Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия ценностных ориентацией; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Актуальность выбранной темы обусловлена появлением целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. Большой вклад в изучение ценностей и представлений о будущем внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.
Именно ценностная ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение.
Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеализациями и жизненными целями личности.
З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентаций личности… сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере. Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре» [15, с.145]
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ценностно-ориентационное единство влияет на представление о будущем, а в частности влияет на профориентацию старшеклассников.
Личность педагога-дефектолога в системе образования
... образом, Н. М. Назарова в качестве основных требований к педагогу-дефектологу определяет систему знаний и умений, гуманистическое мировоззрение, требования к личностным качествам и состоянию здоровья и активность личности. ... и социально пассивных. В группах же, где оба воспитателя имели учебно-дисциплинарную ориентацию, было 14 % детей оптимального типа, 21 % детей социально импульсивных и 25 % ...
Данная гипотеза несет предположение, что старшеклассники, обладающие идеальной структурой ценностей имеют более четкое представление о своем будущем и выборе профессии.
Объектом исследования является мировоззрение старшеклассников, а предметом — их ценностные ориентации и представления о будущем.
В ходе исследования была поставлена следующая цель: выявление влияния структуры ценностей старшеклассников на представления о будущем и выбор профессии.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Изучение теории и практики становления ценностных ориентаций. , Анализ ценностей присущих старшеклассникам. , Анализ представлений о будущем у старшеклассников. , Проведение сравнительного анализа полученных данных. , Формулировка выводов и рекомендаций. , В исследовании нами были использованы следующие методы: , Теоретический анализ психолого-педагогической литературы. , Методика исследования терминальных ценностей. , Метод мотивационной индукции.
Для проведения исследования нами была выбрана следующая базы: Ярославская общеобразовательная школа №76 и Ярославский колледж с экономическим уклоном №1. В эксперименте принимало участие 20 человек.
Глава 1. Теоретические основы ценностей и представлений о будущем у старшеклассников
1.1 Особенности образа будущего у старшеклассников
Тема будущего разрабатывается достаточно интенсивно как в отечественных, так и в зарубежных психологических исследованиях. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, образ будущего является одной из составляющих субъективной картины жизненного пути и изучение его тесно связано с разработкой научной проблематики психологического времени личности. В представлениях о будущем можно увидеть «потенциал личности», на основе изучения жизненных планов молодежи возможно прогнозирование развития общества [1, с.25]. С другой стороны, сформированность представлений о будущем может выступать критерием личностной и социальной зрелости. Взаимосвязь образа будущего и социализации в юношеском возрасте является очевидной.
Многоаспектность проблематики стала причиной разносторонней направленности подходов к изучению образа будущего. Однако их можно объединить в несколько направлений. Во-первых, это теоретико-методологическое направление. Основное внимание здесь уделяется разработке понятий, категорий, концепций образа будущего в контексте более широкой картины всего жизненного пути личности, изучению содержания и пространственно-временных характеристик представлений о будущем и др.
Во-вторых, большой круг проблем изучается в рамках экспериментально-практического направления. Практические исследования посвящены изучению будущей временной перспективы и планирования жизни личности, изучению возрастной специфики в контексте данной проблематики, исследованию восприятия своего будущего и выделению на основе этого типологий личности.
В-третьих, активно развивается направление, связанное с применением опыта научно-теоретического исследования образа будущего в контексте субъективной картины жизненного пути личности в психокоррекционной и психотерапевтической практике. Особое место занимают работы, направленные на изучение представлений о будущем в раннем юношеском возрасте. Это связано с тем, что данный возраст — «чрезвычайно важный период в становлении личности», связанный с постоянным осуществлением выбора: профессии, системы ценностей, партнера по браку и т.д. [5, с.285]. Выборы эти отражаются в целях, планах, субъективной картине будущего. Наличие зрелых, сформированных представлений о будущем именно в этом возрасте становится возможной и необходимой предпосылкой дальнейшего развития личности. Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей образа будущего у юношества необходимо более четко определить те категории и понятия, с помощью которых изучается тема будущего сегодня в психологии.
Личность как предмет исследования в социологии и психологии
... исследования, в частности, и методов психологических исследований, в целом начинает приобретать новое содержание. Неоднократно обсуждавша Представленный ранее критический очерк позитивистской исследовательской парадигмы в психологии ... подхода исходно стало взаимодействие в его социальном контексте. Наибольшую популярность интеракционизм приобрел в рамках социологии и соц Хронологически первой ...
Прежде всего, это понятие «жизненная перспектива». В психологии сложилась определенная научная парадигма, в рамках которой жизненная перспектива рассматривается преимущественно как субъективный образ будущего. Хотя нередко жизненная перспектива употребляется как синоним временной перспективы. «Временная перспектива», по традиции, заложенной К. Левиным и принятой в психологии, — понятие более широкое, чем образ будущего, это целостное видение человеком своей жизни, как в будущем, так и прошлом. Поэтому, как справедливо отмечает Е.И. Головаха, в психологии чаще всего, когда затрагивается тема будущего, говорят о будущей временной перспективе, «с помощью которой характеризуется временная упорядоченность событий будущего в сознании человека».
Следуя научной традиции понимания временной перспективы, различные авторы предлагают новые аспекты ее рассмотрения.
Например, Ж. Нюттен рассматривает временную перспективу как иерархию целей личности. По мнению автора, временная перспектива — это последовательность событий с определенными интервалами между ними, представленных в восприятии, в сознании человека в некоторый конкретный момент времени. При этом временная перспектива, в отличие от пространственной, может быть репрезентирована только «ментально», в сознании человека. «Виртуальное» присутствие во внутреннем плане разно удаленных во времени объектов-целей создает временную перспективу. Временная перспектива, таким образом, выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, которые определяют ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.п. Особое внимание Ж. Нюттен уделяет перспективе будущего, он предложил способ практического исследования локализации мотивации во времени с помощью разработанного им «метода мотивационной индукции». Мы обратили особое внимание на работы Ж. Нюттена, поскольку используем предложенную им методику изучения временной перспективы в своем исследовании.
В отечественной психологии разработка проблемы жизненной перспективы происходила преимущественно в русле идей С.Л. Рубинштейна и осуществлялась под руководством К.А. Абульхановой-Славской. Она предлагает различать «психологическую, личностную и жизненную перспективы как три различные явления» [2, с.144]. Под психологической перспективой понимается «способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем… Личностная перспектива — это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, к неопределенности и т.д.)… Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения» [2, с.144-145]. Хотя такая терминология используется психологами не часто, содержание цитируемых выше определений, как характеристик будущей временной перспективы, учитывается многими исследователями, и мы тоже будем к ним еще возвращаться.
Временная перспектива личности
... изучения временной перспективы личности. В работах, посвященных изучению психологического времени и жизненного пути личности, можно встретить большое количество терминов, в той или иной мере описывающих представления человека о времени собственной жизни. ...
Понятие «жизненная перспектива» конкретизируется также в другом, достаточно распространенном понятии «жизненная программа личности». По определению Л.В. Сохань, «жизненная программа — это своеобразная матрица жизненных целей, соотнесенная со всей жизнью индивида, это система решений, психологических установок субъекта, отражающая его потребности, уровень духовного развития и нравственной зрелости и направленная на изменения самого субъекта, на изменение и сохранение его материального и общественного положения при данных или предполагаемых обстоятельствах». Важной характеристикой жизненной программы является степень ее цельности и целостности, наличие в ней своего рода ядра как магистральной, ведущей жизненной линии и жизненной позиции индивида.
Жизненная программа личности в свою очередь конкретизируется в жизненных планах, то есть в системе предварительных наметок людей на будущее, которые существуют в виде принятых решений и установок и в дальнейшем подлежат осуществлению. Многие авторы рассматривают жизненную перспективу с позиций планирования будущего. Так, С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что жизненный план является отражением прошлого, настоящего и будущего в жизнедеятельности личности, в их диалектическом единстве и преемственности.
По мнению И.С. Кона, «жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентации». С другой стороны, «когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности».
Хотя на первый взгляд жизненный план и жизненная программа выглядят как синонимичные понятия, Л.В. Сохань и М.В. Кириллова подчеркивают, что, в отличие от жизненных планов, программы фиксируют наиболее фундаментальные жизненные цели и выборы субъекта и могут быть ориентированы на перспективу без жесткого определения сроков их выполнения. Следует заметить, что исследования представлений о будущем часто сводятся к изучению жизненных планов. Однако, жизненные планы являются важной, но не единственной составляющей образа будущего.
Жизненная программа не исчерпывается конкретными планами, а временная перспектива — это не только программируемые, планируемые события. Так, кроме планируемых событий, жизненная перспектива включает и события, которые можно ожидать, а не планировать, вызванные объективными, не зависящими от личности обстоятельствами. В частности, проявлением объективных оснований жизненной перспективы личности, считает В.Н. Украинец, является осознание человеком конечности индивидуального существования. То есть жизненная перспектива помимо потенциальной возможности выступает и как неизбежность следования определенных событий, изменений в будущей жизни личности [8].
Творческая личность будущего педагога — сердце современной школы
... творческая личность Использование инновационных технологий, методов развития творческого мышления преподавателями способствует, стимулирует творческую активность студентов на педагогической практике, где жизнь ... (Ценностно — мотивационный компонент) в творческой практической ... человека. Для студента — созидателя — это необходимое условие реализации своих потенциальных возможностей. Творческая ...
По этому поводу Е.И. Головаха пишет, что в отличие от жизненной программы — стратегии деятельности и достижений — жизненная перспектива — это картина будущей жизни в сложной противоречивой взаимосвязи планируемых и ожидаемых (например, потери и неудачи) событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл жизни. Головаха не только говорит о наличии в картине будущего как планируемых, так и ожидаемых событий, но и подчеркивает взаимосвязь образа будущего с ценностными представлениями. Он пишет о том, что, планируя свое будущее, намечая конкретные события, человек исходит из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Если жизненные цели и планы не реализуются, наличие ценностных регуляторов обеспечивает устойчивость личности в момент кризиса. Если же намеченные цели достигнуты и утрачивают побудительную силу, ценностные ориентации стимулируют к постановке новых целей.
Тема будущего через ценности напрямую связана с проблемой самоопределения, подчеркнем, что в представлениях о будущем выделяют два уровня: ценностное или идеальное, абстрактное будущее, не привязанное к хронологии, и конкретное планирование будущего, расположенное на временной оси. Кроме этого, существует еще один аспект изучения картины будущего — это эмоциональное отношение человека к своему будущему в целом.
Т.С. Шляхтин считает, что личностная перспектива обладает многомерностью — наличием в целях эмоциональных, когнитивных, регулятивных и других компонентов. В качестве эмоционального компонента (измерения) личностной перспективы Т.С. Шляхтин рассматривает значимость будущего для личности [9, с.39].
Однако, обычно отношение к личностному будущему представляют через оптимистическую либо пессимистическую установку на будущее. Смотреть в будущее с оптимизмом считается нормой, благоприятной предпосылкой формирования образа будущего, но чрезмерный оптимизм может повредить реальному планированию жизненного пути.
Рассмотрим подробнее особенности образа будущего на примере юношеского возраста. На основании вышеизложенного можно предположить, что образ будущего старших школьников является сложным интегральным образованием, включающим в себя ценностные ориентации и первые жизненные планы, как планируемые, так и ожидаемые события, усвоенные стереотипы социального поведения, элементы рефлексии и самооценки, установки и эмоциональное отношение к будущему. Формирование образа будущего старших школьников имеет свою специфику, связанную с особенностями возрастного этапа развития личности. Отличительной особенностью старшего подросткового — младшего юношеского возраста является «устремленность в будущее». В этом возрасте у человека активно формируется целостное представление о времени собственной жизни. Осмысление времени собственной жизни возводится в ранг отдельной ценности, где лидирующую позицию занимает образ будущего [28, с.178].
То, что «потребность в будущем» выступает в качестве одной из основных потребностей юношеского возраста обусловлено объективными обстоятельствами и логикой личностного и социального развития подростка. В ситуации скорого окончания школы юноша вынужден определиться, он должен принять большое число решений в кратчайшие сроки, поэтому данный этап в развитии личности называют «судьбоносным». Характеризуя социальную ситуацию развития в раннем юношеском возрасте, Л.И. Божович отмечает, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения превращаются в «аффективный центр» жизненной ситуации, вокруг которой начинает вращаться вся деятельность, все интересы старшего школьника. Основой для самоопределения и планирования будущей жизни служит ряд качественных преобразований, которые происходят в развитии личности в период юности. Этот возраст характеризуется бурным развитием процессов самосознания, становлением целостного образа «Я», который включает в себя и составляющую «Я в будущем» [17, 22, 38]. Изменения в самосознании личности во всех его проявлениях: самооценке, самопознании, саморегуляции, самореализации и т.д., обуславливают формирование новой социальной позиции и образа жизни в целом [6].
Физическая культура личности и ценности физической культуры
... личности - это социально-детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамичное состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентаций и социально-духовных ценностей, ...
С точки зрения социализации, младший юношеский возраст — очень важный период в развитии личности, период «ролевого моратория», связанный с постоянным осуществлением выбора, в самом широком смысле этого слова. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений, предполагающий выражение личностной активности [5, 14,]. Данная активность играет решающую роль, опосредуя и детерминируя процессы самоопределения личности. Л.И. Божович характеризует самоопределение как личностное новообразование старшего школьного возраста, связанное с внутренней позицией взрослого человека, с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего. Она рассматривает самоопределение как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой слиты представления о мире и о самом себе, подразумевается и нахождение ответа на вопрос о смысле своего собственного существования [16, 17].
Самоопределение — сложный и многогранный процесс и в современной литературе нет однозначной трактовки этого процесса. Освящать эту проблему целиком не является нашей задачей, нас она интересует только в связи с тем, что самоопределение «неразрывно связано с такой существенной характеристикой старшего подросткового и юношеского возрастов, как устремленность в будущее».
1.2 Теоретический анализ ценностных ориентаций
Ценностные ориентации — это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. [5; с.23].
Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. Но различия были либо по параметру «Общее — индивидуальное», либо по параметру «реально действующее — рефлекторно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. [5; с.35].
Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации — способ дифференциации объектов действительности по их значимости (положительной или отрицательной).
Исследование влияние среды на личность и поведение человека в организации
... Теоретические аспекты влияния среды на личность и поведение, ... человека», в которой во главу угла были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности. Таким образом, сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, рассматривающий личность ... на ее основе учение о психоанализе, основанное на исследовании глубинных пластов человеческой психики, ...
Направленность личности выражает одну из самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную ценность личности. Содержание направленности — это прежде всего доминирующие, социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [32].
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [10; с.322].
Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей и их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. Они являются составными элементами сознания, частью его структуры. В связи с этим они подчиняются принципу единства сознания и сознания и деятельности, сформированному С.А. Рубинштейном [38; c.130-160].
Ценности охватывают жизнь Человека и человечества в целом во всех его проявлениях и сторонах, а это значит, что они охватывают познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу.
Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный «горизонт видения», и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека /Б.Г. Ананьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Мясишев, Б.Г. Ольшанский, В.А. Ядов/.
Осознавая собственные ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
В современной науке понятие «ценностных ориентаций» соотнесено, с другой стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности [33; с.51].
Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.
Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.
Педагоги, как представители человеческой культуры, направляют старшеклассников на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя они и понимают, что рынок делает свое черное дело и втягивает подростков и поток лжеценностей.
Ценностное отношение — это устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира. Когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека. Сам объект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогам, старающихся прослеживать духовное становление подростков. Принято считать что экстремальная ситуация выявляет истинные предпочтения и ориентир. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психоравновесие человека, то они (экстремальные ситуации), пожалуй, не могут служить окончательной проверкой. Хотя, может быть, дело не в хитроумных способах обнаружения и фиксации ценностных ориентаций, а в динамичности отношений, которые как текущая река, не позволяют войти в себя дважды. Однако ценностные ориентации проявляют себя ежеминутно, только контролировать человеку производимый им выбор невозможно, так как он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагоги могли бы фиксировать реальные предпочтения и ориентиры учащихся в ходе событий и, прослеживая их пространство, делать определенные психологические выводы. Правда, при этом педагогам необходимо уметь видеть отношения, предпочтения там, где внешне их как бы не существует. Вслушиваясь и вглядываясь в поведение старшеклассников, педагоги обнаружат духовные ценности предпочтения. Проживание этих предпочтений составляет содержание жизни человека. Углублению понимания сущности ценностных отношений поможет сопоставление категорий «ценность» и «цена», разведем эти понятия я на разные полюсные точки; рассмотрим ценность в противоположность цене. Цена — это стоимость чего-либо, выраженная в денежных единицах. Поэтому она материальна, вполне определена и имеет предметную, доступную ощущениям (то, что можно потрогать, понюхать, увидеть и так далее) субстанцию. Ценность то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценности духовны, не имеют предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружить. Пушкинское: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать» — предельно точно очерчивает границы цены и ценности. Для цены — сфера рынка, для ценности — душа. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Взаимоотношения ценностные и лишены цены. Купить за определенную цену можно товар, но не человеческое чувство.
Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека.
Смысловые образования предельного обобщения превращаются в ценности и человек сознает собственные ценности, только относясь к миру как целому. Поэтому когда говорят о человеке, то естественно приходят к понятию «ценность». Это понятие рассматривается в разных науках: аксиология, философии, социологии, биологии, психологии. В ценностях сконденсированы опыт и результата познания прошлых поколений людей, воплощающие устремленность культуры в будущие ценности рассматриваются как важнейшие элементы культуры, придающие ей единство и целостность.
Понятие «ценность» его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковые: Н.Ф. Добрынин называет их «значимостью»; А.И. Божович «жизненной позицией»; А.Н. Леонтьев «значением» и «личностным смыслом»; В.Н. Мясищев «психологическими отношениями».
Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе — свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка возможна.
С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность — значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира повеления. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [38; с.148].
Цена — это всегда нечто внешнее, распространенное за пределами субъекта, то, что приобретается из вне. Ценность располагается в самом субъекте, не приобретается, а рождается и функционирует благодаря усилиям субъекта. Поэтому обладать ценой достаточно легко: нужны только деньги, душа при этом не затрачивает сил. Цена исчерпаема, ценность же свободна от закономерностей, она не уничтожима и не исчерпаема. Можно уничтожить носителя ценности, но не саму ценность. Цена заменима: всегда найдется товар, который превосходит другой товар по качеству, способный вытеснить предшествующий. Ценность же не заменима: чудесная встреча с прекрасным человеком не повторяется, взгляд, брошенный тебе как поддержка не имеет другого дубля. Тютчевское: «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется» — это как раз об уникальности и незаменимости мига ценностного проявления.
Подытоживая разведенные понятия, мы можем утверждать: цена — мир не свободы, борьбы за выживание, мир призрачного счастья, постоянное беспокойство за его потерю; ценности — мир свободы, творчества, игры, человеческих сил, автономии и независимости от случая, мир постоянного духовного обогащения. Достаточно удивительно то, что столь разительные различия тесно переплетаются в практической жизни, но еще большего удивления заслуживает то, что люди часто выбирают мир цены, несмотря на все преимущества ценностей. От чего это происходит. Найдем общее у этих двух разительно отличных явлений.
Чтобы реализовать ценностные предпочтения человек нуждается в предмете имеющем цену. Не смотря на то, что существует большое количество отличий между двумя этими понятиями, цена и ценность накрепко связаны средствами реализации и средствами укрепления ценностного отношения. Например, нельзя признать добрым того, кто ни разу ни с кем не разделил кусок хлеба.
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности.
У каждого может существовать своя система ценностей, и в этой системе ценностей ценности выстраиваются в определенный иерархической взаимосвязи. Конечно, эти системы индивидуальны лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. С этих позиций в процессе выявления ценностных ориентаций учащихся, как показателя определенного уровня развития их личности необходимо учитывать два основных параметра: степень сформированности иерархической структуры ценностных ориентаций и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которое характеризуется конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки уровня личностной зрелости школьника. Дело в том, что интериоризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их в определенную структуру в зависимости от условий, близких и далеких целей всей своей жизни, возможности их реализации и тому подобное. Не трудно заметить, что такая способность может осуществиться лишь при высоком уровне личностного развития, включающего определенную степень сформированности высших психических функций сознания и социально-психологической зрелости. Второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций дает возможность квалифицировать содержательную сторону направленности личности находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каковы сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других и тому подобное, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации учащихся соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания. [7; с.42-48].
Сказанное ранее дает основание полагать, что ценностные ориентации, усваиваемые в процессе развития зависят от того, в какую деятельности включена личность. В данном случае мы исходим из возрастной периодизации Д.Б. Эльконина, который понимает психологическое развитие как смену этапов овладения предметной деятельностью и деятельностью общения.
В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы — главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций. Однако ценности еще не устоялись и испытываются практикой собственного поведения и поступков окружающих.
1.3 Структура ценностей у старшеклассников
В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростков. Происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросу мировоззрения, религии, морали и этики. Развивается интерес к собственным психологическим переживаниям и переживаниям других людей. Чаще всего период перехода от подросткового к юношескому возрасту приходится на старшие классы школы и поэтому переход от детства к взрослости и связанная с ним необходимость самоопределения и выбора жизненного пути после окончания школы осложняется тем, что для старшеклассников остается актуальным проблема формирования самосознания (центрального новообразования подросткового возраста).
Важнейшими детерминантами процесса формирования личности старшеклассника, регулирующими процесс включения его в социум и содержание системы его ценностных ориентаций, являются потребность в общении и потребность в обособлении. Общение в этот период приобретает ряд специфических черт: расширение круга контактных групп, в которые включается старшеклассник, и в тоже время, большая избирательность в общении, которая проявляется в частности, в четкой дифференциации групп общения на товарищеские, с достаточно широким составом членов и ограниченной интенсивностью общения внутри них, и дружеские, с которыми старшеклассник идентифицирует себя и которые он стремится использовать как стандарт для самооценки и как источник ценности. Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности.
Под обособлением А.В. Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит в следствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.
И.С. Кон считает главным психологическим приобретением ранней юности открытие своего внутреннего мира, осознание своей уникальности, неповторимости и непохожести на других. Это открытие непосредственно связано с обособлением личности и переживается старшеклассниками как ценность. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения. Исследование подобных вопросов особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию.
Глава 2. Эмпирическое исследование структуры ценностей и представлений о будущем у старшеклассников
2.1 Организация исследования
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что ценностно-ориентационное единство влияет на представление о будущем, а в частности влияет на профориентацию старшеклассников.
Данная гипотеза несет предположение, что у старшеклассников, которые имеют четкое представление о своем будущем и определились в выборе профессии структура ценностей отлична от их сверстников, которые не смогли еще выбрать профессиональный жизненный путь.
Целью нашего исследования является выявление зависимости представлений о будущем от ценностно-ориентационного единства старшеклассников.
В эксперименте принимало участие 20 человек: 10 учеников 11 класса Ярославской общеобразовательной школы № 76 и 10 учеников Ярославского колледжа с экономическим уклоном №1, занимающимся подготовкой учеников для поступления в педагогический вуз на экономический факультет.
Методы исследования.
В качестве методов исследования использовались: метод мотивационной индукции Ж. Ньютона, Оценка терминальных ценностей (ОТеЦ).
Метод мотивационной индукции.
Метод мотивационной индукции (от лат. inductio — выведение) — вербальная методика, автор Ж. Нюттен. Осуществляется в два этапа. На первом этапе при помощи завершения незаконченных предложений выявляются мотивационные объекты индивида. На втором этапе эти объекты испытуемым располагаются на временной шкале. На основе применения этой методики выявлены восемь мотивационных категорий:
1) S — аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера);
2) SR — деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности);
3) R — деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность);
4) C — социальные контакты;
5) E — познавательная деятельность;
6) T — религиозная мотивация;
7) P — приобретение собственности;
8) L — развлечения, игра, досуг.
Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ).
( И.С. Сенин)
Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:
Собственный престиж, т.е. завоевание своего признания в обществе путём следования определённым социальным требованиям.
Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как к главному смыслу существования.
Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
Развитие себя, т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
Достижения, т.е. постановка и решение определённых жизненных задач как главных жизненных факторов.
Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
В реальной жизни одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определённые социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определённые жизненные сферы:
- профессиональная жизнь;
- обучение и образование;
- семейная жизнь;
- общественная жизнь;
- увлечения.
Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость. Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:
Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?
Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?
В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?
Методика изучения ценностных ориентации направлена на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых для респондентов ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры направленности их жизнедеятельности и формируемых в процессе социализации путём интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Их особенность состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам происходит с помощью процедуры ранжирования или, некоторых версиях, парного сравнения.
2.2 Обработка и интерпретация результатов
На первом этапе нашего исследования была проведена методика «Опросник терминальных ценностей» (ОтеЦ) (И.С. Сенин).
В соответствии с гипотезой данного исследования нам необходимо выяснить идеал ценностей, влияющих на профориентацию старшеклассников.
Целью проведения данной методики являлось выявление идеальных ценностей, присущих каждой из групп. Нами были подсчитаны средние значения по всем ценностям опросника. Результаты исследования представлены в таблице 1.
Средние показатели терминальных ценностей по двум выборкам
Ценностные ориентации |
Средние арифметические показатели учеников Ярославской общеобразовательной школы №76 |
Средние арифметические показатели учеников Ярославского колледжа с экономическим уклоном №1 |
|
Собственный престиж |
5,4 |
7,8 |
|
Высокое материальное положение |
7,3 |
7,9 |
|
Креативность |
6,4 |
5,3 |
|
Активные социальные контакты |
5,2 |
7,8 |
|
Развитие себя |
4,9 |
7,6 |
|
Достижения |
5,9 |
6,8 |
|
Духовное удовлетворение |
7,3 |
6,7 |
|
Сохранение собственной индивидуальности |
5,9 |
7,9 |
|
Терминальные ценности.
Примечание к гистограмме:
1. Собственный престиж
2. Высокое материальное положение
3. Креативность
4. Активные социальные контакты
5. Развитие себя
6. Достижения
7. Духовное удовлетворение
8. Сохранение собственной индивидуальности
Анализ результатов показал, что приоритетные ценности для двух групп различны. Так например, для учеников Ярославской общеобразовательной школы № 76 на данный момент наиболее значимыми являются такие ценности как: высокое материальное положение, креативность, достижение и духовное удовлетворение.
А для учеников Колледжа № 1, которые уже определились с дальнейшей профессией приоритетными являются такие ценности, как: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности.
Далее нам необходимо выяснить согласие или несогласие каждого представителя группы с заданными приоритетными ценностями и выяснить идеал ценностей группы. Таблица 2 и 3.
Таблица 2. Ценностно-ориентационное единство учащихся Ярославской общеобразовательной школы №76
Номер испытуемого |
Приоритетные ценностей группы |
Согласие \ несогласие |
||||
1 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
2 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
3 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Не согласен |
|
4 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
5 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Не согласен |
|
6 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Не согласен |
|
7 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
8 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
9 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
10 |
высокое материальное положение |
креативность |
достижение |
духовное удовлетворение |
Согласен |
|
По результатам анализа мы смогли определить ценностно-ориентационное единство данной группы: оно включает в себя 4 основные ценности: высокое материальное положение, креативность, достижение и духовное удовлетворение.
Таблица 3. Ценностно-ориентационное единство учащихся Колледжа №1
Номер испытуемого |
Приоритетные ценностей группы |
Согласие \ несогласие |
|||||
1 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности |
Согласен |
|
2 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
3 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
4 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
5 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Не согласен |
|
6 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
7 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
8 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
9 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Согласен |
|
10 |
собственный престиж |
высокое материальное положение |
активные социальные контакты |
развитие себя |
сохранение собственной индивидуальности. |
Не согласен |
|
По результатам анализа мы смогли определить ценностно-ориентационное единство учащихся колледжа №1: оно включает в себя 5 ценностей: собственный престиж, высокое материальное положение, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности.
Далее в двух группах нами была проведена методика Ж. Ньютона, направленная на выявление наиболее значимых мотивационных объектов.
Мотивационные категории, расположенные в порядке значимости для учеников Ярославской общеобразовательной школы № 76 (средние значения)
1. P — приобретение собственности |
|
2. SR — деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); |
|
3. L — развлечения, игра, досуг |
|
4. R — деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность); |
|
5. S — аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); |
|
6. E — познавательная деятельность |
|
7. C — социальные контакты |
|
8. T — религиозная мотивация |
|
Анализируя мотивационные категории, мы видим, что наиболее значимыми являются: приобретение собственности, развитие личности, развлечение и игра.
Мотивационные категории, расположенные в порядке значимости для учеников Ярославского колледжа с экономическим уклоном № 1 (средние значения).
1. R — деятельность, направленная на то, чтобы произвести ожидаемый результат (профессиональная деятельность) |
|
2. SR — деятельность, объектом которой выступает сам субъект (развитие личности); |
|
3. C — социальные контакты |
|
4. S — аспект личности субъекта (представления о себе, способности, черты характера); |
|
5. Р — приобретение собственности |
|
6. E — познавательная деятельность |
|
7. L — развлечения, игра, досуг |
|
8. T — религиозная мотивация |
|
Анализируя мотивационные категории, мы видим, что наиболее значимыми являются: профессиональная деятельность, развитие личности, социальные контакты.
При сопоставлении результатов проведенных методик в двух выборках, мы пришли к выводу: учащиеся колледжа №1, которые имеют четкое представление о будущей профессии, на первое место в определении наиболее важных мотивационных объектов поставили профессиональную деятельность, развитие личности и социальные контакты. А учащиеся школы № 76, которые на данный момент не выбрали будущую профессию, на первое место поставили приобретение собственности, развитие личности, развлечения и игру.
Для выявления достоверных различий мы использовали критерий различий Манна Уитни.
Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рангами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различая достоверны. Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рангами. Поэтому, чем оно меньше, тем более вероятно, что различия достоверны.
Критерий U требует тщательности и внимания. Прежде всего необходимо помнить правила ранжирования: меньшему значению начисляется меньший ранг-1, наибольшему значению начисляется ранг, соответствующий количеству ранжируемых значений.
Значимые различия ценностных ориентаций старшеклассников двух групп
Ценностные ориентации |
Уровень значимости |
|
Собственный престиж |
0,0413455 |
|
Активные социальные контакты |
0,0436511 |
|
Развитие себя |
0,0545814 |
|
Сохранение собственной индивидуальности |
0,0547881 |
|
Анализ результатов обработки позволяет сделать следующие выводы:
- Между ценностными ориентациями школьников определившихся и не определившихся в выборе профессии существуют значимые различия по таким ценностям как собственный престиж, активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности (U=29 для p<0,05).
Для выявления взаимосвязей между представлениями о будущем (профориентацией) и ценностями старшеклассников мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. (Приложение 1)
Корреляционный анализ показал наличие тесных взаимосвязей с такими ценностями, как: социальные контакты и достижения (p<0,05).
Средние и умеренные связи наблюдаются с такими ценностями, как высокое материальное положение и развитие (p<0,01).
С другими ценностями корреляционный анализ показал очень слабые взаимосвязи.
Выводы.
В проведенном нами исследовании ценностных ориентаций и представлений о будущем у старшеклассников мы сделали следующие выводы:
1. Рассматривая ценности, наиболее предпочитаемые респондентами двух групп, можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей. Это такие ценности, как «высокое материальное положение», «собственный престиж». Данные ценности можно отнести к базовым ценностям этой возрастной выборки.