Актуальность вопросов, связанных с новаторским или же консервативным подходами характерна практически для всех сфер человеческой жизнедеятельности. Но особенно эта тема актуальна для воспитательного процесса. В данном случае, по сей день, мы имеет постоянные споры по поводу того, стоит ли применять новые подходы в вопросах обучения и к каким последствиям это может привести.
Сторонники новаторских подходов указывают на то, что новые технологии и методы работы способны развивать творческую составляющую в учениках, давать и возможность совместить учебный процесс с активной деятельностью и общим познаванием мира, которые являются естественными для детей. Как правило, новаторские подходы в воспитательном процессе также предполагают отход от консервативной подчиненности обучающихся учителю, делают акцент на индивидуальном развитии каждого ребенка, а не рассматривают группу или класс как общность в которой все должны соответствовать какому-либо определенному уровню без учета индивидуальных особенностей каждого.
Согласно мнению сторонников консервативных традиций воспитательного процесса, применение новаторских методов может привести к снижению эффективности усвоения материала, а также к иным пагубным для молодого поколения последствиям. Консервативной парадигмой предполагается, что методики обучения, ориентированные на развитие личности, ее индивидуацию, а не на развитие ее сопричастности к коллективу, нации и т.д., а также обучение детей и подростков свободе мысли и критическому мышлению способны привести к подрыву традиционных и национальных ценностей, привести к моральному разложению молодого поколения, а также к неспособности его отличать добро от зла. Однако, надо отметить, что указанные опасения, как правило, существуют исключительно в умах «консерваторов» и отражают их собственные ценностные концепции, а не являются подтвержденными экспериментально факторами.
Исходя из указанного выше, можно сделать однозначный вывод о том, что тема курсовой работы является весьма важной и актуальной на текущий момент времени.
Практическая значимость проблемы заключается в том, чтобы экспериментально доказать или опровергнуть тот факт, что применение новаторских методов в воспитательном процессе ведет к повышению общего уровня воспитанности обучающихся.
Объектом исследования в данной курсовой работе является уровень воспитанности обучающихся.
Разработка плана воспитательной работы
... главное мерило наличия и развития гуманной воспитательной системы. Дифференцированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню ... том, что выводы и результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений. База исследования, Апробация исследования, ...
В качестве предмета исследования рассматривается влияние на уровень воспитанности новаторских технологий обучения.
Гипотезой исследования является предположение о том, что применение новаторских воспитательных методов, основанных на принципах индивидуации личности и творческом подходе способствует общему росту воспитанности испытуемых.
Для достижения или опровержения указанной гипотезы, в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- дать общую характеристику воспитательного процесса;
- дать характеристику актуальным вопросам педагогического консерватизма и новаторства, рассмотреть педагогический консерватизм как культурный феномен;
- дать описание инновационной направленности педагогической деятельности;
- описать основные концепции педагогов-новаторов;
- рассмотреть цель, гипотезу, методы и программу исследования;
- дать описание сущности внедряемой новаторской программы воспитания;
- провести анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
Первым этапом работы являлся поиск теоретической информации, которая относится к вопросам консерватизма и новаторства в воспитательном процессе. Следующий этап заключается в проведении исследования влияния новаторской технологии на уровень воспитанности. Затем были сделаны выводы по результатам исследования.
В качестве методов исследования в данной курсовой работе были использованы сбор и систематизации информации, синтез информации, метод индукции, метод дедукции, сравнительный метод.
Базой проведения исследования явилась общеобразовательная школа № 84 в городе Ростове-на-Дону.
Испытуемыми в исследовании являлись учащиеся 8-го класса в возрасте 13-14 лет и в количестве 22 человек.
Курсовая работа по своей структуре состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты и завершаются выводами, заключения, библиографического списка и приложений.
. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С КОНСЕРВАТИЗМОМ И НОВАТОРСТВОМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1 Общая характеристика воспитательного процесса
Как социальное явление воспитание представляет в качестве инструмента, который продолжает общество в отдельной личности, приводит человека к социализации. Результатом воспитания является выбор человеком соответствующей нормы поведения, которая выражена в форме взаимодействия с окружающим миром.
В вопросах школьного воспитания необходимо целенаправленно формировать школьную идеологию, которую разделяют и принимают как взрослые, так и дети. Эта идеология представляется в виде целостного образа современной школы, представлениях о ее прошлом, настоящем и будущем, о том, какое место в окружающем мире она занимает, о том, какими специфическими особенностями обладает. Идеология является общественным мнением где преобладающими являются ценности конструктивного поведения, позитивного принятия многомерности и многообразия, которыми характеризуется окружающий мир.
В качестве педагогического поведения, воспитание представляет собой неотъемлемую часть процесса образования как деятельности, направленной на то, чтобы овладеть системой знаний и основами наук, а также теми умениями и навыками, которые им соответствуют. В процессе образования происходит заложение основ мировоззрения, развитие познавательных сил, творческих способностей и эмоционально-волевой сферы личности, происходит формирование нравственных качеств и привычек поведения.
Основные категории педагогики воспитание, обучение, образование, социализация
... педагогических процессов. Эффективность управления процессом обучения определяется качеством дидактической подготовки педагога. Одной из основных задач дидактической подготовки учителя выступает выявление сущности процесса обучения. В данной работе были проанализированы основные педагогические категории: воспитание, обучение, ... процесса обучения. - М., 1981. 2.Кроль В.М. Психология ... поведение. ...
Целостная структура процесса образования характеризуется тесным взаимодействием двух процессов, которые являются взаимосвязанными и в тоже время относительно самостоятельными:
- процесс обучения, который представляет собой целенаправленную, специально организованную деятельность, которая направлена на то, чтобы передать подрастающему поколению совокупность знание и сформировать на их основе умения и навыки, развить познавательные и творческие способности;
- процесс воспитания, который направлен на то, чтобы у подрастающего поколения была сформирована система личностных качеств, которая основана на правилах и нормах поведения, которые приняты в обществе.
Воспитание и обучение представляются самостоятельными процессами, которые имеют свою специфику в целостной структуре процесса образования. Под целью обучения понимают передачу умений, знаний и навыков, т.е. того, что формирует интеллектуальную культуру личности. Под целью процесса воспитания понимается освоение поведенческих норм, т.е. формирование у личности культуры поведения. Исходя из того, что у процесса обучения имеются четкие границы, которыми является урок, учебный день, четверть или учебный год он является строго регламентированным. Его основой являются обязательные учебные планы, замер его результатов осуществляется исходя из четкой нормы оценок. Воспитательный процесс не является четко регламентированным, во многом является хаотичным и не ограниченным во времени. У процесса воспитания отсутствуют конкретные количественные и качественные показатели. Несмотря на тот факт, что у процессов воспитания и обучения имеется общий понятий аппарат, который выражается в целях, содержании, принципах, методах, формах и средствах — конкретное содержание перечисленных категорий является различным в теории воспитания и теории обучения.
Воспитательному процессу присущи определенные особенности, которыми определяется его характер протекания, специфика и сущность:
— Воспитание является целенаправленным процессом. Проявление этого факта заключает в том, что в качестве основного ориентира в педагогической работе рассматривается социальный заказ, представленный совокупностью норм, которые приняты в обществе. Воспитание эффективно в том случае, когда педагогом специально выделяется его цель, которая выражает модель личности воспитанника. Наибольшую эффективность можно достигнуть в том случае, если воспитательная цель понятна и известна воспитаннику, когда он с нею согласнее, когда она принимается им в процессе его самовоспитания.
— Воспитание является многофакторным процессом, так как для его осуществления педагогу следует учитывать большое число субъективных и объективных факторов, которые осложняют процесс воспитания или способствуют тому, чтобы он протекал успешно. Под факторами объективного характера, которые влияют на воспитательный процесс можно рассмотреть те или иные стороны жизни общества, такие как экономическая сфера, политическая сфера, культурная среда, идеология, правовая сфера, мораль, сфера религии и т.д. Субъективные факторы выражаются социальной средой, в которой происходит воспитание личности. Социальная среда может характеризоваться влиянием значимых личностей, друзей, школы, семьи. Также под субъективными факторами понимаются индивидуальные особенности личности, которые присущи конкретному воспитаннику.
Психология — ы : Цель воспитания его место в воспитательном процессе
... учете объективных закономерностей развития личности процесса воспитания, который служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы ... проблем. "Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности". Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого ...
— Воспитание является субъективным процессом, так как оценка его результатов является неоднозначной. Данный факт связан с тем, что у результатов воспитания отсутствует четкое количественное выражение, исходя из чего невозможно сказать точно, что один ученик воспитан отлично, а другой — неудовлетворительно. В пользу утверждения о субъективном характере воспитания говорит тот факт, что оно находится в зависимости от личности педагога, его педагогических умений, черт характера, личностных качеств, ценностных ориентиров, наличия или отсутствия талантов, его способностей и увлечений.
— Воспитание также является процессом, для которого характера отдаленность результатов от момента, когда воспитательное воздействие осуществляется непосредственно. Это связано с тем, что воспитание служит для того, чтобы оказать комплексное и глубинное воздействие на личность. Для того, чтобы воспитанник полностью осознал то, что именно пытался добиться педагог, чтобы у него была адекватная реакция на воспитательное воздействие, а также для того, чтобы им были сделаны правильные выводы, должно пройти время. Нередко для этого требуются годы.
— Воспитание является непрерывным процессом, исходя из того, что воспитание личности «от случая к случаю» является невозможным. Отдельно взятые воспитательные мероприятия, несмотря на их яркость, не могут оказать сильное влияние на поведение воспитанника. Для того, чтобы это влияние оказать, должна применяться система, связанная с регулярным педагогическим воздействием при которой имелся бы постоянный контакт воспитанника и педагога. В том случае, когда воспитательный процесс является нерегулярным, то воспитатель должен постоянно закреплять то, что уже было освоено учеником, но было им забыто.
— Воспитание является комплексным процессом, что находит свое выражение в единстве тех методов, форм, содержания, целей и задач, которые ему соответствуют, а также в том, что весь воспитательный процесс подчинен идее целостного формирования личности, в которой высокое развитие сознания, чувства и поведения должны быть гармоничными. Это говорит о том, что формирование личности не может вестись «по частям», а также невозможно уделять внимание исключительно формированию сознания или делать упор на развитие правил и норм поведения и эмоционально-чувственной сферы.
— Воспитание является двусторонним процессом, так как он осуществляется в двух направлениях. Первое направление — это прямая связь от воспитателя к воспитаннику, второе направление — обратная связь от воспитанника к воспитателю. Процесс управляется в большей степени за счет обратных связей, т.е. той информации, которая идет от воспитанников педагогу. Чем более полной является информация, которая касается особенностей, способностей, склонностей, достоинств и недостатков воспитанников имеется в распоряжении воспитателя, тем эффективней и целесообразней происходит реализация им воспитательного процесса.
Педагогика: развитие, воспитание, образование, обучение
... воспитания, или, более кратко, - это воспитание человека, как особая функция общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение. Развитие ... воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, ... к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость ...
Педагогическими закономерностями воспитания объективно отражается действительность, которая соответствует воспитательному процессу, который обладает общими устойчивыми свойствами вне зависимости от тех или иных обстоятельств.
Среди закономерностей воспитания можно выделить
воспитательный процесс, который представляет собой формирование в структуре личности ребенка новообразований социально-психологического характера осуществляется исключительно за счет активности самого ребенка. Та мера усилий, которая от него требуется должна исходить из меры его возможностей. Решение любой воспитательной задачи основано на активных действиях. Так физическое развитие возможно за счет физических упражнений, нравственное развитие реализуется исходя из постоянной ориентации на самочувствие другого человека, а интеллектуальное заключается в мыслительной активности и решении задач интеллектуального характера;
- содержание деятельности, которая осуществляется детьми в процессе их воспитание, должна опираться на актуальные потребности ребенка. Если воспитательный процесс опережает актуальные потребности, то существует риск того, что воспитатель столкнется с пассивностью и сопротивлением со стороны детей. В том случае, если изменение возрастных потребностей ребенка не будет учтено, то воспитательный процесс может нарушиться и затрудниться;
- соблюдение пропорциональности в соотношении между усилиями ребенка и усилиями педагога в совместной деятельности. Начальный этап воспитательного процесса характеризуется превышением активности педагога над активностью воспитанника, затем имеется возрастание активности ребенка, а заключительный этап характеризуется тем, что ребенок, находясь под контролем педагога, делает все сам. Деятельность, которая является совместно разделенной, дает возможность ребенку почувствовать, что он представляет собой субъект деятельности, что является весьма важным для того, чтобы имело место свободное творческое развитие личности. Хороший педагог характеризуется тем, что у него имеется чувство границы собственного участия в деятельности детей. Он умеет во время отойти в тень и позволить детям проявить творчество и свободу выбора;
- исключительно в том случае, когда созданы условия защищенности и любви, ребенок может выражать свои отношения и благоприятно развиваться свободно и вольно. Исходя из этого, демонстрация любви в адрес ребенка является важной частью воспитательного процесса;
- организация воспитательного процесса должна сопровождаться или иметь в своем завершении ситуацию, связанную с успехом, которая должна быть пережита каждым ребенком.
Далее, в следующем подпункте, рассмотрим актуальные вопросы, которые касаются новаторства и консервативная в воспитательном процессе, а также рассмотрим педагогический консерватизм в качестве культурного феномена.
Психология следственного эксперимента
... способом и т.д.). Следственным экспериментом руководит следователь. Он принимает решение о проведении следственного эксперимента, выдвигает версии, гипотезы, определяет условия проведения, круг участников, содержание, ... необыкновенные силы и способности. 2. Психология проверки показаний на месте В следственной практике утвердилось специфическое следственное действие – проверка показаний выходом ...
.2 Актуальные вопросы педагогического консерватизма и новаторства, педагогический консерватизм как культурный феномен
консерватизм новаторство педагогический воспитательный
С особой актуальностью в современной педагогической теории и школьной практике стоит вопрос о соотношении педагогического консерватизма и новаторства, работы начинающего учителя по образцу и его творчества. Предоставленная школьным педагогам в современной школе возможность выбирать концепции воспитания, авторские методики, право на эксперимент и опытную работу породили как позитивные, так и негативные процессы в творчестве учителей. Остановимся здесь на некоторых идеях, подтвержденных теоретически и практически. Они могут стать ориентиром в соотношении названных педагогических явлений.
Консерватизм (в хорошем смысле слова), традиционность, передовой опыт в современной школе создают ту первооснову, на которой зиждется педагогическое творчество, как и любое другое творчество в целом.
Есть и другая крайность — стремление отдельных педагогов сохранить старую систему, которая была эффективна, но в других условиях. В условиях гуманистического воспитания это явление пагубно как для педагогов, так и для воспитанников.
Педагогическое творчество в практике школы должно быть построено на глубокой научной основе. К сожалению, в школьной практике могут иметься случаи, когда творческий подход педагога к процессу обучения не имеет под собой основы, которая закреплена фундаментальными исследованиями.
Критерием истинности авторских методик, новых концепций и технологий воспитания является сама практика, ее результативность. В противном случае вводимое и отстаиваемое (иногда до конфликтных отношений с администрацией школы и коллегами) новшество не имеет смысла.
Школьные педагоги, работающие творчески, проявляют гибкость и открытость к восприятию новой информации они способны увидеть проблему там, где другие ее не видят, и отчетливо ее сформулировать. Данная категория педагогов проявляет высокую чувствительность к нуждам и потребностям, замечая их раньше, чем другие люди; способны связывать и объединять различную информацию самым неожиданным образом. Они являются неортодоксальными и настроены против авторитарности, смело ставят под сомнение привычные и общепринятые представления. Им также свойственно проявлять сильную мотивацию и эмоциональную вовлеченность в то, чем они занимаются. Творческие педагоги более склонны решать проблемы, а не осваивать новые факты и явления, они ориентированы на достижение цели, а не на применение той или иной методики как таковой.
Особенностью творчества в современной педагогической практике является то, что оно, как правило, носит ярко выраженный коллективный характер. Для реализации новых концепций и технологий, идей авторских школ и программ, поисковой экспериментальной работы — нужен коллектив единомышленников.
Особого внимания требует анализ сущности педагогических ошибок и способов выхода из них при рассмотрении проблем школьного педагога как субъекта воспитания.
Вопросу введения новшеств посвящено большое количество исследований. Интерес к этой проблеме закономерен в период трансформаций в общественной жизни. Как правило, исследователи подробно изучают передовой педагогический опыт, систематизируют его, ищут пути внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс. Однако учитель-практик не торопится использовать новый опыт в своей деятельности. Инноваторов среди учителей единицы, а прекрасные и нужные идеи по тем или иным причинам с трудом адаптируются педагогическим сообществом. В публикациях на эту тему авторы обычно указывают на ригидность сознания учительства, на особую консервативность системы образования.
А. В. Хуторской проводит подробный анализ факторов <#»895431.files/image001.gif»>
- Рисунок 2.1 — Уровень чувства долга и ответственности до и после проведения эксперимента
Анализируя показатели уровня долга и ответственности до проведения эксперимента и после, можно с уверенностью сказать, что по этому показателю мы имеем роста. Эта связано с тем, что в результате проведения экспериментальной работы, учащиеся стали более социально активными, начали принимать участие в деятельности коллектива и школы.
Рисунок 2.2 — Уровень бережливости до и после проведения эксперимента
По уровню бережливости, исходя из рисунка 2.2 также имеется достаточно существенный рост. Проведенная работа с учениками была направлена развитие чувства гуманности и ответственности. Следовательно, школьники стали более бережно относится к окружающему их миру и предметам.
Рисунок 2.3 — Уровень дисциплинированности до и после проведения эксперимента
Уровень дисциплинированности также вырос, но в данном случае рост был незначительным. Данный факт можно объяснить тем, что целью эксперимента не было развитие у школьников стремления к «послушанию». Тем не менее, показатель воспитанности по данной категории также вырос.
Рисунок 2.4 — Уровень ответственного отношения к учебе до и после проведения эксперимента
Согласно рисунку 2.4 также можно говорить о том, что у школьников повысился уровень ответственного отношения к учебе. Рассмотрение неоднозначных вопросов в процессе проведения эксперимента дало учащимся понимание того, что нужно стремиться к знаниям и получать их как можно больше для того, чтобы иметь возможность посмотреть на ту или иную проблему с различных точек зрения.
Рисунок 2.5 — Уровень отношения к общественному труду до и после проведения эксперимента
По такому показателю воспитанности, как уровень отношения к общественному труду имеется незначительный рост. Взаимодействие школьников в процессе проведения эксперимента способствовало тому, что они стали более ответственно относится к общественным обязанностям.
Рисунок 2.6 — Уровень коллективизма и чувства товарищества до и после проведения эксперимента
Исходя из рисунка 2.6 мы можем сделать вывод о том, что уровень коллективизма и чувства товарищества вырос незначительно. Эксперимент был направлен больше на развитие индивидуального восприятия школьником мира. Тем не менее, данный показатель также вырос.
Рисунок 2.7 — Уровень доброты и отзывчивости до и после проведения эксперимента
Показатель, которым характеризуется уровень доброты и отзывчивости, в результате проведения эксперимента имел значительный рост. Это связано с тем, что развитие уровня гуманизма у школьников приводит к тому, что они становятся добрее к окружающим.
Рисунок 2.8 — Уровень честности и справедливости до и после проведения эксперимента
В результате эксперимента, согласно рисунку 2.8, серьезно вырос уровень честности и справедливости. Благодаря эксперименту испытуемые получили возможность более объективно смотреть на вещи, видеть их «изнанку».
Рисунок 2.9 — Уровень простоты и скромности до и после проведения эксперимента
Исходя из рисунка 2.9, также как и в предыдущем случае, мы можем видеть сильный рост по такому показателю как простота и скромность. Тот человек, который учится признавать отличную от своей точку зрения, становится более терпим к тем или иным проявлениям окружающих, а также своих собственных.
Рисунок 2.10 — Уровень культуры до и после проведения эксперимента
Анализируя рисунок 2.10 мы также можем видеть значительный рост культурного уровня учащихся. Умение излагать самостоятельные суждения, а также их отстаивать, значительно повышает общий уровень культуры.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что по различным категориям мы имеем различное изменение показателя воспитанности. В особенности можно увидеть серьезный рост по таким показателям как честность и справедливость, доброта и скромность, а также уровень культуры. Надо отметить, что все остальные показатели воспитанности также выросли. Общий уровень воспитанности также имел рост. Это свидетельствует о том, что, несмотря на более высокое развитие отдельных категорий, которые содержит тест на уровень воспитанности, в результате проведения эксперимента снижение уровня воспитанности по другим категориям не наблюдалось, а общий показатель воспитанности также вырос.
По второй главе курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.
При проведении эмпирического исследования, в качестве основной гипотезы рассматривался тот факт, что использование новаторских подходов при в педагогическом процесс способствует развитию воспитанности у обучающихся.
В качестве испытуемых рассматривались учащиеся 8-го класса общеобразовательной школы.
Для исследования уровня воспитанности было проведено тестирования испытуемых согласно методике Н.П. Капустина.
В качестве эксперимента был использован новаторский метод, основой для которого служит личностно — ориентированный подход в организации воспитательного процесса.
Целью эксперимента было не только научить учащихся отстаивать свое мнение, но и показать тот факт, что та или иная ситуация может иметь несколько трактовок.
Задачей классного руководителя при участии в обсуждении было стимулирование дискуссии среди учеников. Основной характеристикой данного эксперимента было то, что школьникам постоянно показывалось, что какого-либо «правильного» ответа на те вопросы, которые выносились на обсуждение, не существует.
Таким образом, по замыслу экспериментаторов, указанное нововведение должно было стимулировать развитие таких качеств учащихся как творческое мышление, умение аргументировать собственную позицию, умение воспринимать позицию оппонента.
Наряду с общей догматичностью образовательного процесса данная воспитательная технология выглядит весьма инновационной.
После проведения эксперимента, испытуемые были повторно протестированы с помощью методики Н.П. Капустина.
По результатам сравнения показателей воспитанности испытуемых до и после проведения эксперимента были сделаны выводы.
По различным категориям воспитанности имелось различное изменение показателя воспитанности. В особенности можно увидеть серьезный рост по таким показателям как честность и справедливость, доброта и скромность, а также уровень культуры. Надо отметить, что все остальные показатели воспитанности также выросли. Общий уровень воспитанности также имел рост. Это свидетельствует о том, что, несмотря на более высокое развитие отдельных категорий, которые содержит тест на уровень воспитанности, в результате проведения эксперимента снижение уровня воспитанности по другим категориям не наблюдалось, а общий показатель воспитанности также вырос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение курсовой работы можно сделать следующие основные выводы.
Вопросы, касающиеся консервативного и новаторского подхода в воспитании всегда являются актуальными. Многие консервативные педагоги склонны использовать в процессе обучения старые методики лишь по той причине, что эти методики доказывали свою эффективность в прошлом. Но, в связи с изменениями в мире, многое устаревает и на его смену должно прийти новой.
Тем не менее, творческий и новаторский подход в вопросах педагогики всегда должен иметь опору на научную основу.
Многие исследователи рассматривают педагогический консерватизм как культурный феномен.
В практической работе учебные заведения недостаточно применяют педагогические новшества. В качестве причин такого положения дел можно выделить:
- отсутствие необходимых профессиональных экспертиз и апробации определенных инновационных педагогических продуктов;
- отсутствие личностной, технической, а также организационной подготовленности участников инновационных процессов для того, чтобы осуществлять внедрение в образовательную практику педагогических инноваций.
Отечественная педагогическая наука знает большое число педагогов, которые стремились использовать новаторские подходы в процессе обучения. Наиболее актуальными можно считать те направления новаторства, которые склонны развивать творчество детей. Использование творческого подхода, который активно разрабатывался и применялся многими педагогами дает, возможно, не только более эффективности обеспечить усваивание учащимися нового материала, но и дает возможность детям всесторонне развивать свою личность.
Также в новаторских идеях отечественных педагогов имеются элементы работы, которые направлены на индивидуальное развитие ребенка с учетом его особенностей.
При проведении эмпирического исследования, в качестве основной гипотезы рассматривался тот факт, что использование новаторских подходов при в педагогическом процесс способствует развитию воспитанности у обучающихся.
Для определения уровня воспитанности была использована методика Н.П. Капустина.
Для исследования использовались учащиеся 8-го класса общеобразовательной школы 13-14 лет. Количество испытуемых составляло 22 человека.
В качестве эксперимента был использован новаторский метод, основой для которого служит личностно — ориентированный подход в организации воспитательного процесса.
Целью эксперимента было не только научить учащихся отстаивать свое мнение, но и показать тот факт, что та или иная ситуация может иметь несколько трактовок.
По результатам сравнения показателей воспитанности испытуемых до и после проведения эксперимента были сделаны выводы.
По результатам исследования можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования является доказанной.
По различным категориям воспитанности имелось различное изменение показателя воспитанности. В особенности можно увидеть серьезный рост по таким показателям как честность и справедливость, доброта и скромность, а также уровень культуры. Надо отметить, что все остальные показатели воспитанности также выросли. Общий уровень воспитанности также имел рост. Это свидетельствует о том, что, несмотря на более высокое развитие отдельных категорий, которые содержит тест на уровень воспитанности, в результате проведения эксперимента снижение уровня воспитанности по другим категориям не наблюдалось, а общий показатель воспитанности также вырос.
В качестве заключительного вывода по курсовой работе можно сказать, что новаторский подход в педагогике является безусловным благом для всей педагогической системы, а также для отдельный педагогов и учеников.
Противники новаторства в воспитательном процессе акцентируют свое внимание на том, что использование новых методов обучение может привести к потере в общества так называемых «традиционных ценностей». Но стоит задаться вопросом о том, что же представляют собой те или иные традиционные ценности? Являются ли они какой-то незыблемой аксиомой или же имеют принадлежность исключительно к определенному историческому периоду, который рано или поздно закончится вместе с теми или иными «ценностями»? Бросив взгляд на историю человеческой цивилизации можно увидеть, что некоторые традиции, которые имели место быть в прошлом (например, человеческие жертвоприношения в ряде религиозных культов), в современном мире выглядят дикостью даже для самого консервативного традиционалиста. Мир постоянно меняется, и это является естественным процессом. Неприятие тех или иных изменений в различных областях человеческой деятельности (и в воспитательном процессе в частности) приведет исключительно к отставанию общества в различных областях развития.
БИБЛИОГРАФИЯ
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/konservatizm-dobro-ili-zlo-v-pedagogicheskoy-professii/
1. Бардовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. М., 2012.
— Бестужев-Лада, И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений / И.В.Бестужев-Лада. — М.: Наука, 2013.
— Библер В.С. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы Кемерово: «АЛЕФ» Гуманитарный Центр, 2011. — 416 с.
— Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 216 с.
— Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 2015. — С.300-301.
— Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 2011. — С.87-89.
— Локк Д. Педагогические сочинения. М.: Мысль, 2013. — С.99-104.
— Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогика, 2011. — С.145-157.
9. Педагогика и психология высшей школы./ Под ред. М. В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: Феникс, 2012. — С.540-544.
— Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 640 с.
11. Поляков, С.Д. В поисках педагогической инноватики/ С.Д. Поляков. — М.: Типография ОХО МУП, 2013. — 64 с.
— Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших пед.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», — 2012. — С.543-545.
— Тубельский А.Н. Формирование демократического поведения у школьников и учителей. М., 2013.
— Фуллан, М. Новое понимание реформ в образовании / М.Фуллан. — М.: Просвещение, 2014. — С. 92-99
— Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М., 2014.
— Видт, Е.И. Педагогическая культура: становление, содержание и смысл / Е.И.Видт // Педагогика. -2012.-№3.- С.4-7
— Кочетова А. Коллективное педагогическое творчество // Народное образование. -2014. -№ 2. — С.72-84.
— Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационность как один из принципов педагогики // Народное образование. — 2011. — № 5. — С.107-112.
— Левко А.И. Педагогическое творчество и его социально-культурные основания// Образование и воспитание. — 2014. — № 9. — С.33- 44.
— Ульенкова У.В., Пешкова Т.Г. Организационно-методическая система обучения Лысенковой С.Н. // Вопросы психологии. — 2012. -№ 3. — С. 156-157.
— Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений / А.В.Хуторской // Школьные технологии. -2015.- №5. — С.10-24
— Штомпка, П. Социальное изменение как травма / П.Штомпка // Социс.-2011.- №1. — М: Наука. — С. 6 — 16
ПРИЛОЖЕНИЯ, Приложение А, Оценка уровня воспитанности учеников до эксперимента
Учащиеся |
Группы вопросов |
Общая оценка уровня |
|||||||||
Долг и ответственность |
Бережливость |
Дисциплинированность |
Ответственное отношение к учебе |
Отношение к общественному труд |
Коллективизм, чувство товарищества |