Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко

Эмоциональная жизнь человека находится под прямым влиянием характера. Характер человека связан с его интересами, потребностями и более всего проявляется в том, что для человека значимо. Поэтому правильно судить о характере человека можно, внимательно наблюдая за тем, как он себя ведет в значимых жизненных ситуациях, которые позволяют ему удовлетворять наиболее сильные и актуальные потребности.

В настоящее время многие области трудовой деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что и наталкивает на вопросы психогигиены человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, нервотизации, психопатизации и предрасположенности к ним.

В связи с этим объектом данной работы будет являться акцентуация характера личности человека.

Предметом исследования — сопоставление типов акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Цель работы — сравнить типы акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко.

Задачей этой работы является: «определить основную сущность акцентуаций характера…»; «проанализировать виды акцентуаций характера в разных теориях»; «охарактеризовать типы акцентуаций характера по К. Леонгарду»; «охарактеризовать типы акцентуации характера по А. Личко»; «сопоставить типы акцентуации характера К. Леонгарда и А. Личко».

Методологическая основа работы: общенаучные принципы (разрабатывались Леонгардом и Личко), положение разработано в рамках клинической психологии.

Методы данной работы: исторические и сравнительные.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ХАРАКТЕРА

Характер — это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название «характер»).

Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься. Одни люди предпочитают наиболее сложные и трудные виды деятельности, для них доставляет удовольствие искать и преодолевать препятствия; другие выбирают наиболее простые, беспроблемные пути. Для одних существенно, с какими результатами они выполнили ту или иную работу, удалось ли при этом превзойти других людей. Для остальных это может быть безразличным, и они довольствуются тем, что справились с работой не хуже других, добились посредственного качества.

17 стр., 8236 слов

Исследование акцентуации характера

... тем, что в настоящее время наблюдается большое проявление акцентуаций характера у людей практически всех возрастов. Большой вклад в изучение характера внесли такие зарубежные исследователи, как Э. Кречмер, З. ... и основательно, тщательно обдумывает. действуя наверняка, а третий сразу же хватается за работу, не подумав, и только через какой-то период времени, не решив проблему ...

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Характер человека — это то, что определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поступок человека с характером почти всегда сознателен и обдуман, может быть объяснен и оправдан, по крайней мере, с позиций действующего лица. Говоря о характере, мы обычно вкладываем в представление о нем способность вести себя самостоятельно, последовательно, независимо от обстоятельств, проявляя свою волю и настойчивость, целеустремленность и упорство. Бесхарактерный человек в этом смысле — тот, кто не проявляет подобные качества ни в деятельности, ни в общении с людьми, плывет по течению, зависим от обстоятельств, управляется ими.

1.1 Формирование характера

Некоторые черты характера, которые являются устойчивыми в течение всей жизни человека, обнаруживаются уже у детей раннего возраста, например, у дошкольников. Это значит, что истоки характера человека и первые признаки его стабилизации следует искать в самом начале жизни.

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. В характерных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает его близким взрослым людям. При помощи прямого научения через подражания и эмоциональные подкрепления он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для подкрепления нужных форм поведения.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Особенно это относится к обращению родителей с ребенком, в первую очередь матери. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок становится взрослым и обзаводится собственной семьей.

Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

5 стр., 2287 слов

Менингиты у детей

... В отдельных случаях возможно волнообразное течение энтеровирусных менингитов. Прогноз в большинстве случаев благоприятный. У 30% детей развивается церебростенический синдром, 10% -- неврозоподобные ... воспалительными изменениями в цереброспинальной жидкости серозного характера. Этиология Серозные менингиты вирусной этиологии Энтеровирусный менингит., Клиническая картина. Ведущим в клинической картине ...

Имеются данные о том, что начало формирования данных черт характера уходит вглубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется способом обращения матери со своим ребенком (вспомним первую стадию личностного развития по Э. Эриксону).

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются и в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка данного возраста сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительные подкрепления).

В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, взрослых-учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то и способствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни.

1.2 Понятие акцентуации характера и его сущность

Люди различаются между собой не только акцентуированными чертами. Даже не обнаруживая черт, выделяющих личность на фоне среднего уровня, люди все же не сходны между собой. Имеются в виду не особенности, которые придают человеку как таковому индивидуальные черты. Если мы задались целью понять, что же это такое акцентуация личности, необходимо познать эти отличительные черты. (К. Леонгард, 1999г.).

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Крамером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни Э. Фрюлин, К. Леонгард, А. Е. Личко и ряд других ученых. (К. Леонгард, 1999 г.).

Наибольшую известность получил термин К. Leongard (1968 г.) «акцентуированная личность». К. Leongard разработана концепция акцентуированной личности. Выделяются отдельные черты личности, которые сами по себе еще не являются патологическими, однако при определенных условиях могут претерпевать развитие в положительном или отрицательном направлении, достигая особой выраженности у психопатов и невротиков. Черты эти как бы являются заострением некоторых присущих каждому человеку неповторимых индивидуальных свойств.

Однако правильнее говорить об «акцентуациях характера» (А.Е. Личко, 1977 г.).

Рассматривать «акцентуацию характера» так как, по его мнению, личность является широким понятием, включающим в себя помимо характера и темперамента интеллект, способности мировоззрения.

Отличиями между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933 г.), О.В. Кербикова (1962 г.).

При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабилизации характера на протяжении жизни, ни тотальность его проявления во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации вследствие тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке.

9 стр., 4354 слов

Характер: понятие, типология характеров

... взаимосвязаны. Социальное наследование коррелирует с биологическим наследованием. В характере закрепляются социально типическое своеобразие человека, особенности его социализации, воспитания. Одни черты характера выступают ... образующих поведенческий тип личности . Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с ...

Скрытая акцентуация — эта степень, видимо, должна быть отнесена не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном знакомстве трудно бывает составить четкое представление об определенном типе характера. Однако черты этого типа ярко, порой неожиданно, выявляются под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые предъявляют повышенные требования к «месту наименьшего сопротивления». Наиболее благоприятный прогноз наблюдается гипертимической акцентуацией, наихудший прогноз — при явной неустойчивости акцентуации.

Различают несколько видов относительно стойких изменений:

  • переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные черты стираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влиянием некоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа уже скрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;
  • формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда и в результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;
  • трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.

В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могут даже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут «вытеснить», «заслонить» черты других акцентуаций.

1.3 Виды акцентуаций характера в разных теориях

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

13 стр., 6445 слов

Акцентуации характера

... выраженности нами было выделено две степени акцентуации характера: явная и скрытая (Личко; Александров; 1973). Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним вариантам нормы. Она ... Юстицким (1977). Тип акцентуированной личности, по К. Леонгарду Тип акцентуации характера, по А.Е. Личко Лабильный (аффективно-лабильный и аффективно-экзальтированный) Лабильный циклоид Сверхподвижный ...

1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная высокая голова.

3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификации характеров строились в основном на описаниях этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдения за подростками.

Акцентуация характера , по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к «месту наименьшего сопротивления», могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». Кречмер Э. Строение тела и характера // Психология индивидуальных различий. — М., 1982, с. 290. При взрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификацию акцентуаций характера у подростков, которую предложил А. Е. Личко, мы подробно опишем в главе 2.1. «Основные типологии акцентуаций характера по К. Леонгарду и А. Личко».

К классификации характеров, предложенной А.Е. Личко, следует относиться так же, как и к классификации Э. Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по собранным представлениями).

Близкой к классификациям А.Е. Личко является типология характера, предложенная немецким ученым К. Леонгардом. Эта классификация основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные типы характеров. Более подробно эту классификацию также рассмотрим в главе 2.1.

8 стр., 3958 слов

Проблема человека в истории философии

... под воздействием образцов, представлений и идей, сформулированных в тот далекий период. 2. Проблема человека в философии Древней Греции Античная Греция положила начало ... характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в ...

Данная классификация относится в основном к взрослым людям и представляет типологию характеров преимущественно с точки зрения отношения к людям (напомним, что характер человека проявляется также в отношении к делу).

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии характеров, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э Фромм и обозначил как социальную типологию характеров 11 См.: Фромм Э. Характер и социальный прогресс // Психология личности: Тексты. — М., 1892.. «Социальный характер, — пишет автор, — содержит … выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы». Там же — С. 49. Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. «Мазохист-садист». Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ним власть: он их начинает терроризировать, исходя из «благих намерений».

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам. И включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

55 стр., 27087 слов

Социально-психологическая помощь подросткам с девиантным поведением

... некоторые рекомендации в отношении предоставления социально-психологической помощи подросткам с девиантным поведением. Рецензия на дипломную работу по социальной работе Рецензия на дипломную работу по социальной работе на дипломную работу студентки 5 курса ФИО, ...

2. «Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, — пишет Фромм, — это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». 11 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — с. 124-125. К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностях. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойственен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и «настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто «чужое»». 11 Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990. — с. 168. Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособления.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей жизни, в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

Мы привели несколько видов типологий акцентуаций характера в разных теориях, наиболее известных и значимых, на наш взгляд, в настоящее время.

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПО К. ЛЕОНГАРДУ И А. ЛИЧКО

2.1 Основные типологии акцентуации характера по К. Леонгарду и А.Личко

Классификация А. Личко предназначена специально для подросткового возраста.

Гипертимный тип, Циклоидный тип

В субдепрессивной фазе отличаются вялостью, упадок сил, все валится из рук. Что раньше давалось легко и быстро, теперь требует больших усилий. Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает томить, избегают компании, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи, нередки в тот период из-за падения работоспособности, переживают тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью, но в глубине души впадают в еще большее уныние. Больше жалуются на скуку. Не приходится также слышать и идти на самоунижение.

Бессонницы у подростков не бывает. Самооценка формируется постепенно, по мере накапливания опыта «хороших» и «плохих» периодов. При недостатке такого опыта она может быть не очень точной.

Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации промежуточную между типичными циклоидами и стабильными подростками.

Фазы здесь очень короткие 1-2 дня. В «плохие» дни дурное настроение обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные соответствующими событиями или известиями.

22 стр., 10529 слов

«Система работы социального педагога с девиантными подростками в школе» содержит

... поведения, но и в осуществлении профилактики и коррекции уже имеющихся отклонений. Стоит отметить, что специфика деятельности социального педагога по работе с подростками с девиантным поведением ... склонности к девиантному поведению у подростков. 3. Разработать рекомендации для социальных педагогов по организации работы с девиантными подростками ... занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных ...

Лабильный тип

Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить черты своего характера.

Астено-невротический тип

Главными чертами являются утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях, например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу. Склонность к ипохондрии преувеличенному внешнему вниманию к состоянию своего здоровья. Предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно, прежде всего, отражает заботу о здоровье.

Сенситивный тип

Сенситивная акцентуация служит почвой для острых аффективных реакций интрапунитивного типа, невроза, реактивных депрессий, эндореактивных психозов. По-видимому, сенситивная акцентуация сопряжена с более высоким риском заболеваний прогредиентной шизофрении.

Психастенический тип

Главными чертами психастенического типа являются нерешительность, склонность ко всякого рода рассуждениям, тревожная мнительность в виде опасений за будущее свое и своих близких, любовь к самоанализу и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, представлений, мыслей.

Нерешительность особенно проявляется в долгих и мучительных колебаниях, когда надо сделать самостоятельный выбор.

Физическое развитие обычно оставляет желать лучшего. Все ручные навыки и занятия спортом даются плохо. Исключения составляют лишь те виды спорта, при занятиях которыми нагрузка падает на ноги (бег, прыжки, лыжи, велосипед).

Самооценка, несмотря на склонность к самоанализу, далеко не всегда отличается правильностью и полностью. Часто выделяется склонность находить у себя черты самых разных типов, в том числе совершенно не свойственные, например, истерические.

Шизоидный тип

В подростковом возрасте все черты шизоидного типа крайне заостряются. Прежде всего, бросаются в глаза замкнутость и отгороженность, иногда духовное одиночество мало тяготит подростка, который живет своими необычными для других интересами и увлечениями. Чаще же неспособность устанавливать контакты тяжело переживаются.

Внутренний мир почти всегда закрыт для посторонних и зачастую бывает заполнен фантазиями и увлечениями. Шизоидные подростки могут раскрываться неожиданно и обычно перед человеком малозначительным, и даже случайным, но чем-то импонирующим их прихотливому выбору. В то же время их внутренние переживания могут навсегда оставаться скрытыми от близких или от тех, кого они знают много лет.

Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении чувств делают неожиданными и непонятными для окружающих многие поступки, ибо весь ход предшествующих переживаний и мотивов остаются скрытым. Чудачества бывают неожиданны, но, не служат эгоцентрической цели привлечь в себе внимание.

Подростковая реакция эмансипации обычно проявляется весьма своеобразно. Шизоидный подросток может терпеть мелочную опеку в быту, и даже не замечать ее, подчиниться установленному распорядку и режиму, но готов реагировать бурным протестом на малейшую попытку вторгнуться без дозволения в мир его интересов, увлечений и фантазий. Однако реакция эмансипации легко может оборачиваться социальной нонконформностью-негодованием по поводу существующих правил и порядков, насмешками над распространенными идеалами, интересами и духовными ценностями, злопыхательством по поводу «отсутствия свободы». Подобные суждения могут скрыто вынашиваться и нежданно для всех реализовываться в решительных действиях или публичных выступления. Прямолинейная критика других в таких случаях осуществляется без учета ее последствий для себя.

48 стр., 23713 слов

Особенности девиантного поведения подростков, диагностика, профилактика ...

... определение сущности негативного поведения и принципов по психопрофилактической работе по предупреждению негативного поведения подростков. Объект исследования : девиантное поведение подростков Предмет исследования: деятельность психолога, направленная на профилактику девиантного поведения подростков. Гипотеза : Если выявить склонности к девиантному поведению и провести диагностику, ...

Реакция группирования со сверстниками внешне выражена слабо. Замкнутость затрудняет контакты, а неподатливость общему влиянию не позволяет полностью слиться с группой. Иногда шизоидные подростки подвергаются насмешкам и преследованиям сверстников, иногда же, благодаря холодной сдержанности и неожиданному умению постоять за себя, внушают уважение и заставляют соблюдать дистанцию. Но успех среди сверстников может быть предметом сокровенных фантазий шизоидного подростка.

Увлечения нередко отличаются необычностью, силой и постоянством. Чаще встречаются интеллектуально-эстетические хобби. Увлечения нередко таят от других, боясь непонимания и насмешек. Делятся ими, если встречают интерес, но никогда не выставляют напоказ. В спорте предпочитают индивидуальные занятия, но не коллективные игры. Вместо увлечений могут предпочесть одинокие многочасовые прогулки. Некоторым шизоидам хорошо даются тонкие ручные навыки: игра на музыкальных инструментах, всяческие поделки.

Сексуальная активность для окружающих обычно остается незамеченной. Однако внешняя «асексуальность», презрение к половой жизни могут сочетаться с упорным онанизмом и яркими эротическими фантазиями. Болезненно чувствительные в компаниях, не способны на флирт и ухаживания, не умеют добиться сексуальной близости в ситуации, где она возможна, шизоидные подростки могут внезапно для других проявлять сексуальную активность в самых грубых и даже извращенных формах: вступать в связь со случайными встречными, онанировать под чужими окнами, эксгибиционировать перед малышами, часами сторожить, чтобы посмотреть чьи-то обнаженные гениталии и т.д. Подобная сексуальная активность и сексуальные фантазии глубоко таятся. Даже когда подобные действия обнаружены, стараются не раскрывать мотивов и переживаний.

Алкоголизм встречается редко. Опьянение обычно не сопровождается эйфорией. Уговорами питейной атмосферы компании легко противостоит. однако у некоторых небольшие дозы крепких напитков облегчают установление контактов и устраняют чувство неестественности во время общения. Тогда алкоголь может регулярно использоваться в качестве своеобразного «коммуникативного допинга». Может возникнуть необычная психическая зависимость, отличная от известной психической зависимости у алкоголиков. В указанных случаях прием алкогольного допинга подростком становится необходимым ритуалом перед вынужденными активными общениями. С той же целью легко могут быть начаты приемы наркотиков. Опасность токсикоманического поведения у шизоидов больше, чем алкоголизации.

Делинквентное поведение встречается нечасто. Групповые правонарушения не свойственны. Однако преступления могут совершаться «во имя группы», чтобы группа «признала своим». В одиночку совершаются и сексуальные правонарушения.

Самооценка шизоидов отличается избирательностью. Хорошо отдают себе отчет в своей замкнутости, трудности контактов, непонимании окружающих. Противоречия же в своем поведении не замечаются или не придается значения. Любят подчеркивать свою независимость и самостоятельность.

Обычно приписываемые шизоидам соматические признаки (худощавость, дряблая мускулатура, сутуловатость) на фоне акселерации могут искажаться эндокринными сдвигами, обусловливая, например, избыточную полноту.

Шизоидная акцентуация сочетается с повышенным риском заболевания вялотекущей шизофренией. Повышение риска прогредиентной шизофрении менее отчетливо. Этот тип акцентуации в подростковом возрасте предрасполагает также к транзиторной метафизической интоксикации.

Эпилептоидный тип

В большинстве случаев черты этого типа становятся очевидными только в подростковом возрасте. Главной из них является склонность к периодам злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поисками объекта, на котором можно сорвать зло. Такие состояния длятся часами, реже днями, постепенно начинаясь и медленно ослабевая. С ними тесно связана аффективная взрывчатость. Вспышки возбуждения лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффект накипает долго и постепенно. Повод для взрыва может быть ничтожным, сыграть роль последней капли. Аффекты не только сильны, но и продолжительны, долго не наступает успокоения. В аффекте могут отмечаться безудержная ярость, циничная брань, жестокие побои, безразличие к беспомощности объекта нападения и неспособность учесть его превосходящую силу. Реже эта ярость оборачивается аутоагрессией с нанесением себе порою тяжких повреждений.

Инстинктивная жизнь отличается большим напряжением. Сильное сексуальное влечение, склонность к сексуальным эксцессам могут сочетаться с садистскими и мазохистическими наклонностями. Любовь почти всегда окрашена мрачными красками ревности.

Алкогольное опьянение часто протекает тяжело, с яростью и драками. В пьяном виде могут быть совершены поступки, о которых потом не остается воспоминаний. Тем не менее, нередкой бывает склонность напиваться «до отключения». Брутальность сказывается во всем: крепкие напитки предпочитаются вину, крепкие папиросы — сигаретам и т.д. В опьянении легко возникают как агрессивные, так и аутоагрессивные аффективные реакции.

Реакция эмансипации нередко протекает тяжело. От родных требуют не только «свободы» и самостоятельности, но и «прав», доли имущества, материальных благ. Перед начальством склонны к угодничеству, если ждут каких-либо преимуществ. Реакция группирования со сверстниками сопряжена со стремлением к властвованию. В группе желают устанавливать порядки, выгодные для себя. Могут хорошо адаптироваться в условиях строгого дисциплинарного режима, где умеют подольститься к начальству, заполучить определенную власть над другими подростками и умело использовать ее для своей выгоды. Власть в руках эпилептоидного подростка может быть ударом по его «слабому звену». Упоенный властью, он теряет контроль над собой, настолько угнетает и подавляет попавших под его зависимость, что против него зреет всеобщий бунт, который лишает его былых преимуществ и надолго дезадаптирует.

Среди увлечений отмечена склонность к азартным играм. Страсть к обогащению очень легко пробуждается. Коллекционирование привлекает, прежде всего, материальной ценностью собранного. В спорте заманчивым кажется то, что позволяет развить физическую силу. В сфере увлечений могут оказаться и различные поделки, особенно требующие тщательности исполнения и сулящие материальную выгоду. Музыкой и пением охотно занимаются наедине, получая от этого особое чувственное наслаждение.

Общими чертами являются также вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, что откладывает отпечаток на всем — от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Мелочная скрупулезность, дотошное соблюдение всех правил, даже в ущерб делу, допекающий всех педантизм — все это рассматривается некоторыми авторами как способ компенсации собственной инертности. Большое внимание к своему здоровью, бережное соблюдение собственных интересов сочетаются со злопамятностью, несклонностью прощать обиды, озлоблением при малейшем ущемлении интересов.

Эпилептоидная акцентуация является почвой для острых аффективных реакций, ситуативно обусловленных нарушений поведения долинквентного и даже криминального типа [Вдовиченко А.А., 1976], ранней алкоголизации, а также психопатического развития. Особенно пагубным является воспитание в условиях жестоких взаимоотношений. Гипоопека может способствовать наслоению черт неустойчивости, потворствующая гиперпротекация — истероидности.

Истероидный тип

Все эти черты нередко намечаются с детских лет. Такой ребенок не выносит, когда при нем хвалят других детей, когда другим уделяют внимание. Игрушки ему быстро надоедают и часто служат лишь предметом хвастовства перед другими малышами. Для этого дети с истероидными чертами охотно декламируют стихи, танцуют, поют. Успехи в учебе во многом определяются тем, ставят ли их в пример другим.

В подростковом возрасте с этой же целью привлечь к себе внимание, прежде всего товарищей, могут использовать нарушения поведения. Делинквентность сводится к прогулам, нежеланию работать и учиться, так как «серая жизнь» их не удовлетворяет, а занять в учебе и труде престижное положение, которое бы тешило их самолюбие, у них не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее, безделье и праздность сочетаются с очень высокими, фактически не удовлетворимыми претензиями в отношении будущей профессии. Склонны к вызывающему поведению в общественных местах. Более тяжких нарушений поведения обычно избегают.

Побеги из дома могут начаться с детских лет. Убежав, дети или подростки стараются быть там, где их будут искать, или обратить на себя внимание милиции (такие демонстративные побеги обычно являются следствием реакции оппозиции).

Склонны преувеличивать свою алкоголизацию: прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть изысканным выбором алкогольных напитков. Иногда такие подростки готовы изобразить из себя наркоманов. Наслышавшись о наркотиках, попробовав раз-другой доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков, вроде героина или ЛСД. Детальный расспрос обнаруживает, что нахватанные сведения быстро истощаются.

Если ничем другим не удается привлечь к себе внимание, то в ход могут пускаться мнимые болезни, ложь и фантазии. Последние всегда предназначаются для окружающих. Выдумывая, легко вживаются в роль, вводят в заблуждение доверчивых людей.

Истероидная акцентуация нередко сочетается с психическим инфантилизмом (гармоничным психофизическим или с психическим на фоне физической акселерации).

Вследствие инфантилизма в подростковом возрасте сохраняется детская реакция оппозиции на утрату или уменьшение внимания со стороны близких, на потерю роли семейного кумира. Проявления этой реакции могут быть теми же, что и в детстве — уход в болезнь, попытки избавиться от того, на кого переключилось внимание (например, заставить мать разойтись с появившимся отчимом).

Но чаще реакция оппозиции проявляется подростковым нарушениями поведения — выпивки, знакомство с наркотиками, прогулы, воровство, асоциальные компании сверстников — все это предназначается лишь для того, чтобы языком поступков просигнализировать близким: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я собьюсь с пути».

Реакция эмансипации может иметь бурные внешние проявления: громогласные требования свободы, конфликты и т. п. На самом же деле настоящей свободы и самостоятельности вовсе не ищут, от внимания и забот близких вовсе не жаждут избавиться.

Реакция группирования со сверстниками сопряжена с претензиями на лидерство или на исключительное положение в группе. Не обладая ни достаточной стеничностью, ни бестрепетной готовностью подчинить себе других, такие подростки добиваются ведущего положения иными средствами. Обладая хорошим интуитивным чутьем настроения группы, еще только назревающих в ней желаний, стремлений, истероидные подростки становятся их первыми выразителями, зачинщиками и зажигателями. В порыве, воодушевленные обращенными на них взорами, они могут повести за собой других, даже проявить отвагу. Но всегда оказываются вожаками на час, так как перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взглядов, сразу теряют весь задор. Пытаются также возвыситься в среде сверстников, «пуская пыль в глаза» россказнями былых «удачах» и «похождениях». Товарищи вскоре распознают за внешними эффектами внутреннюю пустоту. Поэтому истероидные подростки не склонны подолгу задерживаться в одной группе сверстников и охотно устремляются в новую, уверяя, что «разочаровались в прежних приятелях».

Увлечения целиком питаются эгоцентризмом. Для этого может выбираться и художественная самодеятельность (особенно те ее виды, которые популярны в среде сверстников).

Но той же цели могут служить и гимнастика йогов, и модные философские течения, и необычные коллекции и много другое, если только оно не требует слишком упорного труда и позволяет покрасоваться перед другими.

Сексуальное влечение не отличается ни силой, ни напряженностью. В сексуальном поведении также много театральной игры. Юноши чаще скрывают свои сексуальные переживания, уходят от бесед на эти темы, чувствуя, что среди товарищей в этой они могут легко оказаться не на «высоте». Девочки, наоборот, склонны афишировать свои действия и выдумывать несуществующие связи, способны на оговоры и самооговоры, могут разыгрывать роль распутниц и проституток, наслаждаясь ошеломляющим впечатлением на собеседника.

Самооценка очень далека от объективности. Обычно представляют себя такими, какими в данный момент можно скорее всего обратить на себя внимание.

Удары по эгоцентризму являются самыми чувствительными для истероидной натуры. Неспособность занять видное положение среди сверстников, разоблачение приукрашивающих вымыслов с перспективой быть осмеянными и низвергнутыми с пьедестала, крах надежд при высоком уровне притязаний, утрата внимания со стороны значимых лиц — все это может привести и к острым аффективным реакциям демонстративного типа, включая суицидальные демонстрации, и к истерическому неврозу, и к демонстративным нарушениям поведения. Сочетание истероидной акцентуации с потворствующей гиперпротекцией в воспитании («кумир семьи») легко приводит к психопатическому развитию.

Неустойчивый тип

С первых классов школы нет желания учиться. Нехотя подчиняются при строгом контроле, но всегда ищут случая отлынивать от занятий. Полное безволие обнаруживается, когда дело касается любого труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ним старшие.

Рано выявляется тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью. Убегают с уроков в кино или просто погулять по улице. Подстрекаемые более стеничными сверстниками, могут ради компании сбежать из дома. Охотно подражают и подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждения, веселье и смену легких впечатлений. Готовы все дни проводить в уличных компаниях. Еще детьми начинают курить. Легко идут на мелкие кражи.

Когда же становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, теперь уже не забавляют. Ищут более сильных и острых ощущений — в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, проявляется интерес к наркотизации. Нарушения поведения, делинквентность прежде всего обусловлены желанием поразвлечься. Выпивки начинаются рано (иногда с 12-14 лет) и всегда в компании асоциальных приятелей. Поиск необычных впечатлений легко толкает на правонарушения.

Реакция эмансипации тесно сопряжена все с теми же желаниями удовольствия и развлечения. Глубокой любви к близким они никогда не питают. К семейным бедам и заботам относятся с равнодушием. Родные для них, прежде всего, источник средств для развлечений. Реакция для группирования проявляется в раннем тяготении к уличным асоциальным компаниям. Неспособные сами занять себя, плохо переносят одиночество и в этих компаниях, прежде всего, ищут места для развлечений. Трусость и недостаточная инициативность приводят к тому, что неустойчивые подростки легко становятся орудием таких групп. В групповых правонарушениях им приходится таскать каштаны из огня, а плоды пожинают более стеничные члены группы.

Все увлечения, требующие какого-то труда, для них непостижимы. Доступным оказывается только информативно-коммуникативный тип хобби, да еще азартные игры. Отсюда многочасовая пустая болтовня со случайным приятелем, детективно-приключенческие интересы — все это питается жаждой впечатлений, новой легкой информацией, не требующей никакой интеллектуальной переработки. Знакомства предпочитаются такие же легкие, как получаемая информация, она нужна только, чтобы ею обмениваться. Веселая компания всегда предпочтительнее преданного друга. Полученные сведения легко забываются, в подлинный их смысл не вникают, никаких выводов не делается. К занятиям спортом испытывают отвращение. Только автомашина и мотоцикл представляются заманчивым как источники почти гедонического наслаждения бешеной скоростью с рулем в руках. Но упорные занятия и здесь отталкивают. Предпочитается угон автомашин и мотоциклов с целью покататься. Художественная самодеятельность не привлекает, даже модные ансамбли скоро приедаются.

Сексуальное влечение не отличается силой, но пребывание в уличных группах ведет к раннему сексуальному опыту, включая знакомство с извращениями. Сексуальная жизнь становится таким же источником развлечений, как выпивки и хулиганские похождения. Романтическая влюбленность проходит мимо неустойчивых подростков, чувство влюбленности для них остается незнакомым.

Учеба легко забрасывается. Никакой труд не привлекает. Работают только в силу крайней необходимости. Поражает равнодушие к своему будущему — не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Живут только настоящим, желая извлечь из него максимум удовольствий. От трудностей, неприятностей и испытаний стараются убежать. С угрозой наказания бывают связаны первые побеги из домов и интернатов. повторные же побеги нередко обусловлены тягой к «свободной жизни».