Возможности интерактивных методы обучения в преподавании психологии

Введение

Поиск новых форм и приемов изучения психологии в наше время – явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.

Интерактивное обучение, по мнению ведущих ученых, рассматривается как способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем [4].

Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, а также необходимостью всесторонне изучить возможность их применения на уроках психологии.

Теоретические подходы к интерактивному обучению, имеющие глубокие исторические корни, привлекали внимание многих ученых. Их интересовала как психологическая сторона проблемы – вопросы активности человека, активизации его учебно-познавательной деятельности: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, Д.Дьюи, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ж.Ж.Руссо и другие, так и педагогическая, – направленная на поиск наиболее эффективных форм и методов обучения: Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский и другие [15].

Однако в практике обучения, их разработки не получили широкого распространения как по объективным причинам исторического развития, так и в связи с отсутствием эффективных, технологических приемов и методов практической реализации. В теоретическом плане интерактивное обучение стало рассматриваться как цель, к которой следует стремиться при разработке технологий и концепций обучения. Ситуация во многом изменилась с момента применения форм интерактивного обучения, их становление и развитие шло в основном через педагогическую практику, по пути совместного использования групповой динамики, формирования социальных и поведенческих навыков в сочетании с широким применением управленческих и имитационных игр.

Сегодня, в процессе развития и распространения методов интерактивного обучения, наметились серьезные недостатки: слабая разработанность теоретических основ использования методов интерактивного обучения; недостаточное методическое обеспечение применения интерактивного обучения в школе; отсутствие комплексного использования различных методов интерактивного обучения в органическом сочетании с традиционными; слабое включение учителей, интерактивное обучение остается для них сферой передового педагогического опыта. Вследствие чего, создание концептуальных основ интерактивного обучения – объективная необходимость сегодняшнего дня. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта [23].

10 стр., 4540 слов

Метод проектов как форма организации целостного педагогического ...

... проектный метод активно внедряется в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. Знания, ...

Интерактивные методы обучения позволяют не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, — развивать личность учащегося, удовлетворять его познавательные интересы. Одним из важных факторов, побуждающих учащихся пользоваться наиболее творческими, активными видами деятельности, является интерес к учебе. Именно он оказывает существенное влияние на формирование интересов школьников. Интерактивное обучение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на формирование познавательного интереса учащихся. Формирование у учащихся нужной мотивации учения позволяет управлять их деятельностью.

Применение интерактивных методов обучения позволяет решать

  • формировать интерес к изучаемому предмету;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций;
  • комфортно чувствовать себя на занятиях;
  • проявлять свою индивидуальность в учебном процессе и т.д.

Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.

Цель исследования: изучить возможности применения интерактивных методов обучения на уроках психологии.

Объект исследования – процесс обучения дисциплине «Психологии» в общеобразовательной школе.

Предмет исследования – педагогические возможности использования интерактивных методов обучения в общеобразовательной школе.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи исследования:

1. изучить теоретические основы интерактивных методов обучения;

2. рассмотреть подходы ученых к классификации интерактивных методов обучения;

3. изучить требования к урокам психологии в современной школе;

4. выявить влияние интерактивных методов обучения на процесс преподавания психологии в общеобразовательной школе.

Методы исследования: теоретический анализ литературы;

Глава 1. Теоретико-методологические основы применения интерактивных методов обучения

1.1. Характеристика интерактивных методов обучения

Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова interact (inter – взаимный, act – действовать).

5 стр., 2461 слов

Интерактивные методы и формы обучения

... интерактивных методов на современном этапе развития образования. 2. Изучить сферу применения интерактивных методов в современном образовательном процессе. 3. Выявить особенности современных интерактивных методов. Объект исследования – интерактивные методы. Предмет исследования – особенности применения интерактивных методов в современных СПО. Методы исследования ...

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся [8].

Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение. При этом «погруженное» не означает «замещенное». Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии [22].

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Выделяют три стороны общения.

  • информативную (обмен информацией);
  • интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
  • перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).

Методы интерактивного обучения предполагают иную форму коммуникации на занятии, которую можно зафиксировать в виде модели, представленной на рис. 1.

Ученик

Педагог Ученик

Ученик

Рис. 1. Модель коммуникаций на занятиях с интерактивными методами обучения

В схеме показано, как изменяется позиция педагога: он не доминирует над учащимися, а становится, «участником учебной деятельности». Коммуникационные связи возникают не только между педагогом и учащимися, но и между всеми учащимися.

Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны.

Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне [10].

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как — устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели; воображения (в данном случае имеется в виду умение ставить себя на место других).

В условиях общения активно протекают процессы самоконтроля, отчетливее осознаются «провалы» и «сомнительные места» (те части материала, которые не один из партнеров не может воспроизвести).

В процессе общения происходит воспитание культуры чувств и эмоций, развитие способности к сочувствию, сопереживанию, способностей управления своим поведением, познать самого себя [24].

Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).

4 стр., 1912 слов

Развитие личности в деятельности и общении

... возрасте. Процесс социализации полностью связан с общением и деятельностью людей, о чем и говорит наша тема реферата. Психологические черты человека, как личности, раскрываются именно в общении и в его деятельности. В процессе социализации индивиды, как уже ...

Психические механизмы совместной деятельности опираются на фундаментальные личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. В возрастной периодизации детей Д.Б. Эльконина особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет [6].

Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.

В первых двух случаях построение аналогичное (учитель – ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса [13].

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.

Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

  • конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
  • коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
  • социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе [15].

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей – создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают [7] .

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества [19].

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другими. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами и различными источниками информации, творческие работы, рисунки и пр.

7 стр., 3118 слов

Формы организации учебного процесса

... учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей; Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной). Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по ...