Социология личности

Социальное понятие личности

Актуальность темы данной контрольной работы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей личности и ее дальнейшей социализации в современном российском обществе становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников разного уровня — от политиков до учителей и родителей. Современному обществу требуется не население вообще, не просто воспроизводство людей как таковых, а качественно новая личность, отвечающая высоким и жестким требованиям современного бытия. В этом смысле Россия попала сегодня в опасную демографическую ловушку. В дефиците оказалась профессионально компетентная, творчески активная, патриотическая, идейно и нравственно убежденная личность.

Социологии личности есть учение о личности как социальном существе, действующем в том или ином обществе. Это один из важных разделов социологии как науки об обществе. Ведь все общественные процессы- экономические, политические, духовные и другие — складываются из деятельности людей, представляющих собой те или иные личности. Встают вопросы о побудительных силах их деятельности, ее содержании и социальной направленности, о ее практических результатах и их значении для жизни и развития общества. Многие мыслители прошлых эпох, особенно эпохи Просвещения( 18века) обосновывали большую роль личности в развитии общества. Речь шла о целенаправленном воспитании людей, формировании просвещенных и полезных для общества личностей. «Человеком рождаются , а личностью становятся», говорили они. А вот какими личностями становятся те или иные люди — это зависит от характера общества, в котором они живут, действующей в нем системы образования и воспитания. Это положение полностью сохраняет свою актуальность в настоящее время. К проблеме личности так или иначе обращаются представители многих направлений современной социологии, в том числе эмпирического направления (Дж. Морено и др.)традиции которого восходят к социологии О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюргеймера; марксисткой социологии (К. Маркс, В. Ленин и их последователи); психологического направления в социологии (Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето и др.); теория социального действия, идущей от М. Вебера и далее развитой Т. Паркинсоном и его последователями. Многие проблемы духовной структуры личности, стимулов ее деяния и поведения социологи исследуют, опираясь на труды представителей таких направлений современной психологии личности и социальной психологии, как бихевиоризм, когнитивизм, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм и другие. Из широкого круга вопросов проанализируем лишь самые основные.[1.c.252]

4 стр., 1564 слов

Личность и общество в России

... человека. В качестве «частных определений» человека, имеющих системное происхождение, выступают, помимо личности, «родовой человек», индивид и индивидуальность. Для изучения отдельного человека в философии, социологии и ... и каждое общество в праве само выбирать, по какому пути ему развиваться. Третий признак — автономность — когда на территории общества созданы все условия для развития личности, ...

Понятие «личность» может быть определено не иначе как в соотношении с понятием «человек», ибо речь идет о живой человеческой личности ни о какой другой. А раз так, то необходимо начать с понятия «человек», его основных признаков. Начнем с того, что человек всегда выступает в единстве своих биологических и социальных качеств, то есть как существо биологическое. Эти его качества гармонически взаимодействуют между собой. Ведущую роль в их взаимодействии играют социальные качества, прежде всего такие, как способности к трудовой и иной деятельности и взаимному общению, обусловливающие историческое становление и развитие человека современного физического типа, обладающего разумом.

В науке он характеризуется как человек homo sapiens — человек разумный. Но его можно характеризовать и такими понятиями, как homo fuber — человек производящий и как homo communicans -человек общающийся. Как доказано наукой , «производящая» деятельность людей, изменяющая его окружающий мир, и их общение между собой сыграли решающую роль в развитии всех их социальных свойств, в том числе и в развитии их сознания.

Однако из того, что указанные социальные качества человека, повторяющиеся в его многочисленных социальных свойствах, играют ведущую роль в развитии человека и в его социальной жизнедеятельности, не следует делать вывод о незначительной роли в этом его биологических качеств. Напротив, роль их весьма существенна как в функционировании собственно биологического организма человека, так и в его социальной жизнедеятельности.[1.c.253]

Разумеется, биологические свойства человека не существуют вне его целостной биосоциальной системы и являются человеческими лишь в этой системе. Человек предстает как определенный биологический вид и как субъект социальной деятельности, сознания, общения, творчества. Его биологическая природа пронизана социальностью, зафиксированной в строении и функциях его организма. Как писал выдающийся русский генетик Н.П. Дубинин, «становление человека связанно с единством антропогенеза и социогенеза, угасанием направляющей роли естественного отбора, развитием производительных сил, духовных отношений социального населения». [1.c.253]

Основные сущностные свойства человека — его способность к труду, другим видам общественной деятельности, общению, а также его мышление и речь, порождены и развиты именно социальным содержанием его жизнедеятельности. Это и есть те общечеловеческие социальные качества, которые возвысили человека над природой, явились социальной основой его развития. Биологические же функции его организма выступают в качестве природной основы его жизнедеятельности. Так что можно сказать: если содержание и структура человека биосоциальны, то есть представляет собой единство его биологических и социальных свойств, то его сущность социальна. В своей сущности он выступает как субъект социальной деятельности, сознания и общения.[1.c.254]

Социолог, изучающий человека, исследует, прежде всего, его социальную сущность и социальное содержание его жизнедеятельности. Изучение более конкретных социальных свойств людей — их социального статуса, классовой принадлежности, национальных особенностей, политической и духовной культуры, а также особенностей их деятельности и т. д., приводит нас к рассмотрению проблемы отдельных человеческих личностей. [1.c.254]

10 стр., 4847 слов

Связь памяти с личностью человека

... памяти человека 1.1 Память человека Память -- это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и ... от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Мгновенная память представляет ...

Итак, социальные свойства человека проявляются, с одной стороны, как его общечеловеческие свойства (каждый человек выступает как субъект сознания, деятельности и общения), а с другой стороны — как свойства определенных социальных групп, представителем которых он является. Его общечеловеческие свойства не обнаруживают особенности его личности, ибо все люди являются субъектами сознания, деятельности и общения. Однако как личности они могут существенно различаться между собой. [1.c.254]

Сущность и конкретное социальное содержание той или иной личности становится ясным тогда, когда обнаруживается ее социальное положение, то есть к каким социальным группам она принадлежит, каковы ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение, ценностные ориентации и т. д.[1.c.254]

Смысл понятия (категории) «человеческая личность» заключаются в том, чтобы отразить специфические социальные характеристики отдельных индивидов, обозначить их конкретные «социальные лица». Это понятие не просто фиксирует воплощенный в индивиде социальный опыт, то есть усвоенные им знания, навыки, умения к той или иной деятельности, а указывает на определенное содержание и меру этого опыта и на социально-типические черты данного индивида.[1.c.255]

Исходя из такого подхода к пониманию личности, можно указать на следующие наиболее важные проблемы ее социологического изучения:

  • конкретно- историческое содержание личности и выделение в нем социально- типических черт (например, выявление специфических черт предпринимателя, рабочего или представителя гуманитарной интеллигенции той или иной страны и исторической эпохи);
  • процессы формирования личности, в том числе и ее исторического развития (филогенез) и развития отдельных личностей в процессе их собственной жизнедеятельности (жизненного пути) в том или ином обществе (ортогенез);
  • основные составляющие «системы личности»;
  • социальная зрелость личности;
  • основные проявления ее духовного содержания;
  • личность как субъект деятельности и общественных отношений;
  • социальные типы личности;
  • взаимодействие личности и общества;
  • Вкратце остановимся на некоторых.[1.c.255]

Это большая и сложная проблема, которой в социологической литературе посвящено много работ. В данном случае еще раз укажем в качестве общего и некотором смысле итогового вывода о том, что взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится личностью. Какой именно личностью он станет — это опять — таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а так же от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей. [1.c.268]

Основополагающая жизненная проблема личности- адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовывать свои интересы. [1.c.269]

20 стр., 9635 слов

Стресс и дистресс в жизни человека

... и экспериментально литературы по психологии, педагогике. В частности, проблема стресса в жизни человека рассматривается в изученных ... явление стресса и тревожности.Л.А. Китаев-Смык, «Психология стресса». Работа советского автора, также изучавшего стресс.2. Проведение анкетирования и ... гомеостаза». В одном из учебников по курсу «Высшей нервной деятельности» стресс определяется как «напряжение, которое ...

Основной способ самореализации личности в обществе — этот руд, другие проявления ее социальной активности. И здесь мы еще раз укажем на главное обстоятельства: реализуя свои интересы, необходимо считаться с интересами других людей и общества. Это фундаментальное правило жизни человека в обществе должно находить отражение в психологических и идеологических установках его деятельности, в системе его ценных ориентаций. Только в этом случае возможна нормальная созидательная (а не разрушительная) жизнь общества и составляющих его личностей. Такой переход опровергает постулаты так называемого методологического индивидуализма тех социологов, которые, по сути, игнорируют значение общества и его интересов в жизнедеятельности отдельных людей. Они рассматривают личность едва ли не как самодостаточного субьекта, который исключительно сам творит и реализует себя. Отсюда мифы о способных удачливых личностях и остальной массе неспособных и поэтому неудачливых людей. Социальные условия их жизни и деятельности в расчет не принимаются. [1.c.269]

Чего здесь больше — заблуждений или лукавства? Ведь кажется ясным, что ее самореализация напрямую зависит от социальных условий ее жизни, определяется ее социальным положением, экономическими и другими возможностями. Ее социальные права и свободы также определяются обществом и реализуются в нем, защищаются государством. Все это говорит о том, что методологический индивидуализм, с позиции которого характеризуется жизнь и деятельность личности, несостоятелен ни с научной, ни с практичной точки зрения. [1.c.289]

Не будет счастлив добропорядочный человек, если его окружают несчастные люди, если деградирует общество, в котором он живет. Значит нужно делать все для оздоровления общества и его возрождения, для достижения благополучия всех людей. Решающую роль в возрождении общества должно играть государство. Но в этом его должна поддерживать каждая дееспособная личность. В данном случае речь идет не только эффективном решении внутренних проблем общества и его граждан, но и об их защите от внешних посягательств.[1.c.270]

Отсюда следует, что побудительными силами деятельности каждой личности должны стать чувства и сознание патриотизма, любовь к своему Отечеству, ответственное отношение ко всему что в нем происходит. Такие психологические и идеологические установки вполне определенно ориентируют на то, чтобы во всей своей социально значимой деятельности каждая личность сочетала свои интересы с интересами общества и государства, в котором живет сама, ее семья и ее народ. [1.c.270]

Социализация представляет собой процесс становления и функционирования личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни человека и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретаемые им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе говоря, под социализацией понимается процесс вхождения индивида в общественную жизнь, социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и структуре личности. Социализация связанна с процессом социальной активности человека, а следовательно с его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять ее, влиять на нее. [2.c.412]

4 стр., 1585 слов

Личность и общество

... и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социальной общности, личности и общества, регуляцию и ... способностей и т.д. Виды социализации Первичная социализация (усвоение норм ребенком). Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком). Структура социализации ...

Социализация предстает как единый процесс интериоризации и экстраризации. Под интериоризацией понимается переход внешних по своей форме процессов во внутренние процессы сознания, при которых они претерпевают соответствующую трансформацию — обобщаются, вербализуются, становятся способными к дальнейшему развитию. Что касается экстериоризации, то она олицетворяет объективизацию внутреннего мира человека в ходе его практической деятельности. Эти процессы обеспечивают персонификацию человека, определяют его социальный статус (потребности, интересы, убеждения, ценностные ориентации, стремления, образ жизни).

Для социолога первостепенное значение приобретает изучение взаимодействия основных элементов интерриоризации и экстериоризации, их механизмов в различных социальных условиях, в различные периоды жизни и деятельности человека.[2.c.412]

Социальная среда с ее многочисленными сферами являются объективным основанием социализации и в тол же время основным системообразующим элементом этого процесса. Взаимодействие с социальной средой, первые элементарные сведения о ней человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. В социологии внимание обращается на тот факт, что ценность семьи как социологического института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего гражданина в определенные периоды советской истории пытались снять с семьи, переложив на трудовой коллектив, общественные организации, что впоследствии обернулось крупными издержками в общественной (публичной) и личной (приватной) жизни людей.[2.c.412]

Эстафету социализации личности принимают школа, учебные заведения. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательности и завершенности. Так как в детстве ребенок получает первые представления о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнуют вопросы : почему так различен этот первоначальный процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь молодых людей , отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда противостоят друг другу? [2.c.413]

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений( средних профессиональных, высших), продолжается в конкретных условиях, складывающихся в производственных организациях под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих им как социальным организациям.

Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации- печать , радио, телевидение. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так разрушительных задач. [2.c.413]

13 стр., 6116 слов

Социализация молодежи в современном Российском обществе

... личности. Таким образом, реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, ... общества, так и личности, обеспечивающий самовоспроизводство общественной жизни. Социализация включает в ... Человек и общество. Обществознание. Учеб. для учащихся 11 кл. общеобраз. Учреждений. Ч.2. - М.: Просвещение, 2003. - 214 с. 16. П.Д. Павленок Социология: Избранные работы ...

Социология личности ограниченно включает в себя передачу социального опыта, поэтому преемственность, сохранение и усвоение традиций неотделимы от повседневной жизни людей. Посредством их новые поколения приобщаются к решению экономических, социальных, политических и духовных проблем общества. [2.c.413]

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно- политической и познавательной деятельностью. Недостаточно просто обладать знаниями — их предстоит превратить в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний. Убеждений и практических действий образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам личности.

Таким образом, социализация личности представляет специфическую форму присвоения человеком тех гражданских отношений, которые существуют во всех сферах общественной жизни.[2.c.413]

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей.

Во- первых, осуществление социально экономических, политических и духовных изменений может быть посильно людям высокообразованным, высокоспециализированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований человек может быть активной, действенной силой исторического процесса.[2.c.413]

Во- вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющим место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем. [2.c.414]

В- третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в одинаковой степени может многократно усиливать(или замедлять) общественное развитие если учитываются (или не учитываются) объективные перемены, а также изменение в сознании и поведении людей. [2.c.414]

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему одни люди , имеющие одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами, а другие превращаются в бюрократов, подхалимов, угодников и карьеристов и т. д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества?[2.c.414]

В-пятых, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой и национальных культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных особенностей нередко оказывается решающим фактором, который во многом определяет облик человека. Феномен национального в процессе социализации поставил вопрос о поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более глубокого понимания социально- психологических механизмов признания особого места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и народности и каждого отдельного их правителя. [2.c.414]

5 стр., 2383 слов

Адаптивная физическая культура и ее роль в жизни человека

... социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности инвалида или человека с отклонениями в состоянии здоровья, поднятие уровня качества их жизни, ... (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики АФК, Экстремальные виды двигательной активности, Функции адаптивной физической культуры Все функции АФК реализуются через деятельность: движение - двигательные ...

Социализация личности предполагает, что объектом исследования становится не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их телесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитание, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т. д. Возможное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Вместе с тем, в какой бы сфере ни действовал человек, духовный компонент всегда и во всем сопровождает его деятельность.[2.c.414]

Любая человеческая личность характеризуется прежде всего своим духовным миром. Богат он или беден, широко проявляется в общении с другими людьми или замкнут в самой личности , активно влияет на духовное формирование и поведение многих людей — детей, юношей, взрослых — или остается невостребованным, постепенно тлеет и угасает в данной личности.[1.c.260]

Духовное содержание личности формируется под определенным влиянием внешней социальной и природной среды, всех объективных и субъективных факторов ее жизнедеятельности. В той или иной степени оно влияет на деятельность и поведение личности и происходящие в обществе социальные процессы. [1.c.260]

К основным элементам духовного содержания личности можно отнести ее эмоции, интеллект и проявление воли, составляющей соответственно эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферу ее психики. Свое место в духовном содержании личности занимают такие явления ее психики, как интуиция и инстинкты. Они играют свою роль в поведении человека, в его познавательной, производственной, художественной и иной деятельности.[1.c.260]

Благодаря психической , прежде всего интеллектуальной, деятельности личности ее духовное содержание наполняется знаниями о различных явлениях общества и природы, элементами нравственного, эстетического и религиозного сознания. различными проявлениями воли. Вместе с тем, вырабатываются и такие явления духовного мира личности, как различные мифы и предрассудки. [1.c.261]

К своего рода обобщающим проявлением духовного содержания личности относится ее мировоззрение и ценностные ориентации. Вообще мировоззрение любых социальных субъектов, в том числе и классов, других социальных групп, наций, отдельных личностей и т.д. можно характеризовать как внутренне расчлененную структурную целостность, в которой взаимодействуют между собой три основные стороны: познавательная, ценностно-ориентировочная и мотивационно -побудительная. [1.c.261]

Познавательная сторона мировоззрения. Это система знаний о мире (обыденных и научных), мифологических представлений и религиозных взглядов. Все это может быть представлено в сознании отдельной личности в том или ином сочетании. Все зависит от того, насколько развита личность и насколько она овладела содержанием соответствующих наук. Ведь личность — не компьютер, а живой человек. Мысля о чем-то, она в той или иной степени испытывает определенные эмоции, выражающие, в частности, ее эмоциональное отношение к тому, о чем она мыслит. Поэтому в мировоззрении, как прежде всего миропонимании, присутствуют соответствующие мироощущения и мировосприятия. [1.c.261]

2 стр., 845 слов

Социализация детей дошкольного возраста в ДОУ

... -педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Проблема социализация личности в истории отечественной педагогики всегда ...

Понятно, что научное мировоззрение влияет на мироощущение и мировосприятие личности, способствует утверждению в ее сознание научных представлений о мире и избавляет от разного рода предрассудков и мифов.

Ценностно-ориентировочная сторона мировоззрения. Она воспринимает то или иное явление чаще всего с точки зрения его прямого или косвенного значения для себя. Данное обстоятельство может осознаваться ею более или менее ясно. А может восприниматься на уровне подсознания. Таким образом, формируется избирательное отношение той или иной личности к действительности, которое базируется на определенной системе ценностей. Так возникает система ее ценностных ориентаций как органическая часть ее мировоззрения — его ценностно ориентировочная сторона. В данном случае речь идет об ориентации личности на определенные духовные ценности — моральные, этические, религиозные, а так же на политические, правовые и другие ценности. На основе этих ориентаций она мыслит, действует и ведет себя определенным образом.[1.c.262]

Мотивационно побудительная сторона мировоззрения. Выступает она в виде формирующихся в сознании людей потребностей. интересов, целей и идеалов, прямо или косвенно определяющих мотивы их деятельности и их внутренние побуждения их воли. таким образом, сформировать у личности определенное мировоззрение значит обогатить ее духовный мир, сделать едва ли не главное в этом направлении. Формирование у нее современных научных знаний о мире, обществе и человеке. Системы ценностных ориентаций (например, ориентации на такие ценности, как гуманизм, социальная справедливость, патриотизм и т. д.), а также мотив и побуждение к социально полезной деятельности означает по сути дела ее всестороннее духовное развитие. Это позволяет ей самостоятельно разбираться в самых сложных процессах общественной жизни, что во многом исключает манипуляцию ее сознанием, то есть внушением ей определенного образа мыслей и поведения со стороны кого бы то ни было, в том числе со стороны разного рода своекорыстных политиканов и других манипуляторов. В то же время повышается ответственность за свои дела и за судьбы Отечества, в котором личность живет и действует.[1.c.263]

И еще одна важная проблема. Выступая как субъект деятельности и общественных отношений, личность исходит при этом из необходимости удовлетворения своих потребностей и реализации своих интересов. Те и другие являются важнейшими побудительными силами ее социальной активности. При этом потребности личности выражают необходимость для нее той или иной деятельности и переживаются ею как внутренние побуждения к этой деятельности (потребительской, творческой и т.д.), порой очень глубокие и сильные. В то же время ее интересы выражают оптимальные а данных условиях пути и способы удовлетворения ее потребностей. Их оптимальность заключается в том, что используя их, личность не только удовлетворяет свои потребности, но при этом укрепляет свое положение в обществе. Это может произойти, если, например, личность займет более высокую и хорошо оплачиваемую должность, получит перспективное назначение или осуществит на законных основаниях выгодную сделку. Все это составлять содержание ее интересов.[1.c.264]

Действуя в различных обстоятельствах, личность должна понимать , что объективно соответствует ее интересам, а что противоречит им; проще говоря, что выгодно для нее, а что нет. Понять это не всегда просто, ибо сами обстоятельства бывают слишком сложными. И складываются они преимущественно из существующих общественных отношений, которые проявляются как интересы. Так, например, экономические отношения, складываются в государственном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов государства и работников государственных предприятий. А экономические отношения, складывающиеся в частном секторе экономики, проявляются как взаимодействие интересов хозяина предприятия и работающих на него людей. [1.c.264]

3 стр., 1096 слов

Социализация детей дошкольного возраста

... что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым ...

Осознать свои интересы и интересы других субъектов можно путем глубокого понимания объективного содержания существующих общественных отношений — экономических, политических, правовых и других, а так же перспектив их развития. Только в этом случае личность может иметь более или менее точные представления о ближайших и отдаленных последствиях ее сегодняшних действий, совершаемых на почве данных общественных отношений, и тем самым предпринимать их осознанно в соответствии со своими ближайшими и долговременными интересами. Проблема осознания личностью своих объективно данных интересов, то есть того, что для нее на самом деле выгодно- одна из важнейших в ее жизни в том или ином обществе. Если она их правильно осознает, то в ее сознании возникает соответствующая субъективная (по форме) заинтересованность, содержание которой будет соответствовать содержанию ее объективных интересов. Если же она не осознает свои субъективные интересы или осознает их неправильно, то в ее сознании возникает ложная (иллюзорная) заинтересованность, руководствуясь которой она может действовать вопреки своим настоящим интересам.[1.c.265]

Нередко случается, что ложные представления о подлинных интересах больших масс людей им навязывают пропагандой, лживыми заявлениями разных политиков. Последние нередко выдают свои корыстные интересы за всеобщие. Приняв их их интересы за свои. Массы людей и отдельные личности действуют вопреки своим собственным интересам. Обманутые, они терпят поражение, нередко жестокие. Приводящие к существенному ухудшению их жизни. Важно вовремя разобраться в таких манипуляциях и не поддаваться им.[1.c.265]

Логическим продолжением темы социального взаимодействия, и социальной среды, рассмотренной в предыдущей главе, является социализация. Ее следует рассматривать как важнейший вид социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноценного члена общества. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам , и делающего возможным продолжение развития общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс можно концептуализировать двумя путями.[3.c.197] социальный личность человек духовный

1. Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида потому, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции , и являются, таким образом, частью собственной индивидуализации личности. То есть благодаря интернализации индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его среде. [3.c.197]

2. Социализацию можно представить как сущностный элемент социального воздействия на основе предложения о том, что люди желают повысить цену собственного самоимиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они направляют свои действия в соответствии с ожиданиями других.[3.c.197]

Социализация объясняет происхождение происхождение человеческих обычаев, норм, ценностей и самой личности, фокусирующей в себе все противоречивое многообразие общественных отношений. Человек как известно , живет в обществе и быть свободным от него не может, как бы того не желал. Эта и есть одна из констант социального поведения. поэтому не только «существо разумное», но еще «существо социальное».Причем социализация, т. е. становление человека в качестве «homo sapiens», начинается с самого рождения. Любые человеческие действия лишь от части являются продуктом природы. Все человеческое поведение- прежде всего результат научения, или социализации.[3.c.198]

Зачатки социальной организации существуют у пчел, муравьев: они живут коллективно, у них наблюдается разделение труда, оборона территории, контроль порядка, сложившая система отношений, существует даже определенная « социальная иерархия» (рабочие, воины, няньки), т.е. почти как в человеческом обществе. Однако имеются веские основания утверждать, что у животных нет социализации. Поведение животных , ведущих коллективный образ жизни, хотя и похоже на человеческое, но происходит инстинктивно. Инстинкт — это биологические программы действия, которые являются врожденными и передаются генетически. Инстинкт предполагает однолинейное, жестко приписанное поведение ( без вариантов); отклонение от инстинкта может привести к гибели.[3.c.198]

Живые организмы имеют иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые, в отличие от людей, рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течении которого обучается и приспосабливается к взрослому миру своего биологического вида. Этот период называется детством. У птиц он длится один сезон, у тигров , слонов и обезьян — несколько лет. Чем выше по лестнице видов, тем продолжительнее период адаптации.[3.c.198]

Возникающая в ходе эволюции иерархия живых существ от низших — насекомых до высших — человека может быть представлена в виде соответствующей диаграммы(рис. 1).

На ней по оси y будет возрастать сложность организации психики живых существ; по оси x — плотность инстинктов и степень их влияния на поведение живого существа (рис1.).[3.c.199]

Закономерность , представленная на рисунке, такова: чем примитивнее существо, тем большую роль в его поведении играют инстинкты. У насекомых поведение практически на 100% инстинктивно. У слонов, волков уже меньше инстинктов и больше так называемого приобретенного поведения, которое передается родителями. У обезьян еще меньше инстинктов , чем, скажем, у тигров. У человека, по мнению некоторых исследователей, поведение более чем на 80% — социально приобретаемое. Чем больше в своем поведении живое существо руководствуется инстинктами, тем меньшую роль в его «научении» принимают родители. У насекомых функцию родителей выполняет, по сути, сама природа (врожденные программы поведения).

Соответственно, чем меньше инстинктов, тем выше роль и ответственность родителей. [3.c. 199]

При подготовке к взрослой жизни в наибольшей степени затянут у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Практически треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — мире общественных отношений. Такой экологической нише нет ни у одного из видов живых существ. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс подготовки получил название социализация. [3.c.199]

Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное. Социализация как бы описывает на индивидуальном уровне то, что происходило с обществом на уровне коллективном. Еще основатель социологии Огюст Конт указывал на то, что человек в ходе своего социального созревания в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие прошло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биологической эволюции. [3.c.200]

Фазы и содержание процесса социализации.

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа, которые называют еще основными жизненными циклами. Таких циклов можно выделить четыре:

  • Детство( от появления на свет до полового созревания) — освоение навыков человеческого общения;
  • Юность (от12-14 до 18-20 лет) — подготовка к активному трудовому периоду;
  • Зрелость (18-60) — активный трудовой период;
  • Старость (60 лет и старше) — выход из активного трудового периода.

[3.c.200]

Этим жизненным циклам соответствуют четыре основные фазы (этапы) социализации:

  • Первичная социализация- это этап младенческого возраста;
  • Вторичная социализация — это этап, совпадающий с получением формального образования;
  • Социализация зрелости- этап превращения индивида в самостоятельного экономического агента и создание им собственной семьи;
  • Социализация старости — этап постепенного отхода от активной трудовой деятельности и превращение в своеобразного «иждивенца» (государства или собственных детей — в зависимости от уровня развития общества).

[3.c.200]

Каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоения новых ролей. Продолжительность каждого из этапов и его содержание определяющим образом зависит от уровня развития общества.

Помимо фаз (этапов) процесса социализации следует выделить также понятии «содержание социализации». Взаимодействие с себе подобным и в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает правилам жизни» другую, называется становлением социального «Я». Можно сказать иначе: на социально -психологическом уровне становление социального «Я» происходит через интернализацию культурных норм и социальных ценностей. Напомним, что интернализация — это превращение внешних норм во внутренние правила поведения. Как уже говорилось. Социализация человека представляет собой продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Как мы уже знаем, на социальную роль оказывает влияние множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, она неизмеримыми социальными нитями — правилами , обязанностями. Отношениями — связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более термин «освоение», а не «обучение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из составных частей. [3.c.201]

Поскольку на протяжении жизни человеку приходится осваивать не одну , а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице, процесс социализации для человека продолжается всю жизнь. До глубокой старости он меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. А теперь приглядимся несколько пристальнее к содержанию каждой из фаз (этапов) социализации.[3.c.201]

Первичная социализация. В период первичной социализации( детской) социализации возможности приобретения информации из социальной памяти еще во многом определяются возможностями и параметрами биологического интеллекта: качеством «сенсорных датчиков» , временем реакции, концентрацией внимания, памятью. Однако чем больше удаляется человек от момента своего рождения, тем большую роль в этом процессе играют биологические инстинкты и тем большее значение приобретают факты социального порядка.[3.c.202]

С самого рождения ребенок взаимодействует не только со своим собственным телом и с физическим окружением, но и с другими человеческими существами: мир младенца населен другими людьми. Причем очень скоро ребенок становится способен отличать их от друг от друга, а некоторые из них приобретают для его жизни господствующее значение. Биография индивида с момента его рождения — это фактически история его отношений с другими. [3.c.202]

Более того, и несоциальные компоненты опыта младенца опосредуются и модифицируются другими, то есть его социальным опытом. На протяжении большей части этого периода существования физический комфорт или дискомфорт малыша вызывается действиями или оплошностями других. Этот объект, с приятно гладкой поверхностью был кем-то вложен в кулачек ребенка. А если его вымочил дождь, то это потому, что кто-то оставил коляску на воздухе неприкрытой. В такой ситуации социальный опыт, поскольку он может быть отличным от других элементов в опыте ребенка, еще не являет собой особую, изолированную категорию. Почти каждый элемент в мире ребенка включает в себя другие человеческие существа. Его опыт общения с другими имеет решающее значение для всего приобретаемого опыта в целом. Именно другие создают паттерны, через которые им познается мир. И именно через эти паттерны организм устанавливает стабильные связи с внешним миром, причем не только с миром социальным , но и равным образом — с физическим окружением. Но те же самые паттерны также пронизывают и организм, т. е. они вмешиваются в процесс функционирования организма. Именно другие насаждают в нем паттерны, по которым удовлетворяется голод ребенка. Наиболее очевидная иллюстрация этому — режим приема пищи. Если ребенок питается в установленное время. Его организм принуждается приспосабливаться к этому паттерну. В ходе формирования такого приспособления меняется функционирование его организма. В результате ребенок не просто начинает питаться в определенное время, но и голод его побуждает к этому же времени. Общество не только насаждает свои паттерны поведения ребенка, но и, по сути, «проникает внутрь» его организма, чтобы организовать функционирование его желудка. Такие же наблюдения можно было бы проделать за физиологическими выделениями, сном и другими физиологическими процессами, эндемичными (т. е. внутренне присущими) для организма.[3.c.202]

Практика кормления младенцев — этот, казалось бы, наиболее элементарный уровень первичной социализации — может быть рассмотрена как важный пример приобретения ими социального опыта, где серьезным фактором оказывается не только индивидуальные особенности матери, но и социальная группа, к которой принадлежит семья. В этой практике, конечно, возможно большое число вариаций — кормление ребенка по регулярному расписанию в противопоставление с так называемым кормлением по востребованию, кормление грудью в противопоставление бутылочному вскармливанию, различные сроки отнятия от груди и так далее. Здесь существуют большие различия не только между обществами, но и между различными классами в рамках одного и того же общества. К примеру, в Америке бутылочное вскармливание было впервые введено матерями из средних классов. Затем быстро распространилось на другие классы. По этому, социальный статус для родителей ребенка в буквальном смысле «решает», будет ли ему предоставлена, когда он проголодается, материнская грудь или бутылочка.[3.c.203]

Различия между обществами в контексте рассмотренного выше примера поистине замечательны. В семьях средних классов в западном обществе до того, как эксперименты по этим вопросам распространили различные представления относительно кормления по востребованию, существовал жесткий, почти индивидуальный режим кормления по расписанию. Ребенка кормили в определенные часы и только в эти часы. В промежутках ему позволяли плакать. В оправдание такой методики приводились разнообразные доводы — или с точки зрения практичности, или в защиту идеи о поддержании здоровья ребенка. Противоположную картину мы можем наблюдать в практике кормления у народностей гусайи в Кении. Здесь, мать работает, она носит ребенка на себе привязанным или к спине, или к другой части тела. Как только ребенок начинает плакать, он немедленно получает грудь. Общее правило таково, что ребенку нельзя плакать более пяти минут до того, как его покормят. Для западных обществ такой режим выглядит весьма «либерально».[3.c.203]

Можно проследить огромное влияние общества даже на сферу физического функционирования организма ребенка . т.е. на практику приучения малышей к пользованию горшком. Иногда такое влияние оказывается излишне навязчивым, достаточно вспомнить типовую рекламу: «Либиро» — лучший друг малышей!». У каждого народа , эпохи и класса были и свои методы ухода за детьми. В странах с холодным климатом младенцев днем и ночью предпочитают держать в люльке спеленатыми, а там , где климат теплый, — носить в платке или на перевязи за спиной. Одевают здесь младенцев легко или вовсе не одевают. [3.c.204]

И уж. Разумеется, социальный фактор оказывается решающим при формировании интеллекта начинающего члена общества. продолжительность , функции и способы воспитания различны у различных народов, разных классов и в разные исторические эпохи. Так, воспитание в высшем и среднем классе было более продолжительным, чем в рабочем классе. У обеспеченных слоев детство считалось периодом относительной беззаботности и неучастия т тяжелом труде. Типовая социальная ситуация «неравенство возможностей -неравный старт» проявляется уже в первые годы жизни ребенка. В одних семьях воспитанием и развитием интеллекта младенца занимаются чуть ли не с момента его рождения, а в других же не занимаются вовсе. Ко времени прихода в школу или детский сад — т.е. к началу этапа вторичной социализации — дети уже довольно заметно различаются по уровню своего развития, умению писать и читать, по своему литературному и общекультурному багажу, по мотивации к восприятию новой информации.[3.c.204]

Очевидно, что в семье профессионального интеллектуала дети проходят существенно иную социализацию, нежели в семьях родителей более низкого интеллектуального уровня. Нам представляется, что влияние этих факторов «социальной сети», в которую включена формирующаяся личность, воздействие ее ближайшего социального окружения значительно сильнее, значимее тех 30 процентов, которые, например, отводит в формировании интеллекта окружающей социальной среде известный английский психотерапевт Г. Айзенк (если такое сравнение вообще доступно количественной оценке).

Необходимо подчеркнуть — не следует смешивать умственные способности и интеллект: первые действительно в немалой степени обусловлены генетически, второй, безусловно, вырабатывается. Можно было бы перечислить огромное количество выдающихся личностей. которые получили детерминирующий интеллектуальный старт именно благодаря условиям своего детства — от родителей и того круга друзей семьи, которые играли важнейшую роль агентов первичной социализации. «Во всех решительно случаях, когда детство и юность гения известны, оказывается, что так или иначе его окружала среда, оптимально благоприятствующая развитию его гения, отчасти потому, что гений именно ее сумел выбрать, найти, создать, отчасти потому, что гениальный ребенок родился (воспитывался! — В.А.,А.К.) в семье с определенной социальной преемственностью. Случаи таких семей многим хорошо известны: юность Моцарта, Баха описана многократно».[3.c.205]

Может быть, к числу наиболее убедительных свидетельств в пользу социального происхождения индивидуального интеллекта (даже в его наиболее общем — психологическом — смысле) можно отнести результаты наблюдений за так называемыми детьми — маугли. Именно так — по имени киплинговского героя- называют детей, которые по тем или иным причинам оказались с младенческого возраста лишены человеческого общества и воспитаны животными. Другое название этого феномена «феральные люди». Существует мнение, что в ходе индивидуального психологического созревания существует некий критический период — возрасте примерно от 7 до 9 лет, перевалив за который, дети — маугли (если они вообще не были возвращены к людям до этого) окончательно утрачивают возможность обрести человеческий разум и навсегда остаются животными.[3.c.205]

Один из наиболее часто упоминаемых случаев такого рода — вскармливание и воспитание волками двух индийских девочек, которых назвали Амалой и Камалой. Младшая из девочек, Амала, вскоре после возвращения к людям умерла, а старшая прожила среди людей еще десять лет. Наблюдатели отмечали, что, несмотря на некоторую адаптацию к окружающим социальным, человеческим условиям, ее поведение в огромной степени напоминало поведение волка (легкость в передвижении на четырех конечностях при затруднении прямохождения, отвращение к одежде, лакание воды вместо питья, отлично развитое обаняние, даже вой в полнолуние).

Весь словарный запас, освоенный ею за этот период, так и не вышел за пределы около сорока слов. ( Может быть, кругом понятий ,обозначаемых именно этими сорока словами, и ограничивается волчье мышление?).

Другими словами, ум у этой девочки так и не сформировался — не только на уровнем интеллекта, но даже на уровне элементарного здравого смысла. Возможно, правы те психологи, которые утверждают, что возраст примерно 7-9 лет является собою некий критический порог. К этому возрасту ребенок усваивает до 50% (!) того объема информации, которая ему предстоит усвоить в течении всей его жизни. [3.c.206]

Имея примеры воспитания детей животными не только глубине джунглей, но и современном городе. Так, в Евпатории шестилетний мальчик четыре года прожил в заброшенном доме со стаей собак.»Он жил на равных правах в будке с тремя большими дворнягами. Оставшихся от прежних хозяев дома. Они и кормили его: приносили с окрестных помоек пищу, словно щенку. Мальчик не говорит, и все манеры его поведения действительно как у бродячей собаки. Правда, в семейном детском доме, куда мальчик наконец попал, не теряют надежды сделать из него человека. И для этого есть определенные основания поскольку упомянутого выше критического возрастного порога он еще пока не перешагнул. Свидетельства такого рода в последнее время множатся, и они чаще всего обусловлены именно социальными факторами. Так в программе «Очная ставка» на НТВ 22 июня 2002 года было рассказано о девочке Оксане Малой из украинского села Новая Благовещенка, которая жила вместе с дворовой собакой в ее будке и которую посадили на цепь собственные родители (!).

И, хотя она не только лает , но все же и говорит, по заключению специалистов, полноценным человеком не станет уже не когда. [3.c.206]

Схожие выводы можно сделать из так называемого «феномена Каспара Хаузера» (по имени юноши, воспитывающегося практически в полной изоляции от других людей).

Правда Каспар Хаузер довольно быстро адаптировался к культурным ценностям своего времени. [3.c.206]

Огромный материал для психологов , занимающихся проблемами развития умственных способностей, дали наблюдения за обитателями Загородного интерната слепоглухонемых детей. Некоторые питомцы интерната , попавшие в него со значительным опозданием, при хронологическом возрасте 19-20 лет обладали уровнем развития полутора-двухгодовалых младенцев. Вероятно, психологическая депривация, возникшая вследствие значительной изоляции от внешних раздражителей сенсорной недостаточности, ведет не просто к задержке, а прямо-таки к остановке интеллектуального развития. Однако воспитанники интерната, попавшие в него в раннем возрасте и обучаемые по специальной методике (появилось даже специальное научно — методическое направление, связанное с воспитанием глухонемых, т. н. тифлосурдопедагогика), сравнительно успешно проходили (насколько это возможно при лишении зрения и слуха)все этапы социализации (вплоть до защиты кандидатской диссертации одним из учеников Э. Ильенкова).[3.c.207]

Почему не удалась первичная социализация у воспитанницы волков Камалы? Есть мнение, что она состоялась, однако это лучилось еще до возвращения в человеческое общество. Активно общаясь с «сородичами» по волчьей стае, девочка по достижении «критического возраста» приобрела достаточно завершенную ( а поэтому устойчивую) психику волка. Вследствие этого и стала не возможной ресоциализация(Этим понятием обозначают усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи переходом в принципиально иные социальные условия); социальные требования нового окружения оказались уже не в состоянии вытеснить слишком прочно закрепившееся в психике поведенческие и адаптивные стереотипы животного, не имевшие практически ничего общего нормами и ценностями человеческого общества. Сознание же слепоглухонемого ребенка (как, вероятно, и Каспара Хаузера) к моменту полноценного столкновения с человеческим обществом представляет собой своеобразную tabula rasa. Возможно, у таких детей сенсорная депривация (от латин. Deprivatio- потеря, лишение, обделенность) содействует зарождению и аккумуляции органической потребности в активной деятельности ( в том числе и познавательной), поэтому и социализация этих малышей протекает сравнительно быстро. [3.c.208]