По клинической психологии

Содержание скрыть

ВВЕДЕНИЕ, Актуальность темы состоит в том, что

Научная и практическая значимость работы состоит в формировании профессиональных умений работы с научной литературой, умения обобщать и анализировать, развивать навыки использования полученных результатов в работе.

Роль и значение клинической психологии в образовательной практике изучается на конференциях, семинарах, обсуждается на страницах ведущих журналов. Актуальным является собственная субъективная позиция автора данного исследования в клинической психологии в контексте образования.

Объектом изучения, Предметом исследования, Цель исследования

Задачи:

1.Изучить литературу по данной теме и рассмотреть основные теоретические аспекты;

2. Осуществить эмпирическое исследование;

3. Сформулировать выводы и сделать заключение.

Гипотеза состоит в предположении, что если системно изучать основы клинической психологии в профессиональной подготовке психолога, то это окажет положительное влияние на характер будущей образовательной деятельности. Идея состоит в том, что изучая психологические особенности детей и педагогов, мы изучаем их уровень психологической зрелости. Средствами психодиагностики мы можем определить их уровень психологического здоровья.

В курсовой работе раскрываются методологические и теоретические основы.

— формирование основных представлений о клинических нарушениях психического здоровья у детей и подростков ;

  • освоение клинико-психологических методов диагностики этих расстройств.

В процессе выполнения курсовой работы использовались теоретические и практические методы: обзорно-аналитическое теоретическое исследование научной, психологической литературы по изучаемой проблеме; эмпирическое исследование (психодиагностика) особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания, исследование индивидуально-психологических характеристик у педагогов Центра дополнительного образования детей «Юность» методы- математической статистики, обеспечивающие качественный и количественный анализ результатов, методики: «Методика диагностики эмоционального выгорания» автор В.В. Бойко, методика выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной).

В образовательном процессе происходит очень сильное эмоциональное выгорание. Сфера деятельности «человек-человек» является стрессогенной для педагогов, поэтому важно знать роль психологических знаний в изучении психологического типа и психологического состояния человека.

4 стр., 1859 слов

Психологическая помощь детям

... необходимой психологической помощи родителям ребенка, его родственникам с целью гармонизации межличностных отношений, оптимизации воспитательного процесса; 3. научно-просветительская и консультативная работа с педагогами, дефектологами, ... лечении, обучении ребенка, слушают мнение коллег о ребенке, что позволяет им составить более точное представление о диагнозе и характере клинических проявлений. ...

Исследования проводились в Центре дополнительного образования детей «Юность» станицы Новоджерелиевской, Брюховецкого района Краснодарского края

Курсовое исследование проводилось в три этапа:

  1. Выбор темы, работа над содержанием, подбор литературы и её краткий теоретический анализ.

  2. Написание курсовой работы, её теоретической части и определение программы эмпирического исследования в практической части.

  3. Проведение эмпирических исследований, обработка полученных результатов, составления заключений и выводов по данной работе.

Структура курсовой работы:

Работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, выводов по первой и второй главам, заключения, выводов, списка источников и литературы, приложения. Общий объем работы составляет 28 страниц.

ГЛАВА 1. Предмет и задачи клинической психологии детского и подросткового возраста

1.1. История детской клинической психологии.

Дети с аномальным развитием рождались во все времена. Уровень их адаптации и сама возможность жизни были связаны с конкретными историческими условиями, а также с уровнем гуманности общества и его экономическим развитием. В начале 19 века стала более вероятной возможность выживания таких детей, что было связано с развитием медицины и, в частности, психиатрии. Термин «детская клиническая психология» появился относительно недавно, ближе к середине 20 века. Становление этой области тесно связано с формированием детской психиатрии и дефектологии. В конце 18 века были выделены нарушения развития в связи с сенсорной патологией (слепота, глухота), а к началу 19 в. единственной формой психической патологии у детей считалась умственная отсталость. Известный французский психиатр Ж.Э.Д. Эскироль (1772—1840) является автором одного из первых научных трудов об умственной отсталости (1839).

В основу классификации умственной отсталости он положил уровень развития речи. Клиническая оценка детей была недостаточной для их дальнейшего развития и обучения. Требовались особые условия воспитания и образования. Среди специалистов, трудившихся в этой области, следует выделить Ж. Итара и Э. Сегена, чьи методики используются в работе психологов и дефектологов с аномальными детьми и в настоящее время. Жаном Марком Гаспаром Итаром (1755—1838) было предложено методическое обеспечение средств диагностики и развития, применение приемов, основанных на развитии чувств (физиологическое обучение).

Он попытался из одичавшего мальчика (авейронский дикарь) воспитать человека. Однако добиться желаемых результатов Итар не смог, но в результате этой работы был намечен путь развития глубоко умственно отсталых детей — развитие с помощью тренировочных упражнений органов чувств и моторики. Эдуард Сеген (1812—1880) создал метод обучения детей с разными формами умственной отсталости.

На следующем этапе больших успехов в диагностике количественных отклонений развития и в обучении детей с такими отклонениями добились А. Бине (1857—1911) и М. Монтессори (1870—1952).

9 стр., 4175 слов

Психология развития

... прежде всего его методы исследования индивидуальных различий. Накапливая данные о развитии детей, детская психология нуждалась и в методах математической обработки. Этой цели служили разработанные ... первую экспериментальную лабораторию по изучению ребенка, а также начал издавать журнал, посвященный проблемам детской психологии. Исследуя психическое развитие ребенка. Холл пришел к выводу, что ...

Альфред Бине изучал широкий круг психологических проблем: патологию сознания, умственное утомление, гипнотическое внушение, индивидуальные различия процессов памяти, графологию и др.; он стремился утвердить в психологии объективный метод исследования, выступил пионером применения экспериментальных методов изучения высших психических функций, прежде всего, мышления. Придерживаясь первоначально постулатов ассоциативной психологии, в дальнейшем он отверг их и трактовал процесс мышления не как сочетание образов (идей) по законам ассоциации, а как оперирование общими схемами решения жизненно важных для субъекта задач. Наибольшую известность получили разработки А. Бине в области создания тестов интеллекта. В самом начале ХХ в. совместно с Т. Симоном (1873—1961) А. Бине провел ряд экспериментов по изучению внимания, памяти, мышления детей. По заказу Министерства просвещения результаты этих экспериментов после соответствующей статистической обработки были преобразованы в задачи для отбора умственно отсталых детей во вспомогательные школы. В 1905 г. была опубликована шкала Бине—Симона, впоследствии многократно модифицированная в разных странах, в том числе и в России, и послужившая прообразом современных методов тестирования интеллекта. На рубеже XIX—XX веков известный итальянский педагог Мария Монтессори создает ортофеническую школу для отсталых детей, где применяет систему сенсомоторного воспитания слабоумных учащихся как основу лечебной педагогики. В разработке основ новой научной педагогики М. Монтессори опиралась на сочетание ее с антропологией, психологией и медициной.

Интерес к детству (как источнику психического неблагополучия взрослых) возник вместе с появлением работ Зигмунда Фрейда (1856—1939), который обосновал, что в основе неврозов лежат ранние детские психические травмы. В дальнейшем детский психоанализ в работах А. Фрейд (1885—1982), М. Кляйн (1882—1960) внес свою лепту в становление детской клинической психологии. А. Фрейд создала оригинальное направление практической психологии (фактически — детской клинической психологии) — детский психоанализ. Дочь классика психоанализа Зигмунда Фрейда, начав свою карьеру в 1912 г. с работы учительницы, уже в 1923 г. становится преподавателем и директором Венского института по подготовке детских психоаналитиков. В Австрии и затем (с 1938 г.) в Великобритании Анна Фрейд занимается вопросами развития личности ребенка и оказания ему помощи. Широкий спектр исследований Анны Фрейд, посвященных психоанализу детства, образованию, социальной работе, детской психиатрии и педиатрии, наиболее полно отражен в 8-томном собрании ее трудов (1971—1980, США).

Мировую известность А. Фрейд принесла ее работа “Психология Я и защитные механизмы”, открывшая путь к пониманию и преодолению конфликтов детской души.

Заззо Рене (1910—1995) — французский психолог, ученик А. Гезелла (1880—1961) и А. Валлона, руководитель лаборатории по изучению психобиологии ребенка. Круг научных интересов Р.Заззо — проблемы развития в норме и патологии (олигофрения), вопросы дифференциальной психологии. Заззо стремится сблизить клинический метод изучения нормального ребенка, применявшийся А. Валлоном, со статистическим, количественным подходом. Большое внимание уделял методу близнецов.

6 стр., 2994 слов

Патопсихология как раздел медицинской психологии

... проба, счет по Крепелину. 1. ПАТОПСИХОЛОГИЯ КАК РАЗДЕЛ МЕДИЦИНСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Предмет и задачи патопсихологии Клиническая (медицинская) психология -- наука, изучающая психологические особенности ... норме и развития общепсихологической теории. Не менее важны данные патопсихологических исследований для теоретических и практических вопросов психиатрии. Патопсихология занимается исследованием ...

Давид Векслер (1896—1981) — американский психолог, психодиагност и психиатр, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей. Образование получил в колледже Нью-Йорк-Сити (магистр искусств, 1916) и в Колумбийском университете (доктор философии, 1925).

Его имя тесно связано с современными средствами психодиагностики интеллекта. Более 30 лет работал в качестве главного психолога в Психиатрической клинике, где создавались и проходили пересмотр разные версии теста Векслера (WISC).

Существует тест Векслера разных пересмотров, в мире в настоящее время применяется тест 4-го пересмотра, а в России — относительно новая адаптация 2-й версии

1.2.Структура детской клинической психологии и её место в ряду педагогических наук

Наиболее тесно клиническая психология детей и подростков связана с психологией аномального развития и специальной психологией. Будучи отраслью клинической (медицинской) психологии детская клиническая психология имеет следующую структуру:

учение об общих закономерностях нарушенного развития (дизонтогенеза);

  • детская нейропсихология (изучение органического повреждения мозга в детском возрасте, дифференциальная детская нейропсихология);
  • детская патопсихология (изучение вариантов аномального развития, вызванного психической патологией);
  • психосоматика детей и подростков (изучение психологии детей и подростков с тяжелыми соматическими заболеваниями, изучение специфики психосоматических расстройств в детском и подростковом возрасте);

психотерапия и психологическая коррекция при нарушенном развитии.

Детская клиническая психология тесно связана с психологией девиантного поведения детей и подростков, психологией образования (трудности школьного обучения), семейной психологией и т.п. Клиническая психология детей и подростков базируется на знаниях из области общей, клинической и детской (возрастной) психологии, психологии образования, дефектологии, она также тесно связана с медициной (психиатрией, неврологией), биологией (анатомия, физиология ЦНС, генетика), социологией, юриспруденцией и другими областями гуманитарного и естественно-научного знания.

Биология (генетика, анатомия, физиология) — представляет естественно-научную базу для клинической психологии детей и подростков.

Медицина и ее отрасли (психиатрия, неврология, соматическая медицина, педиатрия, наркология, профилактика) — основные «партнеры» по научно-практической работе. Они отражают совместное изучение отдельных видов болезней (нервно-психических, соматических, наследственных), дают анализ клинических про- явлений, этиологии и динамики заболеваний, расширяют представление об аномальном развитии в связи с болезнью.

Психология (общая, возрастная, социальная, специальная, клиническая, психология здоровья, юридическая) — дает представление об общих законах психической деятельности и психического развития и их нарушениях. Взаимно обогащаются терминология, средства диагностики, методы работы.

7 стр., 3188 слов

Ы по медицине Нарушения психического развития у детей

... тестовых данных IQ в пределах 50-60 баллов, психическое развитие ребенка (9-12 лет), (МКБ-10). Дети, как правило, начинают позже ходить, говорить, в более поздние ... при искаженном психическом развитии, (В. В. Ковалев). 2.1 Клинико-педагогическая характеристика детей при олигофрении Олигофрения – группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических ...

Психология образования — подготовка квалифицированных специалистов для работы в области образования с учетом особых образовательных потребностей у детей с нарушенным развитием, вопросы инклюзивного образования.

Педагогика (коррекционная и лечебная педагогика, дефекто- логия, логопедия) — разработка совместных программ психолого- педагогического сопровождения детей с нарушенным развитием и с особыми образовательными потребностями, совместная практическая работа в психолого-медико-педагогической комиссии.

Социология — ориентация на законы общества по отношению к детям с особым развитием, возможность преодоления стигматизации, гуманизация общества, совершенствование форм социальной поддержки и социальной защиты.

Юриспруденция — законы о соблюдении прав ребенка с нормальным и аномальным развитием, вопросы ювенальной юстиции. Клиническая психология детей и подростков занимает смежное положение с психологией и медициной, а также имеет тесные связи с другими областями знаний. Очевидно, что комплексный подход разных специалистов к проблемам ребенка и подростка с нарушенным развитием, особым состоянием здоровья, дает максимально эффективное разрешение многих вопросов. Следует отметить, что и сама клиническая психология детей и подростков как современный раздел клинической психологии имеет свою структуру.

1.3 Предмет и содержание клинической психологии детского и подросткового возраста

Предметом клинической психологии детей и подростков являются закономерности нарушенного развития (дизонтогенеза), вызванного органической патологией (центральной нервной системы и соматической), психическими расстройствами, заболеваниями, нарушениями условий созревания и воспитания.

Патологическое развитие сопоставляется с нормативным, считается, что основные законы развития в норме и при патологии являются сходными, но имеют своеобразие (Г. Я. Трошин,Л. С. Выготский и др.).

Основное содержание работы специалистов детской клинической психологии связано с диагностикой отклоняющегося развития, психологической квалификацией, участием в комплексной постановке клинического диагноза, оказанием помощи в лечебных 16 мероприятиях (разработка вариантов психолого-педагогического сопровождения, коррекционных и реабилитационных мероприятий) и в динамической диагностике состояния. Значительный объем работы связан с диагностикой уровня психического развития ребенка и его оценкой в соответствии с нормой развития.

Самостоятельная часть работы связана с установлением возможностей обучения ребенка (определение программ, форм и условий обучения).

Отдельный пласт деятельности составляет оценка и коррекция детско-родительских и родительско-детских отношений, а также комплексная работа с семьей по преодолению стресса, связанного с болезнью ребенка, с сохранением качества жизни всех членов семьи и т. п.

По мнению Л.С. Выготского «…Для развития ребенка среда выступает не только как условие, но и источник его развития, ребенок с первых дней существования находится во взаимодействии и под влиянием окружающей социальной среды, которая определяет его развитие и как бы ведет его за собой. Однако наследственный компонент, как бы он мал ни был, участвует в формировании и высших психических функций»

18 стр., 8606 слов

Курсовая работа психология эмоциональных состояний

... ведая того на сознательном уровне, обретает требуемые навыки для торможения развития негативного эмоционального состояния. Если все же наступила последующая стадия аффекта, то субъект полностью ... субъективность. Как и все иные психические процессы, все виды эмоциональных состояний выступают результатом активной работы головного мозга. Пусковым механизмом для зарождения эмоций выступают изменения, ...

Клинические психологи, работающие с детьми и подростками с нарушенным развитием, ограниченными возможностями здоровья и пограничными состояниями, должны осуществлять следующие виды практической деятельности: диагностическую, коррекционную, экспертную, психотерапевтическую, а также восстановительное обучение. Все виды деятельности имеют неодинаковое значение (удельный вес, процент в работе клинического психолога).

Основные виды практической деятельности (типы задач), которые осуществляет специалист в области клинической психологии детей и подростков:

клинико-диагностическая

коррекционная

экспертная

консультативная —

психотерапевтическая

деятельность сопровождения

Для каждого вида деятельности существуют свои методы работы. При выполнении профессиональных обязанностей клинические психологи должны соблюдать ряд этических и профессиональных правил: правило «не навреди!», конфиденциальность, индивидуальный подход, работа специалистов в бригаде, принципы клинико-психологической диагностики, опора на семью, учет социальной ситуации развития и т. п.

В клинической психологии детей и подростков применяется психологический понятийный аппарат. Рассмотрим некоторые базовые для детской клинической психологии понятия.

Онтогенез — развитие в течение жизни, дизонтогенез — нарушенное развитие, которое может иметь очерченные рамки, а может продолжаться в течение всей жизни.

Понятие «аномальное развитие» (от греч. anomalos — неправильный) может употребляться в широком и узком смыслах. В широком смысле это любое отклоняющееся от нормативного развитие, т.е. все варианты отклоняющегося развития (в том числе и с ретардацией и с акселерацией).

В узком смысле это болезненное по происхождению (генетическая патология, органическая патология и т.д.), ведущее к дезадаптации отклонение в развитии.

В целом к аномальным относятся дети, у которых физические или психические отклонения приводят к нарушению общего развития, в том числе и психического.

Дефект (лат. defectus — недостаток) с точки зрения психологии — это нарушение одной или нескольких функций или части одной функции, которое изменяет нормальное развитие ребенка (только при определенных обстоятельствах).

Наличие того или иного дефекта еще не предопределяет аномального развития. Потеря слуха одним ухом или зрения одним глазом не обязательно ведет к дефекту развития, поскольку в этих случая сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы. Дефекты такого рода не нарушают общения с окружающими, не мешают овладению учебным материалом и об учению в массовой школе. Дети с такими нарушениями развития обычно изучаются и курируются в специальной психологии

Выводы по первой главе

Междисциплинарный статус детской клинической психологии делает эту дисциплину особо чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки — проблемы «природы человека» как существа биосоциального по своим внешним проявлениям.

3 стр., 1332 слов

Фазы развития конфликта, стратегия и тактика разрешения

... проблемы. Реализуя данную стратегию, руководитель сначала убеждает сотрудников в том, что конфликт мешает достичь в работе желаемых целей. ... В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск. - СПб., 1999 2. Албастова Л.Н. Технология Эффективного менеджмента. - М., ... возможность возникновения конфликта, тогда как его развитие зависит, прежде всего, от субъективных обстоятельств, в том числе ...

Глава 2. Эмпирическая часть по изучению эмоционального состояния

2.1. Характеристика методов исследования

испытуемых

При исследовании педагогов дополнительного образования использовались две методики: «Методика исследования эмоционального выгорания В.В. Бойко» и «Тест-опросник К.Н. Томаса на поведение в конфликтной ситуации». В. В. Бойко рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. В. В. Бойко описывает различные симптомы «выгорания»: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения.

Тест-опросник К. Томаса, предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами: осознанием тщетности усилий по полной элиминации конфликтов, увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими.

В соответствии с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом, возможно, стимулировать продуктивное поведение.

2.2. Организация и проведение эксперимента

В исследовании принимало участие 8 человек: педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДОД «Юность» (возраст от 28 лет до 65 лет).

поисково-теоретическом этапе

опытно-экспериментальной работы

диагностико-оценочном этапе

5 стр., 2092 слов

Томас шеллинг стратегия конфликта

... сегрегации (образования гетто, «чайнатаунов» и т.д.). Глава 2. О книге «Стратегия конфликта» Шеллинга Работа «Стратегия конфликта» выходит в серии «Международные отношения». Это связано и с тем, что ... изучает теория игр, одним из основоположников которой считают именно Шеллинга. Самым известным трудом Шеллинга является «Стратегия конфликтов» (1960), в которой он сформулировал многие новые принципы ...

2.3 Обработка и анализ полученных результатов

На основе проведенного теоретического анализа и диагностических методик проведено эмпирическое исследование для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению и «эмоционального выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты. Было выявлено, что педагогами Центра дополнительного образования свойственен рабочий мотивационный профиль личности и наиболее значимыми мотивационными факторами трудовой деятельности являются интересная работа и хорошие отношения в коллективе. Профессиональная деятельность педагога, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь детей и подростков. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе взаимодействия с обучающимися и коллегами, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на его здоровье. Любая профессиональная деятельность, связанная с постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций и большие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональному выгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно знать те факторы и причины, которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональное выгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человека последствий профессиональной деятельности связанной с общением. Тестирование проходило индивидуально и небольшими группами.

Таблица №1 Результаты тестирования по методике В.В. Бойко «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» среди педагогов МБОУ ДОД ЦДОД «Юность»

(9 и менее балов)

Складывающийся симптом

(10-15 балов)

Сложившийся симптом.

(16-20 балов)

Симптомы с такими показателями относятся к доминирующим в фазе (20 и более балов)

«Напряжение»

  • переживание психотравмирующих обстоятельств

0+2+7

27

  • неудовлетворенность собой

0+5+8

13

  • «загнанность в клетку»

0+0+0

17

  • тревога и депрессия

0+8

13

25

«Резистенция»

  • неадекватное эмоциональное избирательное реагирование

13+15+13

27

  • эмоционально-нравственная дезориентация

0

10

24+22

  • расширение сферы экономии энергии

8

10+10

+28

  • редукция профессиональных обязанностей

5

10+15

16

«Истощение»

  • эмоциональных дефицит

8

13 +15

18

  • эмоциональная отстраненность

8

10+10

20

  • личностная отстраненность

0

10+10

22

  • психосоматические и психовегетативные нарушения

8+0

10

25

Гистограмма по результатам исследования педагогов МБОУ ДОД ЦДОД «Юность»

4 стр., 1693 слов

Этический кодекс педагога — психолога службы практической ...

... же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством, Изучение Этического кодекса входит в базовую ...

 обработка и анализ полученных результатов 1

Исследование показало, что у одного педагога доминирует симптом «расширение сферы экономии энергии» Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в общении с родными, приятелями и знакомыми. Фаза «Истощения» так же наблюдается у одного педагога, её доминирующий симптом это «психосоматические и психовегетативные нарушения», который проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Автор методики В.В. Бойко в своей книге так описал этот симптом: «…Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита – “выгорание” –самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии… У троих педагогов дополнительного образования складывающийся симптом «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование» несомненный “признак выгорания”, когда профессионал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. У двоих педагогов доминирующим является симптом «эмоционально-нравственная дезориентация». Нередко возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию.

Проанализировав все полученные результаты, мы видим, что синдром эмоционального выгорания в группе испытуемых сформировался у трех педагогов, а это 75% и не сформировался у одного педагога -25%.

Что касается взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания со стажем работы, мы видим, что наиболее высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Это может быть вызвано такими факторами как кризис середины жизни, нагрузки связанные с наличием семьи и детей, “педагогический криз”, т. е. спад профессиональной деятельности после 10- 15 лет работы. У педагогов со стажем работы более 20 лет все фазы синдрома эмоционального выгорания также имеют тенденцию к росту. Этот период может быть связан с кризисом идентичности личности. Наконец, у педагогов со стажем работы до 5 лет, выгорание может быть связано с несоответствием ожиданий связанных с профессией с реальной жизнью, а также с возможным кризисом семейной жизни, совпадающим с данным возрастом.

Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. В ходе тестирования испытуемых по методике К. Томаса нами были получены первичные эмпирические данные. После статистической обработки и анализа данных таблицы в приложении мы составили таблицу № 2, в которой отражены результаты выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях.

Результаты опроса педагогов МБОУ ДОД ЦДОД «Юность»

по методике К.Томаса

Исходя из анализа этой таблицы, мы можем констатировать следующее:

  • у всех респондентов наименьшее количество баллов приходится на тактику соперничество;

  • два испытуемых избирает в конфликте избегание и приспособление;

  • один выбирает в конфликте компромисс + избегание

  • один сотрудничество +избегание.

По результатам исследования можно увидеть, что поведение, которое К. Томас называл оптимальным, т.е. при котором применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов, наблюдается крайне редко, ни одного из испытуемых. Два респондента из опрошенных отдал стратегии «Сотрудничество», что говорит о том, что они готовы принять альтернативное решение конфликта, удовлетворяющее обе стороны. Два человека посчитали стратегию поведения «Приспособление» не совсем подходящей для решения конфликта, в то время как еще два человека избрали её в качестве основной. Это оз начает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Стратегии «Соперничество» как главной стратегии при решении конфликта не придерживаются ни один человек. У всех респондентов он выражен слабо. Стратегии «Компромисс» как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок, в качестве основной следуют 2 человека, и 2 человек придерживаются её в половине или в более чем половине случаев конфликтных ситуаций. Четыре человека, судя по результатам исследования, выбрали стратегию «Избегание», для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей, однако в качестве основной стратегии один испытуемый её применяет.

Подводя итоги, можно сказать, что такие стратегии как «Сотрудничество» и «Компромисс» в незначительной мере, но всё же перевешивают стратегию «Соперничество». Меньше отдают предпочтение стратегии «Приспособление». И ещё меньше опрошенных предпочитают стратегию «Соперничество».

Итак, мы можем сделать вывод о том, что абсолютное большинство испытуемых используют в конфликте практически все стратегии поведения.

Выводы по второй главе, ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Исходя из изложенного материала в курсовой работе сделаны следующие выводы:

1.Изучена литература по данной теме, рассмотрены основные теоретические психологии, её структура и место в ряду других наук, а так же аспекты теоретической части: история детской и подростковой клинической предмет и содержание.

2.Осуществлено эмпирическое исследования

3. Сформулированы выводы и сделаны заключения., СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Акопова М.А. //Клиническая психология детей и подростков//.

уч.-мет. пособие. Буденновск, 2014г.-57с.

  1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. //Клиническая патопсихология//из-во Москва-Воронеж 2011г.-145с.

  2. Воронцова М.В., Бюндюгова Т.В. и др. //Профилактика и

преодоление профессиональной деформации специалистов//

изд. А.Н. Ступин .Таганрог 2013г.-245с.

  1. Бойко В.В. //Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других// М.: Филинъ 2013г.-232с.

  2. Бойченко Я.С. //Здоровьесбережение современной молодёжи: Монография// из-во Иванченко И.С.2013г.-195с.

  3. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. //Детская клиническая психология: история и современное состояние// Научный сетевой журнал «Клиническая и медицинская психология» (Исследование, обучение, практика)

  4. Зверева Н.В., Горячева Т.Г. //Клиническая психология детей и подростков// М.: изд. центр «Академия» 2013г.-256с.

  5. Маланов С.В. //Методологические и теоретические основы психологии// из.-во Москва-Воронеж 2010г.-157с.

  6. Немов Р.С. //Психология// изд.: Москва 2010г. -378с.

  7. Петровский А.В. //Клиническая психология//словарь из-во Москва 2009г.-232с.

  8. Петровский А.В. //Общая психологии // словарь из-во Москва 2009г.-176с.

ПРИЛОЖЕНИЕ, Портреты ученых, внесших огромный вклад в развитие детской клинической психологии.

Жан-Этьен Доминик Эскироль

Жан Марк Гаспар Итар

Эдуард Сеген

Альфред Бине

Мария Монтессори

Зигмунд Фрейд

Приложение 1 Приложение 2Приложение 3

Анна Фрейд Давид Векслер Заззо Рене