Интерес к личностному аспекту изучения языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, — не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике. Одним из самых интересных понятий, вокруг которого разворачивается обсуждение наиболее интересных сегодня проблем общего и русского языкознания является понятие «языковой личности».
Под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения
Актуальность
Объектом исследования явилась языковая личность с позиций лингвокогнитивного и прагматического уровней.
Предметом исследования является языковая личность телеведущей Тины Канделаки.
Цель настоящей работы – определить особенности языковой личности современной телеведущей на примере Тины Канделаки.
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач :
– систематизировать основные теоретические положения, связанные с рассмотрением понятий «языковая личность», «структура языковой личности», «лингвокогнитивный уровень языковой личности», «прагматический уровень языковой личности», «речевой портрет», «речевой имидж» и др.;
- выявить особенности языковой личности современного телеведущего (на примере Тины Канделаки).
Теоретическая часть исследования опиралась на труды следующих авторов: К.Ф. Седов, Д.Э. Розенталь, Е. В. Осетрова, Б.Ю. Норман, С. Е. Никитина, С. И. Виноградов. и др. в основу работы легли исследования Ю.С. Караулова, так как именно он достаточно полно излагает интересующую нас проблему. Базой исследования в практической части курсовой работы стали публикации современной телеведущей Тины Канделаки, ее блоги и видеоролики с интервью и телепередачами.
Практическая значимость, ГЛАВА 1. ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ В ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Языковую личность рассматривает философия, социология, психология и другие науки. В традициях лингвистической науки рассматривать «языковую личность» прежде всего, как носителя языка, с точки зрения его способности к речевой деятельности, т.е. комплекса психофизиологических свойств индивида, позволяющих ему производить и воспринимать речевые произведения (речевая личность).
Правовой статус личности: понятие, виды, значение
... правовом государстве. Объектом исследования является институт правового статуса личности. Предмет исследования – правовой статус личности, как совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. Целью курсовой работы является исследование правового статуса личности. В ...
Понятие «языковой личности»
Но понятие «языковая личность» не будет полным без определения её как совокупности особенностей вербального поведения человека, носителя определенного языка, с его мировоззренческими установками, ценностными приоритетами и поведенческими реакциями, отраженными в словаре (словарная, этносемантическая личность).1
Первое обращение к языковой личности связано с именем немецкого ученого И. Вейсгербера. В русской лингвистике первые шаги в этой области сделал В.В. Виноградов, который выработал два пути изучения языковой личности — личность автора и личность персонажа.2
В многочисленных трактовках языковой личности, появившихся в 80-90 гг. XX в., различимы два магистральных направления: лингводидактика и
Лингводидактику отличает «крупный» масштаб при описании языковой личности (в центре внимания находится индивид как совокупность речевых способностей).
Для лингвокультурологии, напротив, характерен «мелкий» масштаб при описании языковой личности: предметом исследования становятся «национально-культурный прототип носителя определенного языка…», собирательный культурно-
Лингводидактический подход к языковой личности в трудах современных исследователей восходит к взглядам Г.И. Богина.3 Он предложил модель языковой личности, согласно которой под языковой личностью понимается: «человек, рассматриваемый с точки зрения его готовности производить речевые поступки». Лингводидактическое направление разрабатывается по преимуществу на современном, синхронном материале, поэтому для его сторонников характерно внимание к отношению: языковая норма – речевая реализация.4 В русле лингводидактического направления разработал методику реконструкции и дал определение языковой личности Ю.Н. Караулов в монографии «Русский язык и языковая личность»: языковая личность – «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и воспроизведение им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью…».5 Наиболее полно научные представления Ю.Н. Караулова нашли практическое воплощение в его труде «Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть», где язык «как речевая способность говорящего на нем индивида» был определен в качестве одного из трех образов естественного языка наряду с языком «как совокупностью текстов» и языком «как системно-структурным образованием».
Роль языка в социализации личности
... социальную роль. Социальная роль - это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определённое место в социальной системе. В процессе социализации личности могут возникнуть так называемые языковые ... принципе кровных и хозяйственных отношений и носит всегда яркий национальный характер, который проявляется в обычаях и нравах. Детские учреждения и учебные заведения строятся ...
Для лингводидактики долгое время оставалось проблемным вычленение материального носителя ядерного для данного направления понятия речевой способности, что было успешно решено Ю. Н. Карауловым, определившим материальным аналогом языковой способности ассоциативно-
Современные лингвисты дают следующее определение языковой личности: «Структура языковой личности представляется состоящей из трех уровней: 1) вербально-семантического, предполагающего для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя — традиционное описание формальных средств выражения определенных значений; 2) когнитивного, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее
Таким образом, неоднозначность термина определяется различными подходами к языковой личности как к объекту исследования.
В настоящее время в лингвистике активно изучается структура языковой личности, способы языкового воплощения, методы и приемы ее описания, критерии классификации. Среди достаточно большого числа различных работ, посвященных исследованию данного вопроса, для нас особенно интересным является труд Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» (1987)8 , в котором была разработана и описана структура языковой личности, складывающаяся из трех уровней:
1) вербально-семантического, реализующегося в описании формальных средств выражения определенных
2) когнитивного, в котором единицами являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой
3) прагматического, изучающего
Понятие деятельности. Структура деятельности
... личность), которые образуют внутренне связанную систему Теория деятельности в отечественной психологии. Деятельность — одна из центральных категорий психологии ... в структуре деятельности. Деятельностный подход выступает как конкретно-научная методология для специальных отраслей психологии (возрастной, ... потребности с ее предметом – фиксация на предмете, который может ее удовлетворить. С момента ...
Представленная Ю.Н. Карауловым структура «языковой личности» постепенно разрабатывалась, уточнялась и дополнялась многими исследователями, что, в свою очередь, способствовало более точному описанию языковой личности. Таким образом, исследователями выделяются и рассматриваются следующие структурные аспекты и
1. В структуре языковой личности выделяют потребность в
2. Е.Ю. Геймбух предлагает