Исследования для выявления сущности понятия личностное самоопределение; обобщение и

Подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, так как, не сформировав у себя личностные качества, необходимые для интеграции в социальную жизнь, многие выпускники школ, зачастую, оказываются неспособными противостоять давлению агрессивной социальной среды, и становятся её жертвами, пополняя ряды асоциальных членов общества. Кроме того, именно личностное самоопределение выступает основой последующего профессионального и жизненного молодых людей.

Проблема самоопределения личности актуализировалась в связи с изменением общества. Идея личностно-обращенного образования появилась в связи с появлением постиндустриального (информационного) общества. Новая парадигма в качестве движущей силы прогресса определяет саморазвитие человека, совершенствование его интеллектуальной, творческой сфер, высвобождение его биологического, психологического, нравственного потенциала. Чтобы общество могло работать с новой поступающей информацией, ему не нужны одинаковые люди. Нужно, чтобы люди отличались друг от друга, имели разные развитые способности, не действовали по заданным алгоритмам, а могли сами создавать их для себя.

Значимость личностного самоопределения отражена в нормативных документах, регулирующих образовательную деятельность:

В законе Российской Федерации “Об образовании” обозначено, что система образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание условий для его самоопределения и самореализации. Чтобы личность выпускника образовательного учреждения была развита, он должен понимать про себя и про свою личность. Самоопределение здесь является важной частью образовательного процесса.

Также, Федеральный государственный образовательный стандарт показывает нам роль личностного самоопределения в жизни подростка. В личностных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования содержится информация о формировании ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Все это является продуктом качественного образовательного процесса, в котором обучение, воспитание и развитие связаны воедино и при все этом в процессе есть место для личностного самоопределения.

15 стр., 7474 слов

Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного ...

... образования в современном образовательном пространстве Дети с нормативным развитием Дети с ОВЗ Развитие эмпатии, гуманности, альтруистического поведения, толерантного и терпимого отношения к «особым детям», восприятие их как полноценных и равных себе членов общества ... имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью. Проведение 3 декабря Международного дня инвалидов направлено ...

Проблему личностного самоопределения изучали отечественные и зарубежные ученые: К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, А К. Левин, Маслоу, А.В. Мудрик, Г.П. Ников, А.В. Петровский, К. Роджерс, В.Ф. Сафин, В.И. Слободчиков, Э. Фромм, и др.

Большое развитие личностное самоопределение получило в идеях С. Л. Рубинштейна. Он раскрывает идею активности субъекта самоопределения. Для Рубинштейна самоопределение заключается в самодетерминации, то есть собственной активности субъекта, так как человек сам сознательно определяет свое отношение к миру, в котором существует. Личностное самоопределение является нахождением уникального образа “Я”, постоянным развитием этого образа и его утверждением среди окружающих.

М. Р. Гинзбург предложил одну из наиболее проработанных концепций самоопределения личности, в которой он рассматривает два компонента: ценностно-смысловой и активно-деятельностный. В основу рассмотрения понятия самоопределения автор кладет представление о двойственной сущности человека, который живет в двух плоскостях: ценностно-смысловой и материально-временной. В материально-временной плоскости человек реализует свои ценности и смыслы.

Л. И. Божович отмечает «двуплановость» личностного самоопределения, которая заключается в том, что, с одной стороны, является определением будущей профессии и планированием дальнейшей жизни, а с другой — поисками смысла своего существования.

Э. Эриксон также изучал тему личностного самоопределения подростков с точки зрения кризисов и идентификации себя.

В настоящее время личностное самоопределение имеет место в государственных стандартах. Профессиональный стандарт педагога говорит нам о том, что человек, осуществляющий педагогическую деятельность должен уметь составлять и осуществлять сопровождение индивидуальных образовательных программ, а также, отслеживать динамику обучающихся. В школьной действительности специально организованное педагогическое обеспечение и сопровождение личностного самоопределения подростков и старшеклассников встречается крайне редко, в отличие от профессионального самоопределения. Второе включается в учебные планы, с обучающимися проводятся специальные профориентационные занятия. При этом проблеме личностного самоопределения подростков не уделяется достойного внимания.

Проблема: Каковы условия сопровождения личностного самоопределения подростков во внеурочной деятельности?

Цель: Выявить и обосновать педагогические условия сопровождения личностного самоопределения подростков во внеурочной деятельности

44 стр., 21548 слов

Внеурочная работа по технологии как основа реализации ФГОС

... Организации внеурочной деятельности в соответствии с направлениями личностного развития учащихся 5–9 классов (учащиеся подросткового возраста). Подход строится на основе понимания структуры внеурочной деятельности. В стандарте отмечается, что внеурочная деятельность организуется по ...

Объект: Личностное самоопределение подростков во внеурочной деятельности

Предмет: Педагогические условия сопровождения личностного самоопределения подростков во внеурочной деятельности

Задачи:

1. Раскрыть сущность понятия “личностное самоопределение” и определить его составляющие

2. Изучить и описать (охарактеризовать) специфику личностного самоопределения в подростковом возрасте

3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности как пространства для сопровождения личностного самоопределения подростков

4. Рассмотреть методики изучения особенностей личностного самоопределения подростков

Гипотеза: Личностное самоопределение подростков будет происходить более успешно, если во внеурочной деятельности разработать и реализовать программу курса, предусматривающую следующие педагогические условия сопровождения:

  • реализация педагогом, ведущим курс, тьюторской позиции;
  • осуществление в рамках курса деятельности по стимулированию подростков к самопознанию, самоотношению, самореализации;
  • создание особой коммуникативной среды занятий, способствующей личностному самоопределению подростков

Методы: Анализ и синтез литературы по теме исследования для выявления сущности понятия личностное самоопределение; обобщение и конкретизация информации по специфики личностного самоопределения в подростковом возрасте; систематизация способов содействия личностному самоопределению подростков; моделирование ситуации содействия личностному самоопределению во внеурочной деятельности, наблюдение за процессом личностного самоопределения, изучение документов для выявления возможности реализации способов содействия в рамках внеурочной деятельности; анализ продуктов деятельности для выявления результативности способов содействия личностному самоопределения.

Методики: «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда, «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е. Б. Фанталовой, «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева.

1. Возрастные особенности подросткового периода

Подростковый возраст по праву считается одни из самых сложных периодов жизни человека. Здесь происходят различного рода изменения, которые, несомненно, влияют на ребенка во всех сферах его жизни. Такой возраст называют переходным из-за физических изменения, смены видов деятельности, окружения, мировосприятия.

Психологическая литература привыкла различать подростковый период и период юношества, хотя и нет общего понимания в разграничении этих двух периодов взросления. Подростковым возрастом принято считать период взросления детей с одиннадцати-двенадцати лет до шестнадцати-семнадцати. Например, авторы, делающие акцент не на физическом развитии организма в этот период, том самом пубертате, а на психических новообразованиях, устанавливает границы между десятью-одиннадцатью и пятнадцатьюшестнадцатью.

Сегодня подростковый возраст изучен и продолжает изучаться с разных сторон. Учеными выяснено, что поведение детей такого возраста зависит от двух моментов. Первый – это психофизиологические изменения. Здесь все связано с гормональными изменениями детского организма, которые влекут за собой физические, телесные изменения, а после и изменения в эмоциональноволевой сфере. Второй момент – это переход из одной социальной группы «дети» в другую «взрослые». Данный период подразумевает под собой конец детства. Это и обуславливает психологические особенности подросткового возраста [1].

15 стр., 7235 слов

Социальные и психологические предпосылки формирования девиантного ...

... по воспитанию ребёнка. Одним из проявлений трудновоспитуемого ребёнка является девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается цепь проступков, лёгких правонарушений, отличающихся от криминала, то ... является другая крайность - авторитарный подход родителей к воспитанию детей, когда поведение ребёнка, подростка становиться в полную зависимость от воли и требований взрослых. Потеря ...

Когда такие особенности имеют ярко выраженный характер, их могут называть «подростковым комплексом». Подростковый комплекс подразумевает под собой ряд полярных зависимостей, таких как: повышенная чувствительность к оценке достижений и внешности, но самодостаточность, которая бывает излишней; сентиментальность и повышенная отрешенность от мира и черствость; негилизм и поклонение кумирам; резкие необоснованные перепады настроения. Эти качества попеременно выступают ведущими в поведении подростка, что усложняет взаимодействие с окружающим его миром [13].

Чувство взрослости считается одним из главных новообразований подросткового периода, но оно же и создает противоречия. Особенностью подросткового периода является «кризис идентичности». Это связано с переходом из детства во взрослость. Подростков пытается определить себя как индивидуальность, как личность, что является весьма непростым процессом, вызывающим множество трудностей и нарушения поведения [3].

Непонятно, каким должен быть взрослый, а также неизвестно ничего про себя как ребенка.

Во всех исследованиях подросткового возраста подчеркивается, что основной потребностью подростка является стремление занять определенное место в обществе. Поиск места в мире отягощается большим многообразием современного мира. Вариативность окружающей среды велика, и решиться на что-то тяжелее и тяжелее. Такое положение в мире делает период взросления еще тяжелее. Постоянно нужно совершать выбор. Чем заниматься в свободное время, какую профессию выбрать, с кем общаться, как относится к тому или иному и так далее[5].

Подросток, как взрослый, хочет независимости, но еще не может ее достичь, он хочет понять, кто он такой и обзавестись своими смыслами, но не может найти ответов на все вопросы, он хочет найти свое место в мире.

При переходе на подростковую ступень взросления в сознании ребенка начинает развиваться критическое рефлектирующее мышление. Это явление может создавать противоречие в жизни подростка [1].

Определение подростком себя как личности, осознание своих индивидуальных качеств, которые отличают его от людей вокруг, является важнейшим новообразованием возраста. Именно это осознание побуждает подростка стремиться к самоутверждению и самовыражению [6].

Рефлексия – достаточно сложный процесс даже для взрослого, что говорить о подростке, который только начинает задумываться о себе и остальных. На данном этапе взросления рефлексия развивается особенно бурно и позволяет, подростку исследовать как свои психические процессы, так и свои личностные особенности.

Данный период взросления является сензетивным для формирования мотивации общественно полезной деятельности, и, если опираться на исследования Д. И. Фельдштейна [22, 23] и обращать внимание на то, через что, по его мнению, подросток пытается самоутвердиться и самовыразиться в этом мире, то можно заметить тенденцию к индивидуализации. У подростка 90-х годов, по сравнению с тем же подростком 60-х, предпочтения в выполнении социально-значимых дел имеют индивидуальный характер. Подростки не идентифицируют себя с группой для этого. Наоборот, полезность для общества здесь кроется в «обогащении собственной индивидуальности». То есть, если подросток получает образование, саморазвивается и самореализовывается в этом обществе, он полезен. Подросток инициативен, но только в том, что он считает, ему интересно и полезно. Он может предъявлять повышенные требования к другим и к себе, что делает взаимодействие с ним достаточно сложным.

38 стр., 18842 слов

«Особенности развития личностной саморегуляции в старшем ...

... в жизни возможно благодаря личностной саморегуляции человека. В работе рассмотрены отдельные вопросы волевой ... вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой ... саморегуляции является значимым для теории и практики обучения. Учитывая то, что ранняя юность - это возраст самоопределения, ... юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возраст между 14-15 ...

Подростковый возраст по праву считается самым трудным в воспитательном моменте, поскольку гормональные сбои, половое созревание и социальное давление влекут за собой сильные эмоциональные сбои и социальную дезориентацию. Подросткам кажется, что вешний мир требует от них четких, однозначных ответов, потому что его сознанием овладевает формальная рассудочная логика, которая побуждает отвечать и оценивать мир вокруг однозначно. Это называют максимализмом, что, в свою очередь часто усложняет взаимоотношения подростка с близкими ему людьми, семьей, друзьями. Зачастую, подросток вынужден жертвовать отношениями ради того, чтобы разобраться в противоречивой и неоднозначной реальности [13].

Если он думает, что взрослый его в чем-то не понимает, то не пытается объяснить, он начинает протестовать и не подчиняться. С подростком сложно строить отношения, но если взрослый осознает и понимает, откуда берется этот протест, то он берет на себя ответственность за построение взаимоотношений и выстраивает диалог с подростком.

Подросток – уже не ребенок и взрослый должен изменить стиль общения с подростком на новый, в том числе, и изменить свое к нему отношение: начать относится как к взрослому человеку, а именно – постепенно передавать ответственность за свои поступки [2].

Однако, не так-то просто передать ответственность тому, кто не готов ее принять. Подростки хоть и переходят во взрослую жизнь, все равно сохраняют множество детских черт. Среди них, например, несерьезное отношение к своим обязанностям и неспособность самостоятельно действовать. Взрослые, включая педагогов, должны учитывать все нюансы при работе с подростками.

Целью любого образования является подготовка человека к жизни в обществе и развитие его личности [21].

И подросток, как никто другой, стремится свою личность познать. Образование может создать условия для человека, находящегося на перепутье, еще не вышедшего из детства, но уже всеми силами стремящегося стать взрослым. Для человека, который только начинает задумываться о том, кто он такой и какой жизненный путь ему выбрать. Процесс самоопределения играет большую роль на данном этапе взросления и откладывает отпечаток на дальнейшее развитие человека.

На данном этапе развития подростком решается проблема выстраивания взаимоотношения с обществом и определения своего места в нем. Определение это может произойти только в области ценностей и смыслов. Таким образом, основной задачей подросткового возраста становится задача личностного самоопределения [7].

Именно это представление о значении познания личности и личностного самоопределения для подростка будет являться основой дальнейших рассуждений данной исследовательской работы.

6 стр., 2904 слов

Фридрих Вильгельм Ницше: жизнь и деятельность

... Лу Саломе действительно необыкновенно одаренной, умной, красивой и талантливой женщиной, раз сам Ницше предложил ей свою руку! Последние годы жизни Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи ...

2. Сущность личностного самоопределения

В литературе термин «самоопределение» употребляется не только в контексте личностного самоопределения. Различают несколько видов самоопределения: жизненное, профессиональное, семейное, социальное и несколько других. Причем, учитывая то, что все это является самоопределением, под этим понятием разные авторы понимают разное.

В науке процесс самоопределения изучался с точки зрения разных областей.

С философской точки зрения сущность самоопределения определена через его грани: онтологическая – определение себя в бытии; нравственноценностная – определение своих ценностей и соотнесение их с нормами общества; гносеологическая – познание себя, своего «Я».

Социологические исследования рассматривают самоопределение, которое находится в зависимости от определенных сфер жизни, что и определяет виды самоопределения. То есть, если человек ищет свое место в профессиональной сфере – самоопределение профессиональное.

Психологические исследования представляют нам самоопределение как новообразование, связанное с переходом на новый этап взросления и ответственное за становление человека в мире.

В данном исследовании самоопределение будет рассматриваться с точки зрения психологической науки, и обоснования личностного самоопределения будут как раз в контексте исследования психологов и педагогов.

С.Л. Рубинштейн первым ввел такое понятие как «самоопределение» и заложил методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения. В своих работах С.Л. Рубинштейн [18] раскрывает самоопределение личности как самодетерминацию. Автор говорит о том, что самоопределение происходит, когда внешние причины действуют на внутренние условия, которые формируются в зависимости от внешних воздействий. То есть человек влияет на окружающий мир, а мир, в свою очередь, влияет на него.

Работы Л. И. Божович [6] очень многое дают понять о психологической природе самоопределения и показывают потребность в самоопределении для подростков. Необходимость в самоопределении определяется как необходимость «слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом и тем самым найти и определить смысл своего собственного существования». Эта потребность обосновывается переходом на новый этап взросления и сменой социального окружения ребенка.

В зарубежной психологии вместо понятия «личностное самоопределение» используется категория «психосоциальная идентичность». Ввел такое понятие Эрик Эриксон [27] и рассуждал о нем как о поиске личной идентичности и ответов на вопросы «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?» В поиске ответов на эти вопросы подросток вырабатывает личные нормы своего поведения и поведения других людей, осознает свои ценности и компетентности. Подросток пытается выработать систему восприятия мира, в которой все ценности, нормы и оценки поведения должны быть синтезированы.

М. Р. Гинзбург [9], проанализировав труды своих предшественников, понимает самоопределение как «как психологическое явление, которое, в современном его понимании, возникает на границе старшего подросткового и юношеского возрастов; оно связано с ценностями; потребность в самоопределении представляет собой потребность в формировании смысловой системы, в которой центральным моментом является представление о смысле собственной жизни; одной из основных характеристик самоопределения в старшем подростковом и юношеском возрастах является устремленность в будущее». М. Р. Гинзбург предложил наиболее полный подход к пониманию психологического содержания личностного самоопределения в раннем юношеском и подростковом возрасте. Это мы и возьмем за основу понимания самоопределения в нашей исследовательской работе.

19 стр., 9019 слов

«Духовно-нравственное воспитание современных подростков.»

... Глава I Теоретические основы духовно-нравственного воспитания современных подростков 1.1 Особенности развития современных подростков В настоящее время в ... сознания и деятельности рассматривается в его связях с деятельностью, поведением, общением и социальным самоопределением учащейся ... возраста. После поисков себя, личностной нестабильности, примерно к 15 годам у подростка формируется «Я-концепция» ...

Вступая в подростковый период, ребенок начинает решать сложные вопросы, от которых зависит его будущая жизнь. И, если раньше за него могли решать взрослые, сейчас градус ответственности подростка повышается. Сейчас нужно начинать разрабатывать сценарии своей будущей жизни, по которому двигаться вперед будет наиболее удобнее, и подбирать средства под этот самый путь. При этом, у подростков, с, казалось бы, схожими задачами взросления личностное самоопределение происходит в зависимости от индивидуальных особенностей, самооценки, и влияния окружающей среды. Также, на процесс самоопределения влияет прошлый опыт подростка [14].

В подростковом возрасте окончательно формируется понимание временной перспективы, поэтому подростки и начинают задумываться о своем настоящем и будущем. Хочется здесь сделать акцент на том, что происходит это именно в старшем подростковом возрасте. И. С. Кон [11] пишет, что интерес и озабоченность в собственном «Я» в подростковом и юношеском возрасте практически одинакова, но озабоченность своим будущим «Я» резко возрастает. Поэтому и мотивация «покопаться в себе» достаточно сильно возрастает.

Этот путь, сценарий своей будущей жизни неразрывно связан с ценностями и смыслами. Замысел своей жизни, своего будущего, формируемый как следствие личностного самоопределения наполнен смыслами, которые имеют некую значимость для подростка. Этот самый замысел, хоть и обладает собственными смыслами, должен быть вписан в систему ценностей общества. Подросток определяет себя как личность, то есть определяет себя относительно социокультурных ценностей и относительно смысла своего существование [9].

Таким образом, личностное самоопределение имеет ценностно-смысловую природу. Такое понимание личностного самоопределения согласуется с предлагаемым М.М. Шибаевой пониманием «самоопределения личности в культуре». Так, М.М. Шибаева [25] отмечает «…важность процесса самоопределения личности в культуре с целью выделения и обоснования для себя ценностно-смысловых оснований собственной жизненной концепции, а также выбора способов и форм ее реализации».

Таким образом, исходя из нескольких представленных подходов, личностное самоопределение в нашем понимании представляет собой сложное явление, возникающее на границе подросткового возраста и отвечающее за формирование у подростка знаний и представлений о себе.

Сегодня можно по-разному оценить уровень сформированности личностного самоопределения. Разные исследователи выделяют разные подходы к определению критериев этой самой сформированности.

Например, Т. А. Шульгина [26] выбрала в качестве критериев уровня сформированности три уровня: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Показателями эмоционального уровня является самооценка, преобладающие эмоциональные состояния, локус контроля. Одним словом, это система отношений с другими людьми и с самим собой. Что касается когнитивного уровня, то его показателями являются наличие целей, осознанность и иерархия ценностей. Особенности взаимодействия и активная занятость подростка в деятельности разного вида Шульгина относит к показателям поведенческого критерия.

22 стр., 10576 слов

Профориентационная работа с подростками и студентами

... профориентационной работе с подростками и студентами. Целью своего реферата я поставил изучение направлений профориентацинной работы с подростками и студентами, выявление особенностей профориентационной работы с ними через объективные и субъективные характеристики подростков и деятельности. Актуальность работы ...

Л. Н. Кузнецова [14] устанавливает три уровня сформированности у подростков личностного самоопределения на основе выделенных критериев:

1. Адекватная самооценка, то есть адекватное представление о

своих возможностях и способностях;

2. Информированность, как знания о своей личности, о

взаимоотношениях, о процессе и выстраивании общения, о своих правах

и обязанностях.

3. Отношение: как окружающим подростка людям, так и к себе

и к своим социальным ролям;

4. Коммуникативные умения, как умения понимать себя и свои

состояния, то есть уметь их улавливать и правильно интерпретировать,

умения пользоваться средствами общения, воспринимать других и себя.

На основе данных критериев выработаны следующие уровни

сформированности:

1. Самый первый уровень – «низкий». Он характеризуется

недостатком знаний подростка о себе, о своих способностях и

возможностях. Причем недостаток знаний видится в разных областях: в

учебной, общественной деятельности. Недостаток знаний в общении

приводит к некоммуникабельности и неумению разрешать конфликтные

ситуации.

2. Средний уровень характеризуется сформированными

знаниями о себе и о других в общении и разного вида деятельности.

Самооценка от этого становится более адекватной, но остается

нестабильной. Подросток со средним уровнем сформированности

личностного самоопределения обладает знаниями об общении и

применяет их.

3. Высокий уровень характеризуется владением знаниями о

себе, о других и о деятельности, Подросток обладает

коммуникабельностью и адекватной самооценкой.

Успешное самоопределение можно охарактеризовать пластичностью и гибкостью. Подросток, находясь в процессе активного личностного самоопределения, постоянно пробует. Новые социальные роли, новые виды деятельности, новые занятия. Во всем этом подрастающий взрослый ищет свое место. Из большого количества проб расширяется и спектр значимых ценностей. То есть успешное самоопределение подростка характеризуется широким спектром, а неуспешное – узким, или отсутствием ценностей. Соответственно, для успешного самоопределения характерно переживание осмысленности собственной жизни, а для неуспешного – ощущение и переживание бессмысленности.

Также, существенной чертой личностного самоопределения в старшем подростковом возрасте является заинтересованность в глобальных проблемах. Если подросток начинает интересоваться смыслом собственной жизни, проблемами существования и другими глобальными вопросами, а вдобавок еще и начинает обсуждать их со сверстниками, то он на пути становящегося личностного самоопределения.

Многочисленные пробы не появляются из ниоткуда. Потребность в самореализации еще одна характерная черта личностного самоопределения подростков. Именно удовлетворяя эту потребность, подростки постоянно находятся в жизненном поиске, активно участвуя в различных сферах жизни. Таким образом, чем шире диапазон активности, чем больше областей самореализации, тем успешней самоопределение. Еще одним условием самореализации является проявление своей индивидуальности и творческая деятельность. Именно такая самореализация считается успешной, так как подросток не следует готовым шаблонам и образцам, а действительно ищет свое место [8].

13 стр., 6491 слов

Готовность к риску как профессионально важная личностная предпосылка ...

... чертами личности предпринимателя и готовностью к риску существует зависимость. Задачи исследования: 1. Провести обзор понятий, в рамках которых осуществляется исследование: Описать психологическую специфику предпринимательской деятельности и область ее исследования ...

На основе анализа понимания личностного самоопределения разных авторов, нам удалось выделить составляющие личностного самоопределения. Исходя из различных подходов, мы определяем личностное самоопределение как формирование понимания о себе, отношения к себе, такому, какой уже есть и к другим. Это попытки гармонизации внутреннего ощущения этой жизни и внешнего, тех условий, которые несет общество; это поиск своего смысла и установка целей. Личностное самоопределение является инструментом при создании подростком собственной системы социокультурных представлений о своей жизни. Это определение себя относительно выработанных в обществе критериев личности.

Личностное самоопределение включает в себя:

  •  Ценности и смыслы;
  •  Представление о самом себе;
  •  Отношение к себе.

Эти составляющие буду взяты нами за основу дальнейших рассуждений.

3. Подходы и практики сопровождения личностного самоопределения

подростков во внеурочной деятельности

Личностное самоопределение является составляющей образовательных результатов основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) [10].

Стандарт предусматривает личностное самоопределение подростков, но ничего не говорит о пространстве его организации. Урочная деятельность не может дать в полной мере те условия, которые способствовали бы личностному самоопределению, потому что урочная деятельность решает другие задачи. Ответом на вопросы: «Где можно способствовать личностному самоопределению в подростковом возрасте?» для нас является деятельность внеурочная.

Внеурочная деятельность характеризуется как особый вид деятельности, осуществляемый по пяти направлениям развития личности: спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Внеурочная деятельность включает в себя систему занятий и общения учащихся после уроков. В нее могут входит и элементы учебной деятельности, направленные на воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательных интересов. Здесь учащимся предлагается включаться в различные общественные отношения и искать в них личностно значимый смысл [4].

То есть внеурочная деятельность это пространство для проб и для взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Такая деятельность может быть организована через разные формы. Выделяют такие формы как: конференции, факультативные занятия, встречи с интересными людьми, кружки, семинары и другие [12].

По нашему мнению, внеурочная деятельность может предоставить все возможности для реализации личностного самоопределения. Другой вопрос: «Кто будет это организовывать и за это отвечать?» Здесь ответом на вопрос может стать такая позиция, как тьютор. Внеурочная деятельность – это особое пространство взаимодействия, которая требует особой позиции педагога. Многие исследователи считают, что с течением времени меняется и роль педагога в педагогическом процессе. Вместо того, чтобы передавать знания и приводить обучающихся к «среднему ученику», сейчас задача педагога смещается в сторону развития индивидуальных особенностей ребенка. Видится переход от руководства к тьюторству [15].

Одной из целей внеурочной деятельности является содействие профессиональному и личностному самоопределению обучающихся, поэтому позиция тьютора необходима для обеспечения благоприятных условий и организации продуктивной деятельности подростка.

Практика показывает, что позицию тьютора может занимать педагог с тьюторской компетентностью. Это необязательно должен быть тьютор по профессии. Самое главное, чем эта позиция будет полезна обучающемуся.

Тьюторская позиция или тьюторская компетентность включает в себя:

  •  Налаживание и укрепление отношений со своим подопечным;

 Составление совместно с обучающимся индивидуальных

планов развития последнего;

  •  Развитие познавательного интереса обучающегося;

 Оказание помощи и поддержки обучающемуся в ситуациях

выбора;

 Формирование необходимых обучающемуся компетенций, а

не передача знаний;

— В основе работы тьютора лежит педагогическая деятельность и такое специфическое понятие как «тьюторское сопровождение». На наш взгляд, именно при реализации тьюторского сопровождения во внеурочной деятельности личностное самоопределение будет эффективней.

Чтобы это обосновать, разберемся в сущности тьюторского сопровождения.

Для начала, нужно отметить, что термин «сопровождение» имеет психологическую природу. Словарь русского языка определяет «сопровождение» как следование рядом с кем-то в качестве спутника или провожатого [24].

Вопрос в том, что сопровождать? Здесь это имеет большое значение. Если же мы говорим о личностном самоопределении, то психологическим сопровождением этого самого самоопределения будет помощь и поддержка в процессе изменения личности.

Личностное самоопределение — процесс многогранный и сложный. Им невозможно управлять извне. Именно поэтому мы говорим о сопровождении, в котором оба участника образования, и обучающийся, и педагог были на равных. Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может позволить управление своим самоопределением со стороны. Когда педагог осуществляет сопровождение личностного самоопределения, а не контроль, он не берет на себя всю ответственность за его результат. Его задача – установить доверительные отношения со своим подопечным и помочь ему разобраться в самом себе. Сопровождение – это совместные усилия педагога и подопечного по определению целей последнего, раскрытия его потенциала и осознания ценностей [17].

Личностное самоопределение нуждается в сопровождении, во-первых, изза того, что его ценность и значимость не раскрывается школьникам, поэтому оно оказывается недооцененным и опускается. Тьютор, как специалист, который может такое сопровождение организовать, озадачен показать эту ценность подростку.

Существенное отличие тьюторского сопровождения от психологического и педагогического заключается в том, что тьюторант действует самостоятельно. Он сам подбирает способы своей деятельности, совершает пробы [4].

Тьютор помогает анализировать случившийся опыт и вытаскивать из него характеристики подростка. Исходя из этого, можно сказать, что тьюторское сопровождение может осуществляться в отношении того, кто сознает, что это сопровождение ему необходимо. Иными словами, нужен запрос.

Таким образом, осуществление тьюторского сопровождения направлено на организацию благоприятных условий для личностного самоопределения, организацию самостоятельной работы тьюторанта и содействие в решении затруднений. Позиция тьютора и осуществление им сопровождения может поспособствовать более эффективному личностному самоопределению подростка через включение его в различные виды деятельности, образовательные события и другие приемы.

4. Организация и методики исследования личностного самоопределения

подростков

Для установления понимания условий, методов и технологий, необходимых педагогу для организации, а далее и сопровождения личностного самоопределения подростка в школе, нужно иметь представление о методиках исследования самого личностного самоопределения. В данном исследовании мы видим необходимость отобразить те методики, которые могут позволить тьютору или педагогу, находящемуся в тьюторской позиции, изучить характер личностного самоопределения подростка.

В работе педагога с подростком эти методики предстают в виде начального этапа работы. Последующие описанные методики позволяют педагогу начать работу и оценить уровень готовности и сформированности личностного самоопределения у подростка.

По-нашему мнению, подобранные методики должны соотносится с выделенными нами, ранее составляющими личностного самоопределения, и выполнять функцию диагностического инструментария работы тьютора.

Е. Б. Фанталова [15] предлагает нам методику «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах». Диагностика, проводимая по данной методике, позволяет определить, какие области ценностно-смысловой сферы подростка нуждаются в наибольшей проработке. Исходя из результатов проведения диагностики, можно понять, какие ценности, наиболее важны для тьюторанта, что для него наиболее значимо в жизни, соотносятся ли его глубинные мотивы с те, что он делает. Становится видны проблемы, вызванные расхождением желаемого и действительного, доступного

Автор предлагает нам сравнить сферы ценностей по степени значимости и доступности. Результатом диагностики является наглядное количественное отношение доступных и желаемых ценностей.

Такая методика может быть полезна в работе тьютора из-за ее многоплановости. Тьюторское сопровождение не заканчивается на проведении диагностики по заданной извне инструкции. Представленные автором методики сферы ценностей могут служить почвой для рассуждений и бесед, проводимых тьютором с обучающимся или с группой.

Что касается представлений подростка о себе, то здесь инструментом тьютора может выступать Я-образ. Я-образ позволяет подростку собрать в единую систему и зафиксировать представления о самом себе, понимание своих особенностей и возможностей. С помощью Я-образа можно оценить себя со стороны и проверить, соотносится ли его самоощущение себя с тем, что он предъявляет вне.

Для помощи в составлении Я-образа тьютор может использовать тест «Кто Я?» Куна и Мак-Портленда. Данная методика позволяет подростку в свободной форме зафиксировать описание себя с разных сторон. Тьютор же может судить об уровне развития рефлексии личности и уровне самооценки подростка.

Тест не занимает много времени и может обсуждаться в неформальной беседе тьютора и подопечного, что может поспособствовать раскрепощению обучающегося.

Если говорить о самоотношении подростка, то тьютор может использовать для работы «Методику исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева. Диагностика с использованием такой методики позволяет выявить чувство подростка в отношении собственного «Я». Тьютор может в зависимости от результатов диагностики, определить уровень закрытости, самоуверенности, саморуководства, самопринятия, самопривязанности подростка. Методика дает тьютору целостное представление о том, как подросток ощущает себя и относится к себе. Такие знания позволят педагогу грамотно выстраивать взаимодействие с подростком и организовывать сопровождение личностного самоопределения.

Используя вышеперечисленные методики в своей работе, педагог-тьютор может получить первичное понимание о сформированности личностного самоопределения у подростка, изучить его личностные особенности, то, что выделяет его и отличает от других. На основе этих выявленных особенностей подростка как личности, а не как индивида, тьютор может организовать тьюторское сопровождение.

Заключение

Проведенный теоретический анализ работ исследователей показал важность подросткового периода как этапа взросления. В представленной исследовательской работе подростковый возраст был раскрыт с разных точек зрения. Были раскрыты физиологические особенности подростков, психологические основания их изменяющегося поведения. Кроме того, подростковый период был рассмотрен с педагогической стороны. Подросток выступает субъектом образовательного процесса в школе и дополнительном образовании, и именно выстраивание отношений педагога с обучающимся является темой, которая волнует нас, как исследователей.

Способность к личностному самоопределению является одним из значимых новообразований подросткового возраста и дает возможность разобраться в себе. Мы рассмотрели личностное самоопределение с точки зрения различных научных областей, и выбрали для нашего анализа психологическую сторону вопроса. Проанализировав несколько подходов, обозначающих сущность личностного самоопределения, нам удалось сформировать свое понимание о сущности и составляющих этого психологического феномена. В работе были рассмотрены подходы отечественных и зарубежных авторов.

Выделенные составляющие были проанализированы. В исследовании была совершена попытка определения места личностного самоопределения в жизни подростка. Нами была выдвинута гипотеза о том, что личностное самоопределение подростка будет эффективно во внеурочной деятельности и с условием его сопровождения педагогом, находящимся в тьюторской позиции. Мы попытались найти теоретические основания для существования данной гипотезы в литературе.

Чтобы наметить некоторые конкретные шаги для изучения личностного самоопределения подростка, нами были подобраны диагностические методики, отвечающие за определение уровня личностного самоопределения конкретного обучающегося, его круга ценностей и выявления отношения подростка к себе и к другим.

Данное исследование позволило нам наметить условия для более успешного личностного самоопределения в подростковом возрасте, которые далее будут проверены в опытно-эксперементальной среде.

Список используемой литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/formirovanie-samoopredeleniya-i-napravlennosti-lichnosti-u-podrostkov/