Введение
Актуальность в моделировании социальной работы в России состоит в том, что значительная часть путей развития не укладывается в рамки ранее разработанных схем и требует теоретического мышления в соответствии с существующей социальной ситуацией.
Например, В.М. Сафронова считает что модель — это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как в этом смысле само моделирование теряет смысл.
По её мнению моделирование — специфическое многофункциональное исследование. Его главными задачами является воспроизвести на основании сходства с существующим объектом другой, заменяющий его объект (модель).
Н.П. Пищулин и В.М. Ананишнев отмечают, что социальные модели по определению включают в себя фактор времени. В модели особо велика роль «временной» компоненты моделирования.
В разных странах специалисты — практики отдают предпочтение тем или иным теоретическим моделям социальной работы в зависимости от сложившихся традиций и общественных потребностей. В США, например, социальная работа, как правило, ориентируется на психоанализ, поскольку, по традиции основной акцент делается на индивидуально-личностный уровень. Хотя в последние десятилетия в этой стране появилось много технологий, использующих в качестве своей основы теоретические направления социальных наук.
Гуманистические модели, представлены в работах Дж. Маслоу, К. Роджерса. Они разработаны, скорее, с философских позиций, а не с практико-психологических.
Методы психотерапии К. Роджерса не предполагают проведения экспериментов для доказательства истинности того или иного положения или практического правила. Необходимо помнить, что его идеи с момента своего зарождения противопоставлялись психоаналитической и бихевиористской системам в виде третьей силы. Тем не менее, принципы гуманистической модели являются универсальными, мировоззренческими и воспринимаются как очевидные в современной теории и практике социальной работы даже теми, кто отвергает эту модель или является сторонником узкоспециальных теорий.
Системные модели являются самыми популярными социологическими моделями. Их много. Одну из них теоретически обосновали американские специалисты А.Пинкус и А Минахан. Они выделили в жизни индивида наиболее значимые системы: неформальные (семья, друзья, соседи и пр.); формальные (политические партии, профсоюзы и пр.); социетальные, (основные социальные институты — школа, правоохранительные органы и пр.).
«Внеклассная работа по биологии,
... научно-популярной и научной биологической литературы, приобщении к внеклассному чтению. Большое значение внеклассной работы по биологии связано с тем, что она отвлекает школьников от пустого времяпровождения. ... например, при проведении опытов в уголке живой природы, на школьном учебноопытном участке, при проведении фенологических наблюдений и т.д.), к чтению научно-популярной литературы по биологии. ...
Бихевиоризм часто критикуют за механическую ориентацию в изучении личности, которая рассматривается как объект воздействия внешних факторов. Однако это не характерно для теорий в русле необихевиоризма, в частности, теории социального научения американского психолога Альберта Бандуры.
Основная идея его работ заключается в том, что люди, приобретая стереотипы социального поведения, склонны имитировать такие модели, которые положительно подкрепляются. Модели социального поведения, приобретенные в результате имитации, отличаются устойчивостью, с трудом поддаются изменениям. Прикладное значение идей Бандуры приобретает особый смысл, когда социальный работник должен выработать у клиента определенные навыки при его реабилитации.
Проблема работы слабая изученность моделирования социальной работы.
Объект работы это социальное моделирование.
Предметом является моделирование в социальной работе.
Цель – рассмотрение моделирования в социальной работе, исходя из цели работы, можно выделить несколько задач:
1. определить понятие моделирования и требования к моделям;
2. дать характеристику видам моделей;
3. типологизировать методы
4. изучить этапы моделирования.
1. Сущность социального моделирования
1.1 Понятие моделирования и требования к модели
Моделирование — многоплановый метод исследования, один из путей познания. Оно обуславливает исследования реально существующих предметов, явлений, социальных процессов, органических и неорганических систем. Им охвачены все процессы. 1
Моделирование — это специфическое многофункциональное исследование.
Его главная задача — воспроизвести на основе сходства с имеющимся объектом другой, заменяющий его объект (модель).
Модель — аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом именно моделирование теряет смысл. Недопустимо и свободное моделирования, в этом случае оно не дает необходимое представление об оригинале модели, а также не выполняет своей функции.2
Модель должна соответствовать следующим требованиям.
1. Модель должна удовлетворять требованиям полноты, адекватности и эволюционности. Она должна обеспечивать возможность включения достаточно широкого диапазона изменений, добавлений, чтобы было возможно последовательное приближение к модели, удовлетворяющей исследователя по точности воспроизведения социального объекта, явления, процесса.
2. Модель должна быть достаточно абстрактной, чтобы допускать варьирование большим числом переменных, но не настолько абстрактной, чтобы возникали сомнения в надежности и практической полезности полученных на ней результатов.
3. Модель должна удовлетворять условиям, ограничивающим время решения задачи.
4. Модель должна ориентироваться на реализацию с помощью существующих возможностей, т. е. быть осуществимой на данном уровне развития общества.
5. Модель должна обеспечивать получение новой полезной информации о социальном объекте (явлении, процессе) в плане поставленной задачи исследования.
6. Модель должна строиться с использованием установившейся терминологии.
7. Модель должна предусматривать возможность проверки ее истинности, полноты соответствия ее изучаемому социальному объекту, явлению, процессу.3
Классификация моделей и характеристика их видов
... и т. п. В этой связи становится важной классификация математических моделей. 2. Общие понятия: моделирование и математические модели. Моделированием называют построение модели того или иного явления реального мира. В ... или же на явления в целом. В зависимости от логических свойств и связей моделей с отображаемыми явлениями можно все модели разделить на три типа: изобразительные, аналоговые и ...
1.2 Виды моделей и принципы их разработки
Виды моделей:
1)содержательная (визуально-вербализованная): текст, график, таблица, макет, схема;
2)когнитивная;
3)концептуальная – теория в виде модели;
4)имитационная (деловая игра);
5)формальные – математические и компьютерные;
6)целевые;
7)описательные;
8)объяснительные;
9)прогностические.
Совершенной модели быть не может, моделирование процесс непрерывный — от менее совершенных к более совершенным понятиям; от низкого порядка к высшему; от незнания к знанию.
Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов в их различных сочетаниях исследуемые процессы в социальной сфере.4
Определяют основные принципы разработки моделей сложных объектов и явлений, применяемых в социальном моделировании:
- компромисс между ожидаемой точностью результатов моделирования и сложностью модели,
- достаточная разносторонность элементов модели,
- наглядность модели,
- блочное представление модели.5
1.3 Характеристика типов социального моделирования
Общие принципы социального моделирования те же, что и моделирования вообще. Социальное моделирования обладает особенностями которые обусловлены спецификой общественных явлений и процессов: их, исключительной сложностью, быстрыми изменениями и развитием, неповторимостью конкретных ситуаций, а также тем обстоятельством, что люди наделены разумом и обладают относительной свободой выбора в своем поведении. 6
Быстрое развитие социального моделирования связано с широким внедрением кибернетики, формализации, математических методов и электронно-вычислительных устройств в общественной науке.
Наиболее широкое применение метод социального моделирования получил в экономике, социологии, лингвистике, военных науках.
В зависимости от характера моделируемого объекта можно различать следующие типы социального моделирования:
1) моделирование общественных явлений и процессов путем воспроизведения соответствующих теорий, которое одновременно совпадает с их верификацией, т.к. позволяет сравнивать функционирование модели с реальными социальными процессами;
2) моделирование агрегатных
3) моделирование какого-либо конкретного общественного процесса, а также поведения людей в заданных обстоятельствах.
Первые два типа предполагают создание математической модели воспроизводимого процесса в исходной или промежуточной стадии, третий тип допускает создание материального аналога.
2. Основы моделирования в социальной работе
2.1 Общие правила социального моделирования
В социальной работе в настоящее время не существует единой теории, ее теоретическое знание представлено разнообразными общественно-социальными научными школами, в рамках которых развиваются основные исследовательские традиции, предлагающие практической социальной работе различные научные и научно-практические парадигмы.7
Моделирование динамики социальных процессов
... на динамику преступности всех неучтенных факторов. начинается Насколько специфичны некоторые показатели социального развития в городской и сельской местности, можно судить по данным табл. 1. Поскольку в процессе моделирования ... модель, может опираться на материалы научно организованного эксперимента, вплоть до последовательного перебора (так называемым «методом ... 11,3 до 10,7). Тем не менее, случилось ...
Социальное моделирование позволяет не просто установить факты, и определить закономерности связи этих фактов в некоей общей системе.
Складывающаяся практика социального моделирования привела к выработке общих правил этой процедуры:
- установление цели моделирования;
- выделение ограниченного числа основных факторов, которые осуществляют принципиальные изменения в данной системе;
- установление принципа множественности связей между факторами и выделение ведущих, основных связей, которые и определяют характер развития и изменения данной системы.8
Моделирование как технология социальной работы это:
- моделирование субъектов
социальной работы (систем, служб, проектов, программ, процессов, модели специалиста); - моделирование путей, способов решения проблемных их
ситуаций; - моделирования позитивного
поведения личности в различных условиях социальной жизни направлений современной социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения.9
2.2 Этапы моделирования
Разные исследователи по-разному смотрят на количество и последовательность этапов моделирования. Выделяется, в частности, четыре этапа:
- первый — поиск модели, когда интуитивно, на эвристическом уровне обозначается контур первичной модели по аналогии с другими, по сравнению с ними и на основе их;
- второй — обозначаются существенные характеристики модели, понятия;
- третий — прагматическое использование модели (что дает практические результаты);
- четвертый, заключительный — включение достигнутого результата в научные представления.
Завершается весь процесс моделирования экспериментом, проверкой его достоинств и выявленных недостатков.
Проводится анализ результатов, сопоставления с другими данными.
Социальное моделирование предполагает три этапа в исследовании:
1) формализацию исследуемого
2) поиски решения проблемы
3) истолкование полученного
Метод социального моделирования оправдан в том случае, если все перечисленные операции требуют меньше времени и усилий, чем непосредственное изучение данного явления иными методами.
Метод социального моделирования оправдан в том случае, если все перечисленные операции требуют меньше времени и усилий, чем непосредственное изучение данного явления иными методами.
2.3 Виды и методы моделирования
Различают следующие виды моделирования
— концептуальное моделирование, при котором совокупность уже
Теории и модели социальной работы
... социального «адвоката», социального «врача». Социальная работа в марксистской модели в основном рассматривалась и развивалась уровне. Такие модели социальной работы, по-видимому, могут быть эффективны при решении целого ряда социальных проблем современного общества. 1.4 Психолого-ориентированные модели социальной работы ...
- физическое моделирование, при котором модель и моделируемый объект представляют собой
реальные объекты или процессы единой или различной физической природы, причем между процессами в объекте оригинале и в модели выполняются некоторые соотношения подобия, вытекающие из схожести физических явлений; - структурно-функциональное
моделирование, при котором моделями являются схемы (блок-схемы), графики, чертежи, диаграммы, таблицы, рисунки, дополненные специальными правилами их объединения и преобразования; - математическое (логико-математическое) моделирование, которое осуществляется средствами математики логики;
- имитационное (программное) моделирование, при котором логико-
математическая модель исследуемого объекта представляет собой алгоритм функционирования объекта, реализованный в виде программного комплекса для компьютера - компьютерное (вычислительное) моделирование, которое производится
средствами компьютерных технологий (средствами вычислительной техники
Перечисленные выше виды моделирования не являются взаимоисключающими и могут применяться при исследовании сложных объектов либо отдельно, либо в некоторой комбинации.10
Методы моделирования
1. логическое моделирование – оценка специалистами развития ситуации
2. математическое моделирование (статистическая работа)
3. метод прогнозирования по
4. эконометрические модели
5. метод противодейственных
Особенности моделирования социального процесса: модели, которые хорошо работают в одних процессах, могут быть бесполезны в других.
Модель индивидуальна, под конкретные условия. При моделировании необходимо указывать перечень условий.11