История конфликтологии в России

конфликт конфликтология россия наука

К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники, словом все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.

Важной вехой в развитии знаний о конфликтах стало появление науки конфликтологии. Она вобрала в себя не только теоретическую базу, но и целый арсенал практических средств, методов приемов по диагностике и преодолению конфликтов в самых различных социальных ситуациях. В этом плане конфликтологию можно и нужно рассматривать как некую прикладную отрасль в самых различных областях деятельности.

В России конфликтология как наука о противостоянии социальных групп, слоев и индивидов развивалась в своеобразных, можно сказать, экстраординарных условиях. В советское время конфликтология оценивалась как антагонистическая, буржуазная наука, и только в 1990-х годах наши ученые обратились к западным исследованиям, стремительно догоняя Запад. В этой связи несомненно то, что российская конфликтологическая наука имеет большие перспективы развития. Этим определяется актуальность данной работы. Тема данной работы является актуальной, поскольку конфликтология является хотя и достаточно новой, но очень востребованной наукой и изучение ее истории и становления необходимо.

Цель работы — исследование становления и развития конфликтологии в России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть историю отечественной конфликтологии;
  • определить основные этапы становления и развития конфликтологии в России;
  • рассмотреть особенности развития конфликтологии как науки в разные этапы ее становления;
  • рассмотреть развитие конфликтологии в системе дисциплин.

Объект исследования — конфликтология как наука в России.

Предмет исследования — история развития конфликтологии в России.

Теоретическую основу составили труды: Анцупова А.Я., Баклановского С.В., Буртовой Е.В., Ворожейкина И.Е., Глухова А., Громова О.Н., Дмитриева А.В., Захарова Д.К., Зеркина Д.П., Кибанова А.Я., Коваленко А.Г., Кудрявцева В.Н., Невлевой Е.Г., Сорокиной Е.Г. и т.д.

Метод исследования — анализ научной и учебной литературы.

Структура работы определена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения. К курсовой работе приложен список использованной литературы.

4 стр., 1677 слов

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в

... -патриархальный уклад, система крепостного труда и хозяйствования. Состояние сельского хозяйства. Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX века можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные, и новые, ...

1. Становление конфликтологии как науки в России

1.1 Предпосылки возникновения конфликтологических идей

Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Конфликтология — «наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня» Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов./Изд.3-е, перераб. и доп.-СПб: Питер, 2011.- С.23. В развитии конфликтологии выделяют три основных этапа:

  • донаучный, или философский;
  • монодисциплинированный, т.е. когда каждая наука самостоятельно исследовала конфликт;
  • междисциплинарный, когда предпринимаются попытки создания дисциплины, комплексно исследующий конфликт.

Эти этапы охватывают разные по длительности периоды. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности. Философы стремились понять, в чем сущность войн и какова их роль в жизни человека и общества. Конфликт сначала находит отражение в древнем искусстве — легенды, сказания, наскальная живопись. Основной конфликт — конфликт человека и природы. Особый интерес здесь представляют труды философов, из которых становится ясно, как шло развитие социальных отношений, как менялись оценки и восприятие конфликта и как постепенно на этом пути появлялись предпосылки научного понимания конфликта.

На протяжении многих веков философы стремились понять суть противоречий в природе и обществе, в мышлении и в человеческой душе, между людьми, общественными классами, государствами. Начиная от Гераклита, Платона, Аристотеля, позднее в трудах Дж. Локка и Р. Декарта, И. Канта и Г. В. Гегеля, в трудах русских философов Вл. Соловьева и Н. Бердяева, а также многих других мыслителей можно найти много интересных рассуждений о конфликте как социальном явлении.

Конфликт поначалу был предметом изучения философов, а позднее, уже с конца XIX в., становится объектом психологии, искусствоведения, права, военных наук. Философы древности по-разному относились к конфликту. Одни из них осуждали ссоры и столкновения и советовали их избегать, другие, наоборот, считали, что противоречия являются движущей силой всякого изменения и развития. Гераклит считал, например, что не только люди, но и боги, и весь космос существуют в противоречиях. Он был одним из первых, кто указывал на борьбу противоположных сил как на всеобщий закон, действующий в природе и обществе. «Вражда», «война», по его мнению, есть источник появления всего нового в мире: «Должно знать, что война общепринята, что вражда — обычный порядок вещей и что все возникает через вражду…» Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще не употребляли, но уже видели, что конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология: учеб. пособие. /Изд.5-е, доп. -СПб.: Питер, 2012.- С.21.

Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.» По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого. Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия.

14 стр., 6516 слов

Понятие конфликта в философии, социологии и психологии

... так в рамках философии с середины ХХ века стало проявляться направление конфликтологии, получившее название «социология конфликта»: впервые данный научный термин был введён немецким философом и социологом Георгом ... [7, с. 39] . Однако, суть понимания борьбы, имеющей, как и конфликт, противостояния, противоречия и активность действий в разрешении ситуации, в основном предполагает: либо действия без ...

Война — отец всех вещей, а мир — их мать… Все сущее сложено в гармонию через противообращенность… Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.

Именно в свете категорий противоречий и борьбы, впервые представленных древними философами в качестве всеобщих характеристик бытия, может быть глубоко понята и сущность конфликта, его универсальный характер.

Противоречие — центральная категория диалектики — современного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт, который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии. Громова О.Н. Конфликтология: курс лекций.- М.: ЭКМОС, 2012.- С.41.

Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба — одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса. Отсутствие взаимопонимания и согласия между людьми сегодня часто называют одной из характерных примет именно нашего времени. Однако, заглядывая в историческое прошлое человечества, мы повсюду обнаруживаем конфликты — распри, вражду, войны. Еще древние философы стремились понять роль конфликта в жизни людей. И хотя понятия «конфликт» еще не существовало, говоря о спорах и противоречиях, древние мыслители по-разному их оценивали: одни считали, что в спорах рождается истина, а другие осуждали ссоры и всячески советовали их избегать. К сожалению, и сегодня остается множество вопросов, связанных с конфликтами, которые не имеют четких решений, нет единодушия ученых и в отношении оценки перспектив. Одни считают, что мир становится с каждым днем все опаснее и агрессивнее. «Возможно, XXI век поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конфликтологии, либо он будет последним веком в истории цивилизации», — пишут А.Я. Анцупов и А. И. Шипилов Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов./Изд.3-е, перераб. и доп.-СПб: Питер, 2011.- С. 52.

10 стр., 4885 слов

Конфликты в жизни человека и общества

... МИИТ, 2011.С.63. Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они -- постоянный спутник бытия и общественного развития. Распространенность конфликтов, их роль в общественной жизни привлекали внимание еще с древних времен. ...

Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь рушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.

Сегодня мы часто слышим недовольство людей по поводу того, как мы живем. Безусловно, хотелось бы жить лучше. Но ведь жизнь — это не только богатство, «не хлебом единым жив человек». В самые тяжелые годы человек учился и создавал то, чего еще не было. Сегодня для нас это, прежде всего поле наших отношений. Неплохо было бы научиться уважать и любить друг друга, поступать так, чтобы можно было нас уважать, а также ценить то, что досталось от предков, к примеру, наши традиции, научиться вести друг с другом диалог, проявлять терпение и толерантность. Хорошо нам было бы прийти к убеждению, что окружающий нас мир полон ресурсов и что «вселенная станет дружественнее», если каждый из нас будет стремиться проявлять дружеские чувства. Чувства, как бумеранг или эхо, возвращаются к нам обратно. Если посылать в мир негативные чувства — злость, ненависть, раздражение, нетерпимость, то и получишь, в конечном счете, их обратно. Степанов Е. И. Современная конфликтология: общие подходы к моделированию, мониторингу и менеджменту социальных конфликтов: учебное пособие. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — С. 17

На протяжении всей истории человечества конфликты неизменно сохраняются, меняются, однако, две вещи — поведение в конфликте и его восприятие (отношение к конфликту).

Изменить свое отношение к чему-то — значит изменить в определенной мере себя. Это внутренняя работа, требующая от человека усилий и времени.

В России всегда конфликты оказывали решающее влияние на судьбу страны. Вспомнить хотя бы Великую Отечественную войну, унесшую более 20 млн. жизней, уничтожившую, возможно, лучшую часть генофонда, погубив самых сильных, смелых, умных молодых людей. Войной было разрушено много городов, сел, порождена огромная армия сирот и беспризорных, и вместе с тем война как общая беда сплотила людей, укрепила их дух, сделала их истинными патриотами отечества. Как отмечают. Анцупов А.Я и Шипилов А.И., «в России на всех этапах развития конфликты оказывали не просто заметное, а, как правило, решающее влияние на ее историю. Войны, революции, борьба за власть, борьба за собственность, межличностные и межгрупповые конфликты в организациях, убийства, бытовые и семейные конфликты, самоубийства как способы разрешения внутриличностных конфликтов — основные причины гибели людей в нашей стране. Конфликт был, есть и в обозримом будущем будет решающим фактором, влияющим на безопасность России и ее граждан» Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов./Изд.3-е, перераб. и доп.-СПб: Питер, 2011.- С. 66.

Вплоть до конца XIX в. конфликт рассматривался предельно широко — как категория, охватывающая любые противоречия. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.

1.2 История развития отечественной школы конфликтологии

Наше общество вновь находится на переходном историческом этапе. Оно охвачено системным кризисом и глубокими противоречиями, переходящими в конфликты. В стране возрождаются капиталистические отношения с присущим им антагонизмом. Поэтому разработка конфликтологии и ее изучение становится особенно актуальной задачей. Конфликтология — одна из новых для России дисциплин.

6 стр., 2871 слов

Теоретические предпосылки возникновения конфликтологии и ее институциализация

... знаний, но и желания самих людей к бесконфликтному решению вопросов. 1. История развития конфликтологии Конфликты с незапамятных времен притягивали к себе внимание человека. Упоминание о ... в. Именно с этого времени конфликты выдвинулись в ряд предметов для специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области изучения происходило вместе с развитием истории, социологии, права, этики, ...

В Советском Союзе конфликтология долгое время не развивалась. Это было связано с господствовавшей в советский период «теорией бесконфликтности» Глухова А. Политическая конфликтология. -М.: Изд-во ВГУ, 2012.- С.104.. Под прикрытием этой теории реально существующие в стране острые конфликты утаивались, загонялись внутрь. Однако, скрывать множество социальных конфликтов, существовавших в советском обществе, становилось все труднее, поскольку со временем они становились все многообразнее и острее. Различного рода коллизии проявлялись и в политике, экономике, быту. Главным из них был конфликт между господствовавшей советской и партийной элитой, номенклатурой и большинством народа, который с огромной силой и выплеснулся наружу в начале 90-х годов.

Все же с середины 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но в тоже время в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям. Коваленко А.Г. Очерки художественной конфликтологии: атиномизм и бинарный архетик в русской литературе ХХ века.-М.: Изд-во РУДН, 2010.- С.188.

На пути развития конфликтологии в нашей стране встречается немало трудностей. Они двоякого рода. Первые связаны со стереотипами, укоренившимися в социальных и философских исследованиях в прошлые годы, когда абсолютизировалось социальное единство общества как некоего бесконфликтного образования. Несмотря на то, что еще в 50-х годах в официальной печати была подвергнута критике так называемая «теория бесконфликтности» в литературе и искусстве, это никак не повлияло на негативное отношение к проблеме социальных, тем более политических конфликтов. В философской литературе широко использовались такие понятия для характеристики диалектики общественных процессов, как «напряженность, противоречий», «антагонистическая борьба» и другие, но теоретический и конкретный анализ социальных конфликтов отсутствовал. Однако потребность их изучения все же пробивала себе дорогу. Несмотря на господствующие умонастроения, еще в конце 60-х гг. появились статьи о проблеме исследования конфликта. Одна из них — Смолина Г.Л. «Принципы исследования конфликта» — была опубликована на страницах журнала «Вопросы философии». Цыбульская М.В. Конфликтология: учебно-практическое пособие.- М.: Издательский центр ЕАОИ, 2010.- С.103.

Но в 80-е годы некоторые советские социологи вынуждены были признавать определенные достижения западной конфликтологии. Однако, вплоть до начала 90-х годов в советском обществоведении существовал явный недостаток научных знаний о конфликте, который не преодолен в полной мере и до настоящего времени.

14 стр., 6760 слов

Межличностный конфликт и способы его разрешения

... периода протекания межличностного конфликта: предконфликт: возникновение и осознание объективной проблемной ситуации и попытки ее решения неконфликтными способами; конфликт: сбалансированное противодействие и завершение конфликта; послеконфликтная ... что такое конфликт, однако от этого определение его содержания не становится более лёгким. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых ...

В постсоветский период конфликтным вирусом оказалось охваченным все наше общество. Многообразные столкновения стали развиваться на всех уровнях: межнациональном, межгрупповом и межличностном. Они приобрели самые острые формы, включая вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы — Приднестровье, Карабах, Северная Осетия, Чечня, Украина. Конфликтуют регионы с центром, администрация предприятий — с трудовыми коллективами, этнические общности и социально-профессиональные группы. Традиционное негативное отношение к социальным конфликтам подчеркивается и сегодня правящими кругами. Призывы к общему согласию, враждебное отношение к оппозиции звучат, по меньшей мере, неубедительно. И все же эти призывы влияют на умы и настроения людей, потому что общество устало от борьбы за власть; в большинстве своем оно отвергает военное насилие, люди страшатся диктатуры. Все эти понятия негативного характера отождествляются в обыденном сознании с научной категорией конфликта как явления вполне закономерного для любого общества. Находятся теоретики, отрицающие конфликты и, наоборот, обосновывающие закономерность гармонии в обществе в противоположность борьбе, конфликтам. Приходится считаться и с тем, что за многие годы обществу прививался стереотип конфликтности только международных отношений и главным образом между странами бывшей социалистической и капиталистической систем. Глухова А. Политическая конфликтология.- М.: Изд-во ВГУ, 2012.- С.106.

Наконец, еще один стереотип: как говорилось ранее, марксизм приучил обществоведов, да и не только их, рассуждать лишь о макропроблемах, связанных с противоречиями классовыми, межсистемными и прочими. Проблемы же микроотношений — межличностные, межгрупповые всегда отодвигались на задний план как проблемы второстепенные, неактуальные. Конфликтология: учебник /Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., захаров Д.К.- М.: ИНФРА-М, 2010.- С. 68.

Трудности другого рода проистекают из односторонней критики бывшей государственной идеологии. Пересматривая догматическое толкование диалектики, социального единства общества и других постулатов, отбрасывается все рациональное, содержащееся в марксизме, включая принципы диалектики. Понятие «социальное единство» характеризует целостность и стабильность социальной системы. Нет ничего предосудительного и в понятии «социальнополитическое единство», если под ним подразумевать реальную общность политических и духовных ценностей, характеризующую состояние общества, а невыдуманную пропагандистскую модель. Следует подчеркнуть только одно: без диалектического подхода нельзя понять природу социального конфликта, а игнорируя понятие социального единства, мы тем самым лишимся возможности осмыслить конфликт как элемент общественной системы, поскольку таковая существует до тех пор, пока включает социальное единство. Конфликтология: учебник /Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., захаров Д.К.- М.: ИНФРА-М, 2010.- С. 72

В этих условиях и возникла настоятельная потребность в разработке отечественной конфликтологии в качестве самостоятельной отрасли научных знаний. Этот процесс стал особенно активным с начала 90-х годов. Ныне насчитывается уже около 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе.

7 стр., 3177 слов

Конфликт как социальный феномен

... эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов. 2. Конфликт как социальный феномен общественной жизни Конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Весь ...

Периоды развития исследований в области конфликтов отражают в явной или скрытой форме те представления, которые доминировали в общественной и политической жизни. Периоды становления конфликтологии в России наиболее полно представлены в работах А.Я. Анцупова Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология: учебное пособие. /Изд.5-е, доп.-СПб.: Питер, 2012.- и С.Л. Прошанова Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: история, теория, современность.- М.: Изд-во ЛКИ, 2008.- С.11.. Они обобщили научные работы в области исследования конфликтов и сформулировали основные методологические подходы и принципы ее становления. По мнению А.Анцупова и А.Шипилова Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. /Изд. 3-е, перераб и доп. -СПб.: Питер, 2011.- С18., в истории отечественной конфликтологии можно выделить несколько периодов:

Первый период — до 1924 г. характеризуется зарождением и развитием практических и научных знаний о конфликтах, но как специальный объект исследования конфликт не выделяется.

Второй период — 1924 — 1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а к концу периода — 11 наук.

Второй этап включает 4 фазы:

  • 1924 — 1934 гг — увеличение числа публикаций в разных дисциплинах;
  • 1935 — 1948 гг. — полное отсутствие публикаций в связи с войной и репрессиями;
  • 1949 — 1972 гг. — возращение интереса к конфликту, появление научных работ (25 кандидатских диссертаций с явным преобладанием работ по искусствоведению);
  • 1973 — 1989 гг. — появление докторских диссертаций по конфликтам.

Третий период — с 1990 г. по настоящее время. Конфликтология выделяется в самостоятельное научное направление и учебную дисциплину. Появляются попытки разработать парадигму конфликтологии как науки на основе разных подходов: междисциплинарного, системного, личностно-социально- деятельностного, эмпирического и ситуационного.

Исследование проблем конфликта и согласия требует фундаментальных усилий ученых различных специальностей. Отрасли конфликтологии:

  • военные науки (1988-й — год опубликования первой работы;
  • 1,4% — количество публикаций данной науки в общем, объеме);
  • искусствоведение (1939;
  • 6,7%);
  • исторические науки (1972;
  • 7,6%);
  • математика (1933;
  • 2,7%);
  • педагогика (1964;
  • 6,3%);
  • политические науки (1972;
  • 14,7°/о);
  • правоведение (1924;
  • 5,8 %);
  • психология (1930;
  • 26,4%);
  • социобиология (1934;
  • 4,3%);
  • социология (1924;
  • 16,9%);
  • философии (1951;
  • 7,2%).

    Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов /Изд. 3-е, перераб. и доп.- СПб.: Питер. 1011.-С.10

В настоящее время процесс формирования конфликтологии как отдельной теоретико-прикладной дисциплины идет достаточно активно. Возникла и стала постепенно расширяться и практика посреднической деятельности по разрешению конфликтов. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций в Москве и Санкт-Петербурге, Калуге и Белгороде, Новосибирске и Красноярске. Как самостоятельная наука конфликтология в России существует фактически только с конца 1989-х годов. Тем не менее, у нас в стране сегодня существуют десятки кафедр конфликтологии при классических университетах, несколько организаций, спектр интересов которых находится в области прикладного изучения конфликтов — Центр конфликтологии при Институте социологии РАН в Москве, Санкт-Петербургский Центр разрешения конфликтов, Ассоциация конфликтологов-миротворцев при МГУ. В Ростове-на-Дону, Красноярске, Барнауле, Калуге зарегистрированы ассоциации конфликтологов — общественные организации. Издаются журналы — «Социальный конфликт», «Конфликт и консенсус», «Российская конфликтология». Среди наших российских ученых, проводивших первые эмпирические исследования социальных конфликтов, результаты которых стали появляться у нас лишь в 80-х гг. XX в., можно отметить такие работы, как: «Внимание конфликт!» Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк. Заслуживают внимания работы Н.В. Гришиной, А.Г. Здравомыслова, В.Н. Кудрявцева, А.С. Кармина, А.В. Дмитриева, А.К. Зайцева, Э.А. Уткина, А.Я. Анцупова, Е.И. Степанова, А.И. Стребкова и др. По теме конфликта, рассматриваемого с позиций различных наук, в последнее десятилетие защищено более 200 диссертаций, опубликовано около 3 000 научных статей и монографий. Проблематика социальных конфликтов в отечественной науке относится к сфере интересов, прежде всего, социологии. Ряд проблем рассматриваются с позиций юридической, политической и психологической наук. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций.-Ростов-на-Дону.: Феникс, 2010.- С. 19.

17 стр., 8215 слов

Регулирование трудовых конфликтов в системе социальной работы

... производственных конфликтов. . Провести анализ основных видов конфликтных ситуаций в системе социальной работы. Создание справедливой системы социального порядка в интересах ... в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования ...

В вузах страны началось преподавание конфликтологии в качестве учебной дисциплины, обязательной для подготовки специалистов по экономике, менеджменту, правоведению и ряду других специальностей. Подготовка специалистов — конфликтологов начата в ряде крупнейших университетов страны, в том числе и через систему аспирантуры. Усилилось сотрудничество отечественных и зарубежных ученых, по этой проблематике стали чаще проводиться научные конференции, семинары и т.п. Появились первые научные периодические издания, посвященные социальным конфликтам.

Таким образом, можно констатировать, что к началу ХХ в. интерес ученых, прежде всего социологов и психологов, к исследованию конфликтов определился со всей отчетливостью. Конфликт признавался нормальным социальным явлением. Указывалось на ряд биологических, психологических, социальных и других факторов, которые с неизбежностью порождают конфликты. Отмечалось, что в свою очередь, конфликты могут выполнять позитивную роль, когда при их посредстве удается взаимно уравновешивать несовпадающие интересы социальных групп и общественных сил. Курбатов В.И. Конфликтология. -Ростов- на- Дону: Феникс, 2011.- С. 21.

2. Историко- теоретические аспекты конфликтологии в России

2.1 Периодизация истории отечественной конфликтологии

Первые отечественные публикации, посвященные непосредственно проблеме конфликта относятся к периоду 1915-1920-х годов. Отечественные социальные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества начала XX в.

7 стр., 3407 слов

Сущность конфликта, объект и предмет конфликтологии

... в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии - социальные, внутриличностные и зооконфликты - в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения. Ядро предмета конфликтологии формулируется в понятийной схеме описания конфликтов. Двадцать лет назад эта ...

Петр Лавров и Николай Михайловский, представители так называемого субъективного идеализма, главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с другими людьми. Отсюда ими выводилась необходимость предотвращать конфликты между личностью и обществом. Авторами утверждалось, что прогрессу способствует не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей. Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества — Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.

Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить идеи равенства и справедливости. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали российские сторонники марксизма — представители и ортодоксального — Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и «легального» направления — П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.

Заметный вклад в область конфликтологического знания внес Питирим Сорокин, ставший одним из самых выдающихся представителей «социокультурной школы» в социологии, выразителем идей интеграции социальных и культурных систем. По его словам, «конфликт непременно связан с удовлетворением потребностей людей, его источник заключен как раз в подавлении определенных, преимущественно базовых потребностей человека».

Иван Александрович Ильин, обобщая свои наблюдения, писал: «Каждый народ по-своему вступает в брак, рождает, болеет и умирает; по-своему лечится, трудится, хозяйствует и отдыхает; по-своему горюет, плачет, сердится и отчаивается; по-своему улыбается, шутит, смеется и радуется; по-своему ходит и пляшет; по-своему поет и творит музыку; по-своему говорит, декламирует, острит и ораторствует; по-своему наблюдает, созерцает и творит живопись; по-своему исследует, познает, рассуждает и доказывает; по-своему нищенствует, благотворит и гостеприимствует; по-своему строит дома и храмы; по-своему молится и геройствует…; по-своему возносится духом и кается; по-своему организуется. У каждого народа свое особое чувство права и справедливости, иной характер, иная дисциплина, иное представление о нравственном идеале, иной семейный уклад, иная церковность, иная политическая мечта, иной государственный инстинкт. Словом: «У каждого народа иной, особый душевный уклад и духовно-творческий склад». Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие. — М.:ЮНИТИ, 2012. — С.28

Первые отечественные публикации, посвященные исследованию непосредственно предмета конфликта, появились в начале 1920-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется сама категория «конфликт» и его производные (К.М. Тахтарев, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая, Л.П. Карсавин).

В 1924 году была опубликована работа П.О. Гриффина и М.И.Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в организациях, носившая в большей степени психологический характер. По политическим причинам в последующие годы наблюдается реальное уничтожение российской конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества.

История конфликтологии представляет собой раздел этой науки, решающий четыре основные задачи:

  • изучение динамики развития знаний о конфликтах, опосредованное сменой стилей мышления конфликтологов;
  • раскрытие взаимосвязей конфликтологии с другими науками;
  • анализ взаимодействия конфликтологии и общества, а также самих конфликтологов;
  • описание результатов деятельности и личностных особенностей конкретных ученых.

На современном этапе развития конфликтологии трудно дать целостное и подробное изложение ее истории в силу молодости науки. Однако общий взгляд на историю конфликтологии может быть представлен в следующем виде.

Одним из важных разделов истории конфликтологии является периодизация ее развития. В основу периодизации положен содержательный анализ конфликтологических идей и теорий, а также количественный анализ интенсивности проводимых исследований. Это позволило выявить в истории эволюции конфликтологических идей и теорий три периода, каждый из которых состоит из ряда этапов:

  • Первый период — до 1924 года;
  • Второй период — 1924 — 1989 гг.;
  • Третий период — с 1990 г. по настоящее время.

I период — до 1924 года

В течение этого периода конфликтологические идеи зарождаются и развиваются как практическое знание людьми принципов, правил и приемов поведения в реальных конфликтах. Проблема насилия и ненасилия, входящая в сферу интересов конфликтологии, достаточно глубоко прорабатывается в религиозных учениях. Проблема конфликта находит отражение в искусстве и культуре. В последующем конфликты отражаются в литературе, монументальном искусстве, музыке, устном эпосе, живописи, кино и т.д.

В этот период начинают накапливаться и первые научные знания о конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление. Первый (ранний) этап связан с именами Я.Л. Юделевского (1910), П. А. Сорокина (1913) и А.С. Звоницкой (1914), которыми были заложены основы социологического знания о социальных конфликтах, а социальная борьба, проявляющаяся в форме социальных конфликтов, была обозначена предметом социального изучения. Впервые в отечественной социологической практике они обосновали социальную природу конфликтного взаимодействия, разработали онтологические и гносеологические основы социологии конфликта, рассмотрели сущностные черты, признаки и характеристики социальных конфликтов, их неизбежность и процессуально-динамический характер, предложили некоторые подходы к классификации социальных коллизий, выявили причины, порождающие конфликты, их функциональность, динамические характеристики, последствия конфликтного взаимодействия, изучили и обосновали некоторые пути и способы разрешения и завершения социальных конфликтов.

Указанные исследования подтвердили слова русского социолога Н.И. Кареева, что наша отечественная социология в своих открытиях неоднократно опережала западную социологическую мысль. К 1914 году в российской социологической науке в основном были разработаны принципиальные теоретико-методологические положения в исследованиях социальных коллизий, но начало Первой мировой войны и последующие события приостановили развитие этой отрасли знания. Вместе с тем, считается, что по праву 1910 год, год издания научного труда Я.Л. Юделевского является первой исторической вехой научно-теоретического интереса российской социологической мысли к социальным конфликтам, а 1914 год является годом окончательного утверждения социального конфликта как предмета социологического познания и изучения. Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: история, теория, современность.- М.: Издат-во ЛКИ, 2008.- С.57.

2.2 Второй период развития конфликтологии

Второй период — 1924 — 1989 гг. Это период зарождения, становления и развития частных конфликтологических наук — отраслей конфликтологии. В это время конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух наук — правоведение и социология, а к концу периода — 11. Интенсивность исследования конфликта постоянно увеличивается, однако междисциплинарных работ практически нет.

Этот период в истории развития отечественной конфликтологии включает четыре основных этапа:

Первый этап — 1924—1934 гг. Охватывает первую «волну» публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в правоведении, социологии, психологии, математике, социобиологии.

Второй этап — 1935—1948 гг. Характеризуется практически полным отсутствием публикаций. Это связано с Великой Отечественной войной и обстановкой в стране в целом. Второй этап российской социологии конфликта характеризуется приоритетом теории классовой борьбы К.Маркса — «ортодоксального марксизма». Он обусловлен господством в стране теории бесконфликтного развития Советского государства, диктатурой пролетариата. Негативное отношение к научному дореволюционному наследию, нетерпимость к инакомыслию, высылка в эмиграцию интеллигенции из страны привели к забвению многих достижений и научных разработок в области социальных конфликтов. Данный этап характеризуется институциональным запретом каких-либо исследований проблематики социальных конфликтов вообще. В то же время особое влияние на развитие оказал опыт Великой Отечественной войны. Развитие конфликтологии характеризуется постепенным соединением теории и практики.

Третий этап — 1949—1972 гг. Ежегодно публикуются работы по проблеме конфликта, защищаются первые 25 кандидатских диссертаций, исследования конфликта как самостоятельного явления начинаются в философии, педагогике, исторических и политических науках.

Четвертый этап — 1973—1989 гг. Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблеме конфликта, защищаются первые докторские диссертации, из них три — по искусствоведению и по одной — в математике, педагогике, правоведении, психологии, политологии и философии. Советскими учеными-обществоведами, несмотря на господство «бесконфликтной теории» развития общества и неприятие самой конфликтологической теории и практики начинают разрабатываться основы науки о конфликтом взаимодействии социальных субъектов. Особая заслуга принадлежит ученым — практикам, которыми были научно обоснованы и предложены значительные наработки в плане предупреждения и урегулирования различных конфликтов, в первую очередь — производственных (трудовых) и межличностных конфликтов.

В 1988—1992гг. Анцуповым А.Я разрабатывается эволюционно-междисциплинарная теория конфликтов. Она стала одной их первых отечественных общих теорий конфликта. Существенная работа по развитию прикладных аспектов этой теории проделана Шипиловым А.И..

Анализ публикаций в данный период позволил установить ее выраженный динамичный характер, который определяется действием следующих четырех основных факторов:

  • степенью конфликтности жизнедеятельности нашего общества на всех его уровнях;
  • степенью зависимости гуманитарных наук, заинтересованных в разработке проблемы конфликта, от политической обстановки в стране, идеологических установок, состояния демократизации общества;
  • уровнем развития, возможностями самих наук, объектом изучения которых может быть конфликт, разработанностью методологических, теоретических и методических предпосылок исследования этого сложного социального явления;
  • характером связи с мировой наукой, возможностью изучения и использования результатов исследования конфликта учеными других стран.

Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других.Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие. — М.:ЮНИТИ, 2012. — С.31.

2.3 Третий период развития конфликтологии

Третий период с 1990 г. по настоящее время. Этот период обусловлен и определяется реформаторскими процессами, которые стали характерными для российского социума после 1985 года. Социальная трансформация российского общества конституировала онтологический статус конфликта как системного явления, для чего были востребованы организационные и институциональные ресурсы общества, обеспечивающие изучение конфликта и возможности по его управлению. Объективная потребность в знаниях о социальных конфликтах выявила отсутствие общей теории социальных конфликтов, которая помогала бы общественному сознанию и социальной практике освоению эффективных средств осмысления возникающих конфликтных ситуаций и адекватного социального контроля за возникновением, протеканием и разрешением социальных коллизий. Современная отечественная институциализирующаяся социология конфликта органически включает в себя ряд развивающихся отраслевых социологий конфликта. Современный этап развития российской социологии конфликта характеризуется формированием и становлением отраслевых социологий конфликта — социологии политического конфликта, социологии экономических конфликтов (трудовых отношений), социологии юридических конфликтов, социологии педагогических конфликтов, социологии межнациональных конфликтов и некоторых других. Общим для всех является то, что каждая отраслевая социология конфликта опирается на универсальный понятийно-категориальный аппарат социологии конфликта, частным же является специфика и особенность той сферы социального взаимодействия, которая является предметом отраслевой социологии конфликта. Прошанов С.Л. Социология конфликта в России: история, теория, современность. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008.-С. 116 Особенности социальных отношений — политических, экономических, юридических, конфессиональных, педагогических и т.д. обусловливают причины, динамику, структурно-функциональную модель конфликтного взаимодействия, способы и методы урегулирования конфликтов, а также их диагностику и профилактику. Приоритетной задачей современных отраслевых социологий конфликта является разработка рекомендаций по урегулированию происходящих конфликтов, управление конфликтными отношениями, т.е. четко выражена прикладная направленность большинства социологических исследований конкретных конфликтов.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, наблюдается резкое увеличение ежегодного количества публикаций (60—350).

Ежегодно защищается от 2 до 10 докторских диссертаций, общее количество защищаемых диссертаций колеблется от 19 до 53 в год, создаются центры, группы по исследованию и регулированию конфликтов.

Объединение усилий отечественных конфликтологов в разработке методологических, концептуальных, теоретических, методических и технологических проблем, позволило с 1990 года наладить выпуск сборников, брошюр и журналов в разных регионах страны. С этого периода начинается координация научных исследований по социальным конфликтам в России, обсуждаются важнейшие стратегические направления конфликтологии. Большое значение на данном этапе имеет признание наличия разных парадигм и теорий конфликтологии Основной вопрос, возникающий в этой связи — формируется ли в России новая конфликтологическая парадигма и чем она отличается от уже существующих?

Вместе с тем, исследователи отмечают, что кроме эмпирических фактов, т.е. конфликтов во всем их многообразии и формах проявления, все основные элементы научного знания заимствованы из разных дисциплин понемногу. Фактически и объективно можно признать, что конфликтология на современном этапе развития не является самостоятельной наукой, так как не имеет еще своего языка описания, средств выражения и даже собственного предмета исследования. В большей степени конфликтология пока накапливает эмпирический материал и анализирует его в рамках какой-либо научной дисциплины. Вероятно, поэтому и появились: юридическая, педагогическая, этнополитическая и практическая конфликтология. Попытки некоторых исследователей вырваться на междисциплинарный уровень показывает несостоятельность этих шагов. Последнее подтверждается тем, что междисциплинарных работ практически нет.

Реальные междисциплинарные и внутридисциплинарные связи по проблемам конфликтов у исследователей слабы. Это позволяет сформулировать тезис о том, что система коммуникации исследователей в области конфликтов практически отсутствует. А это существенный критерий для того, чтобы признать, что конфликтология в настоящее время не в состоянии сформировать междисциплинарную парадигму. Нет также оснований ее появления в рамках формального выделения конфликтологии как науки. В этой связи многие исследователи признают, что конфликтология в России — это пока некоторая программа, а не законченная строгая наука.

В нашей стране переход к междисциплинарным исследованиям начинается с 1990 г., когда впервые появляются исследования такого типа и проходит конференция по конфликтологии в Красноярске. С этого момента резко повышается интерес к данной сфере, растет количество исследований и публикаций, а также число конфликтологов — специалистов, работающих с конфликтами на практике.

Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии позволило сделать выводы о том, что характер происходящих в стране конфликтов стихийный, неуправляемый. В связи с этим была сформулирована задача создания экспертно-консультационной службы, которая могла бы отслеживать зарождение и развертывание конфликтных процессов. Такая служба необходима для локализации социальных конфликтов (этнических, межнациональных и т.п.), их рационализации и регулирования. В этот же период появляется в России несколько проектов ЮНЕСКО, связанных с культурой мира в России и проблемой формирования толерантного сознания, выходят работы самого разного плана, в которых активно обсуждается толерантность как явление и предпринимаются попытки его анализа.

В 1999 г. вышел первый учебник по конфликтологии (авторы А.Я.Анцупов, А. И.Шипилов), где предпринята попытка систематизации и интеграции научных знаний о конфликтах. Авторы стремились объединить практически все о конфликтах на основе общей методологии. Буртовая Е.В. Конфликтология: учебное пособие.- М.:ЮНИТИ,2012.- С.16. Затем появляется большое количество разнообразной научной и учебной литературы. Несмотря на недооформленность отечественной конфликтологии, все же можно говорить о ее развитии, формировании и совершенствовании. В последнее время было опубликовано значительное количество работ, позволяющих делать весьма оптимистические выводы. Достаточно назвать «Введение в теорию конфликта» Дружинина В., Конторова Д., Конторова Н.; «Введение в общую теорию конфликта» Дмитриева А., Кудрявцева В., Кудрявцева С.; «Введение в конфликтологию» Анцурова А., Малышева А.; «Конфликтологию» Бандурин А., Друзь В.; «Основы конфликтологии» Дмитриева А., Запрудского Ю., Казимирчука В., а также работы более узкого характера: «Конфликты в коллективе старшеклассников» Афоньковой В.М., «Социальный конфликт» Запрудского Ю.Г.; «Психология конфликта» Канатаева Ю.А.; «Психология малой группы» Кричевского Р.Л., Дубовской Е.М.; «Личность в конфликте» Крошус Н.В.; «Механизмы психологической защиты» Романовой Е.С. и Гребенникова Л.Р.; «Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях» Тышковой М. и многие другие работы. Также следует отметить учебник Н.В.Гришиной «Психология конфликта», в котором исчерпывающе рассматриваются все психологические проблемы конфликтов.

Таким образом, Российская конфликтология находится сегодня на завершающей стадии формирования самостоятельной науки. В 1990 г. были намечены первые контуры междисциплинарной парадигмы конфликтологических знаний, в основе которой лежал системный эволюционный подход. За последнее время в частных конфликтологических науках, являющихся отраслями конфликтологии, проведено значительное количество интересных и важных исследований проблемы конфликтов. Но отечественные конфликтологи пока не выработали общего подхода к пониманию сущности конфликтов, их классификации, генезису, структуре и т.д. Такой подход может быть выработан на основе обсуждения большинством конфликтологов одного, а лучше нескольких вариантов системных представлений о содержании конфликтологической науки. В настоящее время мы находимся внутри данного этапа, что усложняет объективность анализа. Со всей очевидностью можно сказать только одно, что не случайно переплелись эти два направления: конфликт и толерантность. Сначала (в древности) они сменяли друг друга, а сегодня оказались рядом, как бы представляя человечеству выбор — куда идти, как развиваться, понять, что хотя конфликт и играет очень важную роль в нашей жизни, он не может быть целью нашей жизни, нормой существования. Мириманова М.С. Конфликтология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.- М.: Академия, 2013.- С19.

2.4 Конфликтология в системе дисциплин

Качество конфликтологических исследований во многом зависит от характера междисциплинарных связей одиннадцати наук, изучающих конфликт. В то же время социобиологи и математики в настоящее время работают изолированно, опираясь только на знания, достигнутые в собственных науках. Психология является единственной наукой, изучающей все типы конфликтов, объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней, психология занимает лидирующее положение по объему исследований конфликтов.

Каждая из одиннадцати отраслей знаний, изучающих конфликт, прошла свой путь развития и внесла весомый вклад в становление науки о конфликтах. Именно эти знания легли в основу междисциплинарной науки — конфликтологии.

Исследование конфликтов в психологии. Психология занимает лидирующее положение среди отраслей конфликтологии по количеству публикаций. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов при описании конфликта выделили одиннадцать категориальных групп Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов /Изд. 3-е перераб и доп. — СПб.: Питер, 2011.- С.157.:

  • сущность конфликта,
  • его генезис,
  • эволюция,
  • структура,
  • динамика,
  • функции,
  • типология,
  • информация в конфликте,
  • методы диагностики,
  • предупреждение,
  • разрешение.

В психологии пока не сложилось общепризнанного понимания сущности конфликта. Часть авторов трактует его как столкновение, противодействие, противоречие. Иногда конфликт понимается как вид общения, тип конкурентного взаимодействия.

В целом можно утверждать, что в период с 30-х до середины 70-х годов ХХ-го столетия психологические исследования конфликта носили фрагментарный характер. Во второй половине 80-х годов сформировалось три подхода к изучению конфликта: организационный, деятельностный и личностный; стала осознаваться необходимость междисциплинарного изучения конфликта. К сожалению, отечественная психология одной из последних сделала конфликты предметом своего изучения, что определяет совсем небольшой выбор литературы на русском языке, хотя за последнее время вышло в свет множество популярных брошюр и книг, содержащих полезные сведения относительно того, как успешно справляться с конфликтами. Однако, работ, дающих целостное и систематическое освещение проблем конфликтологии, пока весьма немного. Поэтому трудно найти необходимые сведения, имеющие прямое отношение к источникам конфликтов, схемами их протекания, психологическим законам, лежащим в основе любого способа разрешения противоречий между людьми как в личной и профессиональной, так и в социальной жизни. Буртовая Е.В. Конфликтология: учеб. пособие. — М.: ЮНИТИ, 2012.-С.24

Подходы к изучению агрессии и конкуренции в социобиологии. Зооконфликты изучаются как биологическими науками, так и отраслями психологии — зоопсихологией и сравнительной психологией.

Основные направления изучения зооконфликтов:

  • осоциализированное (конфликт связан с внутренней организацией жизни группы);
  • биологическое (конфликт связан с потребностями физиологического существования).

В работах осоциализированного направления конфликт рассматривается как средство:

  • накопления опыта взаимодействия животных;
  • скорейшей адаптации к внешним и внутренним условиям;
  • создания и поддержания авторитета группового лидера;
  • достижения более высокой внутривидовой организации;
  • демонстрации агрессии с целью подавления противника;
  • сохранения территории.

В работах биологического направления конфликт рассматривается как средство выживания в виде конкурентной борьбы; результат биологически предопределенной, генетически заложенной агрессивности. Наибольшее число работ издано в период 1970-1983 г.г. Последние 10 лет количество публикаций снизилось.

Социология конфликта. Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924-1929 г.г. они активно изучали трудовые конфликты в условиях нэпа. Социологами изучались преимущественно стачки и трудовые споры. С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. В 1939 г. 18 съезд партии сделал вывод о единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное. С 1989 г. социологи активно исследуют проблему конфликта. Основные направления исследования: