Санитарно-гигиеническое просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% — от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.
Актуальность.
Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.
Цель работы:
Рассмотреть различные методы гигиенического обучения и воспитания.
Задачи:
-
Изучение информации по выбранной мной теме.
-
Рассмотреть методы гигиенического воспитания.
-
Обобщить знания о роли медицинского работника в организации гигиенического обучения и воспитания.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ., Понятие о санитарно-гигиеническом воспитания и обучения населения
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
«Обучение здоровью , воспитание культуры здоровья.»
... РФ, адаптированными к особенностям здоровья и психофизического развития ребенка и согласованными с методическими санитарно-гигиеническими службами. Важнейшим условием деятельности ... должна стать центром практической реализации идей здорового образа жизни ,обучению здоровью и воспитанию культуры здоровья подрастающего поколения. Классный руководитель – непосредственный организатор воспитательной ...
Задача санитарного просвещения — это повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения медицинским работникам требуются определенные знания и навыки. Эффективность санитарно-гигиенического просвещения во многом зависит от особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, оно должно проводиться с учетом пола, возраста, климата — географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов.
Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколение.
Профилактические мероприятия бывают первичные, вторичные и третичные.
Первичные – когда меры профилактики направлены на непосредственную причину заболевания или повреждения у здоровых людей. При проведении первичной профилактики первостепенной значение приобретает концепция образа жизни, которая и определяет пути предупреждения хронических неинфекционных заболеваний (Приложение 1), генез которых во многом связан с курением, злоупотреблением алкоголя, гиподинамией, нерациональным питанием, психоэмоциональными стрессами.
Вторичные профилактические мероприятия проводятся в случаях воздействия на условия и факторы, способствующие развитию уже возникшего у пациента заболевания или повреждения. Вторичная профилактика – это в основном целевое санитарно-гигиеническое воспитание, в том числе индивидуальное или групповое консультирование, обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний. К вторичной профилактике относятся курсы профилактического лечения и целевого оздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечение и т.д.).
Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества данного человека, его жизненные ориентиры.
Третичная профилактика — основана на проведении мероприятий медицинского и немедицинского характера. Осуществление программ третичной профилактики невозможно вне системы здравоохранения: в них участвуют не только врачи, но и многие другие медицинские работники. Третичная профилактика включает:
- обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или группой заболеваний;
- проведение диспансеризации больных с хроническими заболеваниями и инвалидов, включая диспансерные медицинские осмотры с целью оценки динамики состояния здоровья и течения заболеваний, осуществление перманентного наблюдения за ними и проведение адекватных лечебных и реабилитационных мероприятий;
- проведение медико-психологической адаптации к изменению ситуации в состоянии здоровья, формирование правильного восприятия и отношения к изменившимся возможностям и потребностям организма.
Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения. Для сохранения восстановления утраченного здоровья человек
Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники
... групповым и индивидуальным формам работы. Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически ...
должен совершать действия. Для каждого действия нужен мотив, а совокупность мотивов составляет мотивацию, в формировании которой большая роль отводится медицинским работникам.
«…Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные…» — академик Н.М. Амосов.
Методы гигиенического воспитания и обучения населения.
Медработники первичного звена в своей повседневной работе с жителями прикрепленного микрорайона все больше времени и усилий перераспределяют в пользу профилактики. Проводят мероприятия в местном сообществе: собственно в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ), в школах, детских дошкольных учреждениях; выявляют лиц с факторами риска и первыми стадиями заболеваний, оказывают адекватную помощь, включая первичную и вторичную профилактику. Также используют методы и средства санитарно-гигиенического воспитания населения (Приложение 2).
Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.
Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения медработника с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).
Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина) формы передачи информации.
Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио — и телепередачи, публикации в прессе) используются, прежде всего, с целью формирования общественного
мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.
Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К цикловым формам относятся лектории, школы здоровья, кружки.
Лекция проводится врачами ЛПУ или фельдшерами на объектах (вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Состав аудитории должен составлять от 10 до 25 человек. Основной акцент в выступлении делается на меры профилактики конкретной патологии. В лекционном материале исключаются медицинские термины и рекомендации по применению конкретных лекарственных препаратов.
Гигиеническое обучение работников пищевых объектов
... гигиены на подобных предприятиях предусматривают для работников профессиональную гигиеническую подготовку и последующую аттестацию ... своевременное прохождение медицинских обследований и гигиеническое обучение персонала пищевых объектов, выполнение ... предприятиях, могут явиться источником инфекционных болезней и способствовать их распространению среди населения путем инфицирования пищевых продуктов и ...
Беседы
Доска вопросов и ответов
Памятка
Круглый стол
Стенная санитарная печать
Плакаты
Сан бюллетень
Тематический санитарный альбом
Демонстрация слайдов, фильмов, ДВД по вопросам
Массовая оздоровительная компания
Школы и клубы здоровья
Уроки и часы здоровья
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
5% лекция;
10% чтение;
20% аудиовизуальные средства;
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
При проведении гигиенического обучения и воспитания населения, следует учитывать, что здоровье человека более чем на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением пациента к собственному здоровью и здоровью окружающих, потому что медицинские работники должны настраивать пациентов на соблюдение здорового образа жизни, то есть формировать мотивацию.
Самыми важными факторами влияния санитарно-просветительской работы медицинского персонала мы определили: первое — пропаганду здорового образа жизни и профилактику заболеваний. Только с помощью ЗОЖ, отказа от вредных привычек, человек способен избежать многих хронических заболеваний. Второе — первичную медико-санитарную помощь. Пройдя добросовестную подготовку, любой человек способен, в случае чрезвычайных обстоятельств оказать первую помощь.
Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания и обучения.
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.
Медицинский работник должен осуществлять такие функции:
-Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.
Гигиеническое воспитание и обучение детей в условиях дошкольного учреждения
... изучить теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста Выявить уровень сформированности навыков личной гигиены у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Выявить особенности воспитания культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста и выстроить ...
-Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек (Приложение 3).
-Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.
-Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.
-Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.
-Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.
-Медицинский работник должен придерживаться законов Российской Федерации.
-Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.
-Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
-Доступность медикосоциальной помощи.
-Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.
-Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Санитарно-гигиеническое просвещение- раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% — от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.
Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.
Целью моей работы является рассмотрение различных методов гигиенического обучения и воспитания.
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
5% лекция;
10% чтение;
20% аудиовизуальные средства;
Социология быта, здоровья и образа жизни населения
... здоровья населения не может не быть междисциплинарной и, возможно, является одним из пунктов разрушения дисциплинарных границ социологии в исследованиях общества и индивида. §6. Заключение Проблематика реального образа жизни ... в изучении проблем здоровья в нашей стране относятся к 1969 г. [39]. Дальнейшее развитие эти идеи получили в монографии "Философские и социально-гигиенические аспекты учения ...
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника
Считаю, что поставленные задачи были решены, цели достигнуты.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/metodyi-formyi-i-sredstva-gigienicheskogo-vospitaniya-naseleniya/
1. А. Ф. Золинов. Физическое воспитание взрослого человека. Л., 2014
2. Б. Л. Апанасенко. Здоровый образ жизни. Л., 2015
3. В. М. Липовецкий. Занимайтесь спортом!!! М., 2013
4. Н. М. Амосов, Я. А. Бендет. Здоровье человека М., 2016
5. Е. А. Пирогова. Окружающая среда и человек Минск, 2014
6.http://www.studfiles.ru/preview/5764674/page:2/
7.http://vmede.org/sait/?id=Gigiena_ob_bolshakov_2009&menu
8.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Хронические неинфекционные заболевания
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Санитарно-гигиенического воспитания населения.
ПРИЛОЖЕНИЕ№ 3
Влияние вредных привычек на организм.
Вашему вниманию предоставляется курсовая работа на тему:
Методы гигиенического обучения и воспитания населения.
Санитарно-гигиеническое просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья. Учитывая, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% — от неблагоприятных экологических факторов, «Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г.» предусматривала в качестве одного из основных и приоритетных направлений деятельности профилактику нарушений здоровья. Важными разделами профилактической работы являются повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, формирование у населения навыков здорового образа жизни.
Актуальность данной темы в том, что в настоящие время имеется разрыв между гигиеническим знанием и поведением людей. Поэтому необходимо превращать знание в навыки.
Отобрание детей при непосредственной угрозе опасности для их жизни или здоровья
... могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью. Основанием такого отобрания служит постановление органа местного ... и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, ...
Целью моей работы является рассмотрение различных методов гигиенического обучения и воспитания.
Гигиеническое воспитание (санитарное просвещение) — совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни.
Применяя различные средства гигиенического обучения и воспитания населения, медицинские работники должны знать, что степень усвоения информации зависит от методов обучения:
5% лекция;
10% чтение;
20% аудиовизуальные средства;
30% использование наглядных пособий;
50% обсуждение в группах;
70% обучение практикой действия;
90% выступление в роли обучающего (ведущего).
Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника
Считаю, что поставленные задачи были решены, цели достигнуты.