молодежной политики, следует отметить, что на современном этапе практически все органы государственного управления в той или иной степени участвуют в формировании и реализации государственной молодежной политики. Большую роль играют также негосударственные организации и институты, Белорусский Республиканский Союз молодежи и иные общественные организации молодежи. В настоящее время в республике действует более 130 молодежных и детских общественных организаций. На современном этапе молодежная политика уже имеет возможность опереться на серьезную нормативно-правовую базу, которая создана более чем за 10 лет существования в условиях суверенного государства. За это время были сформулированы и определены основные концептуальные основы государственной молодежной политики. В ее основе лежат принципы и положения, сформулированные в Конституции Республики Беларусь. Главная идея, которая лежит в основе концепции молодежной политики состоит в том, что государство как основной субъект молодежной политики, ставит своей целью обеспечить полноценный правовой и социальный статус молодым гражданам республики, защитить их права и свободы. Концепция государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Концепция молодежной политики исходит из того, что эффективная организация системы социального развития молодежи, ее воспитания позволит преодолеть духовно-нравственный кризис в обществе, достигнуть гражданского согласия и создать предпосылки для процветания сильной, демократической Беларуси. Она ориентирована на то, чтобы создать эффективные механизмы по привлечению самой молодежи и молодежных организаций к разрешению молодежных проблем, к формированию молодежной политики, к формированию новой модели развития белорусского общества [3, с.332].

6 стр., 2575 слов

Государственная политика защиты детей в годы советской власти

... в эти годы, главной формой призрения детей-сирот являлись детские дома. Чаще всего они были смешанными, так как в них воспитывались малыши - дошкольники и ребята школьного возраста. Созданные в первые годы советской власти ... просвещения. В январе 1919 г. созданный Государственный Совет защиты детей под председательством А.В.Луначарского провел эвакуацию беспризорных детей из городов в южные ...

Конституция Республики Беларусь закрепляет положение о том, что молодежи гарантируется право на духовное, нравственное и физическое развитие, а также подчеркивает, что государство берет на себя обязательства создать все необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии нашей страны. Во многих статьях Конституции закреплены обязательства государства по обеспечению гражданам республики права на охрану здоровья, на жилище, на образование [5, ст. 45, 47, 49, 51].

Государство в современных условиях является тем институтом, который располагает наибольшими ресурсами для 334 осуществления молодежной политики. Другие субъекты молодежной политики, прежде всего, общественные организации и объединения, действуют в тех условиях, которые установлены государством и закреплены в его законах. Концепция государственной молодежной политики также нацелена на создание эффективных организационных механизмов формирования и реализации молодежной политики. Она определяет способы взаимодействия основных субъектов молодежной политики, механизмы взаимодействия общественных организаций молодежи с органами государственного управления. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития Беларуси, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека [3, с.334].

3. Основные направления молодёжной политики на современном этапе

В современных условиях неизмеримо возросла потребность в новых подходах, в новой стратегии и тактике социального и политического развития молодежи. Решение этой сложной проблемы невозможно без опоры на системную методологию, ибо в ином случае исходные цели, задачи молодежной политики, ее программы не будут иметь реальных результатов. Молодежная политика — это своеобразная, сложная динамическая система, в которой функционирование каждого компонента системы должно подчиняться главной цели — созданию условий для свободного развития личности, раскрытию индивидуальных склонностей и способностей молодых членов нашего общества, а также подготовке молодого поколения к выполнению общественно значимых социальных ролей. Формирование молодежной политики возможно только на базе системного подхода, который предусматривает отношение к ней как к целостности, которая имеет свои составные элементы, подсистемы, связанные с другими компонентами общества, и в то же время является самостоятельной активной частью процесса производства и воспроизводства общественной жизни, социализации молодых поколений. При формировании и реализации основных направлений, целей и задач молодежной политики необходимо учитывать все особенности современного этапа в развитии общества.

16 стр., 7811 слов

Социальная политика Республики Беларусь

... также нетрудоспособных граждан. 5. Социальная защита молодёжи: Корректировки государственной молодежной политики, которая разрабатывается и осуществляется на основе Закона Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики Республики Беларусь». 6. Социальная защита населения, пострадавшего ...

Политическая социализация современного поколения молодежи происходила в иных, чем при административно-командной системе, условиях. Это поколение выросло в условиях крушения и низвержения авторитетов, разрушения привычных ценностей и идеалов, разрушения сложившейся системы воспитания. Но оно также росло и в условиях политической свободы, политического плюрализма, политической борьбы. Современное поколение молодежи выросло в иных экономических условиях, в условиях сильного имущественного расслоения, значительного влияния теневой экономики, становления совершенно иных принципов межличностных отношений. В этих условиях особое значение приобретает способность правящей элиты к проведению молодежной политики в условиях новой социальной реальности, к последовательному формированию сильной государственной молодежной политики, реформированию системы образования и воспитания. Формирование государственной молодежной политики на современном этапе развития белорусского общества должно включать в себя следующие основные процессы: выдвижение государством, политическими лидерами страны, политической элитой национально- государственной доктрины молодежной политики. Выделение адекватных данной доктрине госбюджетных ресурсов, а также принятие соответствующих законодательных актов, относящихся к сфере молодежной политики, включая отражение ее базисной роли в социальном развитии молодого поколения в условиях новой социальной реальности. Привлечение ведущих в этой области знаний ученых к разработке новой концепции молодежной политики [3, с.335].

Годом молодежи объявлен 2015 год в Беларуси. Соответствующий указ Президент Беларуси подписал 16 октября, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства. Документ принят в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в Беларуси, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых граждан. Правительству поручено совместно с облисполкомами и Минским горисполкомом разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи. На начало 2014 года количество молодежи в возрасте от 14 лет до 31 года в Беларуси составляло 2,185 млн человек, или 23,08% общей численности населения страны. Решение проблем, волнующих молодежь, является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития страны. Объявление 2015 года Годом молодежи привлечет дополнительное внимание органов государственного управления, широкой общественности к вопросам реализации основных направлений государственной молодежной политики в Беларуси, отметили в пресс-службе [6].

Данным Указом Пезидент постановляет Совету Министров — совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом разработать и утвердить республиканский план мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи;обеспечить координацию деятельности государственных органов, других организаций по выполнению названного плана [7, п.2]

Правительство Беларуси утвердило план мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи. Соответствующий план утвержден постановлением Совета Министров №1228 от 23 декабря 2014 года, которое сегодня официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале, сообщает БЕЛТА. План включает более 70 пунктов. Здесь и мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию молодежи, и пропаганде здорового образа жизни, развитию массового спорта, формированию культуры безопасной жизнедеятельности, поддержке молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Часть мероприятий будет также направлена на поддержку творческой активности, выявление талантливой и одаренной молодежи. Так, в частности, на будущий год запланировано проведение целого ряда республиканских конкурсов, фестивалей, турниров, где молодые люди смогут проявить себя. Отдельное внимание будет уделено организации занятости, поддержке предпринимательской активности молодежи, формированию кадрового резерва, а также работе с молодыми специалистами. Кроме того, будет продолжено и развитие международного молодежного сотрудничества. Согласно постановлению, ответственным за координацию работы по выполнению республиканского плана мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи, определено Министерство образования. Как сообщалось, 16 октября Президент Беларуси подписал указ об объявлении 2015 года Годом молодежи. Документ принят в целях развития творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активного привлечения к проведению социально-экономических преобразований в Беларуси, воспитания чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых граждан. На начало 2014 года количество молодежи в возрасте от 14 лет до 31 года в Беларуси составляло 2,185 млн человек, или 23,08% общей численности населения страны [8].

В соответствии с планом, утвержденным постановлением Совета Министров от 23 декабря 2014 г. № 1228, будут проведены следующие мероприятия:

. Совершенствование нормативной правовой базы в области государственной молодежной политики, в том числе разработка:

·стратегии государственной молодежной политики в Республике Беларусь на 2015-2020 годы и проекта нормативного правового акта о ее утверждении;

·методических рекомендаций по проведению Года молодежи в учреждениях образования;

·концепции организации волонтерского молодежного движения в Республике Беларусь и ее утверждение;

·концепции развития студенческого самоуправления в Республике Беларусь и ее утверждение;

·проекта нормативного правового акта о поддержке республиканского проекта «100 идей для Беларуси».

. Разработка системы оценки эффективности реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь

. Подготовка доклада о положении молодежи в Республике Беларусь

. Подписание международных соглашений о сотрудничестве в сфере государственной молодежной политики

. Включение в тарифные соглашения, коллективные договоры дополнительных трудовых и социально-экономических гарантий, способствующих закреплению кадров из числа молодежи в организациях Республики Беларусь

. Проведение социологических исследований, анкетирования по вопросам государственной молодежной политики

. Проведение республиканского конкурса на лучший логотип Года молодежи

. Проведение торжественного открытия Года

10. Информационная поддержка и освещение мероприятий, осуществляемых в сфере государственной молодежной политики

. Создание и трансляция социальных видеороликов, размещение наружной рекламы, издание листовок, широкоформатных плакатов, изготовление рекламных растяжек с символикой Года молодежи и их повсеместное распространение

. Создание на сайтах республиканских органов государственного управления, облисполкомов, Минского горисполкома, учреждений образования раздела «Год молодежи» с последующим размещением информации о мероприятиях, приуроченных к Году молодежи

. Создание в печатных средствах массовой информации тематических рубрик, страниц, циклов статей, связанных с проведением Года

. Проведение единого дня информирования на тему «2015 год — Год молодежи»

. Выпуск почтового набора, художественной немаркированной почтовой карточки, связанных с Годом молодежи, а также конверта с оригинальной маркой и почтового набора, связанных с Днем молодежи

. Презентация молодежных средств массовой информации, проектов, проведение мастер-классов с молодыми журналистами в рамках XIX Международной специализированной выставки «СМИ в Беларуси»

. Издание фотоальбома о молодежном движении в Беларуси

. Реализация республиканских патриотических акций, в том числе:

·«Я — грамадзянін Беларусі»

·«Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны»

·«Мы граждане Беларуси!» с торжественным вручением подарочного издания «Я — Гражданин Республики Беларусь»

·«БелаРуСь Молодая»

·«Марафон мужества»

·«Спасибо за Победу!»

·«Белорусскую книгу — в регионы»

. Совершенствование работы с молодежью по военно-патриотическому воспитанию, в том числе проведение:

·профильных лагерей спортивно-патриотической направленности в период летних каникул

·республиканского слета оборонно-спортивного профиля с учащимися, посещающими объединения по интересам (клубы) военно-патриотической направленности

·гражданско-патриотической смены «За честь Отчизны!» с учащимися-кадетами России и Беларуси на базе учреждения образования «Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок»

·республиканских акций «К защите Отечества готов!», «Служим Беларуси!», Дней открытых дверей, Дней призывников в гарнизонах для учащейся молодежи

. Реализация мероприятий по правовому воспитанию молодежи, в том числе проведение:

·X Республиканского творческого конкурса эссе «Мы выбираем путь» среди обучающихся правовых классов учреждений общего среднего образования

·финала X Республиканской правовой олимпиады «Фемида-2015» среди учащихся классов правовой направленности учреждений общего среднего образования

. Проведение республиканских марафонов молодых избирателей «Сделай свой выбор!», «Выбор молодых. Наше будущее»

. и прочее [9].

Этим же постановлением установлены сроки для проведения запланированных мероприятий.

В связи с этим можно сделать вывод, что в 2015 году продолжиться модернизация системы среднего специального образования, основным направлением которой является оптимизация объемов и структуры подготовки специалистов в соответствии с потребностями инновационного развития страны.

Заключение

Итак, молодежь как социально-демографическая группа представляет собой сложную, стратифицированную социальную общность. Уточним термин социальная общность. В широком смысле он выступает синонимом социальной группы вообще. В узком смысле социальными общностями называются только территориальные группы. Социологи определяют социальную общность как совокупность людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют и совместной деятельностью удовлетворяют общие потребности.

Таким образом, в данной работе, было затронуты и кратко охарактеризованы основные составляющие законодательной базы в области государственной молодежной политики в Республике Беларусь и, на их основе выделить основные направления данной политики в нашей стране, к которым относятся:

·Гражданское, патриотическое, духовно-нравственное и эстетическое воспитание молодежи, формирование у нес системы позитивных ценностей и ориентации.

·Решение демографических проблем и, в первую очередь, укрепление института семьи в обществе.

·Обеспечение равного доступа к качественному образованию молодежи из сельской местности.

·Поддержка талантливой молодежи, молодых ученых и развитие научно-технического творчества.

·Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта (развитие системы доступного спорта).

Проанализировав план мероприятий можно сделать следующие выводы:

. План разработан в целях дальнейшей реализации государственной молодежной политики.

. Основными направлениями плана являются повышение престижа и возможности получения качественного образования, поддержка творческой и научной молодежи, воспитание гражданина-патриота, развитие системы трудоустройства молодежи на постоянной основе, пропаганда здорового образа жизни, помощь молодым семьям, развитие молодежного туризма, принятие упреждающих мер по нераспространению среди молодых людей криминала, пьянства, наркомании.

. План предусматривает создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, развитие позитивных детских и молодежных инициатив.

. Ожидается, что в результате реализации данного плана повысится качество жизни сельской молодежи, снизится уровень миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах, уменьшится число безработных среди молодежи, будет развита система временной и сезонной занятости молодежи.

5. Воплощение в жизнь плана позволит укрепить здоровье и повысить уровень физической подготовленности молодежи, возродить ценность и значимость семьи в общественном сознании, укрепить семью, увеличить рождаемость, консолидировать общественное молодежное движение в целях построения сильной и процветающей Беларуси.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/sotsialnaya-podderjka-molodeji-v-rb/

1 Основы обществознания [Электронный ресурс] — URL: http://social-sciences.ru/index.php/sotsiologiyatop/4-sotsialnye-otnosheniya-i-sotsialnye-gruppy/item/81-molodezh-kak-sotsialnaya-gruppa (дата обращения 05.11.2015)

Идеология и молодежь Беларуси: Пособие / Под ред. Л.Е. Землякова, С.Д. Лаптенка. — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 350 с.

Основы идеологии белорусского государства: Учеб. для вузов / под. ред. С.Н. Князева, С.В. Решетникова.-Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. — 690с.

Об основах государственной молодежной политики: Закон Республики Белаусь от 7 декабря 2009г. №65-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 5 ноября 2010г. — Минск: Дикта, 2010. — 15с.

Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.).

— Минск: Амалфея, 2005. — 48 с.

Новости Беларуси — Белорусское телеграфное агентство, belta.by — URL: https://www.belta.by/president/view/godom-molodezhi-objjavlen-2015-god-v-belarusi-56468-2014 (дата обращения 05.11.2015)

Об объявлении 2015 года Годом молодежи: Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2014г. №495

8 Новости Беларуси — Белорусское телеграфное агентство, belta.by — URL: https://www.belta.by/society/view/pravitelstvo-belarusi-utverdilo-plan-meroprijatij-po-provedeniju-goda-molodezhi-62572-2014 (дата обращения 05.11.2015)

Об утверждении республиканского плана мероприятий по проведению в 2015 году Года молодежи: Постановление Совета Министров Республики Белаусь 23 декабря 2014г. №1228