Формы и методы воспитательного воздействия на осужденных

Известно, что осужденный, временно изолированный от общества, отрывается от привычной жизненной среды, что существенно снижает его адаптационные способности. При этом, освобождаясь из мест лишения свободы, человек возвращается уже в изменившиеся социально-экономические условия. Незнание новых правил общественной жизни воспринимается им как их отсутствие, или возможность создать свои. Поиски выхода из такой сложной в социально-психологическом плане ситуации часто приводят к совершению новых преступлений. Организация и содержание воспитательной работы с осужденными во время отбывания наказания, их правовое регулирование должно облегчить им решение подобных проблем и способствовать более успешной ресоциализации и адаптации в обществе после освобождения [5].

Как показывает практика, в тех исправительных учреждениях, где воспитательная работа с осужденными осуществляется на низком уровне или формально, неизбежно накапливаются факты противоправного поведения осужденных. Отсутствие позитивного воспитательного воздействия на осужденных со стороны администрации при этом замещается психологическим воздействием со стороны криминально настроенной части осужденных. Соответственно при недостаточном внимании к решению социальных проблем снижается и восприятие осужденными воспитательного воздействия.

Многолетний опыт деятельности исправительных учреждений показывает, что несмотря на широкий комплекс различных педагогика-воспитательных средств и методов, применяемых по отношению к осужденным, цели их перевоспитания к сожалению, редко достигаются, многие лица, отбывшие наказание, в виде лишения свободы вновь совершают преступления. В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного воздействия в исправительных учреждениях, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, что позволит воспитателю успешно организовывать и руководить процессом воспитания в состоянии полной или частичной изоляции осужденных от общества.

Раскрытию особенностей и закономерностей воспитания в условиях пенитенциарных учреждений посвящена данная работа.

1. Понятие и структура воспитательной системы и воспитательного воздействия в исправительном учреждении

22 стр., 10631 слов

Социальная работа с осужденными

... также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия. Все это позволяет дифференцировать наказание и исправительное воздействие в местах лишения ...

Воспитательный процесс — определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Воспитательное воздействие в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц, совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

На осужденного влияют и обстановка ИУ, и настроение ближайшего социального окружения, и сложившаяся система его отношений с другими осужденными, сотрудниками, близкими родственниками, друзьями, знакомыми, и многое другое. На него непосредственно и опосредствованно в течение суток оказывается влияние большого количества источников воздействия. Практически же они могут быть частично или полностью нейтральными, если воспитуемый остается лишь объектом воздействия и не становится одновременно субъектом перевоспитания, когда он начинает проявлять соответствующую активность в преобразовании (превращении) собственных природных и социально приобретенных способностей и возможностей в общественно значимые побуждения, поступки, действия. Стремление личности к самосовершенствованию определяется социально-психологической атмосферой в ИУ, всем комплексом воздействующих факторов. Система воспитательного воздействия строится таким образом, чтобы она базировалась на широкой общественно полезной деятельности осужденных, развивала социально значимую активность личности, высокую требовательность к себе, к самоконтролю за нравственным поведением в коллективе и вне него [6].

В науке уголовно-исправительного права и пенитенциарной педагогике исправление рассматривается в качестве результата комплексного воздействия на личность осужденного, которое превращает его в безопасного и для общества человека (нравственное исправление).

Вместе с тем степень исправления конкретного осужденного всегда индивидуальна, следовательно, и достижение цели исправления может быть разным. Главное здесь — изменить искаженные нравственные ориентации осужденного, обуславливающие совершение преступлений, на позитивные социально полезные. Поэтому в ч.1 ст.9 УИК РФ исправление осужденных определяется как формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование право послушного поведения. Исправление является главной линией уголовно-исполнительного законодательства, на указанном понятии базируется большинство норм УИК РФ.

Основными направлениями воспитательной работы выступают нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению (ст. 110 УИК РФ) [1].

Нравственное воспитание осужденных к лишению свободы предполагает ознакомление их с нравственными ценностями человеческого обществ, формирование на этой основе всей личности осужденного, его жизненной позиции, утверждение в сознании осужденного моральных принципов и норм, нравственных идеалов и убеждений.

Правовое воспитание осужденных к лишению свободы направленно на формирование у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его точному и неуклонному соблюдению. Правовое воспитание, пропаганда законов и позитивного опыта право послушного поведения непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения.

15 стр., 7416 слов

Особенности исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы ...

... лишения свободы в отношении женщин обусловлена, как уже отмечалось выше, их физиологическими и психологическими особенностями. Перечисленные обстоятельства характеризуют специфику международно-правовых правил обращения с осужденными женщинами, ... быть навязано средствами экономического, политического или военного воздействия, что призвано сохранить государственный суверенитет. Необходимо отметить, ...

Трудовое воспитание осужденных к лишению свободы представляет собой формирование трудовых навыков и умений у осужденных, развитие у них психологической готовности и потребности трудиться с пользой для общества. Привлечение осужденных к труду должно убедить их в том, что честный трудовой образ жизни — единственно правильный приемлемый для них дальнейший путь.

Физическое воспитание осужденных включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий. Оно направленно не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания наказания.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, эстетическое, экологическое воспитание.

Процесс перевоспитания в пенитенциарных учреждениях организуется в жестких правовых рамках, что обусловлено специфическим объектом воздействия — осужденными, их правовым статусом. Правовая регламентация процесса перевоспитания вызывается, прежде всего, необходимостью соблюдения законности при исполнении уголовного наказания.

Правовому регулированию подвергается практически все основные элементы педагогической системы:

  • производственная, общественная, учебная, бытовая и другие сферы жизни осужденных;
  • служебная деятельность сотрудников, воспитателей;
  • взаимоотношения сотрудников и осужденных;
  • применение основных средств исправления и перевоспитания, форм и методов педагогического воздействия.

Заметим, что строгие правовые рамки несут в себе положительный воспитательный потенциал. Они способствуют выработке соответствующего отношения к закону, к требованиям и традициям общества, формируют дисциплинированность и ответственность, умение соотносить свои потребности и возможности с потребностями других людей.

В реальном процессе перевоспитания часто возникают противоречия между педагогической целесообразностью и правовыми предписаниями. Педагогический процесс творческий, требующий постоянного изменения, совершенствования форм, средств и методов воздействия, а правовая форма явление более консервативное. Правовая норма не может отразить в себе всю индивидуальность личности и многообразие возникающих педагогических ситуаций, она является обобщающим предписанием. Педагогические же решения всегда рассматривают конкретную личность. Они во многом определяются ситуацией, особенностями личности как воспитуемого, так и воспитателя. Взаимное влияние педагогики и права расширяет сферы их положительного воздействия на осужденных и усиливает процесс исправления их личности. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы определенны в ст.110 УИК РФ.

Воспитательная работа проводится в трех основных формах:

1) индивидуальной;

2) групповой;

3) массовой.

При этом широко применяются психолого-педагогические методы воздействия на отдельных осужденных и их группы. Массовые формы (лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера и др.) используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий. Более распространенным являются групповые воспитательные мероприятия (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.).

4 стр., 1629 слов

Невротическая личность в работах Карен Хорни

... При понимании неврозов по Хорни, «невротическая личность» – широкий круг лиц, живущих в соответствующей культуре. Наш образ жизни, наши взаимоотношения очень похожи на ... культурах, но и во времени, в пределах одной и той же культуры. Например, «В наше время, если зрелая и независимая ... для 40-летней женщины является нормой, в то время, как мужчина в аналогичной ситуации будет считаться невротиком.» ...

Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.

В соответствии с приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд осужденных создается в структуре исправительных учреждений с целью обеспечения управления исправительным процессом и создания оптимальных условий отбывания наказания осужденными в соответствии с требованиями УИК РФ. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствие с актами Минюста России в исправительной колонии в пределах 50-100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных, в воспитательной колонии — 120 человек [3].

Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными.

В содержание индивидуальной работы входят:

  • изучение характера взаимоотношений в среде осужденных;
  • выявление неформальных лидеров;
  • разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимся к различным классификационным категориям;
  • составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами;
  • организация самовоспитания и аттестация осужденных;
  • организация работы по склонению осужденных к явке с повинной;
  • погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения, который имеет высшее или среднее профессиональное образование (педагогическое, психологическое или юридическое).

Индивидуальная воспитательная работа включает в себя систему целенаправленных психолого-педагогических и режимно-правовых воздействий, применяемых с учетом индивидуальных особенностей личности. Индивидуальную воспитательную работу в ИУ организует начальник отряда. Для ее правильной организации и проведения необходимо предварительное изучение личного дела осужденного, в том числе — с помощью психологических тестов. Индивидуальная работа базируется на индивидуальном подходе. Он предполагает организацию педагогического воздействия на конкретного осужденного, основанного на знании его черт личности и условий жизни. Тогда индивидуальную воспитательную работу можно определить, как систему целенаправленного воздействия субъектов на объект — осужденного. Изучение личности осужденного сложный и длительный процесс, требующий соблюдения следующих педагогических принципов:

13 стр., 6021 слов

Социальная работа с осужденными

... направления социальной работы с несовершеннолетними преступниками в специальных учреждениях. Основными задачами работы являются: охарактеризовать пенитенциарную систему в РФ; рассмотреть основополагающие принципы пенитенциарной социальной работы; обозначить основные формы и методы социальной работы с различными категориями осужденных; ...

  • взаимосвязь изучения и воспитания;
  • плановость изучения (изучать личность не от случая к случаю, а постоянно по специальной программе);
  • целенаправленность изучения (почему один испытывает напряженность, другой не хочет учиться и т.д.);
  • непрерывность и преемственность изучения;
  • всесторонность изучения;
  • изучение личности в развитии;
  • взаимопроверка сведений о конкретной личности.

Содержание воспитательной работы в отряде зависит от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный. Условно можно выделить:

  • адаптация к условиям ИУ (начальный этап);
  • реализация комплекса средств исправления (основной этап);
  • подготовка к освобождению (заключительный этап).

На начальном этапе проводится углубленное ознакомление с личным делом осужденного и психолого-педагогическое изучение личности с выявлением отношения к совершенному преступлению и назначенному наказанию, установлением степени криминальной зараженности и педагогической запущенности. По тому, как проходит процесс социально-психологической адаптации к условиям ИУ, определяется степень восприятия осужденным условий отбывания наказания и оказываемого на него исправительного воздействия.

Результатом первичного изучения личности осужденного должен стать индивидуальный социально-психологический портрет (характеристика), включающий в качестве разделов уголовно-правовую, социально-демографическую, психолого-педагогическую и иную информацию. Такую работу проводит начальник отряда во взаимодействии с сотрудниками психологической, режимной и оперативной служб, медсанчасти. Результаты отражаются в документации начальника отряда.

В целом на начальном этапе с каждым осужденным проводится:

  • ознакомительно-ориентационные беседы начальника отряда, в ходе которых выявляются личностные установки по отбытию наказания, круг общения, социальный статус среди осужденных, социально-полезные связи на свободе, отношение к факту совершенного преступления и наказания, степень осознания вины, личные перспективы, согласование вопросов трудоустройства в колонии;
  • разъяснение требований установленного порядка отбывания наказания и правил внутреннего распорядка ИУ;
  • наблюдение и контроль со стороны начальника отряда, членов совета воспитателей отряда, а также общественных формирований за его поведением, трудовой деятельностью, кругом общения, взаимоотношениями с другими осужденными и представителями администрации, участием в проводимых мероприятиях;
  • контроль за выполнением различных поручений администрации, постепенное приобщение к жизни отряда;
  • в случае необходимости, корректировка его поведения с помощью бесед и мер общественного и дисциплинарного воздействия;
  • составление плана индивидуально-воспитательной работы на период адаптации и перспективного плана работы с осужденным на весь период отбывания наказания (предлагаемый перечень вопросов может быть изменен и дополнен).

Затем начальник отряда с помощью психолога и социального работника составляет комплексную программу исправления осужденного, результаты которого отражаются в электронном дневнике индивидуальной воспитательной работы.

43 стр., 21096 слов

Психологические особенности несовершеннолетних лиц, отбывающих ...

... так же предупреждению совершения новых преступлений. Цель работы - исследовать психологические особенности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и роль психологического сопровождения в процессе исправления осужденных. Для достижения цели были поставлены и решены следующие ...

На основном этапе проводится целенаправленная и дифференцированная воспитательная работа с учетом индивидуальных особенностей каждого осужденного, выявленных на начальном этапе, по составленной комплексной программе исправления.

Осужденные, находящиеся на основном этапе отбывания наказания, привлекаются ко всем групповым и массовым мероприятиям, проводимым на уровне отряда и колонии в целом. С каждым осужденным проводится углубленная индивидуальная воспитательная работа.

На основном этапе может быть осуществлен перевод осужденного, в соответствии с установленными законом требованиями и достигнутыми результатами исправления, в облегченные условия отбывания наказания. Такой перевод может быть осуществлен как внутри одного и того же отряда, так и сопровождаться переводом в другой отряд.

В целом на основном этапе осуществляется:

  • определение перспективы прогрессивного перевода на другие условия отбывания наказания (ежегодно);
  • привлечение к мероприятиям, проводимым в отряде (постоянно);
  • ознакомление с методиками самовоспитания (ежемесячно);
  • проведение аттестации (ежегодно);
  • заслушивание на заседании Совета воспитателей отряда;
  • контроль за соблюдением личной гигиены (еженедельно);
  • контроль за отношением к лечению (постоянно);
  • контроль за отношением к работе (постоянно);
  • контроль за взаимоотношениями среди осужденных в отряде (постоянно);
  • контроль за дружескими связями (постоянно);
  • контроль за содержанием спального места (постоянно);
  • определение отношения к соблюдению режима (постоянно);
  • определение отношения к воспитательным мероприятиям (постоянно);
  • изучение переписки (постоянно);
  • выявление психологических и нравственных изменений за период отбывания наказания (до очередной аттестации);
  • определение отношения в коллективе (ежемесячно);
  • возложение поручений на осужденного и осуществление контроля за его исполнением (постоянно);
  • проведение работы по укреплению социально-полезных связей (ежеквартально);
  • сбор и обобщение независимых характеристик (каждое полугодие).

На заключительном этапе проводится целенаправленная работа по подготовке к освобождению. На основе этого осуществляется:

  • организация школы по подготовке осужденного к освобождению (за год до освобождения);
  • рассмотрение вопросов трудового, бытового устройства после освобождения путем проведения бесед с осужденным и рассылкой запросов по будущему месту жительства (за полгода до освобождения);
  • проведение социально-психологических тренингов (за год до освобождения);
  • решение вопросов о предоставлении краткосрочного отпуска за пределы ИУ (за полгода до освобождения).

При реализации данного этапа начальник отряда наиболее тесно взаимодействует со службой социальной работы ИУ. Целесообразно также привлекать к работе психолога для проведения психологических тренингов, воспроизводящих вхождение в реальную жизнь после освобождения с выработкой соответствующих психологических установок.

Записи в дневниках индивидуальной воспитательной работы с осужденными проводится не реже одного раза в полугодие в виде расширенной характеристики поведения, осужденного за прошедшее полугодие и результатами выполнения запланированных мероприятий с постановкой задач на следующее полугодие, либо в соответствии с запланированными конкретными сроками.

12 стр., 5534 слов

Адаптационные процессы в социальной работе и методы их регулирования

... так и завершающим этапом в процессе исправления и перевоспитания (ресоциализации) осужденных. Цель данной работы: определить роль и место адаптационных процессов в социальной работе с воспитанниками ИТУ и ... его скрытых возможностей, помогающих полноценно включиться в процесс социальной адаптации как активной личности. Глава II. Социальная работа с воспитанниками ИТУ 2.1 Особенности старшего ...

Вместе с тем это не означает, что воспитательная работа осуществляется только начальником отряда. В исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения — педагог и воспитатель.

2. Особенности воспитательной системы и воспитательного воздействия с осужденными в исправительном учреждении

Организация воспитательного воздействия на осужденных их перевоспитание требует значительных усилий со стороны сотрудников учреждения, участвующих в этом процессе. Существует необходимость применения особого подхода к преодолению внутреннего сопротивления воспитуемых. Главный признак личности, преступившей закон — это резкое негативное отношение к воспитательным воздействиям, стойкое внутреннее сопротивление им. Не редко у осужденного такое сочетание отрицательных качеств личности, дисгармоническое развитие черт характера, которые при наличии негативизма и внутреннего сопротивления составляют огромную трудность в их перестройке. В структуру личности осужденного входят: прочные криминальные или антисоциальные установки, привычки антиобщественного поведения, неадекватная защитная доминанта, не восприимчивость к воспитательным воздействиям, неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка, отягощение отрицательных черт личности психическими аномалиями, а также сдвиги в структуре личности (заострение черт характера, возникновение различных «комплексов» сверх ценности своего «я» или своей неполноценности) [7].

Причины сложности воспитания осужденных весьма многообразны. Нередко их видят в детской безнадзорности, недостатке семейного воспитания, отрицательном влиянии улицы, микросреды и т.п. Это правильно лишь отчасти. Ведь разные лица, выросшие в одинаково неблагоприятных условия, по-разному реагируют на воспитательные воздействия: одни, совершив правонарушение и попав в места лишения свободы, быстро исправляются и перевоспитываются, а другие оказываются трудно поддающимися перевоспитанию.

Особенностью, правильнее будет сказать, трудностью осуществления воспитательного воздействия на осужденных является следствие комплекса социальных и индивидуально-личностных факторов. Социальные факторы (асоциальное окружение, семейное неблагополучие, трудовая неустойчивость и т.п.) создают каждый раз последовательно складывающиеся ситуации на жизненном пути человека, которые ему приходиться разрешать. А выход из них каждый раз зависит от тех внутренних условий, которые у личности к этому времени имелись. Последовательное неправильное разрешение жизненных ситуаций ведет к накоплению асоциального опыта, возникновению различных комплексов.

Воспитательное воздействие в исправительных учреждениях проходит в условиях полной изоляции осужденных от общества, которая определяет ее специфику. Изоляция как профилактическое средство весьма противоречива. С одной стороны, она позволяет оградить правонарушителя от привычной для него среды окружения, влияния лиц на его преступное поведение, с другой стороны ведет к обрыванию полезных связей с близкими родственниками, помещает его в среду, отличающуюся специфической субкультурой, уголовными традициями, ценностями и обычаями. Эта среда оказывает отрицательное влияние на исправление осужденных, создает трудности в процессе исправления их личности. Осуществляя воспитательное воздействие, следует иметь в виду, что условие его эффективности зависят от срока наказания и времени исправления осужденного. Не редко возникают ситуации, когда тяжесть совершенного преступления не адекватна степени криминальной и педагогической запущенности личности. Это приводит к тому, что для одних срок наказания может быть не достаточным для исправления их личности, для других — превышает необходимый, возникающее противоречие между сроком наказания и временными рамками процесса исправления, что необходимо учитывать при организации воспитательной работы с каждым осужденным индивидуально.

13 стр., 6499 слов

Субъект преступления и личность преступника

... вменяемости и невменяемости субъекта преступления. 4. Рассмотреть понятие личности преступника и влияние свойств личности на уголовную ответственность. 5. Проанализировать правоприменительную практику назначения наказания с учетом личности преступника. Поставленные цели и задачи обусловили структуру данной работы. Она ...

Процесс перевоспитания в пенитенциарном учреждении осуществляется в условиях исполнения наказания, поэтому он воспринимается осужденными через призму кары. Отрицательное отношение к каре, создает в сознании правонарушителей смысловые и эмоциональные барьеры, которые препятствуют усвоению ими нравственных и правовых норм общества. Таким образом, специфические условия отбывания наказания определяют особенности воспитательного процесса в условиях исправительного учреждения.

В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных. Кроме того, участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении их степени исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч.2 ст.109 УИК РФ).

Уголовно-исправительным законодательством (ч.2 ст.110 УИК РФ) закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных [1].

В процессе воспитательной работы с осужденными используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

3. Закономерности, критерии и степени исправления, осужденных

3.1 Понятие исправления осужденных

Понятия «исправление» и «перевоспитание» употребляются в трех аспектах:

1) для обозначения цели деятельности органов, исполняющих наказание, как юридическое воплощение психологического принципа исправимости личности;

2) для характеристики процесса изменения и перестройки личности осужденного;

3) для обозначения результатов, достигаемых в деятельности органов, использующих наказание.

При этом законодатель употребляет понятие «исправление» и «перевоспитание» вместе, подчеркивая их взаимную связь и неразрывность. Однако, нельзя их отождествлять, надо видеть и их различия.

10 стр., 4848 слов

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными

... Песталоцци была предпринята первая попытка по созданию тех принципов воспитательной работы с осужденными, в частности с несовершеннолетними, которые и используются, и по сей день в ... гуманного отношения к несовершеннолетним правонарушителям, допустимости привлечения их к уголовной ответственности только тогда, когда их исправление было невозможно без применения мер карательно-воспитательного ...

Понятие «исправление» стоит ближе к понятиям «развитие» и «самосовершенствование». Исправление — это деятельность самого объекта педагогического процесса по устранению имеющихся у него недостатков. Исправляться он может как под влиянием внешних воспитательных воздействий, так и исходя из собственных внутренних побуждений. Понятие «перевоспитание» по своему значению стоит ближе к понятию «воспитание» и связано, прежде всего, с деятельностью субъекта педагогического процесса, организацией им педагогических воздействий на осужденного, последствием которого и может быть исправление.

Кроме несовпадения этих понятий при сопоставлении их с субъектом и объектом педагогического процесса, они не совпадают и во времени. Перевоспитание лица, совершившего преступление, начинается с момента его ареста и продолжается в ходе следствия и судебного разбирательства. Одновременно может начинаться и процесс исправления, если правонарушитель чистосердечно раскаивается в совершенном преступлении, осуждает свое преступное поведение. Если же он не раскаивается при объективной виновности, активизирует защитную доминанту, то возникает взрыв между перевоспитанием и исправлением. И только когда будут сняты защитные мотивы и осужденный станет доступным для педагогического воздействия, задумается над своим поведением, осудит свое преступное прошлое, решив изменить себя, можно сказать что, он встал на путь исправления (он начинает исправляться).

Следовательно, исправление надо рассматривать как процесс внутренних изменений в личности, которые протекают по своим внутренним законам.

3.2 Критерии исправления осужденных

Педагогический процесс в исправительном учреждении имеет целью исправить осужденного. В связи с этим встает вопрос: «По каким признакам следует определять степень его исправления?» Это важно знать при представлении осужденного к условно-досрочному освобождению и переводе его в облегченные условия отбывания наказания, при закреплении результатов перевоспитания после освобождения из ИУ. Критерий исправления — это показатель, при помощи которого определяется степень исправленности осужденного.

В основе каждого критерия исправления, осужденного лежит система основных отношений, проявляющихся в совокупности поступков и действий. Это отношения: к окружающему миру, к общественно полезному труду (честное или не честное), к коллективу, его интересам, коллективной деятельности, к другим людям (к старшим, младшим, равным по положению, жене, детям, родителям, знакомым и не знакомым людям, эгоистическое или альтруистическое, пренебрежительное или уважительное, гуманное или жестокое), совершенному преступлению и назначенному судом наказанию (раскаялся или нет, признает наказание справедливым или считает его не справедливым), к российским законам, в том числе отношение к требованиям режима отбывания наказания, к самому себе, своим личным качествам, своему прошлому, настоящему и будущему (самокритичное или не самокритичное, есть ли устойчивое стремление к самовоспитанию, какова цель дальнейшей жизни), к основным средствам исправления и перевоспитания (добросовестное или не добросовестное, активное или пассивное).

Однако, далеко не всегда по объективным признакам, т.е. по поступкам и действиям, можно судить об истинном изменении отношения осужденного к окружающей действительности. Внешние проявления и внутренняя сущность поступков и действий не всегда совпадают. Так, мотивы благородного по форме поступка могут быть корыстными, и наоборот, проступок осужденного может быть вызван положительными мотивами. Одно и то же психологическое качество внешне по-разному проявляется у разных лиц, или один и тот же поступок имеет разное психологическое содержание и значимость для разных осужденных.

Стремление сделать вывод об исправлении осужденного на основе лишь отдельных критериев подчас может привести к грубым ошибкам. Чаще всего используются такие критерии, как честное отношение к труду, примерное поведение участие в общественной жизни учреждения; реже — отношение осужденного к повышению общеобразовательного и профессионального уровня, скромное поведение в быту, вежливое отношение к товарищам. Почти не используется в качестве критериев исправления степень осознания осужденными вины, раскаяния в совершении преступления, бережное отношение к выданному имуществу, стремление к самовоспитанию. Поэтому первым правилом, которым должны руководствоваться практические работники при оценке степени исправленности осужденного, должно стать использование как можно большего числа критериев перевоспитания.

Вторым правилом является дифференцированный и индивидуальный подход к осужденному, умение при оценке той или иной категории преступников выделить наиболее важные критерии.

Так, при оценке факта исправления лиц, совершивших умышленные, корыстные преступления, в первую очередь должно быть установлено: изжиты ли свойственные им паразитические тенденции, изменилось ли их отношение к выданному имуществу в процессе отбывания наказания (отношение к оборудованию, инструментам, материалам, к изготовляемой продукции).

При определении же степени исправления лиц, совершивших преступления против личности, важно в первую очередь установить, насколько преодолено осужденными индивидуалистическое, эгоистическое отношение к другим лицам, к коллективу, выработано ли уважительное отношение к человеку.

Третье правило заключается в умении воспитателей максимально использовать знания других лиц из числа администрации и работников ИУ для правильной и объективной оценки осужденного. В необходимых случаях учитывается и мнение коллектива осужденных.

Четвертое правило — это умение эффективно, неформально применять каждый критерий. Так, признаком честного отношения к труду следует считать не только систематическое выполнение и перевыполнение установленных норм, хорошее качество работы, повышение квалификации, участие в рационализаторской работе, успешное овладение новой техникой, но и бережное отношение к оборудованию и производимой продукции, усердие, проявленное в труде.

Оценивать поведение осужденного как примерное надо, не механически суммируя формальные признаки (например, количество дисциплинарных взысканий и поощрений), а учитывая активность его в поддержании дисциплины среди осужденных, помощь администрации в укреплении режима отбывания наказания.

В ФКУ ИК-6 УФСИН России по Брянской области проводятся групповые, массовые и индивидуальные формы воспитания. В учреждении есть жилая и производственная зона. Воспитательную работу с осужденными осуществляют сотрудники отдела по воспитательной работе с осужденными. Организация воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказание в учреждении осуществляются согласно регламентирующих документов: Приказа № 259 МЮ РФ от 30.12.2005 года, Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и другими нормативно-правовыми актами. Воспитательный процесс в учреждении строится на основе направлений воспитательной работы, прописанной в УИК РФ. В воспитательном процессе администрацией ИУ уделяется внимание культурному, духовному и физическому воспитанию осужденных с привлечением общественности. В выходные и праздничные дни, в целях активной занятости осужденных, проводятся культурно-массовые мероприятия, соревнования по различным видам спорта. В целях внедрения передового опыта работы в отделе воспитательной работы с осужденными, развития у них право послушного поведения, укрепления режима, соблюдения законности, поддержания социально-полезных связей, осужденных с близкими родственниками ежегодно несколько раз в году, проводится «День открытых дверей». В системе социально-правовых занятий с осужденными проводятся лекции по подаче ходатайств на помилование, у осужденных небольшой и средней тяжести отбираются расписки об ознакомлении с правилами подачи ходатайства на помилование. Необходимая информация по помилованию размещена на стендах с наглядной агитацией в отрядах. Для усиления направленности труда, общеобразовательного и профессионального обучения в колонии девствует общеобразовательная вечерняя школа и производственно-техническое училище № 40, в которых осужденные по желанию приобретают гражданские специальности необходимые после освобождения (мастер общественно-строительных работ, швея, электросварщик ручной сварки, каменщик, оператор котельной).

В школе учреждения оборудована библиотека учреждения, книжный фонд библиотеки периодически пополняется. В целях обеспечения свободы совести, и свободы вероисповедания осужденных, а также для удовлетворения духовных потребностей в ИК-6 функционирует Христианская часовня, молельная комната для мусульман.

3.3 Степени исправления осужденных

Руководствуясь перечисленными критериями и правилами их применения, можно определить следующие степени исправления осужденных.

Первая степень характеризуется тем, что осужденный в целом положительно относится к труду, требованиям режима отбывания наказания, воспитательной работе, но у него могут быть срывы в поведении вследствие укоренившихся отрицательных убеждений, привычек и качеств личности. Достижение этой степени дает основания для применения поощрений предусмотренных УИК РФ за отдельные положительные поступки.

Вторая степень характеризуется тем, что осужденный твердо встал на путь исправления. Он признал свою вину, раскаялся в совершенном преступлении, проявляет инициативу в трудовой деятельности, повышает свою квалификацию, соблюдает требования режима и удерживает других осужденных от нарушений, активно участвует в работе самодеятельных организаций. У администрации есть уверенность в том, что при правильном воздействии коллектива и воспитателей он сумеет окончательно исправиться, преодолеть отрицательные взгляды, убеждения, привычки, черты характера. Дальнейшее исправление и перевоспитание рассматриваемой категории лиц возможно и без изоляции от общества, но в условиях осуществления над ними надзора.

Третья степень характеризуется тем, что осужденный доказал свое исправление. Он открыто осудил свою прошлую преступную деятельность, примерно ведет себя, честно относится к труду и обучению, активно участвует в предупреждении нарушений дисциплины и требований режима со стороны осужденных, настойчиво проводит линию администрации при работе в самодеятельных организациях. У него возникла и упрочилась потребность в самовоспитании и самообразовании, выработалась привычка честно трудиться. Он психологически, нравственно и практически подготовлен к преодолению тех трудностей, с которыми может встретиться после освобождения, готов с упорством и настойчивостью бороться за восстановление своего доброго имени и авторитета, такие осужденные, если нет других ограничительных признаков в установленном законом порядке могут быть представлены к условно-досрочному освобождению, или к замене неотбытой части срока наказания более мягким наказанием.

Выводы и предложения

Таким образом, воспитательный процесс в ИУ трудный вид педагогической деятельности, который включает в себя некоторые относительно самостоятельные, хотя и взаимосвязанные элементы: изучение личности осужденного, выбор средств, способов и форм воздействия на него, их реализацию, контроль за результатами.

Исправление осужденных закреплено в УК РФ и УИК РФ как цель уголовного наказания и уголовно-исполнительного законодательства. В доктрине уголовного права преобладает мнение о том, что цель исправления считается достигнутой, если осужденный после отбытия наказания (не важно, в силу каких причин) больше не совершает преступлений (так называемое юридическое исправление).

Работа с осужденным начинается с момента прибытия его в учреждение и продолжается на всем протяжении отбывания наказания. Наиболее эффективной формой воспитательного воздействия является индивидуальная работа с осужденными. Основная масса воспитательных мероприятий возлагается на начальника отряда исправительного учреждения. В настоящее время значительное место в организации индивидуальной работы с осужденными отводится психологической службе УИС и социальным работникам. А, в общем, в исправительных учреждениях реализуется принцип: каждый сотрудник мест лишения — педагог и воспитатель.

Исправление и перевоспитание можно рассматривать как две взаимосвязанные стороны единого педагогического процесса, включающие взаимодействие воспитателя и воспитуемого. Показателем исправленности осужденного (критерии исправления) — поступки и действия конкретной личности, в которых отражается изменение его внутреннего мира.

Стремление сделать вывод об исправлении осужденного на основе лишь отдельных критериев может привести к грубым ошибкам. Поэтому практические работники должны оценивать степень исправленности осужденного по как можно большему числу критериев перевоспитания. Оценивать поведение осужденного как примерное, надо учитывая активность его в поддержании дисциплины среди осужденных, помощь администрации в укреплении режима отбывания наказания и т.п.

Если у осужденного возникла и упрочилась потребность в самовоспитании и самообразовании, выработалась привычка честно трудиться, он психологически, нравственно и практически подготовлен к преодолению тех трудностей, с которыми может встретиться после освобождения.

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formyi-i-metodyi-vospitatelnogo-vozdeystviya-na-osujdennyih/

1. « Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017): Консультант плюс.

2. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.: под ред.В.М. Анисинков, С.А. Капункин / Ростов на Дону / Феникс

3. Приказ МЮ от 30 декабря 2005 г. № 259 «Об утверждении положения об отряде осужденных исправительного учреждения федеральной службы исполнения наказаний» (в ред. Приказов минюста РФ от 06.06.2006 № 206, от 23.08.2012 № 165, , … , от 15.10.2015 № 244, от 15.08.2016 №186): Контур.норматив

4. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 года № 1772-р «Об утверждении концепции развития уголовно-исполнительной системы российской федерации до 2020 года); (с изменениями на 23 сентября 2015 года): Техэксперт

5. Чепунов О.И., Минаев А.В. Правовое регулирование и становление уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Москва: // «Закон и право». Издательство «Юнити-Дана», 2014, № 9, — С. 17-23

6. Алексеев, В.И. Российская пенитенциарная политика в середине XIX — начале XX в. // Уголовно исполнительная система: право, экономика, управление. 2010. № 5. С. 29 — 32

7. Методические рекомендации по индивидуальной воспитательной работе с осужденными в отрядном звене: ОВРО УИН, 2004, СВ. Виноградов, ст.1-3 Уголовно-исполнительное право: Пособие для сдачи экзамена /под ред.С.М. Зубарева — М.: Юрайт — Издат, 2004, ст.165-170