На современном этапе развития специального образования много внимания уделяется вопросам личностных качеств учителя, в основе которых лежит система социально-перцептивного восприятия и понимания объекта воздействия. Особую значимость в современной коррекционной педагогики приобретает изучение эффективности деятельности учителя с позиций профессионального самоопределения личности; психолого-педагогического воздействия на детей, имеющих отклонения в развитии, которые требуют направленных, личностно-ориентированных отношений, сформированных в русле гуманистического подхода; разработка возможностей личности педагога специальной школы, его профессионального самосознания как важнейшего новообразования для процесса становления специалиста; исследования социально-психологических подходов к решению современных форм обучения, новых образовательных технологий, принципов управления социальной адаптацией детей, личностной готовности педагогов к более эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном пространстве (Л.С. Выготский, В.А. Кручинин, В.И. Лубовский, А.К. Маркова, Ю.Т. Матасов, Л.М. Митина, М.С. Певзнер, В.Г.и др.)[1]
Процесс передачи знаний от учителя к ученику предполагает взаимоотношения, обусловленные высоким уровнем образования и в личности , и в профессиональной деятельности. Педагогическая деятельность является составной частью «социальной ситуации развития» и укладывается в рамки культурно-исторической теории Л.С. Выготского, который, со всей очевидностью, предполагал, что в ситуации передачи знаний всегда должны учитываться личностные особенности участников социального взаимодействия. Кроме того, в отношениях учитель-ученик, изучается эмоциональный отклик ученика к тому, кто обучает. Ребенок рассматривается педагогом как уникальное социальное явление и как психологическая реальность, открытая миру с его гаммой переживаний, неудач и достижений. Этот процесс складывается из нескольких составляющих — адекватное социально-психологическим нормативам отражение, понимание, оценка и конструктивное формирование отношения к ученику. [3]
Специальная (коррекционная) педагогика — это та область деятельности, которая в отличие от воздействий на нормально развивающихся детей, не может считаться окончательно сформированными рамками личности педагога, так как ребенок с проблемами в развитии нуждается в постоянной психологической помощи. Оказание помощи в процессе педагогической деятельности связано с умением педагога, своевременно ощутить необходимость психологического воздействия, с уровнем социально-перцептивного отражения, со стойкой эмпатийной направленностью. Наличие этих структур свидетельствует о личностной готовности учителя к деятельности, которая базируется на социально-перцептивных способностях и их изучение, в рамках гуманистического подхода, является актуальным.
Статья «Особенности личности одаренного ребенка»
... Особенности личности одаренных детей с дисгармонич, Неравномерность психического развития Представление об одаренном ребенке как о хилом, слабом и Для таких детей ... познавательной деятельности. В ... одаренных детей отчетливо наблюдается Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, ...
Объект исследования- личностные качества педагога системы специального образования.
Предмет исследования- уровень развития личностных качеств педагога системы специального образования.
Цель исследования- проанализировать социальные роли, профессиональные функции и личностные качества педагога системы специального образования.
Задачи исследования: Определение социальной роли, профессиональных функций и личностных качеств педагога системы специального образования, самоанализ личностных качеств и выявление уровня их развития.
Методы исследования:анализ литературы.
Основным замыслом моей курсовой работы является определение и выявление основных критериев педагога системы специального образования. Данную тему я раскрыла в работе, которая состоит из введения, двух глав и заключения. Основой моего исследования является анализ методической литературы и теоретического материала.
Глава 1. Характеристика особенностей профессиональной деятельности педагога системы специального образования.
1.1Система специального образования в России.
Система специального образования в России,основывалась на идеях Л.С. Выгодского, создавалась как система, призванная обеспечить условия для максимально возможного «культурного развития» каждого аномального ребенка. Среди ученых, внесших наибольший вклад в развитие специальной педагогики, так же, можно выделить А.В Запорожца, А.А. Люблинскую, А.П. Усову, П.П. Болонского и другие.
Специальное (коррекционное) обучение в России представлено восемью типами школ с пятнадцатью типами специального обучения:
- I тип -осуществляет обучение и воспитание не слышащих детей;
II тип-для слабослышащих и поздно оглохших , с двумя отделениями
для детей с легким недоразвитием речи ,обусловленным нарушением слуха;
- детей с глубоким недоразвитием речи.
III и IV-для детей с нарушениями зрения:
3 тип для детей с остротой зрения от 0,04 до 0,08 диоптрий ;
4 тип-для слабовидящихдетей с остротой зрения от 0,5 до 0,4 и детей с косоглазием.
V тип -для детей с тяжелой речевой патологией
1 отделение для детей с общим недоразвитием речи;
2 отделение для детей с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
VI тип -для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- VII тип для детей с задержанным развитием;
- VIII тип — для детей с умственной отсталостью.
Единство обучения и воспитания аномальных детей-один из основных принципов деятельности специальных школ. Специальные дидактические системы предусматривают для каждого типа спецшкол характерные формы организации учебного процесса, типичные средства и методы обучения. Обучение обеспечивается специальными методиками, дидактическими средствами обучения. В комплексе они она играют основную коррекционную роль, повышаю познавательные возможности аномальных детей,стимулируя сохранные функции.[7]
Вопросы развития речи и обучения родному языку в педагогической ...
... и методов работы с детьми возрос интерес к системе Монтессори. Вопросы развития речи в педагогической системе М. Монтессори Для успешного обучения ребенка в школе важна последовательная, систематичная ... ребенку; дети развиваются каждый в своем ритме, самостоятельно подбирают дидактические игрушки и регулируют продолжительность занятий; создание специальной развивающей среды Монтессори, где дети ...
Умственное воспитание осуществляется в ходе усвоения основ наук. Общее образование неразрывно соединяется с трудовым обучением и воспитанием. Физическое воспитание не только укрепляет физическое здоровье, но и сглаживает последствия заболеваний.
При отборе учеников учитываются: замедленный темп развития, отклонения в психическом и физическом развитии ребенка и другое. В содержание обучения вводятся не только общие, возрастные, но и коррекционные задачи. Содержание обучения и воспитания аномальных детей опирается на специализированные программы.
В настоящее время существует четыре вида специалистов для осуществление направленной коррекционной помощи детям с ограничеными возможностями здоровья, это:
- логопед;
- олигофренопедагог;
- тифлопедагог;
сурдопедагог.[6]
Логопед — педагог-дефектолог, который занимается исправлением нарушений речи. Основоположниками логопедии являются такие выдающиеся педагоги, как Р. Е. Левина, М. М. Кольцова, Н. А. Чевелева и другие. Организация работы учителя-логопеда различна. В специальных учреждениях каждую отдельную группу детей с тем или иным нарушением речи ведет логопед. Отбор детей для занятий в специальном учреждении осуществляется медико-педагогической комиссией, как и в логопедические группы детских садов. Группы комплектуются в зависимости от заключения медико-педагогической комиссии. В соответствии с «Положением о учреждениях и группах для детей с нарушениями речи» можно организовать:
- группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- группы для детей с нарушением произношения отдельных звуков;
- группы для детей с общим недоразвитием речи;
- группы для заикающихся детей.
Это обеспечивает дифференцированное обучение детей с разными речевыми аномалиями. Следует придерживаться также и возрастного принципа, т. е. объединять в одну группу детей одинакового возраста. Особенно это важно для детей старшей и подготовительной к школе групп, поскольку логопедическая работа в них имеет предупредительный характер, она направлена на подготовку детей к обучению в школе и на предотвращение дисграфии и дислексии. При отборе детей в группы для логопедических занятий обязательной является проверка слуха и интеллекта. Применительно логопед занимается делением детей на подгруппы ,соответственно дефекту:
подгруппа детей с нарушением произношения отдельных звуков:
- подгруппа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;
- подгруппа детей с общим недоразвитием речи;
- подгруппа заикающихся детей.
Работа учителя-логопеда в специальном учреждении строится на основе программ, утвержденных Министерством Образования РФ. Программы являются официальным документом и работа по программам, их выполнение, обязательны. В настоящее время имеются специальные программы обучения и воспитания, в которых указаны количества занятий с детьми, проводимых с логопедом, подробно описаны фронтальные, подгрупповые и индивидуальные, говорится о целях и содержании работы. В программах имеется перечень документации и образцы ее заполнения, примерные конспекты занятий.
Логопедическое сопровождение детей группы риска раннего возраста ...
... воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей раннего возраста с нарушениями речи. Объект исследования: Речевое развитие детей группы риска раннего возраста с нарушениями речи. Предмет исследования: Особенности логопедического сопровождения детей группы ...