Введение
Процесс общения обуславливается многими факторами. К ним относятся: обстановка, в которой происходит общение, атмосфера общения, типы личности говорящих и их качества, склад характера собеседников, их степень близости, наличие интереса к теме разговора и многие другие. Этот список можно продолжать до бесконечности и так и не перечислить всех факторов, которые тем или иным образом могут оказать влияние на ход общения. Собеседник может не уметь слушать или говорить на не интересующую партнера тему. Он может быть интровертом или экстравертом, а может быть и эмпатийной личностью.
В любом случае — каждый может научиться быть хорошим собеседником и найти общий язык с человеком, обладающим любыми качествами и характеристиками. Навыки общения не являются врожденной особенность, но они приобретаются в процессе социализации.
Общение — это не механический процесс. Поэтому не исключено влияние различных факторов на этот процесс.
Факторы могут быть как внешними, так и внутренними. Ими могут быть личность партнера, обстановка общения, отношения, в которых находятся партнеры, внешняя ситуация, в которой происходит процесс общения, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров. При написании данной курсовой работы использовалась следующая литература: Е.П. Ильин «Психология общения и межличностных отношений», Горбунова М.Ю. «Социальная психология», К. Мангейм «Идеология и утопия» и мн. др.
Объект: межличностные отношения.
Предмет: социально-психологические особенности межличностного общения.
Цель работы: исследовать социально-психологическую составляющую межличностного общения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать определение межличностному общению;
2. Рассмотреть социально-психологические особенности межличностного общения;
3. Выявить основные принципы социально-психологического механизма общения между людьми и малыми социальными группами;
4. Провести социальное исследование на тему «Активность современной молодежи в общении».
Исследование в данной курсовой работе проводилось с помощью опроса (анкетирования).
1. Межличностное общение
1.1 Определение межличностного общения
Общепринятого определения для общения в социальной психологии, как такового, не существует. Каждый автор определяет его по-своему, но, в основном, общению дают описательные определения, которые указывают на функции, способы и стороны общения. Как пример, можно рассмотреть определение А.И. Волковой: «Общение — это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как процесс обмена информацией, и как отношение людей друг к другу, и как процесс взаимовлияния друг на друга, и как процесс переживания и взаимного понимания друг друга». Определение весьма безличное и отнюдь не научное, но, тем не менее, дает представление о том, что такое общение. Далее рассмотрим определение, которое дано в «Новой философской энциклопедии» под редакцией В.С. Степина: «Общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности». Это определение дает еще больше информации.
Психология общения и межличностных отношений
... научных, публикациях можно встретить различное понимание отношения понятий «коммуникация» и «общение». В психологии более правильно установить следующее отношение между ними. Коммуникация — более широкое ... динамическое выражение лица в данный момент общения. Жест — социально отработанное движение, передающее психические состояния. И мимика и жесты развиваются как общественные средства коммуникации, ...
Теперь мы можем увидеть, что общение — это не только обмен информацией, чувствами и опытом, но это еще и способ обмена навыками, опытом и способностями, то есть, общение здесь рассматривается как инструмент личностного роста, как необходимый атрибут социализации в обществе. Ведь, действительно, общение — это настолько широкое понятие, что в него можно вложить практически любое взаимодействие между индивидами и социальными группами. Здесь необходимо сделать небольшую ремарку: есть разница между общением и коммуникацией. Чтобы конечно убедиться в том, что такое общение и какие способы передачи информации оно в себя включает, нужно определить и коммуникацию. Итак, согласно тому же энциклопедическому словарю, «коммуникация — это (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и так далее, а также передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Как научная коммуникация, так и коммуникация в других сферах (например, в искусстве, литературе, бытовых или производственных отношениях) представляет собой социальный процесс, отражающий общественную структуру и выполняющий в ней связующую функцию».
Исходя из всех определений, рассмотренных выше, можно сделать заключение, что коммуникации я и общение — это, если не один и тот же феномен, то очень близкие и схожие, по сути, явления. Но, все же, есть между ними различия, иначе, социология не разделила бы эти определения. В целом — различие заключается в том, что коммуникация — это способ общение. И, если общение — это передача информации в виде слов, звуков, знаков и так далее, то коммуникация — это способ передачи информации. Таким образом. Коммуникация может быть вербальное (осуществляется посредством речи) и невербальной (жесты, мимика, позы, кожные реакции, тембр голоса, диапазон, тональность, включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач, прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи, приятные и неприятные запахи окружающей среды, искусственные и естественные запахи человека и тому подобное).
При любом общении возникает коммуникативный процесс, в ходе которого информация поступает от одного сознания к другому.
Особенность коммуникаций в социальных сетях
... них. Среди особенностей коммуникации в социальных сетях чаще всего отмечаются следующие: Повышенная вербальная активность, вызванная практически полным исчезновением коммуникативных барьеров и невозможностью общаться молча. Разорванность, мозаичность коммуникации. Люди, участвующие в быстрой коммуникации, при ...
Итак, понятие общения настолько обширно, что его, по праву. Можно назвать основой процесса социализации.
Ведь, благодаря общению происходит обмен информацией, навыками, умениями и опытом. Все, что содержится в опыте других людей и целых общественных групп, весь их опыт и все знания мы можем перенять посредством общения. Именно оно (общение) и является отправным пунктом нашего личностного роста, нашего развития. Это способ перенять опыт других, осуществив коммуникацию.
1.2 Функции общения
Понятие «восприятие человека человеком» недостаточно для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия человека и других познавательных процессов. Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью — свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др.
С возрастом дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта, объектом познания является как физический, так и социальный облик человека, восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относят физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. К анатомическим (соматическим) особенностям относятся рост, голова, и др.
Физиологические характеристики включают дыхание, кровообращение, потоотделение и т. д.
Функциональные особенности включают осанку, позу и походку, лингвистические (невербальные) особенности общения включают мимику, жесты, телодвижения. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и невыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, паралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности (внешний облик) включает одежду человека, его обувь, пения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к состоянию между общающимися и их взаимному расположению. Примером из художественной литературы, демонстрирующим умение определять по особенностям место рождения и профессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы «Пигмалион». Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т. д.
При восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей.
Наиболее значимыми из них являются:
- механизм первичности или новизны (сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа познаваемого объекта);
— механизм проекции (перенос на людей психических особенностей воспринимающих), механизм стереотипизации (отнесение воспринимаемого человека к одному из известных субъекту типов людей), механизм этноцентризма (пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего).
Психология» : «Общение: сущность, механизмы и стили речи
... людей, выражать доброжелательность) общения. Стили общения. Все люди различаются по стилю общения – устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор этого стиля общения определяется личностными особенностями человека, его мировоззрением и ...
Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности).
Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания (от простых к сложным).
В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта.
К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.
1.3 Средства общения
Средства общения бываю речевыми и неречевыми. Е.П. Ильин в своей книге «Психология общения и межличностных отношений» приводит классификацию которая наглядно и структурировано отображает основные средства межличностного общения. Согласно этой таблице, средства общения делятся на речевые и неречевые. Речевые средства общения — это монолог (рассказ, выступление, доклад, лекции, команды) и диалог (свободный диалог и направленный диалог).
К неречевым средствам относятся жесты, мимика, предметы, действия, коды и символы. Речь является вербальным средством общения и определяется как процесс использования языка в процессе общения между людьми. Она является важным способом передачи информации. Без нее человек не мог бы получать и передавать основное количество информации, особенно ту, что несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с невербальной коммуникации (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.).
Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.
Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление.
Общение и речь реферат по психологии
... собеседником, но подражая его манере общения, мы теряем свою индивидуальность. 5. Почему при общении следует учитывать цель и адресата речи? Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, ... отношения. Особый интерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке. 4. Каковы основные правила общения? Культура речи - один из главных показателей общей культуры человека. ...
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т. е., в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диалога, письменной, устной и т. д.
Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение неодинаково. Внешняя речь, например, играет в основном роль средства общения, внутренняя — средства мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог — двустороннего обмена информацией.
Важно отличать язык от речи. Их основное различие заключается в следующем. Язык — это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл. Речь же — это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны, язык отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не, только ныне живущих людей, но и всех других, которые жили раньше и говорили на данном языке.
1.4 Психология общения
Конечно, общение — это не чисто механический процесс. Поэтому не исключено влияние различных факторов на этот процесс. Факторы могут быть как внешними, так и внутренними. Ими могут быть личность партнера, обстановка общения, отношения, в которых находятся партнеры, внешняя ситуация, в которой происходит процесс общения, социально-психологические особенности коллектива, наличие общего тезауруса у партнеров. Также очень важно умение слушать собеседника. Ведь кому захочется говорить с тем, кто не умеет слушать? Слушание — это восприятие, осмысление и понимание того, что говорит собеседник. Когда мы невнимательно слушаем собеседника, один из этих психических процессов нарушается. Поэтому «слушать» и «слышать» — не одно и то же. «Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие», — говорит Лабрюйер. Именно поэтому общение иногда бывает неэффективным за счет «не слушания» собеседника.
Психологически человек устроен так, что больше обращает внимание на то, что соответствует его интересам и потребностям. А собеседники очень часто говорят только о том, что интересно им самим.
В этом и заключается проблема общения: если собеседник говорит только о том, что интересно ему, то он обеспечивает себе отсутствие интереса со стороны реципиента его речи. Иногда это приводит к тому, что диалог превращается в скучный монолог, основанный на интересах и потребностях говорящего, но не представляющий ценности и не имеющий значимости для того, кто, по сути, должен быть слушателем.
Общение как восприятие людьми друг друга
... другого человека рассматривается как составная часть процесса общения, как основание не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий, а также установления особого рода отношений ...
Для того, чтобы стать хорошим собеседником нужно, во-первых, принять тот факт, что люди любят говорить о том, что соответствует их интересам и потребностям, а, во-вторых (что не менее важно), научиться «слушать». Существует несколько техник «эффективного слушания». Одна из них приведена в приложении 3 данной работы.
Не стоит забывать, что, слушая, надо:
- Забыть личные предубеждения против собеседника;
- Не спешить с ответами и заключениями;
- Разграничивать факты и мнения;
- Следить за тем, чтобы ваша речь была предельно точной и ясной;
- Быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;
- Действительно слушать, а не просто делать вид, что слушаете;
- Вступая в беседу не думать, что уже имеешь непоколебимую позицию;
- Настроить себя на волну внутренней заинтересованности в том, что говорит собеседник;
- За время беседы постараться несколько раз мысленно обобщить услышанное.
Помимо умения слушать, на процесс общения также влияет и манера говорить. Этот фактор относится к невербальной коммуникации и несет в себе больше информации, чем слова. Считается, что тон при обращении имеет гораздо большее значение, чем, то, что говорит человек. Тон обращения может быть нежным, спокойным, непоколебимым, властным, грубым. Также влияет и дистанция, на которой находятся собеседники.
В социологии и психологии выделяют 4 расстояния между говорящими: интимная, личная, социальная и публичная. Первые две свидетельствуют о том, что общающиеся уже близки друг с другом, вторые две используются в официальном общении и в общении между не очень близкими людьми или просто знакомыми.
Также во время разговора не рекомендуется смотреть на посторонние предметы: это отвлекает собеседника. И, конечно, не следует прерывать партнера, пока тот не закончит говорить. Манера общения зависит от того, кем является собеседник, какой у него возраст, пол, социальный статус.
«Надобно сказать, что у нас на Руси, если не угнались еще кой в чем другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться. Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… Француз или немец век не смекнет и не поймет всех его особенностей или различий. Он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом. У нас не то. У нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у кого их триста…».
Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность.
Одни из них способствуют успешному общению, другие его затрудняют (властность, конфликтность, агрессивность, застенчивость, робость, ригидность).
Для большего понимания важности типа личности собеседника и его качеств, хочу привести отрывок из книги Е.П. Ильина «Психология общения и межличностных отношений», в котором описано одно из самых влияющих на способности к общению качеств личности — эмпатии:
Эмпатия (от греч. pathos — «сильное и глубокое чувство, близкое к страданию», — префикс, означающий «направление внутрь») — такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем. Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Л.Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ. По мнению Т.П. Гавриловой (1981) и других психологов, эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью другого (выражение сожаления, соболезнования и т. п.).
Культура речевого общения
... и тем самым мешают языковому общению. Несмотря на большие успехи, достигнутые в области народного образования в целом и в повышении речевой культуры нашего населения, в частности, произношение ... лучшего. Свидетельства этому – ежегодные результаты вступительных экзаменов в вузы. Русское правописание по-прежнему остается предметом обсуждения в специальной литературе. При этом затрагиваются разные его ...
Первое, считает Т.П. Гаврилова, основано в большей мере на своем прошлом опыте и связано с потребностью в собственном благополучии, с собственными интересами, второе основано на понимании неблагополучия другого человека и связано с его потребностями и интересами. Отсюда сопереживание более импульсивно, более интенсивно, чем сочувствие. Мне все же представляется, что сочувствие не всегда отражает эмпатию, оно может выражаться даже бесстрастно, просто из вежливости («да, я понимаю, что это неприятно, но меня это не касается, не трогает»).
Кроме того, Л.П. Калининский с соавторами (1981) считают, что при разделении эмпатических реакций вернее было бы говорить не столько о критерии разнонаправленности потребностей, сколько о степени эмоциональной вовлеченности своего Я во время такой реакции. Они полагают, что сопереживание является больше индивидным свойством, так как связано с такой типологической особенностью, как слабость нервной системы, а сочувствие — личностным свойством, которое формируется в условиях социального обучения. Т.П. Гаврилова обнаружила, что сопереживание, как более непосредственная концентрированная форма эмпатии, характерно в большей степени для младших школьников, а сочувствие, как более сложная, опосредованная нравственным знанием форма эмпатического переживания — для подростков. Чаще выражается сочувствие, чем сопереживание.
1.5 Классификация типов отношений
Существуют различные виды отношений, вернее, стороны единого предметного отношения, определяемые многосторонней возможностью реакций человека и многосторонностью объектов. Но две основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они представляют основу положительного или отрицательного активного избирательного отношения человека, основу в подлинном смысле тенденции (от латинского слова tendere — напрягать), напряженной направленности психической активности человека.
От простого положительного или отрицательного хемотаксиса, через инстинкты (сложные безусловные рефлексы), до сложных влечений и потребностей человека мы устанавливаем качественное многообразие этих жизненных тенденций. В этом ряде эволюционных ступеней (в отличие от биологического стремления видеть в простом и сложном тождественное) советская психология подчеркивает их качественное различие и общественно-историческую, а не просто биологическую природу потребностей человека. Потребности — это одна сторона основного отношения. Скорее всего ее можно определить как конативную (от латинского слова — стремиться, домогаться) тенденцию овладения.
Тренинг педагогического общения
... Котельникова // Воспитание школьников. - 2008. - № 3. - С. 50-51. 4. Морева Н. А. Тренинг педагогического общения : практическое пособие. - Москва, 2009. - 78 с. 5. Стишенок И. В. Сказка в ... сопровождение. Участникам предлагается на бумаге свое настроение, чтобы оно было понятно другому человеку. Через несколько минут каждый передает свой рисунок соседу справа, которому предлагается внести ...
На ранних (примитивных) стадиях развития отношения носят еще недифференцированный характер. В процессе развития уже на уровне бессознательных отношений высокоорганизованного животного (собака, обезьяна) вычленяется вторая сторона первоначального двуединого отношения — эмоциональное отношение привязанности, любви, симпатии и их противоположности — неприязни, вражды, антипатии.
На базе этих двух основных сторон, или видов, отношений возникают другие виды, имеющие особые генетические корни и выступающие у человека благодаря высокому развитию его интеллекта как относительно самостоятельные образования. Сюда прежде всего следует отнести интересы, привлекающие большое внимание педагогов и психологов. Усилие в отношении к учебным обязанностям является частной формой усилий человека, вытекающих из ответственного отношения к своим обязанностям, характеризующим морально-правовые отношения человека.
Ответственное отношение к своим обязанностям, формируясь в процессе взаимодействия людей, выполнения требований родителей, учителей, начальников, перерастает во внутренние образования, такие, как долг, совесть. Моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой.
Этот внутренний процесс приводит к образованию оценочных отношений, определяющих этические, эстетические, юридические и другие критерии поступков и переживаний человека.
Соответственно формированию этических оценок и связанной с этим критикой себя и других возникает требовательность, или требовательное отношение к окружающим и к самому себе.
Отсюда же вытекает и особый вид этического отношения к другому человеку — уважение в положительном случае и пренебрежение или презрение в противоположном случае.
Значение этих явлений во всех сторонах жизни, в частности в области школьных взаимоотношений между учащимися, отношений к учителю, его авторитету, достаточно ясно.
Этапы развития отношений.
Отношения как сознательные избирательные связи являются продуктом индивидуального развития. В сущности вопрос о развитии человека неразрывно связан с формированием его отношений. Здесь мы сталкиваемся с труднейшими вопросами, которые поднимались и раньше, но освещались несколько иначе. С момента рождения формируются реакции ребенка… В два года можно отметить, правда, еще неустойчивые, но определенные реакции, сопровождаемые словами: «хочу — не хочу», «интересно — неинтересно», «люблю — не люблю». Речь идет, конечно, не о том, что ребенок понимает смысл этих слов, а о том, что смысл его реакции находится в соответствии со смыслом этих слов. Исследования на детях дошкольного возраста позволяют выявить характерные особенности этого периода. Здесь уже можно говорить о выраженных и определенных отношениях, среди которых отчетливее всего выступают отношения к родителям, к детям, к воспитателям, к играм.
Отдельные стороны отношений даже в этом возрасте выступают как черты характера: самостоятельность, инициативность, добросовестность, общительность. В этом периоде развития отношения характеризуются ситуативной мобильностью, легко меняются контрастно под влиянием преходящего эмоционального состояния. Они тесно слиты с поступком и реакцией. Характер и уровень развития отношений определяются в этом возрасте прежде всего взрослыми (родителями, воспитателями).
Психологическое здоровье человека
... эмоциональных состояний, во многом зависит от условий, в которых живет и трудится человек, отношения к нему, его деятельности, его проблемам со стороны окружающих, а также ... разрешена путем сложного медико-биологического и психологического обследования. Окончательное заключение может вынести только специалист, а в сфере психического здоровья — сопоставление мнений нескольких специалистов-экспертов ...
Изменения в положении ребенка в школьном возрасте влекут за собой, помимо функционального развития, обогащения опыта и многообразия отношений, новый момент — несемейные обязанности и обязательный учебный труд.
На новую ступень поднимается управление своими действиями и структура отношений, определяемая требованиями объективной необходимости. Формирование принципов, принципиальных отношений и поведения, убеждений и идеалов характеризует развитие отношений в старшем школьном возрасте. Высший уровень развития идейного и принципиального поведения является следствием не столько функционального развития, сколько общественной структуры, условий общения и общественного воспитания.
- Неформальное общение и его особенности:
Параллельно с официальной формальной системой коммуникаций сосуществует и неформальная. Неофициальная информация распространяется, как правило, устно, однако встречаются и коммуникации в письменной форме. Иногда используются написанные вручную или напечатанные записки, но в современном электронном офисе эти сообщения обычно высвечиваются на экранах компьютеров, создавая новую эру «электронного неформального общения», существенно повышая скорость распространения информации.
К характерным особенностям неформального общения относится: большая часть передаваемой по нему информации является достоверной, данное общение является устойчивым каналом обратной связи, по которому к управленцам поступают значительные объемы информации о сотрудниках организации и их деятельности, а работникам оно позволяет интерпретировать поведение руководства. Основной проблемой неформального общения является передача слухов.
- Сравнительная характеристика межличностного отношения:
Межличностные отношения — это социально-психологические отношения конкретных, «живых» людей, конструирующих свое поведение или на индивидуальном или межгрупповом уровне организации своего поведения. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональная основа. По набору чувств можно выделить две большие группы:
1) конъюнктивные — сюда относятся разного рода сближающие людей, объединяющие их чувства. Стороны демонстрируют готовность к сотрудничеству, к совместным действиям;
2) дизъюнктивные чувства — сюда относятся разъединяющие людей чувства, не возникает желания к сотрудничеству.
Задача межличностных отношений — вклад в единство социальной системы и стремление к ее преобразованию и формированию новой системы. Формирование межличностных отношений происходит в процессе общения субъектов, что собственно и является главной целью общения в отличие от деятельности, направленной, в первую очередь, на преобразование объекта внешней реальности. Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Принципы такой организации мы рассматривали при изучении проблемы взаимодействия.
Большую роль в формировании межличностных отношений играет также проблема психофизиологической совместимости индивидов. Но это относится к иным отраслям психологической науки.
Человек вступает в общение всегда как личность и воспринимается партнером по общению также как личность. При общении происходит формирование представления о себе через представление о другом, причем каждый индивид «соотносит» себя с другим не абстрактно, а в рамках той социальной деятельности, в которую включено их взаимодействие. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. То есть межличностные отношения обязательно носят взаимный характер.
- Комплексные трудности в общении:
Трудности в общении могут быть вызваны четырьмя основными группами причин. К ним относятся:
- неадекватная оценка партнера по общению;
- неадекватная самооценка;
- использование неподходящих для данной ситуации способов общения;
- постановка нереальных целей общения.
Трудности, вызванные первыми двумя группами причин, чаще всего являются субъективными, в то время как вторая группа причин обычно приводит к возникновению трудностей объективного характера. Как решать проблемы в общении? Решение любой проблемы начинается с определения ее причин. Вам нужно понять, что именно вызывает ваши трудности в общении, а уже потом бороться с ними — если это в ваших силах. Вы можете справиться с трудностями, за которые несете ответственность лично вы или оба собеседника, но если проблемы вызваны поведением второго собеседника, вы мало что сможете сделать, если он сам не захочет пойти вам навстречу. Очень сложно дать универсальный совет тем, кто хочет справиться с трудностями в общении.
Список проблем, возникающих в процессе общения, и их причин очень длинный, каждой из проблем можно посвятить отдельную статью. Кому-то нормально общаться мешает застенчивость, а кому-то — излишняя болтливость. Кто-то не умеет кратко и четко формулировать свои мысли, а у кого-то плохо получается слушать и слышать собеседника. С каждой из этих проблем нужно бороться по-своему.
Если говорить в общем, то для того чтобы избежать большинства трудностей в общении, нужно развивать свое умение общаться. Общение — это не просто взаимный обмен фразами, очень большое значение имеет невербальная составляющая общения — не то, что говорят собеседники, а то, как они это говорят. Поза, жесты, мимика, интонации — все это оказывает большое влияние на исход общения. Часто трудности в общении возникают потому, что один или оба собеседника пренебрегают элементарными правилами ведения беседы, начиная с выбора темы разговора и грамотностью и чистотой речи. Эти правила кажутся чем-то само собой разумеющимся, и именно поэтому о них часто забывают.
Чтобы предотвратить барьеры в общении, важно помнить, что в коммуникации принимают участие как минимум два человека, а успех общения зависит от всех собеседников. Успешное общение строится на уважении к партнерам по коммуникации — это самое главное, о чем вам нужно помнить. Перечисленные выше советы касаются в основном объективных трудностей. Субъективные проблемы в общении, как мы уже говорили, у каждого свои, поэтому и подход к их решению должен быть индивидуальным. Если вы не можете справиться со своими проблемами самостоятельно, не бойтесь обратиться к специалисту: умение попросить помощи — вовсе не признак слабости, как многие думают. Для того чтобы осознать свою проблему и взяться за ее решение, нужна немалая смелость.
- Уровни общения:
На конвенциональном уровне происходит наиболее полноценное человеческое общение. Конвенция (соглашение) — это свод правил поведения, большей частью неписаных, но все же передаваемых из поколения в поколение, потому что в этих правилах закреплен уговор друг с другом относительно того, какие формы поведения, согласно коллективному опыту, наиболее применимы для субъекта и для общества.
- Фазы общения:
- I.
Человек испытывает потребность в контакте, у него возникает установка на внешнюю коммуникацию, усиленная тем, что имеется реальный партнер. Человек интуитивно готовится к пристройке “рядом”: он будет то говорить, то слушать. И даже если человек не испытывает потребности в контакте, а у другого она есть, он вежливо и с пониманием переключится на него. Эти оба варианта говорят о культуре контакта, о коммуникативной грамотности;
- II. Задача уловить актуальную роль партнера и уловить собственную актуальную роль его глазами;
- III.
Взаимодействие в этой фазе не обязательно протекает гладко, но чаще выбирается путь конгруэнции (взаимного согласия), т. е., подтверждения взаимных ролевых ожиданий;
— IV. Взаимодействие протекает в духе равноправия партнеров и их обостренного внимания друг к другу: “ну, счастливо!”, “интересно было побеседовать!”, “знаете, я все же останусь при своем мнении…”, “всего доброго, интересно было побеседовать”. Конвенциональный уровень общения можно считать оптимальным для разрешения проблем любого плана. Рассмотрим уровни общения, находящиеся ниже конвенционального. Для человека, опустившегося на примитивный уровень общения, собеседник не партнер, а предмет, нужный или мешающий. Пристройка осуществляется “снизу” или “сверху”. Если на такое общение реагировать так же примитивно, значит расписаться в собственной беспомощности, здесь надо хладнокровно проучить человека, но не унизить. На манипулятивном уровне партнер — соперник в игре, которую непременно надо выиграть. Выигрыш означает выгоду если не материальную или житейскую, то, по крайней мере, психологическую. Психологическая выгода, с точки зрения манипулятора, заключается в том, чтобы надежно пристроится к партнеру “сверху” и иметь возможность безнаказанно наносить ему уколы.
Общение, изначально ориентированное на такого рода выигрыш, называется манипуляцией. Против манипулятивная защита или антиманипулятивный блок требуют от личности большой зрелости и выдержки (встречаются неглупые и честные люди, позорно пасующие перед манипулятором).
Главное здесь — выйти из “игры”.
Манипуляторами могут быть люди, глубоко неудовлетворенные жизнью, несчастливые, и воспитанному человеку приходится подчас закрывать глаза на нечестным путем вызванные “поглаживания”. Стандартизованный уровень — контакт “масок”. Маску часто надевают люди чересчур застенчивые, не уверенные в себе.
- Фазы общения:
- I.
Подлинного стремления к контакту не возникает из-за чувства обиды и недоверия, страха перед общением, лени в отношении общения, безразличия к другим, усталости;
- II. Выясняется, насколько опасен партнер, т. е., насколько он желает снять с вас “маску”. И не видно ли ему что-то еще, кроме “маски”;
- III. “Маска” как бы заостряется;
- IV. Отключение какое-то “деревянное”, неэмоциональное, излишне церемонное.
Следующие уровни общения можно назвать уровнями общения высшего порядка или высшего качества, хотя и весьма условно, поскольку в реальной жизни имеют место все уровни общения.
- Игровой уровень:
Фазы общения:
- I. Между партнерами возникает большая заинтересованность, чем на конвенциональном уровне, появляется интерес, симпатия к человеку. На этот уровень мы выходим с теми людьми, которых хоть немного знаем и с которыми нас связывает определенное хорошее чувство;
- II. Лучше всего раскрывается специфика этой фазы через психологию влюбленности;
- III. Субъекту хочется быть все более и более интересным для своего партнера;
— IV. Не требуется особого исполнения прощальных ритуалов, достаточно жеста, взгляда, чтобы партнеры поняли друг друга. Владение игровым уровнем контакта требует немалого артистизма, духовной утонченности. В этом может быть заключена древняя загадка того, что называется обаянием человека.
Огромна роль игрового общения в преподавательской деятельности. Деловой уровень подразумевает не просто деловые контакты как род человеческих занятий. Реальные деловые контакты совсем не обязательно протекают на деловом уровне, нередко они выглядят как общение на манипулятивном или стандартизованном уровне.
Фазы общения:
- I. Собеседнику обеспечивается возможность пристройки “рядом”, но, кроме этого, собеседник вызывает особый интерес как участник коллективной деятельности, как человек, который может помочь или тот, кому необходима ваша помощь в интересах общего дела. Возникает радость от совместной работы;
- II. Здесь внимание привлекает не столько ролевой веер собеседника, сколько степень его умственной и деловой активности, его включенность в общую задачу. Поэтому люди подчас забывают о том, как они выглядят со стороны, главное — дело. То же самое происходит и в третьей фазе;
- III. Такое качество возникает из-за того, что личности, отодвинутые назад, здесь тем не менее соприкасаются и при всем возможном их несходстве объединяются общим делом, общей заботой, совместным частным поиском истины или поиском выхода из трудных положений. Происходит это сближение без специальных усилий партнеров и даже в обход их сознания. Общение на игровом уровне — празднично, а на деловом оно много буднишнее, зато глубже, серьезнее;
- IV. Здесь нет места церемонности, пышности в выражении чувств, но за внешней сдержанностью чувствуется теплота.
Духовный уровень — высший уровень человеческого общения. Для любой фазы контакта характерно восприятие партнера как носителя духовного начала, и это пробуждает в нас чувство сродни благоговению. Ни образование, ни возраст роли не играют, если в человеке есть “искра божья”. М. Твен чутко заметил: “С крупным человеком и вы чувствуете себя крупнее, а ничтожество обязательно даст вам понять, какое вы сами ничтожество. Ценя духовное начало в другом, мы развиваем его и в себе”.
Фазы общения:
- I. Вместе с интересом и симпатией к партнеру есть вера в возможность приблизиться в беседе с ним к постижению высочайших ценностей человечества. Собеседник любим нами уже за то, что с ним можно оторваться от обыденной работы своего сознания. Любовь настраивает нас на своего рода пристройку “снизу”, и это взаимно;
- II и III. Собеседники чрезвычайно чувствительны к душевному состоянию друг друга, к малейшему повороту мысли друг друга, заканчивают фразу, начатую другим. Оба высоко спонтанны (открыты, порывисты) и побуждают друг друга к спонтанности.
1.6 Теории межличностного взаимодействия
Когда мы обращаемся к кому-то с вопросом или просьбой, приказываем, объясняем или описываем что-то, то есть, иными словами, вступаем с человеком в процесс общения, мы ставим себе целью оказать нужное нам воздействие на человека.
Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Это не исключает случаев пустой болтовни, так называемого фактического общения, бессодержательного использования коммуникативных средств с единственной целью поддержания самого процесса общения.
Общение имеет или, во всяком случае, предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, то есть совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых во времени реакций людей на действия друг друга.
Теория социального обмена по Дж. Хомансу:
Джорж Касман Хоманс пытался создать теорию, которая смогла бы объяснить социальные явления. Он считал, что изменение взгляда на социальное действие поможет изменить взгляд на социальную систему. Социальные системы Дж. Хоманса состоят из людей, которые находятся в непрерывных процессах нематериального и материального обмена друг с другом и которые могут быть объяснены пятью взаимосвязанными положениями, основанными на психологическом бихевиоризме: Положение успеха: заключается в том, что все действия человека подчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие личности вознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие. Положение стимула. Оно описывает отношения между стимулом успешного действия и его повторением. Если какой-либо стимул (или совокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения этого стимула или подобного ему, личность будет стремиться повторить действие.
Положение ценности: определяет, что чем более ценно для личности достижение определенного результата, тем больше он будет стремится произвести действие, направленное на его достижение.
Положение “насыщения-голодания”. Определяет, что чем чаще в прошлом личность получала особое вознаграждение, тем менее ценным будет для него повторение подобной награды.
Положение “агрессии-одобрения”. Определяет, что если человек не получает вознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание, которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивное поведение, и результаты такого поведения становятся для него более ценными. Наоборот, если человек получает ожидаемое вознаграждение, особенно если оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получает наказание, которое он предполагал, то он стремится демонстрировать одобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для него более ценными.
Этот набор из пяти положений, которые Дж. Хоманс предпочитает рассматривать как систему, по его мнению, объясняет, почему человек действует так ли иначе в любой ситуации. Более того, Дж. Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всех социальных процессов. Для объяснения социальной стратификации Дж. Хоманс вводит еще один принцип — принцип дистрибутивной (распределительной) справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что любое отношение обмена стремится к тому, чтобы награды участников были пропорциональны их затратам, что неизбежно порождает дифференциацию индивидов. Отсюда, социальное неравенство естественно и справедливо, поскольку отражает пропорции личных вкладов индивидов общественное целое. Таким образом, теория социального обмена Дж. Хоманса представляет собой очень рационализированную модель поведения, детерминированного внешними обстоятельствами и внутренними мотивами. Рациональность действия при этом заключена не в сознательном выборе людей, а в следовании правилам социального обмена, и, следовательно, свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическим правилам.
Теория управления впечатлениями (Эрвин Гофман).
Эрвин Гофман (1922-1982) воплотил в социологической теории шекспировскую строфу: «Весь мир театр, и люди в нем актеры». Социально драматический подход является версией символического. Гофман понимал социальное «Я» не как собственность актера, а как продукт театрализованного взаимодействия между исполнителями и публикой.
Также как в театре, в социальной жизни важны костюмы, в которых мы играем роли, реквизит сцены, декорации. Но главная роль, конечно, принадлежит нашим партнерам по сцене и публике. Когда индивиды взаимодействуют, они хотят изобразить определенное понимание своего «Я», которое будет принято другими. Однако они понимают, что часть аудитории или неудачные партнеры могут сорвать спектакль. Социальные ситуации — это драмы в миниатюре, по ходу действия которых люди стремятся создать определенное впечатление.
Э. Гофман указывает, что только путем воздействия на представление других людей о самом себе человек может надеяться прогнозировать или контролировать ситуации, в которых он может оказаться. Мы заинтересованы в том, чтобы представить себя другим людям в выгодном свете, чтобы у них сложилось о нас по возможности самое выгодное впечатление. Этот процесс Гоффман назвал управлением впечатлениями (impression management).
В ходе этого процесса мы скрываем какие-то черты, а какие-то намеренно выпячиваем. К примеру, водитель такси может попытаться скрыть от пассажира тот факт, что он по ошибке везет его в противоположную сторону, а молодой профессор может потратить несколько часов на подготовку и «репетирование» первой своей лекции в надежде сразу же предстать перед студентами в качестве знающего и эрудированного человека. Основной интерес его исследований был связан с элементами скоротечных встреч, возможностями, заложенными в моментальных столкновениях, то есть с социологией повседневной жизни. Для того, чтобы изучить и понять порядок таких социальных встреч, Гофман использовал драму как аналогию для их постановки, поэтому его концепцию называют иногда драматургическим подходом (или драматургическим).
Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других. Презентуя себя в повседневных ситуациях, мы — сознательно и бессознательно — передаем другим людям информацию.
Так, представление индивида включает в себя одежду (костюм), те или иные предметы, которые мы имеем при себе (реквизит), а также тон голоса и отдельные жесты (художественная манера).
Кроме того, люди приспосабливают свое представление к среде (сцена).
Так, мы можем громко шутить в ресторане, но понижаем голос при вхождении в церковь. Люди разрабатывают условия — бытовые или рабочие, чтобы вызвать в других желаемые реакции. С точки зрения Гофмана, человек предстает как художник, творец образов.
Его жизнь — это производство впечатлений. Умение управлять впечатлениями и контролировать их — значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.
Типичный пример — создание имиджа, реклама.
1.7 Восприятие и понимание в процессе общения
Социальная перцепция.
В социальной психологии достаточно хорошо разработана проблема восприятия. Термин «социальная перцепция» означает социальное восприятие. Он впервые был введен американским психологом Лж. Бренером.
Когда Бренер называл восприятие «социальным», он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия индивидов, существуют какие-то общие, вырабатываемые в общении, в совместной жизни социально-психологические механизмы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или не значимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше.
Также деформируются и образы людей (эксперимент, проведенный П. Уилсоном по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, доцента, профессора, чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).
Общение определяется сложившимся в восприятии представлением о партнере. Под восприятием в социальной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Психологические исследования показали, что в основе восприятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологические механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового общения, во втором — механизмов межличностного общения.
Процесс социальной стереотипизации.
Суть стереотипа заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереотипом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Например, этнические или национальные стереотипы — представления о членах одних национальных групп с точки зрения других.
Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным является первое впечатление, совсем не прост: с одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психологические черты, возраст, социальный слой, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях. В других ситуациях человек может ошибиться. Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого. Образ партнера, который создается при знакомстве — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера.
Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно.
Эти ошибки восприятия Обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Фактор превосходства.
Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т. д.
При неравенстве партнеров чаще всего применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.