Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входит в круг проблем современного общества.
Существование индивидуальных различий между людьми — факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания.
Всестороннее развитие каждого человека — программная цель нашего общества — предполагает в качестве важного условия выявление творческих качеств личности, формирование индивидуальности как высшего уровня ее развития. Каждый человек должен иметь возможности выявить, «выполнить» себя в этом заинтересованы и отдельная личность, и все общество.
Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».
Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.
Индивидуальная работа — это деятельность педагога-воспитателя, осуществляемая с учетом особенностей развития каждого ребенка. Она выражается в реализации принципа индивидуального подхода к учащимся в обучении и воспитании. Очень важно в современных условиях индивидуальную работу с детьми поставить на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность такой работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом о том, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием умственных, физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, воспитатель определяет методы и формы воздействия на личность каждого ребенка. Все это требует от педагога не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе. В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели руководствуются следующими принципами:
- уважение самооценки личности ребенка;
- вовлечение ребенка во все виды деятельности для выявления его способностей и качеств его характера;
- постоянное усложнение и повышение требовательности к воспитаннику в ходе избранной деятельности;
- создание психологической почвы и стимулирование самообучения и самовоспитания, что является наиболее эффективным средством реализации программы обучения и воспитания.
1.1 Педагогический опыт исследования проблемы индивидуального подхода
Индивидуальный подход в воспитании детей
... ВОСПИТАНИЯ, РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ 1 Процесс воспитания как ... системы. "Воспитание" как педагогическая категория ... ребенку, человеку преклонных лет. Им была разработана даже теория поступков относительно общества. ... влияние самой личности воспитателя, отдельного ... принципом иерархии образовательный процесс является лишь одной из составляющих социальной среды. Поэтому системный подход ...
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского — великого чешского педагога — четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Замечательный русский педагог К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считал его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Вместе с тем она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.
Критически используя наследие дореволюционной педагогики Н.К.Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. «Советское воспитание,- писала она, — направлено на то, чтобы в каждом ребенке развивать все его способности, поднять его активность, его сознательность, всесторонне развить его личность, его индивидуальность ». Воспитание личности, указывала Н.К.Крупская, развивало принципиально новое направление в вопросе об индивидуальном подходе к детям, обращала внимание на то, что только при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание».
Намечая пути изучения индивидуальности ребенка, Н.К.Крупская указывала на возможность познания многих особенностей детей при анализе их рисунков, лепки, построек из строительного материала.
Н.К. Крупская отмечала особое значение индивидуального подхода в развитии интересов и способностей детей. Прежде всего говорила она, необходимо развивать такие способности, которые будут играть большую роль в подготовке детей к жизни, к практической деятельности, которые необходимы для любой профессии. «…Есть целый ряд способностей, — писала она, — которые нужны для громадного числа профессии, например , зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать свои движения… » [№8 с. 24]. При этом она отмечала, что начинать развивать эти способности надо не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.
По педагогике «Индивидуальный подход педагога в воспитании личностных ...
... воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Предмет - использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Основная цель исследования - теоретически обосновать влияние индивидуального воздействия педагога на воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального подход ...
В работах Н.К.Крупская раскрывается значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.
А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания.
Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.
Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки : «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…».
Методологическое обоснование и теоретические положения в трудах Н.К. Крупская и А.С. Макаренко, являются исходными для дальнейшего развития педагогике проблемы индивидуального подхода к детям.
Вскрыв сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, они обосновали положение о том, что методы и подходы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависят от общих целей и задач воспитания, учета возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности ребенка. Индивидуальный подход к детям осуществлялся ими в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.
«Индивидуальный подход в воспитании детей» методическая ...
... принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, ...
Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей.
Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.
В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
1.2 Значение индивидуального подхода в воспитательной процессе для личностного развития ребенка
Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связан характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии.
Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в дошкольные и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. В то же время не могут дать эффекта и попытки слишком забегать вперед в воздействии на физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, без учета его возрастных возможностей.
Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А.Коменский, Д.Ж .Локк, Ж.Ж.Руссо, а позже К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и другие. Более того, некоторые из них разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития, хотя эта идея и интерпретировалась ими по-разному. Коменский, например, в понятие природосообразности вкладывал мысль об учете в процессе воспитания тех закономерностей развития ребенка, которые присущи природе человека, а именно: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию и т.д. Ж.Ж.Руссо, а затем Л.Н.Толстой трактовали этот вопрос иначе. Они исходили из того, что ребенок от природы является существом совершенным и что воспитание не должно нарушать это природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном, что нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них подхода в процессе воспитания.
Индивидуальный подход в воспитании ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей.
Особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой ...
... особенностей детей с ЗПР является актуальной темой. Объект исследования: дети с ЗПР. Предмет исследования: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Цель исследования - проанализировать особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР. Задачи исследования: сделать теоретический обзор по проблеме исследования; изучить психологические особенности детей с ЗПР; ...
Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека.
Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка — все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.
Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.
Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.
Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.
В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой.
Решая задачи физического воспитания детей, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.
Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет — прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности.
Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.
Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.
В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.
Личностно-ориентированный подход в воспитании подростков
... Сущность личностно-ориентированного воспитания. 1.1. Личностно-ориентированное воспитание – основа гуманистической педагогики. личностно ориентированное воспитание Нравственное воспитание осуществляется в ходе повседневных и нравственных отношений и приводит к формированию у ребенка привычного нравственного сознания, действий к развитию способности ...
Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность детей формирует у них упорство, настойчивость, сообразительность.
Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра — лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.
При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.
Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении : более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.
Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.
Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.
Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.
2.1 Применение индивидуального подхода в трудовом воспитании дошкольника
В решении задач дошкольного воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение в формировании у дошкольников трудовых навыков.
В «Программе воспитания в детском саду» подчеркивается огромная роль трудового воспитания для всестороннего развития личности. Определенно содержание трудового воспитания: ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, что имеет большое значение для формирования представления о роли труда в жизни общества.
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста на занятиях ...
... умственного развития детей. Объект исследования:, Предмет исследования:, Цель исследования, Гипотеза исследования: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста будет эффективным если: Рассмотрены теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Выявлена специфика эстетического воспитания дошкольников. - Разработана система занятий по ...
Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае — с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.
Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.
Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.
Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.
Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.
Большое значение для индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания имеет контакт с семьей, единство требований к ребенку в детском саду и дома.
Индивидуальные проявления в трудовой деятельности — очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо — готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.
В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию у детей трудовых навыков. Однако в основном во всех программах учитываются только возрастные особенности и не принимаются во внимание индивидуальные проявления развития каждого ребенка.
В детском саду «Солнышко» применяется новая комплексная программа «Из детства — в отрочество», в которой предлагается особая методика развития трудовых навыков у дошкольников, позволяющая выполнить качественную подготовку ребенка к школе.
Методика в программе основана на следующих положениях.
- Знание возрастных особенностей и возможностей детей.
- Диагностика и учет уровня сформированности трудовых навыков каждого ребенка.
- Сбалансированный охват всех сторон развития ребенка.
- Осознанное отношение педагогов и родителей к развитию детей.
- Взаимодействие детского сада и семьи по данному вопросу.
Программа снабжена комплектом методических пособий, рассчитанных на каждый возраст. В них представлены: характеристика психического и физического развития детей определенного возраста; изучение уровня сформированности трудовых навыков и работа по его увеличению; руководство по развитию трудовых навыков; подробные рекомендации по планированию и организации работы на занятиях и вне их.
Формирование творческих способностей детей старшего дошкольного ...
... дошкольников с задержкой психического развития "задержка психического развития" Психолого-педагогические исследования выявили характерные для детей с ЗПР особенности высшей нервной деятельности, познавательных ... работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей ...
Работая по предлагаемой в программе методике, воспитатели убедились: правильное планирование и эффективное проведение работы по общему развитию детей конкретной группы возможно только тогда, когда воспитатели знают возрастные особенности и умеют соотнести с ними индивидуальные особенности каждого ребенка. На основании этого отмечаются индивидуальные достижения каждого ребенка, намечаются пути работы в детском саду и семье. Данная информация становится содержанием контактов с семьей ребенка, при этом результаты обследования сообщаются близким родственникам строго в индивидуальном порядке.
Воспитатели детского сада хорошо владеют фронтальными формами работы. Наибольшую трудность вызывают планирование и организация индивидуальной работы с детьми. Решению этой проблемы уделено особое внимание.
В детском саду занятия индивидуального подхода проводятся в системе (начиная со старших групп) как минимум один раз в месяц. В некоторых группах их количество может быть увеличено.
Подготовительная работа по внедрению занятий дифференцированного подхода начинается со второй половины учебного года с детьми среднего дошкольного возраста. Для этого во фронтальные занятия включаются элементы индивидуальных и подгрупповых заданий (как часть занятия), которые непродолжительны по времени и несложны по содержанию.
Занятия дифференцированного подхода можно использовать не только для трудового развития детей, но и в других видах учебной и воспитательной деятельности. Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.
2.2 Практический опыт применения индивидуального подхода в работе по развитию речи в детском саду
Наиболее остро перед воспитателями, работающими по проблеме развития речи встает проблема организации индивидуальной работы с детьми. В детском саду «Солнышко» воспитателями проводится работа, учитывающая индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом выработанного алгоритма педагогического воздействия и самостоятельной деятельности каждого ребенка.
На основе хронометража разработана примерная схема распределения различных форм работы по развитию. Так, детям, которые всегда первыми приходят в детский сад, предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности. Приходящим позднее предлагают индивидуальные задания либо их подключают к уже работающим детям. Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. Когда собираются почти все дети группы, педагог предлагает посмотреть, кто, чем занимался и каких результатов достиг, после этого переходит к фронтальным мероприятиям. По аналогии может проходить работа во второй половине дня. А можно ее организовать как бы в обратном порядке: от фронтальной к подгрупповой и затем к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).
Использование игр и игровых приемов в работе с детьми, имеющими ...
... особенности влияния игр и игровых приемов на развитие речи старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, проблема коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей подготовительной к школе группы, их речевых функций, средствами игровых приемов ...
На занятиях индивидуального подхода ставятся следующие цели.
- Развитие и совершенствование каждого ребенка.
- Развитие мелкой моторики рук.
— Формирование предпосылок к учебной деятельности (развитие умения принять учебную задачу и выполнить ее, умения взаимодействовать со сверстниками, а также самоконтроля).
Занятия дифференцированного подхода имеют определенную структуру.
1. Вводная часть
Задача — заинтересовать детей предстоящей деятельностью.
Примерное содержание. Вводится определенная мотивация. Она может быть игровой, когда все задания объединены одним сюжетом. Например, готовимся к путешествию или космическому полету, получаем письмо с просьбами от Веселого Язычка и т.п. Мотивами могут стать помощь педагогу («Я не успеваю подготовиться к занятию по математике — помоги мне вырезать эти круги и овалы и т.п.»), помощь малышам, игровому персонажу или игрушке и т.п.
2. Организационная часть
Задача — сформулировать задания, предупредить возможные затруднения, ошибки; предложить варианты их преодоления и исправления (сравнить с образцом, обратиться за помощью к сверстнику или педагогу и т.п.); распределить задания между детьми.
Примерное содержание. Дети выполняют задания индивидуально, в парах, подгруппами. Педагог напоминает правила взаимодействия друг с другом. Для организации общения в ходе выполнения заданий и дидактических игр детям предлагается взять на себя определенную роль.
Ребенок — учитель — предполагает знание ребенком правил игры и умение объяснять их, задавать вопросы, следить за ходом игры.
Ребенок — ученик — предполагает умение ребенка внимательно слушать, отвечать на вопросы, соблюдать правила.
«Партнеры» — предполагает знание всеми участниками игры правил, выполнение их, умение задавать вопросы и строить ответы в соответствии с услышанным.
3. Основная часть
Примерное содержание. Дети выполняют задания. Педагог держит в поле зрения всех, наблюдает за ходом общения и выполнения заданий, при необходимости оказывает помощь.
4. Заключительная часть
Примерное содержание. В конце занятия педагог обязательно подводит итог (например, «Давайте посмотрим, что каждый из нас сделал»), при этом деликатно и тактично дает оценку каждому выполненному заданию. Чем старше дети группы, тем объективнее должна быть оценка: с чем они справились, а с чем нет. Разбираются причины выполнения или невыполнения заданий, намечаются пути совершенствования выполняемой работы в будущем.
Конкретное содержание занятий педагоги отбирают самостоятельно, ориентируясь на:
- результаты наблюдения развития ребенка;
- рекомендации логопеда (для детей с нарушением звукопроизношения);
- результаты анализа фронтальных занятий (для детей, не справляющихся с программой).
Опыт составления и проведения занятий дифференцированного подхода показал: воспитатели чаще всего пользуются следующими заданиями и формами работы.
Упражнения на развитие мелкой моторики рук, задания на подготовку к обучению письму.
Дидактические игры на развитие всех сторон речи и различных психических процессов.
Работа в речевом уголке с аудиоплейерами (в каждой группе создана серия учебных записей, направленных на развитие диалогической речи, совершенствование артикуляции, расширение словаря).
Подгрупповые занятия, на которых проводятся упражнения на развитие всех сторон речи (обычно подбираются дети, требующие наиболее пристального внимания взрослых).
При планировании занятий дифференцированного подхода педагог обязательно продумывает задания и игры, к которым дети приступают в случае досрочного выполнения индивидуальных заданий.
Приведем примерный конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста, составленный С.А. Калининой, воспитателем детского сада «Солнышко»
1. Педагог собирает детей и сообщает им, что сегодня каждому будут даны свои задания. «Надо постараться выполнить их до конца занятия, но торопиться не следует: оцениваться будут не скорость, а качество, аккуратность, правильность выполнения задания».
Если кто-то из детей сумеет правильно выполнить задание до конца занятия, он может по выбору поиграть с мозаикой (которая приготовлена на столе около окна) или в игру «Лягушки» (для этого на ковре лежит маска лягушки, ведущего выбирают считалкой).
2. Педагог с детьми обходит рабочие места, объясняет задания.
Распределение заданий и игр
Настолъно печатные речевые игры — «На этом столе я приготовила игры для Оли и Жени. Они называются «Найди противоположное» и «Колючее и пушистое» (кратко напоминает правила игры и просит девочек оставить конечные результаты игры на столе для их последующего анализа).
Работа с ножницами (для леворуких детей) — «Завтра мне понадобятся геометрические фигуры. Фигур должно быть много. Я попрошу Колю, Машу и Максима вырезать из бумаги нарисованные геометрические фигуры».
Мелкая моторика (работа с дидактическим материалом) — «Сегодня утром я зашла к малышам. Они были чем-то расстроены. Я спросила их, что произошло, и они мне рассказали, что случайно выдернули шнурки из этих красивых сумочек. И в них теперь ничего нельзя положить. Я обещала малышам, что вы поможете собрать сумочки. Это ответственное задание я поручаю Вове и Сереже».
Мелкая моторика (бисерография — выкладывание бисером на пластилиновой основе) — «Посмотрите на двух щенков. Они сидят около ковриков и пытаются что-то разглядеть. Знаете что? Узоры на ковриках. Да только узоров-то нет. Это очень огорчает щенков. Но Марина и Лена помогут им: украсят коврики красивым разноцветным бисером».
Развитие словаря (работа парами) — «Миша и Ваня сегодня будут играть с мячом в игры «Наоборот» (подбор антонимов) и «Кто у кого» (животные и их детеныши)».
Закрепление зрительных образов букв (работа с детьми, пропустившими предыдущие фронтальные занятия).
«Костя, Настя и Сережа продолжат знакомство с буквой «М» (показ демонстрационной буквы).
Вам предстоит выполнить следующие задания: в буквенных цепочках найти все буквы «М» и разрезать их на составляющие элементы; собрать из своего буквенного конструктора букву «М».
Развитие артикуляции и навыков диалогической речи (работа с аудиоплейерами) — «Сегодня Аня и Ксюша получили письма от Веселого Язычка. Он хочет с вами поиграть и поговорить. А вы хотите? Если Язычок будет долго молчать, это значит, что он ждет продолжения вашего рассказа».
3. Подгрупповое занятие воспитателя со «слабыми» детьми — «А вас я приглашаю с собой. Присаживайтесь. Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Недавно я была в зоопарке и видела там много разных животных. Рано утром они просыпались (артикуляционное упражнение «Улыбочка»).
Слон тянул свой хобот («Хоботок»), а тигрята никак не хотели просыпаться, прогибали свои спинки («Сердитая кошечка»).
Медвежата проснулись первыми и побежали качаться на качелях («Качели»).
У меня был с собой фотоаппарат, которым я сделала несколько снимков. Давайте их посмотрим».
«Лис, лиса, лисенок». «Чья это семья? Как называется в лисьей семье папа? Мама? Кто у них детеныши?». По аналогии идет работа с семьями других животных (медведи, волки, львы, тигры и др.).
«Больше всего мне понравилось большое, красивое, сильное животное. Я долго стояла и любовалась им. Отгадайте, кто это?
У него большущий хобот.
Сам огромен и силен, , Добрый, ласковый, надежный. , Ну, конечно, это… (слон).
, Давайте поближе рассмотрим слона. Что у него есть? (Дети называют части его тела) Какой слон? (Называют признаки)
Слоненок был очень веселым и подвижным. Я расскажу, что он делал, а вы мне поможете. Когда я буду делать паузы, вы подберете и вставите слова, похожие на слово «шел». По дорожке слоненок (шел); за дерево (зашел); из-за дерева (вышел); к друзьям (подошел).
Слоненок с друзьями любит играть в прятки. Сегодня он водит, а друзья прячутся. Давайте поможем слоненку найти его друзей (использование мелких игрушек или фигурок).
Тигренок спрятался (за дерево), лисенок (под стул) и т.д. (используются предлоги, которые необходимо закрепить).
Долго звери играли, пока мамы не позвали их обедать. Слоненок был очень умным, умел считать до пяти. И все, что он получил сегодня на обед, он посчитал: один банан, два банана и так до пяти. По аналогии пересчитываются яблоки и груши (закрепляется согласование существительных с числительными).
Так закончилась история про слоненка».
4. «Теперь давайте подойдем к нашим ребятам и посмотрим, как они выполнили свои задания». Педагог вместе с детьми обходит все рабочие места, дает объективную оценку результатам работы детей.
В результате проведения опытной работы по внедрению занятий, использующих индивидуальный подход в детском саду были сделаны выводы о необходимости воспитателями выполнять следующие условия:
- Знание педагогами особенностей речевого развития (и развития в целом) каждого ребенка своей группы.
- Умение анализировать результаты педагогической деятельности (обследование, наблюдения, фронтальные занятия) и планировать работу по развитию речи, исходя из полученных данных.
- Наличие у детей определенного уровня развития самостоятельности и умений взаимодействовать со сверстником.
- Систематическое (а не эпизодическое) проведение занятий данного вида.
При осуществлении в детском саду «Солнышко» программы «Из детства — в отрочество», с учетом уровня сформированности трудовых навыков, знания возрастных особенностей и возможностей детей была выполнена качественная подготовка ребенка к школе.
Решая задачи физического воспитания детей, воспитатель осуществляет повседневный контроль, при своевременном применении профилактических игр, соблюдает необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.
Занятия индивидуального подхода можно использовать для развития детей в любых видах учебной и воспитательной деятельности. Данный подход позволяет наполнить индивидуальную и подгрупповую работу с детьми содержанием, которое учитывает реальный уровень развития каждого ребенка, его личные проблемы и трудности.
Бескина Р.М., Виноградова М.Д. «Идеи А.С. Макаренко сегодня».-М.: Знание, 1988 — 80с. (Новое в жизни, науке, техники. Сер. «Педагогика и психология»; №10).
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет.сада . — М.: 1991.-207с.
Болотина Л.Р. Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г. — 240с.
Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов пед. институтов по специальности №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. — М.: 1984 — 256с.
Воспитателю о работе с семьей. Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: 1989г.
Давыдов В.В. «Российская педагогическая энциклопедия» т.1.М.:1993 г.
Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина Л.И., Наумова С.И. «Психологическая практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. — 288с.
Ковальчук Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет.сада .-2-е изд., доп. — М.: 1985 г. — 112с.
Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студентов средних пед. учеб. заведений ». М: Издательский центр «Академия», 1998г. — 432с.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. — М.: Прометей, 1992г. — 528 с.
Макаров С.П.«Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. — 1994г.-№1.-с.2-10.
Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание.-1993.-№9.с.36-41.
Подласый И.П. Педагогика: Учеб.пособие для студентов высших пед. учеб. заведений ». М: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1996г. — 432с.
Психологический словарь/ под ред. В.В. Давыдова и др. — М.,1983Г.
Психология : Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.. 1990г.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений.- М. : Издательский центр «Академия», 1996.-336с.
Урунтаева Г.А., Афонькина. Практикум по детской психологии. М.: 1995г.
Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер// Дошкольное воспитание. — 1980.-№2.-с.52-62.
Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк.; 1990-576с.
Чиркова Т. Учет индивидуально — психологических особенностей детей.//Дошкольное воспитание.-1986.-№5.с.38-42.
Юркевич В.С. «Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек».- М.: Знание, 1986.-80.с.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11)