Интернет-зависимость как социокультурный феномен у студентов

Курсовая работа

6. Computer and Cyberspace Addiction

Suler, J.

Автор дает определение, признаки зависимости. Виды зависимости. Социальные последствия компьютерной и виртуальной зависимости.

Pathological Computer Use, Internet addiction disorder, diagnosis of an «Internet» or «Computer» addiction


1.4 Что же значит термин «Интернет-зависимость»?

Здесь рассматривается ключевое понятие работы — «зависимость от Интернета» — и его взаимосвязь с другими понятиями и терминами.

Термин «зависимость» был заимствован из лексикона психиатров для облегчения идентификации проблемы Интернета путём ассоциации её с характерными социальными и психологическими проблемами.

Зависимость — особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако, будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь

Интернет-зависимость — один из видом нехимической аддикции (мобильная зависимость, зависимость от азартных игр, шоппинг зависимость и другие).

Аддикция — это патологическое влечение к чему-либо, сформировавшееся вследствие личных или социальных проблем и создающие почву для развития психических заболеваний

В самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996).

Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей «реальной» жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. Другое определение Интернет-зависимости — это «навязчивое желание войти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line».

В качестве примера, можно привести выдержку из дневника человека, зависимого от сайтов знакомств, общения через Интернет:

«В первый день чего-то не хватает, но еще терпимо. Плохое настроение можно списать на погоду. Раздражительность — на бессонную ночь. Второй день принес потребность в свежей информации, которую еще можно утолить просмотром телевизора. Остается время на чтение пришедшей в прошлые недели корреспонденции. Можно, не торопясь, на нее ответить. На третий день самочувствие ухудшается, возникает острая необходимость услышать аськино «О-О» (имеется в виду стандартный звук программы ICQ, раздающийся при получении нового сообщения. — «НИ»).

Стрелка барометра настроения мечется между штормом и ураганом. День четвертый — пик кризиса. По квартире летают бумаги, книги, компакт-диски и куча прочей дребедени. Повышенный до предела физический тонус требует немедленной разрядки. День пятый — началась глубокая апатия, которая продолжалась до момента возвращения в Сеть».

1.5 Системный анализ феномена Интернет зависимости как объекта исследования

Объектом данного исследования является феномен аддикции от Интернета у молодых людей и девушек в МГИМО. Предметом исследования влияние зависимости от Интернета на студентов МГИМО (на их поведение, личность, удовлетворенность разными сферами жизни).

Так как объектом нашего исследования является Интернет-зависимость студентов МГИМО, то необходимо как можно более конкретно определить область изучения и расчленить объект на несколько компонентов. Как видно из вышеприведенной схемы, я сосредоточили свое снимание на нескольких основных аспектах, детализирующих понятие Интернет-зависимости.

— Прежде всего, необходимо изучить истоки Интернет-зависимости, ее причины . 2. Для того чтобы их выявить, необходимо понять мотивацию пользователей Сети. Зачем они заходят в Интернет, что они там делают, какие виды деятельности их интересуют.

  • Чтобы выявить, зависимы ли студенты в нашем ВУЗе, какими характеристиками обладают зависимые и независимые студенты, нужно очень четко определить признаки Интернет — зависимости.

4. Так же я отдельно выделила студентов МГИМО как носителей социальной проблемы (Интернет — зависимости).

— Более того, необходимо выявить последствия Интернет-зависимости. Под последствиями подразумевается удовлетворенность студентов МГИМО различными сферами жизни (успеваемостью, хобби, специальностью, материальным положением, отношениями с семьей, друзьями, товарищами по учебе, любимым человеком)

.6 Взаимосвязь понятия Интернет-зависимости с различными теориями

интернет студент зависимость

1) Символический Интеракционизм Дж. Мида и Ч. Кули.

Согласно Кули «Зеркальное Я» — это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей — или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие. Дж. Мида продолжил эту мысль. Согласно его теории, чтобы взаимодействовать, люди должны интерпретировать значения и намерения других. Через принятие роли индивиды развивают «самость» — способность людей представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли.

Мид различает два аспекта формирования самости:

  • Я (I) — это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир.
  • Мне (Me) — это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я её себе представляю.

Мне кажется, что аспекты самости очень ярко представлены в Интернете, в особенности в социальных сетях. Пользователи социальных сетей прячут свое собственное «Я». Интернет — это платформа, где индивиды создают образы, которые, по их мнению, соответствуют ожиданиям их друзей в Сети. Другими словами, в Сети «ME» превалирует над «I». Пользователи выкладывают только те фотографии, которые, как им кажется, соответствуют представлениям о них, изо всех сил пытаются поддерживать внешнюю социальную оболочку. Именно возможность формировать и поддерживать собственный образ, некую социальную репутацию в Сети, отличную о реальной жизни — является одним из факторов появления Интернет-зависимости.

Пирамида потребностей Маслоу. В Интернете может своеобразным образом удовлетворяться значительная часть потребностей человека. Удовлетворения потребностей в виртуальный реальности избавляет индивида от необходимости удовлетворять эти потребности в реальной жизни — это и ведет к зависимости от Сети. С помощью Интернета могут быть удовлетворены следующие потребности: определённые физиологические (киберсекс); безопасность (а также анонимность); принадлежность (к значимой группе); любовь (виртуальные романы) и уважение (со стороны других участников виртуального сообщества); самоактуализация (в том числе за счёт возможности осуществлять свой творческий потенциал и получать обратную связь).

Более подробно этот аспект рассмотрен в следующим параграфе, где представлена типология мотивов Интернет пользователей, основанная на пирамиде потребностей Маслоу.

.7 Зачем студенты сидят в Интернете или мотивация Интернет-пользователей

Интернет-зависимость — широкое понятие, которое достаточно сложно изучать в связи с объемом включаемых в него признаков и проявлений. Поэтому, была составлена данная типология, направленная на выявление явных, реальных проявлений практик в Интернете. Чтобы понять, зависим ли индивид от Интернета или нет, нужно выявить, зачем он сидит в Интернете .

Различные виды мотивов выделяют в зависимости от того предмета, на который направлена деятельность. Каждый вид деятельности соответствует некоторой человеческой потребности. Мотив-то, ради чего человек выполняет ту или иную деятельность

Мотивация носит индивидуальный характер и зависит от обстоятельств жизни конкретного субъекта. Например, потребность в общении может реализовываться у одних людей в виде мотивации сотрудничества, альтруизма, у других — в виде подавляющей, навязывающей позиции по отношении к другим.

Итак, главная цель создания типологии — выявить, какие мотивы побуждают деятельность пользователей Интернета?

Построю соответствующую потребностям типологию мотивов, за основу взяв иерархическую модель потребностей человека А. Маслоу (рис. 1):

Интернет-зависимость как социокультурный феномен у студентов 1

Рисунок 1. Пирамида потребностей Маслоу

1.
Физиологические потребности.
Посредством Интернета могут быть удовлетворены некоторые физиологические потребности (например, киберсекс, удовлетворение потребности в отдыхе)

Потребность в отдыхе => Мотив рекреации

Интернет предоставляет широкие возможности для отдыха: онлайн-игры, музыка, фильмы, развлекательные видео, картинки, фоторграфии.

2. Потребности безопасности также могут быть удовлетворены с помощью Всемирной паутины. Анонимность в Сети предоставляет возможность преодолеть собственные комплексы, избавиться от реальных страхов в виртуальном мире.

. Потребности в общении и принадлежности к социальной группе, любви =>

А) Коммуникативный мотив. Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. В Интернете этот мотив реализуется с помощью социальных сетей (Вконтакте, Facebook), чатов, форумов, сайтах виртуальных знакомств.

Б) Мотив аффилиации . Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы. То есть не только общение в Интернете, но и вступление в различные сообщества, группы по интересам. Например, сайты поклонников тех или иных актеров или исполнителей; поклонники фильмов или книг (существует, например, виртуальная школа Хогвартс по фильму и книге «Гарри Поттер», доступ к которой предоставляется только тем пользователям, которые прошли тест на знание содержания книги); любители здорового образа жизни и так далее.

4. Потребность в достижении успеха, признании => Деловой мотив Для большинства пользователей работа в Интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Достижение успеха в профессиональной деятельности ведет к большему уважению индивида сотрудниками.

. Познавательные потребности =>

А) Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Интернет предоставляет широкие возможности в этой сфере: обучающие видео, руководства по пользованию различными программами, сайты с рецептами, советами.

Б) Информационный мотив. В современном мире человеку трудно обходиться без информации об окружающем мире, о политике, экономике, обществе, погоде в данный, определенный момент. Люди используют новостные порталы и сайты, он-лайн телевидение, узнают курс валюты в данный момент, прогноз погоды.

6. Потребность в самоактуализации =>Мотив самореализации и развития личности

Значительная часть пользователей осознает влияние работы в Интернете на собственную личность и деятельность. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в Интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в Интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, сайтов, высказываний в телеконференциях, обработка фотографий, создание изображений и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свои творческие потенции, дает возможность получить оценку своего творчества со стороны друзей, незнакомых людей и компетентных экспертов.

Итак были выделены следующие мотивы Интернет-пользователей:

Мотив рекреации

Коммуникативный мотив

Мотив аффилиации

Деловой

Познавательный

Информационный

Мотив самореализации

В таблице 2 представлены образы мотивов, даются предположительные ответы на вопрос: «Что привлекает Вас в Интернете?», выделяются виды зависимости на основании сформулированных мотивов

Таблица 2. Типология пользователей Интернета

Что привлекает Вас В Интернете?

Рекреаторы Коммуникаторы Аффиляторы Деловые Гностики Знатоки Творцы

1. Людей, с преобладающим рекреационным мотивом, скорее всего, привлекают возможности играть в он-лайн игры, смотреть фильмы и видео, слушать музыку. 2. Людей, с преобладающим коммуникативным мотивом, привлекает общение на форумах, в чатах и социальных сетях. Так же их может привлекать возможность знакомства и общения на сайтах знакомств. 3. Пользователей, у которых мотив аффилиации стоит на первом месте, привлекает возможность найти людей с схожими интересами, стать членом виртуальных сообществ. 4. Люди с деловой мотивацией находят в Интернете возможности облегчить или улучшить качество выполнения своих профессиональных обязанностей (передача информации по электронной почте, статьи, книги и тд) 5. Пользователей с преобладающим познавательным мотивом привлекает возможность развития своих хобби, а так же приобретения новых хобби. Более того, Интернет позволяет читать книги и познавательные статьи, смотреть обучающие видео. 6. Пользователи с информационным мотивом получают в Сети возможность узнавать новости о мире — новостные порталы, курс валюты, прогноз погоды. 7. Индивидов, у которых преобладает мотив самореализации, привлекает возможность творить, совершенствовать свою личность (создавать сайты, рисовать картины, писать статьи, рассказы и даже книги).

Какие виды зависимости могут вытекать из полученных мотивов?

Рекреаторы Коммуникаторы Аффиляторы Деловые и гностики Знатоки Творцы

1. Рекреационный мотив — зависимость от он-лайн игр, постоянный и непрерывный просмотр видео и фильмов 2. Коммуникативный мотив — зависимость от социальных сетей, от общения на форумах, от сайтов виртуальных знакомств 3. Мотив аффилиации — зависимость от виртуальных сообществ 4. 5. Деловые и познавательные мотивы не ведут, как мне кажется, к зависимости от Интернета. 6 Информационный мотив может привести к чрезмерному увлечению новостями и информацией о мире, большая часть которой не несет никакой практической пользы. 7 Мотив самоактуализации редко приводит к Интернет-зависимости, хотя увлечение собственными разработками в (создание программ, сайтов) может перерасти в зависимость.

Используют ли другие СМИ?

Рекреаторы Коммуникаторы и аффиляторы Деловые Гностики Знатоки Творцы

1. Рекреационный мотив — для удовлетворения своих потребностей пользователи с этим мотивом могут так же смотреть развлекательные передачи по ТВ или слушать музыку по радио, однако эти СМИ предоставляют меньше возможностей для отдыха, чем Интернет 2и3. Коммуникативный мотив и мотив аффилиации — для пользователей с преобладающим мотивом общения и принадлежности другие СМИ не предоставляют возможности взаимодействия. Ни печатные издания, ни радио, ни ТВ не могут заменить Интернет для этих людей. 4. Деловой мотив — для пользователей с деловым мотивом Интернет также оказывается незаменимым 5. Познавательный мотив — люди с этим мотивом могут достаточно легко удовлетворять свои потребности без Интернета, с помощью познавательных журналов, теле- и радио — передач. 6. Информационный мотив — для людей, у которых преобладает информационный мотив, Интернет легко заменим другими СМИ. Новости, информация об окружающем нас мире изобилует и в печатных СМИ, и на ТВ, и по радио, возможно даже в большем объеме, чем в Интернете. 7. Мотив самореализации — для людей с такой мотивации есть возможности реализовать свой творческий потенциал в печатных СМИ (написать статью, комментарий или отправить изображение), однако Интернет предоставляет много большие возможности и является практически незаменимым.


1.8 Гипотезы исследования

а) Структурно — описательные гипотезы

Исходная гипотеза: предполагается, что существует связь между социально-демографическими характеристиками студентов и зависимостью от Интернета

Возможно, существует зависимость между формой обучения и чувством комфорта\ дискомфорта в отрыве от Сети. Может быть, студенты-договорники (более обеспеченные студенты) испытывают больший дискомфорт, так как у них больше возможностей для выхода в Интернет (ноутбуки, iPad, мобильные телефоны с WI-FI)

Существует связь между местом проживания (отдельно или с родителями) и чувством комфорта\дискомфорта в отрыве от Сети. Вероятно, те студенты, которые живут одни, испытывают больший дискомфорт без Интернета, так как им одиноко одним дома, не с кем пообщаться. Напротив, студенты, живущие с родителями, всегда имеют возможность поговорить с ними, вместо того, чтобы общаться через Сеть.

Предполагается, что существует связь между эмоциональной зависимостью и факультетом.

Предполагается, что также наблюдается связь между полом и чувством комфорта в отрыве от Интернета более 3 дней

Можно предположить, что существует связь между полом и количеством виртуальных друзей, а также между полом и количеством времени в Сети

Существует зависимость между факультетом / формой обучения и количеством виртуальных друзей. Студенты МЖ, возможно, имеют больше виртуальных друзей в силу большей общительности, экстровертности, чем студенты МЭО.

Возможно занятия в институте в большей степени отвлекают бюджетников от Интернета, чем договорников

Б) Субъектно-объективные гипотезы

Исходная гипотеза: возможно, существует связь между ценностными ориентации индивида и наличием-отсутствием Интернет зависимости

Возможно, студенты, выбравшие ценность творчество больше времени проводят online в силу своей неорганизованности

2) Меньше всего и наиболее организованно проводят в Интернете студенты выбравшие ценности учебы, работы и материальных благ, так как они наиболее мотивированны

3) Студенты с преобладающими материальными ценностями, возможно, испытывают меньший дискомфорт без Интернета, чем те, у которых превалируют ценности общения и развлекательные ценности

4) Может быть, выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета в эмоциональном плане, так как они ищут признание и уважения, столь важные для них, во Всемирной паутине.

в) Гипотезы типологического характера

Типологические гипотезы — гипотезы, выводимые на основе разработанной типологии

Возможно, среди студентов с рекреационным, коммуникативным, информативным мотивами больше интернет — зависимых, чем среди студентов с деловым, познавательным мотивами и мотивом самоактуализации

Вероятно, выбравшие рекреационные и коммуникационные мотивы студенты проводят в Интернете больше времени, чем те, кто выбрал познавательные, деловые или мотивы развития хобби.

Возможно, среди студентов МЖ преобладает информационный мотив, так как чтение статей, новостей является частью их профессиональной деятельности. Возможно, среди студентов МЖ наблюдается информационная зависимость

2. Пойманы ли Сетью студенты МГИМО?

.1 Методика исследования Интернет-зависимости у студентов МГИМО

Из чего состояла предложенная студентам анкета?

Первый блок вопросов ориентирован на выявление социально-демографических признаков респондентов. Это вопросы блока А и блока Е, которые образуют единый смысловой блок. В него включены такие характеристики, как пол и курс, факультет, материальное положение, место проживания, форма обучения. Также блок A включает ряд вопросов на определение степени вовлеченности индивидов в тему исследования. Такие вопросы как «Пользуетесь ли вы Интернетом?», «Как часто?» помогут выявить целесообразность дальнейшего прохождения анкеты.

Второй блок состоит из вопросов, направленных на расставления приоритетов во взаимодействии Интернетом. Вопрос В1, например, выявляет наиболее популярные практики в Сети, мотивации Интернет-пользователей, а В5 — предпочтения между реальными формами общения и виртуальными.

Третий блок вопросов ориентирован на выявление признаков Интернет зависимости у студентов МГИМО. Вопрос С1 направлен на выявление эмоциональной зависимости, С2.1 и С2.2 — на выявления присутствие или отсутствия дискомфорта в отрыве от Интернета, С2.3 и С4 касаются проблемы потери чувства времени в Сети. Эти вопросы помогут разделить студентов на группы «зависимых от Интернета» и «независимых»

Четвертый блок ориентирован на выявление ценностных ориентаций студентов и их удовлетворенностью различными сферами жизни. Вопрос D1 направлен на то, чтобы выяснить, как Интернет-зависимость влияет на удовлетворенность студентов отношениями с семьей, друзьями, хобби, успеваемостью и так далее. Вопрос ориентирован на то, чтобы понять, какие последствия может иметь Интернет-зависимость для студентов. Вопрос D2 поможет составить обратную корреляцию: как те или иные ценности студентов влияют на их от отношение к Интернету.

Кто будет принимать участие в опросе? (предположительная выборка)

Общим критерием выборки является наличие у респондентов опыта использования Интернета . Выборочная совокупность — 60 пользователь сети Интернет, из них около 50% (+-10%) — мужчины, примерно 50% — женщины. Целевая группа — студенты МЖ (25 человек), контрольная — студенты МЭО (25 человек).

Студенты МЖ максимально приближены к Интернету в силу своей профессиональной направленности (Интернет изучается на МЖ как средство массовой информации, как новая среда для работы журналистов), напротив, студенты МЭО наиболее отдалены от такого рода процессов.

Более того, среди студентов МЖ превалируют девушки, на МЭО, наоборот, большинство составляют молодые люди. Это позволит мне сбалансировать студентов по полу.

Также в анкете я использую дифференциацию студентов по таким факторам, как курс, форма обучения, тип проживания, уровень материального дохода.

2.2 Какие же мы получили результаты?

Кто принял участие в вопросе? (реализованная выборка)

Итак, реализованная выборка включила в себя 68 респондентов, 33 из которых студенты МЖ (48,5%), а 35 — МЭО (51,5%).

Наиболее многочисленная группа — студенты первого и второго курса (70,6%), респондентов-старшекурсников оказалось гораздо меньше (29,4%).

Около половины студентов обучаются на договорной основе (49,3%), другая половина респондентов (50,7%) — бюджетники.

Чуть меньше половины студентов (41,8%) проживают одни (из низ 13,4% в собственной квартире, а 28,4% в общежитии), остальные живут с родителями (58,2%).

Девушек среди ответивших получилось гораздо больше, чем молодых людей (66,2% против 32,4%).

Что касается материального положения, менее 5000 рублей в месяц тратят 13,2% студентов. От 5000 до 10000 тратят 1/3 респондентов (32,4%).

Примерно столько же тратят от 10000 до 20000 (30,9%).

23,5% студентов располагают 20000 рублей и больше в месяц (все частотные распределения можно увидеть в приложении, см. ссылку Ошибка! Источник ссылки не найден.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-u-studentov/

).

Общие особенности пользования Интернетом студентов МГИМО

Прежде чем выявлять наличие Интернет-зависимости у студентов МГИМО, ее особенности, признаки и последствия, необходимо обозначить общие особенности практик Интернет-пользования среди респондентов.

100% респондентов используют Интернет ежедневно, при этом среди них 64, 2% находятся онлайн более 2 часов в будний день (таблица 1).

Таблица 3. Среднее время в Интернете в будний день

Среднее время в Интернете в будний день

Кол-во респонд.

%

меньше 60 минут

8

11,9

1-2 часа

16

23,9

2-4 часа

27

40,3

больше 4 часов

16

23,9

Всего

67

100

В выходные дни большинство респондентов так же проводят в Сети больше 2 часов (53%) (таблица 2).

Однако, как оказалось, в выходные Интернетом студенты пользуются меньше, чем в будние дни.

Таблица 4. Среднее время в Интернете в выходной день

Среднее время в Интернете в выхдной день

Кол-во респонд.

%

меньше 60 минут

13

19,1

1-2 часа

19

27,9

21

30,9

больше 4 часов

15

22,1

Всего

68

100

Интересно выявить, как коррелируют между собой ответы на вопросы о времени в Сети в будние дни и в выходные дни. Как оказалось (по результатам таблицы сопряженности) в основном те, кто проводят в Интернете в будние дни меньше 2 часов, проводят меньше 2 часов в Интернете и в выходные дни (79,2%).

Наоборот, те, кто сидят в Сети больше 2 часов в будние дни, и в выходные проводят там тоже больше 2 часов (69,8%).

(см. приложение, ссылка Ошибка! Источник ссылки не найден.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-u-studentov/

).

Такой результат стал для меня предпосылкой создания новой типологической переменной, которая разделит респондентов на тех, кто проводит больше и меньше 2 часо в во Всемирной паутине (по ответам на 2 вопроса).

Этот фактор, по моему мнению, является предпосылкой появления Интернет-зависимости у студентов. Итак, создав новую переменную, можно увидеть, что большинство студентов проводит достаточно много времени в Сети (рисунок 2: 61,2% против 38,8%).

Учитывая то, что 86,5% студентов, по результатам моего опроса, имеет не больше 4 часов свободного времени в будний день, в основном студенты тратят на Интернет половину своего досуга или больше.


Интернет-зависимость как социокультурный феномен у студентов 2

Рисунок 2. Группы по времени в Сети

На вопрос о наиболее предпочтительном способе выхода в Интернет , я получила следующие ответы: чуть более 36,8% студентов выходят в Интернет чаще всего с домашнего компьютера, 51.5% предпочитают планшеты и ноутбуки, 11,8% используют мобильный телефон. Никто из студентов не выбрал варианты: «выхожу в Интернет из компьютера в институте», «с компьютера на работе» или «другое». При этом часто выходят в Интернет в университете (с помощью Wi-Fi, из мультимедиа-аудиторий или библиотеки) больше половины студентов (61,8%).

Признаки Интернет-зависимости у студентов МГИМО

Из множества признаков Интернет-зависимости я выбрала 5 самых важных и признанных большинством психологов и социологов и затронула их в вопросах анкеты:

  • Использование Интернета как средство от стресса («Похоже ли на Вас следующее ощущение: «студент(ка) чувствует оживление, радость, находясь за компьютером»»)
  • Потеря счёта времени, находясь в Интернете («Похоже ли на Вас следующее поведение: сидя в Интернете, он (она) часто говорит себе «еще секундочку», «еще 5 минут»»)

— Чувство дискомфорта в отрыве от Интернета («Похожи ли на Вас следующие ощущения: «оказавшись без Интернета более 3 дней, студент(ка) МГИМО обычно чувствует сильный дискомфорт, непреодолимое желание войти в Интернет», «оказавшись без Интернета более 3 дней, он(она) испытывает легкое беспокойство, тревогу, вдруг кто-то что-то написал»»)

  • Раздражительность, если кто-то пытается отвлечь от пребывания в Сети («Бывает ли, что Вы кричите, ругаетесь или как-то по-другому выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь Вас от пребывания в Сети?»)
  • Предпочтение общения в Интернете реальному общению («Много ли у Вас знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь? Много ли у Вас виртуальных знакомых, с которыми Вы тесно общаетесь?»)

Результаты ответов на предложенные вопросы можно увидеть в таблице 3. Итак, 1/3 студентов испытывает чувство радости и оживления в Сети. Скорее всего, эти респонденты используют Интернет как средство от стресса. Почти половина студентов испытывают потерю чувства времени , находясь он-лайн — они говорят себе «еще секундочку, еще 5 минут» и находятся в Интернете больше запланированного времени. Непреодолимое желание войти в Сеть в отрыве от нее более 3 дней испытывают тоже почти половина студентов , а легкую тревогу и беспокойство чуть больше половины респондентов . Однако только 13% респондентов предпочитают виртуальное общение реальному.

Таблица 5. Признаки Интернет-зависимости у студентов МГИМО

Чувство радости, оживления в Сети

Потеря счета времени

Непреодолимое желание войти в Интернет в отрыве от него более 3 дней

Легкое беспокойство, тревога в отрыве от Сети более 3 дней

Раздражительность, когда кто-то отвлекает от Сети

Предпочтение общения в Интернете

Испытывают

26,4%

42,6%

48,5%

51,5%

50%

13,2%

Не испытывают

67,7%

57,4%

51,5%

48,6%

50%

86,8%

Изучая таблицу 5, бросается в глаза то, что все выбранные мною признаки в той или иной мере проявляются среди студентов МГИМО.

На основе выявленных признаков хотелось бы разделить студентов МГИМО на зависимых и независимых от Всемирной паутины . Для этого были созданы новые типологические переменные .

— Переменная, которая делит студентов на тех, кто 1) испытывает чувство радости в Сети и / или раздражительность, когда кто-то их от нее отвлекает и 2) тех, кто не испытывает эти чувства. Условно, назову таких студентов «эмоционально зависимыми» и «эмоционально независимыми» от Интернета. Так, 61,8% студентов оказались в группе «зависимые» (среди них 14,7% отвечают обоим признакам, а 41,7% — только одному), 38,2% «независимых».

Примерно половина студентов и среди эмоционально зависимых, и среди независимых учатся на договоре, другая половина — на бюджете.

На МЭО зависимых от Интернета студентов оказалось на 19% больше, чем на МЖ. И наоборот, на МЖ независимых студентов на 23% больше, чем на МЭО (все таблицы сопряженности см. в приложении, ссылка Ошибка! Источник ссылки не найден.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-u-studentov/

)

— Переменная, которая делит студентов на тех, кто испытывает а) непреодолимое желание войти в Интернет в отрыве от него более 3 дней б) чувствует тревогу и беспокойство в отрыве от Сети и тех, кто не чувствует. Группы респондентов назову: «испытывающие дискомфорт в отрыве от Сети» (40%) и «не испытывающие дискомфорт» (40%).

20% испытывают только один из двух признаков.

Среди испытывающих дискомфорт студентов ¼ проживает в собственной квартире (25%), среди неиспытывющих дискомфорт одни живут только 9,5%. Также можно заметить, что живущие в общежитии студенты реже испытывают желание войти в Интернет и менее остро чувствуют тревогу в отрыве от него (среди испытывающих дискомфорт только 10% проживают в общежитии, среди неиспытывющих таких 1/3 (33,3%).

Заметна также и половая дифференциация. Как оказалось мужчины острее испытывают дискомфорт, чем женщины. Среди ощущающих тревогу в отрыве от Интернета студентов 42,9% мужчин, среди не ощущающих тревогу только 23,8% представителей сильного пола. Напротив, женщин среди испытывающих дискомфорт гораздо меньше, чем среди неиспытывющих его (57,1% против 76,2%).

Гендерный особенности проявления признаков Интернет зависимости

Юноши и девушки проводят примерно одинаковое количество времени в Интернете (61,1% проводят больше 2 часов среди юношей и 61,3% — среди девушек).

Статистической связи между полом и кол-вом времени в Сети не обнаружилось.

Также студенты и студентки имеют примерно одинаковое число виртуальных знакомых . Меньше 10 Интернет-друзей у 81,8% юношей и у 73,3% девушек.

Изначально предполагалось наличие связи между полом и зависимостью от Интернета. Однако оказалось, что она не наблюдается. Зависимых от Интернета среди мужчин и женщин примерно одинаковое количество (р=0,29).

Зависимых девушек среди студентов МГИМО оказалось 25 (36% от всех опрошенных студентов МГИМО), зависимых молодых людей — 16 (23% от всех студентов МГИМО).

Тенденции, обусловленные формой обучения

И бюджетники, и договорники проводят примерно одинаковое время в Сети. Статистической связи между формой обучения и количеством времени on-lineне обнаружена. Так, например, больше 4 часов среди бюджетников проводят 26,5%, среди договорников — 21,2%.

При этом обнаружена связь между формой обучения и количеством виртуальных знакомых (p=0,018).

Как оказалось, обучающееся на договорной основе студенты более склонные заводить Интернет-знакомства. Среди студентов, у которых более 10 вирт. знакомых 36,4% учатся на договоре, а только11,8% — на бюджете (таблицу сопряженности и тест на хи-квадрат можно найти в приложении №4).

Число эмоционально зависимых от Интернета студентов примерно одинаковое и среди бюджетников, и среди договорников (14,7% и 15,2% раздражительные в отрыве от Интернета и чувствуют радость будучи online).

Статистической связи не обнаружено.

И студенты-бюджетники, и студенты-договорники чаще всего забывают об Интернете на отдыхе вне дома (за границей, на даче и т.д.).

Вторым фактором оказалось — общение с близкими людьми. Интересно то, что занятия в Институте отвлекают от Интернета 35,3% бюджетников и только 15,2% обучающихся на договоре.

Особенности практик пользования Интернетом и форм Интернет-зависимости, обусловленные факультетом

Изначальная гипотеза о том, что существует связь между факультетом и (дис) комфортом в отрыве от Интернете , не подтверждается. Среди респондентов, испытывающих дискомфорт, примерно одинаковое количество студентов с МЭО и с МЖ (47,6% и 52,4%).

Тоже самое наблюдается и с потерей чувства времени в Интернете (44,8% студентов МЭО против 55,2% студентов МЖ).

Вопреки моим предположениям, студенты МЭО оказались более общительными в просторах Интернета, чем студенты МЖ. Ответ «у меня больше 10 виртуальных друзей» студенты МЭО дают в 2 раза чаще, чем студенты МЖ (62,5% против 37,5%).

Наиболее предпочтительны реальные формы общения и среди студентов МЭО, и среди студентов МЖ. Однако при этом большинство студентов МЭО предпочитает общение в институте, а студентов МЖ в основном — общение в ресторанах и кафе. Среди виртуальных форм общения у студентов обоих факультетов превалирует «общение в социальных сетях и электронных дневниках».

Особенности, обусловленные типом проживания

Больше всего сидят в Интернете те респонденты, которые живут одни. Среди них 1/3 находится online больше 4 часов (33,3%), чуть больше половины (55,6%) сидят в Интернете от 2 до 4 часов и только 11% проводят в Сети меньше 2 часов. Напротив, среди тех кто живет в общежитии только 10,5% проводят во Всемирной паутине большее 4 часов, среди живущих с родителями — 28,2%. Такие данные, как мне кажется, подтверждают мою гипотезу: одиночество — один из главных факторов формирования Интернет зависимости. Студентам, живущим одним, не с кем пообщаться, приходя домой после учебы, и они используют Интернет для восполнения потребности в общении. И напротив, живущим в общежитии студентам приходится общаться круглые сутки — рискну предположить, что поэтому, они проводят в Сети меньше времени.

Живущие одни также больше чем другие студенты испытывают дискомфорт без Интернета (71,4%).

Среди живущих в общежитии таких только 22,2%, среди живущих с родителями — половина (52%).

Больше всего испытывают потерю чувства времени в Сети, говорят «еще 5 минут, еще секундочку» студенты, которые проживают с родителями (среди них примерно половина студентов сталкивается с такой проблемой).

Наверное, это связано с тем, что живущие с родителями студенты менее самостоятельны и не умеют организовывать свое время в отличие от студентов, живущих в своей квартире или общежитии.

Проблема потери чувства времени в Интернете

Также наблюдается корреляция между эмоционально зависимостью от Интернета и проблемой организации времени в нем (значимость=0,006).

Так среди эмоционально зависимых студентов больше половины говорят себе снова и снова «еще 5 минут» (57,1%).

Эмоционально независимые студенты в большинстве своем такой проблемы не испытывают (80,8%).

Более наглядно эту проблему иллюстрирует следующая корреляция: среди не умеющих организовать свое время студентов 69,9% будут сидеть в Сети пока не устанут физически и только 13% не будут сидеть больше чем положена. Напротив, среди организованных студентов ответ «не буду сидеть больше, чем положено» выбрали 44,7%. Значимость в данном случае равна 0,009.

Влияние ценностей студентов на их поведение и отношение к Сети

Мною был проведен факторный анализ ценностей студентов МГИМО. В каждый фактор объединились ценности, сильно коррелирующие между собой. Таким образом, целью факторного анализа является нахождение таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между ценностями студентов и разделят их на группы по их жизненным установкам.

Было отобрано 4 фактора, совместно объясняющих 70,7% дисперсии:

Первый фактор имеет высокие корреляции с ценностью учебы («учеба и познание всего нового очень важны для меня») и работы («интересная работа, полностью поглощающая меня») на фоне отрицательного отношения к ценности семьи. Условно назову этот фактор «развитие себя ».

Наивысшая нагрузка второго фактора приходится на материальные ценности («получение денежных вознаграждений», «успех на работе»).

Этот фактор можно назвать «стремление к богатству».

3) Третий фактор указывает, прежде всего, на первостепенную важность ценностей престижа . Наивысшая нагрузка у него приходятся на переменные «уважение со стороны окружающих», «общение с друзьями, однокурсниками». Условно дам ему название — «стремление к признанию, уважению» .

4) Четвертый фактор объединяет ценности семьи и ценности творчества : «создание крепкой любящей семьи», «возможность реализации творческих способностей». Этот фактор можно назвать «ориентация на семью и творчество».

Теперь можно выяснить, у каких их этих групп студентов признаки Интернет-зависимости выражены больше всего:

А) Между фактором «развитие себя» и проблемой потери чувства времени в Сети корреляции не обнаружено. Статистическая связь также не наблюдается между проблемой организации времени в сети и факторами «стремление к богатству», «стремленые к престижу». Независимо от этих ценностей примерно половина студентов испытывает такую проблему. Однако наблюдается связь между «фактором ориентация на семью и на творчество» и данным признаком Интернет аддикции ( в 4 квартили 70,6% испытывают эту проблему и только 29,4% нет).

Творческие люди, как оказалось, не могут организовать свое время в Сети и находят onlineбольше, чем положено. Возможно, в силу того, что они не имеют четкого расписания и менее дисциплинированы и в жизни (см. таблицу сопряженности в приложении Ошибка! Источник ссылки не найден.

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-u-studentov/

).

Б) Нет корреляции и между студентами, имеющими ценности «развитие себя», «богатство», «престиж», и проблемой чувства дискомфорта в отрыве от Интернета . Примерно половина из каждой категории студентов испытывает чувство тревоги, беспокойство, не пользуясь Интернетом более 3 дней. С другой стороны, большинство (62,5%) из выбравших ценность творчества не испытывают дискомфорт в отрыве от Сети, только 37,5% (почти в раза меньше) сталкиваются с такой проблемой.

В) На ответ «Как долго Вы можете провести в Интернете», студенты дали следующие ответы:


Таблица 6. Влияние ценностных ориентаций на организацию времени в Интернете (% по строк, ценностные ориентации — независимая переменная)

До тех пор пока меня не попросят уступить

Пока не устану физически

Иногда могу просидеть всю ночь

Больше, чем положено, сидеть не буду

«Развитие себя»

6,3%

50%

18,8%

25%

Материальные ценности

5,9%

35,3%

17,6%

41,2%

Ценности престижа

17,6%

35,3%

17,6%

29,4%

Ценности творчества и семьи

11,8%

41,2%

17,6%

29,4%

Как оказалось большинство студентов, кроме руководствующихся материальными ценностями, сидит в Интернете до появления физической усталости . Самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам . Среди них самый распространённый ответ: «больше, чем запланировал, сидеть в Интернете не буду». Среди остальных групп студентов такой ответ встречается в 2 раза реже.

Г) Ценности студентов также влияют на наличие эмоциональной зависимости

Таблица 7. Влияние ценностных ориентаций на наличие эмоц. зависимости от Интернета (% по строке, ценности — независимая переменная)

эмоц. зависимые

эмоц. независимые

«Развитие себя»

64,7%

35,3%

Материальные ценности

52,9%

47,1%

Ценности престижа

82,4%

17,6%

Ценности творчества и семьи

64,7%

35,3%

Изучив таблицу 7, можно заметить, что эмоционально зависимых студентов во всех группах большинство. Напомню, что к этой группе относятся студенты, которые чувствуют раздражительность, когда их отрывают от Сети и / или чувствуют оживление и радость, заходя в Сеть. Заметно, что выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета в эмоциональном плане. Возможно, потому что они ищут признание и уважения, столь важные для них, во Всемирной паутине. Именно поэтому, вероятно, они радуются, заходя в Сеть и раздражаются, отрываясь от нее.

Влияние мотивов Интернет пользователей на их поведение в Сети и отношение к ней

Появление Интернет-аддикции и формы, в которых она проявляется, могут зависеть от того, что подтолкнуло человека зайти в Интернет. Другими словами, мотивы, побуждающие деятельность пользователей Интернета, могут помочь объяснить, откуда появилась та или иная зависимость.

Напомню, что были сконструированы семь типологических категорий индивидов по мотивам: 1) рекераторы 2) коммуникаторы 3) аффилиаторы 4) деловые 5) гностики 6) знатоки 7) творцы.

Респондентам были предложены соответствующие этим категориям варианты ответов на вопрос: при наличии у Вас достаточного свободного времени, чем вы чаще всего занимаетесь в Интернете?

Играю в он-лайн игры, смотрю фильмы и видео, слушаю музыку

Общаюсь, обмениваюсь мнениями в социальных сетях и\или на форумах, чатах

Принимаю участие в Интернет-сообществах

Использую Интернет для работы, учебы

Смотрю обучающие видео, сайты с советами, рецептами и так далее

Пользуюсь Интернетом как средством массовой информации

Создаю программы, сайты, пишу статьи в блогах, выставляю свои картины, фотографии

По результатам опроса студенты распределились в соответствии с мотивами следующим образом:

Таблица 8. Мотивация Интернет-пользователей в МГИМО

Категории по мотивам

Рекреаторы

16,8

Коммуникаторы

22,5

Аффилиаторы

3,1

Деловые

25,1

Гностики

11,5

Знатоки

19,4

Творцы

4,4

Из-за недостаточной наполненности некоторых групп была проведена перекодировка. Были объединены в одну группы «коммуникаторы» и «аффилиаторы», а так же «творцы и гностики».

Таблица 9. Мотивация Интернет-пользователей в МГИМО

Категории по мотивам

%

Рекреаторы

16,8

Коммуникаторы+аффилиат.

25,6

Деловые

25,1

Гностики+творцы

15,9

Знатоки

19,4

Выяснилось, что большинство студентов (25,6%) пользуется Интернетом для общения, поиска новых знакомых, обретения единомышленников. Еще ¼(25,1%) используют Интернет для работы и учебы. На третьем месте — информационный мотив (19,4%).

Для отдыха и развлечений Интернетом пользуются 16,8%. Варианты, «развиваю свои хобби и реализую свои творческие возможности», выбрали 15,9% студентов.

Вероятно, студенты с преобладающим коммуникативным мотивом и мотивом аффилиации больше других испытывают дискомфорт, беспокойство, тревогу в отрыве от Интернета . Гипотеза подтверждается. Как оказалось, коммуникаторы и аффилиаторы действительно испытывают больший дискомфорт, чем другие группы студентов. Среди них — больше половины студентов (63,3%) чувствуют неприятные ощущения в отрыве от Сети. Этот показатель среди других групп студентов гораздо меньше (у рекреаторов он например равен 43,8%).

Рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки. Среди рекреаторов и коммуникаторов около ¼не превышает собственные лимиты времени (25% и 27%).

Среди гностиков и знатоков таких студентов значительно больше (41% и 38%).

Более того, 68,8% коммуникаторов сидят в Интернете больше 2 часов на фоне 36,4% среди гностиков. Другими словами, пользователи, мотивированные общением в Интернете, проводят в нем большую часть своего свободного времени в 2 раза чаще, чем студенты мотивированные развитием своих хобби.

Влияние Интернета на студентов МГИМО

Изучив проявления различных признаков Интернет-зависимости у студентов МГИМО, я задалась вопросом: «К каким последствиям она ведет?». Для этого был создан блок вопросов об удовлетворенности студентов различными сферами жизни.

В таблице 10 представлены распределения студентов по удовлетворенности / неудовлетворенности.

Таблица 10. Удовлетворенность различными сферами жизни (представлены валидные %, по строке)

Удовлетворены

Не удовлетворены

Удовлетворенность отношениями с семьей

77,9%

22,1%

С самыми близкими друзьями

72,1%

27,9%

Выбранной специальностью

41,5%

58,5%

Отношениями с любимым человеком

57,7%

42,3%

Своим хобби

50%

50%

Отношениями с товарищами по учебе

44,8%

55,2%

Материальным положением

50%

50%

Успеваемостью

35,8%

64,2%


Проанализировав таблицу заметно то, что подавляющее большинство студентов полностью удовлетворяют отношения с семьей и самыми близкими друзьями. Однако распределение по другим вопросам не такое однородное: меньше половины студентов довольны выбранной специальностью, только 50% респондентов устраивает их материальное положением, только 1/3 студентов довольна своей успеваемостью. Конечно же причин такой неудовлетворенности различными сферами жизни может быть много, однако в рамках темы исследования было бы интересно узнать, оказывает ли увлечение Интернетом на этот показатель.

Как оказалось, выдвинутая гипотеза не подтверждается. Связи между удовлетворенностью успеваемостью и зависимостью от Интернета нет. Примерно одинаковое количество студентов испытывают эмоциональную зависимость и дискомфорт без Сети и среди удовлетворенных, и среди неудовлетворенных респондентов.

Такая же ситуация наблюдается и между переменными «удовлетворенность материальным положением» и «зависимые и независимые студенты». Статистической связи не было обнаружено.

При этом заметна связь между удовлетворенностью финансовым положением и количеством виртуальных друзей. Так, среди студентов, у которых много друзей в Интернете 44% удовлетворены, среди тех, у кого мало виртуальных друзей, удовлетворенных гораздо больше 68,8%. Однако, такой связи недостаточно, чтобы утверждать, что именно виртуальная зависимость является причиной недовольства своим материальным положением (см. таблицы сопряженности в приложении 5)

Интересно и наличие связи между удовлетворенностью своим хобби и количеством времени, которое студенты проводят в Интернете. Так, можно заметить, что среди любителей долго сидеть в Сети значительно меньше довольных своими хобби, чем среди тех, кто сидит в Интернете мало (46,2% против 62,2%).

Появляется новый вопрос: «Развивают ли удовлетворенные своим хобби студенты их в Интернете». Как оказалось, Интернет — достаточно благоприятная платформа для развития хобби. Среди студентов, выбравших ответ «смотрю обучающие видео, сайты с советами и рецептами» больше половины довольны своим хобби (55%).

Все познается в сравнении

Для того, чтобы оценить динамику практик пользования Интернетом, проявлений виртуальной зависимости, нужно сравнить полученные мною данные с данными других исследователей. Для этого в составленную мной анкету были предварительно включены несколько вопросов, повторяющих вопросы анкеты предыдущего исследователя.

Вот результаты, которые я получила:

Таблица 11. Среднее время в Сети (% по столбцу)

Более ранее исследование

Данное исследование (2012 год)

Меньше 2 часов

71,3%

35,8%

Больше 2 часов

28,7%

64,2%

В таблице очень наглядно просматривается динамика времени, проводимого в Сети. Количество любителей долго сидеть в Интернете увеличилось в 2 раза (с 28,7% до 64,2%).

Динамика ответов на вопрос «испытываете ли Вы дискомфорт в отрыве от Сети»

Таблица 11. Ощущения в отрыве от Интернета (% по столбцу)

Более ранее исследованиеДанное исследование (2012 год)

Испытывают дискомфорт

18,2%

50%

Не испытывают

81,8%

50%

Увеличения количества студентов, испытывающих дискомфорт в отрыве в 2 раза, говорит о том, что Интернет-зависимость как проблема становится все более актуальной. Такие данные подтверждают гипотезу о том, что все больше и больше студентов подвергаются отрицательному влиянию Интернета.

Динамика ответов на вопрос «Много ли у Вас виртуальных друзей»

Таблица 11. Ощущения в отрыве от Интернета (% по столбцу)

Более ранее исследованиеДанное исследование (2012 год)

Больше 10 (много)

23,5%

44,6%

Меньше 10 (мало)

76,5%

55,4%

Интересно, что при увеличении интенсивности других признаков Интернет-зависимости, количество студентов, имеющих много виртуальных друзей заметно сократилось (с 23,5% до 44,6%).

Возможно, со временем в Интернете появилось больше возможностей и возможность виртуального общения блекнет перед другими (просмотр видео и фильмов, чтение, реализация творческого потенциала: блоги, фотографии и др.).


Заключение

Цель нашего исследования достигнута, найдено подтверждение исходной гипотезы, а также части из поставленных гипотез-следствий, в процессе исследования были выдвинуты и новые гипотезы. В ходе проведенного исследования, удалось найти ответы на ранее поставленные исследовательские вопросы.

Прежде всего , у студентов МГИМО в той или иной степени проявляются все признаки Интернет-зависимости

Во-вторых, можно заметить, что есть связь между социально-демографическими характеристиками студентов и проявлением у них различных признаков виртуальной зависимости. Так, например, студенты МЭО оказались более зависимыми от Интернета в эмоциональном плане, чем студенты МЖ. Студенты живущие с родителями испытывают меньший дискомфорт в отрыве от Сети, чем другие группы студентов. Договорники более склонны заводить Интернет-знакомства. Студенты МЭО оказались более общительными в просторах Интернета, чем студенты МЖ и т.д.

В-третьих , удалось обнаружить, что ценностные ориентации влияют на отношение студентов к Интернету и формы практик в нем. Например, обнаружена связь между ценностью творчества и проблемой организации времени в Интернете. Творческие люди, как оказалось, менее дисциплинированы, чем другие группы студентов. С другой стороны, самыми организованными оказались студенты, которые стремятся к материальным благам. Заметно также, что выбравшие ценности престижа студенты наиболее зависимы от Интернета.

Более того, мотивация пользователей также влияет на особенности их деятельности в Сети. Так, например, студенты с преобладающим коммуникативным мотивом и мотивом аффилиации больше других испытывают дискомфорт, беспокойство, тревогу в отрыве от Интернета, а рекреаторы и коммуникаторы проводят в Интернете больше времени, чем гностики и знатоки.

Важно также и то , что проблема Интернет-зависимости не только не теряет своей актуальности, но и приобретает большее значение с течением времени. Сравнив собственные данные с данными моих предшественников, оказалось что признаки Интернет-зависимости стали проявляться гораздо более интенсивно. Так, количество студентов, испытывающих дискомфорт в отрыве от Интернета, увеличилось в 2 раза. Более того, количество любителей долго сидеть в Интернете также удвоилось.

Обобщая сказанное, можно отметить, что исходная гипотеза остается в силе. В зависимости от различных характеристик студентов (и соц-демографических, и ценностных, и мотивационных) у них по-разному проявляются признаки Интернет-зависимости. Важно и то, что исследование показало, что проблема виртуальной зависимости стоит очень остро и набирает новые обороты из года в год.


Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/internet-zavisimost-u-studentov/

1) Степанов Р.Ю. Патологическая зависимость от компьютера или интернета. — Томск: Сибирский гос. ун-т, 2006 г.

2) Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность; под. общ. ред. А.Е. Bойскунского. Гуманитарные исследования в Интернете. — М.: Можайск-Терра, 2000.

3) Соколова И.В. Социальная информатика и социология: Проблемы и перспективы взаимосвязи. — М: Союз. 1999.

А.Л. Свенцицкий Краткий психологический словарь. — Проспект, 2011