Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание устойчивого развития ребенка. Частью такого потенциала является и экологическое воспитание.
На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания и образования. Человек — единственный экологический вид на Земле, который в процессе развития нарушает законы экологии. Человечество, в век стремительно развивающегося прогресса, когда разум людей достиг высочайших технологий в науке, технике, медицине, космосе, накапливает все больше и больше пробелов в экологических знаниях. Большинство людей нашей цивилизации совершенно лишены каких-либо экологических знаний и навыков. Древние люди в этом отношении были более подготовлены, своим поведением и деятельностью они лучше «сотрудничали» с окружающей средой.
Ученые-экологи и небольшие группы людей, которые занимаются проблемами экологии, не решают глобальной экологической проблемы всего общества, потому как с природой, с естественными местообитаниями постоянно контактируют все люди Земли, и среду от нарушающих контактов не уберечь. Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу – сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводиться высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженными помимо специальных знаний рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность ребенка, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека.
Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения в начальной школе. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте
... дошкольном возрасте Дошкольный — этап психического развития от 5 до 7 лет. Весьма важен для формирования личности ребенка. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст ...
Начальная школа – это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский [22].
По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей и подростков к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа – это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
У детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: эмоциональную сторону — восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения; деловую готовность — возможность реализовать свои знания в разнообразных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); интеллектуальную готовность -определенный уровень информированности детей о природе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведение».
При этом более актуальными для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются.
Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно привить ему чувства с раннего возраста. Чтобы воспитать все эти чувства в детях, учителя начальных классов используют различные формы работы в этом направлении.
Большое значение в формировании гуманного отношения к природе, овладение научными знаниями и всестороннее развитие младших школьников имеет внеклассная работа.
Внеклассная работа по «Окружающему миру» открывает большие возможности для познавательной деятельности младших школьников. Она позволяет углублять и применять на практике знания, предусмотренные программой, воспитывать у школьников трудолюбие, настойчивость, формировать бережное отношение к природе. Внеклассное изучение природы способствует выявлению простейших закономерностей ее жизнедеятельности, что способствует развитию учащихся. Внеклассная работа позволяет расширить рамки учебной программы; помогает проведению на высоком уровне достаточного количества экскурсий, прогулок и походов с целью максимального общения учащихся с природой, позволяет вовлечь детей в общественно-полезную деятельность по охране природы.
«Методы практической деятельности во внеклассной воспитательной ...
... сущность внеклассной работы в начальной школе; 2. Путем анализа методической литературы выявить основные методы практической деятельности внеклассной работы, применяемые в начальной школе; 3. Разработать внеклассные мероприятия с использованием практических методов, развивающих познавательный интерес младшего школьника; 4.Провести ...
Внеклассная работа позволяет соединять познавательное и занимательное и овладевать прочными знаниями. Как известно, стойкий познавательный интерес и повышение уровня знаний формируются при сочетании эмоционального и рационального обучения. Вот почему включение внеклассных мероприятий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала
Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассная работа должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Формирование экологической культуры у младших школьников — одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой задачи определяет успех дальнейшего обучения, развития и воспитания детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнать новое, преодолеть трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования экологически-культурной личности пойдет ровнее, на более высоком уровне.
Отсюда следует актуальность темы исследования.
Объектом данного исследования является внеклассная работа, способствующая повышению уровня знаний и познавательного интереса школьников к окружающему миру.
Предмет исследования — процесс осуществления внеклассной работы для повышения уровня знаний по «Окружающему миру» и познавательного интереса к предмету.
Цели данной работы состоит в том, чтобы:
— проанализировать роль внеклассной работы по «Окружающему миру»;
— исследовать возможности внеклассной работы для поддержания интереса учащихся к изучению природы;
— узнать, насколько регулярно ведется внеклассная работа учителями начальных классов по «Окружающему миру», а также то, какими материалами они пользуются при составлении сценариев занятий.
Гипотезой исследования является предположение о том, что, если систематически проводить и правильно организовывавть внеклассную работу по курсу «Окружающий мир»,то она будет способствовать расширению кругозора учащихся, углублению их знаний и поддержанию интереса к изучению природы.
Задачами курсовой работы являются:
— изучение литературы по теме исследования;
— раскрытие основных понятий данной проблемы, изучение наиболее распространенных форм внеклассной работы по «Окружающему мир»;
Курсовая работа внеклассная и спортивно массовая работа в школе
... умения. Результат внеклассной спортивно – массовой работы – не только физическая, технико-тактическая подготовленность, но и проявление личности. Личность формируется в деятельности, особенно в коллективной. В нашей школе традиционно проходит спортивны праздник «Здравствуй школа!» который нравится всем и в который ...
— проверка гипотезы данного исследования;
Для реализации поставленных задач мы избрали следующие методы исследования:
-
изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы;
-
анкетирование учителей начальных классов;
-
практическая работа, включающая в себя разработку конспектов природоведческих праздников для начальной школы.
Структура исследовательской работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
-
-
Организация внеурочной деятельности младших школьников
-
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения были выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской и др. По сути дела, внеурочная работа предполагает, прежде всего, работу с одной возрастной группой учащихся и ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели.
Внеучебная работа — это хорошая возможность наладить межличностные отношения в классе между одноклассниками, между учениками и учителем, между разными группами в классе. Это возможность создать студенческое самоуправление и самоуправление. В процессе многоплановой внешкольной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов учащихся и внести свой вклад в решение проблем нравственного воспитания. Поэтому неудивительно, что слово «внеклассная работа» часто добавляется как «образование».
Подобное толкование внеклассных занятий, конечно, условно. Однако его отделение от системы обучения кажется нам уместным, поскольку позволяет нам лучше понять его пределы. Внеучебная работа не только тесно связана с дальнейшим образованием, но и переплетается с ним, когда речь идет о создании условий для включения детей в художественную, техническую, экологическую и биологическую, спортивную и другую деятельность.
Школьные каникулы, коллективные дела, общественно значимые акции — тоже поле пересечения, ведь в этом самое активное участие принимают творческие коллективы и педагоги дополнительного образования.
В качестве форм реализации внеклассной деятельности закреплены такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, исследовательские и научные исследования, общественно полезные практики и др. Внеклассная деятельность — проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии учащихся 22].
Внеклассная музыкально-воспитательная работа с учащимися в начальной школе
... учащихся начальной школы; представить общую характеристику программы по музыке для начальных классов; дать характеристику форм внеклассной работы с учащимися в начальной школе; раскрыть методы преподавания музыки во внеклассной работе в начальной школе; провести опытно-экспериментальную работу по музыкальному развитию младших школьников во внеклассной музыкально-воспитательной деятельности. ...
Внеучебная деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС осуществляется в четыре смены: Реализация учебной программы образовательного учреждения — часть, формируемая участниками образовательного процесса (школьные научные общества, научные исследования, факультативы и т. Д.).
Деятельность профессионалов в сфере образования в разрезе функциональных задач (педагоги группы продленного дня, старший консультант, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, классный руководитель).
Дополнительное образование детей в школьной среде (секции, творческие объединения, лагерные смены и др.).
Дополнительное образование детей в условиях УДО, культуры, спорта (использование человеческих и материально-технических ресурсов на базе учреждений-партнеров или на базе школы).
Внеучебные мероприятия, например, занятия школьнков в рамках уроков, направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь это достижение личных результатов и метапредметов. Это также определяет специфику внеклассной деятельности, в ходе которой ученик не только и не столько должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т. Д. [9]
Осуществление внеклассных занятий в начальной школе также позволяет решить ряд очень важных задач: обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе; … снизить нагрузку на студента; … улучшить условия развития ребенка; … Учитывать возраст ученика и индивидуальные особенности. Большинство ученых склонны считать, что основными направлениями внеклассной деятельности являются:
1. Спорт и отдых;
2. Художественно-эстетическое направление; …
3. Научно-педагогическое направление;
4. Патриотическое военное руководство; …
5. Социальное направление. Это области, описанные в основной учебной программе.
Для реализации вышеперечисленных направлений в образовательном учреждении используются различные виды деятельности, такие как: игры, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, отдых и развлечения, художественное творчество, социальное творчество (социально трансформирующее волонтерство), профессиональная деятельность, спортивные и развлекательные мероприятия. сфера туризма и краеведения. Таким образом, внешкольная работа — это деятельность, организованная в свободное от классных занятий время, направленная на удовлетворение интересов и потребностей учащихся того же класса с целью организации значимого культурного досуга. Внеклассная работа в основном решает учебно-воспитательные задачи и организуется классными руководителями, воспитателями, наставниками при активном участии самих учащихся..
Дельфины — удивительные млекопитающие. Исследовательская работа ...
... этих замечательных и прекрасных животных и раскрыть эти тайны в данной работе. Общее описание Дельфины – это не рыбы, а млекопитающие – выкармливают детенышей молоком и дышат не ... к себе пристальное внимание как ученых, так и инженеров. Во многих странах для изучения дельфинов построены специальные дельфинарии, где животные легко вступают в контакт с человеком. ...
-
-
Кружоковая работа как форма организации внеурочной деятельности в начальной школе
-
Внеурочная деятельность – это составная часть учебно-воспитательного процесса и одна из форм организации свободного времени обучающихся.
Внеурочная деятельность – деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Внеурочная деятельность обучающихся организуется в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, студии, театры, мастерские, конференции, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Внеурочная деятельность играет важную роль в изучении биологии, которая не только углубляет и расширяет знания, но также способствует экологическому воспитанию, развитию кругозора и эрудиции школьников, творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает интерес к изучении природы и всего живого.
Кружковая работа во внешкольных учреждениях проводится для того чтобы расширить общие и углубить специальные знания обучающихся, удовлетворить их интересы и потребности, развить творческие способности, а также организовать их досуг.
Кружковая работа служит средством профессиональной ориентации учащихся, в ней тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи.
Кружки организуются в общеобразовательных и профессиональных школах, высших и средних специальных учебных заведениях, во внешкольных учреждениях, при клубах и библиотеках. Обычно в кружке занимаются 10-15 человек, при этом каждый учащийся посещает еще 1-2 кружка, не более.
В кружках, особенно предметных, объединяются учащиеся одного возраста, примерно с одинаковым уровнем подготовки. В некоторых кружках (художественных, спортивных) объединение происходит по интересам, занимаются учащиеся различных классов.
Отличие кружковой работы от учебной заключается в большом разнообразии форм и методов организации, может проводиться в занимательной форме.
Тематика и содержание кружковых работ обычно отражают новейшие достижения науки, техники, искусства. На занятиях кружка обычно проводятся беседы, доклады, экскурсии и походы, лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения, участие в конкурсах и массовых выступлениях. Кружковые занятия должны соответствовать рабочей программе и темам разработанным в ней. Рабочая программа должна содержать не только план, и носить в себе четко поставленные цели и задачи, которые поспособствуют хорошим результатам.
Формы внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками
... внеурочной воспитательной деятельности с младшими школьниками 1. Понятие форм и видов внеурочной деятельности младших школьников Форма внеурочной деятельности - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с ...
Очень важно, чтобы результаты деятельности учащихся в кружках становились достоянием всей организации, чтобы эта работа носила общественно-полезный характер, находила отражение в организации
школьных вечеров, конкурсов и олимпиад, диспутов, школьных выставок, выставок детского творчества, школьных музеев. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
Организовывая работу предметного кружка, педагог должен обладать
вдумчивым отношением к своей деятельности и внимательно планировать работу кружка. Педагог во время кружка одновременно контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, устраняет споры и организует порядок работы, при необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Чтобы вовремя скорректировать свою деятельность с целью сохранения и развития интереса детей к занятиям, включения новых форм работы, новых тем для изучения, педагог должен анализировать впечатления детей от занятий в кружке.
Из личного опыта могу сказать, занятия, проводимые в учреждении дополнительного образования, помогают обучающимся при сдаче
государственных экзаменов, преобладают в становлении обучающегося как личности и профессионала. Занимаясь в кружках учреждения, обучающиеся занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах, участвуют в общественно-полезной работе.
Любая кружковая работа выполняется педагогами для усовершенствования знаний детей по тем направлениям, которые не включены в обязательную школьную программу. Это дает возможность получать дополнительные навыки: школьники учатся правильно делать выводы, ориентироваться в трудной взрослой жизни.
В заключение хочется сказать о необходимости восстановления и развития дополнительного образования, нужно сохранить богатый опыт внеурочной работы с учащимися, строить новые образовательные пространства, где бы ребенок мог передвигаться свободно, развиваясь и воспитывая в себе эстетическое восприятие окружающего мира, одновременно развивая творческие способности, уверенность в своих силах, что обязательно для учащихся современной школы.
1.3Определение и значение кружковой работы как формы внеурочной деятельности по «Окружающему миру
Как уже отмечалось, в настоящее время в школе используются самые разнообразные формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая, массовая. Все эти формы тесно связаны и дополняют друг друга. Каждый из них в основном основан на практической работе детей под руководством педагога, поэтому при выборе той или иной формы необходимо учитывать степень подготовки учеников, их уровень развития, особенности и индивидуальных интересов. [9].
Интерес к внеклассной работе возникает у школьнков непосредственно на занятиях и во время различных форм внеклассной деятельности. Важную роль в развитии этого интереса играет личность самого учителя. Возникновение этого интереса зависит от того, как учитель организует наблюдения учеников за растениями и животными, работу с «Дневником наблюдений». Развитие интереса — сложный процесс, который включает в себя различные аспекты человеческой личности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Интерес может быть постоянным и нестабильным, долгосрочным и краткосрочным. Задача учителя — развить в процессе обучения естествознанию стойкий, долговременный интерес к предмету, в результате чего у некоторых учеников может возникнуть склонность к познанию окружающей природы.
Реферат здоровьесберегающие технологии в работе педагога психолога
... всего учебного года в работу педагога-психолога и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. 1.Здоровьесберегающие технологии в практике педагога –психолога системы образования Н.К.Смирнов ...
Групповая форма — это работа с постоянной группой школьнков (кружки, клубы), интересующихся экологическими исследованиями на определенный период времени (год-два).
Среди групповых форм внеаудиторной работы основной организационной формой является кружок. В педагогической практике наиболее распространен круг юных любителей природы (или юных натуралистов).
Основная цель кружка юных любителей природы — углубить и расширить естественнонаучные знания и умения, развить элементарные исследовательские навыки и широкое участие в общественно полезной работе. [18].
При составлении плана работы руководитель кружка думает, какие объекты выбрать для наблюдения, какие эксперименты проводить, какие и как подготовить и провести массовые мероприятия. Лучше всего планировать работу на полгода или год, чтобы члены кружка знали, над чем кружок работает и когда в нем проводятся определенные мероприятия.
Состав кружка не должен превышать 15-20 человек, иначе управлять становится сложно. Педагог помогает ученикам с учетом их интересов в выборе индивидуальных тем работы. Хорошо, когда кружок совмещает самостоятельную работу школьнков с объяснениями ведущего и выступлениями всех участников. [3].
Чтобы вызвать интерес и усилить желание учиться в кружке, очень важно первое занятие, которое лучше всего организовать непосредственно на природе. Вам стоит отправиться на экскурсию, где вы сможете повлиять на эмоциональные переживания ребенка на его непосредственное восприятие природы. Это заинтересует школьнков и повысит желание узнать как можно больше о чудесной книжной природе. Во время экскурсии учитель может задавать вопросы, на которые не все ученики могут ответить, но которые вызывают у них интерес, например: Почему весной цветет лесной орех, а летом липа? Почему птицы «плавают» в гнезде? Почему у кроликов и бобров зубы растут каждый день? Почему ландыш называют «майским»?
Почему говорят: «дрожит, как осиновый лист»? и т.д. Эти вопросы помогут детям понять, что многое из того, что они видят, им трудно объяснить. Поэтому будет естественным попытаться узнать как можно больше. Затем лидер поручает прямые задачи по наблюдению за животными и растениями. С этой целью он объясняет, что, где и как наблюдать, помогает членам кружка наметить следующие этапы работы. Члены кружка должны знать, что они будут делать систематически, а что — время от времени записывая результаты своих наблюдений в дневник.
В конце года члены клуба могут организовать выставку своих работ: фотомонтажи «Вести из леса», «Лесной вестник», тематические альбомы, «Журналы наблюдений», поделки из натуральных материалов и др.
Особенности деятельности социального педагога по выбору и реализации ...
... обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии. В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант: ... для педагога, но социальный педагог прежде всего педагог, а лишь затем социальный работник. Для социального педагога актуальны традиционные методы воспитания и воспитательной работы. Л.В. ...
Для работы кружка учеников II класса можно взять тему «Сезонные изменения в природе», но дублировать программный материал не обязательно — нужно отбирать те природные объекты и явления, которые не рассматриваются достаточно глубоко. Основная задача — показать учащимся развивающийся характер, выявить взаимосвязь различных явлений и их влияние на жизнь растений и животных, уделив значительное место самостоятельным наблюдениям учащихся по программе, разработанной преподавателем.
В третьем классе работа по изучению сезонных изменений в природе продолжается, но значительно расширяется благодаря знанию растений и животных различных природных территорий нашей страны. Знание природы нашей страны позволяет расширить представления членов кружка о богатстве и разнообразии природы в целом. Этот период работы кружка характеризуется тем, что школьники читают гораздо больше книг, смотрят научно-популярные фильмы о тех природных явлениях, которые они не могут наблюдать в своей местности.
В третьем классе можно организовать краеведческий кружок, члены которого сосредоточатся на изучении своего края. В краеведческом кружке учащиеся могут разрабатывать такие темы, как «Животные нашего края», «Птицы наших лесов и полей», «Лекарственные растения», «Фабрики и растения в наших краях», «Охрана природы» и др. Главное, чтобы участники кружка не только на словах, но и на деле доказали, что любят и охраняют природу. Ребятам стоит шефство над зелеными насаждениями своей улицы, двора, активно помогать взрослым в благоустройстве села, района, города, охранять и кормить животных зимой и т. Д. [4].
Содержание художественной литературы в школьных кружках крупных городов может быть расширено за счет изучения истории города. Большое значение имеет оформление собранных материалов детьми. Учитель может использовать тщательно подобранные и хорошо разработанные материалы в учебном процессе, проведении практических работ и экспериментов, объяснении нового материала и т. Д.
Каждый руководитель кружков должен помнить, что необходимо разработать тему занятий, составить план работы в зависимости от условий и возможностей школы, состава учеников, их общего развития, индивидуальных склонностей и интересов каждого. [5].
2.1. Методические особенности проведения кружковой работы по окружающему миру во внеурочной деятельности
С целью достижения добровольного участия всех учеников в работе кружка была проведена подготовительная работа. На классном часе было рассказано о том, что такое краеведение, чем предполагается заниматься в кружке, какие интересные дела и экскурсии (включая походы) запланированы педагогом. Проведенное занятие способствовало тому, что никто из учеников класса не отказался от предлагаемой работы в кружке.
Методическая подготовка работы кружка предполагала определение целей, задач, плана работы и прогнозируемых результатов деятельности.
Цель работы – формирование патриотической воспитанности и гражданственности как важных показателей социального развития личности младшего школьника.
Воспитание патриотических чувств у младших школьников во внеучебной деятельности, по мнению А.И. Фарвазетдиновой [64, с.96] включает в себя следующие задачи:
-
Формирование у обучающихся системы знаний о Родине.
-
Воспитание у учащихся начальных классов интереса к окружающей среде, эмоциональной отзывчивости на происходящие события в текущей жизни, которая направлена на активизацию эмоциональной сферы младшего школьника, воспитание чувства любви к родным и близким людям, родному городу, уважение к прошлому своего народа, заинтересованность произведениям народного искусства, любви к природе родного края.
-
Включение детей в разные виды коллективной творческой деятельности, обеспечивающих целенаправленную социализацию индивида, формирование гражданских, патриотических качеств, формирование личности гражданина-патриота Родины, который способен и готов к защите Отечества.
Занятия кружка проводились один раз в неделю в течение первого полугодия 2020 учебного года. Работа включала в себя следующие формы и методы: беседы и рассказы об истории и культуре ВАШЕГО ГОРОДА индивидуальные и групповые презентации учащихся по заранее определенным темам, экскурсии по городу ВАШ город и городам области, совместное посещение музея и кинотеатра «Премьер», трудовую (экологически-патриотический проект «Подари Земле сад») и игровую деятельность ребят совместно с педагогом и родителями.
Темы занятий были дополнены занятиями теоретической (символика страны, города), творческой (организация книжной ярмарки, продуктивная художественно-творческая деятельность детей) и игровой (викторины, занимательные игры) направленности. Был организован ряд экскурсий, позволивших разнообразить работу в кружке и повысить интерес детей к занятиям. Ниже в табл. 1 представлен тематический план проведенной работы.
Таблица 1 Тематический план работы кружка
Тема занятия
Содержание
деятельности
Организаторы
и исполнители
Предполагаемый результат
1
2
3
4
5
1
Вводное
Беседа
Педагог
Ознакомление с целями и
задачами цикла занятий,
формирование интереса к
предстоящей деятельности
2-3
Мой город
Пермь
Обзорная экскурсия
по городу;
индивидуальные
доклады
Педагог,
родители
Знакомство с главными
улицами и основными
достопримечательностями г.
Перми
4
Символика
города, края,
страны
Групповые
презентации
Педагог,
учащиеся
Формирование понятий
«символика», «герб»,
«флаг», «гимн»
5-6
Музеи города
Беседа,
индивидуальные
доклады; поход в
краеведческий музей
Экскурсовод,
педагог
Знакомство с историей и
бытом родного края
7
Театры
города
Беседа; рассказ о
ТЮЗе актрисы
театра; посещение
театра юного
зрителя
Педагог,
актриса театра
юного зрителя
И.П. Сахно;
учащиеся
Формирование интереса к
культурной жизни города;
развитие духовных
потребностей детей
8
Сказки и
сказочники
Прикамья
Беседа; групповые
презентации
учащихся
Педагог,
учащиеся
Воспитание интереса к
книге
9-10
Пермские
поэты и
писатели
Беседа, чтение
литературных
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/krujkovaya-rabota-kak-forma-vneurochnoy-deyatelnosti/
произведений,
совместное
обсуждение
прочитанного
Педагог,
учащиеся
Формирование интереса к
поэзии, воспитание
духовных потребностей
11
Праздник
детской книги
Вводная беседа,
посещение
областной детской
библиотеки
Педагог,
родители,
сотрудники
областной
детской
библиотеки
Развитие интереса к книгам
и чтению, знакомство с
пермскими писателями и
поэтами
12
Книжная
ярмарка
Игровая
деятельность
(групповые
стендовые
презентации)
Педагог,
учащиеся
Обучение совместной
деятельности в группе;
воспитание культурных и
духовных интересов
21
Художест-
венные
ценности
Прикамья
Экскурсия в
Пермскую
художественную
галерею;
доклады
«экскурсоводов»
(учащихся)
Педагог,
родители,
учащиеся
Знакомство с пермской
деревянной скульптурой
22
Наши
знаменитые
земляки
Беседа, групповые
презентации
Педагог,
учащиеся
Воспитание гордости за
своих славных земляков
23-
24
Пермь во
время войны
Семейные
реликвии
Беседа, встреча с
ветеранами фронта и
тыла
Педагог,
родители,
ветераны
Знакомство с героическим
прошлым своей Родины, с
героями войны и труда,
воспитание
гражданственности
2.2 Рекомендации по проведения кружковой работы как формы внеурочной деятельности по окружающему миру
Кружок — добровольная органи зация. Желательно, чтобы кружки юннатов были организованы по паралле лям классов: отдельно для учащихся 2-4 классов. Количество членов кружка не должно превышать 15-20 человек, в противном: случае ими трудно управлять.
Кружок должен работать по плану, в котором необходимо предусмотреть как общие темы по календарным срокам, так и вытекающие из них групповые и индивидуальные задания членам кружка. В организации работы кружка должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся. Учитель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным и групповым заданиям.
Занятия кружка организуются один раз в неделю.
Кружок может работать в течение года по общей теме «Времена года», но при этом изучаемый материал не дублирует школьной программы, а дополняет и расширяет ее. Главная задача — расширить и углубить полученные учащимися на уроках задания о взаимосвязи предметов и явлений природы, влиянии неживой природы на жизнь растений и животных, уделить существенное внимание проведению самостоятельных наблюдений в природе.
Исходя из общей темы занятий кружка можно сформировать следующие подтемы: «Растения осенью», «Подготовка растений и животных к зиме», «Куда улетают птицы», «Жизнь под снегом», «Пробуждение жизни» и т.п. Учитель может организовывать внеклассное чтение соответствующей литературы по подтемам, проведение наблюдений в природе и ведение фенологических дневников, экскурсии, конкурс детского рисунка, весенние посадки растений на территории школы, охрану определенных природных участков, выпуск радиогазет и др.
Заключительная тема работы кружка «Охрана природы», на занятиях которого школьники знакомятся с целым рядом мероприятий по ох ране природы в нашей стране, а также подводят итоги всей природоохранитель ной деятельности за год.
Основной темой работы кружка «Юных натуралистов» в четвертом классе может быть тема «Люблю тебя, мой край родной, хочу узнать тебя поближе», где основное внимание уделяется изучению природы родного края по следующим подтемам: «Растения нашего края», «Звери и птицы нашей местности» и т.п. Все эти подтемы могут иметь природоохранительную направленность, поэтому в плане работы кружка необходимо предусмотреть практические дела юннатов по охране природы.
В работе кружков можно использовать различные формы и методы наблю дения, опыты, беседы, тематические просмотры кинофильмов, экскурсий, прак тические работы, обсуждение прочитанных книг и др. Собранный в ходе рабо ты материал должен быть соответственно оформлен и использоваться в учеб ном процессе.
Члены кружка обычно являются организаторами и активными участника ми массовых внеклассных мероприятий.
Задача учителя — приучить школьников к чтению научно-популярной природоведческой литературы, выработать потребность в чтении книг о природе. Важнейшим методом изучения природы младшими школьниками А. Герд и К.Д. Ушинский считали наблюдение. «Преподавание естественных наук не может быть плодотворным, ограничиваясь одними описаниями и рисунками, что оно особенно в первоначальном курсе, должно исходить из непосредственного наблюдения естественных тел». И далее: «Все реальные знания приобретены человечеством путём наблюдений, сравнений и опытов при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путём, а никак ни чтением статей могут быть с пользой переданы эти знания детям». .
Составить план работы кружка «Юный натуралист» для учащихся 4 класса План работы кружка «Юный натуралист» для 4 класса. Первая неделя. Организация работы кружка. Сообщение общей цели его деятельности. Выбор кружковцами животного или птиц для исследований. Оформление индивидуального дневника кружковца. На обложке дневника пишется название кружка, фамилия и имя его участника. На первой странице помещается рисунок животного или птицы, пишется его название. Рисунок может быть заменён аппликацией. Затем дети изучают животное или птицу, узнают их повадки, чем они питаются. Если это домашние животные — осуществляют уход.
Разные животные отличаются друг от друга и у них могут быть разные потребности. Эти потребности обусловлены биологическими особенностями животных. Как же узнать о них? Кружковцы без труда отвечают на этот вопрос. Между занятиями каждый следит за выбранным животным или птицей, ухаживает за ним, а при желании, по книге, знакомится с биологическими особенностями животного и методами ухода за ним. Вторая неделя. Изучение биологических особенностей животных и птиц и краткая запись о них в дневнике. Книги для занятий отбирает руководитель. Их могут принести и дети. При отборе литературы следует учитывать возрастные особенности членов кружка, гигиенические требования к размеру шрифта в книге, применительно к данному возрасту детей.
Третья неделя. Анализ биологических особенностей данного животного, уточнение правил ухода и потребностей в корме, в зависимости от биологических особенностей животного. Запись в дневнике правил ухода. Четвёртая и последующие несколько недель. Сообщение кружковцев о биологических особенностях своих животных, о специфике ухода за ними. В план работы кружка «Юный натуралист», особенно в зимнее время, желательно включить экскурсию в зоопарк, в лес, лесопарк. Часть занятий следует посвятить опытнической работе с животными и птицами. Например, младшие школьники выполняют следующие мероприятия: мастерят кормушки для птиц, занимаются подкормкой птиц в холодное зимнее время, наблюдают за изменением их поведения и характера (птицы становятся менее пугливы, и более доверчивы к детям).
Во время экскурсии в зоопарк, при наблюдательности, можно увидеть, как изменился рацион питания животных в зимнее время, а также, смена летнего меха на зимний, изменение его окраски, а у птиц — оперения. Всё это кружковцы описывают в своих дневниках. В весеннее время, обязательно изучается, как подготавливаются птицы к размножению (строят и утепляют гнёзда, откладывают яйца и, по очереди, самец и самка их насиживают, при этом, у некоторых видов птиц, самец приносит корм самке).
Нужно обратить внимание на отличие самцов от самок по размерам, окраске оперения и т.д.
Деятельность кружка может быть отражена в празднике «Защиты живой природы», в охране зеленых насаждений и птиц, участие в работе зелёный патруль, помощь животным, попавшим в беду. Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов, наглядных пособий. Цель кружка « Юный натуралист» — естественный интерес к природе, бережное к ней отношение, формирование таких качеств как дружба, коллективизм, личная ответственность за общее дело. Занятия в кружке сформируют у детей понятие по разумному использованию, охране и приумножению природных богатств.
Заключение
Настоящее исследование было посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики начальной школы – кружковая работа младших школьников
При решении проблемы исследования нами были проанализированы основные теоретические психолого-педагогические понятия: организация внеурочной деятельности младших школьников, кружок как популярная в современной школе форма внеурочной деятельности, кружковая работа.
Проведенный анализ позволил установить, что организация внеурочной деятельности детей является существенным средством воспитательной работы, позволяя не только расширить диапазон базового образования, но и придать процессу образования творческий характер, обуславливая его целостность и многомерность в русле концепции непрерывного образования. При этом кружок в современной школе продолжает оставаться одной из базовых форм организации внеурочной деятельности учащихся. Занятия в кружке имеют большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию познавательной сферы, практических умений и навыков, воспитывают дисциплину и самоорганизацию, расширяют кругозор ребенка, способствуют формированию позитивного отношения к процессу познания в целом.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
-
Белинский В.Г. О воспитании детей / В.Г. Белинский // Хрестоматия по истории педагогики. – М., 1971. – С. 261-272.
-
Гальперин П.Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. – М.: КД «Университет», 2000. – 336 с.
-
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
-
Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л.Д. Гуткина. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 160 с.
-
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. –М.: ИНТОР, 1996. – 544 с
-
Данилова М.Р. Роль школьных кружков в развитии детей младшего школьного возраста / М.Р. Данилова // Научное сообщество школьнков XXI столетия. Гуманитарные науки. – Новосибирск: СибАК, 2012. – С. 242-246.
-
Добролюбов Н.А. Избранные педагогическиесочинения//Н.А. Добролюбов. М./ Педагогика 1986. – 387 с.
-
Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А. Козлова. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
-
Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. Приложение к Письму Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
-
Назаренко В.В. Формы внеурочной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность / В.В. Назаренко // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – №3. – С. 103-107.
-
Неменский Б.М. Педагогика искусства: видеть, ведать и творить / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2012. – 272 с.
-
Никитин А.Ф. Граждановедение / А.Ф. Никитин, Я.В. Соколов. – М.: Знание, 1991. – 236 с.
-
Почикеева Н.М. Обучение, развитие и воспитание личности в процессе кружковой работы и трудового обучения / Н.М. Почикеева // Методика преподавания. – 2014. – №6. – С. 23-28.
-
Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова. В 2 т. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – 656 с.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
-
Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании / А.Е. Сейненский // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. – №10. – С. 19-28.
-
Соловьёв В.С. Оправдание добра//Соч. в 2-х т. – М.: Мысль.1988. – т.1
-
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. – М.: Молодая гвардия, 1971. – 336 с.
-
Толковый словарь русскова языка. С.И.Ожегов,.Н.Ю. Шведова./ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. 4-е изд.,дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2006. – 944с.
-
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский // Педагогические сочинения. В 6 т. – М.: Педагогика, 1990. – Т. 1. – 590 с.
-
Шалашова, Л.У. Жданова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. – 2015. – № 9. – С. 94-98.
-
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д.И. Фельштейн. – М.: НПО «МОДЭК», 2002. – 427 c.