Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

Курсовая работа

В настоящее время общество стало более конфликтным, поэтому значительно возрос интерес к данному вопросу.

Способность создавать конструктивные взаимоотношения с окружающими и результативно решать спорные вопросы является существенным показателем развития личности.

Актуальность данной темы обозначена тем, что свойственные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях принимаются формироваться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей реальности, его введения в широкую систему социальных отношений, а также осознания себя и своего места в ней.

Конфликты между родителями и детьми, как конфликт «отцов и детей» одни из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы не присутствовали конфликты между родителями и детьми. Ведь даже в благополучных семьях наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями

Особенно значимым с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому — наиболее конфликтный.

Цель данной курсовой работы раскрыть тему конфликтов и их причин во взаимоотношении родителей и детей.

Объектом исследования выступают конфликты и их причины. Предметом исследования в данной курсовой работе выступают взаимоотношения между родителями и детьми.

При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  •  изучить теоретический аспект рассматриваемого вопроса;
  •  рассмотреть и обозначить основные моменты особенностей отношений между детьми и родителями на разных этапах развития ребенка;
  •  изучить и отметить основные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми.

Данная курсовая работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы.

ГЛАВА 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ И КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

1.1 Семья и ребенок: возрастные особенности взаимоотношений

Установление родительского поведения, адаптация к роли родителя является одним из главных назначений личностного развития взрослого человека. Особенность данного назначения заключается в том, что оно не может быть решено раз и навсегда, т.к. по мере роста и взросления ребенка родительская роль неоднократно трансформируется, преисполняется новым содержанием. Основными позициями лучшего родительского поведения являются адекватность, прогностичность и гибкость. «Горячая и прочная привязанность членов семьи — это живительная почва, на которой расцветает личность ребенка. Прочные отношения, однако, совсем не то же, что неизменные. Отношения должны зреть, развиваться. Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа своя специфическая задача, особенности, опасности, трудности. Важно, чтобы духовное развитие ребенка гармонировало с жизненным созреванием его родителей и других воспитателей, чтобы эти процессы были ритмичными и слаженными» [9. с. 108].

14 стр., 6554 слов

Психологические аспекты переживания развода родителей детьми

... в стадии развода. Предмет исследования: диагностическая технология, направленная на выявление проблем организации воспитания ребенка в ситуации развода. Цель исследования: на основании опыта раннее проведенных исследований формулировка и раскрытие основных психологических особенностей переживания детьми ситуации развода родителей. ...

Считается, что родительская любовь, в частности материнская, не определяется как врожденная или инстинктивная, хотя родительские чувства начинают формироваться задолго до рождения самого ребенка. Вероятно, что эти структуры сформировываются еще в детстве будущего родителя и основываются эти структуры на раннем опыте взаимоотношений в собственной семье, затем они развиваются в течение жизни, и учитывают эротический опыт, характер супружеских отношений, уровень образования и осознанно принятых решений. В момент ожидания ребенка очень важной является работа, связанная с постижением новых жизненных задач. Вырабатывание родительского взгляда предполагает присоединение к взрослому поколению, принятие беременности обоими супругами, осознавание и подготовка к изменению в структуре семьи, а также освоение новой социальной роли. Установление родительства является тонким, интимным, личностным процессом. Однако оно может быть осложнено или нарушено. Затрудняющими факторами в данном случае выступают: нездоровье родителей как психическое, так и соматическое, неготовность матери к исполнению родительской роли может быть мотивационной, когнитивной, поведенческой, нельзя исключать и личностные особенности, а также нарушения внутрисемейной коммуникации, приоритет других целей, таких как карьеристские, сексуальные и т.д. [10. с. 112].

На первом году жизни ролью родителей является уход за ребенком и удовлетворение его основных жизненных потребностей в питании, здоровом сне, комфорте и тепле и т.д. Основой психического развития выступает непосредственно-эмоциональное общение со взрослым, чаще всего с матерью. Родитель и ребенок находятся в условиях неразрывного эмоционального единства. Малыш нуждается во внимании и чуткости, заботе, особенно если проявляется эмоциональное неблагополучие или дефицит общения. При неблагоприятных обстоятельствах в семье, в том случае если взрослые заняты материальным вопросами, экономическими или собственными конфликтами, или в каких бы то ни было других отрицательно действующих на ребенка условиях, у него могут возникнуть нарушения в поведении, отставание в развитии. В данном случае, могут возникнуть искажения при контакте со взрослыми, проявляющиеся в боязни или наоборот чрезмерном доверии чужим людям. На первом году жизни родители должны обогатить среду ребенка, чтобы усовершенствовать его восприятие окружающей среды.

В раннем возрасте родители должны поддерживать и одобрять новые способности самостоятельного передвижения ребенка, такие как ходьба, бег, лазание и спуск по лестнице. В первых моментах это могут быть очень трудные, тревожащие, и даже не всегда удачные действия для ребенка, и поэтому ему просто необходима эмоциональная поддержка. Возникают новые вопросы безопасности ребенка как физической, так и эмоциональной, т.к. у малыша расширяется доступное пространство, и он стремится исследовать предметы. Самые важнейшие достижения в психическом развитии в период раннего детства связаны с изучением социальных функций, а также способов воздействий на предметы. Взрослый человек выдвигается в качестве субъекта ситуативно-делового общения, в том числе и сотрудничества, является образцом для подражания, руководителем, контролером и источником эмоциональной поддержки. Необходимо поощрять активность, самостоятельность ребенка выступающего в качестве субъекта общения и познания, его тягу к волевой конфигурации поведения.

12 стр., 5896 слов

Уважение ребенком родителей Уважение родителей детьми

... ними, как и с другими людьми, разные стереотипы. Ребенок боится своих родителей, потому что они в основном подавляют его. Родители такие большие и сильные в его глазах кажутся богами и чтобы добиться уважения, необходимо сделать своего ребенка ...

При наступлении дошкольного возраста нынешние родители полагают, что главным является подготовка ребенка к обучению в школе. И начинают как можно раньше его учить считать, писать, читать. Данное понимание школьной зрелости является очень узким и давно отклонено в психологии и педагогике. Необходимо обеспечить ребенку полноценное проживание дошкольного детства, совершенно нет надобности вызывать акселерацию. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития образного познания окружающего мира. Дети по своей природе любопытны и задают массу вопросов о жизни животных, об основаниях природных явлений, о внутреннем механизме предметов. Все эти вопросы нужны для осознания законов природы и социума. Родители должны осторожно относиться к непосредственному любопытству ребенка, для того чтобы не погасить его чересчур усложненными разъяснениями или условными отговорками, а также содействовать формированию пытливости, любви к познанию. Недопустимо относиться к детской игре как к бессодержательному, никчемному занятию. Игра дает незаменимый вклад в умственное и речевое развитие, в развитие чувств, в эмоциональной саморегуляции поведения, а также в формирование произвольности психических процессов. Необходимо поощрять и воспитывать и другие виды деятельности: трудовую, продуктивную и учебно-познавательную. Взрослый родитель сохраняет свое главное положение в мире ребенка, стремящегося подражать ему и нуждающегося в уважительном и серьезном к себе отношении. Родитель выдвигается как эрудит, как источник познания, а также партнер по обсуждению оснований и отношений в мире природы и техники; в качестве целостной личности, владеющей умениями, знаниями, нравственными нормами [9. с. 156].

Задача родителей в младший школьный возраст заключается в способствовании восприятию ребенком грядущего поступления в школу как желаемого и важного события, подтверждения взросления; содействовать созданию действительного образа школы и верного отношения к учебной деятельности, в частности отношения возложенной на себя ответственности. Перевод в школу сопровождается значительной перестройкой всей социальной ситуации в развитии ребенка, а также расширением сферы важных лиц. Центральной фигурой становится учитель, выступающий как представитель общества, который предъявляет обязательные для выполнения требования. Школьная успеваемость влияет на всю систему социальных отношений ребенка. Абсолютная родительская любовь подвергается проверке первыми бесчисленными школьными трудностями. Родители и родственники пристально следят за успехами ребенка в школе и выражают свое недовольство, в том случае, если ребенок не справляется. В данном случает необходимо выстроить новую гармонию отношений родителя и ребенка-школьника, помочь ему в одолении трудностей при адаптации к школьному обучению. Важно способствовать возникновению и вырабатыванию внутренней познавательной мотивации, подлинного интереса к предмету изучения и необходимости в саморазвитии и самосовершенствовании. Не нужно предъявлять завышенных требований, не ждать быстрых результатов, не центрировать всю семью вокруг школьной жизни ребенка.

5 стр., 2486 слов

Взаимоотношения между детьми в семье (сиблинговые отношения)

... детей в семье (нечто общее в отношении к ним со стороны других членов семьи, например, выраженное в обращении «дети»; наличие коммуникации между братьями и сестрами, совместных интересов, претензий на общие ресурсы; 2) признание родителями ...

Возрастной период подросткового возраста предполагает наличие особого внимания родителей, т.к. предполагает перемены растущего ребенка.

Родители должны учитывать особенность подросткового возраста свойственные для данного этапа гормональные перестройки организма, неустойчивость физического состояния, настроения, самочувствия, неадекватность реакций и ранимость. Теоретически принять новые потребности и способности взрослеющих детей родителям просто, но гораздо сложнее отречься от форм контроля, которые использовались в детстве, и подобрать способы признания взросления подростка удовлетворяющие всех. Родители будут выступать в качестве примера для построения новой взрослой модели поведения подростка.

Сами подростки в настоящее время стали более раскованными по отношению к взрослым.

Подросткам необходимо дать возможность расти и развиваться самостоятельно, чтобы они проявляли интерес к чему бы то ни было, основываясь на личных талантах. Единственное что должно являться основой для такого развития, так это осознавание ответственности, которая является обязательным спутником самостоятельности. Привлекать подростков к взрослым делам тоже необходимо, но только в качестве помощников, а не основных исполнителей [12. с. 98].

Далее следует юношеский возраст или так называемая молодость детей. Социальная обстановка «порога взрослой жизни» призывает молодых людей решать очень важные, в настоящем значении судьбоносных вопросов социального и профессионального самоопределения. Однако не все старшеклассники уразумевают существенность момента, поэтому обратить их размышления в нужное русло, а также побудить задумываться о том, какие есть профессии и социальные роли — это основная задача родителей. При этом родители не должны быть чересчур настойчивы и навязывать свое мнение насчет будущего выбора своих детей. Динамичность настоящего диктует такие условия, что родители не всегда могут объективно смотреть на ситуацию и давать правильные советы, однако накопленный ими опыт все же позволяет вмешиваться в развитие своих сыновей и дочерей. Однако окончательный выбор должен быть сделан молодым человеком самостоятельно. На данном этапе происходит дистанцирование молодежи от родителей, которые в свою очередь вынуждены с пониманием относиться к возрастающей эмоциональной самостоятельности детей. Тем не менее это не предполагает прерывания общения, т.к. большинство все же нуждается в общении со своими родителями и родственниками. Диалог старших и младших поколений должен продолжаться основываясь на взаимоуважении, а также равенства и растущего доверия.

Взрослость детей не всегда сопровождается уходом из родительского дома. Часто, напротив, семья увеличивается за счет новых членов, пришедших в нее через брачные связи. Создание благожелательной обстановки для всей расширенной семьи либо хороших отношений между собственной семьей и семьей взрослого ребенка, уважение самостоятельности и индивидуальности обеих семей — вот, пожалуй, те проблемы, над решением которых бьются сами люди и многочисленные специалисты (тещи и зятья, невестки и свекрови давно стали излюбленными героями анекдотов, что показывает почти хрестоматийный характер этой проблемы).

11 стр., 5390 слов

Отношение родителей и детей как психологическая проблема

Конфликты между родителями и детьми, как конфликт "отцов и детей" - одни из самых распространенных в повседневной жизни. Практически невозможно найти семью, где бы ни присутствовали конфликты между родителями и детьми. Ведь даже в благополучных семьях наблюдаются ...

Взрослые дети, давно ставшие родителями сами, глубоко в душе несут надежду на то, что в любых жизненных ситуациях они всегда получат утешение и помощь под родительским кровом. Однако лишь родители, не превратившиеся в рабов и слуг своих детей, а состоявшиеся, реализовавшие себя как личности, живущие собственной полнокровной жизнью, смогут долгие годы быть нравственной опорой своих детей, незаменимыми и душевно близкими людьми.

1.2. Конфликты во взаимоотношениях родителей и детей

Конфликты между родителями и детьми являются одними из самых частых в семейной жизни. Даже в благополучных семьях более чем в трети случаев наблюдаются конфликтные взаимоотношения с одним или даже с обоими родителями. Тем не менее данная проблема не часто является самостоятельным предметом в отечественных психологических исследованиях. Она, чаще всего, изучается в более обширных исследованиях: возрастных кризисов, семейных отношений, влияния раскручивания супружеских конфликтов на развитие детей. Семья, безусловно, не является единственной средой, где совершается формирование личности. Тем не менее, в отечественной психологии и педагогике сформировалась точка зрения, что даже самые грубые оплошности учителей обычно не так значительно сказываются на развитии личности ребенка, как сказывается неправильное поведение родителей, конфликты, непонимание ими детей. В настоящее время безопасность ставиться под вопрос, т.к. нигде и никому нет никаких гарантий в ее наличии, что провоцирует конфликты между родителями и детьми из-за позднего возвращения домой. Родителей охватывает тревога, когда намеченное время для возвращения подошло, а ребенка еще нет. Большинство детей, которые находятся в это время в компании, даже и вспоминать о доме не хотят ,хотя знают наверняка, что с родителями будет конфликт. Такое поведение со стороны детей носит эгоистичный характер. Ведь они ставят свое приятное, по их мнению, времяпрепровождение в кругу своих друзей — сверстников выше и важнее, чем отношения, волнения и даже страдания самых близких им людей. Требования дисциплины всегда оправданы желанием родителей обезопасить и оградить своего ребенка, научить его выполнять эти требования — важная задача.