Физического воспитания детей среднего школьного возраста

Актуальность. В настоящее время для школьного образования характерны существенные изменения в основании структуры и содержания собственного педагогического процесса: его целей и задач, средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Физическое воспитание здесь не является исключением. Также ведутся интенсивные поиски научно-обоснованных подходов по совершенствованию преподавания учебного предмета физической культуры, его направленности и содержания, разработки основ методики его преподавания на соответствующих ступенях обучения в школе.

Среди нашедших в последнее время научных подходов и концептуальных конструкций, определяющих пути совершенствования образования школьников в области физической культуры, можно выделить два из них. физический педагогический динамический

Первый ориентирован на преимущественное совершенствование основ физической подготовки учащихся в сочетании с относительным усилением предметного содержания физического воспитания учебным материалом по отдельным аспектам исторических и медико-биологических знаний в области физической культуры. Второй подход определяет необходимость в изменении структуры, содержания и направленности учебного предмета физической культуры, его непосредственного соотнесения с предметом физкультурной деятельности, с задачами по формированию личности учащихся, развитию их интереса и потребностей в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями.

Как результат научных поисков путей развития физкультурного образования в школе, в настоящее время Минобразованием РФ утверждены два типа учебных программ. Это программы по физическому воспитанию, подготовленные и образовательные программы по физической культуре, разработанные под общей редакцией. Наличие данных альтернативных программ обусловливает объективную необходимость не только в обосновании целесообразности привносимых в них новаций, но и актуализирует проблему разработки методических подходов по основам преподавания их учебного материала. Причем преподавания в условиях сохраняющихся форм занятий и объема учебных часов, предусмотренных для предмета физической культуры базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации [8].

Хорошо известно, что методическими основами физического воспитания школьников преимущественно являлись положения концепции сенситивных периодов, впервые предложенной . Эти концептуальные положения соотносятся с процессом физической подготовки школьников, который отражен в работах и многих других, и раскрывают особенности методических подходов по целенаправленному воспитанию физических качеств учащихся в соответствующие возрастные периоды школьного онтогенеза.

13 стр., 6261 слов

Методика преподавания физической культуры

... физического воспитания учащихся Задачи физического воспитания младших школьников такие: 1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию; 2) формировать двигательные умения и навыки; 3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, ... умений и навыков Эффективность обучения двигательным действиям зависит от методики проведения уроков, от того, как в процессе обучения ...

Вместе с тем, как подчеркивают в своих работах В.К.Бальсевич ; М.Я.Виленский ; Л.И.Лубышева ; А.П.Матвеев и другие авторы, принятая в настоящее время целевая установка школьного образования на целостное формирование личности учащихся делает очевидным недостаточность только концепции сенситивных периодов. Для совершенствования основ целостного педагогического процесса, разработки соответствующих методик преподавания учебного предмета, необходимо ориентироваться на развитие физической культуры личности учащихся как качественного свойства человека, проявляющееся в единстве физического, психического и нравственного здоровья, а так же в знаниях и умениях организовывать целесообразные формы занятий физическими упражнениями, приобретенными им в процессе физкультурной деятельности.

В связи с этим для теории физического воспитания становится актуальной проблема поиска научно обоснованных подходов по развитию основ школьного физкультурного образования, разработки современных педагогических методик, направляющих учебный процесс на единство физического ипсихического развития учащихся, формирования их личности в процессе освоения учебног предмета физической культуры.

С учетом указанных проблем был сделан выбор темы «Физическое воспитание детей среднего школьного возраста».

Цель исследования — изучение физического воспитания детей возраста среднего школьного возраста.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.Изучить физическое воспитания детей среднего школьного возраста

2.Рассмотреть возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста

3.Раскрыть основы методики развития физического воспитания детей среднего школьного возраста

Объект исследования — процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста, осуществляемый в школе.

Предмет исследования — методика развития физического воспитания среднего школьного возраста.

При написании курсовой использовался метод изучения и анализ литературных источников.

1. Физическое воспитание детей среднего школьного возраста

1.1 Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте

Многогранность задач, решаемых в среднем возрасте, позволяет согласно Гордияш И. А[1].

:

1) содействовать гармоничному физическому развитию, закреплению навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитанию ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения правил личной гигиены;

2) осуществлять дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка, плавание);

10 стр., 4524 слов

Эстетическое, физическое, нравственное воспитание детей со сложными ...

... окружающего составляет основу представлений. В педагогике сенсорное воспитание рассматривается как основа умственного, эстетического, физического, трудового воспитания ребенка. С учетом своеобразия развития детей со сложными нарушениями развития - эстетическое воспитание обучения направлено на решение следующих задач: 1. ...

3) продолжать развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;

4) формировать основы знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма; развивать волевые и нравственные качества; вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

5) углублять представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий и оказании первой помощи при травмах;

6) воспитывать привычки к самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта;

7) вырабатывать организаторские навыки проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

8) формировать умения адекватной оценки собственных физических возможностей;

9) воспитывать инициативность, самостоятельность, взаимопомощь, дисциплинированность, чувство ответственности;

10) содействовать развитию психических процессов и обучению основам психической саморегуляции.?

Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте выделяет Еркомайшвили, И.В[2].

:

  • Образовательные: совершенствование приобретенных ранее и овладение новыми двигательными умениями и навыками;
  • обеспечить понимание значения физических упражнений для организма;
  • ознакомление с основами самоконтроля и оказания первой помощи при травмах. Выработка организаторских и судейских навыков. Дальнейшее развитие физических качеств: координационных способностей, быстроты, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости.

Оздоровительные: укрепление здоровья, закрепление навыков правильной осанки и устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, содействие гармоническому физическому развитию.

Воспитательные: воспитание позитивных черт личности (дисциплинированности, инициативности, ответственности).

Содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

1.2 Возрастные особенности физического развития и физической подготовленности детей среднего школьного возраста

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.

В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.

В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек — в 11-12 лет.

Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1-2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.

У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам[7].

В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).

Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 1, 2 представлены Кретовой И.Г[5].

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.

Таблица 1 Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (\%)

Физические способности

Среднегодовой прирост

Общий прирост

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Скоростные

3,9

2,9

15,4

11,5

Силовые

15,8

18,4

79,0

92,0

Общая выносливость

3,3

2,1

13,0

8,4

Скоростная выносливость

4,1

1,0

16,4

4,0

Силовая выносливость

9,4

3,3

37,5

13,1

Таблица 2 Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11-14 лет (\%)

Суставы

Гибкость

активная

пассивная

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных

-0,1

-1,4

-0,8

-1,7

Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах

-1,7

-2,6

-3,4

-2,3

Подвижность различных отделов позвоночного столба:

— тазобедренный сустав при сгибании туловища

— нижнегрудной поясничный отдел верхнегрудной отдел

— шейный отдел

3,4

5,1

11,6

6,0

10,4

20,0

6,4

4,1

2.1 Особенности методики

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий выделяет Мухина М.П. [8] (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

Физическая активность подростка реализуется, прежде всего, в организованных формах — на уроках физкультуры, физкультпаузах, во время активного отдыха, турпохода и т.п. Значительная часть подростков занимается в спортивных секциях. Для всех остальных обязательны ежедневная утренняя зарядка и еженедельные двух — трехразовые самостоятельные тренировки. Общая продолжительность занятий 70 — 90 мин.

Независимо от формы занятий существенным элементом физической подготовки подростков являются соревновательные нагрузки, участие в различных состязаниях пишет Столяров В.И[12].

Следует максимально использовать потребность детей среднего возраста в состязаниях, предоставлять им широкие возможности помериться силами со спортивными соперниками. Виды соревнований желательно разнообразить с тем, чтобы предоставить ребенку как можно больше шансов на успех.

Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях, необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся пишет Манюхин А.И. [6].

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное.

2.2 Средства физического воспитания

Основными средствами физического воспитания детей 12-15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся пишет Хазова С.А., Бгуашев А.Б. [14] :

  • Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражнения в построениях и перестроениях;
  • 2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении;
  • 3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1-3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками;
  • 4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах;
  • 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега);
  • 6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др.).

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

Легкоатлетические упражнения: 1) бег с высокого и низкого старта (10-60 м); 2) бег с ускорением (20-50 м); 3) бег с максимальной скоростью (40-80 м); 4) бег в равномерном темпе: мальчики — до 20 мин; девочки — до 15 мин; 5) кросс; 6) прыжки в длину с разбега с 9-13 шагов способом «согнув ноги»; 7) прыжки в высоту с разбега с 6-8 шагов способом «перешагивание»;

8) метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики — с расстояния 8-18 м, девочки — 8-14 м;

9) метание малого мяча на дальность с разбега и др.

Лыжная подготовка: 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах в движении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).

Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных — флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др.).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25-50, 100-150 м; 3) игры и развлечения на воде.

Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши).

Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств пишет Никитушкин В.Г. [9] .

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что в настоящее время для школьного образования характерны существенные изменения в основании структуры и содержания собственного педагогического процесса: его целей и задач, средств, методов и форм организации учебной деятельности школьников. Физическое воспитание здесь не является исключением. Также ведутся интенсивные поиски научно-обоснованных подходов по совершенствованию преподавания учебного предмета физической культуры, его направленности и содержания, разработки основ методики его преподавания на соответствующих ступенях обучения в школе. Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте являются: образовательные, оздоровительные, воспитательные.

Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов.

Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости. Особенностью урочных форм занятий с детьми среднего школьного возраста является углубленное обучение базовым видам двигательных действий (гимнастика, легкая атлетика, лыжный спорт, спортивные игры, плавание).

В подростковом возрасте увеличиваются индивидуальные различия детей, что необходимо учитывать в обучении движениям и при развитии двигательных способностей. В этой связи для группы школьников и отдельных учащихся следует дифференцировать задачи, содержание, темп овладения программным материалом, оценку их достижений. Дифференцированный и индивидуальный подход особенно важен для учащихся, имеющих или низкие или высокие результаты.

При выборе средств и методов, используемых на занятиях; необходимо в большей мере, чем в младшем школьном возрасте, учитывать половые особенности учащихся.

Соотношение практических методов (игрового, строго регламентированного упражнения) примерно равное. Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств .

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://psychoexpert.ru/kursovaya/fizicheskoe-vospitanie-detey-srednego-shkolnogo-vozrasta/

1.Гордияш И. А. Модель организации учебно-воспитательного процесса по формированию физической культуры личности учащихся среднего школьного возраста : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Гордияш Ирина Анатольевна.- Волгоград, 2009.- 162 с.

2.Еркомайшвили, И.В. Основы теории физической культуры // курс лекций. — 2009. — Екатеринбург. — С. 15-30

3.Зданович, О. С. Моделирование организации школьного спорта на основе спортивного клуба : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Зданович Ольга Сергеевна.- Чайковский, 2011.- 205 с.

4.Злобина М. Е. Построение уроков физической культуры с учащимися 5-6 классов подготовительной медицинской группы на основе стандартных двигательных заданий : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Злобина Марина Евгеньевна.- Воронеж, 2009.- 333 с

5.Кретова И.Г. Особенности физического развития детей и подростков в Самарском регионе / И.Г. Кретова, Н.Б. Серебрякова, А.И. Манюхин, М.Е. Русанова // Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века: Сборник трудов IV-ой международной научно-практической конференции. — Москва-Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2007. — С. 220-223.

6.Манюхин А.И. Показатели физического здоровья детей и подростков в динамике обучения в среднем образовательном учреждении / А.И. Манюхин // Механизмы функционирования висцеральных систем: V Все российская конференция с международным участием, посвященная 100 летию со дня рождения В.Н. Черниговского. — Санкт-Петербург: Изд-во «Туруссел», 2007. — С. 188-189.

7.Манюхин, А.И. Соматофизиологическая характеристика физического развития детей и подростков г. Самары: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук: специальность 03.03.01 <Физиология> / Манюхин Артем Игоревич. — Челябинск: 2010. — 24 с.

8.Мухина М.П. Физкультурное образование школьников:учеб. пособие/М. П. Мухина; Сибирский гос. ун-т физ. культуры и спорта.-Омск:Изд-во СибГУФК,2014.-400 с.

9.Никитушкин В.Г. Физическое воспитание в школе.учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 034300(62) — Физ. культура/В. Г.Никитушкин, Н. Н. Чесноков, Г. Н. Германов.-Москва :Физическая культура,2014.-250 с.

10.Романова, К.Е. Модель методической системы формирования и развития педагогического мастерства будущих учителей технологии : монография / К. Е.Романова. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. — 220 с.

11.Сидорова, И. Ю. Параметры физического развития детей, обучающихся в школах города Иркутска : диссертация … кандидата медицинских наук : 14.03.01 / Сидорова Ирина Юрьевна.- Красноярск, 2010.- 184 с.

12.Столяров В.И. Состояние и методологические основы разработки новой теории физического воспитания: Монография. — Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2013. — 204 с. 13.Строшкова, Н.Т. Педагогические особенности деятельности спортивного класса в общеобразовательном учреждении / Н.Т. Строшкова // Сборник тезисов докладов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Екатеринбург, 2011. — С. 110-112.

14.Хазова С.А., Бгуашев А.Б. Потенциал физической культуры и спорта в воспитании и развитии школьников: монография. — Майкоп, изд-во АГУ, 2012. — 154 с

15.Шакурова Л. Е. Физическое воспитание умственно отсталых школьников 12-13 лет оздоровительно-коррекционными средствами : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Шакурова Лариса Евгеньевна.- Набережные Челны, 2009.- 175 с.