Конфликт как способ взаимодействия

Курсовая работа

Актуальность

Значимость конфликтов невозможно недооценить. Являясь составляющей нашей жизни, они во многом определяют развитие социума. Понимание конфликтов прошло путь от плюса к минусу — изначально любые столкновения воспринимались негативно. Считалось, что конфликт всегда отрицательное явление, ведущее к разрушению. Позже конфликт научились воспринимать как нечто неизбежное, существующее с нами постоянно и в чем-то даже положительное. Более того, представители различных дисциплин сошлись во мнении, что конфликт следует воспринимать как способ взаимодействия, проходящий по правилам, которые поддаются изучению.

Последний тезис определяет безусловную актуальность изучения темы данной работы. Конфликты происходят на любом уровне общества. Так, бывают бытовые конфликты или организационные, наконец, глобальные конфликты между государствами и др. Владея механизмом управления конфликтами, признавая, что конфликт — есть способ взаимодействия, можно качественно изменить деятельность людей, сделать ее более эффективной. Кроме того, появиться возможность избегать нежелательных конфликтных ситуаций.

Цель работы — проанализировать конфликт как способ взаимодействия между индивидами. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть конфликт как социальный феномен, в частности, представить определение понятия «конфликт», рассказать о структуре конфликта и выявить существующие типологии конфликтов.

2. Дать анализ особенностей конфликта как способа взаимодействия между индивидами.

Объект исследования — конфликт.

Предмет исследования — особенности конфликта как способа взаимодействия.

Разработанность

Существует немало трудов, посвященных исследованию конфликтов. В работе будут использованы работы по социологии конфликта Здравомыслова, А.Г. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М., 1996. С. 3-300., общей конфликтологии Анцупова, А.Я. и Баклановского, С.В. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009. С. 3-304, Буртовой, Е.В. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002. С. 5-500, Дмитриева, А.В. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000. С. 5-320, Зеркина, Д.П. Зеркин Д.П. Конфликтология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. С. 5-480, труды Гришиной, Н.В. по психологии конфликта Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002. С. 5-460 и др. Тем не менее, исследований конфликта как особого способа взаимодействия не так много. Доля материала представлена электронными ресурсами, в частности, в работе будут использованы анализ конфликта Лизинчука, Г.Г. Лигинчук, Г.Г. Структурно-динамические характеристики конфликта. Причины возникновения конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ?part-004*page.htm , свободный., материалы конференции «Социальный кризис и социальная катастрофа» Стребков, А.И. Социальный кризис и конфликт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/strebkov/crisis_44.html , свободный. (Санкт-Петербург, 2002 год) и другие материалы.

9 стр., 4355 слов

Виды конфликтов и способы выхода из конфликтных ситуаций

... одному из участников взаимодействия, она перерастает в конфликтную ситуацию. Конфликтная ситуация — понятие достаточно подвижное, неустойчивое, оно может измениться при изменении любого из ее элементов: взглядов оппонентов, отношений объект-оппонент, подмены объекта конфликта, появления ...

Структура работы — курсовая работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность проблемы, ее разработанность, цели и задачи, определяются объект и предмет исследования, структура работы; двух глав, в первой главе обуславливается понятие «конфликт» и причины возникновения конфликтов, представлены существующие классификации конфликтов; вторая глава посвящена анализу особенностей конфликта как способа взаимодействия между индивидами. Завершается работа заключением, содержащим основные выводы и списком использованной литературы.

конфликт социальное взаимодействие

Глава 1. Конфликт как социальный феномен

1.1 Определение понятия «конфликт»

Единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Так, с точки зрения Льюиса Козера конфликт — борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализа-ция, нанесение ущерба или устранения соперника. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. М., 2002. С. 41

Здравомыслов, А.Г. определял конфликт как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, конфликт — своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений меж-ду потенциальными или актуальными субъектами соци-ального действия, мотивация которых обусловлена про-тивостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М, 1996. С. 96.

Социальный характер конфликта определяли Дмитриев, А.В. и Запрудский, Ю.Г. По Дмитриеву социальный конфликт — вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны. Дмитриев А.В. Конфликтология. М., 2000. С. 54 Запрудский видел в социальном конфликте яв-ное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкнове-ние социальных сил на почве противодействия существу-ющему общественному порядку, особая форма истори-ческого движения к новому социальному единству. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт . Ростов н/Д., 1992. С. 54

Дарендорф Р. под конфликтом понимает «все структурно-произведенные отношения противопо-ложности норм и ожиданий, институтов и групп». В отечественной литературе конфликт характери-зуется как высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей» социальных групп, соци-альных институтов, общества в целом, которое оп-ределятся усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов». Зеркин Д.П. Конфликтология: Курс лекций. Ростов-на-Дону, 1998. С. 39

7 стр., 3325 слов

Социальное взаимодействие как основной вопрос социологии

... работе я сосредоточу внимание на микроуровне, и подвергну разбору взаимодействие между двумя лицами. Глава 1. Сущность социального взаимодействия 1.1 Понятие социального взаимодействия и условия его возникновения " Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных ...

Следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт — социальный феномен. Обобщая многообразие дефиниций конфликта, встречающихся в литературе, можно предложить такое его определение. Конфликт (от лат. conflictus столкновение) — это противоборство общественных субъектов с целью реализации их противоречивых интересов, позиций, ценностей и взглядов.-

И в данном, и во многих других определениях, принадлежащих указанным выше авторам, представляющим раз-личные направления в науке, конфликт, прежде все-го, связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.

Из приведенных и других встречающихся опре-делений конфликта ясно, что одним из существен-ных его признаков является противоположность интересов . Такое толкование рассматриваемой ка-тегории свойственно, прежде всего, отечественным авторам, но не только им. Сторонники функционалистской модели общества считают, что конфликты могут быть приведены в состояние гармонии путем взаимовлияния и удовлетворения интересов и по-требностей конфликтующих групп. В свою очередь интересы сопрягаются с ценнос-тями, целями, ориентациями. Американский поли-толог Аптер, Д. отмечает, что главный вопрос при анализе конфликтов состоит в том, как трансфор-мировать конфликты ценностей в конфликты инте-ресов.Аг А. Конфликт // Политология вчера и сегодня. 1991. №3. С. 152

Некоторые авторы определяют конфликт только через противоположность целей. Например, так: конфликт — это борьба за противо-положные цели. Не будем говорить, насколько кор-ректно такое определение, однако отрицать нали-чие элемента цели в конфликтах невозможно. Дру-гой вопрос, является ли он всегда определяющим. Присутствие при анализе категории цели означает, что конфликт — поведение и действие целеполагаемое, а, следовательно, в той или иной степени осоз-нанные субъектом. Осознанность противоположно-сти интересов, ценностей, целей — непременный при-знак конфликта. Это подчеркивается в работах и зарубежных, и отечественных авторов. Известный философ Руткевич М. пишет: «… в определение кон-фликта как противоборства между людьми долж-но быть обязательно внесено указание на осознан-ный характер противоречия интересов». Руткевич М.Н. Социальный конфликт: философс-кое измерение // Вестник Российской Академии Наук. 1994. т. 64, 6. С. 481

Понимание общественного конфлик-та предполагает, прежде всего, выяснение сущности социального противоречия как его основы. Социаль-ное противоречие есть не что иное, как обществен-ное отношение между определенными социальны-ми субъектами и другими элементами социальной системы. В его основе лежат разнообразные проти-воположные взаимосвязи и взаимодействия элемен-тов системы. Часть взаимосвязей проявляются как субъектные отношения, включая фактор сознательного противоборства, другие выступают в виде взаимодействия опредмеченных, объективиро-ванных человеческих действий и отношений. Тако-вы, например, социальные институты. Тем не менее, любое социальное противоречие — это объектно-субъектное отношение. Таким образом, всякое со-циальное противоречие имеет и объективную, и субъективную сторону.

При обобщении всего вышеизложенного, определение конфликта будет выглядит следующим образом. Конфликт — есть качество взаимодействия между людьми (или эле-ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противо-борстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

10 стр., 4883 слов

Конфликт интересов на гражданской государственной службе и его урегулирование

... требования к служебному поведению гражданских служащих (статья 18) и нормы об урегулировании конфликта интересов на государственной службе (статья 19). Положения статьи 19 (Приложение а) необходимо учитывать при реализации статей ...

Тем не менее, и последнее определение нельзя считать законченным. На сегодняшний день среди авторов нет единого мнения по этому вопросу. Конфликтологи часто ссылаются на неудачу американских социологов Р. Макка и Р. Снайдера, которые еще более двух десятилетий назад, в период особенно интенсивного развития исследований в области конфликтов, попытались навести порядок в использовании терминов и проанализировали ряд понятий, таких как ан-тагонизм интересов, агрессивность, вражда, конкуренция, социальный раскол и др. Признав, что ни одно из них не является синонимом конфликта, авторы были вы-нуждены констатировать: «Очевидно, «конфликт» представляет собой большей ча-стью резиноподобное понятие, которое можно растягивать и полученное использо-вать в своих целях». При этом разные дисциплины на-деляют понятие конфликта своим содержанием: экономисты часто отождествляют конфликт с конкуренцией, психологи — с «трудностями», «напряженностями», со-циологи заменяют им понятия «дебатов», «оппозиции» и т. д. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2002. С. 10

Конфликты выполняют ряд функций, которые связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Такие функции характеризуют динамику конфликта. Выделяют следующие функции конфликта:

  • По направленности выделяют конструктивные и деструктивные функции;
  • По сфере действия — внешние и внутренние.
  • Основные функции конфликта связаны с его влиянием на противоречие, породившее конфликт;
  • настроения;
  • взаимоотношения;
  • эффективность индивидуальной деятельности оппонентов;
  • эффективность совместной деятельности группы;
  • взаимоотношения в группе;
  • внешнюю микро- и макросреду и др.

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием следующих групп факторов и причин:

  • объективных;
  • организационно-управленческих;
  • социально-психологических;
  • личностных.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению интересов, мнений, установок. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки, ситуации.

Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой — либо еще способ разрешения объективного противоречия. Жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление, неправомерно. Это связано с тем, что в основе чисто субъективной причины конфликта может, в конечном счете, лежать фактор, от человека мало зависящий, т.е. объективный. Наконец, не существует конфликта, не обусловленного объективными и субъективными факторами.

Организационно-управленческие причины конфликтов подразделяют на:

  • Структурно-организационные причины.

Заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым задачам практически невозможно.

  • Функционально-организационные причины.

Этот ряд причин связан с неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой, между структурными элементами организации, между отдельными работниками, например, неопределенность функциональных связей между администрацией президента и правительством (проблема прав и обязанностей).

  • Личностно-функциональные причины.

Связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности.

  • Ситуативно-управленческие причины.

Причины, обусловленные ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач (принятие ошибочного управленческого решения).

Под социально-психологическими причинами конфликтов понимают возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностного общения; несбалансированное ролевое поведение при взаимодействии двух людей. Кроме того, к этому ряду причин относится непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы, особенно сложной, несовпадение позиций часто может быть связано не с действительным расхождением во взглядах на одно и то же, а с подходом к проблеме с различных сторон. Также влияние имеют различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга.

Личностные причины конфликтов — отсутствие достаточной психологической устойчивости к отрицательному воздействию на психику стрессовых факторов социального взаимодействия (конфликтоустойчивость).

Лигинчук, Г.Г. Структурно-динамические характеристики конфликта. Причины возникновения конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ?part-004*page.htm , свободный.

Таким образом, единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт — социальный феномен. Кроме того, конфликт, прежде все-го, связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей. В обобщенном виде под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или эле-ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противо-борстве сторон ради достижения своих интересов и целей. Функции конфликта связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических или личностных причин.

1.2 Структура и классификация конфликтов

Каждый конфликт имеет четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует:

  • Объект конфликтной ситуации.
  • Субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами.
  • Оппоненты или конкретные лиц, являющиеся участниками конфликта.
  • Непосредственный повод столкновения конфликтующих сторон.
  • Микросреда и макросреда конфликта.

В конфликте основными действующими лицами являются люди. Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого, выделяют основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликта — стороны конфликта или противоборствующие стороны. Это те субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Противоборствующие стороны — ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт.

Практически всегда в любом конфликте за оппонентами или противоборствующими сторонами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Наконец, в конфликте могут участвовать субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта, например, подстрекатели и организаторы, медиаторы (посредники, судьи).

Предмет конфликта или повод столкновения — это некоторое противоречие, ядро любого конфликта. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешится. В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основой конфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта — может быть материальным, например, ресурсы, социальным — власть, духовным — идея, норма, принцип, то есть ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Объект конфликта может быть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов решения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные.

Микро- и макросреда — условия, в которых действуют участники. Микросреда — ближайшее окружение сторон. Макросреда — социальные группы, представителем которых является сторона и качества которых она унаследовала. Конфликтология. Причины возникновения и структура конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl3/gl3.htm , свободный.

Кроме того, важную роль в структуре конфликта играют информационные модели конфликтующих сторон, то есть восприятие конфликта оппонентами, и тактики, стратегии поведении конфликтующих сторон. Схематично структура конфликта представлена в приложении 1.2.1

Приложение 1.2.1 Структура конфликта Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009. С. 100

Классификация конфликтов необходима для того, чтобы понять существенные причины конфликтов. Каждый вид конфликта имеет свои особенные причины и поэтому требует определенной тактики его разрешения или предупреждения.

В конфликте всегда принимают участие несколько сторон (не важно, отделы ли это психики одного человека, или разные люди, или группы людей).

Поэтому базисная классификация конфликта производится именно по характеру и особенностям участвующих в конфликте сторон. Базисная классификация конфликтов представлена в таблице 1.2.1

Таблица 1.2.1

Базисная классификация конфликтов

Тип

Конфликты с участием человека

Зооконфликты

Социальные

Внутриличностные/Интерапсихические

Зоосоциальные

Вид

Межличностные

Между «хочу» и «хочу»

Между двумя животными

Между личностью и группой

Между «могу» и «не могу»

Между малыми социальными группами

Между «хочу» и «не могу»

Между животным и группой

Между средними социальными группами

Между «нужно» и «нужно»

Между большими социальными группами

Между «хочу» и «нужно»

Между группами животных

Межгосударственные

Между «нужно» и «не могу»

Межкоалиционные

Таким образом, традиционное выделение видов конфликта основано на различении конфликту-ющих сторон. Это могут быть, как у К. Боулдинга, конфликты между отдельными личностями, между личностью и группой, между личностью и организацией, между группой и организацией, между разными типами групп и организаций. С. Чейз предложил 18-уровневую структурную классификацию, охватываю-щую конфликтные явления от внутриличностного и межличностного уровня до конфликтов между государствами, нациями и т. д., вплоть до противостояния Вос-тока и Запада. Отечественный исследователь А. Г. Здравомыслов, ос-новываясь на работах Н. Смелзера, приводит следующий ряд уровней конфликтующих сторон:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, предполагается выделение ряда подгрупп:

  • группы интересов;
  • группы этно-национального характера;
  • группы, объединенные общностью положения).

3. Конфликты меж-ду ассоциациями (партиями).

4. Внутри- и межинституциональные конфликты.

5. Кон-фликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами куль-тур. Здравомыслов А.Г. . Социология конфликта. М., 1996. С. 105

Авторы единственного отечественного междисциплинарного обзора по пробле-мам конфликта Анцупов и Шипилов предлагают различать три основных типа конфликтов: внутриличностные конфликты, социальные конфликты и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов они относят:

  • межличностные конфликты;
  • конфликты меж-ду малыми, средними и большими социальными группами;
  • международные конф-ликты между отдельными государствами и их коалициями.

Зооконфликты достаточно редко включают в классификации. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов аргументируют целесообразность вклю-чения зооконфликтов в сферу изучения конфликтологии тем, что «невозможно все-сторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологичес-кую природу»: «Та часть мотивов, которую человек в конфликте либо не осознает, либо маскирует, в зооконфликте выступает в свободном от социальных наслоений виде». Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999. С. 97

Кроме того, важнейшей особенностью конфликта является характер потребности, за удовлетворение которой борется человек. Вы, наверное, знакомы с иерархией потребностей А.Маслоу. Согласно его теории, потребности можно сгруппировать, выделить пять иерархически связанных уровней:

  • физиологические;
  • в безопасности и защищенности;
  • социальные;
  • потребности в уважении;
  • потребности самовыражения.

В случае неудовлетворения любой из этих потребностей может возникнуть конфликт.

Наконец, важной характеристикой конфликта является его интенсивность, т.е. острота противоречий и способов их урегулирования. Максимально интенсивный конфликт завершается уничтожением одной или нескольких сторон. Кроме того, на ход конфликта оказывает влияние его продолжительность.

Анализ принятых в науке и предлагаемых классификаций конф-ликтов обнаруживает, что к конфликтам относят разноуровневые явления широко-го диапазона. Однако проблемное поле их исследования остается не вполне определенным: наряду с конфликтами, имеющими конкретных субъектов взаимодействия, классификации могут включать явления, не принадлежащие к конкретной социаль-ной структуре (конфликт культур), а также те, социальный характер которых нуж-дается в обосновании (зооконфликты) и т. д. Одно не поддается критике — конфликт всегда выступает, как особый тип взаимодействия.

Таким образом, любой конфликт имеет четко выраженную структуру. В конфликтной ситуации всегда присутствует объект; субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; оппоненты или конкретные лиц, являющиеся участниками конфликта; непосредственный повод столкновения конфликтующих сторон; микросреда и макросреда конфликта. Важную роль в структуре конфликта играют информационные модели конфликтующих сторон, то есть восприятие конфликта оппонентами, и тактики, стратегии поведении конфликтующих сторон. Согласно базисной классификации конфликтов существуют конфликты с участием человека — социальные и внутриличностные, и зооконфликты. Существуют и другие классификации, в частности, 18-ти уровневая структурная классификация Чейза, типологии Здравомыслова, Анцупова и Шипилова. Наконец, важной характеристикой конфликта является его интенсивность и продолжительность.

Глава 2. Конфликт как способ взаимодействия

2.1 Особенности конфликтного взаимодействия в научных теориях

Господствующее заблуждение о том, что конфликт есть столкновение, борьба, обусловленная либо структурными элементами общества, либо человеком, не дает возможности точно указать способы ликвидации конфликта. Поскольку, если его принять, то конфликт невозможно не только локализовать, но и разрешить, тогда в действительности конфликт может быть разрешен — установлением согласованных связей. Поэтому конфликт, как постоянное изменение положения индивида и в то же время постоянное его сохранение, в основном и главном отражает содержательную сторону этого положения. Следовательно, неконфликтное, согласованное взаимодействие связано с устойчивостью положения индивида или группы, конфликтное же — с постоянным его изменением, разрешением и созиданием одновременно. В связи с чем, можно сказать, что конфликт — это способ рассогласованного взаимодействия субъектов в состоянии нацеленности на борьбу за изменение и сохранение положения в объединении. Стребков А.И. Роль конфликтологических знаний в формировании культуры гражданского общества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный.

Конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Как и человек, общество по самой своей природе не может быть абсолютно совершенным, идеальным, бесконфликтным. Дисгармония, противоречия, конфликты — постоянные и неизбежные составные части общественного развития. Конфликт — явление осознанное, действие обдуманное.

Так, Дж. Фон Нейман и О. Моргенштейн определяют конфликт как взаимодействие двух объектов, обладающих несовместимыми целями и способами достижения этих целей. В качестве таких объектов могут рассматриваться люди, отдельные группы, армии, монополии, классы, социальные институты и др., деятельность которых так или иначе связана с постановкой и решением задач организации и управления, с прогнозированием и принятием решений, а также с планированием целенаправленных действий.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

С точки зрения ролевой теории под конфликтом понимается ситуация несовместимых ожиданий (требований), которым подвержена личность, играющая ту или иную роль в социальной и межличностной структуре. Обычно такие конфликты делятся на межролевые, внутриролевые и личностно-ролевые.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Каково бы ни было определение конфликта, он всегда воспринимается исследователями как особый способ взаимодействия индивидов. Некоторые видят в конфликте лишь положительное и необходимое, этой точки зрения придерживаются Л. Козер. Подобной точки зрения придерживался и У. Линкольн, с той лишь разницей, что Линкольн видел в конфликтах и отрицательное. По У. Линкольну, положительное воздействие конфликта проявляется в следующем:

  • конфликт ускоряет процесс самосознания;
  • под его влиянием утверждается и подтверждается определенный набор ценностей;
  • способствует осознанию общности, так как может оказаться, что у других сходные интересы и они стремятся к тем же целям и результатам и поддерживают применение тех же средств — до такой степени, что возникают официальные и неофициальные союзы;
  • приводит к объединению единомышленников;
  • способствует разрядке и отодвигает на второй план другие, несущественные конфликты;
  • способствует расстановке приоритетов;
  • играет роль предохранительного клапана для безопасного и даже конструктивного выхода эмоций;
  • благодаря конфликту обращается внимание на недовольство или предложения, нуждающиеся в обсуждении, понимании, признании, поддержке, юридическом оформлении и разрешении;
  • приводит к возникновению рабочих контактов с другими людьми и группами;
  • благодаря конфликту стимулируется разработка систем справедливого предотвращения, разрешения конфликтов и управления ими.

Отрицательное воздействие конфликта по Линкольну часто проявляется в следующем:

  • конфликт представляет собой угрозу заявленным интересам сторон;
  • он угрожает социальной системе, обеспечивающей равноправие и стабильность;
  • препятствует быстрому осуществлению перемен;
  • приводит к потере поддержки;
  • ставит людей и организации в зависимость от публичных заявлений, от которых невозможно легко и быстро отказаться;
  • вместо тщательно взвешенного ответа он ведет к быстрому действию;
  • вследствие конфликта подрывается доверие сторон друг к другу;
  • вызывает разобщенность среди тех, кто нуждается в единстве или даже стремится к нему;
  • в результате конфликта подрывается процесс формирования союзов и коалиций;
  • конфликт имеет тенденцию к углублению и расширению;

— конфликт в такой степени меняет приоритеты, что ставит под угрозу другие интересы. Управление персоналом — словарь-справочник. Конфликт. Классификация конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm , свободный.

Таким образом, конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Каково бы ни было определение конфликта, он всегда воспринимается исследователями как особый способ взаимодействия индивидов.

2.2 Модели и стратегии конфликтного взаимодействия

Особенность конфликтного взаимодействия определена моделями развития конфликтного взаимодействия и стратегиями поведения. Так, Анцупов, А.Я. и Баклановский, С.В. ссылаются на модель развития конфликтного взаимодействия Гришиной, Н.В. (приложение 2.2.1).

Приложение 2.2.1 Модели развития конфликтного взаимодействия (по Гришиной, Н.В.) Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб., 2009. С. 142

Исходя из модели Гришиной, конфликтное взаимодействие оппонентов развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.

Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отношения к ситуации, типа взаимодействия с партнером:

  • позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) — позитивная установка на достижение договоренностей;
  • оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределенный опыт преодоления разногласий) — неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;
  • опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) — нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.

Сформировавшиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеристики таких параметров связаны с учетом целевых компонентов в решении возникших противоречий, которые конфликтующие стороны ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В одном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом случае речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе не обязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусматривать еще одно направление — путь, связанный с соперничеством.

Несмотря на то, что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объем рассогласований способен изменяться исходя из характера взаимоотношений с партнером.

В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия:

  • сотрудничество — тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия;
  • кооперация — тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий;

— конкуренция — тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной средствами, используемыми при борьбе с противником.

Говоря о стратегиях поведения в конфликтной ситуации, которые также определяют конфликт как способ взаимодействия следует вспомнить двухмерную модель стратегий поведения Томаса — Киллмена (рисунок 3) и трехмерную модель стратегий поведения модель Емельянова — доработанная модель Томаса — Киллмена (приложение 2.2.2).

Приложение 2.2.2

Двухмерная модель стратегий поведения Томаса — Киллмена

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  • содержания предмета конфликта;
  • ценности межличностных отношений;
  • индивидуально-психологических особенностей личности.

Классический подход К. Томаса и Р. Киллмена удобен для выделения основных стратегий поведения. Более глубокий вариант анализа предпринят С. М. Емельяновым. Он дополнил модель измерением ценности межличностных отношений (приложение 2.2.3).

Как и ранее, основу модели составляют ориентации участников конфликта на собственные интересы и интересы противоположной стороны.

Приложение 2.2.3.

Трехмерная модель стратегий поведения Емельянова

Качественная характеристика избираемого поведения — оценка интересов в конфликте — соотносится с количественными параметрами: низким, средним, высоким уровнем направленности на интересы.

Исследования показывают, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

  • содержания предмета конфликта;
  • ценности межличностных отношений;
  • индивидуальных психологических особенностей личности.

Ценность межличностных отношений для оппонентов занимает особое место в оценке моделей и стратегий поведения в конфликте. Так, если межличностные отношения (партнерство, товарищество, дружба, любовь и др.) не представляют ценности, то поведение оппонента в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба и пр.).

Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте позволяет более полно учесть значимые факторы процесса формирования конфликтного поведения. В этом случае содержание от дельных стратегий предстает в несколько модифицированном виде:

  • уход (избегание, бездействие) — межличностные отношения не играют решающей роли, не становятся они и причиной, заставляющей решить проблему. В совокупности с низкой личной заинтересованностью в решении противоречия, отсутствием желания учитывать интересы оппонента эти характеристики позволяют уйти от активных действий, но не избежать конфликта в будущем;
  • принуждение (борьба, соперничество) — по сравнению с поставленной целью ценность межличностных отношений при реализации данной стратегии незначительна.

Не берутся в учет и потребности оппонента. На первый план выходят личные интересы. Подобный стиль поведения характерен для деструктивной модели, как правило, разрушающей взаимоотношения сторон;

  • уступка (приспособление) — это своего рода жертвование личными интересами, заявление, что настоящие интересы лежат за пределами конфликтной ситуации. Оппонент стремится сохранить определенный уровень взаимоотношений, признает приоритет соперника;
  • компромисс — стратегия баланса между сохранением и развитием отношений, с одной стороны, и соблюдением интересов сторон — с другой. Ее основой становятся обоюдные и разумные отступления в требованиях;

— сотрудничество — стратегия, признающая высокую ценность, как межличностных отношений, так и интересов сторон конфликта. Четкое осознание первой характеристики позволяет искать все возможные варианты решения проблемы при максимальном учете требований оппонентов.

В конфликте используются комбинации стратегий, а может доминировать и одна. В конфликтах по вертикали оппоненты часто меняют стратегию поведения. Подчиненные идут на это чаще, чем руководители. Порой конфликт начинается с кооперативного поведения, однако при его неудаче в ход пускается соперничество, которое может также оказаться неэффективным.

В целом выделяют три модели поведения индивидов в конфликтных ситуациях:

  • Конструктивная модель.
  • Деструктивная модель.
  • Конформистская модель.

Указанные модели обусловлены предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Кроме того, модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Конструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется тем, что индивид стремится уладить конфликт, нацелен на поиск приемлемого решения, отличается выдержкой и самообладанием, доброжелателен к сопернику, открыт и искренен, лаконичен и немногословен в общении.

При деструктивной модели индивид постоянно стремится к расширению и обострению конфликта, унижает соперника, негативно отзывается о партнере, проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, грубо нарушает этику общения.

Конформистская модель характеризуется тем, что личность ведет себя пассивно, склонна к уступкам, непоследовательна в оценках, суждениях, поведении, легко соглашается с точкой зрения соперника, уходит от острых вопросов. Родионова Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов: учебное пособие. СПб., 2005. С.11

Наиболее приемлемой моделью является конструктивная модель поведения в конфликтной ситуации. Деструктивная же модель поведения способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный и поэтому является нежелательной и вредной, приводящей конфликт в тупик.

Конформистская модель поведения способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Такая модель может играть и положительную роль. Когда противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому затуханию и разрешению конфликта.

Наиболее наглядным примером конструктивной модели считают двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии Томаса — Киллмена.

Наконец, конфликт как способ взаимодействия обусловлен типом конфликта, классификацией. Различные классификации конфликтов представлены в первом разделе настоящей курсовой работы.

Таким образом, особенность конфликтного взаимодействия определена моделями развития конфликтного взаимодействия и стратегиями поведения. Так, Анцупов А.Я. и Баклановский С.В. ссылаются на модель развития конфликтного взаимодействия Гришиной Н.В. В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются через конкретные типы взаимодействия — сотрудничество, кооперацию или конкуренцию. Говоря о стратегиях поведения в конфликтной ситуации, которые также определяют конфликт, как способ взаимодействия, следует вспомнить двухмерную модель стратегий поведения Томаса — Киллмена и трехмерную модель стратегий поведения модель Емельянова. В целом выделяют три модели поведения индивидов в конфликтных ситуациях — конструктивная, деструктивная и конформистская модели. Наконец, конфликт как способ взаимодействия обусловлен типом конфликта, классификацией.

Заключение

В первой главе конфликт показан как социальный феномен. Определено, что единого определения понятия «конфликт» не существует. Сторонники различных теорий определяют конфликт исходя из собственных суждений. Тем не менее, следует отметить, что во всех определениях просматривается социальная подоплека. То есть конфликт — социальный феномен. Кроме того, конфликт, прежде все-го, связывается с противоречием или одним из его моментов — борьбой противоположностей.

В обобщенном виде под конфликтом следует понимать качество взаимодействия между людьми (или эле-ментами внутренней структуры личности), выражающееся в противо-борстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

Также в первой главе представлен набор функций конфликта и его структура. Функции конфликта связаны с влиянием конфликта на внешнюю среду и собственные подсистемы. Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием объективных, организационно-управленческих, социально-психологических или личностных причин.

Любой конфликт имеет четко выраженную структуру. В конфликтной ситуации всегда присутствует объект; субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными и духовными интересами; оппоненты или конкретные лиц, являющиеся участниками конфликта; непосредственный повод столкновения конфликтующих сторон; микросреда и макросреда конфликта. Важную роль в структуре конфликта играют информационные модели конфликтующих сторон, то есть восприятие конфликта оппонентами, и тактики, стратегии поведении конфликтующих сторон.

Наконец, первая глава содержит классификации конфликтов. Согласно базисной классификации конфликтов существуют конфликты с участием человека — социальные и внутриличностные, и зооконфликты. Существуют и другие классификации, в частности, 18-ти уровневая структурная классификация Чейза, типологии Здравомыслова, Анцупова и Шипилова. Наконец, важной характеристикой конфликта является его интенсивность и продолжительность.

Вторая глава раскрывает особенности конфликтного взаимодействия в научных теориях и специфику существующих моделей развития конфликтного взаимодейтсвия. Так, конфликт должен восприниматься вполне нормальным общественным явлением, свойством социальных систем, процессом и способом взаимодействия людей. Каково бы ни было определение конфликта, он всегда воспринимается исследователями как особый способ взаимодействия индивидов.

Особенность конфликтного взаимодействия определена моделями развития конфликтного взаимодействия и стратегиями поведения. Так, Анцупов, А.Я. и Баклановский, С.В. ссылаются на модель развития конфликтного взаимодействия Гришиной, Н.В. В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются через конкретные типы взаимодействия — сотрудничество, кооперацию или конкуренцию.

Также во второй главе представлен анализ стратегий поведения в конфликтной ситуации, которые также определяют конфликт, как способ взаимодействия, следует вспомнить двухмерную модель стратегий поведения Томаса — Киллмена и трехмерную модель стратегий поведения модель Емельянова. В целом выделяют три модели поведения индивидов в конфликтных ситуациях — конструктивная, деструктивная и конформистская модели. Наконец, конфликт как способ взаимодействия обусловлен типом конфликта, классификацией.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/konflikt-kak-vid-sotsialnogo-vzaimodeystviya/

1. Авдеев В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феникс, 1992. 219 с.

2. Аг А. Конфликт // Политология вчера и сегодня. 1991. №3. с. 152.

3. Анцупов А. Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 1999. 552 с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Уч. для вузов. М.: Юнити — Дана, 2002. 591 с.

5. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2009. 304 с.

6. Буртовая Е.В. Конфликтология: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2002. 512 с.

7. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология: Учебное пособие. Минск: Университетское, 2002. 318 с.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2002. 464 с.

9. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. 320 с.

10. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. М.: Аспект Пресс, 1996. 317 с.

11. Запрудский Ю.Г. Социальный конфликт. Ростов н/Д.: Феникс, 1992. 229 с.

12. Зеркин Д.П. Конфликтология: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480 с.

13. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. СПб., Рига: Эксперимент, 1997. 70 с.

14. Конфликтология. Причины возникновения и структура конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl3/gl3.htm , свободный.

15. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 248 с.

16. Леонов Н.И. Хрестоматия по конфликтологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный.

17. Лигинчук Г.Г. Структурно-динамические характеристики конфликта. Причины возникновения конфликта [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ?part-004*page.htm , свободный.

18. Лукин Ю.Ф. Конфликтология. Управление конфликтами. М.: Академический проспект, 2007. 800 с.

19. Практикум по конфликтологии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fictionbook.ru/author/stanislav_mihayilovich_emelyanov/praktikum_po_konfliktologii/read_online.html ?page=4 , свободный.

20. Родионова Е.А. Психолого-социальные основы разрешения конфликтов: учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР, 2005. 81 с.

21. Романчик Н.В. Конфликтология. Минск: РИВШ, 2007. 84 с.

22. Руткевич М.Н. Социальный конфликт: философс-кое измерение // Вестник Российской Академии Наук. 1994. т. 64, 6. с. 481.

23. Стребков А.И. Роль конфликтологических знаний в формировании культуры гражданского общества [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный.

24. Стребков А.И. Социальный кризис и конфликт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/strebkov/crisis_44.html , свободный.

25. Управление персоналом — словарь-справочник. Конфликт. Классификация конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal10-12.htm , свободный.

26. Функции и динамика конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://conflictologiy.narod.ru/uch/gl4/gl4.htm , свободный.

27. Эволюционно-междисциплинарная эволюция конфликтов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: , свободный.

28. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books/1/0172/1_0172-1.shtml , свободный.

Размещено на https://allbest.ru/