Внеклассная работа по информатике

Педагогическая профессия требует постоянного творческого поиска. Самосовершенствования, повышения профессионального уровня. В наибольшей степени это касается учителя информатики вследствие непрерывного изменения содержания и целей обучения, возрастания уровня компьютерной грамотности учащихся. Поэтому учитель информатики должен непрерывно следить за публикациями в периодической печати.

Чрезвычайно важно создавать условия для целенаправленной деятельности учащихся и их творчества.

Задача учителя — развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям. Поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения. Показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать. Требования, предъявляемые программой по информатике школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа — это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализация личности ребенка. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания — усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач:

  • формирование у ребенка положительной Я-концепции;
  • создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества;
  • формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;
  • развитие познавательного интереса;
  • организация свободного времени учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеклассной работой и т.д.

15 стр., 7292 слов

Организационные формы и содержание внеклассной работы по информатике

... формы, методы и содержание организации внеклассной работы по информатике; разработать и провести внеклассное мероприятие по информатике в старших классах. Гипотеза. Если будут выявлены оптимальные формы, методы, содержание внеклассной работы по информатике, то это будет способствовать развитию ...

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции — обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Объект — процесс обучения на факультативных курсах по информатике.

Предмет — методика обучения на факультативном курсе “Обработка звуковой информации”.

Цель: разработка занятий для факультативного курса “Обработка звуковой информации”.

Задачи:

  • Систематизировать и классифицировать учебную, методическую литературу и источники интернет;
  • Разработать структуру и тематическое планирование факультативного курса;
  • Разработать примерные планы-конспекты занятий.

Методы:

  • Анализ литературы;
  • [Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/na-temu-vneklassnaya-rabota-po-informatike/

  • Анализ опыта учителей;
  • Проектирование системы уроков.

1.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеклассной работы, отметим следующее. Этот вид внеклассной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т.п.).

Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является своевременное предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану. После повторного изучения того или иного раздела информатики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из дидактических материалов, а также учебные пособия (и задания) программированного типа. Учителю информатики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими информатики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.

14 стр., 6550 слов

Организация военно-патриотического воспитания учащихся через ...

... через внеклассную работу. ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ВОЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1 Цели и задачи военно-патриотического воспитания, Военно-патриотическое воспитание, Цель работы по военно-патриотическому воспитанию Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач: ¨ утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ...

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по информатике — занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

  • пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике;
  • расширение и углубление знаний по программному материалу;
  • воспитание культуры мышления;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно — популярной литературой;
  • Расширение и углубление представлений учащихся о роли информатики в мировой науке;
  • воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времен и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.

Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, и развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информатикой, отметим следующее. Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами.

За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес — компьютерные технологии обработки информации, в частности, мультимедиа, гипертекст, интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа является серьезным подспорьем в повышении качества подготовки учащихся по информатике.

22 стр., 10792 слов

Сплочение коллектива учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы

... основы формирования коллектива младших школьников; 2. обосновать возможности занятий по Н.Е. Щурковой в сплочении классного коллектива; 3. разработать и апробировать комплекс занятий, направленных на сплочение коллектива. Теоретико- ... ]. Работа с классным коллективом может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, учитель, ...

Одним из видов внеклассных мероприятий являются факультативные занятия. Факультативные занятия по информатике ведутся в школе с 8 класса. Главной целью факультативных занятий по информатике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их способностей, привитие школьникам интереса и вкуса к самостоятельным занятиям информатикой, воспитание и развитие их инициативы и творчества.

Программа основного курса информатики вместе с программой факультативных занятий составляют программу повышенного уровня по данному предмету для учащихся данного класса. Программа факультативных занятий по информатике составляется так, что все ее вопросы могут изучаться синхронно с изучением основного курса информатики в школе.

Для того чтобы факультативные занятия по информатике были эффективными, необходимо их организовать там, где есть высококвалифицированные учителя, способные вести занятия на высоком научно-методическом уровне и не менее 15 учащихся, желающих изучать факультативный курс.

Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствии с их интересами. По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о чем делается отметка в аттестате. Учитель информатики несет полную ответственность за качество факультативных занятий; факультативные занятия вносятся в расписание.

Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к информатике, представляет собой одно из проявлений новой формы обучения информатике — дифференцированного обучения. По существу факультативные занятия являются наиболее динамичной разновидностью дифференциации обучения.

Факультативные занятия по информатике должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными.

Основными формами проведения факультативных занятий по информатике являются в настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), доклады учащихся и т.д.

Одной из возможных форм ведения факультативных занятий по информатике является разделение каждого занятия на две части. Первая часть посвящается изучению нового материала и самостоятельной работе учащихся по заданиям теоретического и практического характера. По окончании этой части занятия учащимся предлагается домашнее задание по изучению теориии ее приложений. Вторая часть каждого занятия посвящена решению задач повышенной трудности и обсуждению решений особенно трудных или интересных задач. Эта форма проведения факультативных занятий может способствовать успешному переходу от форм и методов обучения в школе к формам и методам обучения в высших учебных заведениях.

Естественно также при проведении факультативных занятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) информатики, а также проблемную форму обучения.

6 стр., 2792 слов

Трудные учащиеся и работа учителя географии с ними

... работе с педагогически «трудным учащемся», надо, прежде всего, разобраться в системе его субъективных (его отношение к окружающему миру) и объективных (особенности его взаимосвязей с людьми) отношений. Глава 1. Понятие «Трудные учащиеся» и «Трудные ...

В частности, ее можно осуществить, если представить изучаемый факультативный курс в виде серии последовательно расположенных задач. Решая последовательно все задачи самостоятельно или при незначительной помощи преподавателя, школьники постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя активность и самостоятельность. В необходимых случаях преподаватель проводит предварительную беседу или делает обобщения. Полезно также широко использовать задачи проблемного характера.

В настоящее время факультативные занятия по информатике проводятся по трем основным направлениям:

  • изучение программирования;
  • изучение компьютерных технологий;
  • изучение прикладных областей деятельности на основе компьютерных технологий.

1.2 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Внеклассную работу в школе ведет весь педагогический коллектив: директор, его заместители, классные руководители, учителя, а также родительский комитет. Учащиеся выступают и как участники, и как организаторы своей внеурочной деятельности.

Классный руководитель планирует и направляет внеклассную работу в своем классе. Внеклассная работа класса включается в систему планирования учебно-воспитательной деятельности всей школы. Классный руководитель планирует воспитательную деятельность с учетом работы учителей — предметников. Каждый учитель, который ведет тот или иной участок внеклассной деятельности по предмету, также составляет план, который утверждается администрацией школы.

Составлению планов внеклассной работы должен предшествовать анализ итогов воспитательной деятельности за истекший год. Важно выявить ее сильные и слабые стороны и, исходя из достигнутого уровня воспитанности учащихся, наметить те конкретные воспитательные проблемы, которые будет решать педагогический коллектив в предстоящем учебном году. Анализ проделанной работы и задачи школы на будущее и должны составлять введение к плану.

Процесс планирования заключает в себе большие возможности сплочения школьного коллектива и воспитания у учащихся полезных умений и навыков. Поэтому нужно выявлять и учитывать запросы и пожелания учащихся, обсуждать с ними планы. Для этого следует проводить со школьниками беседы, анкетирование, использовать материалы их письменных работ.

Контроль за выполнением планов внеклассной воспитательной деятельности осуществляют директор и его заместители. Они посещают внеклассные занятия, анализируют их с учителями, а также выносят вопросы состояния и качества внеклассной работы с учащимися на педагогические советы, производственные совещания, методические комиссии. Четкое руководство внеклассной работой и ее рациональное планирование являются одним из основных условий успешного осуществления этой деятельности в школе.

1.3 МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Для того чтобы названные выше требования могли быть реализованы на практике, существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе. Во внеклассной работе много простора для творчества учителя в выборе содержания, форм и методов занятий. Однако в методике их осуществления должны быть некоторые общие моменты: прежде всего необходимо, чтобы прослеживались основные этапы реализации воспитательного мероприятия. Это изучение и постановка воспитательных задач, подготовка и моделирование предстоящей внеклассной работы, практическая реализация модели и анализ проведенной работы.

Существуют следующие этапы проведения внеклассных занятий:

1.Изучение и постановка воспитательных задач.

Данный этап направлен на изучение особенностей каждого учащегося и коллектива класса в целом и определение наиболее актуальных задач для осуществления эффективного воспитательного воздействия. Цель этапа — объективная оценка педагогической реальности, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в корректировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на данном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педагог собирает информацию об учащихся и коллективе. Информативным методом является беседа, причем не только с учащимися, но и с родителями, учителями, работающими в классе.

В индивидуальной работе большое значение имеет изучение продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, стихотворений, рассказов и т.д. В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных учащихся, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2.Подготовка и моделирование предстоящей внеклассной воспитательной работы заключается в построении педагогом модели определенной формы деятельности. Даже у талантливого педагога успех внеклассных занятий зависит во многом от предшествующей подготовки к ним. Поэтому каждое мероприятие следует прежде всего методически разработать, смоделировать его проведение.

План составляет учитель с привлечением учащихся. В старших классах эту работу они могут делать и сами под руководством учителя. Умение планировать воспитательное мероприятие является одним из элементов научной организации труда учителя и учащихся в области внеклассной деятельности.

Результаты моделирования отражаются в плане внеклассного занятия, который имеет следующую структуру:

1. Название.

2. Цель, задачи.

3. Материалы и оборудование.

4. Форма проведения.

5. Место проведения.

6. План проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно не только точно отражать содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме.

Подготовку целесообразно начать с определения воспитательных и образовательных целей и задач мероприятия, подбора отвечающих им форм и методов проведения, а также назначения и места в системе работы с данным коллективом. В этом прежде всего проявляется комплексный подход к воспитанию. Поэтому важно заранее как можно полнее выявить воспитательные возможности намеченного дела, установить связь между данным мероприятием и другими, составляющими в совокупности систему учебно-воспитательной работы. При подготовке мероприятия полезно учесть предшествующую воспитательную деятельность в этом коллективе учащихся и ее результаты.

Цель внеклассного занятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую, воспитательную функции, при этом обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Очевидно, что только сообщение новых знаний не может быть целью внеклассного занятия. Задачи должны быть очень конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера. Чем конкретнее идиагностичнее будут сформулированы цель и задачи внеклассного занятия, тем определеннее будут представления педагога о желаемых результатах.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функциями внеклассной работы и результатами изучения уточняется содержание, подбираются конкретные формы, методы, средства.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные средства: пособия, программные средства, литература, информационные ресурсы и пр.

Для оформления помещения можно использовать плакаты с высказываниями известных ученых, внесших вклад в развитие информатики, информационных технологий и компьютерной техники, портреты ученых, плакаты, показывающие применение компьютеров на практике, плакаты с задачами для устного решения, на смекалку, наблюдательность, с ребусами, кроссвордами, художественно оформленные списки научно-популярной литературы («Что читать по информатике») с отрывками из рекомендуемых книг и статей.

Формой проведения внеклассного занятия может быть экскурсия, викторина, конкурс, олимпиада и т.п. В таком случае в плане форму проведения занятия объединяют с названием, например: «Викторина по информатике», «Турнир программистов», «Экскурсия на вычислительный центр», «Тур компьютерных карикатур».

Место проведения определяется количеством участников, формой мероприятия, требованиями к материальной базе и т.п. (кабинет информатики, актовый зал и т.п.).

План проведения занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания и может представлять собой как подробное, последовательное изложение сценария, так и тезисный план. При моделировании хода занятия нужно учитывать его продолжительность и структуру. Внеклассное занятие может быть от 15-20 мин для младших классов до 1-2 ч для учащихся среднего и старшего возраста.

Следует отметить и такой важный элемент подготовки мероприятия, как организационная работа. Преподаватель руководит ею, привлекая учащихся. Он следит за распределением поручений, помогает их выполнить, контролирует. Ответственные задания могут быть даны классам, группам учащихся. Опираясь при этом на инициативу учащихся, учитель способствуют формированию у них организаторских навыков и умений, приучает к самостоятельности и ответственности.

3.Практическая реализация модели направлена на осуществление задуманной воспитательной работы в реальном педагогическом процессе.

Чтобы сохранить интерес и внимание учащихся, мероприятие должно проходить организованно, динамично. При проведении внеклассных мероприятий учитель должен позаботиться и о том, чтобы все участники вовремя были на местах, чтобы не подвели технические средства, чтобы намеченный план работы выдерживался во времени, иначе и хорошо задуманное, тщательно спланированное занятие может оказаться малоэффективным.

В целях эффективной практической реализации в разнообразных по содержанию и методам внеклассных занятиях следует придерживаться четырех основных этапов занятия:

1.Организационный момент (0,5-3 мин).

Педагогическая цель: переключить учащихся на внеклассную деятельность, вызвать интерес к ней, положительные эмоции.

2.Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени всего занятия).

Педагогическая цель: активизировать учащихся, расположить их к воспитательному воздействию. Педагог определяет, насколько его педагогический прогноз совпадает с реальностью относительно возможностей учащихся, их личностных качеств, уровня осведомленности по данной теме, эмоционального настроя, уровня активности, интереса и т.д. На этом этапе педагогу требуется не только увлечь учащихся, но и определить, нужно ли внести коррективы в ход занятия и какого характера они должны быть.

В первом случае вопросы, во втором — задания должны быть не только интересны, но и построены таким образом, чтобы давали информацию для педагога о готовности к восприятию подготовленного материала. Во вводной части должны быть сформированы первичные представления учащихся о предстоящем мероприятии, организована их деятельность (знакомство с системой оценки, планом мероприятия).

Должны быть даны четкие критерии оценки, объяснены необходимые правила.

3.Основная часть по времени должна стать самой продолжительной (чуть больше 1/3 всего времени занятия).

Педагогическая цель: реализация основной идеи мероприятия.

Эффективность основной части возрастает, если педагог задействует по возможности максимальное количество методов формирования поведения: упражнение, поручение; включает различные виды деятельности: трудовую, творческую, игровую и др. Объединяя учащихся в команды при организации различных видов деятельности, педагог должен разместить учащихся так, чтобы они могли свободно общаться друг с другом, распределить обязанности так, чтобы каждый чувствовал себя частью коллектива, а не выступал только за себя.

4.Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Педагогическая цель: настроить учащихся на практическое применение приобретенного опыта в их внешкольной жизни и определить, насколько удалось реализовать идею занятия. Таким образом, заключительная часть дает педагогу возможность реализовать воспитательное влияние на ребенка в другой среде.

В заключительной части можно выяснить, нуждается ли тема занятия в дальнейшем раскрытии и каким образом можно это сделать? Заключительную часть педагог может использовать для развития инициативы учащихся в проведении последующих мероприятий.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение сформированной модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспитательных задач, содержания, форм и планирования дальнейшей внеклассной работы.

Анализ итогов мероприятия следует проводить систематически, так как только опираясь на достигнутое можно успешно двигаться вперед, закреплять лучшее, избавляться от недостатков. Такой анализ итогов имеет две основные функции — организующую и воспитывающую. Регулярный анализ способствует лучшей организации работы, побуждает более серьезно относиться к порученному делу, поскольку его итоги и результат не остаются незамеченными, а подвергаются оценке. Анализ — также и хорошая школа воспитания наблюдательности, самокритичности, требовательности, формирования общественного мнения, правильного отношения к критике, повышения педагогического мастерства.

Анализируя воспитательное мероприятие, следуетпрежде всего фиксировать положительные результаты, указывать те приемы, условия, методы, которые привели к успеху, выискивать причины неудач. Квалифицированное подведение итогов создает условия для обоснованного планирования и улучшения качества всей воспитательной работы в дальнейшем. Педагогический анализ каждого проведенного мероприятия может проводиться в соответствии со следующими основными критериями: 1) наличие цели; 2) актуальность и современность темы; 3) его направленность; 4) глубина и научность содержания, соответствие возрастным особенностям учащихся; 5) подготовленность учителя и учащихся к работе, организованность и четкость ее проведения.

Судить о качестве воспитательного мероприятия можно и по реакции учащихся. Их внимание, эмоциональный настрой, интерес к происходящему, активность или, наоборот, безразличие говорят сразу о многом. Более отдаленные во времени наблюдения за поведением школьников, беседы с ними, анкетирование позволяют глубже оценить эффективность проделанной работы.

Состояние и результаты внеклассной и внешкольной работы необходимо систематически обсуждать на педагогических советах и методических объединениях.

2.РАЗРАБОТКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ

2.1 ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование факультативных занятий по информатике

Название темы

Количество минут

Форма проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практика

1

Знакомство с основными аудио форматами

40мин.

40 мин.

Лекции

Конспект

2

Программы для обработки аудио на компьютере.

40мин.

15 мин.

25 мин.

Лекции, работа в группах

Выполненные задания, конспект.

3

Samplitude, и его основные возможности

40мин.

10 мин.

30 мин.

Лекции, работа за компьютером

Выполненные задания, кон-спект, таблица

4

Создание проекта

40мин.

10мин.

30мин.

Лекции, работа в группах

Конспект, выполненные задания

5

Работа со звуковыми дорожками, и управление ими

40 мин.

20мин.

20 мин.

Лекции, работа в группах, работа за компьютером

Выполненные задания, кон-спект

6

Микшер, а так же его возможности

40 мин.

5мин.

35 мин.

Работа за компьютером

Выполненные задания

7

Object Editor

40 мин

20 мин.

20 мин.

Лекции, работа за компьютером

Выполненные задания, лекции

8

Запись звука в Samplitude

40 мин.

15 мин.

25 мин.

Лекции, работа за компьютером

Выполненные задания , лекции

9

Основные плагины, используемые для обработки

40 мин.

10 мин.

30 мин.

Работа за компьютером

Выполненные задания

10

Редактирование звукового файла

40 мин.

5 мин.

35 мин.

Индивидуальная работа, работа за компьютером

Выполненные задания

11

Импорт и экспорт файлов в программу

40 мин.

20 мин.

20 мин.

Лекции, работа за компьютером

Лекции, выполненные задания

12

Моно и стерео звук

40 мин.

25 мин.

15 мин.

Лекции, работа за компьютером

Лекции, выполненные задания

13

Удаление шумов из записи

40 мин.

10 мин.

30 мин.

Работа за компьютером, индивидуальная работа

Выполненные задания

14

Сведение звуковых дорожек

40 мин.

5 мин.

35 мин.

Работа за компьютером

Выполненные задания

15

Как использовать дата-браузер

40 мин.

20 мин.

20 мин.

Лекции, работа за компьютером

Выполненные задания , лекции

16

Экспортируем проект в нужном формате

40 мин.

15 мин.

25 мин.

Лекции, работа за компьютером

Выполненные задания, лекции

17

Зачётная работа по пройденному курсу

40 мин.

40 мин.

Коллективная работа

Выполненные задания

18

Классный час

40 мин.

Всего минут

720 мин.

245мин.

475 мин.

2.2 ПРИМЕРЫ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

Рассмотрим факультативный курс «Обработка звуковой информации». Он предназначен для учащихся 11 классов учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

Факультативный курс предназначен для учащихся, владеющих начальными навыками работы на персональном компьютере и стремящихся освоить возможности работы со звуком.

В процессе изучения курса учащиеся познакомятся с возможностями программы Samplitude при обработке различных звуковых файлов. Полученные знания и навыки позволят в дальнейшем самостоятельно работать со звуком.

Основной целью предлагаемого курса является знакомство учащихся с программой Samplitude и развитие интереса учащихся к работе со звуковыми файлами.

При реализации поставленных целей решаются следующие задачи:

  • образовательные: формирование навыков работы с файлами различных форматов;
  • развивающие: развитие основ музыкального творчества при работе с программой;
  • воспитательные: вооружение учащихся правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.

Урок 4. Создание проекта.

Цель: образовательная, развивающая.

План урока

1. Постановка задачи.

2. Объяснение нового материала.

3. Практическая работа.

4. Домашнее задание.

5. Итог урока.

I. Введение

Умение работать со звуком становится все более актуальным навыком пользователя компьютера. Обрабатывать звук на компьютере настолько просто и доступно, что эта возможность привлекает все большее число людей.

II. Новый материал

Для того чтобы работать со звуком в любом формате, нужно создать специальный проект в формате VIP. При создании проекта, программа предложит нам выбрать те преднастройки, которые наиболее оптимальны, для поставленной нами задачи.

Основными настройками будут являться качество аудио, количество дорожек в проекте, а так же имя и начальная длительность проекта. Следует отметить, что когда мы создаём проект, программа автоматически создаёт папку с одноименным названием, которая содержит сам проект, а так же все аудио файлы, которые мы будем использовать в нашем проекте.

III. Практическая работа

Создание нового проекта

Запустим программу Samplitude. Открывается окно приветствия, где расположены самые важные иконки: «новый проект», «открыть проект», «справка». Так же здесь находится специальное окно, через которое мы можем открыть один из десяти проектов, с которыми мы работали в последнее время, а так же окно с советами по работе с программой.

На данный момент нам интересна первая иконка «Создать новый проект (New project)». Кликаем и попадаем на второе окно.

Здесь мы задаём имя нашего проекта, его расположение на жестком диске, количество дорожек, качество аудио, а так же начальную длительность проекта. Так же в этом окне мы можем выбрать одну из уже готовых преднастроек микшера, зачастую это облегчает дальнейшую работу с проектом.

Surround-Setup — здесь мы выберем тип акустической системы компьютера (чаще всего это 2.0 — подключены две колонки).

Выбрав подходящие нам значения основных параметров, нажимаем клавишу «Ок», таким образом мы создали новый проект. Для того чтобы открыть его после завершения работы с программой необходимо воспользоваться кнопкой «Open project».

IV. Домашнее задание

Создать свой проект и разобраться с интерфейсом программы.

V. Итог урока

Сегодня мы ознакомились с созданием проекта в программе Samplitude.

Урок 6. Микшер, а так же его основные возможности.

Цель: образовательная, развивающая.

План урока

1. Постановка задачи.

2. Объяснение нового материала.

3. Практическая работа.

4. Итог урока.

I. Введение

В программе Samplitude имеется встроенный программный микшер. Он очень удобен для управления звуковыми дорожками, и сегодня мы познакомимся с его основными возможностями.

II. Новый материал

Применяется микшер для решения очень многих задач. Среди них такие как: изменение громкости проекта в целом или любой отдельной дорожки, связывание нескольких дорожек в одну, распределение звука по каналам (левый, правый), настройка частотности звука, распределение дорожек по шинам обработки, переименование дорожек и шин, управление эффектами.

Нам не обязательно каждый раз настраивать микшер, мы можем сохранять и далее использовать его настройки, если они подходят нашему проекту.

III. Практическая работа

Создать новый проект или открыть любой ранее созданный в программе Samplitude.

Для того чтобы открыть микшер, нужно нажать на соответствующую кнопку « Mixer»

Откроется окно микшера, в котором и будут производится дальнейшие настройки.

1.Здесь мы настраиваем громкость звуковых дорожек, или всего проекта сразу. Начальная громкость -0.0, поднимаем или опускаем громкость на необходимое нам число децибел.

2.В этом окне, мы выбираем, на какой шине будет обрабатываться дорожка, изначально это Stereo Master. Мы же отправим нужные дорожки на заранее созданную Bus1.

3.Здесь мы настраиваем по какому каналу будет проходить звук данной дорожки. Начальная позиция 0, это означает что звук будет играть одинаково громко из двух дорожек. Следует заметить, если мы выставим уровень на 90, то звук будет играть только из правой колонки, если на -90, то только из левой.

4.В этом окне мы наблюдаем встроенный микшер. В случае необходимости мы можем поднять или убавить низкие, средние или высокие частоты. Как и зачем это делается, вы узнаете на следующем занятии.

5.Это окно эффектов. Каждая клеточка здесь, является местом для любого из эффектов. Эффект можно поставить на конкретную дорожку, или на весь проект в целом.

6.Окно ввода, здесь мы выбираем в моно или стерео будет наша дорожка, а так же с помощью какой аппаратуры она будет обрабатываться. Щелкнув на какую-нибудь ячейку, мы определяем эту дорожку, как дорожку для записи.

IV. Итог урока.

Сегодня на занятии, мы научились пользоваться микшером, а так же поняли как и зачем он используется, изучили интерфейс и основы управления дорожками.

Урок 10. Редактирование звукового файла.

Цель: образовательная, развивающая.

План урока

1. Постановка задачи.

2. Объяснение нового материала.

3. Практическая работа.

4. Домашнее задание.

5. Итог урока.

I. Введение

В звуковом редакторе Samplitude можно улучшить качество звукового файла, например, ding.wav, который хранится в каталоге \WINDOWS\Media\. Сравнить объемы исходного и полученного файлов.

II. Новый материал

Форматы в которых мы обычно храним звуковую информацию, являются форматами с потерями качества звука, например mp3. Коэффициент потери качества зависит от двух основных параметров: глубина кодирования и частота дискретезации. Сегодня мы научимя редактировать файл,меняя эти параметры.

Следует запомнить, чем ниже значение этих параметров, а так же битрейт аудио файла, тем меньше места этот файл занимает на жестком диске.

III. Практическая работа

1.Запустить звуковой редактор Samplitude.

Открыть звуковой файл start.wav командой [File-Open].

В окне наблюдать зависимость амплитуды сигнала от времени с точками дискретизации для двух каналов.

2. Ввести команду [Edit-Convert Sample Type …].

Загруженный файл записан с глубиной кодирования 16 бит и частотой дискретизации 22050 Гц.

В списке Sample Rate выбрать частоту дискретизации, например, 48 000 Гц, в списке Resolution глубину кодирования, например, 32 бит.

3. Полученный файл имеет объем 344 Кбайта, а исходный файл имеет объем 79 Кбайт.

Определим во сколько раз полученный файл больше:

344 Кбайта/79 Кбайта = 4,35

IV. Домашнее задание

Отредактировать любой звуковой файл, рассчитать во сколько раз изменился вес файла.

V. Итог урока

Сегодня мы научились редактировать любые аудио файлы, изменять их битрейт, частоту дискретизации, а так же глубину кодирования в программе Samplitude.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

внеклассная занятие информатика факультативный

Ознакомление учащихся с программным обеспечением современных компьютеров является одной из основных задач изучения информатики в школе.

Рассмотрев сущность внеклассной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, формы и средства, можно определить ее особенности:

  • внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляемым в ходе обучения, формирует личностные качества учащихся.
  • Отсроченность во времени. Внеклассная работа — это прежде всего совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.

— Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет гораздо большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

— Отсутствие контроля результатов внеклассной работы. Если обязательный элемент урока — контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассной работе такого контроля нет. Это дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, не формальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

Проведение факультативных курсов для учащихся является доступной формой изучения дополнительных возможностей программ.

По программе «Samplitude» учитель информатики может разработать различные факультативные курсы, учитывая интересы, склонности и способности учащихся.

В курсовой работе:

Изучено построение факультативного курса в средней школе.

Изучены психолого-педагогические особенности построения факультативных курсов для учащихся старших классов.

Составлены требования по факультативному курсу в среднеобразовательной школе.

Разработаны планы уроков для проведения занятий.

Практической значимостью данной работы является то, что материалы работы могут быть использованы в практической деятельности учителя информатики.