Конфликтология (ЛЕКЦИИ). I. основы изучения конфликтов

Эссе
Содержание скрыть

Подборка по базе: , Нормативно-правовые и этические основы деятельности социального , Психофизические основы безопасности среды.docx , Эссе по десиплине Основы философии Плюснина Яна 2001-100.docx , Эссе по десиплине Основы философии Плюснина Яна 2001-100 2.docx , эссе Основы философии.docx , Мамаев ЕА Основы Философии.docx , реферат Правовые основы социального обслуживания.docx , ДЗ Основы экономики 18.02.03.doc , Эссе по десиплине Основы философии Плюснина Яна 2001-100 2.docx


Темы для докладов/рефератов

1. Социологическая традиция изучения конфликта (Г. Зим-мель, Л. Козер, Р. Дарендорф).

2. Теоретико-методологические основы конфликтологии.

3. Борьба в человеческом обществе: социал-дарвинизм (Л. Гумплович, Т. Мальтус, Г. Спенсер, У. Самнер и др.).

4. Политологические трактовки конфликтов (Г. Моска, Ж. Со-рель, В. Паретто, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли, Д. Истон, С. Липсет и др.).

234

Планы групповых нанятый и образовательные технологии

5. Основные положения Марксового учения о конфликте.

6. Социальная напряженность в теории социального действия Т. Парсонса.

7. Конфликтный функционализм: позитивные функции конфликта.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Дайте характеристику основных предпосылок формирования конфликтологических идей.

2. Назовите отрасли отечественной конфликтологии и дайте их сравнительную характеристику.

3. Дайте характеристику истории и современного состояния зарубежной конфликтологии.

4. Определите современные тенденции в подходе к конфликтам: признанное и спорное.

5. Сравните подходы к определению сущности конфликта и его анализу в различных отраслях конфликтологии. Определите причины различий.

6. Проведите психодиагностический тест-опросник «Самооценка конфликтности» (Козловская С.Н., Старовойтова Н.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. — М.: Изд-во РГСУ, 2013).

Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос, анализ сообщений (докладов).

4 стр., 1722 слов

Значение Философии Права В Профессиональной Деятельности Юриста

... основе принципа разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную). Это обеспечивает то, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Философия права и личность юриста В ...

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

Образовательные технологии:

Методы исследования конфликта

Цель: овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

Вопросы для обсуждения

1. Методические принципы исследования конфликтного взаимодействия.

235

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов…

2. Системный подход к изучению конфликта.

3. Универсальная понятийная схема описания конфликта.

4. Этапы анализа конфликтного противостояния.

Темы для докладов/рефератов

1. Математическое моделирование конфликтов.

2. Эксперименты с провоцированием конфликтов в естественных условиях.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Охарактеризуйте принцип диалектического единства теории, эксперимента и практики.

2. Перечислите основные виды системного анализа конфликтного противоборства.

3. Изучите специфические формы социального взаимодействия как модели конфликта.

4. Приведите примеры экспериментальных исследований конфликта в лабораторных условиях: игровые процедуры и создание конфликта.

5. Раскройте методологические принципы исследования конфликтов.

6. Охарактеризуйте значение и содержание программы конфликтологического исследования.

7. Разработайте программу исследования интересующей вас проблемы , связанной с конфликтами.

8. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика диагностики общей коммуникативной толерантности» (В.В. Бойко), «Методика диагностики коммуникативной установки» (В.В. Бойко), «Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов» (В.В. Бойко), «Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. — М.: Изд-во РГСУ, 2013).

Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:

236

Планы групповых занятий и образовательные технологии, Образовательные технологии:

СЕМИНАР. ТЕМА 3. Структура, функции и типология конфликтов

Цель: овладеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; уметь использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

12 стр., 5791 слов

Сущность, процесс развития, классификации конфликтов. Управление ...

... конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов. Участник конфликта В ходе развития конфликта ... развитие. Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически издаются журналы, рефераты ... формы взаимодействия людей, будь то сотрудничество, мирное сосуществование, противодействие или борьба. Несомненно, что на сегодняшний день тема конфликтов ...

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия и структуры конфликта.

2. Объективные элементы конфликтного взаимодействия.

3. Субъективная сторона конфликтного противостояния.

4. Особенности восприятия конфликта.

5. Причины возникновения конфликта.

Темы для докладов/рефератов

1. Конфликт как тип трудных ситуаций.

2. Границы конфликта (пространственные, временные, внутрисистемные).

3. Проблемы классификации в конфликтологии.

4. Личностные причины конфликтов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Сформулируйте необходимые и достаточные условия возникновения конфликта.

2. Отдифференцируйте понятия «стороны конфликта», «предмет конфликта», «мотивы конфликта».

3. Охарактеризуйте противоборство субъектов социального взаимодействия.

4. В чем заключается конфликтоустойчивость человека?

5. Перечислите основные объективные факторы возникновения конфликта.

6. Укажите, из каких основных компонентов состоит структура конфликта.

7. Раскройте сущность двойственного восприятия конфликтной ситуации.

237

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов…

8. Проанализируйте два-три реальных конфликта из собственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.

9. Оцените роль конфликтов в своей жизни , жизни вашей семьи, организации, в которой вы работаете или учитесь.

10. Проанализируйте конструктивную и деструктивную функции одного из конфликтов, свидетелем которых вы являлись.

11. Проведите анализ комплекса причин одного из конфликтов в сфере социальной работы.

12. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика диагностики самоконтроля в общении» (М. Снайдер), «Изучение эмоциональной направленности личности» (В.И. Даданов), «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» (В.В. Бойко); (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. — М.: Изд-во РГСУ, 2013).

Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:, Образовательные технологии:

СЕМИНАР. ТЕМА 4. Детерминация и динамика конфликтов и их особенность в социальной работе

Цель: быть готовым к систематическому использованию результатов научных исследований для обеспечения эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения, обеспечения их физического, психического и социального здоровья; формировать способность составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований.

Вопросы для обсуждения

1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта.

2. Развязывание конфликта.

3. Эскалация конфликта.

4. Завершающая и послеконфликтная стадии конфликтного взаимодействия.

238

18 стр., 8884 слов

Формы работы воспитателя с родителями

... общения в семье на отношения родителей с ребенком. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О.Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с ... «семьи»; Охарактеризовать традиционные и нетрадиционные формы организации работы дошкольной организации с родителями. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, ...

Планы групповых занятии и образовательные технологии

5. Динамика различных видов конфликта.

Темы для докладов/рефератов

1. Теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон).

2. Спиральная модель конфликта.

3. Основные положения теории трансактного анализа.

4. Закон эскалации конфликтогенов.

5. Типы конфликтогенов и формы их проявления.

6. Правила бесконфликтного взаимодействия.

Задания для самостоятельной работы студентов

закона эскалации конфликтогенов.

2. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

3. Охарактеризуйте основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

4. Отдифференцируйте понятия «конфликтная ситуация» и «инцидент».

5. Почему конфликт часто перерастает в фазу эскалации?

6. Проведите психодиагностический тест-онросник «Методика диагностики самооценки психических состояний» (Г. Ай-зенк), (Козловская СП., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. — М.: Изд-во РГСУ, 2013).

Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:, Образовательные технологии:

СЕМИНАР. ТЕМА 5. Основные модели конфликтного взаимодействия

Цель: быть готовым к разработке и реализации социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального, специфику социокультурного развития общества, решению проблемы кли-

239

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов…

ента путем привлечения соответствующих специалистов , мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента; знать основные модели конфликтного взаимодействия.

Вопросы для обсуждения

1. Основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Характеристика основных тактик поведения в конфликте.

Темы для докладов/рефератов

1. Правила взаимодействия в конфликтных ситуациях.

2. Мотивы и цели участников конфликтного противостояния.

3. Нормативные регуляторы.

4. Процесс и виды конфликтного воздействия.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

2. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает стратегию борьбы , стратегию ухода, стратегию компромисса, стратегию уступки, стратегию сотрудничества.

3. Установите содержательные аспекты процесса общения.

4. Сформулируйте основные правила эффективного общения в конфликте.

5. Определите основное противоречие процесса общения в конфликте.

6. Обоснуйте соотношение понятий «стратегия переговорного процесса» и «тактика переговорного процесса».

7. Охарактеризуйте основные модели поведения в переговорном процессе.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:, Образовательные технологии:

240

5 стр., 2384 слов

Основные исторические формы диалектики

... естествознания существуют в нерасторжимом единстве. Материалистическая диалектика поставила по-новому проблему познания. Основные исторические формы диалектики В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики: 1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит). ...

Планы групповых занятий и образовательные технологии

Отдельные виды конфликтов

Цель: знать основные виды классификаций конфликтов, особенности внутриличностных и групповых конфликтов. Вопросы для обсуждения

1. Внутриличностные противоречия и конфликты.

2. Структура и элементы межличностного конфликта.

3. Межгрупповой конфликт: содержание, причины и виды.

4. Предупреждение и разрешение внутриличностных, меж- | личностных и межгрупповых конфликтов. |

Темы для докладов/рефератов

1. Подходы к пониманию внутриличностного конфликта.

2. Самоубийство как деструктивный способ завершения личностного конфликта.

3. Специфика межгруппового конфликтного взаимодействия.

4. Стили поведения в межличностном конфликте.

5. Конструктивные и деструктивные функции межличностного конфликта.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Перечислите особенности субъективного содержания кон- ]• фликтной ситуации межгруппового конфликта. |

2. Рассмотрите механизмы и условия разрешения внутри- 1 личностных конфликтов. ,

3. Определите основной предмет межличностных конфлик- | гов и их основные субъекты. |

4. Раскройте основные особенности внутриличностных конфликтов и пути их предупреждения. |

5. Установите причины межгрупповых конфликтов.

6. Чем различаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?

7. Какие из психологических зашит являются наиболее эффективными при разрешении внутриличностных конфликтов?

8. В чем заключается специфика групповых конфликтов?

9. Раскройте основные пути урегулирования групповых конфликтов.

10. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов в межличностной сфере.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:

241

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов…, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:, Образовательные технологии:

Производственно-трудовые конфликты

Цель: быть готовым решать проблемы клиента путем привлечения соответствующих специалистов, мобилизации собственных сил, физических, психических и социальных ресурсов клиента.

Вопросы для обсуждения

1. Конфликты «руководитель — подчиненный».

2. Причины организационных конфликтов.

3. Типология производственно-трудовых конфликтов.

4. Предупреждение и профилактика конфликтов между руководителем и подчиненным.

Темы для докладов/рефератов

1. Общая характеристика семейных конфликтов.

2. Диагностика семейных конфликтов.

3. Профилактика семейных конфликтов.

4. Коррекция семейных конфликтов.

5. Управление конфликтами в семье.

Задания для самостоятельной работы студентов

— Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав по с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять задания. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет ее.

— Начальником цеха № 1 был назначен Л., проявивший себя знающим руководителем в должности мастера. Прежде он умело строил отношения с коллективом на своем участке. Став начальником цеха, Л. продолжал руководствоваться теми же требованиями, что и прежде. Однако если в должности мастера он мог опереться на небольшой, но сплоченный коллектив, то в цехе, с гораздо большим количеством людей, уровень сплоченности

46 стр., 22832 слов

Изучение феномена тревожности у студентов первого курса

... литературу по проблеме тревожности. 2. Провести экспериментальную работу для выявления уровня тревожности у студентов первого курса; 3. Провести коррекционную работу по оптимизации уровня тревожности у студентов первого курса; 4. ... источник тревоги ликвидировать нельзя, тревога переходит в страх. В то же время крупнейший специалист в области психологии эмоции Кэрролл Изард полагает, что тревога ...

242

Планы групповых занятий и образовательные технологии

был намного ниже. Начались конфликты, так как Л. одинаково доверял и ответственному, и бесшабашному человеку. Наошись и «помощники», которые под видом «добрых советов» старались оказать на Л. нажим, добиваясь от него льгот и поблажек.

Формы контроля самостоятельной работы студентов:, Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций:, Образовательные технологии:

Семейные конфликты

Цель: быть готовым к разрешению семейных конфликтов, знать их специфику и особенности. Вопросы для обсуждения

1. Причины семейных конфликтов.

2. Конфликты между родителями и детьми.

3. Проблема управления характером в семейных конфликтах.

4. Методы коррекции семейных конфликтов в социальной работе.

Темы для докладов/рефератов

1. Служебная и межличностная этика.

2. Производственные конфликты.

3. Стиль руководителя и производственный конфликт.

4. Конфликты в системе учреждений социального обслуживания.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Определите роль социального работника в разрешении семейных конфликтов.

2. Разработайте программу предупреждения семейных конфликтов.

3. Проведите психодиагностические тест-опросники «Методика исследования ригидности», «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация ТА. Немчинова), (Козловская С.Н., Старовойтова Л.И. Конфликтология в социальной работе: практикум. — М.: Изд-во РГСУ, 2013).

Проанализируйте и проинтерпретируйте полученные результаты.

243

Раздел IV. Самостоятельная работа студентов…