Виды социальных ролей — Шпоры Психология групп

Курсовая работа
Содержание скрыть

Наличие некоторой совокупности ролей, которые, с одной стороны, отличаются друг от друга, но с другой стороны, могут быть присущи одной социальной группе, либо одному индивиду, обязательно для любого вида общественной организации. Исполнение социальной роли не исключает проявления индивидуальности, и определенной свободы ее трактовки для человека.

Определение 1

Социальной ролью называется сценарий поведения, ожидаемого от индивида. Это поведение определяется нормами, ценностями, правилами и обязанностями, предписываемыми обществом, и соответствующими правами

Социальной ролью называется поведение, ожидаемое от человека, занимающего определенный социальный статус. Вступая в общественные отношения, индивиды всегда исполняют одновременно несколько социальных ролей, являясь носителями определенных социальных статусов. Эти роли обусловленных их социальными статусами. Совокупность ролей, соответствующих определенному социальному статусу, в современной социологии получила название ролевого набора.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды и типы социальных ролей 440 руб.
  • Реферат Виды и типы социальных ролей 250 руб.
  • Контрольная работа Виды и типы социальных ролей 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Виды социальных ролей

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли

    связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).

    Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

  • Межличностные роли

    связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

    4 стр., 1950 слов

    Курсовая работа социальные роли

    ... частью общества. Виды социальных ролей Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией ...

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Виды ролей. Классификация социальных ролей , Т. Парсонс, Эмоциональность.

Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти).

От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

Способ получения.

Некоторые роли обусловлены предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

Масштаб.

Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента.

Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются более глубокие и всеобъемлющие отношения; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни ребенка.

Формализация.

Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами.

Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения.

Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

Мотивация.

Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получить одобрение и признание. Т. Парсонс и его последователи рассматривают личность как функцию от того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду в том или ином обществе.

Классификация ролей

обусловленные место индивида в системе объективных социальных отношений (роли профессиональные, гендерные, половые, возрастные, социально-демографические и др.), и

роли межличностные

, определяемые местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, отверженный, предпочитаемый и др.).

В отличие от социальных ролей, права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, зависят только от индивидуальных особенностей людей, их чувств и предпочтений. Т. Шибутани указывает, что в зависимости от условий деятельности, личность может выполнять различные роли. Так, в ситуациях сотрудничества это могут быть следующие роли — коллега, партнер, помощник, клиент, соратник.

4 стр., 1853 слов

Страх и его значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности человека

... чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, когда человек проявил агрессию в отношении другого, у него нередко возникает ... (от двух-грех до нескольких десятков сотен человек); массовая (тысячи и десятки тысяч). По глубине охвата: легкая паника. При этом человек сохраняет почти полное самообладание, критичность. Внешне такая ...

институциализированные

(официальные, конвенциальные), связанные с официальными требованиями организации, в которую входит субъект, и

стихийные

, связанные со стихийно возникающими отношениями и видами деятельности.

реципрокными.

Предыдущая1234567891011Следующая

Дата добавления: 2016-02-02; ;

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Поиск Лекций

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли:

  • По масштабу
    • Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
  • По способу получения
    • Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).

  • По степени формализации
    • Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
  • По видам мотивации
    • В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли

зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определённом смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки).

Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли

зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

15 стр., 7285 слов

Человек в системе социальных отношений

... философии, сферы жизни общества, как некие функции, образующие сложную структуру, которая включает в себя разного уровня сложности элементы, объединенные общественными отношениями. Во второй главе «Классы и их роль в системе социальных ...

Формализация

как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жёсткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация

зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребёнка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Понятие и виды социальных ролей

Социальная роль — фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В обществе выделяют 2 типа общественных отношений: формальные (конвенциональные) – регулируются законодательством и социальным статусом; неформальные (межличностные) – регулируются чувствами.

Социальная роль — общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки.

Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.

Линтоном и Дж.

Мидом. (в 30-х годах прошлого века)

Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.

Виды социальных ролей:

1. формальные социальные роли (учитель, повар)

2. межличностные социальные роли (друг, лидер, враг)

3. социально-демографические роли (мама, мужчина, сестра)

Характеристики социальной роли

Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т.

Парсонсом: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения.

Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате специальных усилий.

Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

5 стр., 2212 слов

Социальные отношения и взаимодействие

... социальных отношений. Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля. Социальные взаимодействия Социальная связь Ї это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные ...

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека.

Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Все социальные роли подвергаются общественной оценке (не личность, а вид деятельности) и связаны с правами и обязанностями. Если есть гармония прав и обязанностей – значит человек верно усвоил свою социальную роль.

Влияние социальной роли на развитие личности

Влияние социальной роли на развитие личности велико.

Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Ролевые конфликты

Ролевой конфликт — ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.

Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.

С чем связаны?

«,Стандартный», набор ролей

В психологии различают социальные и межличностные виды ролей.

Социальные

  • социальный статус,
  • профессиональная принадлежность, вид деятельности,
  • гендер и т.п.

Межличностные

Так как каждый индивид , «,носитель», большого количества соцролей, связанных с одним статусом, в психологии выделено понятие ролевого набора (комплекса).

типичные социальные роли личности

базовым социальным ролям

  • его взаимодействие в семье, с ближним («,родным»,) кругом общения,
  • принадлежность к профессиональному социуму, кругу,
  • общественно-политическую деятельность и убеждения.

ситуационные

Так, например, в течение одного дня человек успевает побыть пассажиром, водителем, покупателем, пешеходом.

Понятие социальной роли

Социальная роль

Действия человека с определенным статусом в обществе или коллективе.

Человек может иметь несколько социальных ролей: быть адвокатом, мамой, представителем жилищного управления, членом родительского комитета.

Характеристики социальных ролей (Т.Парсонс):

  • часть ролей ограничена в пространстве, другая размыта общественными границами;
  • роли отличаются эмоциональной окраской;
  • социальная роль может быть предписанной или достигаемой;
  • ролевая деятельность может быть произвольной или ограниченной рамками;
  • ролевой мотивацией могут быть прибыль, блага, личная выгода.

Любая роль человека в обществе предполагает ожидание и исполнение. В первом случае подразумевается ожидание общества, окружения, коллектива от роли, места человека внутри группы, во втором – интерпретация ожиданий и поведение в связи с очерченными функциями и стереотипами.

Основные функции ролевого поведения:

  • регуляция общества, норм, представлений;
  • адаптация человека в изменяющихся условиях;
  • самореализация личных качеств, представлений, достижение поставленных целей.

Базовые характеристики социальных ролей

Базовые характеристики социальных ролей выделил в середине XX века американский социолог Толкотт Парсонс.

3 стр., 1231 слов

Диалог как форма общения

... желания (принцип персонифицирования общения). Характеристика диалога, Можно выделить следующие характеристики диалога: 1) Реактивность. Реакция партнера по общению может быть совершенно ... по изучаемой проблеме; 2) рассмотрены и охарактеризованы различные виды диалога и их особенности. Таким образом, рассмотрение данной проблемы не может происходить полно, учитывая рамки нашего реферата, ...

Им были предложены четыре характеристики, присущие всем ролям:

o Масштаб роли

o Способ получения роли

o Степень формализации роли

o Вид мотивации роли

Коснёмся этих характеристик немного подробнее.

Масштаб роли

Масштаб роли зависит от того, каков диапазон межличностного взаимодействия. Если он велик, то велик и масштаб роли.

Например, супружеские социальные роли отличаются огромным масштабом, т.к. между супругами имеется широкой диапазон взаимодействия. С одной точки зрения, их отношения являются межличностными и основывающимися на эмоциональном и чувственном многообразии, но с другой – их отношения регулируют нормативные акты, и в некоторой степени они формализованы.

Обе стороны такого социального взаимодействия интересуются всевозможными сферами жизни друг друга, а их отношения практически ничем не ограничиваются. В иных же ситуациях, где отношения строго обусловлены социальными ролями (клиент-сотрудник, покупатель-продавец и т.п.), взаимодействие осуществляется исключительно по конкретной причине, а масштаб роли сведён к небольшому кругу соответствующих ситуации вопросов, а значит, является очень и очень ограниченным.

Способ получения роли

Способ получения роли находится в зависимости от того, какова вообще степень неизбежности для человека конкретной роли.

Например, роль юноши, мужчины или старика будет автоматически определена возрастом и полом, а для её приобретения не требуется никаких усилий, хотя проблема может заключаться в соответствии человека своей роли, являющейся данностью. А если говорить о других ролях, то порой их нужно достигать и даже завоёвывать в процессе жизни, предпринимая для этого конкретные целенаправленные усилия. К примеру, роли профессора, специалиста или даже студента нужно достигать. Большая часть социальных ролей связана с достижениями людей в профессиональной и других сферах.

Степень формализации роли

спецификой межличностного взаимодействия

, когда один человек взаимодействует с остальными.

Какие-то роли могут предполагать установление лишь формальных отношений между людьми, и отличаются специфическими правилами поведения; другие могут основываться на неформальных отношениях; а третьи вообще будут сочетанием особенностей первых двух.

Согласитесь, что взаимодействие нарушителя правопорядка и полицейского должно определяться комплексом формальных правил, а отношения между влюблёнными, напортив, должны основываться на чувствах.

Это и есть показатель формализации социальных ролей.

Вид мотивации роли

То, чем мотивирована социальная роль, будет зависеть от мотивов каждого конкретного человека и его потребностей.

Разные роли всегда будут обуславливаться разнообразными мотивами. Так, когда родители пекутся о благе своего ребёнка, они руководствуются чувствами заботы и любви; когда продавец стремится продать товар клиенту, его действия могут определяться желанием увеличить прибыль организации и заработать свой процент; роль человека, бескорыстно помогающего другому, будет основываться на мотивах альтруизма и совершения благих поступков и т.д.

4 стр., 1519 слов

Роль образования в экономическом и социальном прогрессе общественное сознание

... совершенствования системы высшего экономического образования как фактора эффективного развития общества и человека. Реформирование систем высшего образования происходит одновременно в огромном количестве стран, ... коллективной работы и навыками социального общения. Проблема высшего образования вообще и экономического в частности многоаспектна. Если образование в области естественных наук менее ...

Социальные роли не являются жёсткими моделями поведения!

Люди могут по-разному воспринимать и исполнять свои социальные роли.

Если социальная роль воспринимается человеком как жёсткая маска, образу которой он должен соответствовать всегда и везде, он может полностью сломить свою личность и превратить свою жизнь в страдание. И делать этого ни в коем случае нельзя, к тому же у человека практически всегда есть возможность выбора (если роль, конечно, не обусловлена естественными причинами, такими как пол, возраст и т.д., хотя и эти «проблемы» многими людьми сейчас успешно решаются).

Любой из нас всегда может освоить новую роль, что повлияет и на самого человека, и на его жизнь.

Для этого существует даже особая техника, называющаяся имидж-терапией. Подразумевает она «примерку» человеком на себя нового образа. Однако человек должен обладать желанием войти в новую роль. Но интереснее всего то, что ответственность за поведение лежит не на человеке, а именно на роли, задающей новые поведенческие шаблоны.

поступать по-новому

даже в самых привычных и обыденных ситуациях, раскрывая свой скрытый потенциал и достигая новых результатов. Всё это говорит о том, что люди способны сами «делать» себя и выстраивать свою жизнь так, как они хотят, невзирая на социальные роли.

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми.

Конкретный выбор сти­ля общения определяется многими факторами: личностными осо­бенностями человека, его мировоззрением и положением в общест­ве, характеристиками этого общества и многим другим.

Их условно можно назвать ритуаль­ным, манипулятивным и гуманистическим

Ритуальный стиль по­рождается межгрупповыми ситуациями, манипулятивный — дело­выми, а гуманистический — межличностными.

В дальнейшем мы будем исходить из того, что стиль общения — это скорее предрасположенность к определенному общению, направ­ленность, готовность к нему, которая проявляется в том, как чело­век склонен подходить к большинству ситуаций.

Однако стиль не полностью определяет общение человека, он может общаться и в чужом стиле. Например, если человеку свойственен в основном ма­нипулятивный стиль, это не значит, что его общение с ближайшим другом тоже будет деловым.

Ритуальное общение.

Здесь главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. При этом важно, что партнер в таком обще­нии является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала.

В реальной жизни существует огромное количество ритуалов, под­час очень разных ситуаций, в которых каждый участвует как некото­рая «маска» с заранее заданными свойствами Эти ритуалы требуют от участников только одного — знания правил игры. В подобном стиле осуществляются многие контакты, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодер­жательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформа­тивны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Например, день рождения.

Все присутствующие знают друг друга лет двадцать, собираются вместе 3—4 раза в год, сидят по несколько часов и говорят об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так кроме этого каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, это абсо­лютно бессмысленная трата времени, которая должна вы­зывать только раздражение.

4 стр., 1605 слов

Роль общения в психической жизни младенца

... личностное общение оказывает огромное влияние на психическое развитие младенца. Во- первых, благодаря субъектному, личностному отношению взрослого младенец начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения. Во-вторых, ... Позже роль общения в психическом развитии младенца уже несколько снижается. У младенца в первый год жизни развивается особая привязанность к ухаживающему за ним человеку. ...

Случается и такое, но гораздо чаще мы получаем от такого рода встреч удовольствие. Зачем нам это нужно?

Описанная ситуация — типичный случай ритуального общения, при котором главным является подкрепление связи со своей груп­пой, подкрепление своих установок, ценностей, мнений, повыше­ние самооценки и самоуважения. В ритуальном общении партнер — лишь необходимый атрибут, а его индивидуальные особенности не­существенны.

Это верно и тогда, когда мы хорошо знаем человека, и тогда, когда видим в первый раз. Важно только одно — его компе­тентность относительно конкретного ритуала.

Вспомним широко известное выражение, что зануда — это человек, который в ответ на вопрос. «Как живешь9», начи­нает подробно рассказывать, как он живет. Иными словами, мы понимаем или воспринимаем человека как зануду только тогда, когда он выходит за рамки ритуала. Если же он не выходит за них (например, на сакраментальный вопрос отвечает «нормально «), то мы о нем не можем сказать ни­чего конкретного, да это нам и не нужно.

В ритуальном общении для нас существенно следование роли — социальной, профессиональной или межличностной.

Скажем, на вопрос: «Как живешь?» надо отвечать что-то вроде: «нормально», «прекрасно», «отлично»и т.д., а вот ответ: «отвратительно», предполагающий в дальнейшем во­прос: «А что так?» и последующую беседу на эту тему, — это уже выход из ритуала приветствия и переход к другому общению.

Человек, отвечающий, что он живет отвратитель­но, уже выходит за рамки своей ритуальной роли.

Для ритуального общения очень важно, с одной стороны, пра­вильно распознать ситуацию общения, и представить себе, как в ней себя вести — с другой.

Например, кто-то уходит из гостей. Он уже одет, сто­ит в дверях, но все не уходит, что-то говорит, говорит

десять минут, полчаса. Человек не распознает ситуацию, в которой должен происходить ритуал прощания, а продол­жает существовать в ситуации «застольной беседы «.

Гость не выполняет ролевые ожидания и его начинают воспри­нимать как надоедливого, назойливого человека.

Во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в ри­туальном общении, в еще большем количестве ситуаций мы участ­вуем в нем автоматически, выполняя требования ситуации, практи­чески не осознавая, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в одной организации, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем у них «Как дела?», узнаем, что нормально, гово­рим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит «, смеемся.

И такое общение человеку тоже необходимо — представьте себе, какова была бы ваша ре­акция, если вдруг все перестали бы с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистичес­кая, так как лишение человека этого ритуала прямо свиде­тельствует о социальной изоляции и воспринимается им в качестве таковой.

6 стр., 2683 слов

Деловое общение человека как личности

... В социологии и психологии личность определяется как совокупность качеств человека, приобретаемых им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения. Систематизированная совокупность качеств человека, определяющих личность, ... поведения. Социальный опыт состоит из: 1) социальные роли - это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и ...

Отсюда следует, насколько большое значение человек придает ритуальному общению. Но ритуальное общение редко преобладает в жизни.

Оно бывает лишь прологом к другому общению — манипулятивному.

Манипулятивное общение.

Это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.

Что важно продемонстрировать собеседнику в манипулятивном общении? Только то, что поможет достижению цели. В манипулятивном общении мы «подсовываем» партнеру стереотип, который мы считаем наиболее выгодным в данный момент.

И даже если у обоих партнеров имеются свои цели по изменению точки зрения собеседника, победит тот, кто окажется более искусным манипуля­тором, т.е. тот, кто лучше знает партнера, лучше понимает цели, лучше владеет техникой общения.

Не следует делать вывод, что манипуляция — это негативное явление.

Огромное количество профессиональных задач предпола­гает именно манипулятивное общение. По сути любое обучение (субъекту необходимо дать новые знания о мире), убеждение, уп­равление всегда включают в себя манипулятивное общение.

Имен­но поэтому эффективность этих процессов во многом зависит от степени владения законами и техникой манипулятивного общения.

Манипулятивное общение — чрезвычайно распространенный вид общения, который встречается в основном там, где существует со­вместная деятельность. Важно помнить об одном существенном мо­менте — отношении человека к манипулятивному общению и об­ратном воздействии манипулятивного стиля.

Представьте себе, что вы сидите в кабинете руководи­теля среднего ранга, которому часто звонят по телефону.

Стиль разговора все время изменяется. Если статус оппо­нента выше — один тон, если ниже — другой. Это типич­ный пример манипулятивного общения, и каждый про себя будет объяснять, что «так и надо, иначе ничего не сдела­ешь». Однако многим это неприятно.

И, наконец, существует обратное влияние манипулятивного об­щения на личность, которая его использует.

Существует манипуля-тивная деформация личности в тех случаях, когда в силу частого профессионального употребления манипулятивного общения, хоро­шей техники по его использованию и, соответственно, постоянных успехов на этом поприще человек начинает считать манипулятив­ное общение единственно правильным. В таком случае все общение человека сводится к манипуляции (и тогда, когда это нужно, и когда оно совершенно неоправданно).

Гуманистическое общение.

Это в наибольшей степени личностное общение, позволяющее удовлетворить такую человеческую потреб­ность, как потребность в понимании, сочувствии, сопереживании.

Ни ритуальное, ни манипулятивное общение не позволяют вполне удовлетворить эту жизненно важную потребность. Цели гуманисти­ческого общения не закреплены, не запланированы изначально. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом об­щения является не поддержание социальных связей, как в ритуаль­ном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном общении, а совместное изменение представлений обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Ситуации гуманистического общения всем известны — это ин­тимное, исповедальное, психотерапевтическое общение.

Оно связано с настроенностью и целями партнеров. Но здесь следует указать на ситуации, когда данное общение и даже его отдельные элементы неуместны.

Например, телефонисты справочных служб раздражают­ся на тех клиентов, которые, вместо того чтобы быстро задать вопрос, пытаются сначала вступить с ними в довери­тельное общение: представиться, познакомиться, рассказать о своих проблемах, причинах обращения в справочную службу и т.д.

Гуманистическое общение детерминируется не столько снаружи (целью, условиями, ситуацией, стереотипами), сколько изнутри (ин­дивидуальностью, настроением, отношением к партнеру).

Это не означает, что гуманистическое общение не предполагает социаль­ной детерминации. Очевидно, что человек, как бы он ни общался, все равно остается социальным (т.е. связанным с жизнью и отно­шениями людей в обществе).

Однако в данном общении (больше, чем в других видах) прослеживается зависимость от индивидуаль­ности. В гуманистическом общении партнер воспринимается це­лостно, без разделения на нужные и ненужные функции, на важные и неважные в данный момент качества.

Например, мы можем за два часа беседы хорошо узнать случайного попутчика в поезде и быть уверенным, что мы его правильно поняли.

При этом мы можем плохо понимать или совсем не понимать, что представляет собой как человек сек­ретарша нашего руководителя, с которой мы «общаемся » чуть ли не ежедневно уже много лет подряд.

Наш попутчик, с которым мы откровенно поговорили, пытаясь понять друг друга и не преследуя больше никаких целей (какие могут быть «дела» с незнакомым человеком), «открылся » нам, мы его «почувствовали «.

А общение с секре­таршей всегда носит в той или иной степени манипулятивный характер, следовательно, и воспринимаем мы ее очень ограниченно — только по отношению к тем функциям, которые она должна выполнять в наших делах.

Основным механизмом воздействия в гуманистическом общении является внушение, суггестия — самый эффективный из всех воз­можных механизмов.

Важно помнить, что это обоюдное внушение, так как оба партнера доверяют друг другу, и поэтому результатом является не изменение точки зрения одного из них, а взаимное совместное изменение представлений обоих партнеров.

©2015-2018 poisk-ru.ru Все права принадлежать их авторам.

Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Классификация и характеристики

Круг социальных ролей весьма широк и разнообразен, каждый человек задействован сразу в нескольких из них. Их количество обусловлено многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от форм деятельности и социальных взаимодействий различают 3 типа социальных ролей:

  • институциональные – четко регламентируемые, связанные со статусом, родом деятельности человека (директор, депутат, судья);
  • конвенциональные – неформальные, но исполняемые по общепринятым правилам (учитель, студент, отец, мать);
  • межличностные – основанные на неформальных межличностных связях (друг, соперник, уважаемый человек).

ролевым набором или ролевой системой.

  • основные, типичные – семьянин, руководитель производства, гражданин;
  • эпизодические, ситуационные – покупатель, зритель, пешеход, пациент.

характеристик:

  • Масштаб связей – зависит от диапазона межличностных взаимодействий: чем он шире, тем масштаб роли больше.
  • Степень формализации – правила поведения могут быть: 1) формальными, закрепленными в юридических документах, инструкциях, положениях, уставах; 2) неформальными, опирающимися на обычаи, традиции, нравы.
  • Способ получения – какие-то роли предписаны человеку от рождения, определены его полом, возрастом, социальным положением (аскриптивные, предписанные роли).

    Иные приобретаются путем личных усилий, благодаря индивидуальным качествам (достижимые роли).

  • Мотивация – зависит от потребностей человека.
  • Эмоциональная составляющая – одни роли требуют сдержанного поведения (священник, судья), другие – эмоционального (актер, рекламный агент).

Социальная роль с ее запрограммированной системой действий и отношений становится частью личности человека. Ролевое поведение – это своеобразное единство, взаимопроникновение социальной роли и индивидуального исполнителя. Заданные образцы (модели, стереотипы) поведения корректируются личностью в соответствии с ее социальным опытом и жизненными ценностями.

Виды социальных ролей в обществе[ | ]

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

  • Социальные роли

    связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец).

    Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, предполагающие специфические способы поведения, закреплённые общественными нормами, обычаями.

  • Межличностные роли

    связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне тяжело как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.