Акмеологический подход в развитии личности

Осознание человеком его места в мире, формирует его мировоззрение. «С самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства», необходимо отметить, что « понятие об акме человека — не выдумка. Акмеологичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности.

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Теоретика–методологические основы исследования теории акмеологического подхода заложили А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Максимова, А.А. Реан, В.Н. Тарасова, С.Н. Толстов и др. Акмеология – междисциплинарная область научных знаний, открытая в результате обобщения многолетних исследований в отечественной науке, проведенных лучшими специалистами образования из самых разных областей образовательной практики: от детских садов до профессиональной школы.

Объект: личность.

Предмет: акмеологический подход в личности.

Цель: Рассмотреть развитие личности с точки зрения акмеологического подхода в психологии.

Задачи:

1. Познакомиться со специальной литературой, посвященной личности;

8 стр., 3819 слов

Основные изменения роли человека в экономическом развитии

... понятие «деятельность». Из тех сторон развития человеческого фактора, которые выступают в экономике на первый план в условиях современного этапа цивилизационного развития, в первую очередь обращает на себя внимание ... и ответственности в выполнении трудовых функций. В частности, это связано с тем, что каждый человек занимает одно из ограниченного числа рабочих мест в экономике страны: в производстве, ...

2. Рассмотреть подробнее личность, познакомиться со специальной литературой посвященной «личности»;

3. Изучить

3. Ознакомиться с разделом психологии развития — акмеологией;

4. Сделать теоретический анализ акмеологического подхода в развитии личности.

1. Личность и развитие личности.

1.1 Личность

Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Защитные механизмы личности:

— отрицание;

— подавление внутренних импульсов идущих от «Сверх-Я»;

— рационализация — способ разумного оправдания любых поступков, противоречащих внутренним нормам;

— формирование реакций — когда люди мотив неприятный для себя выражают в мотиве противоположного типа;

— проекция — приписывание другим людям своих недостатков;

— интеллектуализация — попытка уйти от угрожающей ситуации путем абстракции;

— замещение — частичное удовлетворение неприемлемого мотива нравственно допустимым способом.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста.

В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают, прежде всего, как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов.

Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей.

10 стр., 4945 слов

Личность и индивид

... ее становления и развития начинает трактоваться в социальном знании как условие нормального функционирования и развития современных социокультурных систем. 1.2. Личность, уровень развития в социальной среде Наряду с понятием "личность" употребляются термины "человек", "индивид", "индивидуальность". ...

1.2 Развитие личности

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности.

Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором развития личности. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата развития личности выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Система межличностных отношений в группах, в свою очередь, порождает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью группы принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют ценностям, задачам и нормам функционирования и развития этой общности. Это противоречие снимается в совместной деятельности.

В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения человека в новую социальную среду и интеграцию в ней в результате этого процесса. В случае если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах проходит три фазы своего становления как личности:

1. Первая фаза (адаптация) предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам той же общности.

2. Вторая фаза (индивидуализация) порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации, что характеризуется поиском средств и способов обозначения своей индивидуальности.

3. Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности, с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности — с другой стороны.

4 стр., 1545 слов

Становление и развитие акмеологии, как науки Предмет: Психология

... и функционирования психического отражения индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Предмет, основные проблемы и методы. В своей непосредственности явления психического ... Педагогика Диплом 108 стр. Становление и развитие спутникового,кабельного телевидения и интернет PR Курсовая работа 27 стр. Реферат Все образцы работ, которые созданы сотрудниками ...

Этапы развития личности.

Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития — коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована вторая модель развития личности — на этот раз возрастного. Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

Периодизация детства по Давыдову:

По ведущему типу деятельности

От 0 до 1 года, 1-3 лет — предметно-манипуляторная;

3-6 лет — игровая;

6-10 лет — учебная;

10-15 лет — общественно-полезная;

15-18 лет — профессиональная.

В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:

1. Младенчество (до 1 года)

2. Преддошкольный период (1-3)

3. Дошкольный возраст (3-6)

4. Младший (3-4)

5. Средний (4-5)

6. Старший (5-6)

7. Младший школьный возраст (6-10)

8. Средний школьный возраст (10-15)

9. Старший школьный возраст (15-18)

Детерминанты развития личности в разных концепциях. Различные концепции периодизации жизни человека (Эриксон, Эльконин, Ж.Пиаже, Шпрангер…).

Двигателем развития личности в этих концепциях являются противоречия между операционально-техническими возможностями и развитием мотивационно-потребностной сферы.

Асмолов классифицирует детерминанты развития личности и разные концепции на следующие классы:

1. Движущая сила — стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) — удовлетворение различных врожденных потребностей.

2. Принцип стрмеления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) — движущая сила это стремление к самоактуализации.

3. Отечественная психология:

— роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;

— положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).

2. Акмеология. Акмеологические подходы

2.1 Акмеология.

Осознание человеком его места в мире, формирует его мировоззрение. «С самого начала культурного развития человечества складывались представления о развитии человека, высказывалась идея о том, что в развитии индивида есть некоторая вершинность, высшая степень совершенства», необходимо отметить, что « понятие об акме человека — не выдумка. Акмеологичность пронизывает всю историю человека, которая демонстрирует множество образцов в самых разнообразных видах деятельности.

4 стр., 1872 слов

Возрастные кризисы развития личности

... каждого возраста, подходящий или вредный исход которых описывает направленность предстоящего развития личности. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, ... эмоционального и личностного развития. Эти нормативы обозначаются также как задачи возрастного развития. Переход к следующему этапу происходит в форме кризисов возрастного развития, или возрастных кризисов. Это ...

Научные предпосылки акмеологии, были разработаны 144 году до н.э. Апполодором, представителем Александрийской школы.

Акмеология рассматривала максимальное совершенство, как вершину в развитии деятельности, а вершина по-гречески называется άæμη При этом под «акме» имелось в виду такое состояние индивидуума, при котором достигается высший результат его деятельности («звездный час»), а не процесс движения к этому состоянию.

Объектом акмеологии можно выделить – профессионализм педагогической, инженерной, медицинской, военной, спортивной и др. деятельности людей.

Предмет акмеологии – объективные (качество воспитания и образования, полученные человеком) и субъективные (талант, способности человека) факторы, содействующие достижению вершин профессионализма, а также закономерности в организации обучения специалистов.

Акмеология исследует проблемы противоречий между растущим объемом информации, с одной стороны, и временем, необходимым для ее овладения — с другой. Акмеология выявляет общие и различные черты, проявляющиеся у людей в процессе их деятельности, а также исследует факторы, которые определяют качественные и количественные характеристики «акме». Нравственная воспитанность профессионала означает превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности. Акмеология изучает также проблему зависимости между особенностями профессионализма человека и его поведением вне сферы профессиональной деятельности.

Цель акмеологии — разработка научных и методических основ повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, развития их творческого потенциала, формирования психологической готовности решения сложных и многообразных задач в условиях реформирования общества в целом и отдельных его сфер.

Акмеология развивалась как наука, пройдя ряд этапов:

— Латентный этап, на котором складывались необходимые научные и культурологические предпосылки выделения в научном познании акмеологической тематики;

— Номинационный, когда потребность в акмеологическом знании была осознана, и появился сам термин «акмеология», характеризовавший новую науку;

— Инкубационный, когда были сформулированы предмет науки, ее объектное поле, стали проводится акмеологические теоретические и прикладные исследования;

— Институциональный, когда акмеология полностью приобрела самостоятельный научный статус, стали проводиться масштабные акмеологические исследования, были созданы акмеологические подразделения в образовательных и научных учреждениях (И.Н. Семенов, 1988.).

2.2 Акмеологические подходы

Акмеологический подход — базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия.

6 стр., 2683 слов

Актуальные проблемы акмеологии развития

... выделения такой области акмеологического знания, как акмеология развития. Эта область акмеологического знания изучает основные закономерности прогрессивного развития человека в онтогенезе; проблемы деятельности как основания акмеологического развития субъекта; механизмы становления и развертывания ...

Акмеологический метод – совокупность приемов, способов действия, позволяющих эффективно решать акмеологические проблемы и задачи;

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы;

С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических (В. Г. Зазыкин, Е. М. Таболова).

Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях (Е. М. Таболова, А. В. Щербина).

Акмеографический подход – обобщающий психологоакмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).

Акмеограмма – основной метод акмеографического подхода, представляет собой систему требований, условий и факторов, способствующих прогрессивному развитию профессионального мастерства и личности специалиста. Является развитием профессиограммы и психограммы (более подробно об этом ниже).

С точки зрения акмеологического и акмеографического подходов речь идет уже не о достижении субъектом общественно приемлемого качества труда, а о предпосылках, условиях и факторах, способствующих достижению высокого уровня профессионализма. В этом и состоит коренное отличие акмеографического подхода от профессиографического. Таким образом, с акмеологической точки зрения профессиография и профессиографический подход решают, главным образом, задачи начального этапа становления профессионализма и поэтому являются составной частью акмеографии.

Методические основы акмеографического подхода формировались из понимания сущности акмеологии как комплексной науки. В связи с этим акмеологическое и акмеографическое исследование осуществляется в том числе и с опорой на смежные науки, их методологические принципы, а в ряде случаев и методы. Такие исследования направлены на получение двух уровней знаний – теоретического и эмпирического, что позволяет всесторонне изучать объект исследований. Теоретический уровень исследований связан, прежде всего, с проведением анализа, обобщениями, выявлением тенденций и закономерностей. Эмпирическое исследование всегда базируется на непосредственном взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает проведение экспериментов, наблюдение, общение, получение эмпирических фактов для выявления существующих связей и отношений. Обобщенным предметом любого эмпирического исследования является объект, изменение состояний которого прослеживается в опыте. Таким образом, сущностью любого эмпирического исследования является анализ, позволяющий определять структуру, состав, механизмы, детерминанты, причинно следственные, функциональные и иные связи.

3 стр., 1255 слов

Роль личности в развитии общества

... крупных подсистем в этой цепочке является общество и группы людей наиболее активно участвующих в деятельности системы управления. Так какова же роль общества и личности в этой цепочке ? Существуют разные взгляды на роль личности в развитии общества как ...

Из сказанного следует, что в акмеологических исследованиях центральным должен стать собственно акмеологический анализ, на основании которого выявляются акмеологические условия и факторы, строятся прогнозы и выбираются пути и способы развития личности и ее профессионализма. Следовательно, акмеологический анализ должен включать в себя поиск закономерностей, механизмов, условий и факторов, способствующих достижению профессионализма или препятствующих этому. Данное положение являлось основополагающим при разработке акмеологических методов.

В акмеологии в настоящее время получили наибольшее распространение модели, основанные на различных формах системного описания:

  • вербальные или лингвистические качественно строгие (системы понятий, тексты, семантические

  • поля, дихотомии и пр.);

  • аналитические (табличные, матричные, функциональные);

  • геометрические (пространственные модели, графы, кольцевые структуры и пр.);

  • структурнофункциональные (кибернетические).

Можно назвать несколько разработанных акмеологических моделей: табличные модели развития наблюдательности (И. В. Кулькова), социально перцептивной компетентности (И. Э.Вегерчук), профессионального мастерства (А. К. Маркова); структурно функциональные модели развития психологической устойчивости (Е. М. Таболова), личностно профессионального развития государственных служащих (В. М. Дьячков) и др.

3. Акмеологический подход в развитии личности

Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всей длине бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.

Как известно, в психологии распространено понимание психологической сути личности как «ансамбля отношений».

13 стр., 6063 слов

Психология развития и акмеология

... качеств личности, а также исследованием механизмов и движущих сил развития психики человека на разных ступенях жизненного цикла, протекающих при тех или иных внешних и внутренних условиях. Акмеология (греч. ...

Естественно, что в основе личностного акме у разных людей лежат не одни и те же духовно-нравственные ценности, которые стали собственными ценностями этих людей. Но это зависит от конкретных особенностей развития личности каждого из них. У одних людей объективные и субъективные факторы, обусловливающие их личностное развитие, сопрягаются друг с другом таким образом, что в ансамбле отношений, характеризующих их личность, на первый план выходит человечность в ее высшем выражении, у других — глубокая увлеченность полюбившимися им видом и содержанием труда, у третьих — беззаветная любовь к Отечеству и готовность отдать всего себя его благу и т. д.

Очевидно также, что, хотя каждое из названных отношений и доминирует в ансамбле всех других, но вместе с тем оно, как правило, родственно всем остальным по признаку своей сущности, поскольку в нем находит выражение один из элементов главных ценностей жизни и культуры.

Правда, в реальной жизни бывают случаи, когда в «ансамбль» отношений, которые несет в себе какая-то конкретная личность, оказываются включенными противоречащие друг другу по своей нравственной основе отношения.

И тогда то, какое из них возьмет верх и проявится в соответствующем поступке, будет всецело зависеть от конкретного стечения обстоятельств, в которые попадает такой человек.

Но несомненно, что на цельность человека как личности всегда влияет высокая степень сформированности у него совести. Постоянно работающая совесть — это одновременно и одно из условий минимизации проявления противоречивости в отношениях человека как личности к действительности.

Если в человеке борются два отношения, и в основе одного из них лежит высоконравственная (бытийная, по А. Маслоу) потребность, а основанием другого отношения оказывается какая-то низменная потребность, например, как образно говорит народ, спасти свою шкуру или, если выразится интеллигентно, сохранить свое положение, то, если голос совести у человека побеждает и он совершает поступок, направленный на сохранение, а подчас и приумножение основных ценностей жизни и культуры, это способствует ослаблению противоречивости в отношениях, совокупность которых составляет суть его личности, и приближает ее к обретению качества цельности, психологическим стержнем которого выступает духовно-нравственное начало.

Из сказанного ясно, насколько важна непрекращающаяся работа совести человека для продвижения его личности к своему акме, особенно в ситуациях, значимых с ценностно-нравственной точки зрения.

И проведенные исследования (Ю. В. Александрова, Н. Л. Карпова, А. В. Суворов, В. Э. Чудновский) показывают, что обязательным условием инициирования именно такой работы является постоянная активность внутреннего мира человека, духовно здоровая направленность и положительная продуктивность которой является результатом совокупного взаимодействия многих объективных и субъективных факторов и прежде всего характера вклада в это взаимодействие, который вносит сам конкретный взрослый человек. Так, например, установлено: то, в чем видит человек смысл своей жизни, какими способами его реализует, что из достигнутого его удовлетворяет, совершенно определенно влияет на деятельность его внутреннего мира. И вместе с тем принятый им на вооружение смысл жизни прямо влияет на то, проявляет ли он себя при прохождении своего жизненного пути как стратег, как тактик или как операционалист: у этих социально-психологических типов личности совершенно разные внутренние миры, если сравнивать их основные параметры.

3 стр., 1072 слов

Требования к личности менеджера и структура управленческой деятельности

... овладения основными компонентами управленческой деятельности и управленческими действиями. Можно сформулировать эти условия в виде требований к знаниям и умениям менеджера. Целеполагание. понимать психологическую значимость ... подлежат, а какие не подлежат делегированию; уметь наилучшим образом выбрать человека для делегирования ему необходимых задач; знать правила делегирования; не допускать ...

Заключение

Акмеологический подход — базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия.

Акмеоцентрический подход ориентирован на принцип системности и предусматривает согласованное использование в акмеологических исследованиях всех подходов, путей и методов, в том числе и принадлежащих другим наукам, при приоритете в исследованиях и анализе собственно акмеологических (В. Г. Зазыкин, Е. М. Таболова).

Возможности акмеоцентрического подхода были показаны при изучении и описании устойчивости деятельности государственных служащих, деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях (Е. М. Таболова, А. В. Щербина).

Акмеографический подход – обобщающий психологоакмеологический метод, позволяющий решать задачи развития профессионализма личности и деятельности. По своему содержанию он является развитием профессиографического подхода. Ядром акмеографического подхода является разработка акмеографических описаний (на уровне общего и особенного) и акмеограмм субъектов труда (на уровне единичного).

С самого начала одним из главных направлений акмеологии стала разработка подходов и методов, позволяющих решать задачи развития профессионализма. Они объединились под общим названием – акмеологический подход.

Для акмеологии первостепенное значение имеет оцениваемое в единстве всех его составляющих развитие человека на протяжении его жизни.

Однако, анализируя этот процесс на всей длине бытия человека, акмеология особое внимание уделяет его развитию на ступени взрослости, потому что, именно проходя ее, большинство людей, как правило, достигают своего акме как индивиды, личности и реализуют себя как профессионалы.

И как раз потому, что, став взрослым и пребывая в этом качестве до наступления старости, большинство людей активно осуществляют свои гражданские обязанности, производят на свет и воспитывают на смену себе новое поколение и своим трудом приумножают в их материальном и духовном выражении основные ценности жизни и культуры, эту ступень в развитии человека часто обозначают как зрелость.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/informatsionnaya-akmeologiya/

  1. Акмеология: учеб. Пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2008

  2. Асламов А. Г. Психология личности. М., 2010

  3. Бодалев А.А. О смысле жизни человека, его акме и других образованиях и их взаимосвязи. // Акмеология, №1, 2

  4. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. — М.: РАГС, 2010

  5. Деркач А.А., Михайлов Г.С. Методология и стратегия акмеологического исследования. М.: МПА, 2009. С. 37.

  6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. — СПб., 2008

  7. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970-211 с

  8. Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 2009.

  9. Кузьмина Н.В., Пожарский С.Д., Паутова Л.Е. Акмеология качества профессиональной деятельности специалиста.. — СПб., Коломна, Рязань, 2009

  10. Словарь-справочник по педагогике.2009, С.13