Актуальность темы нам видится в том, что в образовательном процессе совместная деятельность воспитателей и дошкольников в современной педагогике рассматривается как основа методов обучения и воспитания детей, направленных на экологическое образование. При этом взаимодействие с природой складывается из общения ребёнка со взрослыми, в ходе которого происходит преобразование деятельности через введение новых видов деятельности, через изменение содержания, методов и средств обучения, при этом педагог выступает инициатором ориентировки на новую экологическую деятельность, на новый предмет общения.
Важнейшим фактором становления человеческой личности является окружающая среда. Все ее аспекты — социальный, предметный компонент природы — оказывают развивающее воздействие. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредотачивать свое внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Проблема исследования: далеко не все может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой, не всегда при этом формируется правильное отношение к растениям и животным. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления-знания о ее объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней — важнейшие задачи детского сада.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Ребенок воспринимает природу, как что-то созданное специально для него, он деятель, экспериментатор «А что будет, если…?», поэтому дети часто не отдают отчет своим действиям. Малыши восторгаются при виде яркого цветка или красивой бабочки, но в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья, сломать ветку дерева или кустарника, растоптать дождевого червяка. Познавая окружающий мир, могут сорвать ядовитые растения и пробовать их на вкус, взять в руки и сильно сжать какое-нибудь насекомое, маленькое животное, а это может привести к травме, как малыша, так и животного. Поэтому я стараюсь не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и научить ориентироваться в окружающей природной среде — в нашем общем Доме — и обеспечить свое безопасное проживание с разными соседями — животными и растениями.
Игровые приемы обучения изобразительной деятельности детей
... детей, их возрастные особенности. Игровые приемы Особое место в руководстве детской изобразительной деятельностью занимают игровые приемы. Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. А.Н.Леонтьев подчеркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на ...
Все это позволило нам выбрать тему исследования: формирование гуманного отношения к природе в процессе совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Цель исследования: выявление и экспериментальные подтверждения педагогических условий, при которых формирование гуманного отношения детей к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет эффективной.
Объект исследования: процесс формирования гуманного отношения к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Предмет исследования: методика формирования у детей гуманного отношения к природе в совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование гуманного отношения детей к природе будет эффективным, если будут созданы педагогические условия для совместной деятельности в экологоразвивающей среде при соблюдении следующих условий:
1. Если при проведении наблюдений особое внимание будет уделяться редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения.
.Если в ходе проведения наблюдений будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия.
.Если внимание детей при наблюдении будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения.
.Если в процессе проведения наблюдений воспитатель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.
Задачи исследования:
1.Изучение анализ психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания старших дошкольников.
2.Определить исходный уровень сформированного гуманного отношения к природе у старших дошкольников.
.Выявить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие гуманного отношения к природе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, социально-педагогической литературы, эксперимент, наблюдение.
Теоретическая значимость состоит в изучение подходов к формированию у детей гуманного отношения к природе через совместную деятельность в экологоразвивающей среде.
Практическая значимость: в разработке методики детей гуманного отношения к природе посредством совместной деятельности в экологоразвивающей среде.
Глава 1. Теоретические основы экологоразвивающей среды как средства формирования дошкольников гуманного отношения к природе
Психологические особенности родительских отношений к единственному ...
... детского – родительские отношения. Объектом исследования является семья с единственным ребёнком ребенком. Гипотезой исследования является изучение психических особенностей отношения родителей к единственному ребёнку. Практическая значимость работы заключается в раскрытии психологических особенностей родительского отношения к единственному ребенку. Теоретическая значимость ...
.1 Отношение к природе как результат экологического образования дошкольников
Дети шестого года жизни отличаются большими физическими и психическими возможностями. Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства — системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.
Дошкольное детство — начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям[5;13].
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Экологическое воспитание дошкольников — это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Основным содержанием экологического воспитания является формирование осознанно — правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве[5;8].
Бережное отношение к природе — это проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, о некоторых биоценозах, о взаимосвязях внутри природных сообществ, умение отличать их от объектов неживой природы. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное на них реагирование[4;44].
Межличностные отношения детей в дошкольном возрасте
... функционирования. Предмет исследования – методы межличностных отношений в группе. Цель данной курсовой работы – исследование межличностных отношений детей в дошкольном возрасте. В соответствии с заданной целью были поставлены ... составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности. Количественный состав ...
Процесс становления бережного отношения к природе сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут объяснить сами или понять объяснения взрослых, могут выполнить самостоятельно отдельные трудовые действия на основе понимания ситуации и знания потребностей живого существа или включиться в совместную со взрослыми деятельность, направленную на сохранение растений, животных и условий их жизни. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывая желание охранять ее.
В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников: программа А. Вересова «Мы земляне», программа Е. Рылеевой «Открой себя», программа Н.А. Авдеевой и Г.Б. Степановой «Жизнь вокруг нас», С.Н. Николаевой «Юный эколог» и др.[9;52]
Вопросы бережного отношения к природе рассматривали философы, социологи, биологи, педиатры, психологи (А.М. Гиляров, Д.Н. Кавтарадзе, О. Семенова, В. Тугаринов и др.).
Этическое отношение к природе стало возможным тогда, когда отпала необходимость убивать каждого встречного животного, чтобы выжить. А.М. Гиляров пишет: «У человека на современном этапе этика — это не только наука о том, как обращаться с людьми и с самим собой, но также и о поведении в биосфере и в космосе. Только тогда, когда этические проблемы охраны природы станут проблемами, которые касаются каждого человека, более того, когда каждый человек будет руководствоваться этикой при общении с животными, только тогда можно будет сказать, что человечество достигло новой ступени в своем моральном развитии».
Именно в старшем дошкольном возрасте основным новообразованием является формирование внутренних этических инстанций, зарождение своеобразного «контролера» действий, поступков, достижений, мыслей. Регулятивные механизмы индивидуального поведения тесно связаны с механизмами социального контроля и культурными стереотипами. Чтобы знание норм не расходилось у ребенка с их реализацией на практике, эти нормы должны превратиться во внутреннее побуждение, мотив социального поведения или рациональное принятие ребенком нормы как справедливой, необходимой, целесообразной, полезной. Эффективным путем закрепления знаний считается включение эмоциональной сферы ребенка в процессы восприятия. «Ни одна форма поведения, — констатирует Л.С. Выготский, — не является такой крепкой, как та, что связанна с эмоциями» [12;9].
Как вырастить вундеркинда. Системы раннего развития детей
... как надо учить детей. Никакие ускорения не возможны, потому, что по понятиям антропософов, они опасны для здорового развития ребенка. Система ... Детей водят в группы раннего развития с 1,5 лет. Мамы очень гордятся успехами своего ребенка и ревностно следят за успехами других детей. Начинается негласное соревнование, чей ребенок умнее. В итоге ребенку ... «вундеркинд» применительно к своему ребенку. Ведь ...
Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т.е. воспитывая чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе [3;3].
Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанных с переживанием красоты наблюдаемых явлений.
Формируя бережное отношение к природе, следует руководствоваться тем, что отношение к природе является отношением к самому себе, ведь человек живет в природе, а природа живет в человеке. Целью морально-ценностного отношения к природе является воспитание ощущения ценности жизни, уникальности каждой формы его проявления.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что они понимают потребности других, а потому, что добро для них эмоционально объективировано позитивными оценками взрослых. Предпосылки развития моральных чувств у детей возникают слишком рано. По данным научных работников, сопереживания радости и горя проявляются у детей к полуторагодовалому возрасту. Благодаря особенной чувствительности ребенок переживает страх за других и прежде всего за тех, к кому чувствует симпатию. Такой страх является формой сочувствия, которое свидетельствует о способности к сопереживанию.
Сначала ребенок придерживается общепринятых норм поведения, чтобы заслужить одобрения взрослого, сохранить с ним добрые отношения. Однако в процессе развития, благодаря связи своих действий с позитивными эмоциональными переживаниями, ребенок начинает воспринимать эти нормы как что-то само по себе позитивное. Стремление придерживаться требований взрослых, а также усвоенных норм, выступает для нее в форме обобщенной категории «надо», но оказывается в начальной форме чувства долга как моральный мотив, который непосредственно направляет ее поведение [8;14].
Бережное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением социально-исторического опыта в процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта. Морально-ценностное отношение к природе предусматривает целеустремленное развитие моральных чувств, формирование морального сознания и овладение навыками и привычками морального поведения. Моральные чувства — обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде. Моральными чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у ребенка сформированы начала моральных чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет сочувствовать и, главное будет пытаться помочь, защитить. Природа является носителем эстетического благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети дошкольного возраста за своими психологическими особенностями эмоционально чувствительны к яркому, необычному, выразительному. Поэтому открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников бережного отношения к природе. Воспитательный процесс должен быть сбалансирован так, чтобы дети, любуясь красотой природы, проникались судьбой красивого. Образцом является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой — это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что «добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [4;60].
Роль экологической сказки в познании детьми природы
... хорошо усвоился. сказка дошкольник экологический воспитание А ведь бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экокультуры необходимо ... чтобы удивлять и смешить детей. Экологические сказки встречаются на страницах учебников по курсу "Окружающий мир" (автор А.А. ... Поэтому пишем для них «Умные сказки». Все сказки можно назвать умными. Джанни Родари так написал: «Сказки злые ...
В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, — он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность». Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро [14;242].
Дети дошкольного возраста, учитывая их психологические особенности, а также упущения в воспитании, часто требуют от взрослых некоторой покладистости относительно себя, не задумываясь о последствиях для живых существ окружающей среды. Поэтому детям необходимо объяснить, что растения и маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание малышей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать растения и животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и более умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Детям необходимо на примерах показать, что растения беззащитны — не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей
... природой, может дойти до всего». Человек - это гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности». В отличие от педагогов-гуманистов эпохи Возрождения Коменский создал систему воспитания ...
Беззащитными чувствуют себя насекомые, птицы, детеныши домашних животных и др. Детям, которые наблюдают за муравьями, жуком-солнышком, другими насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребенок против муравья или бабочки — почти великан, поэтому может нанести им вред. Внимание детей стоит привлечь к поведению птиц, когда они кушают. После каждого зерна они пугливо оглядываются и, почувствовав опасность, взлетают, даже когда очень голодные. Для любого существа жизнь и воля самые дорогие. А отсюда правило: «Наблюдая за животными, стой тихо» [8;45].
Для воспитания у детей бережного отношения к живым существам очень полезны жители уголка природы и домашние животные. Периодически осматривая растения, внимание детей необходимо привлечь к цвету и упругости листьев растений, чистоте перьев или шерсти животных, их поведения (весело щебечут, играются, чистятся и тому подобное).
При этом нужно отметить, что их самочувствие и жизнь полностью зависят от нас — людей.
Детям нравится рассматривать домашних жителей. Главное — заинтересовать малышей, а в дальнейшем они будут сами замечать множество деталей во внешнем виде и поведении живых существ, сообщать о них взрослым и ровесникам. Ценным является то, что дети учатся обращать внимание на потребности живых существ, присматриваться к их поведению (а не созерцать их), обнаруживать зависимость между состоянием растения или животного и беспокойством о нём. Доброжелательность взрослых, эмоциональный язык, мимика способствуют возникновению у детей сочувствия, сопереживания, которые лягут в основу реального взаимодействия, непосредственного общения их с объектами окружающей среды [7;35].
Важной составляющей бережного отношения к природе является формирование у детей этических представлений о добре и зле, воспитание доброжелательного, заботливого отношения к живым существам. Дети часто слышат от взрослых: Не «обижай животное», не «трогай растение» и другое. Такими запрещениями не воспитать гуманной личности. Ребенок должен понять и усвоить этические нормы человеческих поступков, уметь предусматривать возможные последствия. Детям свойственно сначала оценивать поступки других, а в дальнейшем и собственные. Поэтому дошкольников необходимо знакомить с этическими нормами касательно объектов окружающей среды, обсуждать поведение ровесников, поступки персонажей специально подобранных художественных произведений. Использование таких приемов содействует развитию у детей самокритичности, умение анализировать свои поступки, сравнивать их с поступками других.
Сформированные этические представления могут быть реализованы в поведении детей только с условием, когда моральными нормами в своей деятельности, быту руководствуются взрослые, прежде всего — родители. Если поведение родителей, воспитателя противоречит этическим представлениям ребенка, то сознание его раздваивается: так должно быть, но делать так не обязательно.
Педагогически подходящим является ознакомление детей с заботливым отношением к природе в пределах города, государства. Это подкормка животных зимой, высадка деревьев, создание заповедников, ведение Красной книги и тому подобное. Рассказывая об этих мероприятиях, необходимо акцентировать внимание детей на том, что именно так люди заботятся о родной природе [8;45].
Развитие познавательной сферы детей
... от поставленных задач. Также информацию о развитии познавательной сферы детей можно получить в ходе наблюдения за дошкольниками. Упражнения ... ребенку удовлетворить познавательные потребности. Речь Речевое развитие стимулируют переход к внеситуативному общению, усложнение деятельности, расширение социальных контактов. Количественный и качественный состав словаря ребенка зависит от условий воспитания, ...
Бережное отношение к природе предусматривает формирование способов морального поведения и деятельности детей, умения руководствоваться этическими представлениями в конкретных поступках. По данным психологических исследований, человек запоминает 10% того, что он слышит, до 50% того, что видит, и почти 90% того, что делает. Моральные поступки — беспокойство о животных и растениях, которые есть в доме, уголке природы детсада, в ближайшей окружающей среде — начало создания активных ценностей. Сначала малыши присматривают за живыми существами вместе со взрослыми, выполняют несложные поручения. Научившись создавать условия для нормальной жизнедеятельности домашних жителей, дети самостоятельно будут заботиться о них. Труд детей должен находиться в поле зрения взрослых. Учитывая психологические особенности дошкольников, взрослые имеют систематически и осмысленно оценивать их деятельность. Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех. Важным воспитательным средством является выращивание растений на участках, подкорм птиц зимой, систематические наблюдения за поведением птиц [7;40].
Благодаря прогулкам в природу дошкольники упражняются в моральном поведении. Одно из важных заданий — не только научить ребенка заботиться о живых существах, но и создавать условия для их жизни в естественном окружении, своевременно заметить животного или растение, которое нуждается в помощи.
Воспитатели дошкольных учреждений и родители, уделяя внимание специально организованной деятельности, почти не интересуются повседневным поведением детей в окружающей среде. Поэтому ребенок может действовать согласно с этическими представлениями, получая одобрительную оценку взрослых, но социальные нормы еще не стали его моральным сознанием. Именно перенесение моральных норм во внутренний мир личности является определяющим в воспитании морально-ценностного отношения к объектам и явлениям окружающего мира. Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе.
По тому, что иногда можно наблюдать, как ребенок заботится о растении или животном дома, а в естественном окружении наносит вред живым существам. Поэтому мы, взрослые, должны следить, чтобы ребенок с раннего возраста сочувственно, гуманно относился к любой форме жизни, чтобы дети привыкали и приучались заботиться обо всём, что видят вокруг себя, беречь не только свою красивую игрушку, но и всё, что их окружает — в природе всё красивое и интересное.
Николаева С.Н., Саморукова П.Г. выделяют три задачи для воспитателя, знакомящего детей с природой: формирование у детей элементарной системы знаний, формирование у детей трудовых навыков и умений, формирование у детей любви к природе. Таким образом, бережное отношение к природе — это компонент экологической культуры, которую необходимо формировать у дошкольников.
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
... нарушения, но в их комбинозе (сочетании), что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного воздействия. Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии ... разных видах нарушений развития у детей отмечается несформированность одного или нескольких из названных уровней. Как ... изучении и воспитании детей ...
.2 Психолого-педагогические исследования роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе
Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Перед детским дошкольным учреждением в рамках экологического воспитания стоят две важные задачи:
) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс — в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:
·воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)
·формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)
·развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)
·участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Успех реализации всех программ такого рода зависит от тесного сотрудничества педагогов дошкольного учреждения, администрации и родителей.
Задачи педагогов сводятся к следующему:
. Создавать условия для формирования элементарных биологических представлений:
·знакомить с развитием жизни на Земле (рассказывать о происхождении, многообразии форм жизни: о микроорганизмах, растениях, животных, их происхождении, особенностях жизни, среде обитания и т. д.);
·предоставить возможность осваивать учебный материал в доступной форме;
·формировать эмоционально-положительное отношение к природе.
2. Обеспечивать условия для развития экологического сознания:
·знакомить с представителями живой и неживой природы;
·рассказывать о взаимосвязи и взаимодействии всех объектов природы;
·способствовать формированию осознано-правильного отношения к планете Земля (наш общий дом) и к человеку как части природы;
·знакомить с проблемой загрязнения окружающей среды, с правилами личной безопасности;
·способствовать развитию бережного и ответственного отношения к окружающей природе;
·создавать условия для самостоятельной деятельности по сохранению и улучшению среды.
Активная помощь администрации ДДУ и соблюдение последовательности основных этапов работы (целеполагание, анализ, планирование, выбор программ и технологий, практическая деятельность, диагностика) являются залогом эффективности решения проблемы внедрения экологического образования в педагогический процесс.
Успех реализации обеспечивается следующими педагогическими условиями:
. Создание экологической среды в ДДУ.
. Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей.
. Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы.
. Активное участие родителей в воспитательном процессе.
. Установление педагогом связей со школой, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.
Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:
·представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;
·понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;
·осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе — необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность — создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок и др.) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).
Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.
Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов.
Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.
В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка — это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе.
Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада. В этой работе его первыми помощниками должны стать родители.
В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире.
Исходя из представленного выше обоснования мы сформировали педагогические условия, способствующие наиболее успешному развитию бережного отношения к природе у старших дошкольников в процессе наблюдений:
. Если при проведении наблюдений особое внимание будет уделяться редким и уязвимым объектам природы, которые требуют бережного отношения.
2.Если в ходе проведения наблюдений будут реализованы простейшие природоохранные мероприятия.
.Если внимание детей при наблюдении будет привлечено к антропогенным нарушениям в экосистеме и возможностях их устранения.
.Если в процессе проведения наблюдений воспитатель будет использовать потенциал природы для формирования положительных эмоций у детей.
Глава 2. Экспериментальное исследование роли экологоразвивающей среды в формировании у детей гуманного отношения к природе
.1 Выявление уровня сформированности у дошкольников гуманного отношения к природе
Эксперимент проводился на базе ДОУ № 26 города Междуреченска Кемеровской области.
В эксперименте принимали участие дети средней группы, посещающие д\с с младшей группы и в среднем имеющие одинаковый уровень развития.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Целью эксперимента было выявление показателей гуманного отношения к природе у детей среднего дошкольного возраста.
Для эксперимента были подобраны следующие задания:
- Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
- Моральная ситуация для определения морально-ценностного отношения к природе.
- Специальные ситуации для выявления у детей практических навыков бережного отношения к природе.
Тестирование детей проходило в индивидуальном порядке. Обобщение данных критериев экологических знаний позволило определить уровень сформированное этого качества.
Задание 1
Цель. Определить уровень гуманного отношения к природе.
Оборудование. Два больших листа бумаги: первый разделен на три части (хозяйственный двор, лес, жилое помещение); на втором листе изображены голубое небо, ветви деревьев и земля. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, собаки, кошки; волка, лисицы, медведя, зайца. Фигурки птиц: голубя, воробья, сороки, курицы.
Инструкция к проведению.
В игровой форме ребёнку предлагается взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и поселить их по домикам(с учётом места проживания).
Потом предлагается взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, ребёнку предлагается ещё раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией.
После того, как ребёнок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица)?
- Какие его характерные особенности ?
- Чем питается животное (птица)?
- Оценка результатов деятельности.
- Высокий уровень(3 балла)
- Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам: звери, птицы. Аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности. Без особого труда отвечает на поставленные педагогом вопросы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
- Средний уровень (2 балла)
- Ребёнок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Знает их характерные особенности, но иногда допускает неточности в ответах. На поставленные вопросы отвечает с замешательством. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным (птицам).
- Уровень ниже среднего(1 балл).
- Ребенок допускает частые ошибки при распределении представителей животного мира по видам: звери, птицы. Не всегда аргументирует свой выбор. Затрудняется назвать характерные особенности. На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если отвечает, то отвечает в основном не верно. Не проявляет и не выражает свое отношение к животным (птицам).
- Задание 2
- Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), бегония и бальзамин султанский (огонёк), колеус; лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон. Инструкция к проведению.
- Педагог называет ребёнку четыре комнатных растения. Просит ребенка показать эти растения.
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это надо делать (на примере одного растения).
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
- Затем из представленных на картинках растений (даны в скобках) предлагается выбрать:
- A)сначала деревья (берёза, липа, тополь);
- Б) деревья у которых есть иголки, и деревья у которых есть листочки (лиственные и хвойные) (ель, осина);
- B)ягоды и грибы (земляника, опята);
- Г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности.
- Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок самостоятельно называет все виды растений: деревья, цветы. Без труда отличает хвойные деревья от лиственных, ягоды от грибов; цветы сада от цветов леса. Рассказывает как правильно ухаживать за комнатными растениями. Сформированы элементарные практические умения и навыки ухода за комнатными растениями. Проявляет интерес и эмоционально выражает сове отношение к комнатным растениям.
- Задание 3
- Педагог спрашивает у ребёнка, какое время года ему нравится больше всего и почему?
- Затем педагог предлагает выбрать карточку, на которой изображено это время года.
- Педагог предлагает ребенку прослушать ситуации и ответить на вопрос «Когда это бывает?»:
- Светит яркое солнце, дети купаются в реке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в тёплые края.
- На деревьях распускаются листочки. Оценка результатов деятельности.
- Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок правильно называет характерные признаки каждого времени года. Проявляет фантазию в ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?». Комментирует карточку с изображением выбранного времени года. Выражает эстетическое отношение к природе.
- Средний уровень (2 балла)
- Ребенок в основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает значительные ошибки. На вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» отвечает односложно. Выражает эстетическое отношение к природе.
- Уровень ниже среднего (1 балл)
- Ребенок не знает характерных признаков времен года. В ответе на вопрос «Какое время года тебе нравится и почему?» называет только время года. Не выражает эстетического отношения к природе.
- Задание 4
- Цель. Определить уровень отношения к миру природы.
- Инструкция к проведению
- Педагог предлагает детям ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? (Если у ребёнка нет домашних животных, задается вопрос: «Если быу тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?»)
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
- Как ты можешь помочь птицам зимой?
- Оценка результатов деятельности.
- Высокий уровень (3 балла).
- Ребенок отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц, растений. Без труда выражает свое отношение к природе.
- Средний уровень (2балла).
- Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
- Уровень ниже среднего (1 балл).
- Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Не понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Затрудняется выражать свое отношение к проблеме.
- Задание 5.
- Цель: выявления практических навыков бережного отношения к объектам природы.
- Инструкция к проведению.
- Животных уголка природы на короткое время оставляли без еды, загрязнили их воду невредными добавками, поставили в живой уголок горшок с цветком с сухой землёй. Каждому ребёнку индивидуально предлагалось поухаживать за обитателями уголка природы.
- Оценка результатов деятельности.
- Высокий уровень (3 балла)
- Ребенок правильно оценивал ситуацию и самостоятельно решал её.
- Средний уровень (2 балла).
- Ребенок правильно оценивал ситуацию, но принимал не совсем верное решение.
- Низкий уровень (1 балл).
- Ребенок не справился с поставленной задачей.
- По результатам выполненного задания все дети были распределены на три группы по уровням развития: высокий (15-13 баллов), средний(12-8 баллов), низкий (7-5 баллов).
- 2.2 Экспериментальная проверка педагогических условий обеспечивающих формирование у дошкольников гуманного отношения к природе с использованием экологоразвивающей среды и их эффективность
- Результаты эксперимента по исследованию гуманного отношения к природе в контрольной и экспериментальной группах приведены в таблицах 1 и 2.
- Таблица 1. Результаты эксперимента в контрольной группе
№Ф.И.Знания о животных, птицах.Знания о растительном миреЗнания о характерных признаках времен годаОтнош. к миру природыСпец. ситуац.Сумма балловУровень экол. знаний1.Алена А.222219С2.Наиль Г.221218С3.Юра Д.211116Н4.Арсений К.212218С5.Настя Р.3333214В6.Ильдар Ф.111216Н7.Саша М.221218С8.Данил С.221117Н9.Дана С.121217Н10Настя К.222118С
- Настя Р., Дима К. правильно выполнили задания. Дима без особого труда распределила представителей животного мира по видам, четко отвечала на поставленные вопросы. Ребёнок самостоятельно называл разные виды растений. Без помощи взрослого называл условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Дима знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы.
- Настя Р. при ответах на поставленные вопросы проявляла творчество и фантазию. Ребёнок правильно называл характерные признаки времен года. По памяти воспроизводил сезонные особенности того или иного времени года. Выражал эстетическое отношение к природе. Дети правильно нашли выход из специально созданных ситуаций.
- Средний уровень показали — Алена А., Наиль Г., Арсений К., Рома М., Настя К.
- Марина Б. иногда допускала незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам; не всегда аргументировала свой выбор. Соня О. иногда допускал незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, цветов. Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
- К низкому уровню развития были отнесены дети — в контрольной группе — Юра Д., Ильдар Ф., Данил С., Дана С. — 4 человека и в экспериментальной группе — Егор М., Наиля Г., Саша М., Игорь Б., Настя Н. -5 человек.
- Настя Н. часто допускала ошибки при распределении представителей животного мира по видам. На поставленные вопросы отвечать затруднялась, а если и отвечала, то в основном неверно. Саша М. не всегда правильно называла характерные признаки времен года. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать домашними животными и обитателями уголка природы.
- В 5 задании все дети с желанием брались за работу, но побеспокоились о еде лишь немногие дети. Сухое растение и грязная вода так и остались без внимания детей. Эти данные свидетельствуют о недостаточной работе взрослых по формированию у детей бережного отношения к природе. С целью сравнения результатов констатирующего эксперимента в контрольной и экспериментальной группах строим секторную диаграмму(рис.1, рис.2)
- Вывод. Из эксперимента видно, что только 10% детей имеют высокий уровень сформированности с высоким уровнем сформированности гуманного отношения к природе. Средним уровнем обладает 50% детей. Низким уровнем сформированности знаний гуманного отношения к природе владеет соответственно 40% детей.
- На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности детей в природе.
- Таким образом, перед нами стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного гуманного отношения к природе в процессе формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
- При разработке методики формирования гуманного отношения к природе средних дошкольников мы опирались на особенности экологического воспитания данной возрастной группы.
- Характерной чертой средних дошкольников является активное постижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истолковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью.
- Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми обитателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружающему миру природы.
- Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффективность решения поставленных задач, доступных для детей.
- Познание природы помогает детям среднего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любопытство и любознательность, активность и самостоятельность. В процессе ознакомления малышей с природой воспитатель решает важные задачи сенсорного развития, формирования у детей элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспитывать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.
- Данная методика, была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.
- В ходе формирующего эксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях.
- Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Был разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста и с использованием художественного слова (Приложение 1).
Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.
- Сюжетно-ролевые игры помогают отображать разнообразные бытовые сюжеты, дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях. Игры для детей — способ познания окружающего, путь к познанию мира, в котором живут и который могут изменить и преобразить. В играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует, они воплощают свои мечты и желания (Приложение 2).
- В работе мы также использовали экологическое лото: его цель: развивать умение классифицировать животных (дикие, домашние).
- Игры-медитации: «Я-солнце», «Я-дождь», «Я-ветер», «Я- облачко». Например: «Я — облачко, большое, пушистое. Я свободно и легко плаваю в синем небе. Мои руки лёгкие, они помогают мне лететь. Я поднимаю глаза вверх, всем своим телом вдыхаю воздух, наполняюсь влагой. Я могу напоить дождиком землю, я выдыхаю и потоком мелких капелек падаю на землю».
- Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как получение писем-жалоб от жителей леса, сада, огорода. Дети задумывались над содержанием писем, обговаривали различные экологические ситуации, решали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно оберегать и охранять природу — своего края, и всей планеты. Например, такое письмо «Здравствуйте, дети! Нам очень нравится жить в этой комнате, радовать вас своими листьями и цветами, очищать воздух. Но многие из нас страдают от неправильного ухода. Поэтому мы обращаемся к вам за помощью — узнайте, как за каждым из нас правильно ухаживать, и мы всегда будем вашими лучшими друзьями. Комнатные растения».
- Эффективным методом расширения знаний по экологии, по нашему мнению, является использование жемчужин народной мудрости — сказок, легенд, поговорок, загадок на экологическую тематику, т.к. они ум обогащают, и душу волнуют: «Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади», «Не подноси на природу руку, будет и твоему внуку» и так далее.
- В работе с детьми практиковалось использование научности. Это разнообразные иллюстрации, гербарии, альбомы («Животные Красной книги», «Знай, люби, береги»); таблицы, схемы («Круговорот воды в природе», «Строение растений» и другие); карты, макеты, фотографии, натуральные природные объекты (растения, грунт, вода и другие).
- Во время работы с натуральными природными объектами внимание детей обращалось на то, чтобы не нанести животному вреда, а после проведения наблюдения отпускали их на волю.
- Творческое общение с природой — действенный метод экологического воспитания и развития лучших человеческих качеств. Поэтому занятия начинались с любования природой. На таких занятиях готовые знания не навязывались, а предоставлялась детям возможность делиться своими чувствами. Всё это происходило на лоне природы, с объединением музыки, трудового воспитания. Вместе с детьми составляли экологические сказки. Именно через фантазию, детское творчество лежит путь к сердцу ребёнка.
- Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.
- На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», о ней заботились, её оберегали, то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — о ней не заботились, её загрязняли, дети использовали мрачные, тёмные цвета.
- Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуков (шум воды, шелест листьев, вой ветра).
В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку прочувствовать его состояние, например, рака, грибка, зайчика, цыплёнка, капельки воды. Проведение праздников экологического характера также помогало детям ощутить себя частью природы. (Приложение 2).
- В эксперименте мы показали методику совершенствования реализации цели исследования, обозначили использованные средства работы по воспитанию экологической культуры детей среднего дошкольного возраста и её содержание. Длился эксперимент 8 недель(с середины ноября по середину января).
Эксперимент затронул два времени года (конец осени и начало зимы).
- гуманное отношение природа дошкольник
- Заключение
- Данная работа была ориентирована на воспитание гуманного правильного отношения к природе детей 5-6 лет.
- Проблема экологического воспитания достаточно освещена в работах известных ученных. Определены цели, задачи, принципы, средства, формы и методы, а также содержание экологического воспитания. Однако систематическая работа по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста ведётся слабо.
- Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы, проведённой на базе ДОУ № 26 города Междуреченска Кемеровской области по воспитанию осознанного правильного гуманного отношения к природе через формирование экологической культуры. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности экологических знаний в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов эксперимента до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной нами методики совершенствования работы. Группа улучшила свои результаты.
- В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а также эмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании, оценочные суждения о них; появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природного мира.
Разумеется, данное исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос всё ещё остаётся актуальным. Однако в плане развития методики по воспитанию осознанного правильного отношения к природе детей 5-6 лет через формирование экологической культуры переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей среднего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения.
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и других).
Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвёртых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.
Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза о том, что формирование гуманного отношения детей к природе будет эффективным, если будут созданы педагогические условия для совместной деятельности в экологоразвивающей среде будет осуществляться успешно при определенных правильно созданных педагогических условиях подтвердилась.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/myi-deti-prirodyi/
- Акулинцева Т. Будем экологически грамотными// Дошкольное воспитание — 1996-№7-36-42с.
- Арнаутова Е. О воспитании трудолюбия// Дошкольное воспитание -1993-№ 12-68-69с.
- Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире // Дошкольное воспитание -2003-№ 12-52с.
- Бушканец М.Г., Леухин Б. Д. Хрестоматия по педагогике, М.: Просвещение, 1976 -432с.
- Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой — М.: Просвещение, 1980-270с
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой: Пособие для воспитателя детского сада- М.: Просвещение,1982- 256с.
- Градобоева Г. Экологическое воспитание детей // Дошкольное воспитание — 1988-№7-6-8с.
- Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности — Самара, 1997 — 135с.
- Ельникова К. Календарь работ в уголке природы // Дошкольное воспитание- 1991- № 1 — 80-82с.
- Зверев И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии — М.: Перемена, 1996-123с.
- Запольский А.К., Салюк А.И. Основы экологии — Киев, Высшая школа,2001-42с.
- Зеньковский ВВ. Психология детства — Екатеринбург, 1995-258с
- Ибраимова М. Воспитание у детей заботливого отношения к животным //Дошкольное воспитание — 1990-№ 1-30-32с.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2003- 326с.
- Казарчук Г. Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников// Ребенок в детском саду — 2005-№ 4-54-56с.
- Каменева А.А. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада.-М.,1983 — 137с.
- Калинина P.P. Тренинг развития личности дошкольника.- С-П.: Речь, 2002.-113с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика-М.,2000 -256с.
- Костюченко М. Природа дарит чудеса // Дошкольное воспитание — 2007-№10-108-112с.
- Колмакова М.Н., В.И. Логинова История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия — М.: Просвещение, 1988 -447с.
- Лихачев Б.Т. Экология личности// Педагогика — 1993-№ 2-19-21 с.
- Лисенко Н.В. Практическая экология для детей — Ивано-Франковск.: Версия, 1999-127с.
- Локк Дж. Мысли о воспитании // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия — М.: Просвещение, 1974, 86с.
- Лучин М.В. Детям о природе- М.: Просвещение, 1989-133с.
- Манасеина М.М. О воспитании ума (до 8 лет) // Антология педагогической мысли России второй половины 19 — начала 20вв.-М., Просвещение, 1990-409с.
- Мы растем! Ознакомление с окружающим детей от 2.5 до 3.5 лет // Мамаи малыш-2006- № 12- 25-30с.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.,1995-267с
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001- 263с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 1999-257с.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание-1998- № 2-13-17с.
- Песталоцци И.Г. Дневник Песталоцци о воспитании сына // История дошкольной зарубежной педагогики.» Хрестоматия — М.: Просвещение, 1974,163,139с.
- Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников// Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.
- Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник-1997-№ 1-6-12с.
- Проблемы и перспективы экологического воспитания в дошкольных учреждениях. М.: ВООП, 1998.
- Рыжова Н.А. О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование — 2004-№ 11-4-14с.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001-374с.
- Сергеева Г. Для тех, кто выбирает детский сад // Няня — 2001-№ 7-10-12с
- Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности — М., Просвещение, 1987- 323с
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду.- М.,2000-294с.
- Чижевский А.Е. Я познаю мир. Дет. Энциклопедия: Экология. — М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1988-543с.
Приложение 1
Экскурсия. Тема «В водном царстве, прибрежном государстве…»
1.Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме.
.Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.
.Формировать эстетическое восприятие — учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы).
.Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, мотыль, малек; пополнять его новыми названиями растений.
.Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.
Ход экскурсии
Педагог. Бывали вы когда-нибудь на пруду? Как он выглядел?
Дети. Вода грязная, темная, холодная, по берегам растет трава, цветов нет и т.д.
Педагог. Заметили ли не нем каких-нибудь насекомых, водоплавающих птиц, растения?
Дети. Бабочки, утки.
Педагог. Каких насекомых, животных и какие растения вы знаете?
Дети. Стрекозы, бабочки, лягушки, рыбы, жуки, водоросли.
Педагог. Как они выглядят? (Ответы детей) Сейчас я покажу вам картинки, а вы попробуйте найти на них тех животных и растения, которые вам известны. (Реплики детей.)
Педагог. А теперь вспомните правила поведения около воды. Как надо себя вести?
Дети. Не шуметь, не брать в руки жуков, не рвать растения, не толкаться, не ловить стрекоз и бабочек, не подходить близко к воде.
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течет и течет,
Она интересною жизнью живет.
(Г. Ладонщиков)
Педагог. Ребята, сейчас каждый из вас найдет такое место, откуда, как ему кажется, пруд выглядит наиболее красиво. Постойте там и полюбуйтесь, как красив пруд, как блестит вода. А теперь закройте глаза, просто послушайте песню воды. Что вы слышите?
Дети. Вода журчит, всплески воды.
Подойти к каждому ребенку, спросить, почему он выбрал именно это место, попросить придумать эпитеты, рассказать, на что похожа река.
Подойти ближе к реке, рассмотреть растения, насекомых, земноводных.
Педагог. На пруду множество насекомых и растений. Кто первым увидит что-то интересное, например, малька, стрекозу, кувшинку, лягушку, пусть покажет другим и расскажет, что знает об этом объекте.
Педагог. Пруд красивый — вода голубая, прозрачная, теплая, блестит на солнце, в воде много рыбы, мальков — они плещутся в воде, по поверхности воды передвигаются водомерки, будто хотят измерить ее. Цветет кубышка желтая, над ней летают стрекозы, бабочки, берега пестреют цветами, растет камыш, плавают улитки — прудовики.
Давайте поиграем в игру «Угадай по описанию». Один ребенок описывает предмет, не называя его (маленькие, обтекаемая форма тела с чешуей, у них есть плавники и т. д.), а другие дети должны отгадать.
А теперь я буду загадывать вам загадки:
Не птица, а с крыльями,
Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка)
С ветки на тропинку,
С травинки на былинку
Прыгает пружинка —
Зелененькая спинка. (Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза)
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыба)
Глаза на рогах,
А домик на спине. (Улитка)
Педагог. Чем вам нравится пруд летом? В чем сходство и отличие пруда от реки? Какие насекомые, рыбы, растения, которых мы видели, приспособились к жизни в воде и около нее? (ответы детей)
Кроме животных, насекомых и растений в пруду плавает много лишнего — это различный мусор. Это очень плохо, для мусора есть специальные контейнеры, весь мусор нужно уносить и в них выбрасывать.
Проводятся игра «Хорошо-плохо».
Педагог предлагает детям побегать по берегу. Читает им стихотворение Г. Ладонщикова.
Видишь — семеро ребят
На лужайке встали в ряд.
Все готовы вдоль реки
Побежать вперегонки.
Если быстро бегать можешь,
Становись к ребятам тоже,
А не можешь — посмотри…
Кто быстрее? Раз, два, три!
Дети вместе со своим педагогом снова рассматривают реку с какой-нибудь возвышенной точки. Педагог (читает).
Никуда не побегу —
Отдохну на берегу.
Тут тростник стоит высокий,
Рыба плещется в осоке,
Мотыльков веселый рой
Звонко вьется над травой,
И кузнечик маленький
Бьет по наковаленке.
Хорошо на берегу —
Никуда не побегу!
(Г. Ладонщиков)
Педагог. Полюбуйтесь еще раз как красив пруд летом. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придете в детский сад, нарисуем пруд. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на пруду.
Приложение 2
Сценарий праздника «Наш дом Земля»
Задачи:
1.Развивать кругозор детей, наблюдательность, любознательность.
2.Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
.Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников.
.Развивать и тренировать зрительное внимание, формировать зрительное восприятие (от последовательного к целостному).
.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Ход праздника:
Дети под музыку входят в зал, встают полукругом.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас на нашем празднике. Пятое июня — Всемирный день охраны окружающей среды. В преддверии этого дня мы проводим КВН «Наш дом — Земля». Вопрос первый: что же такое окружающая среда?
Ребенок.
Все — от тополя у забора
До большого темного бора
И от озера до пруда —
Окружающая среда.
А еще и медведь, и лось,
И котенок Васька, небось?
Даже муха — вот это да! —
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь
И в саду отражение крыш,
Брать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису.
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Л. Фадеева
Ведущий. Да, мир огромен. О его многообразии мы и будем говорить сегодня. Для проведения игры нам необходимо разделиться на команды.
Дети получают карточки с изображением животных. В соответствии с изображением на картинке (травоядное животное или хищник) разделяются на две команды и надевают эмблемы: «травоядные» — медальон с зеленой ветвью, а «хищники» — с изображением кости. Команды выбирают капитанов и жюри. Для каждой команды выложена полоса препятствий из спортивных снарядов, в конце полосы — модели материков. Команды получают по набору картинок с изображением овощей, фруктов, технических культур и т.п.
ТУР
«РАЗМИНКА»
Ведущий. Начнем КВН с конкурса «Откуда они родом». Знаете ли вы, что многие растения были привезены на наш континент путешественниками? «Верните» растения на их историческую родину.
Звучит музыка. Дети, преодолев спортивную полосу, прикалывают картинки к макетам материков.
Ведущий. Следующий конкурс называется «Что это?».
Команды получают равное число гербарных листов. По сигналу ведущего классифицируют их, раскладывая под изображениями дерева, куста и травы. Побеждает команда, выполнившая задание быстро и правильно.
Ведущий. А теперь конкурс «Отгадай загадку».
Летом шубу надевает, а зимой ее снимает. (Лес.)
Стоит в белой одежде, свесив сережки. (Береза.)
Маленький Иван — костяной кафтан. (Орех.)