Противоречия современного мира диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности и т. д. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.
Анализ ситуации, сложившейся в подростковой среде в последние годы, свидетельствует о том, что отсутствие должного внимания общества к организации свободного времени школьников ведет к самым негативным результатам.
Актуальность нашего исследования обосновывается необходимостью решения мотивационных и педагогических проблем организации тематической смены в условиях детского оздоровительного лагеря, взаимоотношениями с вожатыми и педагогами, отрядом, в среде непосредственного общения. Наряду с обеспечением освоения образовательных стандартов, развитием творческих способностей не менее важным следует признать создание поля исследовательского творчества в свободное время, наличие которого позволяет решать задачи формирования у подростков аппарата самореализации в современном мире и освоения ими познавательных способностей в процессе организации досуга и отдыха.
Опыт и традиции в организации летних каникул школьников стали основой системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Огромную социальную значимость по-прежнему сохраняют не только оздоровительные лагеря, но и лагеря с дневным пребыванием на базе школ, учреждений дополнительного образования. Многие лагеря разработали целевые программы, которые максимально учитывают возможности педагогов и учреждений культуры, спорта. В учреждениях, предназначенных для детского отдыха, успешно функционируют лагеря с профильными программами. Самая перспективная форма летнего отдыха детей — профильные лагеря, создаваемые для активного оздоровления и отдыха детей. Здесь ребята не только отдыхают, но и формируются как личности, узнают много нового и интересного, реализуют свои умения и навыки.
Цель курсовой работы, Объект курсовой работы, Предмет курсовой работы, Гипотеза:
- Будут учтены возрастные особенности подростков и специфика организации досуга в условиях летнего центра отдыха;
- Будет учтена специфика становления развития временного коллектива;
- Обобщён опыт организации моделирования тематических смен.
- Разработан проект модели тематической смены в условиях детского оздоровительного лагеря.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
Организация летнего оздоровительного отдыха детей и подростков
... могли бы учитывать в своих действиях. В своей работе по решению такой проблемы как «организация летнего отдыха детей», я применила системный анализ потому, что этот метод ... дерева целей равна 1. Подцель: оздоровление подцелиэксперты 12345 Оздоровительные лагеря с дневным пребыванием13121Оздоровление детей в лечебных учреждениях города31233Санаторно-курортное лечение22312 Матрица преобразованных ...
1. Изучить и проанализировать специализированную литературу и другие источники информации по данному вопросу.
2. Определить специфику работы детского оздоровительного лагеря и временного коллектива.
3. Рассмотреть организацию деятельности подростков в детском оздоровительном лагере.
4. Составить тематическую программу организации летнего отдыха детей в условиях Детских оздоровительных лагерей.
Теоретической базой исследования курсовой работы, Теоретические аспекты значимости курсовой работы, Практический аспект значимости курсовой работы, Структура курсовой работы:
Глава I. Теоретические аспекты организации тематической смены в условиях детского оздоровительного лагеря
Основные концепции организации летнего детского лагеря, Лагерь — дом
Создание атмосферы всеобщей заботы о каждом, формирование нравственных межличностных отношений между детьми и взрослыми. Учет индивидуальных особенностей детей. Работа с малочисленными по составу детским группами, свободно образуемыми детскими сообществами при полной реализации прав на выбор содержания и условий деятельности. Использование методики коллективной творческой деятельности, гибкого планирования в режиме само развивающейся жизнедеятельности.
Лагерь – клуб:, Лагерь — эрудит
Реализация различного рода образовательно-развивающих программ в специфических формах, повышающих эрудицию (ток-шоу, интеллектуальные турниры, тематические викторины, “бой ораторов”, состязание отраслевые, эстафеты тематических экспромтов и т.д.).
Возможно профилирование содержания деятельности (гуманитарное, естественнонаучное, физико-математическое, фольклерно-этнографическое, туристско-оздоровительное и т.д.)
Лагерь — детский центр
Центр по своей сущности является социально-педагогическим комплексом круглогодичного действия. Его деятельность основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, педагогизации всех служб и подразделений центра, тщательной обработке механизма кадрового и материального обеспечения, последовательной реализации принципа обновления содержания, форм, а также конкретной методики, позволяющей максимально проявлять и реализовывать самые разнообразные интересы и запросы личности.
Деятельность центра основана на следующих принципах:
- создание максимального количества разнообразных клубных пространств, где нормы и правила взаимодействия вырабатываются самими членами группы, что предотвращает авторитарное давление и повышает степень возможности самоопределения, само актуализации и саморазвития личности;
- содержательность деятельности, ее многообразие лежащее в основе индивидуальной и коллективной деятельности;
- свобода выбора деятельности, коллектива, педагога как необходимые условия самостоятельного, творческого развития и самореализации ребенка;
- рефлективность, означающая, что основной реальностью является собственная деятельность и деятельность других.
Типология программы
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные).
Социально-педагогическая деятельность с детьми-инвалидами
... препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития. Объект исследования: социально-педагогическая деятельность. Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Цель работы: проанализировать содержание социально-педагогической деятельности с детьми-инвалидами. Задачи исследования: Определить ...
Итак, первая группа:
Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.
Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.
Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.
Иногда в литературе встречается термин “тематическая программа” и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. И еще один аргумент в защиту нашего мнения: как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустно.
Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.
Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальные период – лагерная смена).
Исходя из последнего довода, заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные).
Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В тоже время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но не переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, “не перекроена” под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.
«Роль общения с ребенком в перинатальный период» статья по психологии
... способностями. Например, стремлением к знанию. По мнению ученых, перинатальное воспитание оказывает фундаментальное воздействие на развитие ребенка, нежели воспитание его в первые годы жизни. В последнее время ... которые, по сообщению агентства Ассошиэйтед Пресс, в 1986 г. прошли программу обучения детей внутриутробного периода жизни. Обучение начиналось на 5-м месяце беременности. Сначала дважды ...
При определении игровых программ как составляющих структуры тематической смены необходимо уточнить, что все смены можно разделить на следующие виды: короткие, большие, а также смены, где игра продолжается весь период лагеря.
Короткие смены
На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему. В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события. Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры. Далее по ходу смены мы постепенно приближаемся к цели (каждый день находится новые кусок карты, и т. п.).
В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель.
Большие смены
Здесь необходимо говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему. На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия. Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Далее полная свобода фантазии. Но ни одна смена, пожалуй, не обойдётся без творческого конкурса с выступлениями отрядов на сцене. Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а «самая интересная на свете».
Цикловая игра
Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберается интересная тема. Разбиваетсяе на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день).
Объем проведения — 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня).
Остальное время — подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании.
Принцип тематической смены
Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо).
Команды каждый раз меняем. Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и дела мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
Очевидно, что разные цели приводят к созданию планов разного вида. При этом существенно, чтобы директор и персонал были согласны с этими целями перед началом планирования программ. Разработанная программа будет эффективна только в том случае, если подход к программе и планированию отражают цели и задачи. Для лагерных программ характерны два различных подхода: централизованный и децентрализованный. Для централизованной программы деятельность лагеря планируется с широким представительством персонала лагеря и детей так, что дети принимают участие в деятельности лагеря по определенному расписанию. Акцент в этой философии лагерной жизни делается на разнообразие видов деятельности в лагере и на общей или групповой деятельности детей в возрастных группах.
С другой стороны, при децентрализованной программе, деятельность лагерной жизни планируется по индивидуальным планам коллектива проживания с использованием рабочего процесса в группах. Группа присоединяется к лагерному сообществу только во время особых ситуаций:
- при общем приеме пищи и выполнении важных видов деятельности (медицинской профилактики, питания).
Акцент в этой философии лагерной жизни делается на взаимоотношениях внутри групп и на создании независимости от большого лагерного сообщества.
Перейдем непосредственно к планированию лагерной смены. Лагерную смену можно разделить на три периода: организационный (1-2 дня), основной (самый большой по времени) и заключительные (2-3 дня).
Организационный период.
Позиция вожатого: заботливая, но строгая и требовательная мама. Основной вид деятельности вожатого: разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Показываю себя, лагерь, людей лагеря (вот мы какие! ).
Знакомство. Взаимопонимание. Ожидание от жизни в лагере: «Что будет?». Массовые дела. В отряде: огонек-знакомство, коллективно- творческие дела, « Ромашка», «Кинофестиваль». И конечно, игры.
На данном этапе происходит: становление контактов, преодоление психологического барьера, выборы органов самоуправления, планирование жизни.
В лагере: сбор знакомства, концерт вожатых.
Основной период смены.
Позиция вожатого: консультант-инструктор. Сотрудник: «Давайте попробуем вместе».
Основной вид деятельности вожатого: работаю с группами ребят по организации отрядных и межотрядных дел. Стараюсь почаще при принятии решений уйти в сторону, не беру на себя всю долю ответственности как в организационный период.
Основной вид деятельности ребят: работа, в основном, по группам (временным или постоянным).
Интенсивное общение. Огоньки. Игры, разные, больше спортивные. А также это могут быть игры-розыгрыши, игры на ассоциации, игры-загадки. Можно предложить ролевую и деловую игры.
Итоговый период.
Позиция вожатого: это друг и заботливая мама, потому что ребята уже немного устали от смены и вместе с тем чувствуют скорое расставание: чем можно помочь в этот период, чтобы ребятам не расклеиться.
Основной вид деятельности: если вожатый умело запустил механизм самоуправления, то должен пожинать его плоды.
Основная функция летних лагерей — оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период. Создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллективов, рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом ддя них социальном и природном окружении.
Выводы по первой главе
Формирование и развитие личности определяется как ее биологическими задатками, так и совокупностью условий социального существования в данную эпоху, а также ее физического, духовного и нравственного здоровья. Поэтому огромное влияние на жизнь каждого человека, а в особенности ребенка, оказывают рекреационная и воспитательная функции окружающей среды, проявляющиеся в социально-культурной деятельности.
При изучении вопроса об организации тематической смены в детском оздоровительном лагере нами проанализирована специализированная литературу и другие источники информации по данному вопросу.
На базе исследований Г.Будановой, Н.Волковой, Кленовой Н.В., Ломова В.Ф., Меренкова А.Р. мы определили, что летний лагерь – не только как временное местонахождение ребёнка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит своё свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям.
Проанализировав классификацию загородных лагерей, выделим досуговые, оздоровительные, профильные, трудовые.
При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как
- временный характер коллектива;
- изменение привычной среды жизнедеятельности;
- закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;
- отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.
К основным концепциям организации летнего детского лагеря можно отнести следующие: Лагерь – дом, Лагерь – клуб, Лагерь — длительная педагогическая игра, Лагерь – эрудит, Лагерь — детский центр.
Лагерную смену можно разделить на три периода: организационный (1-2 дня), основной (самый большой по времени) и заключительные (2-3 дня).
К существенным особенностям временного коллектива следует отнести относительную автономность его существования. В это время ослабляется прямое влияние на школьника семьи, класса, дворовой компании, других постоянных групп.
ПЛАН – СЕТКА.
1. Прибытие на станцию «Средиземье» «Добро пожаловать в Средиземье» Сбор хоббитов в Ривенделлах | 2. Сбор хоббитов в Золотом Дворце Медусент Путешествие в лабиринте Роковой горы (веревочный курс).
|
3. Открытие Всевидящего Ока Эльфийские сказания (вожатский концерт).
Сбор в Ривенделле |
4. Иллюзии гномов (игра «Ассоциации». Защита Арганата Бои Назгулов (игра «Крестики-нолики»).
|
1. Знакомство с жителями Средиземья Мастера горных пещер (игра «Город мастеров»).
|
6.«Звезда Рохана» |
7. Всемирный День Квидича. Соревнования по Квидичу (футбол на метлах).
Соревнования среди кланов. Сборная хоббитов против сборной эльфов |
8.Конкурс «Элронд». | 9. «День Халдира» (День Вежливости) Игра «Лорд Халдир» (Самый умный).
|
10. Конкурс «Арвен». | 11.«Школа Магии» | 12.«День Святочного бала» |
13.«День фантазий» Конкурс «Волшебный мир фантазий» | 14.«Поиск потерянных символов» (отрядный этап игры.) Общелагерная игра «Поиск потерянных символов» | 15. «Нашествие лавы» (День Нептуна).
Body art. «Музыкальные фанты». Костюмированное представление. |
16.Конкурс «Аривов» (Стартинг шоу) | 17. День Энтов (интеллектуальный конкурс).
В первой половине конкурс дня младших и средних отрядов. Конкурс «Энтов» для старших отрядов. |
18. «День решающей битвы» (игра «Проблема выбора»).
|
19.Hobbit`s day. Подарок дорогому меллоуну». | 20. Закрытие Всевидящего Ока (закрытие смены).
Прощальный концерт Эльфов и хоббитов |
21. Прощание со Средиземьем (разъезд детей).
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:
Лагерь – Средиземье
Начальник лагеря – Гендольф Белый
Старший вожатый — Арагорн
Место общелагерного сбора – Золотой Дворец Медусент
Педагог-воспитатель – Фродо
Педагог-организатор – Сэм
Вожатые — Эльфы
Корпус – Гондор
Комната – Осгилиат
Спортивный корпус – Троли
Начальник спортивного корпуса – Пещерный тролль
Спортивная площадка – Изенгард
Отрядное место – Ривенделл
Отрядный уголок – Арганат
Ритуальная площадка – Минастиред
Танцевальная площадка – Рохан
Столовая – крепость Барад-Дур
Дети — хоббиты
Отряды — Бэггинсы — Холмлкопсы
- Булкинсы — Шестоноги
- Туки — Гэмджи
- Брэндибаки — Болджерсы
- Граббсы — Дудкинсы
- Чаббсы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
День 1: Прибытие на станцию «Средиземье» (заезд детей, оформление лагеря: «Добро пожаловать в Средиземье», вожатые встречают детей в костюмах).
Деление на кланы (отряды).
Регистрация хоббитов (детей) и расселение их в Гондор (корпус).
Знакомство с легендами, традициями и законами Средиземья (лагеря).
Вечер: Сбор хоббитов в Ривенделлах (отрядные огоньки знакомств).
День 2: Сбор хоббитов в Золотом Дворце Медусент (общелагерный сбор, объявление тематики смены, выбор активов отрядов)
Вечер: Путешествие в лабиринте Роковой горы (веревочный курс).
День 3: Открытие Всевидящего Ока (линейка открытия смены, представление своего клана).
Вечер: Эльфийские сказания (вожатский концерт).
Сбор в Ривенделле (огонек-анализ на своих отрядных местах).
ОСНОВНОЙ ПЕРИОД
День 4: Иллюзии гномов (игра «Ассоциации». Цель игры: сплочение коллектива. Ход игры: участники становятся в круг, выбираются 2 водящих. Ведущий задает водящим ситуацию, и они с помощью жестов и мимики должны объяснить остальным участникам заданную ситуацию. Участник угадавший, что показывал водящий становится на его место).
Защита Арганата (защита отрядного уголка).
Вечер: Бои Назгулов (игра «Крестики-нолики»).
(Приложение 2)
День 5: Знакомство с жителями Средиземья (игра «Разведчики»: хоббитам (детям) дается 100 вопросов о Средиземье (лагере) и его жителях. Эльфы (вожатые) расходятся по территории всего лагеря зная ответы на вопросы, а хоббитам (детям), что бы ответить на конкретный вопрос необходимо найти именно того эльфа, которому он адресован. Но эльфы дают ответ только если хоббит выполнит определенное творческое задание. После того как хоббиты добудут все ответов, они сдают их Сэму (педагогу-организатору).
Вечер: Мастера горных пещер (игра «Город мастеров»).
День 6: Подготовка к конкурсу «Звезда Рохана».
Вечер: Конкурс «Звезда Рохана» (конкурс молодых дарований).
По окончании конкурса хоббитам вручаются свитки с символами Великих Колец по трем номинациям: «Лучший вокал», «Лучший танец», «Лучшее сценическое мастерство».
День 7: Всемирный День Квидича. Соревнования по Квидичу (футбол на метлах): в первой половине дня конкурс проводится среди младших и средних отрядов. Награждение победителя.
Вторая половина дня: соревнования среди старших отрядов.
Вечер: Сборная хоббитов против сборной эльфов.
День 8: Подготовка к конкурсу «Элронд» («Мистер лагеря»).
Вечер: Конкурс «Элронд».
День 9: «День Халдира» (День Вежливости)
Шуточная утренняя зарядка.
Каждому отряду выдается список добрых дел, которые они должны совершить в течении дня.
Вечер: На вечернем мероприятии подводятся итоги и выявляется самый вежливый хоббит.
Игра «Лорд Халдир» (Самый умный).
День 10: Подготовка к конкурсу «Арвен» (Мисс лагеря).
Вечер: Конкурс «Арвен». (Приложение 3)
День 11: «Школа магии» (см. Приложение №4).
День 12: «День Святочного бала». В школе магии бал, все приходят по парам.
День 13: «День фантазий»
Подготовка к конкурсу «Волшебный мир фантазий» (сказки).
Вечер: Конкурс «Волшебный мир фантазий». Каждому клану лагеря предлагается инсценировать волшебную сказку. Свою сказку демонстрирует и вожатский отряд.
День 14: «Поиск потерянных символов». (отрядный этап игры.)
Вечер: Игра «Поиск потерянных символов» («Временной портал»)
День 15: «Нашествие лавы» (День Нептуна).
Body art.
Вечер: «Музыкальные фанты». Костюмированное представление.
«Музыкальные фанты» — награждение.
День 16: Конкурс «Аривов» (Стартинг шоу)
Подготовка
Вечер: «Конкурс Аривов».
День 17: День Энтов (интеллектуальный конкурс).
В первой половине конкурс дня для младших и средних отрядов.
Вечер: Конкурс «Энтов» для старших отрядов. Подведение итогов, награждение. (Приложение 5)
День 18: «День решающей битвы» (игра «Проблема выбора»).
В первой половине дня для младших кланов. Каждому клану предлагается ситуация к которой нет однозначного решения, но его все равно следует принять. Цель: принять коллективное решение и обосновать его.
Вечер: Игра «День решающей битвы» для старших кланов. Сбор хоббитов в Ривенделлах (обсуждение и анализ игры).
ИТОГОВЫЙ ПЕРИОД
День 19: Hobbit`s day.
Подготовка «Подарок дорогому меллоуну».
Вечер: Подарок дорогому меллоуну».
День 20: Закрытие Всевидящего Ока (закрытие смены).
Сбор хоббитов в Золотом Дворце Медусент (общелагерный сбор: подведение итогов смены, выявление лучшего отряда, награждение).
Вечер: Прощальный концерт Эльфов и хоббитов.
День 21: Прощание со Средиземьем (разъезд детей).
Подготовительный период
В этот период идет «эмоциональная настройка» детей и взрослых на предстоящую смену, работа с кадрами, планирование. На этом этапе важно определить: какой процент «старых» вожатых возвращаются к вам на работу, каково будет количественное соотношение их и новичков. Имеет смысл изучить направленность интересов, потребности вожатых. Полученная информация поможет продуктивнее провести подготовку, оптимальнее произвести расстановку на отряды.
Организационный период
Первые 3-4 дня смены — время адаптации. Задача педагога — помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
- неустойчивым общественным мнением;
- адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
- демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
- оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение следующего: какие дети приехали; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций. Поясним сказанное.
«География участников смены»
Методика выявляет соотношение городских и сельских детей в отряде, а также количество детей, прибывших из других регионов России. Для диагностики используется нижеприведенная таблица.
№ отряда | Жители г. Нска | Жители городов НСО | Жители сельской местности |
… | … | … | … |
«Где отдыхали наши дети?»
Выявляются группы:
- дети, которые не имеют опыта пребывания в ДОЛ;
- дети, которые бывали в других лагерях (помогает осуществлять преемственность в работе лагерей);
- дети, которые уже не первый год приезжают в ваш лагерь. Из них в организационный период, к примеру, может формироваться «Совет дела».
Кол-во детей в отряде | Отдыхали в других лагерях | Отдыхали в нашем лагере раньше | Не имеют опыта пребывания в ДОЛ |
… | … | … | … |
«Уровень общения»
Измерение проводится дважды — в начале и в середине смены. Цель — выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде.
В организационный период, по наблюдениям в процессе игр, сборов, отрядных «Огоньков» и т.д., вожатый определяет для себя по 10-балльной шкале уровень сформированности навыков общения каждого ребенка с учетом:
- вхождения ребенка в ВДК;
- активности в общении;
- инициативы и т.д.
Итоги этих наблюдений оформляются в виде диаграммы:
После «Медианы» (вторая половина смены) диагностика повторяется. Соответственно, на диаграмме вычерчивается вторая кривая. По обнаруженным «подвижкам» устанавливается адаптированность детей в ВДК.
«Рейтинг ожиданий»
Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возниконовение негативных эмоциональных реакций.
Проводится по методике «Незаконченного предложения». Детям предлагается продолжить предложение «Лагерь — это:». При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностика проводится на вечернем отрядном «Огоньке», письменно. Работы сдаются вожатому. При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Положительные эмоции», «Интересная деятельность», «Хорошие вожатые», «Отдых без родителей», «Лечение», «Общение», «Новые друзья» и т.д.
«Я в круге»
Проводится дважды — после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.
При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность — это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.
Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.
Основной период
В первой половине основного периода («лагерь-дача», 5—11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг — «Лагерь для тебя». Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Во второй половине оргпериода («лагерь-сбор», 12—19-й дни смены) ведущий лозунг меняется на лозунг «Ты для лагеря». Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере. В целом же основной период — это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
- степень деятельностной активности детей;
- дифференциация деятельностных потребностей детей;
- выявление формальных и неформальных лидеров;
- выявление степени сформированности ВДК, установление коммуникативного потенциала отряда;
- выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, по совместному проживанию, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).
Игровой тренинг
Игровой тренинг состоит из трех игр: «Кораблекрушение», «Печатная машинка», «Архитектор». Время проведения — 9, 10, 11-й дни смены.
«Кораблекрушение»
1. 1. Задается ситуация: «Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы». Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере надобности, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.
2. Работа в группах. Объединяем ребят в группы. Их задача — сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе. Результат записывается в столбик № 3.
3. Рефлексия
o К чьему мнению в группе вы прислушивались?
o Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?
4. Оглашение «правильного ответа». Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
o помогающие вас обнаружить,
o поддерживающие жизнь;
- o бесполезные.
А потому правильнее всего расположить надо было так: