Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста, что подтверждено специальными исследованиями. В дальнейшем роль образования и науки в экономическом развитии будет, по всей вероятности, возрастать за счет традиционных, материально-вещественных факторов производства. К числу других нематериальных факторов, оказывающих огромное влияние на состояние рабочей силы и производительность труда, на качество экономического роста, относятся здравоохранение, социальное обеспечение и состояние окружающей среды. Высокий уровень материального и духовного благосостояния граждан, доминирование среднего класса в структуре общества и, следовательно, реализация принципов социального партнерства определяют долгосрочные экономические перспективы страны и ее социально-политическую стабильность.
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму.
Но преувеличение роли государства, взгляд на государственное регулирование как на панацею от всех социально-экономических проблем неправомерны. Подобно тому, как есть «провалы» рынка, есть и «провалы» государства. Экономическая эффективность — это, прежде всего рынок. Все
современные развитые экономики опираются на рыночные принципы. Более того, эти принципы постепенно воспринимается всем остальным миром, хотя каждая страна сохраняет национальную специфику. Процесс восприятия базовых ценностей рынка, обеспечивавших группе стран лидирующее положение в мире, будет усиливаться по мере стремительной интернационализации не только экономической деятельности, но и вообще всей жизни человека. Таким образом, прежнее противопоставление государства и рынка в развитых странах потеряло смысл: и государство, и рынок занимают, в социально-экономической системе вполне определенное место выполняют присущие только им функции и существуют в неразрывном единстве.
Социально-ориентированный рынок
... экономические агенты, принято различать домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), нередко- некоммерческие организации. К объектам рынка ... других стран (Швеция, Венгрия, Россия); показать состояние нашей экономики на сегодняшний день и ... в одном направлении - в сторону роста. В своей совокупности потребности безграничны. А ...
Цель курсовой работы, Задачи курсовой работы:
- изучить понятие «рынка» и «государства»
— рассмотреть необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе
— Особенности и направления государственного регулирования российской экономики
Объект курсовой работы:, Курсовая работа состоит:
1 Особенности исследования рынка и государства
1.1Понятие рынка и государства
В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Весь исторический опыт развития человечества свидетельствует о том, что рыночный механизм – это великое детище цивилизации, которое можно сравнить с открытием огня, металла, электроники, программирования, генной инженерии и т.п. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.
Английский экономист XIX в.
У Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф. Котляр характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо, либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии A. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:
Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;
Рынок – это система отношений между спросом и предложением;
Рынок – это совокупность отношений товарного обмена;
Рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.
Итак, в самом общем виде рынок — это система экономических отношений складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а так же движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности. В ходе обмена происходят своеобразный учет и общественная оценка реализуемых благ. Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда производителями, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск. Общественные потребности выявляются с помощью системы цен. Они передают информацию, которая служит стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективному использованию ограниченных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, использующих передовые технологии и высококачественные ресурсы.
Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конкуренции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность долговечность;
Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.
Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономических благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведения с ним переговоров и заключения контракта, а также на контроль за его соблюдением.
В экономической теории имеется множество определений рынка. Различные определения выделяют разные стороны такого сложного и многогранного феномена социально-экономической жизни человечества, рынок, и выражают разные подходы научных школ или отдельных авторов к этому феномену.
Мы будем рассматривать рынок как форму организации частной экономической деятельности людей, основанную на обязательных признаках: частная собственность, добровольность, экономическое взаимодействие самостоятельных и независимых друг от друга субъектов и конкуренция.
Субъекты рыночных отношений. Основные субъекты рынка — это люди (физические лица) и группы людей, специально созданные для совместного осуществления экономической деятельности. В современной экономике эти группы обычно принимают за юридических лиц. Субъектами рынка могут выступать и государственные предприятия, если государство установит для них такие правила, которые близки к условиям деятельности на рынке физических и юридических лиц [5,100].
«провалы» рынка свободно, опираясь на собственные решения, предпочтения, вступают друг с другом в экономические отношения, которые в экономической теории называют контрактами. Контракты — это не только те письменные договоры, которые заключили между собой продавец и покупатель, а любые формы сотрудничества и соглашений между самостоятельными и независимыми участниками экономического процесса.
Чем более развита правовая система общества, его культура традиции, чем разнообразнее организации и учреждения, функционирующие в народном хозяйстве, тем большую долю занимают в контрактах неявно выраженные, подразумеваемые условия и обязательства. Например, при приеме на работу обычно не оговаривается, что работник имеет право на оплату дней, пропущенных по болезни, поскольку это право обеспечено общегосударственным законом. Поэтому теория утверждает, что отношения между участниками экономического процесса, особенно в развитых обществах, строятся на основе несовершенно сформулированных контрактов.
Вступая в контракты, субъекты рынка преследуют цель максимизации прибыли, хотя это утверждение несколько упрощенно и поэтому часто подвергается критике современной теорией.
Государство как субъект экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений — это совокупность организаций, наделенных правом и обязанностью устанавливать и защищать обязательные для других субъектов рынка условия экономической деятельности и перераспределять результаты их деятельности [15, 29].
Рассмотрим подробнее это сложное определение. Под совокупностью организаций понимается взаимосвязанная и иерархическая система органов управления экономикой и обществом. В современном мире это правительство, парламент, центральный банк, государственные ведомства регионального и местного уровня и другие государственные органы. Их важнейшая особенность — в том, что они в принудительном порядке устанавливают условия экономической деятельности.
Под условиями понимаются законы, процедуры и нормы. Законы определяют требования государства к экономическим агентам. Эти требования принимают форму, во-первых, ограничений (запретов) и во-вторых, предписаний (обязательных, например, необходимость регистрации фирмы).
Оценка результатов экономической деятельности на макроуровне ...
... ее, изначально предопределяла диспропорцию между развитием «производственной» и «непроизводственной» сфер деятельности. В «производственную» сферу шли основные инвестиции, здесь были лучше заработки. В результате доля «производственной» сферы в ...
Шведская модель государства всеобщего благосостояния
... яркое воплощение модели "государства всеобщего благосостояния" представляет социальная политика Швеции. Ее чертами являются: отношение к социальной политике как политике для всех, а также ее понимание как цели экономической деятельности государства; прогрессивная ...
Процедуры устанавливают порядок, последовательность действий, права и обязанности участников экономического или юридического взаимодействия. Нормы фиксируют обязательные экономические параметры, (например минимальную заработную плату или пропорции обмена национальной валюты на иностранную валютный курс) [13,90].
Правом и обязанностью исполнять определенные экономические функции государство наделяется обществом. Иными словами, государство получает «мандат» от общества и является его экономическим «агентом».
Во-первых, установленные государством условия носят относительный характер для экономических агентов. Хотя в праве, как известно, существуют не только императивные (обязательные), и диспозитивные нормы, допускающие выбор,— последние расширяют поле возможностей для экономических агентов, но не устраняют ограничения для этого более широкого поля возможностей.
Во-вторых, государство не только определяет условия экономической деятельности, но и защищает их. В современной рыночной экономике государство предоставляет такую защиту через суд.
В-третьих, определение и защита условий экономической деятельности — это не только право, но и в первую очередь обязанность государства.
В-четвертых, государство не руководствуется рыночными принципами максимизации прибыли и эквивалентности обмена. Поэтому оно не может рассматриваться как обычный субъект рынка. В сфере законодательной и экономической деятельности государство руководствуется целями согласования интересов различных слоев общего поддержания социальной справедливости, обеспечения экономического роста и многими другими целями, которые выходят далеко рамки рыночных принципов.
Одна из фундаментальных характеристик рынка — конкуренция. Субъекты рынка стремятся одержать верх над союзниками. Поэтому конкурентная среда внутренне неустойчива и нуждается в защите со стороны государства. Оно должно бороться с монополизацией рынка и добиваться таких условий, чтобы производители действовали в конкурентной среде. Она формируется не только антимонопольным законодательством, но и специальными экономическими мерами, например снижением барьеров для импорта и поощрением вступления на рынок новых участников. Конкурентная среда — необходимое условие успешного экономического развития [6, 55].
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих агентов на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей);
Различают несколько видов конкуренции, или так называемых форм рыночных структур.
Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:
— существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию, при этом потребителю безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;
— доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое её решение о повышение или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;
— нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производств [8, 97].
Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемый привилегированными производителями.
Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, — это так называемая монополистическая конкуренция.
Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан, с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.
Противоположностью конкуренции служит монополия (от греч. monos – один и poleo – продаю).
Социальная политика государства: основные принципы и направления реализации
... особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь. 1. Социальная политика:понятие, функции, структура и основные принципы Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика. Социальная политика определяет направления ...
Экономическая сфера общества реферат философия
... деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим. Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе ... мена деятельностью и распределения материальных благ. Экономическая сфера выступает как экономическое ...
В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos – один и opsonia – закупка).
В условиях монополии, как правило, выигрывает продавец;
Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической деятельности». Создание благоприятных рамочных условий — главная задача государства в рыночной экономике [4, 234].
1.2 Функции и «провалы» рынка
Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить. К главным функциям рынка относится:
Ценообразующая функция – в результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
Информационная функция – концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая функция – она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства;
Посредническая функция – рынок выступает между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция – рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий [10, 342].
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Практика показывает, что рынок не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое в контексте рассуждений о рынке обычно переводится как «провалы».
«Провалы»- рынка. «Провалами рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения».
В экономической теории обычно выделяют следующие «провалы» рынка.
1. Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. Рыночная прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов. Поэтому конкурентная среда может перерасти в олигопольный или даже монопольный рынок. Рыночная система не имеет внутренних механизмов противодействующих тенденции к монополизации рынка.
2. Неравномерность распространения информации в экономической среде. Принимая экономические решения, субъекты рынки должны принимать во внимание данные о спросе потребителей, конкурентах, будущем развитии конъюнктуры и многом другом. Однако информация распространяется в экономической среде не равномерно. Одни субъекты рынка владеют большей информацией, чем другие.
Получение информации, необходимой для принятия экономических решений любого уровня — от покупки овощей у уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране, — требует специальных усилий, затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные траты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективно своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной — доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи обработки информации это ограничение теряет силу).
Неравномерность распространения информации ведет к тому, некоторые из субъектов рынка, располагающие большей информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения. Поэтому результаты экономической деятельности (прибыль) будут распределяться в пользу именно этих субъектов рынка. Таким образом, величина прибыли будет зависеть не только от ресурсных вложений, но и от информации. Благодаря владению информацией субъект рынка получает больше прибыли, чем конкуренты, при равных или даже меньших.
3. Неспособность производить — общественные блага. Как известно, «общественными благами» называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры, такие, как маяки. На «общественные блага» не распространяется принцип исключения, то есть потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом [6, 10].
Можно разделить «чистые» и «условные» «общественные блага». Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы. Например, возможность пользоваться светом маяка для моряков не изменится, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно «пользователей» маяка увеличится. Доступ иметь «условных» «общественных благ» все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость не настолько велика, чтобы отнести «условные» «общественные блага» к обычным товарам и услугам.
Рынок не в состоянии производить «общественные блага», потому что невозможно (а точнее, очень сложно) измерить «полезность», получаемую каждым членом общества при потреблении «общественного блага». Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек за пользование «общественным благом». Например, нельзя определить, какова «полезность» гражданина А, получаемая от «потребления» национальной обороны, и как она отличается от аналогичной «полезности» гражданина В. (Для «условных» «общественных благ» такую полезность иногда можно установить, благодаря чему появляется возможность оказывать платные услуги на рыночных принципах. Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты «общественного блага» и получать прибыль от предоставления «общественных благ» частными лицами или организациями [9, 249].
4. Особое место среди «провалов» рынка занимает неспособность рынка устранить — «внешние эффекты» («экстерна» Экстерналий — это дополнительные выгоды или издержки, возникшие как побочный эффект от деятельности других лиц. Экстерналии не являются результатом деятельности тех кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов является исключительно результатом деятельности других субъектов (например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии (потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.
5. Неспособность соблюдать социально приемлемые границы «равенства» в распределении доходов. Рынок нейтрален к социальным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию концентрации богатства на одном полюсе и бедности — на другом полюсе. [6, 12].
Эти неоптимальные или нежелательные для общества решения вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования.
Такие «провалы» рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства и неспособность производить общественные блага, компенсируются государственной социальной политикой и работой государственного сектора экономики [12, 340].
2 Государство в системе экономических отношений
рыночной экономики
2.1 Необходимость регулирования и функции государства
в рыночной экономике
Выделим те социально-экономические проблемы, которые не подвластны рынку.
В первую он включает три подгруппы сфер хозяйствования, которые образуют минимально необходимые границы регулирования рынка.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
... социально – экономический анализ в Республике Казахстан. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 1.1. Понятие, виды, цели и задачи фискальной политики. Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические ... без участия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах экономического цикла. Так, на фазе подъема экономики, когда растут ...
Социально экономическая модель рынка
... войти в отрасль. Глава1. Модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Для того чтобы отдел маркетинга успешно осуществлял свою деятельность по реализации продукта, необходимо ... позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью «разочаровывающего эффекта». Каждая система – биологическая, физическая, экономическая стремится к равновесию. ...
Общественные блага и их роль в социально-экономическом развитии
... благ: общегосударственные. Это такие блага, которые распространяются на территории всего государства (обладают общегосударственным значением). К ним относятся, к примеру, деятельность ... национальной экономике есть чрезвычайно широкая классификация благ. Зависимо от их видовой принадлежности благ, определяются ... (частные блага) отличаются тем, что могут использоваться лишь одним членом общества и могут ...
1. Сфера снабжения экономики нужным количеством, так называемых центральных денег (рублей, гривен, долларов и т.д.).
роли монополиста (эмитентом чеков и иных денежных заменителей выступают коммерческие банки).
2. Неспособность рынка производить общественные блага, т.к. не все блага могут быть оценены рынком. Механизм спроса и предложения не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе. Другими словами, существуют такие потребности, которые невозможно измерить в прямой стоимостной оценке (в деньгах) и превратить в спрос. Речь идет об услугах общего, коллективного пользования, потреблять которые можно не неся на то затрат: государственном управлении, хлорировании питьевой воды, вакцинации, внешней и внутренней безопасности, функционирование судебных органов и т.д. Причем, эти блага не имеют ничего общего с природными свободно доступными благами [7, 320].
Эта группа благ бесплатна и доступна всем членам общества (кроме «условных общественных благ», которые имеют некоторую зависимость от количества пользователей, например, частота вызовов в службе «скорой помощи»), потребление имеет коллективный характер, финансирование производства этих благ осуществляется государством через (прогрессивную) налоговую систему.
Из концепции общественных товаров были сделаны следующие выводы для экономической политики государства. Во-первых, поскольку гражданин покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами и расходами государственного бюджета, который формируется из налогов [8, 109].
Во-вторых, структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары, иначе этот спрос не будет удовлетворен.
Практическая значимость этих выводов в том, что функционирование рынка общественных благ само по себе в условиях рынка невозможно, поэтому необходимо действие государственной функции эффективного удовлетворения потребностей в общественных благах.
3. Рыночный механизм порождает внешние эффекты (экстерналии — externalities) . Для компенсации потерь, порожденных внешними эффектами, требуется вмешательство государства. (По мнению ряда экономистов проблема внешних эффектов решения не имеет) [7, 325].
Рыночный характер производства и потребления формирует своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты зачастую нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение экономических ресурсов. Поэтому политика по отношению к внешним эффектам также является важной функцией государства. При этом государство обеспечивает псевдорыночное равновесие, переводит отрицательные внешние эффекты в положительные и как бы выправляет несовершенство рынка, у которого нет стимулов для сохранения природы, окружающей среды.
Во вторую группу А. Лившиц включает другие сферы хозяйствования. Образующие максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Механизм рынка одновариантный с точки зрения доходов. Поэтому вторжение государства в сферу социальных отношений, социальных ценностей, перераспределения доходов также крайне необходимо. Ибо любой экономический рост имеет смысл лишь тогда, когда он направлен на процветание нации.
Перераспределение дохода и богатства связано с тем, что рынок признает справедливыми доходы, полученные только в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства и в зависимости от эффективности их использования.
Но в обществе есть лица неимущие, нетрудоспособные и безработные, которые не могут получать доходы на основе распоряжения «отсутствующими» средствами производства. Кроме того, существуют и владельцы факторов производства, но рыночное распределение доходов по своей природе не может гарантировать минимальный уровень доходов. Наконец, те лица, которые заняты производством общественных благ, могут рассчитывать только на заботу государства, а не рынка.
Следовательно, то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Поэтому государство вправе вмешиваться в перераспределение доходов [8,78].
Для рыночно развитых стран понадобилось время, испытание социальных конфликтов, чтобы прийти к общественному согласию в сфере перераспределения доходов через налоговую систему. Иначе в конечном итоге будет снижаться эффективность экономики.
Определение приоритетов макроэкономического развития, необходимо определять, что важно для нужд сегодня и сколько на то потребуется ресурсов, как быстро последует отдача. Особенно важно то, что рынок не обеспечивает устойчивость макроэкономического равновесия, в особенности между инвестиционным спросом и предложением, а также — в сфере занятости. Рынок внутренне неустойчив, для него характерен циклический характер воспроизводства [1, 55].
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм
Методы государственного регулирования экономики можно подразделить на административные и экономические. Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Они применяются при прямом вмешательстве государства в экономику. В странах с развитой рыночной экономикой прямое вмешательство государства ограничено . Насчитывается несколько областей, где административные методы не только эффективны, но и имеют явное преимущество перед другими [5, 167].
1. Государственный контроль над монопольными рынками. Для ограничения монополизма используется государственное регулирование цен (установление их верхнего потолка), установление для предприятий — монополистов предельных уровней рентабельности и разукрупнение их.
2. Поддержание минимально допустимых доходов населения: гарантированный уровень минимальной зарплаты, пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, выплаты дотаций населению при повышении цен и т.п.
3. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. В данном случае применяются таможенные барьеры, квотирование (установление определенных квот) экспорта и импорта отдельных товаров или товарных групп, лицензирование внешнеторговой деятельности.
4. Дотации и поддержание убыточных отраслей и предприятий.
Экономические (косвенные) методы регулирования рыночной экономики базируются на создании дополнительного материального стимула для изменения деятельности субъектов хозяйствования в нужном государству направлении.
К ним относятся:
1. Ускоренная амортизация, или точнее, ускоренное амортизационное списание основного капитала. В современных условиях оно является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике, действенным инструментом воздействия на хозяйственный цикл и занятость. Суть его в том, что, изменяя нормы и ставки амортизационного списания, государственные органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования новых капиталовложений.
2. Косвенное воздействие на цены. Оно осуществляется или путем регулирования ставки налога, на добавленную стоимость включаемого в цену товара (услуги), или в результате регулирования экспорта и импорта путем освобождения экспортеров от налогов, предоставления экспортных субсидий, льготных кредитов и других мер воздействия на внешнеторговые цены. Можно отметить, что все экономические методы, используемые государством, независимо от поставленной цели косвенно воздействуют на ценообразование.
3. Внешнеэкономическое регулирование, осуществляемое путем изменения учетной ставки налогообложения, льгот и субсидий, кредитования экспорта или импорта, привлечения иностранной рабочей силы, участия в международных экономических и финансовых организациях и др.
4. Государственное экономическое программирование, направленное, как правило, на стимулирование развития отдельных отраслей народного хозяйства (чаще всего — сельское хозяйство), регионов, социальной сферы, фундаментальной науки. В рыночной экономике программирование может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер. Оно связано с государственным финансовым стимулированием, субсидиями, налоговыми льготами, государственными заказами и закупками.
5. Денежно-кредитная, бюджетная и фискальная политика. Сущность этих методов государственного регулирования излагается в соответствующих главах данного пособия [12, 408].
Переход к рыночной экономике и связанная с ним необходимость создания конкурентной среды выдвигают на первый план задачу преодоления монополизма в экономике республики. Как и другие страны СНГ, Республика Беларусь отличается высокой степенью монополизации в машиностроении, приборостроении, производстве грузовых автомобилей и тракторов, электронно-вычислительной техники и других отраслях народного хозяйства. К началу переходного периода сформировались три формы монополизма: государственный, ведомственный и производственный. Государственный монополизм проявляется во всеобщем огосударствлении собственности и управления, ведомственный — в отчуждении функций управления у непосредственных производителей товаров и услуг и передаче их министерствам и ведомствам, производственный монополизм основан на сосредоточении подавляющего большинства выпускаемой продукции на крупных и крупнейших предприятиях [4, 89].
Преодоление монополизма в республике решается путем создания соответствующей законодательной базы и регулирующей деятельности государства. В 1993 г. был принят Закон «О противодействии монополистической деятельности и раз витии конкуренции». В нем предусматриваются меры, в основном запретительного характера (запрет слияния нескольких предприятий в одно, запрет на превышение установленного потолка цен и др.)по отношению к деятельности предприятий-монополистов. Антимонопольные действия государства включают прямое вмешательство и косвенные меры. Прямое вмешательство предусматривает: жесткое регулирование уровня цен, установление фиксированных норм рентабельности, разукрупнение предприятий, запрет на слияние. Косвенные меры включают: установление норматива уровня рентабельности; обязательное публикование цен предприятий-монополистов; регулирование доли рынка, на котором действует монополия [9, 123].
2.3 «Провалы» государства
«Провалы» рынка привлекали наибольшее внимание теоретиков в первой половине XX в., когда западная рыночная система претерпевала глубокие изменения, переходя от раннего конкурентного капитализма к сложной социально-экономической системе с высоким уровнем негосударственного регулирования и социальной защиты. С течением времени, однако, накопился большой материал о серьезных недостатках государственного регулирования, обусловленных самим характером государства как участника экономического процесса. По аналогии с «провалами» рынка их стали называть «провалами» государства.
«Провалы» государства. «Провалы государства — это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые не оптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества» [11,450].
К «провалам» государства относятся следующие.
1. Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений. Взаимоотношения государственных органов и негосударственных экономических организаций строятся таким образом, что последние всегда стремятся манипулировать информацией, поступающей в государственные органы. Например, они могут преувеличивать социальную значимость своего производства или трудности своего экономического положения для того, чтобы получить государственные субсидии. Зачастую частные предприниматели занижают объемы своего оборота, стремясь уменьшить налоговые отчисления. Приступая к крупным экономическим проектам, например к финансированию строительства большого предприятия совместно с частным капиталом, государственные органы хуже знают состояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом рынке.
2. Бюрократизм в принятии экономических решений. Современное государство является очень сложным социальным организмом, и принятие решений всегда требует длительных и трудных согласований между различными ведомствами. Сложная процедура выбора информации и согласования зачастую оборачивается неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества решение.
3. Недостаток контроля общества над бюрократией. Это самый существенный «провал» государства. В силу профессионализации управленческих функций и многих других причин высшие государственные структуры, особенно не избираемые исполнительные органы, приобрели известную автономность от общества даже в самых демократических странах. Это позволяет бюрократии в процессе экономического управления преследовать собственные цели, чаще цели упрочения своего высокого положения в обществе, получения дополнительного государственного финансирования и увеличения бюрократических структур. Государственные органы часто ведут своеобразный «торг» между собой в связи с принятием важных экономических решений. Например, какая-либо структура исполнительной власти добивается согласия других органе поддержку ее экономических инициатив в парламенте в обмен содействие в решении других вопросов. В современной теории это называется «бюрократический рынок». Поэтому решения, которые принимают государственные органы, часто служат интересам огромного государственного аппарата или его частей, а не общества в целом.
4. Несовершенство политического процесса. В современном демократическом обществе принятие экономических решений тесно увязано с политическими интересами властных структур. Примером могут служить экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы могут смягчать экономическую политику, например увеличивая социальные льготы, и избегают непопулярных мер. Трудные экономические решения обычно переносятся на начало следующего избирательного цикла. Еще одним примером влияния политического процесса на экономику является лоббирование региональных проблем в ущерб интересам всего общества.
5. Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя производитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с затратами разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтобы минимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры зарплатой работников и служащих, расходами на сырье, материалы, энергоносители и т. д.) и результатами ее деятельности [10, 303].
Анализ «провалов» рынка и государства показывает, что в сложном современном обществе неправомерно делать односторонний упор на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной и государственной форм организации экономической деятельности, требуют их сбалансированного сочетания путем развития гибкой и адаптивной (способной приспосабливаться к внешним требованиям) институциональной системы.
В течение последних десятилетий вопрос о роли государства в экономике занимает одно из центральных мест в экономической теории. В мире постоянно менялось отношение к государству в развитых странах — от полного отрицания вмешательства государства в повседневную экономическую жизнь и сведения его роли до положения «Ночного сторожа» до односторонней ориентации на государственное регулирование как способ решения социально-экономических проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».
Решение вопроса о необходимой мере участия государства в экономике должно опираться на простое суждение: государству следует знатъ то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы» [7,133].
3 Особенности и направления государственного регулирования
Российской экономики
С начала 90-х гг. XX в. Россия переживает глубокие перемены. Они связаны с переходом на рыночную модель хозяйствования. Процесс экономической трансформации в нашей стране идет неоднозначно и, по всей видимости, займет длительный период времени.
На первых этапах реформирования экономики достаточно жестко соблюдался принцип экономического либерализма — дать неограниченный простор рыночному саморегулированию и резко ограничить государственное вмешательство в экономические процессы. С точки зрения высших интересов России такой путь себя мало оправдал. Это обстоятельство добрый десяток лет проходило мимо сознания правящей элиты. И только сравнительно недавно стало приходить понимание, что без помощи государства невозможно ни сформировать эффективно действующую рыночную систему хозяйствования, ни успешно регулировать ее функционирование.
Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.
Конкретными областями государственного регулирования является:
а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;
б) структура национального хозяйства — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;
в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка темпов экономического роста;
г) денежное обращение, финансы страны, бюджет и межбюджетные отношения;
д) окружающая среда и экологическое равновесие;
е) научно-инновационный потенциал страны;
ж) система образования и подготовки кадров;
з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.
Конкретные области и используемые методы государственного воздействия на экономику на том или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:
1) уникальные пространственные масштабы российской экономики;
2) особые требования, предъявляемые со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;
3) незавершенность процессов формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;
4) огромная дистанция по уровню экономического и социального развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.
5) уникальная сложность природно-климатических условий для хозяйственной деятельности и проживания людей на значительной части территории страны;
6) наличие устойчиво сильных исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.
С учетом незавершенности в России процессов трансформирования экономической системы в современную систему рыночного типа механизм и методы государственного регулировании в значительной мере сориентированы на осуществление целого ряда институциональных преобразований.
Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков институционализм (Д. Норта и др.) институты — это «правила игры» в обществе, это созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике остается серьезнейшим компонентом дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.
Вместе с тем институциональные мероприятия не являются какой-то отдельной самоцелью, достигаемой в ходе трансформационных процессов. Они должны осуществляться не ради формы (подражания каким-то «совершенным» институтам в мире), а для достижения содержательных целей, связанных с подъемом производительных сил страны, выводом экономики на более высокие параметры конечной эффективности, повышением уровня благосостояния народа.
Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и сложную научную проблему, которой занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической науки.
Итак, значение институтов состоит в том, что они определяют характер и направления экономической деятельности. Иными словами, институты задают «правила игры» для экономических субъектов. Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться.
Таким образом, в России в последние годы стали уделять все большее внимание государственному регулированию отдельных областей посредством реализации различных национальных проектов, призванных обеспечить нормальное эффективное функционирование экономики в целом.
Заключение
В течение последних десятилетий вопрос о роли государства в экономике занимает одно из центральных мест в экономической теории. В течение времени менялось отношение к государству в развитых странах — от полного отрицания вмешательства государства в повседневную экономическую жизнь и сведения его роли до положения «Ночного сторожа» до односторонней ориентации на государственное регулирование как способ решения социально-экономических проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».
Решение вопроса о необходимой мере участия государства в экономике должно опираться на простое суждение: государству следует знать то, что не может делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы».
Если оставить в стороне административно-правовые задачи, стоящие перед государством (формирование рамочных условий экономической деятельности), и сосредоточиться на чисто экономических функциях, то они состоят в следующем.
Производство — общественных благ. Наряду с обороной и охраной общественного порядка важное место среди «общественных благ» занимает транспортный сектор: автомобильные и железные дороги, мосты, каналы и т.д.
Регулирование — естественных монополий — в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства и т. д. Напомним, что естественными монополиями называются такие сферы экономической деятельности, где удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг, тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.
Устранение чрезмерного социального неравенства с помощью инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации нуждающимся и т. д.).
Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание валютного курса, ограничение внутреннего и внешнего долга и т. д.).
Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста. Зачастую государству приходится активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма, падает эффективность всей экономики.
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/funktsionalnaya-zavisimost-ryinka-gosudarstva-i-potrebitelya/
1. Астапов К. Социально- экономическое развитие: итоги и перспективы //Экономист.–№9. –2004.
2. Астапов К. Переход к модели ускоренного развития экономики. //Экономист. – №8.–2003.
3. Брич А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы экономики. . – №5. – 2005.
4. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник./. Кушлин В.И. – М.: РАГС, 2006.
5. Клепач А. Экономический рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики. – №8. – 2004.
6. Матеров И.С. Перспективы и направления социально-экономических преобразований при модернизации России// Общество и экономика. – № 11-12. –2001.