Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарно-гигиеническое просвещение — раздел профилактической деятельности органов и учреждений здравоохранения, направленный на гигиеническое обучение и воспитание населения с целью его привлечения к активному участию в охране здоровья.

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника. Это естественно, поскольку роль личностного (поведенческого) фактора велика в предупреждении заболеваний, в раннем обращении за медицинской помощью. Этот фактор влияет на сроки выздоровления, эффективность долечивания и восстановления трудоспособности и на предупреждение обострении заболеваний (Брехман, 1987).

Санитарно-гигиеническое просвещение как научная отрасль опирается на опыт не только медицинских дисциплин, но и социологии, психологии, педагогики. В практике санитарно-гигиеническое просвещения используются все доступные каналы информации: устное слово, печать, радио, кино, телевидение, народные университеты, «школы» здоровья и т.п.

Санитарно-гигиеническое просвещение представляет собой систему государственных, медицинских и общественных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья, предупреждение болезней, сохранение активного долголетия, высокой работоспособности. Санитарное просвещение призвано постоянно и целенаправленно повышать уровень санитарной культуры населения.

Гигиеническое обучение и воспитание определяется комплексом мероприятий, сообщающих углубленные санитарно-гигиенические знания и прививающих соответствующие умения разным группам населения, в том числе и детям.

Проблемы, тематика и повседневное практическое решение вопросов санитарно-просветительной работы определяются общегосударственными задачами в области здравоохранения, закрепленными законодательными актами РФ.

Помимо общегосударственных мероприятий, сохранение и укрепление здоровья зависит от уровня санитарной культуры самого человека, который должен овладеть в период развития знаниями в области профилактической медицины и гигиены и выполнять гигиенические и профилактические правила. Гигиенические знания, умения, навыки и привычки помогут человеку в интересах, как своего здоровья, так и окружающих его людей правильно организовать свой образ жизни, поведение дома и на работе, в общественном месте, на отдыхе. Каждый человек должен понимать, что здоровье является не только личным благом, но и достоянием общества, источником творческой энергии и высокой активности всех его членов.

17 стр., 8311 слов

Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального ...

... гигиены питания СЭС входит предупредительный и текущий санитарный надзор за проектированием, строительством и эксплуатацией предприятий пищевой промышленности, торговли, общественного питания. II. Гигиенические основы питания, как источник здоровья и нормального физического развития детей. ... в жирах на 1 кг. массы тела тем выше, чем меньше возраст ребенка. С возрастом увеличивается количество ...

ПРИКАЗ МИНЗДРАВА СССР ОТ 30.05.1986 N 770 (С ИЗМ. ОТ 14.12.1990) «О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕОБЩЕЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ» (ВМЕСТЕ С ИНСТРУКЦИЯМИ «ПО ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ И ЛИЦ С ФАКТОРАМИ РИСКА В АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ)», «О ПОРЯДКЕ УЧЕТА ЕЖЕГОДНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ», ПОЛОЖЕНИЕМ «ОБ ОТДЕЛЕНИИ (КАБИНЕТЕ) ПРОФИЛАКТИКИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)»)

ПОЛОЖЕНИЕ

О КАБИНЕТЕ ПРОПАГАНДЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

ОТДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ)

1. Кабинет организуется в структуре отделения профилактики.

2. Основой деятельности кабинета является организация и проведение комплекса следующих мероприятий, направленных на санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни населения:

2.1. Групповая и индивидуальная пропаганда здорового образа жизни среди проходящих профилактические осмотры.

2.2. Разъяснение цели и задач ежегодной диспансеризации всего населения.

2.3. Пропаганда борьбы с возникновением и развитием факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.).

2.4. Пропаганда активного отдыха, туризма, занятий физкультурой и спортом.

2.5. Разъяснение принципов рационального питания.

2.6. Рекомендации по созданию, укреплению и сохранению психологического климата на работе, в учебе и в быту.

2.7. Расширение и углубление санитарно-гигиенических знаний среди проходящих профилактические осмотры.

3. Кабинет организует и контролирует данную работу в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

4. В целях выполнения указанных задач кабинет обеспечивает:

4.1. Разработку и выполнение планов и графиков работы по амбулаторно-поликлиническому учреждению и кабинету.

4.2. Подборку и распространение методических материалов по различным сторонам формирования здорового образа жизни.

4.3. Организацию различных мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения на территории обслуживания амбулаторно-поликлинического учреждения.

4.4. Привлечение для участия в работе врачей, среднего медицинского персонала своего и других медицинских учреждений, психологов, юристов, педагогов, профсоюзного актива, работников обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.

5. Кабинет оснащается радиоустановкой, проекционной и звукозаписывающей аппаратурой, экранами, плакатами, альбомами, наборами памяток, листовками, научно-популярной литературой.

2.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Организация работы по гигиеническому воспитанию и профилактики в амбулаторно поликлинических условиях

Современные требования, предъявляемые к гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни, включающему воспитание гигиенических навыков с раннего детского возраста, правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, диктуют необходимость развития системы подготовки кадров службы медицинской профилактики, центров здоровья, врачей ЛПУ.

5 стр., 2058 слов

Факторы риска для медицинской сестры в лечебно-профилактическом учреждении

... пределы лечебного учреждения. Медицинские отходы возглавляют список наиболее опасных. Работа с ... Химические факторы риска В ЛПУ Химические факторы риска ... учреждений». В вопросах профилактики ВБИ в стационарах младшему и среднему медицинскому персоналу отводится основная роль: организатора, ответственного исполнителя, а также контролера. Ежедневное неукоснительное выполнение требований санитарно ...

Первичную медико-социальную помощь населению оказывают амбулаторно-поликлинические учреждения. Это очень широкая и наиболее массовая сеть учреждений ( например, в нашей стране их свыше 38 тыс.).

80% больных начинают и заканчивают лечение в этой сети. Всего участковых врачей в поликлиниках занято 96 тыс. — это говорит о массовости.

Санитарное просвещение — обязательный раздел деятельности каждого лечебно-профилактического учреждения, профессиональная обязанность каждого медицинского работника.

В настоящее время положения о лечебно-профилактических учреждениях всех типов (поликлинике, амбулатории, больнице и т. д.) предусматривают работу по санитарно-гигиеническому воспитанию населения. Тем не менее анализ практического осуществления санитарно-просветительной работы в этих учреждениях показывает, что нередко на местах к ее проведению подходят формально и часто допускаются методические ошибки, основными причинами которых являются:

  • недооценка врачами действенности этого раздела профилактической работы, в силу чего они не уделяют этой работе должного внимания;

— отсутствие знаний об организации и методических подходах к этой работе, что приводит к нарушению основного принципа санитарного просвещения (дифференцированности и целенаправленности пропаганды), а среди форм санитарного просвещения преобладают чтение лекций и выпуск санитарно-просветительных бюллетеней. Кроме того, недостаточно внимания уделяется групповым и индивидуальным формам работы.

Санитарно-просветительная работа в лечебно-профилактическом учреждении представляет собой комплекс дифференцированных, целенаправленных санитарно-просветительных мероприятий, предусматривающих гигиеническое воспитание различных контингентов населения и органически связанных с деятельностью лечебно-профилактических учреждений. Санитарно-просветительная работа проводится в соответствии с местными условиями и задачами, стоящими перед различными типами лечебно-профилактических учреждений.

Общее руководство и контроль за организацией и проведением санитарно-просветительной работы осуществляет главный врач лечебно-профилактического учреждения, который должен обеспечивать активную работу врачей и средних медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию населения как в стенах самого лечебно-профилактического учреждения, так и на обслуживаемой территории.

Главный врач лечебно-профилактического учреждения работает в тесном контакте с местным домом санитарного просвещения, откуда получает методическую помощь и материалы.

Каждый медицинский работник, помимо проведения индивидуальных бесед с больными и их родственниками в процессе оказания лечебно-профилактической помощи, обязан ежемесячно 4 часа своего рабочего времени затрачивать на проведение групповых и массовых форм санитарно-просветительной работы.

В санитарно-просветительной работе выделяют 3 основных звена: санитарное просвещение в поликлинике, стационаре и на участке (Схемы 1,2,3).

13 стр., 6143 слов

Совершенствование технологии социальной работы с пожилыми людьми ...

... Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах - М., 2005.-25-26с. В России накоплен определенный опыт в социальной работе с пожилыми ... стали третьей по значимости категорией населения, что породило очень серьёзные экономические, социальные, медицинские проблемы, о возможности существования которых в прошлом человечество не могло даже ...

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений. Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, расширение масштабов профилактических осмотров и диспансерного наблюдения, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительной работы.

Схема 1. Санитарное просвещение в поликлинике.

В современных условиях выделяют 2 основных аспекта санитарно-просветительной работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

  • санитарное просвещение по привлечению населения на медицинские профилактические работы.
  • санитарное просвещение диспансеризуемых контингентов в условиях динамического наблюдения за ними.

Успех профилактических осмотров в значительной степени зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

  • агитационно-информационным санитарно-просветительным воздействием наглядными средствами (плакаты, лозунги и т. д.), экспонируемыми по месту жительства населения и непосредственно в самой поликлинике;
  • разъяснением и убеждением с помощью печатной информации (листовки-приглашения, тематические памятки); Чтением лекций, разъясняющих существо диспансерного метода обслуживания населения; демонстрацией тематических санитарно- просветительных кинофильмов и т.

д.

Цель данной работы — выработать у населения обслуживаемой территории адекватное отношение к профилактическим мероприятиям и готовность активно в них участвовать.

Применение методики аккордного санитарно-просветительного воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения.

Дальнейшая санитарно-просветительная работа с населением проводится дифференцированно среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания и больных (острыми и хроническими заболеваниями).