Введение.
При анализе взаимоотношений ребенка с другими людьми (группой, близкими) необходимо учитывать некоторые его личностные особенности.
В практике психологического обследования применяется широчайший спектр методик, направленных на выявление таких особенностей. Большинство из них принадлежат к так называемым проективным методам исследования личности. Их общим методическим приемом, служащим выявлению наименее доступных для непосредственного наблюдения особенностей личности, является принцип неопределенности стимульного материала (например, КАТ) или инструкции к заданию (как, например, в рисуночных методах).
Предполагается, что в ситуации неопределенности испытуемый более свободно выражает (проецирует) свое собственное «я», особенности своего внутреннего мира и личностных переживаний. Задача экспериментатора облегчить «проекцию» для испытуемого. С этой целью он должен демонстрировать испытуемому доброжелательное отношение, заинтересованности в результатах его деятельности при полном отсутствии оценочного отношения.
Основная цель
Объект: младшие школьники с разным уровнем психического развития.
Предмет: применение проективных методик при диагностике школьников с разным уровнем психического развития.
гипотезу:
Глава 1.Общая характеристика проективных методик (достоинства и недостатки)
Прежде всего, следует разобраться с самим названием этого класса методик. Они названы таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа Зигмундом Фрейдом и Карлом Юнгом стало принято называть проекцией. Зигмунд Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. В дальнейшем, в ходе развития психологии личности и психодиагностики, термин «проекция» получил более расширенное толкование.
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938).
Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации.
Особенности развития личности в системе межличностных отношений
... исследования - изучение особенностей развития личности в системе межличностных отношений. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие личности в социальной психологии; 2. Изучить понятие межличностных отношений; 3. Исследовать специфику развития личности 4. Изучить особенности развития личности в группе. 1. ...
Термин «проективные методики» был впервые использован Л. Френком в 1939 году. Им выдвигаются три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1. Личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
З. Эта система основных динамических процессов активна на протяжении всей жизни индивида. Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут в себе отпечаток личности.
Определяя специфику проективного подхода, Л. Френк пишет о том, что это прием исследования личности, с помощью которого испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, его мыслей и чувств. Также подчеркивается то, что стимулы в проективных методиках не бывают строго однозначными, а допускают различную интерпретацию. Стимул приобретает смысл не просто в силу его объективного содержания, а, прежде всего в связи с личностным значением, придаваемым ему испытуемым.
Проективные методики практически универсальны в отношении возрастных категорий. Один из огромных плюсов – это возможность их использования начиная с дошкольного возраста и заканчивая преклонным.
Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта. Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:
1) особенностями стимульного материала;
2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;
3) особенностями обработки и интерпретации результатов.
1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, — одна из основных особенностей проективных методик.
3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм. Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности. Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
В психодиагностической работе с детьми следует обязательно учесть, что классические варианты известных проективных методик, таких, как, например, ТАТ и тест Розенцвейга, разрабатывались на взрослых и не могут быть автоматически перенесены на детей. Следует пользоваться специальными, адаптированными для детей версиями этих методик. Среди них можно указать, например, специальную версию ТАТ для подростков (Саймондс, 1949) и отечественный детский вариант теста Розенцвейга (Прихожан, Толстых, 1982).
Проективные методики изучения личности
Психодиагностические методики - это специфические психологические средства, предназначенные для измерения и оценки индивидуально-психологических особенностей людей. Проективные методы исследования личности, вероятно, одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики. Это ...
Но и в том случае необходимо учитывать, что возможности любых «вербальных» (основанных на анализе речевой продукции) проективных методик ограничены уровнем речевого развития ребенка. Если ребенок не обладает развитой речью, то повышенный процент недиагностичных (непроективных, неинформативных) ответов — так называемых «формул-клише» — — еще не говорит об отсутствии внутренних конфликтов и проблем, а говорит лишь о том, что средства речевого выражения мыслей и чувств у данного ребенка слишком бедны и неразвиты, чтобы служить надежным «каналом» для проекции внутренних переживаний и впечатлений.
Кроме того, ребенок далеко не всегда владеет психосимволическим значением определенных элементов проективных тестовых стимулов. Совершенно понятно, что ребенок по-другому, нежели взрослый, ищет на картинках персонажей, с которыми он может себя идентифицировать. Если на картинке изображен взрослый мужчина и ребенок, то взрослый испытуемый скорее будет идентифицировать себя с первым персонажем, а ребенок — со вторым. Из-за этого проективный смысл стимула может поменяться с точностью до обратного. У взрослых испытуемых данный стимул может быть провокатором возможных агрессивно-авторитарных тенденций, а у ребенка — пассивно-оборонительных.
Особого внимания в работе с детьми заслуживают графические проективные методики. Это известные техники «нарисуй дерево», «нарисуй человека», «нарисуй животное». В отличие от «вербальных» методик они предоставляют ребенку более гибкий и доступный ему канал для воплощения своих образов, своего субъективного видения мира.
Внешне простота графических методик, однако, обманчива. Опытный психолог никогда не следует инструкциям по интерпретации подобных рисунков буквально, не дает выводов на основании отдельных элементов и признаков, а учитывает эти признаки в комплексном контексте вместе с известными ему обстоятельствами из жизни ребенка. Если ребенок нарисовал животное с большими зубами и рогами, то это еще ровным счетом ничего не говорит об уровне скрытой агрессивности. Скорее всего, бывает так, что эти признаки являются результатом того, что накануне ребенок посмотрел какой-то фильм по телевизору (может быть, даже про животных) и это обыкновенный след временных, преходящих впечатлений. Проективные методики основываются на едином психологическом механизме проекции. Суть проекции заключается в переносе психических свойств испытуемого на материал задания, что позволяет выявить его скрытые личностные особенности.
Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
1. Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов.
2. Отсутствие ограничений в выборе ответа.
3. Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Вывод: не стоит рассматривать проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы, которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Методика ознакомления детей с изобразительным искусством
... методику ознакомления детей с изобразительным искусством. Задачи: выявить роль искусства в воспитании и развитии детей; рассмотреть восприятие живописи детьми; изучить задачи, метод и приемы по ознакомлению детей с искусством; перечислить формы работы с детьми; ... прочитанном. 5. Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства Эстетическое восприятие направляется в первую очередь ...
1.1.Проективные методики: классификация
Л. Франк первым разработал классификацию проективных методик, выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик. Эта классификация, несмотря на обилие других, с предложенными позднее изменениями и дополнениями является сегодня наиболее полно характеризующей проективную технику. Классификация тестов, предложенная Франком, используется в психологии и по сей день. Познакомимся ближе с классификацией проективных методик.
Методики структурирования (конститутивные)
Тест с использованием «клякс» (Х. Зиверта), Тест Цуллигера
П ридание испытуемым определенного смысла материалу, наделение его каким-либо содержанием.
Методики конструирования
Тест мира (М. Ловенфельд), Тест мозаики (М. Ловенфельд)
С оздания целого из отдельных частей и разрозненных фрагментов.
Методики интерпретации (интерпретативные)
(Hand Test)
(ТАТ)
(CAT)
И столковани е событий, ситуаций, изображений испытуемым.
Методики экспрессии
(ЦТО)
О снованные на самостоятельном изображении предметов, людей, животных и пр. на свободную или заданную тему.
Методики дополнения (аддитивные)
Метод незаконченных предложений (Казачкова В.Г)
П редполагающие завершение фразы или истории.
Методики импрессии
Тест цветовых предпочтений
Т ребующие выбора, предпочтения одних стимулов другим.
Методики катарсиса
Психодрама Д.Морено, Тест кукол А.Вольтман
С амовыражение в условиях эмоционально напряженного творчества.
Помимо множества пересечений между категориями, выделенными Франком, сомнение возникает и относительно их положения в классификации. Нет однозначного объяснения, почему характер ответа берётся им за основу классификации, особенно после того как было замечено, что ответ во многом определяется характером самого стимула. Возможно, основное различие между проективными техниками заключается в цели их применения, хотя и здесь не исключены частичные совпадения.
» МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ...
... личной жизни. 1.1 Программные задачи по обучению детей предметному рисованию В средней группе главными задачами по обучению детей предметному рисованию является следующее: 1) Научить изображению ... быть несколько нарушены. 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОМУ РИСОВАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Комарова Т.С. предлагает нам такую методику: на занятии рисованием детям предложили изобразить надувные воздушные ...
Г.М. Прошанский попытался проследить все эти различия в трёхступенчатой схеме анализа проективных техник. Краткое резюме этой трёхступенчатой классификации выглядит следующим образом:
Стимулы: а) вербальный; б) визуальный; в) конкретный; г) другие модальности;
Ответ: а) ассоциативный; б) интерпретативный; в) манипулятивный; г) свободный выбор;
Цель: а) описание; б) диагностика; в) терапия.
Особенностью данной классификации является то, что последний пункт каждой категории, выпадает из общего строя или является противоположностью другим пунктам. Не исключено, что это явление — источник частичных совпадений между категориями, о которых говорилось ранее .
1.2. Области применения проекти
из Чаще всего над вопросы, требующие не применения психодиагностики, так возникают в так следующих областях по социальной практики:
-
его расстановка кадров, год профотбор, профориентация;
-
за оптимизация обучения по и воспитания;
-
но прогнозирование социального оно поведения (психологическая во экспертиза призывников под и др.);
-
— но судебно-психологическая до экспертиза;
-
-консультативная, до психотерапевтическая помощь .
так
на Продуктивность использования не проективных методик эти в прикладных до психологических исследованиях за не вызывает он сомнения, но под этапу широкого на внедрения их оно в практику как должен обязательно за предшествовать этап год теоретической апробации.
Социальные проблемы детей-инвалидов
... на территории области проживает 6800 детей с ограниченными физическими возможностями. Социальным работникам необходимо понимание и осознание множества психологических, этических проблем возникающих у детей-инвалидов, овладение методиками и технологиями, которые помогли ...
под
то Используются не по только игровые его предметы, но от также различные для аморфные материалы, для такие как для глина для над лепки, мука за и вода, на грязь, а то также другие под вещества подобной от консистенции, позволяющие для субъекту, свободно на обращаясь с как ними, превращать во их в от различные предметы. по В этих под игровых ситуациях тут субъект часто тут переживает катарсис, для выражает эмоции, для которые иначе по могли оставаться то подавленными или для замаскированными, либо год символическое освобождение эти от обид на и враждебности, не которые долгое за время перекрывались оно внешне хорошим то поведением. Разборные его куклы можно под использовать для из вызывания подавляемой от враждебности и тут агрессии против под родителей и за сиблингов. Театральная на сценическая игра не с игрушечными или фигурами и для декорациями также во служит основанием оно для выявления до субъектом своих по личностных трудностей оно и разрешения на многих эмоциональных это проблем. Маленькие для пациенты лепят от из глины под фигурки, через так которые выражают по острейшие тревоги его и искажения.
Психологические проблемы леворуких детей в школе
... т.е. в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В последние годы число леворуких детей в начальной школе составляет15-23%. Психологические особенности леворуких детей ... в значительной мере зависит вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения, включаемость в учебную деятельность . Многими исследователями проблема ...
во Художественные средства тут дают другой за ряд богатых под возможностей для его проективных методов за изучения личности. его Рисование пальцами над во многом до позволило проникнуть оно в сущность год личностных особенностей из и сложностей оно ребёнка. Обнаружена по чрезвычайная польза от рисования при за изучении характера над личности и оно её эмоциональных из нарушений. Изображение до фигур – превосходный тут метод изучения за мира ребёнка. за Рисуночные тесты до просты в год управлении, не от внушают опасений он и могут для использоваться там, то где другие тут техники ограничены он такими факторами эти как языковой на и культурный от барьеры и год трудности общения. под Появление трудностей так в развитии то ребёнка является как комплексным многофакторным до процессом, и тут попытки понять но эти трудности от через рисунки – то лишь первый на шаг в тут стараниях проникнуть как в проблему. год Они не для претендуют на по попытку найти его универсальное решение за детских проблем не в рисунках. во но проективные тесты над как приложения по к интервью до и терапевтическим за техникам, которые оно позволяют более но глубоко проникнуть под в проблемы эти ребёнка .
Типичные проблемы детей дошкольного возраста
... конечно, целый день в дороге… заболел Детские капризы -- это послания ребенка. Послания маленькой личности окружающим ее людям, миру. Как же читать эти послания? Иногда их ... такое гипердинамический синдром? Поведенческие и эмоциональные расстройства проявляются обычно в очень раннем возрасте и характеризуются чрезмерной активностью, невнимательностью и отсутствием упорства в выполнении поставленных ...
Кукольные, Выразительные
за В России над проективные методики, не за исключением до теста Люшера его и отдельных для рисуночных тестов, под не нашли до широкого распространения. его Вероятно, это как в первую по очередь связано не с отсутствием по традиций, складывавшихся до за рубежом оно не один то десяток лет, то а также его известной сложностью его работы с из этими методиками.
под
для Применение проективных по методик в над детской и то подростковой психологии от и психиатрии его охватывает широкий над круг вопросов, на выясняющих и х под роль в за решении следующих или проблем: особенности это протекания детских то психозов (аутизм, за нарциссизм и то др.); мир его фантазии; символизация по детских страхов из и желаний; за диагностические и во прогностические показатели он психического развития за детей в то норме и это патологии; семейное из и школьное под окружение и эти др. В от исследовании детей на с помощью на проективной техники за решаются разнообразнейшие под задачи: от но проблем сексуального из насилия (Дж. по Хиз-Стаутхамер,
Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления
... в Москве и во многих, больших и маленьких городах России. Предстоит, таким образом, социальное насыщение работы с ребенком, в основе которого – формирование пространства заботы о ребенке и содействия ему и его семье в решении их проблем. ...
не А. Бовенхофф, год Нидерланды) до от трудностей в он учебе (В. под Кэмпо, Испания).
на Применение тестов за интеллекта и за методики Роршаха от позволило В. его Кэмпо выявить за несколько прогностических так показателей развития над интеллекта. Дж. для Сауэр, Р. под Крузен (США) над используют методику его Роршаха с до целью отбора во детей для из групповой психотерапии, но а М. по Сендин (Испания) — за для изучения то влияние психотика — это члена семьи эти на процессы, на происходящие в по семье.
Изучение не с помощью для проективных методик для проблем пожилого для и старческого как возраста: специфика по психологической защиты его в процессе под старения; влияние тут возраста на это креативность; показатели его личностных изменений. оно В этом по направлении работают так Л. Валенте но Торре (Италия), для М. Перюшо, его Ф. Вайл ( тут Франция) и то др.
Выводы
оно Резюмируя, можно за сказать, что над основными признаками во проективных методик над являются:
1) неопределённость,
2) отсутствие
3) для отсутствие оценки из ответов как от правильных и за неправильных. Проективная за методика — это он приём или от набор процедур, по разработанный для над того, чтобы не получить информацию во о личности под человека, предоставляя тут ему возможность над реагировать любым над способом.
Несмотря для на то, тут что проективные над тесты оказались это достаточно действенным для инструментом в он дифференциальной диагностике но психопатии неврозов по и пограничных для состояний, а его также продемонстрировали »свою по ценность для не выявления значимых, его в том до числе и или патогенных, отношений по личности», советские по исследователи столкнулись тут с теми под же проблемами, оно что и год их западные во коллеги. Субъективность за интерпретации полученных он данных, трудность он стандартизации, недостаточный его уровень валидности то вследствие расплывчатости но теоретических концепций, его положенных в по основу создания за и использования оно проективных тестов как и пр. для Несмотря на под это, проективные для методы получили на достаточно высокую на оценку специалистов- до практиков. В. оно М. Блейхер год и Л. так Ф. Бурлачук для отмечают: «Метод до Роршаха является от достаточно ценным по для исследования для личности при эти таких психических из заболеваниях, как по эпилепсия и он некоторые формы для шизофрении… Вопрос от о применении под проективных методик тут в отечественной на психологии остается на остро дискуссионным. на Между тем, оно представляются неверными оно любые крайности во при решении он этого чрезвычайно до важного вопроса. под Сейчас, когда год психологи нуждаются он в экспериментальных год приемах исследования для личности, тем или более важно тут сделать объектом за специального исследования это проективные методики, от своей многолетней как историей доказавшие по пригодность к эти разрешению многих из задач прикладной но психологии.
1.3 Использование, Психическое
эмоциональная
Проективные