Межличностное восприятие и понимание

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения.

Во всех видах совместной деятельности двух или более людей важное значение имеют процессы межличностного восприятия и взаимопонимания.

Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта — эмоциональная основа.

Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения.

Анализ межличностных взаимоотношений представлен в работах А.А. Бодалева, Г.М. Андреевой, Н. Н. Обозова, В.А. Лабунской, Ж.М. Глозман, Н. И.Шевандрина.

Проблеме восприятия посвящены работы А.А. Бодалева, Н.И. Бабич, Г.В. Дьяконова, Л.Н. Иванской, И. Изард, В. А. Лабунской, В. Н. Панферова, Е. Л. Петровой и др.

Большое внимание при изучении процесса общения занимает проблема понимания людьми друг друга (Знаков В. В., Бодалев А. А., Кронник А. А., Кемеров В. Е.).

Взаимопонимание является одной из характеристик функционирования социальных связей, непременным условием деятельности людей. межличностный восприятие понимание взаимопонимание

Взаимопонимание и хорошие взаимоотношения, создающие атмосферу психологического комфорта, особенно важны.

Объект данного исследования — межличностное восприятие и понимание.

Предмет исследования — процесс межличностного восприятия и понимания.

Цель данного исследования: изучение особенностей межличностного восприятия и понимания.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности межличностного восприятия;

2. Рассмотреть процесс и механизмы межличностного восприятия

10 стр., 4895 слов

Исследование отношения российского общества к легализации однополых браков

... прав человека в отношении сексуальных меньшинств, за право на вступление в однополые браки, за право усыновлять детей и другие ... иные достоинства человека. Эти люди, особенно в России, долгие годы сидели в подполье, и они хотят участвовать в общественно-политической ... Левада ("Левада - Центр") провел исследование об отношении населения к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Выяснилось, что ...

3. Изучить сущность понимания в психологии

4. Исследовать специфику взаимопонимания;

5. Выявить роль аттракции в восприятии и понимании.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

1.1 Понятие межличностного восприятия

Восприятие — это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий [12,с.126].

Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:

  • принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
  • принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
  • принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях [12,с.127].

Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.

Термин «межличностное восприятие» рассматривается как частный случай понятия «социальная перцепция» и относится к случаю, когда субъектом восприятия является индивид, а объектом восприятия — другой индивид, принадлежащий либо к «своей», либо к «чужой» по отношению к воспринимающему группе. Как синонимы термина «межличностное восприятие» используются термины «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», а также «познание другого человека» [2,с.56].

Процесс межличностного общения включает в себя, как составляющий компонент, межличностное восприятие «имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый раз из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин» [3,с.79].

Таким образом, в процессе общения субъект воспринимает другого и выстраивает свой когнитивный образ в отношении его. Когнитивный образ являющийся репрезентацией субъективного опыта строится посредством оценки и отношения к объектам действительности. Субъективные оценки и отношения выражаются в таком понятии как личный конструкт (Келли).

В отечественной традиции психосемантики категория личный конструкт рассматривается: «в качестве когнитивных категорий, сквозь призму которых осуществляется межличностное восприятие». Субъективный образ создается в результате реализации субъектом «приписывания, » которое является согласно Г.М. Андреевой, содержательной характеристикой межличностного восприятия. Оно осуществляется «: на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия»[2,с.57].

5 стр., 2387 слов

Роль межличностного восприятия и взаимопонимания в процессе общения

... сторона общения есть процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. 4. Понимание в процессе межличностного общения Важную роль в межличностном общении играет фактор понимания человека человеком. Это необходимо в первую ...

Восприятие выступает в таком контексте как событие жизни индивида, имеющее предпосылки в прошлом и оказывающее влияние на настоящее и будущее.

«Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный живой человек, и в его восприятии — если взять его во всей конкретности — всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его отношение к воспринимаемому, его потребности, интересы, стремления, желания и чувства. …в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности — ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт — апперцепция — и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути» — писал С.Л. Рубинштейн [15,с.239].

Исторически многие исследования межличностного восприятия, как отмечает П.Н. Шихирев, осуществлялись при игнорировании общего социального контекста, вместе с тем, логика объекта такова, что он прорывается за рамки индивидуальной психологии [21, с.124]. Г.М. Андреева говорит о социальном контексте межличностных отношений, включении системы межличностных отношений в контекст общественных отношений [2, с.57]. Анри Тэшфел фиксирует наличие межгруппового контекста межличностных отношений, утверждая, что чисто межличностное отношение не существует в действительности и даже является абсурдным. С его точки зрения, любое межиндивидуальное взаимодействие можно расположить между двумя полюсами: чисто межличностное восприятие — чисто межгрупповое. Чем ближе социальная ситуация к межгрупповому полюсу континуума, тем сильнее проявляется склонность к восприятию другого человека, как безликого представителя группы [21, с.124].

B.C. Агеев утверждал существование взаимодополняющих, но не дублирующих друг друга механизмов межличностного и межгруппового восприятия, выполняющих специфические функции [1,с.76]. Межличностное восприятие обслуживается механизмами идентификации (уподоблением себя другому), эмпатии (эмоциональным проникновением во внутренний мир другого — его чувства, мысли, ожидания), децентрации (пониманием точки зрения другого, отходом от собственной эгоцентрической позиции), социально-психологической рефлексии (осознанием индивидом того, как он воспринимается партнером по общению), каузальной атрибуции (приписыванием причин, объясняющих поведение другого человека).

Межгрупповое восприятие обслуживается механизмами стереотипизации (особым случаем атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики, исходя из его группового членства), внутригруппового фаворитизма (тенденцией благоприятст вовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами), физиогномической редукции (выведением внутренних характеристик человека исходя из его внешнего облика), социальной каузальной атрибуции (интерпретацией поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства).

С точки зрения B.C. Агеева, собственно межличностные механизмы являются эволюционно новыми, более гибкими и тонкими, диапазон индивидуальных различий в их усвоении огромен и обусловлен как психологическими, так и социальными факторами. Их усвоение требует кропотливой внутренней работы, активности субъекта восприятия, направленной на овладение ими. В то время как межгрупповые механизмы, напротив, ригидны, консервативны, в меньшей степени личностны: это архаические, а потому и устойчивые образования. Последние в большей мере задаются социальными и культурными факторами, нежели межличностные. Усвоение их — пассивный и автоматический процесс, не требующий особых индивидуальных усилий. Индивидуальные вариации в способностях актуализировать эти механизмы значительно уже и требуются значительные усилия, чтобы противостоять им. Обратим внимание, что в данном случае активность субъекта восприятия направляется именно на противостояние этим механизмам, а не на овладение ими [1,с.79].

4 стр., 1648 слов

Межличностное восприятие и механизмы межличностного познания

... высоту и т. д. При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта ...

Итак, СВ. Агеев утверждает существование своего рода иерархической системы механизмов социального восприятия, компенсаторные возможности которых велики, но не безграничны. Оба класса механизмов могут быть применимы к конкретной ситуации взаимодействия. Межличностные механизмы актуализируются в привычных условиях, при взаимодействии хорошо знакомых людей. Межгрупповые начинают действовать в непривычных условиях, при контактах с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми, то есть первые работают при восприятии «ближнего», а вторые — «дальнего» [1,с.79].

В свете рассуждений B.C. Агеева интересно выглядят результаты значительного количества исследований в области межличностного восприятия. П.Н. Шихирев утверждает: «Для большинства исследований социальной перцепции характерна одна общая черта… По существу, в них изучается первое впечатление о человеке… количество же лонгитюдных исследований весьма незначительно… Факт остается фактом: исследование … ограничивается изучением эффекта кратковременной экспозиции. По существу, изучается, как, исходя из незначительного объема информации, человек делает умозаключения о незнакомых ему параметрах. Испытуемый заведомо ставится в положение, когда он вынужден делать выводы о внутренних характеристиках партнера по внешним признакам в условиях дефицита времени» [21, с.125]. Обратим внимание, что по B.C. Агееву, именно в такой ситуации взаимодействия должен быть большой удельный вес межгрупповых механизмов восприятия, со всеми вытекающими последствиями.

Итак, межличностное восприятие — восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специфика межличностного восприятия по сравнению с восприятием неодушевленных предметов заключается в большей пристрастности, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в более ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о другом человеке от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. Значительное число исследований межличностного восприятия посвящено изучению формирования первого впечатления о человеке. В них выясняются закономерности «достраивания» образа другого человека на основе наличной, нередко ограниченной информации о нем и при выявлении актуальных потребностей воспринимающего субъекта, фиксируется действие механизмов, приводящих к искажению межличностного восприятия.

Важной особенностью межличностного восприятия является не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие его во взаимоотношениях с другими людьми (восприятие предпочтений в группе, структуры группы и т. д.).

7 стр., 3423 слов

Проблема точности восприятия в процессе общения

... сторон или характеристик: перцептивной - процесса восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения; информационной - процесса обмена информацией; интерактивной - процесса взаимодействия людей в общении. В соответствии с ... т.п.) в зависимости от особенностей собеседника. 5. Духовное межличностное общение между людьми, при котором раскрываются глубинные структуры личности. Духовное общение ...

Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции.

Социальная перцепция — процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение [4,с.43].

Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений [4,с.65].

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.

Существуют основные функции социальной перцепции, а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия — способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

1.2 Процесс и механизмы межличностного восприятия

Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.

4 стр., 1904 слов

Основные формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства

... и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат работы нашей ... образованию новых образов, человек способен осознавать процессы «своего» восприятия, что позволяет говорить об осмысленно-обобщенном характере восприятия. Для восприятия любого явления необходимо, ...

Существуют следующие социально — перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации [4,с.126].

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

Важнейшие из изученных механизмов межличностного восприятия следующие:

1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним;

2) социально-психологическая рефлексия — понимание другого путем размышления за него;

3) эмпатия — понимание другого человека путем эмоционального вчувствования в его переживания;

4) стереотипизация — восприятие и оценка другого путем распространения на него характеристик какой-либо социальной группы и др. Предпринимаются попытки вычленить некоторые более универсальные механизмы межличностного восприятия, которые обеспечивают стабилизацию, категоризацию, отбор, ограничение и т. п. информации, что является необходимым условием любого перцептивного процесса, в том числе процессов межличностного восприятия. На открытие таких универсальных механизмов претендовали когнитивного диссонанса теория, имплицитная теория личности. Однако ни одна из них не дает удовлетворительного решения проблемы.

Человеческое понимание основано не только на достоверных формах знания, но и знаниях, убывающих по мере осознания: убеждение, мнение, вера, то, что связывают с интуицией и т.д. Далее (американский ученый Пол Экман посвятил этому почти все свои научные работы) доказано, что в понимании большую роль играет не вербальный фактор, а эмпатический. Глаза, улыбка, мимика, жесты, симпатия — все имеет большое значение. Играет роль не то, что человек говорит, а как он ведет себя при этом. Если человек вам чем-то антипатичен, вызывает у вас чем-то раздражение, отрицательные эмоции, то никакого чувства понимания не может быть [3,с.132].

4 стр., 1515 слов

Альтруизм и агрессия в межличностном взаимодействии

... основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других ...

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Наличие эмпатии играет главную роль в создании чувства понимания, но это не более чем чувство понимания, подчеркну это. А затем, при общении уже более близком, может действительно возникнуть понимание… Но надо различать здесь межличностное понимание и взаимопонимание. Взаимопонимание — это понимание людей по каким-то конкретным вопросам, оно ситуативно обусловлено и меньше связано с пониманием другого человека. Понимание другого человека — это межличностное понимание, оно ситуативно не обусловлено, это плод долгого взаимного общения, что дает возможность предугадывать, понимать, чего ждать от человека, знать, как он думает, как поведет себя. И это связано с сознательной работой понимания другого человека, а не только просто с продолжительностью общения.

Социальная рефлексия — это внутреннее представительство другого во внутреннем мире человека. Вот что пишет об этом Е. Мелибруда: «Человек, который является объектом моего восприятия, не просто источник сигналов, которые я получаю и обрабатываю. Я воспринимаю его также как субъекта, воспринимающего меня, думающего обо мне, оценивающего, понимающего меня… Я не только ввожу его в свой внутренний мир… но и делаю эту личность как бы присутствующей во мне в качестве кого-то, кто в свою очередь вводит меня в свой внутренний мир». Представление о том, что думают обо мне другие, — важный момент социального познания. Это и познание другого через то, что он (как я думаю) думает обо мне, и познание себя гипотетическими глазами другого.

Идентификация — уподобление себя другому. Это попытка понять состояние, настроение человека, его отношение к миру и себе, поставив себя на его место, слившись с его «Я». При этом неизбежен пусть временный, но отказ от собственного «Я». При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведет себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек. Идентификация имеет особое личностное значение на определенном этапе развития, чаще всего в старшем подростковом или юношеском возрасте, когда она во многом определяет характер отношений между юношей и значимыми для него взрослыми или сверстниками (например, отношение к кумиру).

Стереотипизация — процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов. Стереотип — это устойчивый образ или устойчивое представление о каких-либо явлениях, людях, событиях, свойственное представителям той или иной социальной группы [12,с.236].

Разные социальные группы, реальные (нация) или идеальные (профессиональная группа) вырабатывают стереотипы, устойчивые объяснения определенных фактов, привычные интерпретации вещей. Это вполне логично, так как стереотипизация — необходимый и полезный инструмент социального познания мира. Он позволяет быстро и на определенном уровне достаточно надежно категоризовать, упрощать социальное окружение человека. Сделать его понятным, а следовательно, прогнозируемым. Рождение социальных стереотипов связано с определенными социальными ситуациями. В каждой конкретной ситуации тот или иной образ хорошо выполнял перечисленные выше функции и потому закрепился в виде стереотипа. Но социальная ситуация жизни группы и входящих в нее людей меняется значительно быстрее, чем порожденные ими стереотипы. В результате стереотип начинает жить собственной жизнью, влияя на развитие отношений данной группы с другими, данного человека — с другими людьми.

7 стр., 3088 слов

Восприятие и понимание в процессе общения

... выше, под восприятием в психологии общения понимается целостный образ другого человека, формирующийся на основе оценки его внешнего вида и поведения, а также понимания партнера по общению. В процессе общения приходится взаимодействовать ...

Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я — концепция), о партнере по общению (Ты — концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы — концепция).

Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.

Выводы по главе 1

Итак, межличностное восприятие — восприятие, понимание и оценка человека человеком.

Процесс межличностного общения включает в себя, как составляющий компонент, межличностное восприятие имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга.

В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Структура межличностного восприятия включает в себя: субъект межличностного восприятия, объект межличностного восприятия и сам процесс межличностного восприятия.

В ситуации межличностного взаимодействия перцептивная схема содержит информацию об элементах невербального поведения, об их пространственных проявлениях (жесты, позы и т. д.), о тенденциях изменения (экспрессивность).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие.

К механизмам межличностного восприятия относят идентификацию, социально-психологическую рефлексию, эмпатию, стереотипизацию.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ПОНИМАНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

2.1 Сущность понимания в психологии

Понимание — процесс и результат осмысления своих и чужих переживаний, представлений, поступков в ситуациях общения с собой и с другими людьми.

В науке и культуре проблема понимания существует в узком и широком смысле. Узкий — познавательный подход, попытка научными средствами изучить, что такое понимание. С середины XX века понимание стало принимать экзистенциальный характер, стало рассматриваться не как одна из процедур человеческого мышления, а как нечто большее, как универсальная психическая способность и даже как способ бытия человека в мире. Крупные мыслители (Хайдеггер, Гадамер, Рикёр и др.) стали рассуждать о том, что понимание — это вообще главное, что нужно человеку в мире.

С позиций психологии бытия понимание всегда оказывается чем-то большим, чем акт познания, это всегда «бытийное реагирование», а при переходе из познавательного анализа в экзистенциальный в феномене понимания открываются новые, неведомые до сих пор психологам грани.

Что нужно для того, чтобы человек что-то понял? Необходимо выделить прежде всего два наиболее общих условия понимания, которые должны реализоваться. Первое — это мнемическое (от греческого слова память) условие понимания: человек может понять только то, что находит отклик в его памяти. Если у нас нет никаких знаний о предмете, мы понять его в принципе не сможем. Если сейчас в эту комнату войдет человек и что-то скажет на африканском наречии, то я, по крайней мере, ничего не пойму. Абсолютно неизвестное не может быть понято. Речь идет о том, что человек понимает [6,с.27].

5 стр., 2281 слов

Общение как восприятие людьми друг друга

... восприятия. Учет всех этих обстоятельств представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания ... отношений близости, привязанности и пр. Таким образом, в социальной психологии термин «социальная перцепция», или, в узком смысле слова, «межличностная перцепция», «восприятие другого человека», ...

Второе общее условие понимания — целевое. Его можно сформулировать следующим образом: обычно человек понимает только то, что соответствует его внутренним установкам, прогнозам, гипотезам… если что-то не соответствует его ожиданиям, то обычно первой реакцией бывает непонимание. Психика человека устроена таким образом, что существует что-то вроде принципа экономии психической энергии. Мы ориентируемся на наиболее правдоподобные события. Чем необычнее, неожиданнее событие, тем больше требуется усилий, чтобы понять его, и если мы ждем от человека одного, а он говорит на совсем другую тему, мы не сразу понимаем его.

Понять это можно, речь идет о том, что в первый момент непонятно. Важно понять, к чему относится понимание. Можно ли говорить о том, что это самостоятельный и очень специфический психический процесс? Исследования показывают, что нет, потому что понимание — это всегда компонент мышления. Но какой это компонент? Зачем человеку мышление? Коротко, почти банально, — затем, чтобы познавать окружающий мир. Но если переформулировать, можно сказать, что мышление нужно человеку, чтобы получать новые знания о мире. Каждый раз мы, помыслив о чем-то, получаем новые знания о мире. А имеет ли понимание непосредственное отношение к получению новых знаний о мире?

Понимание — это такой компонент мышления, который направлен не на получение новых знаний, а на их осмысление. Ключевое слово для обозначения понимания — это слово смысл. Нам понятны только те действия, которые приобретают для нас какой-то смысл. Результатом осмысленияявляется понимание [4,с.126].

Понимание — психологическое состояние, выражающее собой правильность принятого решения и сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта, способность видеть причинно-следственные связи.

Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.

Для понимания нового материала (незнакомых фактов, событий и т. д.) человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, так как формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деятельности и оказывается ее результатом. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.

Одни и те же три формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деятельности, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деятельности. И в том и в другом случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено прежде всего характером мыслительной деятельности: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.

Если же говорить о понимании человека человеком, о взаимопонимании, то к двум основным условиям понимания (мнемическому и целевому) нужно, в ситуации общения, добавить еще два. Одно из них — эмпатическое. Нельзя понять другого человека, не вступив в какие-то личностные отношения с ним. Здесь не имеется в виду непременно личное общение, а наше аффективно-эмоциональное отношение к объекту понимания. И последнее, четвертое, это так называемое ценностно-нормативное условие, потому что понимание всегда основано на нашем представлении о должном. Это очень важно для характеристики понимания. Мы всегда соотносим текущую ситуацию с той, какая должна быть по нашим представлениям. Личное представление всегда субъективно, поэтому одно и то же событие, факт разные люди воспринимают по-разному, в зависимости от того, в какой контекст личностного знания они включают понимаемый предмет. Этим объясняется, почему иногда один человек не понимает другого: потому что высказывания и поступки партнера не совпадают с представлениями субъекта о том, какими они должны быть в соответствии с нормами поведения, то есть с тем, как, по его мнению, должно быть.

В экспериментах выявлено три основных формы понимания: это понимание-узнавание, понимание-гипотеза и понимание-объединение, или конструирование целого из частей.

Психологическая специфика понимания зависит всегда от двух обстоятельств: от ситуации, в которой мы находимся, и от задачи, которую мы решаем. Когда речь идет о понимании-узнавании, человек попадает в новую для него ситуацию, но ставит перед собой задачу просто узнать, что это такое, и этим ограничивается.

Понимание — универсальная категория, которая относится к бытию человека в целом. Оно нужно ему, чтобы осознать, что он, какое место занимает в мире [10,с.16].

Понимание как специфическое состояние рассматривает и считая, что понимание — это специфическое состояние сознания вызванное внешними и внутренними воздействиями и «фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий». Он так же наряду с приведенным выше определением рассматривает и несколько иное, в котором понимание — это не только способность постичь чего-либо, но и достигнутый благодаря этой способности результат.

В. В. Знаков различает взаимопонимание и межличностное понимание. Взаимопонимание предметно обусловлено и имеет выраженный ситуативный характер. Это понятие он предлагает употреблять для обозначения результата общения людей, обсуждающих конкретные вопросы. В этом случае понимание партнерами личностных качеств вторично, поскольку в значительной степени опосредовано их пониманием предмета общения. Термином «межличностное понимание» характеризуются результаты достаточно длительного взаимодействия людей (понимание преподавателя студентом, родителем своего ребенка, начальником подчиненного и т.д.) [6,с.48].

А.А. Лузаков, С.А. Сухих различают субъект-объектные и субъект-субъектные аспекты понимания и взаимопонимания. Объектом познания и понимания для субъекта в каждый момент времени может являться и некоторый предмет, явление действительности (например, научная закономерность), и другой человек, партнер по общению, или и первое, и второе одновременно. Для процессов первого типа, когда опосредующая роль другого субъекта (например, преподавателя) остается вне рассмотрения, допустима следующая трактовка понимания. Это — познавательный мыслительный процесс, направленный на раскрытие свойств, связей и отношений между предметами и явлениями реального мира. Субъектом понимания выступает человек, а предметы и явления реального мира являются его объектами, их свойства, связи и отношения можно рассматривать как предмет (цель) процесса понимания, а когда оно достигнуто, как содержание понимания. Но очень часто в процессе познания участвует «Другой» (наставник, преподаватель, коллега) и возникает необходимость понимания этого Другого [10,с.59].

Известно, что восприятие и понимание социальных объектов — других людей и их групп — имеет уже качественно иной характер. В ранних исследованиях познаваемый другой мыслился как объект со статичным набором качеств. Понять его означало для субъекта приписать объекту некоторые качества с большей или меньшей точностью и полнотой. Субъект-субъектный подход, возникший позже, предполагает анализ того поля смыслов, которое возникает как результат встречной активности двух субъектов, как их общее достояние. То, насколько правильно будет интерпретирован другой, всегда зависит не только от мотивов и навыков интерпретатора, но и от диспозиций и поведения этого другого, который больше не мыслится пассивным объектом для понимания. Тогда взаимопонимание, например, может трактоваться как результат согласования целей собеседников и применяемых ими постулатов общения. Но при всем закономерном интересе к субъект-субъектному измерению не следует забывать, что общение всегда происходит по поводу чего-то, то есть объекта, который представлен в сознании субъектов часто очень различными знаниями и отношениями. Объект опосредует отношения «субъект-субъект», но одновременно отношения «субъект-объект» опосредуются вторым субъектом. Из этого следует, что эмпирическое изучение понимания и взаимопонимания должно по возможности учитывать разные переменные: знания и отношения субъектов по поводу друг друга и ситуации общения; знания и отношения каждого из них по поводу предмета обсуждения; личностные, мотивационные и когнитивно-стилевые черты субъектов, способные влиять на взаимопонимание.

2.2 Специфика взаимопонимания

К числу важнейших условий и предпосылок взаимопонимания относится, прежде всего, способность общающихся к адекватному восприятию системы ценностей и значений, регулирующих поведение друг друга. Другим, не менее существенным условием взаимопонимания является адекватность уровня личностной взаимооценки общающихся индивидов. Ни одно из этих условий в отдельности не может гарантировать глубокого и устойчивого взаимопонимания.

Свое восприятие и понимание другого человек, как правило, строит на базе своего собственного жизненного опыта.

Одно и тоже поведение может восприниматься как сигнал отношения или как самораскрытие. Например, жена демонстративно уходит в другую комнату. Муж может интерпретировать данное поведение сквозь призму отношения («я ее раздражаю») или в измерении самораскрытия («ей нужен покой»).

На уровне самораскрытия процесс взаимопонимания зависит от степени открытости или сокрытия своего актуального «Я». Чем более открыто выражает свои чувства и мысли говорящий, тем меньше насторожен слушающий, фокус его внимания переносится с необходимости анализировать контексты на собственно предмет беседы. Кто не насторожен, тот может слушать более внимательно и вовлеченно. Получая такую обратную связь говорящий чувствует себя понятым. Это способствует большей конгруэнтности поведения коммуникантов. Конгруэнтность — это мера согласованности мыслей, слов, чувств и действий. На вопрос «как у вас дела», человек может отреагировать высказыванием «все отлично», при этом выражение лица будет говорить об обратном. В данном случае мы имеем дело с неконгруэнтным поведением коммуниканта, следствием чего может быть включение защитного механизма у спросившего (невербальные сигналы в общении представляют собой отдельную тему, которой посвящена специальная литература) [10,с.19].

На процесс взаимопонимания влияют ценностные ориентации. Однако, даже имея сходные ценностные ориентации (что относится к содержательным, а не формальным аспектам психики), люди не всегда легко понимают друг друга из-за несходства формы, стиля поведения и высказываний друг друга. Для того чтобы узнать базовые ценности другого по неслучайным признакам, по поступкам, требуется время.

Одной из существенных потребностей человека является поиск подтверждений Я-концепции. Усиление и интеграция этого центра сознания является условием психофизической стабильности. Многие ищут общения с такими людьми, которые способствуют уменьшению существующих диссонансов в собственной Я-концепции. Такие партнеры как бы поддерживают извне работу известных защитных механизмов, которые позволяют сохранять положительный образ Я, несмотря на девальвирующее воздействие информации, проникающей как из бессознательного, так и из социальных ситуаций. Когда два человека представляют друг для друга источник уменьшения своего диссонанса, можно говорить о взаимопонимании. Но чрезмерное стремление к комплементарной коммуникации, когда ожидания обоих коммуникантов оправдываются, характерно для невротичных личностей. Примером являются пары (семьи, друзья), чьи отношения строятся по принципу садомазохистской комплементарности. Или если один субъект всегда выступает с позиции «Я-родителя», а другой оправдывает его ожидания и выступает с позиции «Я-ребенка». Для невроза или характерологических расстройств характерна фиксация на определенной позиции, что делает субъекта слишком зависимым от своих ожиданий, от их подтверждения. Это взаимодополняемость и взаимопонимание особого рода. Оно опирается на реактивность, тогда как действительный диалог имеет в своей основе принцип активности [10,с.36].

Из психологических факторов, влияющих на быстроту и глубину взаимопонимания, следует назвать когнитивный стиль. Когнитивный стиль — относительно устойчивые индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризация и т.д.).

В зарубежной и отечественной литературе можно встретить описание более десяти различных параметров когнитивных стилей. Выделяются такие параметры как когнитивная дифференцированность, полезависимость — поленезависимость, импульсивность — рефлексивность, аналитичность — синтетичность и другие.

Известно, что из широкого спектра впечатлений об окружающем мире каждый человек выбирает и осваивает определенную информацию, акцентируя свое внимание на одних аспектах и пренебрегая другими. Эта избирательность и стиль усвоения информации являются важной предпосылкой формирования разных личностей при одинаковых средовых условиях. На избирательность восприятия, а, следовательно, и на взаимопонимание, влияют не столько сам по себе когнитивные стили, сколько их сочетания с чертами темперамента и характера. Л.Н. Собчик считает, что в основе индивидуального когнитивного стиля (к нему автор также относит тип мышления), лежит одна или несколько «ведущих тенденций». Это дефиниция включает в себя и условия формирования определенного личностного свойства (врожденные особенности нервной системы), и само свойство, и предиспозицию к определенному варианту дезадаптации, который может развиться под влиянием средовых воздействий. Так, личности, формирующиеся на базе ригидной нервной системы, отличаются формально-логическим, прагматическим мышлением с преобладанием способности ориентироваться в цифрах, четких схемах, конкретных конструкциях, формулах. Когнитивный стиль эмотивного (лабильного) типа отличается, напротив, преобладанием наглядно-образного, целостно-чувственного, художественного восприятия. Тревожно-интровертные гипостеники предпочитают вербальный (словесный) материал и проявляют способности в сфере постижения смысла и обобщения словесной информации. Стеничные спонтанные личности отличаются целостным интуитивным мышлением, опережающим опыт. Взаимопонимание противоположных типов затруднено. Однако чем более развита личность, тем вероятнее, что она владеет разными вариантами когнитивного стиля, что должно обеспечивать большую адаптивность и качественное понимание других [22,с.57].

Если взять в качестве классификационной схемы типологию К.Г. Юнга, то можно обнаружить у сходных психотипов тенденцию к взаимопониманию, которая детерминирована общими психическими диспозициями. К примеру, два экстравертных сенсорика, два интроверных мыслительных и т.п., скорее всего быстрее найдут общий язык (Крегер, Тьюсон 1994).

Взаимопонимание в данном случае будет определяться быстротой взаимного прочтения. В расширенной версия юнговской модели, предложенной К. Бриггс и И. Бриггс-Майерс, содержится шестнадцать психотипов (Myers, Myers 1980).

Вслед за Д.Кейрси из них выделяются четыре основных: «традиционалисты» (сочетание ведущей функции ощущения (сенсорики) S и быстрого принятия решений J), «реалисты» (сочетание сенсорики S и иррационального восприятия P), «идеалисты» (сочетание интуиции N и чувства F), «концептуалисты» (сочетание интуиции N и мышления T).

Есть обоснованные предположения, что однородные психотипы в диаде быстрее и глубже понимают друг друга [10,с.37].

Социальная эффективность и субъективная ценность общения зависит от «видения» предмета общения его участниками, от отношения к этому предмету. Степень подобия у субъектов общения предпочитаемых способов осмысления и структурирования реальности и связанного с этим стиля выражения своих мыслей А.А. Лузаков называет когнитивной совместимостью.

Она связана преимущественно со стилевыми проявлениями личности в общении, хотя во многом отражает и ее содержательные аспекты — субъективные представления о мире и человеке, ценностные ориентации, мотивационные черты личности. Когнитивная совместимость имеет и эмоциональную составляющую, это важная предпосылка феномена аттракции.

Когнитивная совместимость — относительно самостоятельный, а иногда и абсолютно самостоятельный фактор в различных ситуациях информирования и воздействия [10,с.69].

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения, отношения, складывающиеся между партнерами, и способы, с помощью которых они осуществляют совместную деятельность.

Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения.

2.3 Роль аттракции в восприятии и понимании

Аттракция (от лат. attraheге — привлекать, притягивать) — понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Формирование привязанности возникает у субъекта как результат его специфического эмоционального отношения, оценка которого порождает разнообразную гамму чувств (от неприязни до симпатии и даже любви) и проявляется в виде особой социальной установки на другого человека.

Слово «аттракция» обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие «межличностной аттракции» определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.

Психология аттракции охватывает:

1. потребности субъекта, побуждающие его выбирать того или иного партнера;

2. свойства объекта (партнера), стимулирующие интерес или симпатию к нему;

3. особенности процесса взаимодействия, благоприятствующие возникновению и развитию диадических (парных) отношений;

4. объективные условия такого взаимодействия (например, принадлежность к общему кругу общения) [6,с.87].

Хотя аттракция приписывается объекту, на самом деле это характеристика взаимодействия между человеком и объектом. Таким образом, аттракция объекта определяется потребностями и желаниями человека, его оценивающего, не в меньшей степени, чем характеристиками самого объекта.

Прежде всего, аттракция — это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем, аттракция — это отношение к другому человеку, т.е. она принадлежит и к классу социальных установок. Наконец аттракция — это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определенный компонент межличностного восприятия.

Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т. д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных, возникающих здесь этических затруднений [6,с.77].

Однако логика углубления в изучение межличностного восприятия заставила социальную психологию «принять» и эту проблематику, и в настоящее время насчитывается довольно большое количество экспериментальных работ и теоретических обобщений в этой области.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик, процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т. п.).

Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Теоретические интерпретации, которые даются полученным данным, не позволяют говорить о том, что уже создана удовлетворительная теория аттракции. В исследованиях западных социальных психологов объяснение феномена дается преимущественно в методологически узких рамках бихевиористского подхода (аттракция возникает при условии «подкрепления»).

Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы занимают значительное место в общей логике социальной психологии. Естественное развитие идеи о специфике человеческого общения как единстве его трех сторон позволяет наметить пути изучения аттракции именно в контексте общения индивидов в группе.

Таким образом, аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства.

Особый круг проблем межличностной перцепции возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой стороны, какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных).

Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, любви, дружбы и т. д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», то есть увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть.

Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентаций или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т. д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше человек нам нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).