Комплекс неполноценности и его влияние на развитие личности

Человеку не следует стремиться искоренять свои комплексы, а следует прийти с ними в согласие: они законно являются тем, что направляет поведение человека в мире.

(Зигмунд ФРЕЙД)

Изучение комплекса неполноценности относится к области психоанализа и теории личности, где исследования проводились такими видными психологами, как З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг и др. Из российских ученых заметными работами в данной области проблем стали труды Л. Выготского, Р. Немова и др Понятие компенсации, центральное для индивидуальной психологии Адлера, впоследствии становится основой дефектологической концепции Л.С. Выготского.

Вместе с тем, в современных исследованиях отсутствует однозначное понимание сущности этого качества, его психологической структуры, условий, факторов и механизмов развития. Сложность изучаемого феномена состоит в трудности фиксирования «чистого» факта его проявления, а также в неоднозначности трактовки современными исследователями понятия «комплекс неполноценности», что свидетельствует о необходимости дополнительных исследований в данной области.

Актуальность данной темы заключается в том, что болезненное переживание собственной неполноценности не только не способствует личностному росту, а может наоборот породить у человека неуверенность в своих силах, что создаст ему многочисленные проблемы. Если переживания своей неполноценности начинают доминировать в душевной жизни человека, окрашивая ее в негативные эмоциональные тона, он утрачивает способность к развитию своих творческих сил и дарований. Не чувствуя возможностей для подлинной компенсации неполноценности, человек избирает извращенные пути. Проблемы начинаются, когда в сложном внутреннем механизме побуждений и ограничений происходит перекос. Из-за него закомплексованный человек на своем жизненном пути сворачивает в тупики, безрассудно лихачит на виражах либо беспомощно застывает на обочине. И тут уже не обойтись без наладчика этого механизма — психотерапевта, который поможет предотвратить серьезную аварию.

Объект – комплекс неполноценности

Предметом исследования – факторы возникновения и психологические особенности проявления комплекса неполноценности.

Цель работы – рассмотреть факторы формирования, психологические особенности проявления комплекса неполноценности и его роль в развитии личности.

5 стр., 2065 слов

Комплексы: проявления и способы их решения

... проявляются комплексы, и найти способы их решения. 1.Проявления комплексов. Комплексы - дети бессознательного, и попадают они туда разными путями. Чаще всего они появляются в раннем детстве, о котором человек без ... собственной полноценности. Когда есть неполноценность, у человека существует компенсационная идея о собственной полноценности, с которой он отождествляется. У него по каждому пункту есть ...

Задачи работы:

1. Изучить сущность и основные компоненты комплекса неполноценности личности.

2. Описать механизмы формирования комплекса неполноценности.

3. Определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

4. Обозначить роль комплекса неполноценности в развитии личности.

1

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ КОМПЛЕКСОВ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Общее понятие комплекса в психологи, психология комплексов в теории К.Юнга в сравнении с теорией З.Фрейда

Комплекс несет в себе определенную энергию и образует как бы отдельную маленькую личность. Отдельные комплексы, образуя вкупе целостную структуру психики индивида, являются сравнительно автономными группами ассоциаций, имеющих тенденцию жить своей собственной жизнью отдельно от его намерений. Иначе комплекс можно определить как эмоционально загруженный психический фрагмент или элемент, представленный в виде некоей последовательности или структуры связанных друг с другом идей и образов, сконцентрированных вокруг центрального ядра. Изучение этого ядра обнаруживает присутствие архетипического образа. Комплекс, помещаясь в бессознательной части структуры психики, представляет собой совершенно нормальное явление в противоположность пониманию Фрейда, который считал комплексные проявления патологическими[16-114].

Процессы, протекающие в сознании и бессознательной сфере, следуют различным принципам. Принципом сознания являются отражение, рефлексия; бессознательное следует принципу автономности. Бессознательное рефлектирует не внешний мир, а само себя. Это происходит потому, что в каждом индивиде живет настоятельное стремление к внутреннему единству, при котором различные комплексы, противоположности, все составляющие его личности уравновешивали бы друг друга, а сознание находилось бы в обоюдной связи с бессознательным. Для Юнга личность выглядела как результат некоего усилия, достижения, а не просто как нечто дарованное. «Если бессознательное вместе с сознанием может восприниматься как взаимоопределяющий фактор, если мы сможем жить так, чтобы максимально учитывать потребности сознательного и бессознательного, тогда сместится центр тяжести всей нашей личности. Он перестанет пребывать в эго, которое вряд ли является единственным центром психики, и окажется в гипотетической точке между сознательным и бессознательным. Этот новый центр можно было бы назвать «самостью»[20-218].

К. Г. Юнг – известный ученый-психолог, ученик и оппонент З. Фрейда. Именно он ввел понятие «комплекса», ставшего одним из фундаментальных понятий всех направлений глубинной психологии.

Так, например, в «Психопатологии повседневной жизни» Фрейд объясняет проявление промахов («ошибочных действий») воздействием именно таких эмоциональных групп представлений, существующих в бессознательной сфере. Комплексы являются «отколовшимися психическими частями личности, особыми структурами, наделенными психическим содержанием, ведущими непознаваемое существование в темных глубинах бессознательного, откуда им удается в любое время подавлять или стимулировать сознательную активность».

Когда мы называем комплексы чуждыми для сознания «частичными душами», то этим мы подчеркиваем их относительную самостоятельность и их значение, это идет гораздо дальше рамок протекания ассоциаций. Комплексы представляют собой существенный компонент невротического заболевания: «Комплекс является психической властью, которая противостоит сознательным намерениям, свободе сферы Я»[8].

7 стр., 3490 слов

Психоаналитическая теория личности Фрейда

... и Европе остается психоаналитическая теория личности З.Фрейда, которую можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных теорий. Охватывая в своем анализе всю жизнь человека, Фрейд использует для описания личности внутренние психологические свойства ...

Позиции Юнга и Фрейда расходятся уже в подходе к понятию «комплекс». Согласно взглядам Фрейда на психику отщепленные эмоциональные группы в сфере бессознательного являются чуть ли не всегда сексуальными желаниями, которые вытесняются из-за пережитых в прошлом мучительных впечатлений и психических травм, а потому и имеют они всегда только негативное значение. Юнг же понимает комплекс в более широком смысле: то, что является чуждым и далеким для сознания, то, что последнему не удается ассимилировать без прикладывания значительных усилий, естественно может иметь сексуальную природу, да таковым часто и является – но отнюдь не всегда[20-121]. А, кроме того, комплексы могут оказываться не только помехой, но и стимулом к большим достижениям, приводящим еще к большему успеху. Комплексы являются чем-то незавершенным – а таковым в человеке может быть многое, как, например, стремление к наслаждению, власти или к агрессии, так и к реализации духовной задачи, выполнению нравственных обязанностей или столкновению с метафизическими принципами. Уже здесь проявляется явное различие между видением человека в классического психоанализе (концентрирующемся на сексуальности) и в психологии комплексов.

Мы не только существа-животные, то есть, не только подчинены власти влечений – и таким образом, якобы сводимы к обусловленности влечениями, – но нам еще навязана задача стать совершенными, интегрируя в себе все заложенное в нас, как природные качества, так и духовность. Кто не обращен к обеим этим сторонам жизни, тот превращает их в комплекс, а иногда и в узловой пункт невроза. «Отщепившиеся части психики», то есть комплексы, чаще всего имеют своей причиной «нравственный конфликт, который свой последний повод имеет в кажущейся невозможности человеческого существа добиться завершенности (целостности)». В результате чего осознание комплекса может иметь еще и связанный с будущим, продуктивный характер. И, конечно же, «невозможно полностью обойтись без комплексов, так как иначе психическая активность затихнет».

В своих исследованиях бессознательной сферы Юнг опирается на авторов, которые подобно Бахофену исследовали доисторический и ранний исторический период человечества. Юнг использует данные не только этнологии, но и истории религии, мифы, саги. Но научные работы и методы исследований Юнга, как и его неподражаемые образцы различных проявлений (гештальтов) коллективного бессознательного являются самостоятельным банком данных, возникшим в результате практического опыта, накопленного Юнгом.

1.2.Понятие комплекса неполноценности в концепции А.Адлера

Впервые комплекс неполноценности обстоятельно описал немецкий психиатр и психолог Альфред Адлер, основоположник Индивидуальной Психологии. Собственно он сделал этот комплекс краеугольным камнем своего психоанализа. В своей теории комплекса неполноценности Адлер опирается на философию «фикционализма» разработанную немецким философ-позитивистом Гансом Файхингером. В работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул тезис о том, что поведение большинства людей определяется социальными фикциями («Все люди равны в своих возможностях», «Чтобы добиться успеха, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности. «В погоне за такими фикциями, — пишет исследователь творчества Адлера А.М. Боковиков, — люди понапрасну растрачивают свои силы и энергию, так ничего реально и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследуют цель достижения фиктивного превосходства над людьми». Также данным феноменом занимались такие ученые-психологи как М.К. Акимова; Б.М. Кедров; В.Т. Козлов; Г. Ревеж; А.И. Сухарева; И.С. Якиманская.

9 стр., 4130 слов

Индивидуальная психология А. Адлера

... влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности. Основные принципы индивидуальной психологии, Основные методы индивидуальной психологии Теория Адлера основана на семи основных понятиях и принципах. Ими являются: o 1) чувство неполноценности и компенсация; ...

Свою идею Комплекса Неполноценности, впоследствии заменённой Комплексом Недостаточности, Адлер выдвигает в 1907 году в работе «Неполноценность (недоразвитостость) органа и ее физическая компенсация». Адлер выдвинул идею, что «физиологическая недостаточность может быть скомпенсирована развитием других органов или функций человека». Адлер замечал, что это понятие подтверждается элементарным наблюдением за индивидуальной судьбой. Более того, как раз недостаточное развитие органа подчас и провоцирует компенсацию, и компенсационный орган начинает работать даже лучше, чем он работает в норме. У Адлера был типичный лекционный пример с оратором Демосфеном. Совершенно явная неполноценность заикающегося в детстве Демосфена, заканчивается тем, что он превращается в великого оратора, за счёт воли, тренировки и необыкновенных усилий. Адлер обратил внимание, работая врачом с цирковыми артистами, что наиболее отважными, смелыми были коротышки с многочисленными физическими недостатками. Комплекс неполноценности, по Адлеру, не следует понимать, как нечто патологическое, указывающее на болезнь. Неполноценность — нормальное, естественное для человека чувство, которое является причиной и стимулятором поступков и мотиваций.

Для примера можно взять Адлеровскую точку зрения, почему некоторые выдающиеся спортсмены глупы, а многие интеллектуалы «дохлые». Адлер считал, что если человек от природы обладает физически красивым и здоровым телом, то соответственно у него не возникает комплекса неполноценности по отношению к женщинам, например. Он нравится женщинам, гордится своим телом, и поэтому ему ничего не надо делать больше для того, чтобы иметь у них успех, и ничто не «провоцирует» у него совершенствование других качеств для «завоевания» партнёрши. Если же человек от природы лишен этого физического совершенства, то для того чтобы выстоять в этой конкурентной борьбе в завоевании женщины, ему нужно это скомпенсировать и развивать какую-то другую сторону своей личности. Какую, если физических данных нет? Естественно – интеллект. И таким образом, в конечном счете, он часто выигрывает. Потому что многие женщины ценят интеллект больше физических качеств. Адлер формулирует свой знаменитый тезис, который стал основой всей его принципиальной философской позиции. Быть полноценным человеком – это значит обладать комплексом неполноценности, который способствует максимальному развитию человеческих способностей.

Все люди, по мнению А.Адлера, чувствуют себя неадекватными в определенных ситуациях, при столкновении с жизненными трудностями и осознании собственной беспомощности. Он проводит аналогию между зависимостью ребенка от семьи и взрослого от общества. В этом он видит истоки той человеческой слабости, которая и порождает чувство неполноценности. Сначала ощущение слабости, несовершенства, неспособности выражается в чувстве неуверенности в собственных возможностях, которое затем тормозит выполнение целенаправленных действий и ведет к самоуничижению.

16 стр., 7757 слов

Чувство вины как психологический феномен

... мужчин, 6 женщин). Предметом исследования является «чувство вины» как психологический феномен. Исследуются имплицитные представления о данном феномене; его свойства и особенности переживания личности (вина-чувство, вина-эмоция); его структура и качественное изменение в ...

Адлер полагал, что чувство неполноценности присуще каждому человеку. Обычно он определял его как положительную неудовлетворенность, которая продолжается, по крайней мере, так долго, «пока какая-нибудь задача или потребность не будет разрешена». Конечно, не всякое чувство неудовлетворенности можно рассматривать как чувство неполноценности. Это зависит а) от субъективной трудности задачи, т. е. степени переживания «Я сам», б) от социальной ситуации (что подумают или скажут другие?), в) от потребности в собственной значимости, неотделимой от межличностного контекста. Таким образом, по Адлеру, чувство неполноценности — полностью социально мотивированное чувство.

В более поздних работах Адлер различает а) чувство неполноценности и б) комплекс неполноценности. Последний он рассматривает как патологический результат развития чувства неполноценности, своеобразную болезнь личности, где неполноценность приобретает хронический гипертрофированный характер. Степень осознанности чувства неполноценности может широко варьировать в связи со стремлением к сохранению положительной самооценки.

Каковы условия порождения чувства неполноценности? Среди них сразу же после врожденных органических дефектов Адлер выделяет неправильное воспитание: избалованность, жестокость, равнодушие, авторитарность и т.п. [4-88]

Социальный характер чувства неполноценности вытекает уже из механизма его формирования, в основе которого лежит процесс непроизвольного, часто малоосознанного сравнения, соизмерения с окружающими, с их целями. Возможно, следует говорить о специфике такого рода сравнения, где одним из объектов сравнения является сам сравнивающий субъект. Характер такого сравнения красочно описывает М. Шпербер: «Нет ни одной пусть самой частной черты, ни одной ситуации, ни одного события, ни одного переживания, которые не могли бы вызвать чувства неполноценности. Оно может возникнуть во всех возрастах, но чаще всего в детстве. Чувство неполноценности всегда находит себе благоприятную основу: человек видит себя слишком малорослым или слишком длинным, слишком схожим с кем-то или совершенно отличным от всех других…»